ТАСС). Вчера

На сесени Гемеральной Авсамблеи организации

В комитетах

Генеральной

Ассамблеи

НЬЮ-ЙОРК, 2 ноября. —(Сленкорр,
начали работать комитеты
Генеральной Ассамблеи, которым поруче-
но рассмотрение вопросов, включенных в
ее повестку дня.

На заседании комитета № 3 по соци-
альным, гуманитарным и культурным во-
просам, происходившем под предселатель:
ством пелегата Новой Зеландии Беренд-
cena, был избран вяце-председатель ко-
митета поедставитель республики Коста:
Рика Гутьеррес. Оживленные дебаты раз-
вернулись вокруг избрания докладчика
комитета. Прошлой зимой на первой ча-
сти сессии Генеральной Ассамблеи в Лов-
доне на этот пост был избран пренета-
витель Норвегии Нун, который в настоя-
щее время в Нью-Йорке не присутствует.
Датская делегация предложила  азбрать
вместо него докладчиком представитель-
Hauy Норвегви Лионес. Однако  египет-
ский делегат внес предложение избрать
докладчиком представителя Саудовской
Аравии.

Делегат СССР Вышинский указал, что
советская делегация охотно бы поддер-
жала кандидатуру представителя Саудов-
ской Аоавии, если бы к этому не было
серьезного препятствия. Советская деле-
гация считает, ато ныненияя вторая чать
сессии Генеральной Ассамблеи является
прямым продолжением первой части про-
исходившей прошлой знмой в Лондоне.
Тогда было сформировано бюро комитета,
при выборах которого было уделено BHH-
мание географическому принципу, Т. е.
было обеспечено представительство 9a3-
ных стран. Нет никаких оснований пере-
сматривать сейчас распределение по хтэа-
нам руковолящих лин комитета. По этим
причинам советская лелегания поддержн-
вает предложение датской делегации из-
брать докладчиком представительницу
Норвегии Лионес.

Носле выступления Вышинского  преп-
ставитель Саудовской Аравии снял свою
кандидатуру. Представительница Норвегии
Лионес была единогласно избрана на
пост покладчика комитета.

Вслел за тем комитет перешел к об-
суждению повестки лня. Британский пред.
ставитель предложил выработать некий
«график» обсуждения вопросов. Внесенное
им предложение могло привести к тому.
что один из зажнейших вопросов, стояв-
ших в порядке дня комитета, а именно
вопрос о так называемых беженцах и пе-
ремешенных лицах был бы CKOMKaH A
отодвинут на задвий план. Вышинский

подчеркнул крупнейшее значение этого
вопроса, затрагивающего судьбы миллно-
нов людей. Он указал, что ‹<удьба этих
людей не может не волновать, не бесло-
коить их соотечестзенников. Опыт пока-
зал, что организация Об’единенных наций
не справилась с этим вопросом, хотя
разговоры о судьбе беженцев и переме-
щенных лин ведутся со дня ее создания.
Вопрос прошел через Экономический и
Социальный совет. а также через другие
органы, но не сдвинулся с места.

— Вероятно, — сказал Вышинский, —
вопрос о так чазываемых беженцах и пе-
ремещенных лнцах будет передан в под-
комитет, а потом вернется в комитег,
пройдет много ‘времени. пока наконен сз
докатится ‘до Генеральной Ассамблеи.
Между тем. это — вопрос не сложный.
Ок лишь трагично 4 фатально запуты-
вается. Требуется скорое и справедливое
разрешение этого вопроса. То нааправле-
ние, в котором он до сих пор обсуждал-
ся, нельзя признать правильным,
ская делегация возражает против ‘откла-
дывания этого вопроса и настаивает на
том, чтобы комитет поставил этот вопрос
в свою повестку дня первым вли ‘одачм
из первых.

Представительница Соединенных  Шта-
тов Элеонора Рузвельт заявила, что оча
согласна с советским делегатом Вышинским
в оценке важности вопроса о беженцах и
перемещенных лицах. Она согласилась ©
тем. что обсуждение этого вопроса нель-
зя ограничивать временем.

Комитет поручил председателю
ставить к следующему дню распорядок
работы. При этом все высказывающиеся
считали, что вопрос о так называемых бе-
женнах и перемещенных лицах должен

прел-

‘обсуждаться на одном из первых засе-

даний комитета.
жж

; *

Комитет № 5 по административным и
бюджетным вопросам приступил к рассмо-
трению предварительных бюджетных на-
меток организации Об’единенных наций
на 1946—47 г. ‘ :

Состоялось также заседание комитета
№ 4 по опеке, который избрал докладчи-
ком представителя Чехословакии Лисиц-
кого и наметил порядок своей работы.
Комитет № 2 по экономическим и финан-
совым вопросам избрал председателя ко-
митета — представителя Польши Кондер-
ского, а также определил порядок своей
работы.

