}

Великий
демо

(К 85-летию со дня смерти Н. А. Добролюбова)
Добролюбов

Николай Александрович
умер двадцати пяти лет отроду. Этот гени-
альный юноша четыре года стоял во главе
передовой русской литературы. Уже в 21

гол он в полном блеске обнаружил талант
которого

критика-публициста, к голосу
прислушивались с трепетом как друзья, так
и враги.

Судьба Добролюбова типична для <у-
леб многих русских революционных раз-
ночинцев. На похоронах Добролюбова Н. А.
Некрасов подвел скорбные итоги жизни
своего друга: «Бедное, полуголодное уче-
нье; потом четыре года лихорадочного не-
утомимого труда и, наконец, год, проведен-
ный в предчувствиях смерти, вот и вся био-
графия». Но небогатая внешними событиями
жизнь Добролюбова наполнена огромным
идейным содержанием, напряженной Г3бо-

той мысли. Образ Добролюбова как бы
символизирует собой идейную глубину
русской литературы — самой передовой

литературы мира — и природную одарен-
ность русского народа.

Свою горячую любовь к народу Доб-
ролюбов сочетал с самой передовой для
того времени идейной борьбой за культур-
ный прогресс страны и социальное осво-
бождение трудящихся масс.

Характеризуя социальное значение дея-
тельности Добролюбова, критик большевик
В. В. Воровский писал: «С ним вместе в
русскую общественность и в русскую лите-
ратуру хлынула целая рать «молодых лю-
дей», полных энергии, жажды дела, веры
в светлое будущее, любви ко всем угне-
тенным и обездоленным. Это были BBI-
ходны из низов общества дети мещан,
мелкого духовенства, маленьких чиновни-
ков. а подчас и крестьян — все люди, ©
детства приученные к лишениям и TPY-
ду, к нужде и борьбе за жизнь. Отсюда
характеры их были закалены и суровы,
полны настойчивости и упорства в нача-
том деле, чужды барского фразерства И
либеральной болтовни, вечно стремящиеся
от слов перейти к делу, — одним словом,
полная  противоположность «передовым
людям» «дворянского происхождения».

Литературная деятельность Добролюбо-
ва тесно связана с деятельностью его
о -
Старшего друга и соратника Н. Г. Чер
нышевского. ‹Дваднатилетний студент Доб-
ролюбов был увлечен идеями Чернышев-
ского, оказавшими огромное влияние На
передовую, демократическую молодежь то-
го времени. «Очерки гоголевского перио-
да» и «Эстетические отношения искусства
к действительности» стали настольными
книгами Добролюбова. В свою очерель
Н. Г. Чернышевский, познакомившись с
Добролюбовым, был поражен глубиной И
мудростью суждений юноши. Чернышев-
ский привлек его к участию в журнале
«Современник», гле Добролюбов быстро
стал сотрудником, определяющим позицию
журнала. Чернышевский безгранично дове-
рял Добролюбову.

В беседе с И. С. Тургеневым, негодо-
вавшим на революционную «резкость»
статей Добролюбова, Чернышевский все-
цело встал на его защиту.

«Вас я еще могу переносить, но Добро-
любова не могу», — говорил Тургенев
Чернышевскому. «Это оттого, что Добро-
любов умнее ‘и взгляд на веши у него

яснее и тверже», — отвечал Чернышев-
ский. Когда редактору ` «Современника»
Н. А. Некрасову предстояло выбирать

между маститым Тургеневым и юношей
Добролюбовым, он предпочел уход из
журнала Тургенева.

Добролюбов был горячим противником
теории «искусства для искусства», он вы-
ступал против тех, кто «удалялся от вся-
ких жизненных вопросов, не имея никако-
го рассудочного убеждения, бежал от фи-
лософии, как от чумы, и во что бы то ни
стало распевал бы как птичка на ветке».
Также Добролюбов беспощадно осуждал
«эстетическую критику», которая «сделалась
теперь принадлежностью чувствительных
барышень». Сколько метких стрел напра-
вил Добролюбов в проповедников без-

МЕТОДОМ

критик-
крат

идейности, ратуя за общественное, глубоко
идейное искусство!

