Sar

BR 8S 3-3 SS SS Se Se Se ee ee eee eee ee eee eee eeee Ss

ыььннь: wa

MK u

wea
+

фи мс, Mile shy

у j : j

PCA by
atte hal ‘
‘ ‘
 . ¥ i
vy ; t a 3

w4

довщина
оциалистическо

Доклад A: A. ЖДАНОВА на торжественном  ’

ПРОЛЕТАРИИ-ВСЕХ СТРАН, СОЕДИНЯЙТЕСЬ!

О

JIKCM

MPK B

м № ‚ ! cali ie к у Linh
3acedanuu Московскозо Совета 6 ноября 1946 1ода

Товарищи!

Сегодня` трудящиеся Советского Союза празднуют
двадцать девятую годовщину Сопиалистической ре-
волюции в‘нашей стране.. ,

В прошлом ‘году мы отмечали наш великий празд-
ник вскоре после победоносного окончания Отече-
ственной войны, завершившейся ‘разгромом сначала
немецких фашистов, а затем и японских империали-
стов. 1945 год вошел в ‘историю, как год великой
победы советского народа’ и других свободолюби-
вых народов, над‘ силами фашизма и агрессии. 1946
год явился первым послевоенным годом. Советский
народ, выйдя победителем из’ смертельной борьбы“ с

фашистскими агрессорами и вернувшись к мирному
труду, обратил все свои силы на ликвидацию тяже-
лых последствий войны, на дальнейшее упрочение и
развитие социализма. В борьбе за осуществление
этих задач советские люди, как и в годы Отечест-
венной войны, не жалеют сил и труда, проявляя вы-
сокое сознание. общенародных, общегосударствен-!
ных интересов. Советский народ, опираясь на
несокрушимую силу социалистического строя, самоот-
верженно пресдолевая трудности послевоенного
времени, успешно идет по пути, который указал нам
 `Ленин, по которому ведет нас товарищ Сталин. (Ап-
лодисменты).

’ Первый послевоенный год

В истекшем году наша советская страна возобно-
вила   мирное социалистическое развитие, Советское
государство перестраивает народное хозяйство при-
менительно к. условиям и задачам мирного времени.
Вся наша работа ‘проходит под знаком выполнения
указаний товарища ` Сталина о ближайших задачах
Советского: государства. «Мы должны,  — говорил
товарищ Сталин; —` в кратчайший срок залечить
раны,  нанесенные` врагом нашей стране, и восста-
новить; довоенный ‹уровень › развития народного хо-
зяйства ‚ст тем,  чтобы значительно превзойти в бли-
жайшеё время этот: уровень, повысить материальное
благосостояние ‘народа’ и: еще больше укрепить
военно*экономическую ‘мощь „Советского государ-
MIRAI REEOTOTI9IIO sek ieee 3
‹ Каждыйгиз’ ‘нас- понимает, что`.это задачи нелег-
кие. `Неменцко-фашистские ‘захватчики нанесли ог-
ромный ущерб. советскому ` хозяйству. Фашистские
варвары ‘разрушили.и сожгли десятки тысяч  про-
мышленных предприятий, совхозов, колхозов и МТС,
разрушили-свею сеть железных дорог в западной ча-

сти нашей» страны. Фашисты” опустошили и превра-.
И уничтожили»
”. плоды многолетнего ‘напряженного труда советских
людей, о оставили
граждан; `В истории‘ нашей. Родины не было... еще.