Новые попытни атаковать
Совет Безопасности

НЬЮ-ЙОРК, 2 ноября. (Слецкорр.
ТАСС). Сегодня продолжали работать ко-
митеты Генеральной Ассамблеи, которым
переданы на рассмотрение вопросы, вклю-
ченные в повестку дня Ассамблеи. Наи-
большее внимание привлекло сегодня. засе-
дание комитета №  1 (по политическим. во-
просам), который рассматривал вопрос о
приеме новых ‘членов в организацию Об’е-
диненных наций. Согласно уставу Гене-
ральная Ассамблея принимает новых чле-
нов в организацию по рекомендации Совета
Безопасности. Как известно, Совет Безо-
пасности рассматривая заявления девяти
государств.

Единогласно было решена  рекомендо-
вать принять в организацию Об’единенных
наций Афганистан, республику Исландию и
Швецию. К рекомендации Совета Безопас-
ности приложена информация O TOM, YTO
рассматривавшиеся им заявления  Албанни,
Монгольской Народной Республики, а так-
же Ирландии, Португалии и Трансиорда-
нии Не получили елиногласного одобрения
постоянных членов Совета, а заявление
правительства Сиама было взято этим пра-
вительством обратно.

Рассмотрение вопроса о приеме новых
членов в организацию Об’единенных наций
было использовано определенной группой
делегаций для того, чтобы взять под o6-
стрел работу Совета Безопасности и вновь

PAPLPrLDL

поставить вопрос об
номочий.

Не успел председательстнующий `Ману-
ильский открыть заседание, как представи-
тель Австралии потребовал слово, чтобы
внести резолюцию относительно принципов
приема новых членов. Известно, что пред-
ставители Австралии уже давно добива-
ются ограничений прав Совета Безопасно-
стн. Требование делегата Австралии о вне-
очередном обсуждении внесенной им ре-
золюции не встретило поддержки.

Делегат США сенатор Коннэлли напом-
нил, что представители Афганистана, Ис-
ландии и Швеции ждут решения по их за-
явлениям и что откладывать такое реше-
ние было бы неправильно. Пфедседатель
указал, что согласно существующим пра-
вилам проекты решений должны представ-
ляться заблаговременно; проект резолюции
австралийской делегации не подлежит не-
медленному обсуждению. Австралийский

ограничении его пол-

делегат был вынужден отказаться от cBO- !

его претенциозного требования.

Рекомендация Совета
приеме в организацию Об’елиненных наций
Афганистана, Исландии и Швеции не встре-
тила в комитете никаких возражений и
была одобрена им единогласно. Однако уже
после принятия этого решения, когда ко-
митег должен был перейти к следующему

$

Совет-

комитет) было посвящено выборам доклад-

Безопасности ©!

создано два подкомитета:

московски я

КОМСОМОЛЕЦ

}бединениых Hallet

вопросу повестки дня, определенная груп-
па делегаций под видом «декларации» во-
зобновила прения по уже рассмотренному
вопросу, всячески настаивая на ограниче-
Haw прав Совета Безопасности в области
приема новых членов в Организацию.

Бросалось в глаза, что роль застрелыьщи-
ков в нападках на Совет Безопасности взя-
ли на себя представители ряда латино-
американских стран, которые, как уже со-
общалось, официально оформили свой блок
и репулярно собираются для уточнения об-
шей линии действий. Следует отметить при
этом, что делегат США `Коннэлли поддер-
жал требования о возобновлении ‘дискус-
сий, хотя решение о приеме новых членов
в организацию Об’единенных наций коми-
тетом уже было принято.

Представители Сальвадора, Мексики, Ар-
гентины, а также Египта в своих длинных
шумливых речах, извращая устав организа-
ции Об’единенных наций, ставили под. сом-
нение принципы, которыми руководствовал-
ся Совет Безопасности при решении вопро-
са о приеме новых членов в организацию
О5б’единенных наций. Эти делегаты демаго-
гически противопоставляли Coser Безо
пасности Генеральной Ассамблее. i

Советский делегат Вышинский обосноюван-
но протестовал против того, что указанная
группа делегатов самочинно навязала коми-
тету дискуссию о деятельности Совёта Без-
опасности в отношении приема новых чле-
нов уже после того, как по вопросу о прие-
ме новых членов в организацию Об’единен-
ных ваций было принято решение. Он указы-
вал, что развертывать вновь прения по ука-
занному вопросу можно было бы только в
том случае, если бы комитет отменил только
что принятое решение. .

