[2

{

Речь А. Я. Вышинскою на заседании 3-1

Воскресенье, 10 ноября 1946 r., Ns 136 (675)

——

1. Важный политический вопрос

Господин председатель! Господа делега-

ты! На повестке налтего’ комитета стоит
весьма важный и злоболневный вошрое —
о беженцах и перемещенных
смотря на то, что этот вопросе был предме-
том внимания, если я не оптибаюсь, трех

лицах. He-

сессий Экономического и Социального Сове-

Ta, нескольких комитетов и подкомитетов.

он до сих пор остается нерешенным: Меж-

ду тем, этот вопрос можно было бы быстр

и успешно решить, если бы вокруг него не

создалась нездоровая атмосфера опасной

олитической ипры.

В самом деле, в чем еостоит сущность
этом вопроса? Во время войны миллионы
людей были сотнаны с родной земли и уг-
ваны в немецко-фаптистекую неволю, были
обречены на жестокие лишения и страда-
ния, на непосильный труд, голод и физиче-
ское истребление. Это были именно милли-
оны людей — разлученные мужья и жены,

отцы, матери и дети, старые и молодые. Это
оыли—разоренные семьи, ни в чем непо-
винные люди, оттортнутые от родных оча-

гов, брошенные на немепко-фашиетекую
каторгу. Многие из них после окончания
войны вернулись на родину. Но до сих пор
еще в западных зонах Германии и Австрии

‚ ив некоторых районах других западно-ев-

>

ротейских государств находится, по непол-

ным данным, свыше 1.200.000 человек
беженцев и перемешенных лиц, главным
образом © территорий Советекого Союза,
Польши и Югославии. Судьба подавляю-
шего больптинства этих людей,  стремя-
щихся ‘ возвратиться на родину, к своим
семьям. к труду в родных краях, к нормаль-
ным условиям жизни, не может не бесто-
коить их родных, друзей. согражлан. ©%-
ветское правительство обеспокоено <удь-
бой своих граждан, многих еотен тысяч
лютей, оказавитихея за пределами Coper-
ского Союза в результате военных <0-
битий и воздействия фапгистоких властей.
Это беспокойство тем более серьезно, что
прошло уже полтора Tota после разгрома

гитлеровекой
вы — ©рок вполне достаточный для того,
чтобы лица, угнанные немцами из СССР
или вынужденные
ствами оставить родные места, могли дав-
вым-давно вернуться домой.

Германии и окончания вой-
военными ‘обстоятель-

Между тем они продолжают оставаться

на чужбине, влача жалкое существование.
Тяжелое положение этих людей усугубляет-
ся еще со стороны фашистских элементов,
направляющих евои усилия на то, чтобы
восстановить
лик против етраны их гражданства, всяче-
ски помешать их возвращению на родину и
использовать их в качестве орулия своих
агрессивных замыслов и планов в отнопе-
нии госудафств. гражданами которых явля-
ются эти беженцы и перемещенные лица.
В отношении этих беженцев и перемещен-
ных лиц пускаются в ход все средства —
OOM@H в отношении одних, запугивание и
террор в отношении других. ’

беженцев и перемещенных

таким положением нельзя мириться.

Организация 06’единенных наций должна,
наконец, принять по вопросу о беженцах
решение,
неловольство,

которое устранило бы законное
вызываемое созертенно не-
нормальным и недопустимым положением в
этой области. Вопрос о беженнах—это во-
прое большого международного значения
как по масштабу, так и 0 своему харак-
теру.

Международный характер этой проблемы
признан и Генеральной Ассамблеей, кото-
рая своим решением от 12 февраля е. г
установила принципы ‹оздания междуна-
родной организации по делам беженцев, на-
пелишие свое выражение и в поедставлен-
HOM на фассмотрение Генеральной Ассам-
блеи и находящемся сейчас на расемотре-
нии 3-го комитета проекте устава этой ор
ганизации. .

Советская делегация должна, однако,
сказать, что этот проект она считает He-
удовлетворительным и требующим весъма
серъезных исправлений.

2. Главная. задача организации

Я остановлюсь на некоторых наиболее
важных вопросах, которые лолжны будут
при некотором анализе доказать действи-
тельно неудовлетворительное положение <
этим уставом.

В проекте устава, например, говорится,
что главная задача организации заключает-
<я в том, чтобы поопрять скорое возвра-

шение беженцев и перемещенных лиц в.

