помине кии ии ик иеечиои ENON CREE

А-ДНЯХ в Химкинский порт Москвы прибыл пароход «Профессор Menu

ков», на котором находился пловучий дом отдыха для комсомольского

НИ а intron иЩЬ Иен ООС sel weenie

шил путь по Волге от Москвы до Астрахани и обратно.

Отдыхающие останавливались во многих крупных волжских городах, ос.
матривали исторические места и достопримечательности. В Сталинграде комсо-
мольцы с пловучего дома отдыха присутствовали на пионерском параде и воз-
ложили венок на братскую могилу воинов, павших в дни героической обороны

Wennneeteanenenswesenen:

` Триков, плотников,

волжскюй твердыни.
НА СНИМКЕ: экскурсовод

ВЕРБЕР АЕ ВНЗ ЕВЕ БОЕ НУ УИ РНЕЗУА ТУТ ВЕВ Е БУЕЯ ОЗУ ЕЕ Я АОИ БИК Х Вузы уве

РЕЗОЛЮЩИИ ВМЕСТО, ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ

пловучего дома отдыха И. А. Попов зна-

актива столицы и Московской области. Пароход «Профессор Мечников» совер-
  комит комсомольцев с достопримечательностями гор. Ульяновска.

: i

:

мии чи а чи чачячаяичия

Фото А. Гусева.

ржкрнних ужавь СС

Сокольнический и Свердловский райкомы комсомола плохо помогают
в строительстве сельских электростанций

Строители сельских электростанций
нуждаются в помощи комсомольских орга-
низапий Москвы. Они ждут молодых элек-
ждут и самое разно-
образное электрооборудование.

Многие комсомольские организации
Москвы и области оказывают сельеким
районам действенную помощь. за лучшие
результаты в работе по электрификацил
сельского хозяйства в августе 1946 г.
переходящее Красное знамя МВ ВКП(б)
и исполкома Московского’ областного сове-
та присуждено Солнечногорокому файону,
& переходящее Красное знамя МК m MIR
BRIT (6) заводу «Красный  пролета-
рий». В получении высокой награды не-
малая заслута и комсомольских организа-
ций.

Но так обстоят дела далеко не везде.

— В этом оду, — говорит севоетарь
Сокольнического РК ВЛЁСМ тов. Забели-
на, — в Шаховском районе намечалось

пустить в действие несколько электро-
станций, над которыми шефотвует наш
район. Но... врях ли во-время будет за-
кончено оттоительство.

Тов. Забелина права. При таком учас-
тин, какое приняли комсомольские орга-
низации Сокольнического. района, строи-
тельство электростанций определенно за-
тянется. ‘

Завод, гле секретарем комитета KOMCO-

мола тов. Севостьянов, вуесте с Москов-

ким инетрументально-протезным заводом
должны были оказать помошь в ©трои-
тельстве Якинекой ГЭС. Инетрументаль-
ный завод кое-что сделал: завез тес, обу-
чил нескольких электромонтеров, послал
плотников. Но молодежь завода, гле сек-
ретарем Севостьянов. не знает о том, что

2 a

В КОМСОМОЛЬСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

Александр Жаров расска-
зал собравшимся © значе-
постановления
ВКП(б) «О журналах «Зве-
зда» и «Ленинград», а затем
по просьбе молодежи про-   в
читал свои последние сти-

К Доклад на тему «Мо-
лодежь сталинской эпохи»
был сделан научным сотруд-
ником Института Маркса—
Энгельса—Ленина тов, Ком-
панеец для комсомольцев и
молодежи 5-й меховой фаб-
рики Киевского района.

Доклад был прослушан с

HHH

хотворения.

большим интересом. После   да, где секретарем тов.   ными героям-комсомольнам
этого сосгоялся концерт ху-   Маркова, готовит выстав-   — Участникам Великой
дожественной самодеятель-   ку «История комсомола   Отечественной войны.
ности. завода». Ча выставке будут Сейчас комитет комсомола
Ж На заводе «Серп и м0-   представлены материалы,   завода готовится к проведе-
лот» состоялся вечер встрё-   фотографии, отображающие   нию комсомольско-молодеж-

чи комсомольского акгиваи

аленов литературного круж-   организации за
he ¢ п0-:6м Александром 15 лет.
Жаровым.

