московским

е КОМСОМОЛЕЦ

‚ БОЕВОЙ

ЮЭсенью 1918 года, когда большевист-
екая партия создала Коммунистический
Союз Молодежи, налиа страна переживала
трудное время. Против Советской республи-
ки ополчились свергнутые социалиетиче-
екой революцией капиталисты и помещи-
ки, парекие генералы и офицеры. Контрре-
волюционеры (нафод прозвал их белопвар-
‚дейцами) пользовались поддержкой импери-
алистических правительств многих WHOCT-
ранных государетв. Внешние и внутренние
враги советской власти соединили свои
силы для еовмеетной борьбы против Совет-
ской республики. Они навязали рабочим и
крестьянам Советской Росеви длительную
и кровопролитную гражданскую войну. К
осени 1918 года три четверти. страны на-
ходилиеь в руках белотвардейцев и ино-
странных интервентов. Внутри республики
буржуазное охвостье  организовывало на
деньги иностранных фазведок заговоры и
диверсин.

Партия большевиков подняла рабочих и
крестьян на борьбу против контрреволюции.

Уходили номсомольцы
на гразданокую войну...

Победа или смерть! — этот ленинекий
лозунг молодежь несла в евоих сердцах.
Сознание того, что она воюет за правое
дело, за свон кровные интересы, придава-
ло мололежи новые силы, укрепляло ee
волю. Вместе с отцами и старитими братья-
ми комсомольцы сражались за свободу и
независимость Советской Родины, за с9-
пиализм.

Весной 1919 года империалистические
правители враждебных нам государетв 9р-
танизовали первый поход против Совет-
ской России. С востока наступал дарекий
адмирал Колчак, © юга — Деникин, © за-
пада — польские паны, © северо-запада на
Петроград двинул свои войска царский ге-
нерал Юденич. Наибольшая опасность на-
виела < востока. Партия бросила клич:
«Вее на защиту Урала, на борьбу © Вол-
чаком!».

В ответ на этот призыв многие местные
ортанизации комсомола сразу же отправи-
ли на фронт значительные отряды. Вместо
105 человек, которых надлежало мобили-
зовать по заданию Петроградского губко-
ма Партии, питерцы послали 800 человек
— пятую часть организации. 800 человек
послала Москва — четверть организации.
В начале мая Центральный Комитет
РЕСМ об’явил первую Всероссийскую мо-
билизацию комсомольцев. С огромным эн-
тузиазмом встретила молодежь это реше-
ние ПК. По мобилизации на борьбу © Вол-
чаком выехали 3.000 комсомольцев, не
считая тех, кого отправляли местные &о-
митеты.

Трудные испытания выпали на
Петрограда. Кюгда Юденич подошел
роду, из комсомольцев, оставшихся после
мобилизации на восточный фронт, была
сформирована отдельная самокатная рота
060бого назначения. Весь ее личный со-
став, от комиссара Вани Канкина — м0-
лодого рабочего Невекого завода, одного ‘из
основателей  петроградекой  ортанизации
РЕСМ, до рядового бойца комплектовалея
Петроградеким Комитетом комсомола. Вме-
сте с моряками и рабочими комсомольцы
самоотверженно выполняли приказы
товарища Сталина, возглавлявшего в Te
дни оборону Петрограда.

Усилиями всей республики Колчак и
Юленич были разгромлены. Но осенью
1919 года над нашей Родиной енова, на-
висла смертельная опасность. С юга в по-
ход на Москву двинулись армии Деникина
отлично вооруженные и обмундированные
интервентами. Деникин захватил Украину,
Воронеж, Курск, Орел. подошел к Туле
—- крупнейшему арсеналу Врасной Армии.

В такой напряженной обстановке в ок-
тябре 1919 год» в Москве собрался П
Всероссийский c’esy комсомола. О“”езд по-
становил провести вторую Всероссийскую
мобилизацию комсомольцев. В прифронто-
вых туберниях были мобилизованы все
члены комеомола поголовно. Остальные
организации посылали на Южный фронт
30 процентов членов Союза от 16 лет и
старше.

В решающие дни, когда товарищ
Сталин, возглавивший Южный фронт, го-
товил сокрушительный удар по затрвав-
шейся леникинекой армии, в ряды Ripac-
ной Армни влилось 20 тысяч коммуни-
eros, 36 тысяч передовых рабочих и 10
тысяч отборных молодых бойцов, призван-
ных по Всероссийской мобилизация комео-
мола. Это пополнение прибыло как фаз во-
время. Векоре направляемая гением Сталина
Храсная Армия’ разпромила деникинцев.