страну их происхождения и содействовать
этому возвращению всеми возможными спо-
собами. Отнако проект устава не опраничи-

вается STAM правильным положением, но

4 Лача

рядом ставит другое положеняе, уже не-
правильное и прямо противоположное пер-
вой задаче.

Это неправильное положение заключает-
ся сейчас в том, что в задачи организации
по делам беженцев включается также за-
облегчения по переходу указанных

= чиц «на оседлое положение» в странах их
> ‘Временного пребывания и эмипрации в дру-
* гие страны.

Это добавление CBOIMT на-нет значение
основного положения. Оно является лазей-
кой для тех, кто намерен действовать и
действует в направлении. противополож-
HOM основным пелям, провозглатенным
уставом.

Международная офганизация не может и
не должна ставить перед собой зажачи ©9-
действовать переселению бежениев в дру-
тие страны, вдали от родины, как, напри-
мер, в Канаду, Австралию, в Бразилию и
другие южно-американские страны и т. д.,
или перевода их на оседлое положение в ме-
стах временного шребывания. Между тем
имеются различные планы такого переселе-
ния, ставящие своей целью не только пе-
реселить к себе беженцев, но и ассимилиюо-
вать их, как говорится в некоторых пла-
нах, в экономическом, социальном, этни-
ческом и других отношениях. Можно ска-
зать. что такое переселение было бы вы-
тодно только тем, кто смотрит на пересе-
ленцев лишь © точки зрения использования
их рабочих рук, тогда как сами беженцы
были бы обречены на скитания и тяжелее
зависимое положение в чуждых условиях
Жизни.

Такие планы расселения беженцев и пе-
ремешенных лиц в чужих, далеких стра-
нах поэтому являются неприемлемыми и
не должны входить в задачи учреждаемои
международной организации. Надо конста-
тировать, что в проекте устава соверенно
науловлетворительно разработана та Часть,
которая касаетея одного из наиболее важ-
ных вопросов. Я имею в виду вопрос 0 том,
вого надлежит относить к категорий 096-
женцев и перемещенных лиц, кто может
и должен считаться беженцами и кто, сле-
ловательно, вправе получать от междуна-
родной организации, которую MBI coompa-
смея учредить, поддержку и материальную
помошь. Но значение этого вопроса не ис-
черпывается этой стороной дела. Правиль-
106 определение категории людеи, подна-
дающих под понятие «бежениев», имеет
еще и то значение, что оно соденствует
правильному направлению всеи работы
международной организации пю делам 98-
женпев, отметая тех, кто нередко, как по-
казала практика, присасывается к делу бе-
женцев с нечистыми целями и кто, проле-
зая в ряды беженцев, вредит и мешает де-
1у возвращения беженцев на фодину.

Мы имели возможность ознакомиться ©
третьим докладом ‹ деятельности ЮНРРА
за № СК 46/105 от 15 октября, из кото-
Тото видно, что в этом отношении в латерях
для бежениев дело обстоит далеко не благо-
получно. Ведь даже пою официальным  дан-
ным этого доклада, в британской зоне окку-
пации Германии в лагерях для беженпев
оказалось около 10 проц. примазавтихся
людей, сотрулничавигих © немцами во вре-
мя войны, коллаборационистов. Эти госпо-
ла, разумеется, не имеют никакого права
рассматриваться в качестве беженцев. Во
бранцузской же зоне ши одной проверке
огавалось даже до 25 проц. тавих людеи,
которые также но имели никаких основа-
ний рассматриваться как беженцы и юо-
торые, разумеется, наложили евой олтеча-
ток на характер лагерей и на ту деятеть-
ность, которую они так свободно там пто-
являли. В то же время лица, имеюлкие все
венорания быть отнесенныюи К категосяй
беженцев, а следовательно и пользоваться