На строительстве № 7 треста «Строи-
тель» (Мытищи) занято много юношей и
девушек. Но никто не заботится 0б их
быте и досуге.

Вот олно. из общежитий, в котором про-
живает около 400 молодых рабочих и ра-
ботниц. Четырехэтажный кирпичный дом
давно нуждается в капитальном ремонте.
Окна и рамы лестничных клеток разбиты.
Ерыша протекает и во время дождей вода
проникает даже в комнаты 2-го этажа. В
комнатах сырость, грязь. Постельное
белье меняется очень редко.

Во многих комнатах нет ни табуреток,
ни тумбочек. Во веем доме не найдешь ни
бачка, ни ведра е питьевой водой. Нет в

` доме и краеного уголка, где молодежь мёгла

бы почитать газеты, поиграть в пики
или шахматы.

А около дома нет не только спортивной
площадки, но даже самой обыкновенной
скамейки, сделать которую, как будто не
так уж трудно строительной организапии.

—— rr
ПО СЛЕДАМ НАШИХ ВЫСТУПЛЕНИЙ

«БОЛЬШЕ ВНИМАНИЯ ЭЛЕКТРИФИКАЦИИ
МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ»

В передовой статье под таким заголов-
ком («Московский комсомолец» № 108)
критиковался Клинский горком ВЛКСМ за
слабое участие в строительстве сельских
электростанний;

Обсудив статью, бюро ГК ВЛКСМ при-
знало критику правильной и отметило, что
строительство сельских гидростанций в
районе идет неудовлетворительно, а по-
мошь комсомольских организаций  недо-
статочна.

Райком ВЛКСМ провел совещание сек-
ретарей сельских комсомольских органи-
заций, на котором обсуждались статья и

ж Комитет ВЛКСМ заво-

деятельность комсомольской

\ По инициативе комите-

ели ;
[lucomo 6 pédaKkuuio

ТАМ, ГДЕ НЕТ ЗАБОТЫ 0 БЫТЕ МОЛОДЕЖИ

их предприятие пефотвует над строятель-
ством станции. Да это и понятно. В рай-
коме в июне ‘обсудили решение MIR
ВЛКСМ об участин комеомольоких орга-
низаций в строительстве электростанций
и на этом уюпокоилиеь. Прошел июнь,
июль. В августе решили заслушать на
бюро сообщения нескольких организаций
о проделанной работе. И опять потоворили
и успокоились. А роликов и шурупов вме-
сто сорока тысяч собрано веего лишь He-
сколько ‘десятков. В райкоме лежат 68
розеток вместо 3 тысяч, 47 лампочек
вместо 1500. ит. д.

В Сокольническом райкоме комеомола
мало собрано электрооборудования, зато
много было принято Тезолюций. Аккурат-
но полииты тетения бюро райкома по
этому вопросу, списки матезиалов, кото-
рые должны сдать предпреятия.

Тажое же бесотрадное положение в
Сверлловеком районе. Ни на бюро рай-
koma BRCM, ua na совещании секрета-
рей не обсудили pemeana MIR BARCM o

помощи комсомольских ‘организаций в
строительстве сельских электростанции.
—- Активно помогать строительству

электростанций. конечно. надо. Это одна
из серьезных задач комсомольских орга-
низащий. — говорит секретарь Свердлов-
ского РК ВЛЕСМ тов. Качутин. — Ho ¥
Hac ло этого, откровенно говоря, не LOMA
еще руки. Уж очень много дел.

Олно яено: комсомольские ортанизадия
Сверлловекого и Сокольнического районов
не выполняют своих обязательств по ока-
занию помощи в строительстве сельских
электростанций.

3 К. ЛЕЙЧЕНКОВА.

та ВЛКСМ завода им. Вла-
димира Ильича на-днях бы-
ло организовано коллектив-

UK

ное посещение выставки
«Комсомол и молодежь

Великой Отечественной
войне».

Молодежь. познакомилась
с материалами, посвящен-

ного собрания, на котором
посетители выставки acm
скажут о своих впечатле-
ниях, любимых героях.

последни 5

Такая же картина и в других домах. В
столовой вечно очереди: то` нехватает та-
буреток, то нет посуды, то обед не готов
к назначенному времени.