Со всей актуальностью звучат сейчас
его слова: «Вполне признавая, что искус-
ство прежде всего должно быть искусст-
вом, мы тем не менее думаем, что мысль
о каком-то чистом, отрешенном искусстве,
живущем в своей собственной среде, не
имеющем ничего общего с другими сторо-
нами жизни, есть мысль отвлеченная, ме-
чтательная... В наше время искусство и
‘литература больше, чем когда-либо преж-
де, сделались выражением общественных
вопросов». Добролюбов считал, что «отни-
мать у искусства право служить обще-
ственным интересам значит не возвы-
шать, а уничтожать его».

Писатель, по мнению Добролюбова, дол-
жен «проникнуться народным духом, про-
жить его жизнью, стать вровень ©
ним, отброенть все предрассудки сосло-
вий, книжного обучения и прочее, про-
чувствовать все тем простым чувством,
каким обладает народ».

Являясь горячим поборником реализма в
литературе и искусстве, Добролюбов: сам
называл свою критику «реальной». «Ре-
альная критика, — писал он, — относится
к произведению художника точно так же,
как к явлениям действительной жизни;
она изучает их, стараясь определить их
собственную норму, собрать их в сущест-
венные, характерные черты».

Для критического анализа Добролюбов
брал те произведения, в которых выраже-
ны принципы реализма. Лучшие его статьи
посвящены классическим произведениям.
Таковы: «Что такое обломовщина?»,
«Темное царство», «Луч света в темном
царстве», «Когда же придет настоящий
день». В его статьях содержится блестя-
нцая характеристика творчества Тургенева,
Островского, Салтыкова-Щедрина и Мно-
гих современных ему писателей.

Статьи Добролюбова, посвященные от-
дельным произведениям, до сих пор яв-
ляются образцом тонкости и глубины ана-
лиза. В них сквозит горячая любовь К
отечественной литературе, преклонение
перед ее правдивостью и реализмом. Опи-
раясь на об’ективное свидетельство рус-
ских писателей, Добролюбов со всей
страстью обличал реакцию, застой,  ту-
пость, насаждаемые господствующими
классами. Разбирая пьесы А. Островского,
Добролюбов клеймит «бессмысленное
самодурство в лице разных Большовых,
Торцовых, Брусковых, Уланбековых и пр.>.
Он поднимает на щит образ Катерины —
героини пьесы «Гроза», как олицетворение
протеста против деспотизма, Он горячо
приветствует образ революционера Инса-
рова — героя романа «Накануне» Турге-
нева, выражая уверенность, что скоро по-
явится в жизни тип русского Инсарова.
«И недолго нам ждать его. За это ру-
чается то лихорадочное мучительное не-
терпение, с которым мы ожидаем его
появления в жизни. Он необходим для нас,
без него вся наша жизнь идет как-то Не
в зачет, и каждый день ничего не значит
сам по себе, а служит только  кануном
другого дня. Придет же’ он, наконец, этот
день!». ! ке

В свои критические статьи Добролюбов’)
вносил горячую страсть революционера.
Он не замыкался к кругу узко литератур-
ных интересов. Его живо интересовал весь
комплекс общественно-политических проб-
лем своего времени. Он исповецывал са-
мую передовую для той эпохи обществен-
ную теорию, смысл которой заключалея в
защите «естественных прав» народа в борь-
бе с эксплоататорами и узурнаторами вла-
сти. Пока не будут осуществлены «есте-
ственные стремления народа», борьба не
будет прекрашена — в этом был глубоко
убежден Добролюбов.