«Конечно, — сказал Вьининский, — со-
ветская делегащия нисколько не возражала
бы против обсуждения деятельности Сове-

Гта Безопасности в отношении принятия но-

вых членов. Подобное обауждение не уро-

‚нило бы, а наоборот, укрепило бы авторитет

Совета Безопасности. Но такую дискус-
сию следовало провести-в свое время, пока
обсуждался вопрос о приеме новых членов,
а не поднимать ее заново после того, как
решение уже принято. Вопрос о деятельно-
сти Совета Безопасности в связи с приемом
новых членов можно было бы и специально
поставить на повестку дня комитета, HO OH,
как известно, выполняет лишь поручения
Генеральной Ассамблеи и не вйраве само-
стоятельно включать новые: вопросы в свою
повестку. Чтобы не путаться в юридиче-
ском крючкотворстве; —`я не сторонник
такого крючкотворства в отличие от тех,
кто, не являясь юристами, страдает этой
слабостью, — советская делегация не будет
возражать против обсуждения — поднятого
вопроса, но она решительно возражает про-
тив грубеймиих нарушений уставовленного
порядка работы, предпринимаемых ради
кон’юнктурных требований и в силу случай-
ных юридических соображений, порочных в
своей основе». ;
. Касаясь существа выступлений делегатов,
которые наетаивали на всяческих ограниче-
ниях функций Совета Безопасности в. отно-
шении приема новых членов в организацию
Об’единенных наций, Вьзнинский заявил:
‚ «Советская делегация не можёт согла-
ситься с тем, что Совет Безопасности дол-
жен стать автоматом, механически штам-
пующим свои решения. Он вправе решать
вопрос о рекомендациях в члены организа-
ции Об’единенных наций, всесторонне рас-
сматривая. его и оценивая все условия, ко-
торые должны быть приняты во внимание».
Вышинский подчеркнул, что выступления
указанной группы делегатов продиктованы
желанием лишний раз обстрелять деятель-
ность Совета Безопасности, атаковать его.
Навязанная комитету дискуссия не закон-
чилась. Она будет продолжена-на‘ следую-
щем заседавии. и
Заседание комитета

№ 6 (юридический

чика и обсуждению порядка дальнейшей
работы. Докладчиком избран представитель
Австралии Бэйли. Для ускорения разработ-
ки вопросов, стоящих на повестке дня,

На заседании комитета № 3 (по социаль-
но-гуманитарным ‘вопросам ‘и вопросам
культуры) обсуждалось решение Экономи-

ода

ческого и Социального Совета о заключении
международной конвенции по контролю над
торговлей наркотическими средствами.
Предложение Совета не встретило возра“
женийту делегатов, однако на заседании
возникла бурная дискуссия в связи © тем,
что делегация Аргентины внесла предложе-
ние не принимать рекомендации об исклю-
чении Ффранкистской Испании из числа
стран-участников конвенции. Известаю, что
британская делегация внесла аналогичное
предложение при обсуждении этого вопроса
Экономическом и Соннальном Совете, Оно
было. отвергнуто Советом. В комитете бри-
танская делегация не решилась выступить
с ним. Представитель СССР Феонов в своем
выступлении категорически высказался про-
тив предложения делегации Аргентины.

Выступление представителя СССР было
юддержано делегатами Чили, Чехослова-
кии и Франции. Представители Венекуэлы,
Южно-Африканского Союза и Гватемалы
предложили отложить обсуждение вопроса
о:заключении международной конвенции O
торговле наркотиками до того, как комитет
№ 1 рассмотрит вопрос об отношении Об’-_
единенных наций к Франкистскому режиму
в Испании. Комитет принял предложение
`Экономического и Социального Совета.

. Комитет № 5 (по административным и
бюджетным вопросам) обсуждал проект
бюджета организации Об’единенных наций
‘на 1946—47 г. В ходе обсуждения этого во-
‘проса выступил представитель делегации
 СССР Гусев, который указал, что расходы
Организации ‘должны проводиться с макси-
мальной экономией и не должны быть тяже-
лым бременем для членов Организации,

`Русез напомнил, что штат сотрудников
Организации на 15 октября составляет 2.992
‘человека.

`Разбухший аппарат Генерального секрета-
риата подготовляет в огромных количест-
вах различные документы, затрачивая много
труда и средств на их составление и рас-
смотрение. В прессе упоминается, что се-
кретариат изготовляет миллион страниц
различных документов. Правда, при этом
не указывается, какое количество страниц
солержит в себе что-либо полезное для
народов Об’единенных наций. Этот бумаж-
ный поток может захлестнуть Организацию.

«В качестве примера, — сказал Гусев, —
я хотел бы указать на доклад комиссии по.
разоренным райснам. Она полгода изучала
вопрос о помощи разоренным районам и со-
ставила доклад на 446`страниц. Этот доклад
будет изучаться. Повидимому, потребуется
еще полгода, чтобы разобраться в. нем, и
может, появится новый доклад по этому
вопроёу. Между тем разоренные террито-
рии пока не получили реальной помощи в
результате работы этой комиссии. Такая
практика, не давая никакой помощи разо-

ренным районам, приносит разорение самой

организации Об единенных наций
Вот.почему советская делегация пред-
лагает обратить.самое серьезное внимание

на, штаты, структуру и организацию всей
!