Комендант тов; Бутенко не знает, как
живут ив чем нуждаются рабочие. Она
очень редко бывает в общежитии. Еще
меньше осведомлен об этом заместитель на-
чальника строительства по быту тов.
Шилдин, который давно не заглядывает в
рабочие комнаты.

Вопрое 06 общежитиях много раз 05-
суждалея на партийных и комсомольеких
собраниях, на  пленумах  постройкома.

В конце августа была общепостроечная
конференция, на которой огчитывалась
председатель постройкома тов. Корптикова.
Конференция обязала хозяйственнийов и
постройком не позднее 15 сентября за-
кончить ремонт общежитий и обеспечить
их дровами. ;

(Сентябрь прошел, а в общежитиях —
никаких перемен. А. ЛУЗГИНА.

мероприятия по усилению помощи‘ комсо-
мольцев и молодежи села строительству
Рогатинской и Воронинской электростан-
ций. ~

Для ‘быстрейшего окончания строитель-
ства Рогатинской ГЭС горком ВЛКСМ на-
правил туда на один месяц бригаду в
количестве 20 человек. Кроме Toro, Ha
строительстве этой электростанции  про-
ведено два воскресника с участием моло-
лежи городских предприятий и учащихся
ремесленных училищ. В воскресниках
участвовало 100 человек, которые вынуля
свыше 225 кубометров земли.

московский

Вышел из печати второй том Сочинений
И. В. Сталина. Во второй том вопли про-
изведения, написанные товарищем
Сталиным ‘в период столынинской резк-
ции и Нового еволюпионного под’ема
(1907—1913 годы).

Это было время тяжелых испытаний как
ддя партии, так и для народа. Носле пора-
жения революции 1905—1907 гг. силы
реакции, об’елинивтиись, перешли в насту-
пление. Цатюкое правительство дупгило вее
живое. Самые. свирепые удары оно обру-
шило прежде всего на партию большеви-
Ков.

Произведения второго тома раскрывают
валичественную картину‘ борьбы больше-
виков в обстановке столыпинской реакция
за создание партии нового типа, являющей-
ся образпом партии социальной: революции.
Под руководством большевистской партии,
во главе с Шениным и Сталиным, рабо-
чий классе и трудящиеся массы Росеии
одержали победу в 1917 году, установили
диктатуру пролетариата и Советскую
власть. ь

в

; Накануне У c’esza РОДРИ и на самом
с’езде, состоявшемся в мае 1907 года, эд-

1 пим из основных вопросов борьбы межлу

большевиками и меньшевиками был вопрос
о тактике, об отношении к буржуазным
партиям. Меньшевики, скатившись в б6ло-
то оппортунизма, стали проводниками
буржуазного влизвия на рабочий класс,
агентами буржуазии в рабочем классе. .

Большевики оказались единственной ре-
волюционной, марксистской силой в партия
и в стране.

В произведениях: «Предисловве к rpy-
зинскому изданию брошюры К. Ваутекого
«Движущие силы и перспективы ‘русской
революции», «Самодержавие кадетов иля
самодержавие народа?», «Иролетариат б0-
рется, буржуазия заключает союз © прави-
тельством», «Передовой пролетариат и пя-
тый с’езд партии», «Лондонский <’езд
Российской Соплал-Демократической Pado-
чей Партии (Записки делегата)» товарищ
Сталин © потрясающей”силой клеймит по-
зором измену меньшевиков делу рабочего
класса и революпии.

Выяенив суть разноглавий между боль-
шовиками и меньшевиками по вопросам
тактики, И. В. Сталин указывает на четы-
Te важнейших вопроса, которые раска-
лывали РОДРИ на большевиков и мевь-
певиков. Нервый из них — «это вопрос
06 общем характере нашей революпии»
(стр. 2). На этот вопрос меньшевики отве-
чали, что русская революция — простое
повторение франпузокой позолюции 1789
года. Раз революция у нас буржуазная, го-
ворияи они, то ясно, что дхуководящей силой
ее должна быть буржуазия, а пролетарнат
— лишь помощником буржуазии.