материальной поддержкой и материальны-
ми благами со стороны офганизации, на ко-
торые они имели право рассчитывать, не
признавались беженлами и лишались нпо-
моши. В некоторых елучаях британские
военные власти издавали даже свои прави-
ла, согласно которым не признавались бе-
женцами люди, полностью отвечающие
условиям, установленным решениями
ЮНРРА, которые должны быть обязатель-
ными для этих властей. Среди беженцев
имеется немалое количество людей, которые
не имеют никакого права на получение ма-
териальной помощи и полдержеи 0 сторо-
ны международной организации. Нельзя,
например, согласиться с тем, чтобы в Ка-
честве «беженцев». рассматривались такие
пица, которые в результате событий, как
говорится в’проекте устава, последовавших
за началом второй мировой войны, не хотят
пользоваться заптитой правительства стра-
ны своего траждаветва. Вонечно, нельзя
принудительно возвращать на Родину лю-
дей, не желающих возвращаться по тем
или иным мотивам, большей частью вра-
ждебного характера по отношению к но-
вым, демократическим порядкам в их стрз-
не и к новому демократическому  прави-
тельству. Есть немало таких людей, и в03-
воашение их на родину, разумеетея, лолж-
но быть добровольным. Это бесспорна. Но
также должно быть бесспорным и то, что
международная ортанизация беженцев и
перемешенных лиц не должна заниматься
этими людьми, поскольку они отказываются
получать помощь со стороны правитель-
ства своего гражданства,
принимать участие вместе со своим наро-
дом в работе по.восстановлению своей стра-
ны, пережившей тяжелую войну, разоре-
ние и многие бедствия, -

Разве не естественню и не законно, что-
бы международная организация, членом ко-
торой является данное государство, учает-
вующее в деятельности организации своя-
ми средствами и другими ресуреами, не
брала на себя ни заботу, ни каких-либо во-
обще обязательств в отношении людей, не
желающих служить своей стране и своему
наролу? Естественео, законно.

Лица, не желающие возвращаться Ha Po-
длину, и их покровители нередко севсталот-
ся на политические мотивы, на политиче-
ские убежления в оправдание такого пи-
ничного отношения к родине или, как это
указывается в проекте устава, на то, что
эти беженцы и перемещенные лица не хо-
тят пользоваться защитой правительства
страны евоето гражданетва — «в резуль-
тат6 событий, последовавших за началом
второй мировой войны».

Но что это за «события»? Почему авто-
ры проекта устава не решилиеь расити-
фровать эту Фразу, показав деиствитель-
ный её смысл? Почему они не сказали, 9
каких же именно событиях здесь идет
речь?

Остается предположить, что делю идет ©
таких событиях, как ликвидация фашиет-
ских, антидемократичееких режимов, как
это случилось в Польше и Югославии, про-
тивниками каковой ликвидации и являют-
ся эти люди, враждебные демократическим
правительствам этих стран. На этих лютей
проект устава также собирается распро-
странить компетенцию и заботу межлуна-
родной организации по? делам  бежениев,
хотя должно быть совершенно очевидно,
что международной организации здесь де-
лать нечего.

Во время февральской сессии Генераль-
ной Ассамблеи в Лондоне советская делега-
ция настаивала на том, чтобы квислингов-
цам, изменникам и военным преступникам
не оказывалось никакой помои, никакой
подлержем со стороны организации по де-
лам беженцев, так как эти люли должны
быть выланы соответствующим правитель-
ствам как военные преступниюи и должны
понести наказание, искупая совершенные
ими преступления. Советская делегация на
этой сессии настаивала на том, чтобы ука-
занные липа, замятнавшие себя в сотрул-
ничество в какой-либо форме с врагами
0б’единенных наций, не рассматривались
как беженцы, которые мотут пользоваться
покровительством организации 05’елинен-
ных наций. i

Тогла эти предложения советской лелега-
ции были отклонены. Однако впоследствии,

отказываются

при дальнейшей работе Социального и Эко-
номическото Совета по составлению проекта
устава международной организации WoO де-
лам беженцев, это предложение было при-
нято и включено в проект, что мы, раз-
умеетея, должны приветствовать. Но это по-
лумера, которой нельзя ограничиться при
составлении устава такой важной полити-
ческой международной организации, как
международная организация по делам бе-
женцев, если стремиться к созданию дей-
ствительно прочной и эффективной между-
народной организации. Необходимо из ком-
петенции этой организации исключить не
только тех, кто активно боролся против
своего народа и правительства своей стра-
ны на стороне врага, всех изменников ро-
дины, но нужно исключить из компетенции
этой организации также и всех тех, кло
боролся на стороне врага и теперь отказы-
ваетея вернуться на родину для того, что-
бы в общем труде послужить родине. Дела-
ми ‘таких людей междуналюдная организа-
пия заниматься не должна. Таких людей,
К счастью, оказываея немного, котла не
принимается специальных мер давления,
чтобы беженцы не возвралкалиеь на роди-
ну. Их никто не понуждает и не прину-
ждает возвращаться на родину. Им пре-
доставляется полная свобода остаться там,
тле они находятея, переселиться в любую
другую страну или вернуться домой.