Н. Г. Чернышевский писал после смер-
ти Добролюбова: «О, как он любил тебя,
народ! До тебя не доходило его слово, но
когда ты будешь тем, чем хотел он тебя
видеть, ты узнаешь, как много для тебя
сделал этот гениальный юноша, лучший из

сынов TBOHX!».
Ан. ВОЛКОВ.

ХОЛОДНОЙ

ШТАМПОВКИ

Велика тяга советской молодежи к мас-
совым, подлинно народным песням. Oco-
бенно возросло их значение в годы герои-
ческой борьбы великого советского народа
против немецко-фаптистских захватчиков.
Многие авторы патриотических песен были
Улостоены высокого звания лауреатов СОта-
линской премии.

Сейчас, когда наш народ, воодущевлен-
ный великим планом сталинских работ,
залечивает раны, нанесенные войной, мы
вправе требовать от наших композиторов и
поэтов столь же напряженной и добросо-
вестной деятельности, как и в годы вой-
ны. Трудовые подвиги советских людей 1о-
стойны воплошения в ярких и полноцен-
ных образах советской песни.

Но мало написать хорошую песню, надо
ее и распространить в народе. Здесь на
первый план выступает деятельность му-
зыкальных издательств.

В Москве два музыкальных  изда-
тельства: Музгиз (лиректор В. А. Розанов)
и Музфонд (директор Л. Т. Атовмян). Еели
обратиться к цифровым показателям ра-
боты этих издательетв, то может показать-
ея. что все обстоит благополучно. Так, на-
пример, Государственное музыкальное из-
дательство уже сейчас перевыполнило план
1946 года, издав вместо 130 названий по
плану — 145, одновременно значительно
увеличив тираж. достигающий теперь поч-
ти двух миллионов. Не меньшее количество
массовых песен выпускает и издательство
Музфонда.

Но что же собой представляют эти из-
дания? Прежде всего поражает полное от-
сутетвие темы созидательного труда совет-
ского народа. хотя пошло Уже больше
тода после победоносного окончания вой-
ны. Но и некоторые военные песни отме-
чены печатью идейной ‹кудости, темати-

ческого однообразия. Оба упомянутые 1з-
лательства захлестнула волна  слезливых
лирических излияний. Если Музгиз издал
в 1946 г. несколько действительно содер-
жательных сборников, как, например, `<б0р-
ник «Родина моя» А. Новикова, песни
Военно-Морского Флота, «Морские песни»
Е. Жарковского и Б. Терентьева, в которых !
много произведений широкого общеграждан-
ского звучания, то хаталог Музфонда пест-
рит такими «актуальными» названиями,
как «Подожди немножко», «Последний
луч», «Сяль co мною`рядом», «Четыре уха-
Жора» ит. д. ит. п.

Обратимся к содержанию этих песен. Это
бесконечный юток встреч, прощаний и
расставаний на «реке», «у крыльца», «у
лесной опушки», «у опаеного мостика».
Военная тематика в этих «лирических»
песнях <водится к тоскливым «думам на
Дунае» о «майском вечере на Оке», д «го-
лубых очах». Вот что увидел боец совел-
ской армии, прошедший победный путь от
Сталинграда до Берлина:

«Много девушек дорогой ветретил,

Лучше миленькой не заприметил».

(С. Алымов).

QO чем мечтает поэт А. Фатьянов?

«Чтоб < моей хорошей, русой

Постоять нам рядом...

Чтоб от тяжести такой

То крылечко екрипнуло,

Чтоб обнять ее рукой,

Чтоб она не вскрикнула».