Товарищ Сталин, формулируя ответ
большевиков, писал: «Большевики же го-
ворят: правда, нана революция является
буржуазной, но это вовее не означает, что
она является повторением французской pe-
вотюции, что ею непременно должна оуко-
водить буржуазия, как это случилось во
Франлии. Во Франпин пролетариат поед-
ставлял собой малосознательную и неорга-
низованную силу, воледствие чего гегемо-
ния В революции осталась за буржуазией.

сравнительно более сознательную и орга-
низованную симу, воледетвие чего он уже
не довольствуется ролью придатка буржуа-
зни и как наиболее революционный класс
становится во главе современного движе-
ния» (стр. 3). * 4

Сущность разногласий по второму Bompe-
CY сводилась ® следующему: «может ли
либеральная буржуазия, по крайней мере,
быть союзником пролетариата в нынешней
революции?» (стр. 4). Меньшевики стре-
милиеъь доказать, что русская буржуазия,
хотя и колеблется, но она несомненно
иримкнет к революции и безусловно сыгра-
ет революционную роль.

По-иному отвечали большевики, иному
учил товарищ Сталин. Он прежде всего
указывал, что «там, гле пролетариат бо-
ретея сознательно, либеральная бупжуазия
переютает быть революниечной» (стр. 4).

Единственным союзником пролетарната,
учил товарищ Сталин. будет революцион-
ное крестьянство, и если рабочие и крееть-
не поддержат друг другз, то победа, пево-
люции будет обеспечена. Без этого победа
революции невозможна.

В-третьих, пазногласяя были по вопюо-
су о том, какие классы должны одержать
победу в нашей революции и, стало быть,
какие класеы должны стать у власти.

Товарищ Сталин. формулируя ответ
большевистской партии, писал: «Рольше-
вики утверждают, что так как главными
силами нынешней революции являются
пролетариат и крестьянство, так как п)бе-
да их без взаимной поддержки невозможна,
— ти власть завоюют именно они, пэ-
этому победа ревслюпии будет предетавлять
собой диктатуру пролетариата и крастьян-
ства» (стр. 10),

Наконец, четвертый Bompoc: допустимо
ли Участие социал-демократии во времен-
ном революционном правительстве? Мень-
шевики, боясь вапугать буржуазию рево-
люпионностью пролетафиата и очищая для
буржуазни путь к власти, решительно ‘от-
вергали допустимость учаетия хоциал-ле-
мократии во временном революционном пра-
вительстве, которое возникнет после свер-
жения русского самодержавия.

Товарищ Оталин писал, что участие в.
временном правительстве «...не только до-
пустимо с точки зрения принципов, но н
необходимо будет практически, и это для
TOTO, чтобы <оциал-демократия достойным
образом защишала там, во временном ре-
волюпионком правительстве, интересы про-
зотарлата ‘и революции» (стр. 11).

Анализируя социальную основу тактики
большевлков и меньшевиков, товари

„Сталин делает вывод, что «большевизм —

КОМСОМОЛЕЦ

1 ческой республики,

У нас же пролетариат представляет собой‘

Меньшевики категорически отвергали.
революциенно-лемократическую диктатуру
пролетариата и крестьянотва. «...Вместо
диктатуры пролетариата и  крестьян-
ства, —`писал И. В. Сталин, —= мень-  .
шевики предлагают нам диктатуру каде-
тов» (стр. 10—11).

это тактик» настоящих пролетариев...
Меньшевизм — это тактика полубуржуаз-
ABIX элементов пролетариата»  (cTD.
49—50).

“Так товафит Сталин последовательно, в
большеристекой непримиримостью разобла-
чает меньшевиков, неопровержимо доказы-
васт, ‘что меньшевики, поддерживая каде-
тов, которые вели’ торг е самодержавием,
тем самым потхерживают и реакнаю.

I, a

Первая русская революция окончилась
поражением. Наступили тяжетые годы ©то-
лыпинской реакции. Перед партией вста-
ли новые, еложнейшие задачи:  отету-
‘пить организованно, спокойно; без паники,
вызести кадры из-под удара врага, пере-
строить работу сообразно сложившейся 0б-
становке, накопить сильз и. подготовиться
к новому наступлению. Решению этих важ-
нейших задач мешал тот тяжелый кризис,
который переживала партия в обстановке
CTOALLUMHCHOTO режима.