Весной 1920 года началея новый, третий
по счету, похол против Советской России.
На этот фаз интервенты двинули против
нае войска панской Польши и банды баро-
на Врангеля, засевшего в Крыму. По мо-
билизации комсомол дал Западному фрон-
ту 3.000 человек. Масса добровольцев
устремилась на фронт. С Алтая уехало 600
человек. из Омека—200, из Бийска— 100.
Ушли на, фронт почти все комсомольцы Бе-
тлоруссии, несколько тысяч комсомольцев
Украины,

В целом три всероссийские мобилиза-
пии дали на фронты гражданской войны
25 тыеяч членов комсомола. Но это далеко
не полные данные. В прифронтовых райо-
нах комсомольские организации, как пра-
виль. целиком вливались в ряды Красной
Армии. Часто в те дни на дверях комите-
тов комсомола можно было прочесть выра-
зительное об`явление: «Райком закрыт,
все ушли на фронт».

‚ Немало комсомольцев погибло в те дни
емертью храбрых. Незабываемой страни-
цей в историю комсомола вошел Триполь-
ский поход киевских комсомольцев.

Триполье — эт0 приднепровекое село
в 50 километрах от Киева. Летом 1919
года, здесь была «етолипа» кулацких банд
атамана Зеленого. Расчишая путь Деники-
ну, Зеленый подступал к Киеву. На ликви-
дацию бандитского гнезда Киевский map-
тнийный комитет отправил 0с0бый комсо-
мольский отряд. В него вошел пвет ком-
сомольской организации Киева — около
ста 17—18-летних тебят. За несколько
лней отрял вместе с другими частями
Красной Армии освободил городок Обухов
и пторвалея к Триполью. Но здесь бандиты

долю
к Го-

* Первые две беседы по теме «ВКП(б) —
организатор и руководитель комсомола»
напечатаны в «Московском комсомольце»
22 октября и 16 ноября с. г.

лись больше *

ПУТЬ ЛЕНИ

Oo

БЕСВДА

Oo

глухой ночью ворвались в село, устроили
резню. Неравный бой был очень кровопро-
литным. Никто не сдавался. Несколько де-
слятков раненых ребят все-таки попали в
руки бандитов. Комсомольцев жестоко ис-
тязали. Им рубили пальцы, вырезали на
лбу пятиконечную звезду. живыми зака-
пывали в землю. Тех, кто выдержал эти
страшные пытки; бандиты евязали тонкой
проволокой и с высокого обрыва сбросили
в Лнепр.

«Время стирает могильные холмы, —
писал в евоем обращении ЦА ВЛАСМ в де-
сятую годовщину Красной Армии. — Но
никакие силы не могут стереть, сгладить
и уничтожить память 0 неустрашимых
борцах, смелых красноармейцах, павитих
тероями за дело рабочего класса».

Красной Армии в ее борьбе против об’еди-
ненных сил контрреволюции сильно помога-
ло наличие в тылу белогвардейских армий
большевистского подпольного движения.

Боевыми помощниками больнювиков в
подполье являлись комсомольцы и моло-
дежь. Юноши и девушки, выполняя зада-
ния партийных комитетов, вели боевую
разведку, печатали на ротаторах прокла-
мащии, распространяли большевистские га-
зеты и листовки, организовывали дивер-
сии, добывали оружие для партизанской
борьбы, вели агитацию среди солдат про-
тивника, освобождали 13 тюрем аресто-
ванных.

Поднольные ортанивации и комеомоль-
цы-одиночки смело и неуловимо действова-
ли на Урале в тылу у Колчака, на Украине
в тылу у немцев и деникинцев, в Белорус-
сии в тылу у белополяков, на Дальнем Во-
токе в тылу у японцев и их наемников.

B Oxecce комеомольское подполье насчи-
тывало более 300 человек. В их распоря-
жении были десятки конспиративных
квартир и явок. Ячейки работали в горо-
де, на железной дороге, в порту. Их щу-
пальцы были раскинуты веду.

В конце 1919 года в руки одесской бе-
логварлейской контрразведки попались 17
комсомольцев. «Следствие» / велось  уско-
ренным темпом. 17 января 192.0 года был
вынесен приговор: для девяти — смертная
казнь, остальным — вечная каторга. Ocy-
жденные ветретили это известие спокойно
и стойко. }

— Только и веего?—наеменливо етю-
сила Ила Враснощекина, выслушав приго-
вор. Мы умираем молодыми, умираем
спокойно, так как за нами и за нас пойдут
новые сотни стойких бойпов. Вапва пееен-
ка спета еще раньше, чем вы спели ее
нам.