работы секретариата с тем, чтобы сократить
непроизводительные расходы, сэкономить
труд. и направить внимание Генерального

секретариата на выполнение основных за-
дач, стоящих перед Организацией. Совет-

ская делегация предлагает сократить аппа-

рат Генерального  секретариата Ha 30 —
40 процентов. Когда будет действительная

необходимость. можно будет рассмотреть
вопрос об увеличении штата.

„Нроектом бюджета прелусматривается фи-
нансирование специальной ‘ программы по
общественной. информации. Предполагается
учредить 1Ю отделений департамента ин’
формации, создать радиостанцию и приобре-
сти. радиостанцию Лиги наций в Женеве.
Советская делегация считает, что такая
широкая программа не может быть приня-
та, так как она отвлекает внимание Орга-
низации на другие, не свойственные ей
функции. Народы ожидают от организации
`Об’единенных наций практической, полез-
ной работы, а не пропаганды».

Советская делегация внесла также ряд
других предложений, осуществление кото-
рых позволит значительно сократить проект
бюджета на 1947 год прежде всего путем
‘сокращения аппарата Генерального. секрета-
риата и уменьшения затрат на различные
мероприятия, не свойственные деятельности
организации Об’единенных ваций.

Вторник, 5 ноября 1946 г.,

Заявление Г. М. Лимит

№ 134 (673)

SA A TS
ee sep a

+

иностранным корреслонд2нтам

СОФИЯ, 2 ноября. (ТАСС). Все газеты
Отечественного фронта опубликовали со-.
держание беседы Г. М. Димитрова с ино-
странными корреспондентами, посетившими
его 29 октября.

Как вы знаете, сказал Г. М. Димитров,
в результате выборов Отечественный фроит
получил подавляющее большинство манда-
тов в Великое Народное собрание. Цент-
ральное место в этом. большинстве. зани-
мает Болгарская рабочая партия коммуни-
стов. На этом основании рабочая партия
коммунистов в. соответствии с парламент-
скими традициями могла бы составить свое
собственное правительство, как это сдела-
ли, например, английские лейбористы,
когда побелили на последних выборах. Но
я лично считаю и, по всей вероятности,
наша партия так решит, что будущее пра-
вительство Болгарин не будет по своему
составу чисто коммунистическим. Оно бу-
дет правительством Отечественного фрон-
та, а это означает, что в составе прави-
тельства будут и представители ‘других
партий Отечественного фронта, но без пред-.
ставителей оппозиции. Однако, если в бу-
дущем из оппозицин, представленной в Ве-’
ликом Народном собрании, сформируется
Такая группа депутатов, которая докажет,
что она. ведет чисто болгарскую  нацио-
нальную ‘политику, а не является иностран-
ной агентурой, тогда только может встать
вопрос о сотрудничестве между  прави-
тельством и этой группой. Сейчас такой
группы не существует,

Далее Г. М. Димитров подчеркнул, что
народ отдал большинство своих голосов
Рабочей партии коммунистов потому, что
хочет создания подлинно народной консти-
туции, уничтожения остатков фашизма в
стране, устранения из народного хозяйства
крупного спекулятивного и паразитическо-
го капитала, осуществления последователь-
ной демократической политикя и успешно-
го завершения священной борьбы за празо
на самостоятельное наниональное сущест-
вование страны ин народа.

Касаясь вопроса о том, как будут встре-
чены результаты выборов за. границей,
Г. М. Димитров сказал, что не может быть

они могли бы экономически,

сомнения. что результаты выборов в Бол-
гарии будут встречены с симпатией всеми
прогрессивными демократическими круга-
ми мира, Этв круги оценят результаты вы-
боров как вклад Болгарии в дело установ-
ления и укрепления демократии и прочного
мира между народами. Недовольны 0е-
зультатами выборов в Болгарии окажутся
картели, тресты и концерны, владельцы
фунтов стерлингов и долларов, которые хо-
тели бы иметь на Балканах, и, в частности,
в Болгарии, агентуру, © ПОМОЩЬЮ которой
а впоследст-
вии и политически поработить Балканы и
Болгарию. :

Отвечая на зопрос о взаимоотношениях
Болгарии после выборов с правительствами
Англии и Америки, Г. М. Димитров сказал,
что отрицательное. отношение к правитель-
ству Отечественного фронта обосновыва-

лось на утверждении, что оно недостаточно

представительно, что Болгария якобы уп-
равлялась меныпинством, а огромное боль-
шинство болгарского народа шло с онпози-
цией. Теперь можно ожидать, сказал Г. М.
Димитров, что Бирне и Бевин, а также дру-
гие государственные деятели посмотрят. на
цифры результатов выборов и заново оценят
факты, из которых явствует, что более 70

процентов голосов избирателей, поданных

за Отечественный фронт, явллются подав-

‘ляющим большинством. Короче говоря, ре-

зультаты выборов имеют для Болгарии
большое международное значение. Они
расчищают путь для нормализации между-
народного положения Болгарии. Опи помо-

гут Болгарии получить благоприятный и id
достойный мирный договор. Во всяком слу- — 4
чае, мы будем продолжать до конца нашу
борьбу за свободу, за национальную неза- i
BHCHMOCTb, 38 право Ha <амостоятельное
национальное существование. Болгарский с

народ не падет на колени. Он ие падет на
колени ни перед какими затруднениями по-
тому, что этот народ жил, рос и воспиты- 1
вался в постоянной тяжелой борьбе за свое
национальное существование.