тили. в пустыню целые районы страны,

без крова: миллионы - советских
войнл Которые бы унебли так мяого цветущих: чело-
веческих о жизней’ и’ причинили’ такие неслыханные
опустошения городам, селам, промышленности, транс-
порту и сельскому хозяйству, как минувшая война.
Любое другое, даже. самое ‘крупное современное ка-
питалистическое государство, потерпев. такой ущерб,
былобы отброшено на десятки лет назад’ и ‘превра-
тилось бы ‘во второстепенную державу. Но с  Совет-
ским Союзсм этого не случилось. Из второй миро-
вой войны  Совётский Союз вышел крепким и силь-
ным. В стличие от капиталистических государств
наша страна ‘перешла к мирному строительству без
каких-либо кризисов или потрясений. А, между тем,
известно, что вторая мировая война нанесла Совет-
скому Союзу’ неизмеримо больший ущерб, чем ка-
кой-либо другой стране из тех, которые воевали
против гитлеровской Германии. Я уже не говорю о
таких государствах, как Соединенные Штаты Аме-
рики и Англия, территория которых не подвергалась
оккупации ‘вражескими войсками и перед которыми
не стоят поэтому задачи послевоенного восстанов-
ления народного хозяйства. И тем не менее после-
военный период связан в этих странах с большими
экономическими и политическими кризисами.

В капиталистических странах переход от войны к
мирному времени вызвал резкое сужение рынка, па-
дение уровня производства, закрытие предприятии,
рост безработицы. Известно, например, что в Сое-
диненных Штатах Америки об’ем промышленного
производства в 1946 г. сократился. по сравнению с
1943 годом более, чем на ‘одну треть, а число без-
работных по официальным данным превысило 3 мил-
лиона. человек. fog

Наша страна не знает подобных явлений. Переход
от войны к миру в Советском Союзе, демобилизация
в связи с этим значительных“ контингентов. Совет-
ской Армии, уменьшение в три раза военного бюд-
жета, перевод фабрик и заводов на мирную продук-
цию не. сопровождается ‚у нас закрытием фабрик и
заводов, свертыванием производства и появленаем
безработицы. Советский народ уверенно идег вперед,
не опасаясь возникновения экономического кризиса
и безработицы, ибо он опирается на иную, более вы-
сокую,. социалистическую систему организации  хо-
зяйства, которая не знает ни кризисов, ни безрабо-
THU. }

и 2 ;
Это не значит, однако, что послевоенное восста-

вовление народного хозяйства СССР может обой-
зись без жертв со стороны рабочих, служащих и
крестьян ради общего’ дела. Нужно иметь в виду,
что без серьезных жертв невозможно ликвидировать
тяжелое наследие войны, — разорение и опустоше-
`восётанавйть ‘народное хозяйство. ©.
‚ Однако Яти’ жертвы ‘не могут итти ни в ‘\Жакое.
сравнение с жертвами  со стороны рабочих ‘илслу-.
жащих кайиталистических „Государств, которые чрез-
вычайно вейики, п&кольку, капиталисты He берут
на себя забот в’ Яеле послевоенного восстановления,
перекладывая все тяготы исключительно на плечи.
рабочих; крестьян: и служащих. Эти тяготы a
жаются, прежде гвсего;‘ в громадном pocTe безра о-
тицы и выбрасывании» миллионов рабочих и: служа-
их из’ предприятий.  ‘. 3
пу нас ры Е ms будет`безработицы. Это дает громад-.
ное облегчение для рабочих и служащих нашеи страны..
У нас нет свойственной капитализму ‘анархии произ-
водства, которая ‘приводит к’ чередованию периодов
под’ема и кризисов, потрясающих до основания всю
систему хозяйства и ‘создающих постоянную’ неуве-
ренность в завтрашнем‘ дне у трудящихся. Наша хозяй-
ственная жизнь направляется народнохозяйственным

планом.

В годы довоенного   мирного строительства Совет-

ское государство по ‘единому плану осуществило со-,
циалистическую реконструкцию нашего народного хо-
зяйства. В годы ‘войны оно’ планомерно мобилизовало

все ресурсы страны на нужды фронта. Так и теперь
Советское государство по новому пятилетному плану
организует работы по восстановлению и дальнейшему
развитию народного хозяйства СССР. В новом пяти-
летнем плане великих работ, который должен возро-
дить и двинуть далее СССР, как преуспевающую со-
циалистическую державу, найдет достойное примене-
ние своим силам, способностям и талантам каждый
советский гражданин — мужчина и женщина. (Аплоди-
сменты).