В произведениях: «Партийный кризис и
наани задачи», «Из партии», «Письма ©
Кавказа», «За партию!», «Письмо в ЦЕ
партии из Сольвычегодской ссылки» и в
других работах товари Сталин ведет
страстную и непоеклонную борьбу против
дезорганизаторов партии: ликвидаторов,
отзовистов, ультиматистов, богостроителей
и трэцкиетов. On дает глубокий анализ

причин кризиса, намечает пути выхода из)

него и отределяет задачи партия в новых
условиях.

В произведении «Ииюьма © Кавказа»
товарищ Сталин на примере закавказских
меньтевяков раскрывает истинную сущ-
ность ликвидаторства. OH показывает,
что меньшевики, в панике отступая, He
верят в возможность нового революцион-
ного под’ема, позорно отреклиеь от. тре-
бований программы и революционных л9-
зунгов нашей партии. Меньшевики пропо-
ведывали необходимость лаяквидации 0ево-
ЛЮЦиОЕНОЙ нелегальной партии.

Tozapum Сталин подчеркивал, что в
недалеком будущем неминуемо наступит
новый революционный под’ем.  Обязан-
ность партии — готовить массы в новым
битвам с самодержавием. Обосновывая не-
избежность нового революционного под’е-
ма, товарищ Сталин указывал, что при-
чины, вызвавшие революцию 1905 года,
не устранены, требования, за которыю на-
Тед поднимался на борьбу, не удовлетво-
фены. Крестьянство не получило поме-
птачьей земли, рабочие — 8-часового ра-
бочего дня, не было свергнуто самодержа-
pre и народ не получил республику.

Стало быть, основная. политическая
цель партии большевиков осталась
та же, что и в 1905 году: «... свержение
парекой, влаети и завоевание демократи-
дающие возможность
свободного развития классовой борьбы и
суганизации пролетариата в городе и де-
ревне,^ поднятия его культурного уровня
и широкой подготовки его сил к великой
бортбе за социализи» (стр. 187).

Но тактика партии не могла оставаться
такой же, какой она была в годы слав-
ных революционных схваток. Партия не
могла не считаться с новой обстановкой—
столынинекой реакцией. Тактику наступ-
ления надо было заменять тактикой 0бо-
роны, собирания сил, тактикой отвода
кадров в подполье и работы партии в
подполье. Нужно было сочетать нелегаль-
ную работу с работой в легальных рабо-
чих организациях. «...Легальные возмож-
ности, — писал товарищ Сталин, — в
иде союзов, клубов, — особенно. думской
трибуны должны быть использованы в
интересах сукреаления партии...» (отр.
266). .- .

Решение этих задач затруднялось на-
личием в рядах большевиков «ликвидато-
ров наизнанку» —— отзовистов, ультима-
тистов и богостроителей.

Товари Сталин организует беспошад-
ную борьбу с этими скрытыми недруга-
`ми партии. После глубокого анализа сущ-
ности «ликвидаторов наизнанку» товарищ
Сталин определил’ задачу партни по от-
ношению в ним: <..беспощадная идейная
борьба ‹ указанными течениями, группи-
рующимися вокруг меньшинства  редак-
ции *), являетея одной из настоятельных
отередных задач партийной работы» (стр.
168). is

Борьба против ликвидаторов открытых,
‘прямых врагов партии и ликвидаторов
зкрытых, прикрывающихея маркоистской
фразеологией, сочеталась у товарища
талина co строительством боевой, рево-
люпионной паютил.

Товариш Сталин ‘дал глубокий анализ
причин тяжелого состояния партии. В ра-
боте «Партийный кризис и наши задачи»
И. В. Оталин указывал: «Первое, что
особенно угнетает партию — это оторван-
ность ее организаций
(стр. 146). Игдалее: «Партия страдает не
только оторванностью от масс, но и оттого,
310 ее организации ничем не евязаны друг
$ другом, не живут одной партийной жиз-
нью, оторваны друг от друга» (стр. 147).

Затем товариш Сталин дает  всесто-

фонне обоснованный план преодоления
Еризиса: .

«Необходимо связать напти оотанизалии
< широкими массами — эта задача мест-
ная.

‚ Необходимо связать упомянутые орга-
низапия между собой, вокруг Централь-
ного Комитета партии, — эта задача цен-
тральная» (стр. 157).