В заключение Г. М. Димитров ответил на
ряд вопросов, поставленных иностранными
журналистами.

—юЮ0_—-
Делегаты Генеральной Ассамблеи возложили венок

‘на могилу

НЬЮ-ЙОРК, 3 ноября. (Спецкорр.
ТАСС). Сегодня делегаты Генеральной Ас-
самблен организации Об’единенных наций
посетили имение Гайд-парк, где родился,
жили был погребен президент
Франклин Рузвельт. Согласно его завеща-
нию, это имение передано в собственность
государства. Его посещают cOTHH тысяч
граждан СТА, воздавая дань уважения по-
койному президенту, который сделал так
много для об’единения миролюбивых наро-
дов в борьбе против фашистских агрессо-
ров. Почтить память Ф. Д. Рузвельта при-
была советская делегация во главе с ми-
нистром иностранных дел СССР В. М.
  Молотовым, которого сопровождали члены
  делегации А. Я. Вышинский, А. А. Громы-
ко, . В. Новиков, глава делегации Украи-
ны Д. 3. Мануильский и глава делегации
Белоруссия К. В. Киселев.

ПЕРЕД ВЫБОРАМИ В0 ФРАНЦИИ

ПАРИЖ, 3 ноября. (ТАСС). Лидеры <о-
 циалистической партии в своих предвыбор-
ных выступлениях. высказываются’ против‹
требуемого де Голлем общего пересмотра
конституции. Генеральный секретарь социа-
} листической партии Ги Молле сделал пред-
  ставителям печати заявление о том, что со-
} циалистическая партия осуждает выступле-
  ве де Голля и Что если «буржуазия счи-
  тает, что настал момент освободиться от
  традиционного республиканского порядка и
‚ создать «сильное правительство», то она
ошибается. Против нее братски об’единятся
все демократы».

_ Однако, как отмечает газета «Юманите»,
слова генерального секретаря социалистиче-
ской партии противоречат делам этой пар-
‹ тии: усиление реакционной опасности на-
лицо, но руководство социалистической
France gue продолжает отказываться от поли-
тики единства действий с коммунистиче-
ской партией. :

«Юманите» осуждает выступление де
Голля как попытку вернуть Францию к
условиям временного режима в момент,
когда перед страной стоят важнейшие за-
дачи экономического восстановления.

}

СОВЕТСКИЕ

СТУДЕНТЫ

_В ЧЕХОСЛОВАКИИ

В августе по приглашению чехословац-
кого правительства из Москвы. в Прагу
вылетела группа советских студентов, в
состав которой входили студенты Москов-
ского ордена Ленина Государственного
университета им. Ломоносова, Московско-
го авиационного института, Московского
энергетического института, Архитектурно-
го института, студенты Консерватории и
Государственного института театрального
искусства. Участникн., экскурсии ставили
своей целью ознакомиться с народом и
культурой братской Чехословакии, побли-
же узнать жизнь и интересы чехословац-
кой молодежи, студенчества.

_В течение месяца мы об’ехали почти всю
страну, посетили знаменитые туристские
места и курорты.

Незабываемое впечатление произвела Ha
нас Прага. Одна из самых старых столия
Центральной Европы, Прага расположена
на пересечении путей, связывающих Север-
ную Европу с Южной и Западную с Во-
сточной, Многовековая история оставила
глубокие следы на всем облике города.
Будучи в прошлом столицей Чешского ко-
ролевства, Прага воплотила в себе черты
славянского искусства. Звонницы, шпили,
зубчатые стены на холмах по берегам
Влтавы и в долинах придают городу чрез-
вычайно живописный вид.

Как и многие средневековые
Прага выросла из старого замка. Город
развивался вокруг двух центров:  Град-
чанского замка на правом берегу Влтавы
и Торговой площали на противоположном,
левом берегу Влтавы.

История Чехии — история беспрерывной
борьбы чехов с немцами за свою самобыт-
ную славянскую культуру и нанновальную
независимость. Эта борьба закончилась
только с приходом Красной Армии, ока-
завшей помошь восставшим  пражанам.
В память этого события на одной из
центральных площадей города на камен-
ном постаменте возвышается первый со-

города,

ветский танк, ворвавшийся в горол 9 мая

1945 г. Чешский народ с глубокой брат:

АДРЕС РЕДАКЦИИ: Потаповский вер. 8

ской благодарностью за свое освобожде- ,

ние относится к русскому народу. Это чув-
ствуется всюду. Именем товарища Сталина
названы площади и улицы в целом ряде
городов Чехословакии. Чехи свято чтут
память советских бойцов, погибших в 60-
ях с ненавистными фашистами. Приходя
‘поклониться праху павших героев, всюду
мы находили < любовью убранные могилы,
свежие венки и цветы. В Моравской
Остраве готовится прекфасная <скульптур-
ная группа на братскую могилу. Работает
над ней молодой талантливый скульптор