Или вот: песня Серафима Туликова (<ло-
ва М. Лапирова) «У крыльца». Содержа-
ние этого, с позволения сказать, музыкаль-
ного произведения сводится к встрече
{опять же у крыльца) «молодой девицы»
© «Николаем-молодном». Николай-молодец
не сводит «очей карих» с ее «белого лица»
и говорит:

‚жения. =

московский

КОМСОМОЛЕЦ
На сессии Генеральной Ассамблеи

организации Об‘единенных наций
Обзор телеграмм ТАСС за 25 и 26 ноября

25 ноября в комитете № 1 продолжа-
лссь обсуждение советского  предложе-
ния о предоставлении организации Об’еди-
ненных наций информации — относительно
союзных войск, находящихся за  грани-
цей. Советскую делегацию на заседании
представляли Молотов, Вышинский и
Громыко. р т

С речами выступили делегат Чехосло-
вакии Клементис, делегат Великобритании
Ноэль-Бэйкер и делегат США. Коннэли.

В своей речи представитель Чехослова-
кии Клементис заявил, что его делегация

придает огромное значение обсуждению
советского предложения. Чехословацкий
делегат высказался против — английского

предложения о том, чтобы оба советских
предложения —` о представлении инфор-
мации относительно союзных войск, нахо-
дящихся за границей, и о всеобщем со-

кращении вооружений — обсуждались
одновременно.
Делегат Великобритании Ноэль-Бэйкер

указал, что в организации Об’единенных
наций впервые обсуждается вопрос о со-
кращении вооружений и о безопасности,
заявив при этом, что переговоры по это-
му поводу «могут продлиться годы, пока
будет достигнута полная система безопас-

ности и будет произведено сокращение
вооружений».
Далее представитель Великобритании

заявил, что по его мнению нужно, чтобы
все члены организации Об’единенных на-
ций участвовали в представлении сведе-
ний, а не только четыре великие держа-
вы, как это предлагает Молотов. Далее
английский делегат предложил дополнить
советское предложение требованием с
представлении информации о численно-
сти войск на собственной территории, у
себя на родине, и представить ее к 1 ян-
варя 1947 года.

Наконец, Ноэль-Бэйкер предложил вне-
сти пункт о проверке и контроле той
информации, которая будет представлять-
сз. «Мы предлагаем,—заявил он, чтобы
представляемая. информация подвергалась
немедленной проверке при помощи Toro
или иного механизма контроля организа-
ции Об’единенных наций».

Выступивший‘ затем делегат США Кон-
HOH отметил в начале своей речи боль-
пюе значение обсуждаемого вопроса, ха-
рактеризовал сложившуюся сейчас обста-
новку. Коннэли указал: что  имеет-
ся как будто бы общее согласие, что
требуемая информация может быть полез-
на Совету Безопасности в связи с выра-
боткой соглашений, предусмотренных ста-
тьей 43 устава; все выступавшие говорили
с готовности представить информацию о
численности своих войск, находящихся на
территории других стран; все сейчас сог-
ласны представить информацию о чис-
ленности своих войск, находящихся и на
бывших вражеских территориях; почти все,
очевидно, согласны в том, что просьба о
представлении информации должна рас-
пространяться и на личный состав воору-
женных сил, находящихся внутри союз-
ных стран; Бевин предложил чтобы воп-
рос о представлении информации OTHOCH-
тельно вооруженных сил рассматривался
вместв с ‘вопросом о’: сокращении ‚, воэру-;  ;

Далее, представитель США заявил, что
«Соединенные Штаты решительно отверга-
ли и будут отвергать всякие указания в
дьскуссии или в резолюции на то, что
информация, о которой идет речь, тре-
буется для того, чтобы устранить какое-
либо беспокойство, связанное с присутст-:
вием американских войск за границей».
Он также указал, что, по его мнению, Мо-
лотов в своей речи не привел «полных

данных» о`советских войсках, находящих-

ся за границей.

— По мнению американской
ганизации Об’единенных о наций
Совету Безопасности следующую информа-
цию: а) общая численность личного со-
става, находящегося на

том числе—численность вооруженных сил и
организаций военного типа; в) числен-
ность Личного состава, находящегося Ha

действительной военной службе на своей
с) численноеть

собственной территории;
личного состава, находящегося на терри-
тории каждой другой страны, где присут-
‚ствуют войска данной державы.