Но дело сейчас идет не о том, как они
захотят поступать, а дело идет о том. чтобы
международная организация также помога-
ла этим людям, если они хотят вернуться
на родину, но если они не хотят этого, то
международная организация не толжна за-
ниматься делами этих людей, поскольку
соответствующие  тгосударетва входят в
организацию помощи беженцам и вносят
свой вклад в лело ортанизапии помощи
беженцам и перемещенньм линам.

московский

КОМСОМОЛЕЦ

Само собой разумеется, что не могут и
не должны пользоваться помощью между-
народной организапии по делам беженцев
также преступники войны, квислинги и
предатели, а также лица, добровольно ока-
зывавшие волействие вооруженным силам
врага. Проект устава в общем признает эти
положения, перечиеляя в приложении 1-м,
ч: 2, категории лиц, которые не становятся
предметом заботы организации. Однако и
здесь имеется оговорка, которую нельзя
принять, оговорка о том, что покровитель-
ством организации будут пользоваться даже
те липа, которые «добровольно оказывали
помошь вооруженным силам неприятеля в
их операциях против 05’единенных напий,
если эта помошь,—как говорится в проекте
устава, — носила «чисто гуманитарный и
невоенный характер». Е

Таким образом, проект устава устанавли-
вает такого рода парадоксальное положе-
ние, что можно было во время войны из
гуманитарных соображений оказывать по-
мощь нашему врагу, помогать вооруженным
силам неприятеля в их борьбе против 05’-
единенных наций. Это можно было бы
принять за скверный анекдот, если бы это
не было фактом, если бы это не было на-
писано черным по белому в приложении
к проекту устава. Я лумаю, что нам нет
никакой необхоимости доказывать BCIO
нелепость, абсурдность этото положения.
Поэтому советская делегация предлагает
знести в устав пункт, в котором было бы
сказано, что эта категория лиц не будет
пользоваться позотнью международной opra-
низации; -—— иначе оставалось бы сделать
еще олин шаг и распространить помощь
организации не только на тех, кто помогал
из гуманитарных соображений врагу, но и
на самих, пожалуй, врагов, разбойничав-
ших на чужой земле, тоже, очевилно, из
«гуманитарных соображений».

3. Лагери для беженцев готовят кадры
военных наемников

Есть еще одна категория людей,  кото-
рые также не должны, по нашему ‘мие-
нию, пользоваться помощью  международ-
ной организации по делам беженцев. Это
— лица, входящие в нерасформированные
до сих пор воинские части и полувоен-
ные формирования, действовавигие на сто-
роне гитлеровекой Германии и её союзни-
ков во время войны и пользующиеся до

настоящего времени  гостеприиметвом и
покровительством некоторых союзных
военных властей. В этой связи следует

напомнить, например, 00 офипереком кор-
пусе Рогожина, сформированном немцами
в 1941 г из русских белогвардейцев.
Этот корпуе, имеющий и сейчас до 10.000
белогвардейских разбойников, в 1943 т.
в составе германской армии принимал
участие в боях против югославской ар-
мии. 12 мая 1945 г. корпуе Рогожина
кзпитулировал перед английским  коман-
лованием и сдался в плен в районе Люб-
ляны, & затем был переведен и располо-
жен в районе города Клагенфурт, причем
полностью была сохранена вся военная
структура этого корнуса со всеми штаба-
ми и службами. Больше того, этот корпуе
был затем пополнен выходнами из Север-
ной Буковины, из Бессарабии и отчасти
советскими военнопленными, хотя ‚воору-
жение было в значительной степени из
этого корнуса из’ято.  Белогвардейский
офицерский корпус Рогожина продолжает
сохранять свое значение одното из глаз-
ных центров враждебной Советскому Сотю-
зу пропаганды стели советеких  переме-
щенных лиц и беженцев. В лагере в Kea-
лерберге им издаютея ‘Фаптистекие бело-
твардейские журналы и бюллетени. Иро-
патанла за невозврашение на родину но-
сит широко организованный характер. Она
направлена на то, чтобы вееми оредетва-
ми удержать за пределами Советекото Co-
юза участников этого корпуса именно как
цельного воинского соединения, не теряю-
шего своей военной организации собран-
ных в этом корпусе людей. Такая пропа-
тганда старабтея охватить, однако, не толь-
ко тех, кто в этом корпусе нахолится, но
и вех вообще беженцев, советевих граж-
дан, попадающих в поле зрения этото так
называемого полковника Рогожина и ero
подручных. Эта пропатанда ведется раз-
ными официальными и полуофинциальными
организациями и комитетами, действующи-
ми © ведома союзнических оккупационных
властей. Чтобы не быть голоеловным, эти
врганизалии: «Русский эмигрантекий ко-
митет» во главе с Ротожиным, «Прибал-
тийский комитет невозврашенцев на роди-
ну», «Союз невозвращениев» во главе ©
белоэмигрантом Миткевичем, «Комитет ук-
раинеких невозвралценцев» во главе < Сим-
ченко, который при немцах был бургоми-
стром Харькова и ушел с немцами при
отступлении ‹ Украины, «Казачья самю-
стийна группа» под руководетвом ками-
tana Бакитинского, бывшего начальника
отдела пропаганды немецкой карательной
бригады СС, и фяд друтих комитетов.