Примеров такого героизма, можно приве-
сти тысячи. Подпольная работа в тылу
врага была неот’емлемой частью войны
трудового народа Советской России против
белогвардейцев и иностранных интервентов.

С. М. Киров, вспоминая о гражданской
войне, говорил: «..ле из нас, которые
тотда были на фронте, те помнят, какую
тромадную, я бы сказал. исключительную
роль сыграл тогда комсомол. Надо. товари-
щи, прямо сказать, что мы, большевики,
вообще говоря, ‘народ, который умеет 00-
роться, не щадя своей жизни, и то иной
раз © «завистью» емотрели на героев, ко-
торых давал тогда комеомол».

На трудовом фронте

Суровый экзамен держал комсомол и на
мирной работе — в городах и селах Совет-
ской республики. Усилиями большевиет-
ской партии вея жизнь страны перестрои-
лась на военный лал, на помощь фрон-
ту. Долтая и кровопролитная война при-
вела к тому, что страна задыхалась в ти-
сках разрухи и голода. Огромные усилия
требовались, чтобы пустить в ход каждый
лишний пафовоз, добыть сотню пудов ме-
талла, топлива,‘ хлеба.

Замечательнымх примером инициативы
передовых рабочих явился первый ком-
мунистический субботник железнолорож-
ников Московско-Вазанской дороги. Ленин
назвал это начинание «великим почином».

Вместе < передовыми рабочими всей
страны комсомольцы и молодежь энергич-
но подхватили великий почин. Коммуни-
стические субботники и воскресники мо-
лодежи получили широкий размах.

Вомсомотьцы несли в городах охрану фе-
волюционного порядка, помогали органам
ВЧЕ в борьбе © саботажем, вредительством
и контрреволюцией. Повсеместно из ком-
сомольцев были сформированы части 9с9-
бого назначения (ЧОН), которые охраняли
важные военные об’екты,

Руководетвуяеь указанием В. И. Ленина
о том, что «борьба За хлеб — это борьба
за социализм», сотни рабочих-комсомоль-
цев шли в продовольственные отряды,
которые изымали хлебные излишки у ку-
лаков, боролись ¢O спекулянтами и Me-
пюочниками, обеспечивали хлебом афмию и
промышленные центры. Кюмсомольцы ПШо-
волжья, Урала, Сибири организовывали
помошь голодающим рабочим и детворе
Москвы и Петрограда.

Комеомольские организации в деревне
активно помогали партии сплачивать бед-
ноту, укреплять 6003 © середняком, 60-
ротьея с кулапким  саботажем. Немного-
численные сельские ячейки комсомольцев
были первой опорой партии большевиков
Ha селе, они проводили огрумную работу
среди крестьян по раз`яснению политики
партии и правительства, создавали избы-
читальни и клубы для молодежи.

В борьбе с трудностями военного воеме-
ни 106 и мужал комсомол. За первый год
существования РЕСМ ряды его увеличи-
чем в четыре pasa — от
22.100 до 96 тысяч!

Для вовлечения молодежи в ряды ком-
сомола проводились «недели красной мо-
лодежи». В Москве «неделя» состоялась в
октябре 1919 года, в дни второй Веерос-
сийской мобилизации. В Петрограде «не-
деля» началась 18 декабря 1919 года. В
этот день вышел первый номер комсомоль-
ской газеты «Смена», поместившей теле-
грамму В. И. Ленина.

«Привететвую рабоче-креетьянекую мо-
лодежь Петроградекой губернии в дни про-
ведения Красной недели. — писал Ленин.
— Усиливайте, юные товарищи, вашу ра-
боту в этом направлении, чтобы ео ©ве-
жими молодыми силами приняться за уст-
ройство новой светлой жизни».

HCHOrO HO

Беседы об Уставе ВЛКСМ

ТВЕТЬЯ”

в а

Цвет молодежи шел в. комсомол. Юноши
и девушки знали, что комсомол потребует
от них итти в первых рядах бойцов. Но
так много революционной энергии было в
массах молодежи, так велико было ее
стремление активно бороться за делю пар-
tun Фенина—Сталина, за советскую
власть, ‘что ничто не могло остановить ее:
ни трудности, ни лишения, ни смертель-
ная спаеность.