Советские люди привыкли ставить общенародный
государственный интерес превыше всего. Они при-
выкли считать общее дело своим насущным личным
делом. Вот почему советский народ воспринял новый
пятилетний план, как боевую программу, отвечающую
‚его кровным жизненным интересам. Пафос созида-
тельного труда охватил миллионы людей. По всей
стране ` развернулось социалистическое ` соревнование.

Советские люди в своем устремлении вперед изыски-
вают новые пути и возможности для дальнейшего
под’ема всех отраслей народного хозяйства и куль-
Туры. Дружба народов СССР, окрепшая и закалившая:
‘CH в.военных испытаниях, является могучим средством
под`ема и расцвета’ народного хозяйства и культуры
в мирных условиях.

Товарищ Сталин говорил: «Советские люди во гла-

‘ ве с коммунистической партией не пожалеют сил и :

труда для того, чтобы не только выполнить, но и пе-
ревыполнить новую пятилетку».
Теперь все видят, что эти вдохновенные слова на-
шего вождя с успехом ‚воплощаются в жизнь.
Первые результаты восстановлени» нашего народ-
ного хозяйства уже налицо. Оживает израненная. вра-

- гом земля, из руин поднимаются возрождаемые за-

воды, фабрики, шахты, колхозы, совхозы, школы, вузы
и научно-исследовательские учреждения. С чувством
глубокого удовлетворения страна узнает о восстанов-
лении и пуске в ход предприятий, созданных за годы
довоенных пятилеток и ныне вновь возрождающихся
из пепла и развалин. Снова вступили в строй дейст-
вующих предприятий Сталинградский и Харьковский
тракторные заводы, Ростовский завод сельскохозяй-
ственных машин, Нижне-Свирская гидроэлектростан-
` ция, Беломорско-Балтийский канал и многие другие
крупнейшие предприятия. Поднимается на ноги ме-
таллургия Юга. Введены в действие домны на Кон-
‚ стантиновском, Макеевском заводах и на заводе
’им. Дзержинского. Близится срок пуска восстанавли-
ваемого Днепрогэса. Донбасс, совершенно разрушен-
ный немцами, уверенно идет по пути восстановления
: цовоенного уровня добычи угля. Возрождение этих
предприятий приветствует народ, почти как вос-
‚ крещение из мертвых, так как знает, до каких пределов

]] разрушения они были доведены фашистскими извер-

“гами и каких трудов стоило советским людям, чтобы
‚ славные имена этих предприятий вновь засверкали в
блистательном списке увенчанных трудовыми подви-
гами действующих фабрик и заводов Советского
Союза.

Одновременно идет большое новое строительство.

‚ Строятся и частичко пущены в ход новые машино-
’ строительные и металлургические заводы, вводятся
‚в строй шахты, электростанции, железнодорожные
: пути, предприятия текстильной, химической и многих
‹ других отраслей промышленности. Восстановление и
‘развитие народного хозяйства’ сопровождается его
‘техническим перевооружением. ‘Валовая выработка
промышленности по гражданской продукции за пер-
‚ вые три квартала 1946 года по сравнению с тем же
‘периодом прошлого года выросла на 19 процентов.
“Среднесуточная погрузка на железнодорожном
- транспорте за тот же период выросла на 12%.

. Широким фронтом развернулась в районах, постра-
‘давших OT немецкой оккупации, работа по восста-
новлению разрушенных сел и городов, культурных
учреждений.

Однако все это лишь первые шаги, если принять
во внимание размеры разрушений и об’ем предстоя-
щих восстановительных работ.. Товарищ Сталин ука-
`зывает, что для -восстановлёния опустошённых не-

мецкими` оккупантами районов потребуется шесть—

семь лет, если не’’больше. oe
“Истекший год “показал, чЪо’‘наша “страна имеет
‹болыние‘ возможности быстро двигаться вперед.
‘Однако‘на пути выполнения пятилетнего плана нам
‘предстоит преодолеть немало трудностей.