Коннэли подчеркнул, что американская
делегация считает, что любая общая си-
стема разоружения должна предусматривать
инспекцию и проверку.

26 ноября продолжалось
советского предложения.

После выступлений делегата Аргентины,
заявившего, что аргентинская
воздержится

и американской делегаций, слово
предоставлено министру иностранных дел
В. М. Молотову.

— За исключением представителя
Сальвадора, —заявил Молотов,—здесь ник-

то не возражал против рассмотрения этого

вопроса. Свои возражения заявил также
представитель Аргентины. Вместе с
я с удовлетворением отмечаю, что пред-
ставители Франции, Польши, Индии, Юго-
славии, Чехословакии определенно выска-
зались за принятие советского предложе-
ния. Другие делегаты вносили к этому
предложению свои поправки, но также
придавали большое значение обсуждаемо-
му вопросу.

Молотов указал, что предложение  со-
ветской делегации о том, чтобы были
представлены сведения 0 — вооруженных
силах Об’единенных наций на территориях
других Об’единенных наций, не встретило
возражений.

В свою очередь советская делегация
приняла предложение Соединенных Шта-
тов Америки, чтобы были представлены
сведения также о союзных войсках, рас-
положенных в бывших вражеских государ-
ствах. И это предложение, как указывает

Молотов, встречает единодушную  под-
держку. Советская делегация не возра-
жает также против британской поправки

о представлении сведений не на 1 ноября
текущего’ года, а на   января 1947 года.

Однако некоторые делегаты  предлага-
ют, чтобы, кроме сведений о войсках
Об’единенных наций, находящихся за гра-
ницей, были даны также сведения о вой-
сках,” находящихся дома.

— Я уже говорил о TOM,— заявил
Молотов, — что советское правительство
считает необходимым, чтобы организация
Об’единенных наций получила полное
представление от государств-членов обо
всех их вооружениях. Но советское пра-
вительство считает, что этот вопрос дол-
жен быть рассмотрен тогда, когда мы зай-
мемся- вопросом: ‘о ‘всеобщем : сокращений;
вооружений, который. стоит у Hac: Kak pas
вслед за обсуждаемым вопросом дня. В
этом случае вопрос относительно воору-
женных сил, находящихся дома, не толь-
ко не будет забыт, но, напротив, он’ дол-
жен получить всестороннее освещение.

Далеез Молотов указал, что если пред-
лагается обсуждаемый сегодня вопрос свя-
зать с проблемой сокращения вооруже-
ний, то в таком случае надо говорить не

делега-
ции, — сказал Коннэли, — каждый член ор-
должен
представить генеральному секретарю и

действительной
службе, где бы он ни был расположен, в

обсуждение

делегация
при голосовании советского
предложения, и делегата Греции, который
солидаризировался с позицией британской
было

тем

Четверг, 28 ноября 1946 r., № 144 (685)

только о войсках, где бы они ни находи-
лись, но и относительно всех вилов воору-
жений.

Следовательно, тогда нам придется го-
ворить и о ракетном вооружении и 00
атомном вооружении и о всех других BH-
дах вооружений, чтобы иметь действи-
тельно всеоб’емлющую картину, как этого
добиваются здесь некоторые делегаты.

В каждой стране вопросе о вооружени-
ях решается не только тем или иным на-
личным составом войск, колнчеством во-
енно-морских и военно-воздушных сил, но
также накоплением определенных военно-
технических средств, в число которых не
может не входить производство различных
видов вооружений, в том числе производ-
ство атомного вооружения, летающие бом-
бы и др. Возникает вопрос: хотят ли те,
кто настаивает на расширении обсуждае-
мого вопроса, чтобы мы приняли решение,
что каждая страна должна представить
полные сведения о всех своих вооруженных
силах и о своих вооружениях в целом?

— Мы считаем,—заявил Молотов,—что
вопрос о вооруженных силах Об’единен-
ных наций на чужих территориях имеет
самостоятельное значение. Он связан с вы-
полнением задач, поставленных статьей
43-й устава.