Намечая пути решения этих залач,
товарищ Сталин раз’яенял, что «для 733-
решения местной задачи необходима, на-
ряду с общеполитической агитацией, агп-
тапия экономическая на почве острых по-
вседневных нужд, систематическое вмеша-
тельство в борьбу рабочих, создание и
укрепление  фабрично-заводеких партий-
ных комитетов, сосредоточение в руках
переловых рабочих возможно больше паф-
тийных функций...» (стр. 157). Для реше-
ния центральной задачи «...несбходима об-
шерусская газета, связывающая местные

*) Имеется в виду редакция больше-
вистского органа «Пролетарий». — Л. Ш.

революционного

от широких Mace»

Вторник, 8 октября 1946 г., № 122 (661)

организации с Центральным  Вомитетом
партии и об’единяющая их в одно целое»
(стр. 157). `

Ё этому вопросу товарищ Сталив вновь
возвращается в известном письме из” Соль*
вычегодекой ссылки, в котором он писал:

«По-моэму, для нас очередной задачей,
He терияшей отлагательства, является ор
танизация центральной (русской) пруппы,
об’единяющей нелегальную, полулегаль-
ную и легальную работу на первых по-
рах в главных центрах (Питер, Москва,
Урал, Юг). Назовите ев как хотите —
«русекой частью Цека» или вепомога-
тельной трупной при Цека — это безраз-
лично. Но такая группа нужна как воз-
дух, как хлеб» (‹тр, 211).

План товарища Сталина был принят
В. И. Лениным. Пражская партийная кон-
ференция, изтнавшая из рядов партии
меньигевиков, оформившая новую партию-——
партию большевиков, создала практи-
ческий центр дая руководства револю-
пионной работой в России: русское бюре
ЦК во гааве с товарищем Сталиным.
Русское бюро ЦЕ сыграло выдающуюся
роль в руководстве большевистской паф-

тией.
a UL.

Борьбу за боевую революционную нар-
тию В. И. Ленин и И. В. Сталин связы-
вали с сульбой всей страны. Они стави-
ли задачу вывести страну из Tere TYHH-
ца. в который она Obida 3aBexeHa CTOMLI-
пянской резкцией. Не решив этой задачи,
нельзя’ было избавить народные массы от
тнета царского абсолютизма и буржуазии,
от нищеты и невежества. Это можно бы-
IO сделать «..путем широкого народного
1 движения, руководимого
признанным историей вождем его, социа-
диетическим пролетарлатом...» (стр. 215).

Произведения второго тома Сочиненай
И. В. Сталина раскрывают величествен-
ную картину борБбы товарища Сталина
как руководителя русского бюро ЦК за
просвещение и ортанизапию рабочих и
крестьян. Центральное место здесь зани-
нают произведения, которые освещают
деятельность товариша Сталина в «Чрав-
де», отс руководство кампанией по выбо-
рам в Государственную Думу, руководство
большевистекой фракцией в Думе, руко-
водетво борьбой по завоеванию массовых
рабочих организаций.

В работах: «Избирательная борьба в
Петербурге № меньшевики», «Неразбери-
ха..», «Наши кавказские клоуны», «Раз-
тон Лумы и задачи пролетариата», «На-
каз  сопиал-демократическим депутатам
Ш Государственной Думы», «Наказ пе-
тербургских рабочих своему рабочему де-
путату», товарищ Сталин всесторонне
разрабатывает думекую тактику большие-
BRKOB, Это была новая революционная пам.
ламентекая тактика.

Раскрывая политический бмыел разго-
на царизмом II Государственной Думы,
И. В. Оталин писал: <...Разогнал парь
вторую Думу не зря и отнюдь не 663
цели. При помони Думы он хотел <вя-
заться с крестьянством, сделать его из
союзника пролетариата союзником правя-
тельства и, таким образом, оставив про-
лотарнат одиноким, изолировав его, рае-
строить дели революции, сделать невозмож-
ней ее побелу» (стр. 41).