’ Перевод народного хозяйства с военных рельс на
‘рельсы мирного развития уже сам ‘по себе пред-

за выполнение и перевыполнение пятилетнего плана.

‘ставляет немалые трудности экономического, орга-
низационного и технического порядка. Если учесть
‚к тому же, что наше государство не может ограни-
‘читься лишь использованием существующей произ-
водственной базы, что оно, кроме того, имеет в
‘виду восстановить и развить производственную базу
как промышленности, так и всех других отраслей
‘народного хозяйства, то понятно станет, каких ог-
ромных материальных и денежных затрат требует
выполнение этой задачи. По плану новой пятилетки
одни только централизованные ‘капитальные вложе-

ния в народное хозяйство должны составить ‘более
250 миллиардов рублей. Чтобы обеспечить эти за-
‘траты, мы должны ‘укреплять и развивать социали-

(К, @ 3 С [< ПЯГ\   Да здравствует 29-я годовщина Великой

hy

Октябрьской Социалистической революции!

- Да здравствует вождь советского

народа — великий СТАЛИН!

mana Sell tex

еликой. Октя 5 сай
  ЕВОЛЮЦИЕ

=

Председатель Совета Министров СССР Генералиссимус Советского Союза; :
Иссиф Виссарионович СТАЛИН ‚.

стические методы хозяйствования, режим экономии
ий хозяйственный расчет, решительно покончить с бес-
хозяйственностью, раздутыми ‚ штатами, высокой
себестоимостью продукции и мобилизовать наши
внутренние ресурсы, все источники накопления для
нужд восстановления и развития народного хозяй-
ства.

Некоторые наши хозяйственники до сих пор не
понимают, что режим экономии, о .котором неод-
нократно говорили Ленин и ‘Сталин, не кратковре-
менная кампания, а свойственный социализму ме-
тод хозяйствования. Советские люди обязаны посто-
янно помнить эти указания и неуклонно руковод-
ствоваться ими в своей работе.

Переход на мирные рельсы развития. предполагает
также отмену карточной системы и возврат к нор-
мальному . товарообороту. Карточная система являет-
ся неизбежным злом, когда ведется большая война
и когда приходится ломать народное хозяйство, при-
давая ему односторонний военный характер, и итти
на множественность‘ цен и сокращение потребления
в тылу, чтобы обеспечить регулярное’ снабжение
армии на фронте. Когда война
демобилизована — потребность в карточной системе
отпадает и множественность цен становится злом.
Это зло должно быть отброщено. для того, чтобы
вернуться к нормальному товарообороту и всесто-
роннему развитию производства и потребления. За-
суха в ряде областей, сокращение государственных

окончена и армия.

запасов продовольствия потребовали перенесения
стмены карточной системы с 1946 года на 1947 год.
Потребовался: также целый ряд необходимых пере-‘

‘ходных мер в целях сближения высоких коммерче-,

ских цен и слишком низких пайковых цен для. того,
чтобы создать условия для отмены в 1947 годм каг-,
точной системы и введения единых цен. +
Советское ‚правительство ‘учитывало + трудности,
повышения пайковых цен и понимало, что здесь .по-.
требуются. серьезные жертвы. со стороны’ ‘фабочих, ›
служащих ‘и. крестьян, что без таких жертв .невоз-›
можно ликвидировать тяжелое наследие войны и
восстановить подорванное народное хозяйство.
Советское правительство приняло ряд мер к воз-
мещению потерь мало- и среднеоплачиваемых рабочих
и служащих путем повышения им заработной платы.
Задача развертывания товарооборота и раешире-
ние производства товаров широкого потребления
является . предметом особой заботы и внимания Со-.
ветского государства. Если мы хотим подготовить.
условия для последовательного снижения единых,
государственных, цен,. которые будут введены в. свя-
зи с отменой карточной системы, то решающим
средством является значительное расширение произ-.
водства предметов ширпотреба в государственной,
кооперативной ‚и местной промышленности: Необхо-
AMMO также использовать все источники для разви»

(Продолжение см. на 2-й стр.)