В заключение Молотов от имени совет-
ской делегации внес следующее дополни-
тельное предложение: :

«Генеральная Ассамблея признает необ-
ходимым, чтобы все государства -- члены
организации Об’единенных наций пред-
ставили сведения о вооруженных силах и
вооружениях, находящихся на собствен-
ной территории, причем эти сведения дол-
жны быть представлены, когда Совет
Безопасности будет рассматривать предло-
жения о всеобщем сокращении вооруже-
НИЙ».

ЖЖ

25 ноября на об’единенном заседании
комитета №   (политического) и комитета
3№ 6 (юридического) возобновилось обсуж-
дение жалобы правительства Индии на
правительство Южно-Африканского Союза
в связи с расовыми преследованиями
индийцев в Южной Африке.

На прошлых заседаниях глава южно-
африканской делегации Смэтс, не будучи
в состоянии опровергнуть поданную жа-
лобу по сущестзу, заявил, что организа-
ция Об’единенных наций, якобы, не впра-
ве вообще рассматривать эту жалобу, по-
скольку вопрос о положении индийцев *®
Южной Африке является внутренним
делом правительства Южно-Африканского
Союза. Смэтс потребовал передачи — этой
жалобы в Международный суд. Такая по-
становка вопроса вызвала решительные
возражения многих делегатов.

Делегаты Индии, Францин и Польши
настаивали на том, чтобы ‹ама Генераль-
ная Ассамблея приняла решение по рас-
сматриваемой жалобе, не передавая ее в
Международный суд. С другой стороны,
делегаты Великобритании США и Кана-
ды, повторяя все то, что уже говорилось
на прошлом заседании Смэтсом, настаива-
ли на том, чтобы именно Международный
суд, а не Генеральная Ассамблея, занялся
рассмотрением вопроса о расовом ‹пресле-.
довании. индийцев в  Южно-Африканском
Союза. Еф

В конце заседания выступил представи-
тель Южно-Африканского Союза Никольс,
который, в частности, признал, что индий-
ское население Южной Африки, действи-
тельно, лишено политических прав. При
этом он заявил, что «представление индий-
цам таких же прав, какими пользуются
европейцы, означало бы... возвращение к
варварству».

Заявление английского министра продовольствия Стрэчи

ЛОНДОН, 27 ноября. (ТАСС). Как пе-
редает агентство Рейтер, 25 ноября англий-
ский министр продовольствия Джон Стрэ-
чи заявил ов палате общин, что забастовки
в Соединенных Штатах исключают возмож-
ность отмены рационирования хлеба в Анг-
Лии.

«Недавние события в Америке серьезно
отразились на возможности правительств:

«Нынче выборы в районе...
За одно, Маруся, вы бы
тоже сделали свой выбор,

Как я вам по сердцу, али нет?».

И подобная макулатура под редакцией
А. Булатова издается тиражом 20.000
экземпляров.

Нужно отметить, что поэтическая CTOPo-
на маевсовых песен’ вообще. находится на
весьма низком уровне. Разве могут быть
терпимы такие, например, стихотворные
«перлы», которые допускает 0. Фадеева: `

«На войне так летит прямо в воду,

А теперь поискать хотите броду?

Не беда вам искупаться, :

Чтобы к девушкам добраться.

Нет у вас деликатного подходу».

Небрежное отношение к слову и ero
смыслу — частое явление в песенных тек-
стах. В песне «Краснофлотская улыбка»
поэта А. Фидровекого краснофлотец, уходя
в бой. прощается © «милой» и затем еде-
дуют такие «народные» слова:

«Слез не лей на’ холоду».

0. Фадеева, А. Фидровский, М. Лапиров
и некоторые другие подменяют подлинную
карюдность языка вульгаризацией, веяки-
ми выкрутасами и позволяют себе из’яс-
няться примерно так:

«Насчет знакометва с вами

Никаких возражений больше нету».