латерях для беженцев и перемешенных
лиц или около этих латерей, везде, где
им кажется теплее и вольготнее для т0-
го, чтобы, не стесняясь ничем, развивать
‹вою отвратительную преступную  дея-
тельность; направленную против Совет-
ского Союза. Эм —^ люди, которые все до
единого являлись агентами германского
гесталю, лентами германской разведки,
наемниками немепкого  тенеральното и
других штабов той или иной воинской
части, вхохившей в состав германской
гитлеровской армии, которые  запятнали
себя действиями против людей, дравитих-
ся за освобождение своей родины, за на-
пе общее дело.

Но это не всё. Сейчае вокруг ротожин-
кого корпуса об’единяются весе так назы-
васмые комитеты, которые договариваются
сейчас и собираются создать и еоздают
блок, основной целью которого является
19, что они решились на глазах у веех, ив
том числе на глазах у англо-американских
U французских военных властей, отюро-
венно выразить следующими словами; «Ли-

nn rN oe a RE
eee a a a le a seep a ead ea ae ga te ee

Все эти тоспода сейчас подвизаются в’

квидания Советского Союза как могучето
государства». И это на глазах у веех, это
при дневном белом свете, не только при по-
пустительстве, но при прямом покрови-
тельстве военных властей, которые, ка-
залоеь бы, должны были бы ликвидиро-
вать эти вредные зоганизации, a их
вожаков посадить в тюрьму для первого
раза, лля того, чтобы повесить их —
для второго раза. Эта программа, юото-
рую нельзя назвать иначе, каж бредо-
вой, сумасшедшей программой, открыто
распространяется на глазах У союзных
оккупационных властей в западных 30-
нах‘ оккупации Австрии. Bee требования
советских представителей в Союзниче-
ском совете по делам Австрии пресечь
подобного рода враждебную в отношении
СОСР деятельность отклоняются союзными
властями,  покровительствующими этой
деятельности. Белотварлейцы и другие
немецкте наемники, атенты гитлеровской
разведки, работавитие на» эту разведку
за счет крови своего народа, после окон-
чания войны © Германией выгодно при-
строплиеь K соответствующим органам
союзных оккупащиюнных властей, продол-

“mad свою провокационную фаботу в том

же духе, что и во время войны.
Немудрено, что из 39.700 беженцев п

‚перемещенных лиц советских граждан в

сентябре сего года были репатриированы
лишь 39 человек, ровно в 1.000 раз
меньше. Но это не всё. То, что творится
этимн самозванчыми комитетами, этими
бандитекими организациями, — которые,
как трибы после дождя, возросли и про-
должают расти в западных зонах окку-
пации в Германии и Аветрии среди ©о-
ветских беженцев и военнопленных, на-
блюдается и там, где сконцентрированы
ютославекие и польские беженцы, среди
которых такую же провокаторскую рабо-
ту ведут военные формирования четников
и усташей из бывииих офицеров югослав-
CKO армии Tak 26, как и польская
эмигрантокая армия Андерса. Все эти
военные и полувоенные ‘формирования,
ве говоря уже о дивизиях Андерса, пред-
ставляют бой готовые кадры военных
навмников. Участники этих  формирова-
ний, их руководитеси и иностранные по-
вровители всё ещо надеются на то, что
придет день, когда эти военные кадры
пригодятся, когда они будут введены в
дело, и военная малина, частью которой
они являются Уже сейчас, будет пуще-
на. в ход для осуществления  атрессив-
‘ных планов того или иного иностранното
государства,

Заслуживают поэтому внимания голо-
са, предостерегающие иностранных  по-
хровителей этих наемных военных кадров
против всё еще ведущейся опасной поли-
тической игры.