В 1928 году, в десятилетнюю головщи-
ну Врасной Армии. в ознаменование 90е-
вых заелуг комсомола на фронтах граж-
данской войны советское правительство
наградило комсомол выешей ‘революцион-
ной наградой —— орденом Врасного Зна-
мени. Принимая эту натраду, УШ c’esa
ВЛЕСМ, состоявшийся в мае 1928 года, в
обращении ко воем комсомольцам; ко всем
молодым рабочим и крестьянам СССР писал:

«т валего имени, от лица двухмилли-
онной армии ленинцев заявляет ©’езд пра-
вительству Советекого Союза:

Наши знания, наши мускулы и наша
жизнь принадлежат власти рабочих и кре-
стьян. Мы не щадили их в огненные го-
ды гражданской войны, мы без вздоха ©о-
жаления отдадим их в дни новых испыта-
ний и побед. Ждем приказа  напгих
командиров  ».

От войны
в мирному строительству

Победа в пражданской войне против ино-
странных интервентов и внутренней
контрреволюции не легко далась рабочим
ia крестьянам Советской республики. За
  несколько лет беспрерывной войны — им-
периалистической, потом гражданской —
страна дотила до крайней степени разоре-
‚ния. Большинетво фабрик и заводов етоя-
ло. Рудники и шахты были затоплены.
Выплавка чугуна в 1921 году составила
всего 116,3 тысячи тонн, то есть около
3 процентов довоенного производства чу-
гуна. Катастрофически нехватало топли-
ва. Повсюду ощущалея острый недостаток
продовольствия и предметов первой необ-
ходимости. Около 29 миллионов. гектаров
земли оставались незассянными, `В довер-

шение ко всему многие тубернии в 1920
ив 1921 годах были охвачены неурожа-
ем. В Поволжье и в других районах сви
репетвовал голод.

В такой трудной обстановке страна пе-
реходила на рельсы мирного строительст-
ва. Большевистекая партия и ховетекое
правительство напрягали вее силы для
быстрейпеето хозяйственного возрождения
республики.

Новые, труднейпгие задачи встали перед
партией и Советским государством. Новые
задачи призван был решать и Кюммунисти-
ческий Союз Молодежи. Путеводной звез-
дой для комсомола явилась историческая
речь В. И. Ленина «Задачи союзов моло-
дежи», произнесенная им на Ш Веероссий-
ском ©’езде РСМ 2 октября 1920 года.

С’езд собралея в Москве, когда граждан-
кая война еще не закончилась. Казалось,
910 задачи текущего момента только и мот-
ли привлекать силы и внимание мололе-
жи. Но Владимир Ильич евоим орлиным
взором смотрел далеко вперед. В своей те-
чи Ленин указал молодежи на то главное,
над чем ей предетояло работать и завтра,
и послезавтра, и через многие десятилетия.

Ленин призвал комсомол учитьея —
учиться коммунизму. Это значило соеди-
нить настойчивое овладение знаниями с
Участием в общем труде рабочих и кре-
стьян. Ленин считал труд обязательным
для каждого молодого человека п требо-
вал, чтобы‘ «Союз коммунистической мо-
лодежи воспитывал всех © молодых лет,
‹ двенадцати лет, в сознательном и дие-
циплинированном труде». Ленин призывал
KOMCOMOT стать подлинным вожаком и Op-
танизаторюм молодежи, ударной груцпой,
которая во всякой работе показывает свою
помощь, проявляет CBO инипиативу, свой
почин. Е

Речь В. И. Ленина — поворотный пункт
во веей истории Коммунистичеекого Союза
Молодежи. В ней в исчерпывающей полно-
той и ясностью были определены задачи и
направление работы комсомола.

Годы восстановления нарохного хозяй-
ства (1921—1925) были первой серьез-
ной проверкой для комсомола и молодежи
на новом пути, указанном В. И. Лениным.

Одним из самых тяжелых участков на-
родного хозяйства являлся топливный
фронт. Всесоюзная кочегарка — Лонбасе
— дольше других губерний Советской рес-
публики оставалась ареной гражданской
войны. Во время отступления враги унич-
тожили паровое хозяйство. взорвали шах-
ты, увезли все пенное оборудование. Из
2.000 шахт только 200—250 могли да-
вать уголь. На весь Донбасе осталось всего
10 тысяч забойщиков. В эту трудную по-
ру губком партии обратился co специаль-
ным воззванием к членам РЕСМ, призывая
молодежь показать пример в борьбе mpo-
тив врага более страттного. чем Деникин и
Врангель, — против разрухи.

Молодежь горячо откликнулась на при-
зыв партии. Нередко ячейки комеомольнев
в полном составе уходили на подземные ра-
боты. Полуголодные комеомольцы работа-
ли в затопленных уступах, по пояе в воде.