Конрад Бобрай. i

В стране существует Союз друзей Co-
ветского Союза, успешно работающий над
укреплением дружеских связей между ‘на-
родами Чехословакии и СССР; on стре-
мится удовлетворить возросший интерес
чехословацкой общественности к русской
культуре, к жизни и работе советских. лю-
дей. Любовь и интерес к Советскому Со-
юзу проявляются в большом и в малом.
1200 студентов изучают русский язык
на философском факультете Пражского
университета. о При ‹ университетах  oOp-
ганизуются кафедры истории СССР, эко-
номики СОСР и советского права. В шко-
max Чехословакии русский язык офици-
ально считается первым среди  иностран-
ных языков, и изучению его отводится
2—3 часа-в неделю. В Праге открыт мага-
зин русской книги. Книги русских авторов
можно видеть на витринах всех книжных
магазинов как в переводах, так и на рус-
ском языке.

Горячей любовью пользуется русская
песня. Ее можно услышать на улинах
каждого города Чехословакии. Мы виде-
ли и слышали, как по улице Праги про-
ходили школьники и, не зная о нашем при-

ная» на чешском языке, Нам самим всю-
ду приходилось петь по просьбе присутст-
вовавших на встречах чехов и словаков.

также студенты Югославии и Болгарии,
с которыми мы встретились в Чехослова-

{©0 стороны ул, Черньншевекого, ул. Кирова и Чвсотых . прудов).

сутствии, пели «Широка страна моя род-

Русскую песню прекрасно знают и любят

кии. Все они, кстати; как. и чехи, стра-
стно мечтают ноехать ‘в Советский Союз.
Теплый прием был оказан нам у мини-
стра информации В. Копецкого; который
на’ прощанье каждому из Hac подарил
иллюстрированную монографию о Праге.
Радушно встретил делегацию советских
студентов городской голова города..Праги
‚Вацек, энергичный ‘человек 65—70. лет,
который сам провел нас в подземелья,
где сохранились остатки зданий и улиц
Праги 1Х века. В одном из этих подзе-
мелий 5—9 мая 1945 г, помешался гене-
ральный штаб пражского восстания.

Неизгладимое впечатление произвела на
нас встреча с Густой Фучиковой — же-
ной известного чешекого ‘писателя-комму-
ниста,. бывшего редактора коммуниетиче-
ских газет «Руде право» и. «Творба», —
Юлиуса Фучика, казненного немцами в
1943 г. Высококультурный ‘писатель, чело-
век большой души и’ воли, неистощимо
жизнерадостный и твердо верящий в тор-
жество прогресса_ Юлиус Фучик своей
пламенной жизнью и героической смертью
впвисал прекрасную страницу В исто-
pmo борьбы чешского народа против
фашистских поработителей. Приговоренный
к смертной казни, в невыносимых усло-
виях тюремного заточения и жестоких пы-
ток Фучик продолжал бороться. На’ об-
рывках бумагн, которые с громадным ри-
ском приносил ему один из надзирателей-
чехов, Фуник писал свое последнае произве-
дение, названное ‘им «Репортаж с петлей
на шее». Эта книга звучит, как гимн
борьбы.

Произведение большой’ художественной
силы «Репортаж с петлей на шее» являет-
ся одним из самых значительных событий в
политической и культурной жизни Чехс-
словакии за последние годы.

В настоящее время Густа Фучикова го-
товит к изданию полное собрание сочине-
ний Фучика, куда войдут его литератур-
но-критические статьи, а также материалы
о Советском. Союзе, где он жил в качест-
ве корреспондента и который называл сво
ей «второй родиной».

С большим интересом осмотрели мы
«Ленинский зал» — комнату, где в 1912г.
проходила Пражская конференция боль-
шевиков. В памятной книге — записи на
всех языках мира,