В этом отношении нельзя пройти мимо,
например, етатьи Калогинтеа в лондонской
газете «Ньюс кроникл», где говорится,
что первое действительно полезное дело,
которое должно быть осуществлено, это
разоружение и фоспуск польской армии
Андереа, которая надеется, что  когда-
НИбуль ‹ё используют против новой
Польши и против России... Сами эти по-
ляки, заявляет Камминте, «твердо YBe-
рены в том, что мы держим их там для
того, чтобы использовать когда-либо в
войне против России».

«Эта армия, продолжает Камминге,—
представляет собой крупную проблему. Тем
не менее на ответственности английского
правительства лежит задача ликвидировать
эту проблему се минимальной затратой вре-
мени. Политическая атмосфера, — добав-
ляет он, — будет отравлена, пока такое
положение существует. Это нельзя беско-
нечно игнорироватьу.

Советекал делегация считает необходи-
мым немедленное действительное расформи-

рование всех» указанных выше  воен-
ных и полувоенных формирований, при-
чем желающим вернуться на родину дол-
жна быть оказана материальная помошь
CO стороны международной организации.

Ha этом вошроее необходимо остановить-
ся подробнее ввиду того, что эте военные
и полувоенные формирования весьма рас-
пространены в лагерях для беженцев, пре-
вратнвиихея в военные лагеря в прямом
смысле этого слова. Я считаю необходимым
H возможным говорить 0б этом на заседа-
нии третьего комитета по вопросу об учре-
жлении международной организации по
делам беженцев потому, что как раз эти
кадры и являются претендентами на по-
мощь 60 стороны международной организа-
ции, и им уже оказываетея в известной
степени такая помощь. Ни для кого не се-
крет, что лагеря для беженцев, расположен-
ные в западных зонах Германии, Австрии
и в некоторых друтих запално-европейских
странах, являются очагами и центрами
еколачивания военных кадров наемников,
представляющих собой организованную во-
енную силу в руках того или иного иност-
ранного государства. В этих латерях пол-
ностью сохраняются военный характер и
военный строй-—роты, батальоны, полки,
штабы, военная полиция, военные суды,
военные тюрьмы.

Вот несколько фактов.

Газета «Нью-Йорк тайме» в.номере от
5 июня этого года опубликовала, сообщение
корреспонлента Аесоптгиойтед Пресс из Гер-
мании, в котором говорится, ео ссылкой на
заявление британеких властей, что раепо-
ложенные в этом пункте части бывшей
ютославекой королевской армии проводят
операщии по перевозке оружия, предназна-
чаемого для элементов, выступающих поо-
тив югославского правительства, т.,е., ина-
че говоря, латеря становятся пунктами, где
происходит контрабандное снабжение ору-
жием тех бандитов, которые н®меревалотся
свергнуть вооруженной рукой законное
правительство Юрославии.

В этой же газете далее говорится: «Ан-
гличане указывают, что подпольный путь

снабжения оружием и боеприпасами mpo-

ходит в Югославию через Германию и Аз-
стрию. 40 тенералов королевской ютослав-

о комитета Генеральной Ассамблеи 6 ноября 1946 1.

ской армии, пигаб которых находилея в лая
Tepe для перемешенных лип близ Менделя,
руководят этим движением».

Следовательно, выходит так, что в лаге-
рях так называемых беженцев в действи-
тельности гноздитея штаб подпольной. хоч
тя и действующей совершенно официально
И легально повстанческой армии против за-
конного югославскоге правительства.

Та же газета в номере от 18 июля сего
года сообщала, что в городе Верле ‘Герма-
ния) фашистскими элементами была устро-
ена демонстративная панихида по генералу
Михайловичу. Участники этой панихиль-—“
находящиеся в лагере офицеры и часть
солдат‘ бывшей ютославекой королевской
армии, одетые в военную форму. причем
некоторые были в форме новых иностран-
ных полицейских подразделений, в которые
зачисляются, как заявляет газета, некото-
рые «югославские оппозиционеры», — ITO
есть фашиетвующие  молодчики бывиего
короля Югославии Петра. Газета лобавляет,
что «югославский лагерь в Верле органи-
зован по-военному». Обратите внимание на
эти слова, — это серьезная. в высокой
степени важная информация.

Таких лагерей, переполненных бывитими
фаптистекими агентами. из числа «королев-
ских офицеров» Югославии, немало.