Так же самоотверженно трудилась мо-
лолежь на восстановлении нафодного хо-
зяйства и в Москве, и в Петротраде, и на
Урале — по всей стране.

Забота о воспитании
н образовании молодежи

Переход в мирному строительству по-
ставил перед комеомолом новые задачи.
Нужно было позаботиться о закрепления
рабочей молодежи на производстве, о ее
техническом образовании.

По предложению комсомола, одобренно-
му ХГ с’ездом партии, ВЦИК специальным
декретом от 2 мая 1922 года ввел в про-
мышленноети броню подростков (так назы-
валея определенный процент подростков в
возрасте от 15 до 17 лет, который при всех
условиях должен был сохранятьея на про-
изводетве). Введение брони положило ко-
нец произвольному увольнению подроет-
ков, которое проводили в то время неко-

МСОМОЛА

торые недальновидные хозяйственнивки В
связи с переходом промышленности на `хо-
зяйственный расчет.

В 1920 году по инициативе комсомола
были созданы школы фабрично-заводекого
ученичества. Векоре они завоевали общее
признание. В январе 1921 тода в стране
было всего 43 школы фабзавуча © 2.000
учащихся, а к началу 1930 года количе-
ство их выросло до 2.711 © 323 тысяча-
ми учеников. Школа фабзавуча являлась
практической. конкретной формой соедине-
ния производительного труда © тееретиче-
ским ‚обучением п образованием. Школа
фабзавуча тотовила культурного, веесто-
ронне развитого и образованного рабочего.

Вее эти годы партия внимательно сле-
дила за деятельностью комоомола, направ-
ляла его усилия вк общей цели. В отчетном
Токладе XII с’езлу партии (1923 г.) o pa-
боте ПВ партии товари Сталин отметил
колоссальное значение Союза молодежи и
вообще молодежи в борьбе за осуществле-
ние программы партии.

УП сезд в своем решении о работе
РЕСМ вновь подчеркнул всю важность по-
литико-воспитательной деятельности ком-
сомола и 06060 указал на необходимость
«передать новому  молодняку весь опыт
революционной борьбы и ‘щательно его
ознакомить с прошлым партии».

Большую работу проводили в это время
комсомольцы деревни. Первые же  тоды
осуществления новой экономической -
литики заметно улучшили положение в
сельском  хозяйетве. Хороший урожай
1922 года дал возможность оправиться гу-
берниям, пострадавшим от голода. Однако
попрежнему мелкое и мельчайтее хозяйет-
во крестьян-единоличников основывалось
на с0хе и отсталом трехполье.

В. И. Ленин указывал, что развитие
сельского хозяйства в нашей стране долж-
но пойти по пути постепенного внедрения
в сельское хозяйство начал коллективиз-
Ma, по пути вовлечения крестьян в KO-
операцию. Чтобы осуществить ленинский
кооперативный план, партии предстояло
проделать огромную работу, привлечь мас-
сы крестьян на ©вою сторону, разгромить
кулапкие влияния на отсеталую часть кре-
стьян. Боевым помощником партии в этой
работе стал деревенский комсомол.

Деревенские комсомольцы были в числе
первых инициаторов перехода к коллек-
тивному труду на общей земле, создания
всякого рода товариществ пю совместной
обработке земли —— предтеч колхозов. Им
приходилось бороться не только против
кулаков и подкулачников, но и против не-
вежества и суеверия. По решению У с’езда
KOMCOMOTA в деревнях создавались Школы
крестьянской молодежи (ПРМ), мололежныю
избы-читальни, всевозможные кружки.

Хозяйственными трудностями этото пе-
реходного нериода, а также тяжелой 00-
лезнью В. И, Ленина воспользовалиеь троц-
кисты. Они усилили свои атаки на гене-
ральную линию партии, на ленинское ру-
ководство Ii во тлаве с товарищем
Сталиным. В <воей борьбе против партий
троцкиеты пытались использовать комсо-
мольцев и молодежь. Они стремитиеь про-
тивопоставить комеомол партии. Комсомол
дал решительный отпор всем попыткам ис-
пользовать его для атак на партию. Вом-
сомол без колебаний поддержал ленинеко-
сталинскую линию партии.

Ёомесомол приннмает
имя Mennna

21 января 1924 года партию и народ
постигла величайшая утрата. В Горках,
под Москвой, умер Владимир Ильич Ленин
— великий учитель трудящихся всего ми-
ра, вождь большевистекой партии и оено-
ватель напего Советского государетва.

У гроба Ленина его ближайний друг и
соратник товарищ Сталин дал историче-
скую клятву верности ленинским заветам.
Это была клятва большевистской партии
своему вождю.