Товарищ Сталин организует борьбу за
высвобождение крестьянства из-под влия-
ния либеральной буржуазии, за отход его
от кадетов, за поворот крестьянства в
сторону пролетариата, в сторону партии
большевиков. - ets

Используя думскую трибуну, большю-
вики, руководимые В. И. Лениным и И. В.
Сталиным, раз’ясняли крестьянам, что им
не получить из рук кадетов ни земли, ни
воли, что царь всецело за помещиков, а
кадеты поддерживают царя, что един-
ственная сила, на помощь которой можно
рассчитывать, — это пролетариат. «Свер-
жение парекой власти, — писал И. В.
Сталин, — и созыв Всенародного Учреди-
тельного Собрания — вот куда ведет нас
разгон второй Думы.

Война < изменнической либеральной
буржуазией, тесный союз © крестьянством
— вот о чем говорит нам разгон второй
Думы. ei

Задача ‘пролетариата ——= сознательно
стать на этот путь и достойно выполнить
роль вождя революции» (стр. 45).

Значение думской тактики большевиков
в истории нашей партин исключительно
велико. Большевики в Государственной
Луме и через нее. влияли на крестьян-
ство, разоблачали политику царского пра-
вительства и кадетов, собирали силы для
нового революнионного под’ема. «Без на-
гаядных Уроков думского периода гегемо-
ния пролетариата была Qs невозможна»
(Сталин). :

Исключительно мощным средством ук-

репления партийных организаций и завое-
вания влияния в массах была созданная
по инициативе И. В. Сталина, по указа-
нию В. И. Ленина, ежедневная больше-
виетекая газета  «Поавда».
д «Правда», руководимая товарищем
Сталиным, сумела вырастить и закалить
десятки тысяч рабочих — большевиков.
которые выдержали вее испытания в ус-
ловнях столытинекой реакции. Их не мог-
ли сломить никакие прееледования пар-
ского правительства.

В тяжелых  услозшях  столыпинской
реакции товарищ Сталин учил большеви-
ков умело пользоваться легальными воз-
можностями для сохранения и укоепле-
ния связи с широкями массами. Он учил
большевиков умению неустанно собирать
силы для нового наступления против
злеишето врага народов — русского са-
модержавия.

В произведениях: «Перед выборами»,
«Что говорят наши забастовки последне-
го времени?», «Экономический террор 1
рабочее движение», «Нефтепромышленни-
ки 06 экономическом терроре», «Совеща-
ние и рабочие», «К предстоящей общей
забастовке» И. В. Сталин < предельной
яеностью выясняет задачи профессиональ-
ных COW30B, HX роль и значеняе в спло-
чении и оргаяизации рабочего класса.

‚ Товарищ Сталин ведет гигантскую борьбу

вой артономии означало
дящихея каждой nanny
нальной буржуазии, создание искусствен-

fo ate ae Gaede sie a ne arp

2 a

за укрепление профессиональтых €010303,
за усиление влияния партий на. них.

На примере борьбы © нефтепромынглен-
никамн в Закавказье товарищ Сталин
учил весь фабочий класс России упораюй,
настойчивой и организеваньой 00250 с
предпринимателями.
) у IV.

Во второй том входит известная работа
товарнща Сталина «Маркоизм и Halno-
нальный вопросу. Эта работа была им на-
писана в конце’ 1912-—начале 1913 тг.
в Вене. Работа «Марксизм и националь-
ный вопрос» отвечала насущным потреб-
ностям. политической борьбы. партии боль-
мевиков в обстановке бушевавшего вели-
кодержавного шовинизма, вызвавшего от-
ветную. волну буржуазного национализма.

Оттределяя задачи партии в этой елож-
ной обстановке, И. В. Юталин писал: «B
этот трудный момент на воциал-демокра-
тию ложилась высокая миссия — дать
отнор национализму, оградить массы от
общего «поветрия». Ибо социал-демокра-
тия, и только она, могла сделать это, про-
тивопоставив нанионализму испытанное
оружие интернационализма, единство и не-
раздельноеть классовой борьбы. Й чем
ильнеа надвигалаеь волна национализма,
тем громче должен был раздаваться голос
соннал-демократии за братство и единство
‘пролетариев всех напиональнобтей Рос-
спи» (стр. 291).
(В своей классической работе «Марксязи
п национальный вопрос» товарнш Сталин.
всесторонне  разработал теорию националь-
ного вопроса, раз’яениля большевистекие
принципы интернационального силочения
пролетариев России, исчерпывающе 060е-
новал пути разрешения национального во
проса.