В песне С. Туликова (слова 0. Фадее-
вой) есть такие строчки:

«Стучит топор и щепки летят!!

Ветают ряды новёшеньких хат!».

Как далеки эти строки от нашего рус-
ского языка!

Большинство изданных песен похожи
друг на друга, как близнецы. Для них ха-
рактерно засилие слезливых, надрывных
мелодий. В постановлении ЦЬ партии о
фильме «Большая жизнь» отмечалось на-
личие «кабацкой меланхолии» в музыке
Н. Богословекого. Но во многих песнях и
не только у Богословского присутствует
кроме кабацкой меланхолии еще и кабац-

`ЗЫКиИ,

Канады и Соединенных Штатов экспортиро-
вать пшеницу, — заявил Стрэчи. — Отча-
сти это является результатом потери кон-
троля над транспортом и результатом ряда
забастовок моряков в Соединенных Штатах».

Стрэчи добавил, что вследствие этого
английские запасы зерна находятся на «го-
раздо более низком уровне» по сравнению
с прошлым годом.

иль Зы

кое веселье. Эт песни наполнены «ахами»,
«ухами», молодецким присвиетом и при-
топтыванием, что никак нельзя выдать за
истинную бодрость и жизнерадостность.

Ничем не оправдано и пристрастие не-
которых композиторов к ритмам западно-
европейских танцев. Иные песни написаны
так, что если отбросить слова, их легко
принять за танго, блюз, фокстрот. Мы не
против творческого использования лучших
выразительных середетв танцовальной му-
но когда в песне А. Мосолова
«Сталинград» слова:

<Гордой русской победы награда,

Развевается алый простреленный флаг.

Наш пылающий флаг Сталинграда»
подаются в ритме вальса, возникает ко-
лоссальный разрыв между патриотическим
содержанием и его музыкальным воплоше-
нием. Подобное противоречие мы наблюда-
ем и в песне Т. Хренникова «Прошщанье» ив
песне «Ночь над Белградом» Н. Богослов-
ского, тде в стиле блюза поется о героиче-
ских югославских партизанах, замучен-
ных немцами. эти примеры, к сожалению,
не единичны.

Композиторы — Захаров, Новиков, Co-
ловъев-Седой, Блантер, обратившиеь к жи-
вотворным истокам русской народной пес-
ни, создали произведения большой глубины
и общественной значимости. Такие песни,
как «Jl кто’ его знает», «Два соко-
ла», «Пять пуль», «Вася-Василек», «Иг-
рай, мой баян», «В лесу прифронтовом»,
«Под звездами балканскими» ‹тали люби-
мыми песнями молодежи.

Холодная же штамповка песен, их музы-
пальный и поэтический шаблон, обыва-
тельщина и идейная скудость не могут
быть терпимы в советском искусетве.

В годы войны многие пеени были приня-
ты на вооружение Армин.

Сейчас песни должны помочь советско-
му народу в его великом трудовом подви-

ге.
И. ОКУНЕВ,

студент филологического факультета МГУ.

ее

АДРЕС РЕДАКЦИИ: Потаповский пер., 3
крестьянской молодежн поб.

JI—163564

по коммут. 80.

(со стороны ул. Чернышевекого. ул. Кирова и

Отдел пропаганды доб. но коммут. 99.

и доб. по коммут. 80. Отдел культуры К 4-68-56 и доб. по коммут.

Чистых прудов). ТЕЛЕФОНЫ:

в

i

79. Отлел художественно
ОН р:

Типография издательства «Московский большевик», Чистые пруды, 8.

коммутатор КО !5-80 до. К 0-15-88.
Отдел комсомольской жизни К 3-13-45 ‘и доб.

иллюстрации доб. по коммут. 97.