Таков лагерь Эболи в Италии во главе
$ известным квиелинговнем Миолрач-Яиз-
новичем, лагерь Санкт-Иоганн в Цонгау
(Австрия) во главе с другим квиелингов-
цем— Чедомиром Петровичем, таков лагерь
в Лармштадте  (Фермания), где большая
группа бывших югославских военноплен-
ных насильственно удерживается жандар-
мерией oT возвращения на ролину?

Кое-кто из этих фактически интерниро-
ванных бывших военнопленных. честно
боровшихся пхугив титлеровских войск 3%
общее дело 06`единенных наций, всё. же
прорывается и уходит к себе на ‘родину, до-
мой и приносит вести о бесправном поло-
жении беженцев и перемещенных лиц, ©
грубом произволе и терроре, парящем в
этих лагерях, о систематических излева-
тельствах, телесных наказаниях и других
жестоких репрессиях против всех, кто 00-
наруживает стремление вернуться Ha po-
HAY,

4. В лагерях для беженцев орудуют агенты гестапо
и другие неменко-фашистские военные преступники

Важно отметить, что беженцы в этих
лагерях поставлены в положение полной

изоляции, Tak kak предстэвителям юго-
славского правительства не разрешается
посещение лагерей. Хотя в то же время
многочисленные  подотрекатели против

югославского правительства беспрепятет-
венно допускаются и даже приглашаются
в эти латери, где они и ведут свою пре-
дательскую. работу.

Не иначе обстоит дело в латерями, где
находятея польские граждане. Я напомню
заявление польского делесата в Шодгото-
вительном комитете о том, что в этих ла-
терях, находящихся под контролем  сто-
роннивов всяких хачковичей, бекв и
андереов, систематически ведется пропа-
танда против польского поавительства и
создается такое положение, которое тре-
бует принятия срочных мер, чтобы obes-
вредить проводимую этими людьми раз-
рушительную работу, как справедливо
выразился в Подготовительном комитеть
польский делегат.

Среди обитателей этих лагерей, говори-
лось в заявлении этого делегата, Ha-
ходятея многие престунпники войны и аген-
ты пятой колонны, помотавигие немецким
оккупантам и работающие теперь против
польского государетва.

В лагерях, расположенных в городах
Аутебурте, Фиуссене, Новом Ульме и в раде
других, где немалю советеких граждан, на-
сильно угнанных немцами в евое время на
работу в гитлеровскую Германию, 3 также
людей, которые были насильно мобилизова-
ны в гитлеровекую армию,. имеется также
немало военных преступников и предате-
лей, составляющих основное ядро латерных
фалистеких организаций. В этих лагерях,
опираясь на указанные выше группы своих
единомышленников, безнаказанно ведут ра-
боту против возвращения на родину вее-
возможные оргатизации фатистекого типа,
приеваивающие себе названия разного рода
«украинских комитетов», «рад», «латов-
ских комитетов», «прибалтийских комите-
тов» ит. д. В качестве примера можно ука-
зать на действующий, например, в городе
Вайреть комитет, возглавляемый известным
укранноюим фалнистом Типецким. Этот ко-
митет носит название «Рала украинекого
сектора латеря депортированных». Можно
указать также на «украинский комитет» в
Зальцбурге, который известен тем, что еие-
циализировалея на фабрикации подложных
документов о беспохданетве советових граж-
дан, которым мошенническим образом меня-
ются Фамилии. указываются фиктивные ме-
ста их жительства и т. д.; Укажу на «бе-
лорусский комитет» в Регенсбурге, зани-
мающийся пронатандой за\ отторжение Бе-
порусене от СОСР и. тоже изготоваяющий
фальниевые фалинетекие документы; «КЦен-
тральный совет литовоких эмигрантов», &о-
TOPLIM руководит известный авантюрист
профессор Кундзин, издающий в крупчых
городах Западной Германии, конечно, © ©0-
ответствующего разрешения военных вла-
стей, около 20 газет; «Литовский нацио-
нальный комитет» во главе с небезызвест-
ным генералом Плехавичуе и генералом
Бубелюнае, который был литовским премь-
ер-министром в период немецкой оюкуна-
ции: «Литовский комитет» в Зелиниегадте
во тлазе с полковником Свилае, бывшими во
время оккупации Дитвы немпами диревто-
ром департямента полиции. В Арнеберте до
сих пор действует общество так называе-
мых иностраннев во главе с литовпем Вли-
мовичие, зарегиотрированным в качестве
добоовольца в частях СС гитлеровекой ap-
мии и еотруднив» гестало. В американской
зоче в Мюнхене действует  фаптистокий
«Русский эмигрантекий комитет» и т. п.