ЦЕ большевистской партии призвал
всех трудяшщихея ответить на великую ут-
рату могучей мобилизацией всех своих
сил, выполнить заветы Ленина. По всей
стране — от края и до края — смерть
Ленина вызвала глубокую скорбь. Повею-
ду на траурных собраниях и митингах ра-
бочие выносили резолюции, обещая осуще-
ствить заветы Ленина, дать в подкрепле-
ние партии лучших своих сынов. Около
250 тысяч передовых рабочих, в том числе
десятки тыеяч комсомольцев, были приня-
ты в ряды партии в траурные ленинские
дни. Свыше 150 тысяч молодых людей в
эти дни ветупило в комсомол.

Вскоре после смерти Владимира Ильича
собрался У] е’езд комсомола. От имени
630.000 членов Союза сезд постановял
присвойть комсомолу имя Ленина. В, мани-
фесте ко всем комеомольцам, ко всей рабо-
че-крестьянекой молодежи УП <’езд комео-
мола писал: 5

«УТ Веесоюзный ®©’езд ВОМ, принимая
имя Лениненого комсомола, клянется, что
какие бы препятетвия на нашем пути ни
стояли, каких бы жертв от нас ни требова-
ли, мы выполним вее эти задачи, мы не
уроним знамени Ленина».

Этой каятве Ленинский комсомол оетал-
ся верен на всем своём пути.

Следуя ленинеким заветам, комсомол
активно вовлекал рабочую п крестьянскую
молодежь в борьбу за дальнейший пол’ем
народного хозяйства, за новые успехи со-
циалистического строительства. Бурно рос-
ли рялы комсомола. За полтора гола, про-
шедшие ео дня У! с’езда РЛАСМ (с июля
1924 года по декабрь 1925 г.). чиело ком-
сомольцев узеличилось почти на миллион
человек и достигло 1.640 тыеяч.

Знаменательным событнем в жизни ком-
есмола в этот перисд был выход в свет пер-
вого номера всесоюзной газеты «Вомео-
мольская правда», созданной по предло-
жению товарища Сталина, по  фенению
ХШ с’езда партии. В ответах на вопросы
«Вомеомольской правды» 29 октября 1925
года товарищ Сталин подчеркнул, 910
главное в работе комсомола — это воспи-
тание молодежи в духе ленинизма, в
стремлении отдать все силы борьбе 3a
победу социализма в нашей стране.

® концу восстановительного
(1925 г.) Лениневяй комсомол
мощной массовой организацией,

периода
притнел
на деле

доказавшей свою преданность делу Ленина.

A

Суббота, 23 ноября 1946 г., № 142 (68;

НА СЕССИИ ГЕНЕРАЛЬНОЙ АССАМБЛЕ!

ОРГАНИЗАИИИ ОБЕДИНЕННЫХ НАМИ

СОВЕТСКОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ ОБ ИНФОРМАЦИИ
ОТНОСИТЕЛЬНО СОЮЗНЫХ ВОЙСК ЗА ГРАНИЦЕЙ

На заседании комитета №

НЬЮ-ЙОРЕ, 21 ноября.  (Спепкоюр.
ТАСС). Представленное Buena главой де-
легация СОСР В. М. Молотовым предложе-
ние о том, чтобы всё государства — чле-
ны организании 00’елиненных наций пе-
редали в месячный срок тенеральному 5е-
кретарю и Совету безопасности сведения
о местопребывании и численности евоих
вооруженных сил, находящихся за грани-
пей, а, равно и © своих заграничных воен-
ных базах, находитея в центре внимания
участников Генеральной Ассамблеи и ши-
рокой общественности. Здесь подчерки-
вают не только конструктивный характер
этого прелложения, дающего возможность
сделать значительный шаг вперед в деле
Укрепления послевоенного мира и 6€30-
паености, но и то, что оно, идя навстречу
позиции американской делегации, создает
тем самым реальную основу для скорого и
единодушного решения вопроса.

Характерно. что уже вчера сенатор
Коннэли (СА) и Кадоган (Великобрита-
ния), игнорируя примирительный харак-
тер нового советского предложения, OT-
нюль не проявили готовности к решению
поетавленного вопроса. Вадоган, в част-
ности, заявил, что ему «не все яено» и
что британской делегании требуетея «до-
полнительная информация» о целях пре-
доставления сведений относительно пребы-
вания союзных войск на чужих террито-
риях.