“Нельзя не ушюмянуть о пражских теат-
рах. Особенной любовью у чехов пользует-
ся Национальный театр, выстроенный на
средства жителей Прагн. Над сценой кра-
сноречивые слова «Народ — себе» (из-
речение, ставшее теперь лозунгом новой
демократической .Чехословакии). В Наннио-
нальном театре мы слушали прекрасную
оперу Дворжака «Русалка», так напоми-
‘нающую своими славянскими народно-поз-
‘тическими мотивами нашу «Русалку» .Дар-
‚гомыжского. Слушали мы также глубоко
проникновенную музыку Смётаны — его
‘симфоническую поэму «Моя родина», во-
спевающую ‘сказочную природу ‘и леген-
дарную историю Чехословакии.
- В. течение месяца, проведенного в Че-
хословакии, мы: постоянно были окруже-
ны ‹ченскими и. слованкими студентами.
Мы посетили многие учебные заведения,
встречались со студентами в самой разно-
образной. обстановке. Одно: из. самых. доро-
гих воспоминаний оставило у нас пребы-
вание в международном студенческом ла-
гере «Груба Скала», организованном Сою-
зом-чехословацкнх студентов. Кроме чехов,
‚в лагере были. югославы, болгары, англи-
чане, датчане. Мы приехали в лагерь поздно
HOUbIO, около 2 часов. В старом замке, где
‚ помещался лагерь, поднялись шум и бегот-
ня; Мы переходили из. одного. дружеского
об’ятня в другое, все старались говорить
по-русски.
(i) Ha следующий день был вечер само-
неятельности. Поочереди показывали свое
искусство представители каждой страны.
Все. выступления носили ярко выраженный
‚национальный характер. Духом коллекти-
визма и революционного под’ема было от-
мечено выступление югославов. Чехи про-
демонстрировали свою прекрасную хоровую
декламацию, в которой так `ярко сказы-
вается музыкальность и певучесть чешско-
го: языка. Наше выступление прошло ¢
особым успехом.

< Болышое впечатление произвела на всех
игра студентки консерватории, лауреата
конкурса исполнителей 1946 г. Николае-
вой, исполнившей пьесы Рахманинова и
Чайковского. В тот же день вечером, по-
сле ‘ужина прямо в столовой югославские
студенты начали танцовать свой нацио-
‘нальный танец «коло» и петь
чмаршале Тито и русские песви. Мы при-

песни ©

соединились. Вечер вылился в настоящий
праздник славянской дружбы. Разошлись
только поздно ночью, по хорошему чен-
скому обычаю спев на прощанье красивую
и задушевную чешскую песню

ночи»,

По установившейся лагерной традиции
мы провели также вечер ответов на во-
просы. Все живо интересовались жизнью
советских студентов и молодежи, работой
молодежных организаций, спортивными
‘организациями, студенческими домами от-
дыха, спрашивали о нашей Конституции
н советской демократии. Мы пробыли в
лагере всего 5 дней; прощанье было тро-
гательно-теплым. :

Много дало нам знакомство с чешскими
горняками. Мы побывали на празднике
горняков, посвященном двухлетнему плану
восстановления ‘народного хозяйства и ста-
хановскому движению. Праздник прошел
с большим. под’емом. На торжествах при-
сутствовали члены правительства, премьер-
министр Готвальд, выступление которого
было встречено особенно тепло. Рабочие
торжественно обещали Готвальду с честью
выполнить двухлетний план. Побывав в
шахтах, мы сами видели, как STH обеща-
ния воплощаются в жизнь. В выполнении
двухлетнего плана активно участвуют и
чехословацкие студенты. В период летних
каникул они добровольно работают в шах-
тах и в сельском хозяйстве. Часть чеш-
ских студентов трудится на строительстве
новой железной дороги в Югославии. Юго-
славские студенты в с89ю очередь рабо-
тают в Чехословакии.

В Словакии мы побывали на родане сло-
вацкого народного восстания 1944 г.
в Банской Быстрице, где приняли участие
в народном празднике, посвященном годов-.
щине восстания, встречались со словацки-
ми партизанами.

Покидая прекрасную Чехословакию, мы
увезли с собой твердое убеждение, что эту
страну, прочно вставшую на путь‘ демо-
кратизма, ждет счастливое будущее.

С. НИКОЛЬСКИЙ,
аспирант кафедры славянской фило-
логии МГУ.

А. СОЛОВЬЕВА,
студентка славянского отделения МГУ,
В. ФЕДОРОВ,
студент Архитектурного института.

НЕ 7 ee

Рузвельта

Делегаты Генеральной Ассамблеи были
встречены . женой покойного президента

Элеонорой Рузвельт, выступившей с крат- Bit
кой речью. От имени делегатов ей отве- 10
тил председатель Ассамблеи Спаак. Вслед ме
за тем состоялась церемония возложения Be
на могилу Рузвельта венка от Генеральной ук
Ассамблеи. По окончании этой неремонии (о
советской делегацией был возложен венок
от В. М. Молотова. р

Делегаты Генеральной Ассамблеи посе- ра
тили дом и библиотеку покойного прези- HOE
дента. По окончании визита глава совет- ЗЯЙ
ской делегации В. М. Молотов заявил кор- Ka
респондентам: «Чувство советской делега- бла
ции лучше всего выразить следующими 808
словами: «Вечная память великому прези- М:

денту Франклину Рузвельту». Вот что я (
хотел бы сказать здесь, в Гайд-парке».