Я вазвал имена этих лагерей и людей.
которые стоят во главе этих лагерей, я на-
звал некоторые данные, характеризующие
WX политическое липо. Это — изменники,
враги нашого дела, это палачи своего нало-
да, это немецкие агенты, которым место не
в лагерях пох крылынком и покровитель-
ством какой бы то ни было международной

организации, преследующей гуманитарные
цели, которым место даже не в тюрьме, &
на плахе, на виселице, ибо на них лежит
кровь миллионов и миллионов замученных
невинных людей, явивитихея жертвами гит-
леровского варварства, гитлеровеких пре-
ступлений, совершенных руками именно
этих людей. Теперь по непонятным преврат-
ностям судьбы эти престунники оказались
чуть ли не на почетных местах охраны
наших сограждан, которые оказались за
границей ноотив своей воли, которые хотят
вернутьея домой. в своим очагам и семьям,
и нё могут, потому что у них на пути стуят
эти, еще не погребенные гитлеровекие пзла-
чи, прольлжающие делать CBO кровавые,
преетутьные, эверские дела против невин-
ных людей.

Такое положение в лагерях явилось
естественным результатом наличия в Co-
ставе лагерной администрации людей,
враждебных делу демократии и новым де-
мократическим порядкам, установивитимея
после окончания второй мировой войны B
ряде етран. граждане которых находятся в
лагерях для беженцев.

06 этом говорят не только данные; опуб-
ликованные в печати, выступления раз-
личных деятелей. но 06 этом говорят даже
офичиальные документы органов ЮНРРА.

(06 этом говорит и ряд других, Фавтов,
указанных выше, ° свидетельствующих 06
тем, что латери для беженцев фактически
находятся в руках фашистских и белогват-
дейских организаций, руководимых такими
матерыми реакционерами, как известный
атент неменкой разведки Андрей Мельник
(конспираливная кличка «Вонсул»). kak
атаман фашистекой пайки, оцециализиро-
вавшийся на организации  еврейеких по-
громов — Степан Бандера. как такие воен-
ные преступники, агенты гестано, как Ле-
вицкий, Дорошенко, Боровец (кличка «Та-
рае Бульба»). как организаторы СС’овской
дивизии «ТГаличчина» проф. Вуйблиювияч и
Кирманович, как бандеровны  (по-руески
лучше было бы сказать — бандиты) Стец-
хо или Омельченко, который известен в ка-
честве гиммлеровското палача и вепателя.
В 1943 году он возглавлял карательные
экспедиции против украинских и белорус-
ских партизан в Житомирской области, в
Ровенской области и в ряде других обла-
стей Украины, а также в Белоруссии. И вот

этот самый Омельченко до сих пор жив и

здоров. нагуливает себе румянец на хле-
бах международных организаций. пресле-
дующих гуманитарные дели, и, в Частяо-
сти. к сожалению, на тех хлебах, которые
он получает за счет ЮНРРА. Не подлежит
никакому сомнению. что такая отюрытья
фалнистокая деятельность в лагерях всех
указанных военно-террористических и 10-
лувоенных организаций и групи могла
иметь место ло сих пор лишь при явном 10-
пустительетве CO @тороны алминистраити
этих лагерей.

При таком состоянии дела в лагерях для
беженцев нет ничего неожиданного в том,
чте беженпы и перемещенные липа, вытнуж-
ленные находиться в Этих лагерях, оказы-
ваются совершенно в бесправном и крайне
тяжелом положении,

Я хочу еше раз сослатьея на тазету
«Нью-Йорк тайме», которая 26 октября,
всего нелелю тому назад. сообщила о том,
что произошло © польекими беженцами, Ko
торые направлялиеь в Польшу из лагерей,
находящихея в американской зоне в Авот-
вин. Я питирую опубликованное в «Ныю-
Йорк таймс» сообщение  представител
ЮНРРА г. Хью-Грея.

В «Нью-Йорк тайме» от 26 октября нате-
чатано сообщение по информации г. Хью-
Грея о том, что подразделение 66-го жан-
дармекого эскалрона подвергло обыюку по
езл с ропатринруемыми беженталми, возвта-
шавшимися на ролину. Солдаты отняля у
беженцев всю алутейскую олежду. даже вы-
данную им ЮНРРА, причем часть этой
одежды они сняли с самих беженцев. В от

(Окончание на 4-й стр.)