Выступивигий сегодня вторично В. М.
Молотов выбил почву из-под ног всех тех,
То хотел бы под предлогом «донолнитель-
HOTO пвучения» похоронить нетерпяший
отлагательства вопрос, поставленный ©0-
ветской делегацией. В своем выступлении
глава двлетации СООР убедительно пока-
зал огромное практическое и политическое
значение предоставления информации 0
пребывании союзных войск, находящихся
на чужих  теприториях. (Полный текет
речи В. М. Молотова публикуется в се-
голняшнем номере).

Выступление Молотова было выелуша-
но с огромным вниманием. Отмечали, что
казуистические попытки отыскать «неяс-
ности» в советском предложении продик-
тованы единственным желанием — уйти
от конкретного обсуждения этого дло-
жения по существу. Однако, такие по-
пытки пока не являются преобладающи-
ми. Наоборот, больнеинство выступающих
поддерживает предложение ‹оветекой де-
легапии. Так, представитель Франции
Патоди сегодня заявил:

— На этой сессии есть большая в03-
можность сделать конструктивный шаг в
сторону ° установления прочного мира,
пойти дальше общих фраз. Эта возмож-
ность дана нам министром иностранных
дел Молотовым, который внее предложе-
ние о всеобщем сокращении вооружений,
а также американской делегацией, кото-
рая сотласилась © советским  предложе-
нием. Наш долг — как можно скорей вос-
пользоваться этой возможностью.

Делегат Польши Виневич, также безо-
говорючно поддержавиияй советское пред-
ложение, со своей стороны указал, что
советская и американская точки зрения
Ha рассматриваемый вопрос в значитель-
ной мере параллельны. «Необходимо де-
лать упор на то моменты, которые 06’еди-
няют, а не на те, которые раз’единяют
0б’единенные нацин», — сказал Вине-
вич. Он выразил надежду, что советское
предложение будет единогласно одобрено,
и сказал, что это будет способствовать
всеобщему миру.

Характерно выступление делегата Eu-
тая Веллингтона Ку, носившее двойет-
венный характер. С одной стороны, он за-
явил, что китайская делегация приветет-
вует и полностью поддерживает советское:
предложение, а < другой стороны: солида-
ризировалея со вчерашней речью Коннэ-
ли, который пытался подменить ясный и
четкий вопрос, поставленный ©оветской
делегацией, проблемой учета всех воору-
женных сил союзных держав в целом. Ки-
тайский делегат выступал так, будто бы
проблема пребывания войск союзных дер-
жав на иностранных территориях является
для него чисто академическим вопроеом.
Такая трактовка в устах китайского де-
легата, по меньшей мере, странна, по-
скольку даже американская печать пеет-
PUT сообщениями о неоправданном пре-
бывании вооруженных стл США в Китае.

Всячески пытался преуменьшить акту-
альность вопроса о пребывании. союзных
войск на чужих территориях и делегат
Бразилии, хотя он вынужден был  приз-
нать, что в ето етране до сих пор нахо-
дятся американские военно-авиационные
базы, существование которых не может
быть оправдано необходимостью.

Делегат Панамы заявил, ‘что прави-
тельетво США нарушает обязательство,
взятое по. договору © правительством Па-
намы, и не передает ему некоторых важ-
ных баз, которые оно должно было оево-
бодить тод спустя после окончания воен-
ных действий.

Делегат Египта, сказал. что затянувию-
еся пребывание союзных войск на невра-
жеских территориях противоречит прин-
ципам устава ЮНО и используется для
навязывания воли некоторых держав тем
странам, на территорию которых введены
войска. Делегат Египта сказал: «Мы жи-
вем в эпоху, когда надо отказатьея OT
применения политики силы». Он выека-
залсея за принятие советского предложе-
HUA и выразил надежду, что велел за
предоставлением информации о чиелен-
ноети союзных войгк на чужих террито-
риях последует вывод этих войск.

Многие делегаты с особым интересом
ожимали выступления британекой делега-

— (Сталина, свою готовность к новых боям пии. Выступление министра иностранных

3a победу социализма.

дел Великобритании Бевина подтвердило

1 Генеральной Ассамблеи

возникдиее еще вчера во время высту
ления Кадогана предположение, что бу
танская делегация будет пытаться п
теми или иными предлогами оттянуть т
ложительное рептение пеставленного в
роса.