сновной удар И. В. Сталин направляет
против австрийской «теории» националь-
но-культурной автономии,  подхваченной
Бундом я меньшевиками в России. Разо«
блачая культурно-нащиональную автоно-
мию, как «утонченный вид нациюнализ-
ма», товарищ Оталин дал глубокий исто-
рический анализ условий и обстановки 0б-
разования и развития напий в националь-
ного вопроса:

Давая научное определение нации, И. В.
Сталин писал; «Нация есть исторически
сложившаяся устойчивая общность людей,
возникшая на базе сбщности языка, тер-
ритории, энономичесной мизни и психи-
ческого снлада, проявляющегося в общно-
сти культуры» (стр. 296).

При этом товарищ Сталин настойчиво
подчеркивает, что ни один из указанных
признаков, взятый в отдельности, не до-
статочен для определения нации. Только
в совокупноети эти признаки определяют
льнятие нации. Сталинское определение
нации имело огромное историческое зназ
чение для партин. революпионного ^ проле-
тариата.

Товарищ. Сталин дал уничтожающую
критику «теорин» культурно-напиональ-
ной автономии,
что базой этой «теории» являетея идеа-
лизм, утонченный буржуазный налпиона-
лизм. Требование  национально-культур-

подчинение тру“
«своей» напио-

ных перегородок между трудящимися раз“
личных напий, отрицаяие революционной
борьбы, как средстза разрешения нанио-
нального вопроса.

«Австрийны думают, — писал Й. В.
Сталин, — осуществить «свободу нацио-
нальностей» путем мелких феформ, мед
ленным шагом... OHH вовсе не расечитые
вают на коренное изменение, на демоврз“
тически-освободительное движение, кот
рэго у них не имеется в перспективе» (стр.
Sat); ,

Буржуазно-националистической = «т60-
рии» культурно-напиональной автономия
товарищ Сталин противопоставил полити-
ку пролетарского интернационализма. 0я
обосновал программу,  провозглашающую
мраво наций на самоопределение вплоть ©
самостоятельното государственного
ствования. Это программное требование
большевизма, обоснованное — товарящех
Сталиным, сыграло исторически исключи-
тельную роль в развертывании буржуазно-
демократической революции, сплочения
угнетенных народов Россия в борьбе про-
тив царского самодержавия.

Разоблачая политику буржуазии в ®
агентов в рабочем движении, И. В
Сталин указывал, что политика, <ознатель“
ного пролетариата‘ коренным образом от
личается от политики буржуазии, как бы
она ни маскировалась, ибо политика 0ур*
жуазии имеет пелью «...углубить и pas
дуть национальную борьбу. продолжить й
обострить национальное движение,

Именно поэтому не может стать сознз-
тельный пролетариат под «национальное»
знамя буржуазии» (стр. 311).

Товарищ Сталин показал  образпы
творческого марксизма в анализе воз
никновения национального вопроса, er
классовой сущности, в обосновании путей
пазрешения напиональной проблемы. Ра-
бота И. В. Сталина «Марксизм по напио-
нальный вопрос» способствовала 0б’едине
нию народов России в борьбе против 0й-
шего смертельного врага — паризма Е
буржуазии. Онь сыграла исключительную
Роль в определении национальной поли
тики нашей партии в условнях диктатуры
пролетариата, в борьбе за укрепление неру*
шимой дружбы нафолов СССР.

‚ Изучение гениальной  фабогы И. В.
Сталина помогает уяснить мудрость ле

винеко-сталинской национальной поли
ТИКИ.

суще-

ee
=

Произведения второго тома ярко рисуки
картину борьбы за партию, з» интеревы
народных масс в один из самых тяже-
лых периодов истории _ большевистской
партии.

Произведения товалуигиа Сталина ¢ 1?
разительной силой раскрывают глубоко
содержание истории и теорпи больлтевиз“
ма, способетвуют мобилизания нашей пар“
тни и всего сопетского нарола на борьбу
за построение коммунизма в нашей
стране. Л. ШАХОВСКОЙ,

веопровержимо доказал; +

В

al
J

2a
il

я

bee tg

\