`’ КРУПНАЯ ПОБЕДА
ЮГОСЛАВСКОЙ МОЛОДЕЖИ

БЕЛГРАД, 4 ноября. (ТАСС). 7 ноября
пройдет первый поезд по железнодорожной
магистрали  Брчко—Бановичи,  построен- +;
ной силами югославской молодежи. В ста- /^
рой Югославии строительство этой дороги
проектировалось выполнить за два < лиш-
ним года, затем мысль построить эту дорогу
была оставлена вследствие чрезвычайно
тяжелого профиля местности. В новой Юго-
славии, благодаря энтузиазму молодых
строителей, железная дотога Брчко—Ба-
новичи была ностроена в рекордный срок —
немногим болыпе шести месяцев.

В строительстве этой дороги, имеющей’
большое хозяйственное значенне, принимали
участие бригады молодежи из Польши, Че-
хословакии, Болгарии, Албании, Греции,
Румынии, Венгрии, Франции и других стран.
7 ноября на железной дороге по случаю ее
пуска состоятся большие торжества.

Ответственный редактор

А. МИНИН.

К.

ИЗУЧАЯТЕ ИНОСТРАННЫЕ
ЯЗЫКИ

«АНГЛИЙСКИЙ, ФРАНЦУЗСКИЙ,
НЕМЕЦКИЙ)

БЕЗ ОТРЫВА ОТ ПРОИЗВОДСТВА

на Государственных курсах
засчного обучения

«ЯН-ЯЗ»

Условия приема высылаются

па по-

2 in ae почтовыми марками:
осква. у ожайское шоссе.

вы «ИН-ЯЗ», +

Лично обращаться ежедневно с 10 4.
утра до 7 чае. веч.. по воскресеньям и
понедельнякам — ec 10 4. y. до 43.
30 м. дня. Тел. Г-1-11-27,

Трамваи: 30, 31 и 42. Троллейбус 2
{сстановкъ — Дорсгомиловская застава),
Метро — станция «Киевскач».

Театры и кино

МОСК. ГОС. КАМЕРНЫЙ ТЕАТР.

On
пришел. 6/XI

5/X!
Раскинулесь море широко.

Е А МИ: >.

МОСК. ТЕАТР ДРАМЫ (ул. Гернена, 19). 5/1
Канитан Костров. 6/Х1! Обыкновенный человек.
ЕВ И ИЕ СЕНО ВИО,

MOCK. ТЕАТР им. ЕРМОЛОВОЙ в помещении
Театра миниатюр (ул, Горького, 5). 5/Х! Как
вам это понравится. 6 и 7/Х! Далеко от Ста-
зинграда,

Новый художественный фильм «В ГОРАХ ЮГО-

СЛАВИИ» — Метрополь, Ударник, Tearp
киноактера, Колизей, Москва, Форум, Ху-
дожественный. Центральный, Родина,

Шторм, Таганский, Орион, Перекоп, Ленни“
традский ПКиО, к/т. «ЗИС»,

«МОЛОДОСТЬ НАШЕМ СТРАНЫ»,
‘дкем), «СИЛА ЖИЗНИ»
знание,

«НОВОСТИ ДНЯ» №№ 57. 53, 59 — кинотеатр
Хроника, Новости дня. ;

«ЧЕЛОВЕК С РУЖЬЕМ» — Кадр.

«ЛУБРОВСКИЙ» — Авангард.

«УЧИТЕЛЬ» Уран.

«СЫН ПОЛКА» — Метрополь, Диск, Баррикадыь
уз, Таганский ПКиО.

«ДВА БОЙНА» Secupece,

sAPHHKAs — Молот.

«МУЗЫКАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ» {веч.),
КА» (днем) — Юный зритель.

«ВЫСОКАЯ НАГРАДА» — Аврора.

«УЩЕЛЬЕ АЛАМАСОВ» Экран жизни.

«МОЛОДОСТЬ НАШЕЙ СТРАНЫ» — we. Hi Hee
тернационала, Метрополь,

«БОГАТАЯ НЕВЕСТА» — Октябрь.

«КАМЕННЫЙ ЦВЕТОК» — Заря.

«РАДУГА» — Арс.

«ЧЛЕН ПРАВИТЕЛЬСТВА»

«НЕПОКОРЕННЫЕ» — Мир.

«УДМУРТИЯ»
(веч.) — Наука в

«СЫН ПОЛ:

Спартак,

ТЕЛЕФОНЫ: коммутатор К0.1580 no K 0-15-68. Лежурный технический секретарь доб. по коммут. 47, Отдел информации К 4-6856 a
Отдел комсомольской жизни К3З13-48 и доб. ло коммут. 80, Отдез учащейся молодежи доб, по коммут. 80. Военно-физкультурный отдел доб, по комму
по коммут. 78 Отлел художественной ‘иллюстрапии 266.

доб. по коммут. 79. Отдел

80. Отдел пропаганды доб. по коммуг. 29. т. 79 Отлел рабочей молодежи К 3.1345

крестьянской молодежи 106. по коммут, й №
a я доб. по коммут. 80. Отдел ‘культуры К 4-68-56 и лоб.

по коммут, 97, Отдел об’яглений К 418-45 и 1об. по коммут, 162,

Типография издательства «Московский большевик», Чистые пруды, &