Поблагодарив Молотова за раз’яелет
данные им британской делегации, Бал
не высказываясь ни за, ни против с
щества советского предложения, произи
речь, направленную к тому, чтобы уз
пить это конкретное предложение ву
тих, более общих, проблемах. Ou ви
ки старался доказать, будто бы coy
ское предложение нельзя  paccuatpmy
до того, пока не будет всесторонне в
чена проблема разоружения в целом кл
ка не будут найдены новые, более се
шенные средства поддержания межун
родной безопасности. Британский лет
ставил вопрос © разоружении в пря)
связь с тем, сумеет ли организация, >
единенных наций <оздать некую ни’

ную систему коллективной  безолат»,
сти, которая убедит каждую oT
нацию «подчинить свой  суверент

ЮНЮ», отказаться от напиональной ар
и рассчитывать только на эффектив
защиту вооруженных CHI ортанизат
0б’единенных наций. В. то же время ‹
ясно дал понять, что в данное вреуя (у
танское правительство не может пн
на такой шаг. Как явствует из выети
ления Бевина, он предпочитает сохрант
существующее положение и беречь все
рете данные о численности и месторат
ложении британских вооруженных 113
пределами Англии.

В журналистских кругах сопоставляю
позицию, занятую британской делегат
ей, с заявлением, сделанным сегодня ay
налистам официальным представителя
американской делегации. В этом заяве
нии говорится, ито сегодня утром ки
тация США обсуждала советское пех
жение о пребывании союзных police :
границей. Делегация единодушно решит
что это предложение идет наветречу ти
ке зрения американского правительства
что имеется возможность достижения р
шения по этому вопросу. В амернкаюк
делегации существует уверенность, л
«большая пятерка» может достиг
единогласного решения m0 corenna
предложению. Однако, американская дел
гация также единодушно считает, что с
ветское предложение не может быть т
HATO без внесения в него амефиканск
поправки относительно информации в 1
мерах войск, находящихея внутри &и
ных стран. а

Отвечая на вопрос, в чем причу_-^%
оправланной вчератиней атаки loz)
советское предложение, представите
американской делегации заявил, чо №
Воннэли не обсуждалась в  лелегапии
что «никому не понятно, почему Конна
выступил < такой речью». Он выскха
предположение, что Воннэли «недостате
но понял предложение Молотова».

*

Широко комментируя советское пери
жение % предоставлении информации ото
сительно пребывания союзных вок н
чужих территориях, американская шее
продолжает подчеркивать, что имеются т
возможности притти к соглашению по эт
му вопросу. Так, обозреватель «Нью-Йоя
тайме» Томае Гамильтон сегодня mmr
«По общему мнению, речь Молотова 2
ляется исключительно конструктивное»,
отмечая при этом, что Молотов «пошел л-
леко навстречу американскому KOHTD-IRT
люжению». Касаясь вчерашней pew hoe
нэли, обозреватель указывает, что < ti
щему мнению, ответ Коннали на №
Молотова представляет собой политичеке
ошибку, если ни что-то худшее. Хотя It
Фед ним лежала копия резолюции. шеи
женной советским министром, сенат В
Техаса (Коннэхи) продолжал доказнить
что необходимо предусмотреть прелет»
‘ление сведений 0 союзных войсках ва (7
ших вражеских территориях; иги
то обстоятельство, что это предложение у
включено Молотовым в его фезолюпию».

Знаменательно, однако, что в пери
статье той же «Нью-Йорк тайме» вии
пные нотки. «Специфические условия, 1*
ложенные в русской резолюции, — пи
газета, — нуждаются в дополнительну
изучении». Газета выражает недовольт»
тем, что глава советской делегации yrs
на необоснованную  затяжку пребымии
американских войск в Витае и английских
войск в Греции и на других невражеяи
территориях.

Известный своими антисоветекихи 2
падами обозреватель газеты «Balti!
пост» Новер, не будучи в состоянии #8
хоть сколько-нибудь существенные af!
менты против советского предложения
существу, выразил сегодня недовольство и
поводу того, что... Молотов, выстум ‹
этим предложением, «не  посоветот ла
предварительно ® Бирнсом и Бевином».

‚ Подобные раздраженные реплики 13 №
акпиюнного лагеря станут понятны, ©
вспомнить, что в этом лагере уже в!
чение довольно длительного времени °*
сказывают серьезную озабоченность 1
что советская делегация на Генераль
Ассамблее все время держит инициатив! 2
своих руках. Ведущую роль советской №
легации констатирует сегодня америыг”
ское агентство Юнайтед Прессе, высказы?”
ющее предположение. что «Совете
Союз выиграет свою кампанию за OMI
ставление 09’единенным нациям свет
0 количестве союзных войск на чужих 1
риториях и, таким образом, усилит cat
позицию в качестве лилера в обСуЖенА,
вопроса о всеобщем разоружении».

se