Дежурный Технический секретарь доб. по коммуг. 47.
по, коммут. 80. Отдел учащейся молодежи лоб. по коммут. 80. Военно-физкультурный отдел до

поты правительства Югославии
Греческому правительству

БЕЛГРАД, 27 ноября. (ТАСС). В печа-
ти опубликованы тексты двух нот, вру-
ченных министром иностранных дел Юго-
славии греческому посланнику в Белграде
в связи с нарушениями греческими само-
летами югославской границы. В первой
ноте приводятся случаи нарушения юго-
славской границы 20 ноября и затем го-
ворится: «Югославское правительство са-
мым энергичным образом протестует про-
тив этого грубого нарушения суверенитета
территории Федеративной народной рес-
публики Югославии, сопровождавшегося
агрессивным актом со стороны греческих
самолетов (имеется в виду обстрел погра-
ничного пункта и поста — прим. кор-та),
и заявляет, что югославское правительст-
во предпримет все необходимые меры, что-
бы сделать невозможными перелеты Ha
нашу территорию самолетов иностранного
происхождения и какие-либо агрессивные
акты с их стороны над нашей территори-
ей».

Во второй ноте перечисляются случаи
нарушения югославской границы гречески-
ми самолетами 21 и 22 ноября и, в част-
ности, указывается, что самолеты,  появ-
лявшиеся над югославской территорией
22 ноября, повернули обратно линь после
того, как югославская противовоздушная
оборона, в соответствии с инструкциями,
открыла по ним огонь.

<«Обращая внимание греческой диплома-
тической миссии на эти серьезные случаи
нарушения суверенитета территории Феде-
ративной народной республики Югославии,
ютгославское правительство в связи с этим
заявляет самый энергичный протест и тре-
бует от греческого правительства принять
необходимые меры для того, чтобы подоб-
ные грубые нарушения неприкосновенности
территории Югославии и провокационные
действия со стороны греческой авиации
больше не повторялись».

===

Волнения в Каире

КАИР, 27 ноября. (ТАСС). 25 ноября во
многих районах Каира и в его окрестно-
стях произошли серьезные столкновения.
На несколько часов было прервано авто-
бусное и трамвайное движение и закрыты
магазины. На улице имени Фуада и на пло-
щади Ибрагим-паши толпа молодежи пере-
вернула несколько трамваев. На другой
площади был разгромлен книжный магазин
и сожжены английские книги. В опублико-
ванном по этому позоду вечером 25 ноября
заявлении египетского правительства при-
знается, что целью демонстрации является
принудить египетский кабинет к отставке
и предотвратить заключение нового англо-
египетского договора.

Отдел информации

вотноводство и каракулевая
ность, процветающие з северных районах.

fi 6.
Отдел об’явлений К 4-18-45 и доб. по коммут. 16 аа

^_В ПРЕБЫВАНИЮ
ДЕЛЕГАЦИИ МОССОВЕТА
i В ХЕЛЬСИНКИ

ХЕЛЬСИНКИ, 27 ноября. (ТАСС). 25
ноября гостящая в Хельсинки делегация
Московского Совета’во главе с замести-
телем председателя Моссовета т. Абрамо-
вым была причята мэром города Рюлма-
ном в Хельсинкской городской ратуню, где
гости ознакомились с планом жилищного
строительства и с другими вопросами ком-
мунального хозяйства г. Хельсинки.

Затем делегацию принял министр ино=
стравных дел Энкель.

В этот же день делегация в помеще-
нии советской миссии беседовала с фин-
скими журналистами о коммунальном хо-
зяйстве Москвы.

Вечером хельсинкской городской управой
в честь делегатов был дан обед.

—O—

«ДЕЙЛИ УОРКЕР»
0 ПРИТЯЗАНИЯХ ЮЖНО-
АФРИНАНСКОГО СОЮЗА

ЛОНДОН, 27 ноября. (ТАСС). Газета
«Дейли Уоркер» напечатала статью журна-
листа Южно-Африканского Союза, скры=
зающегося под псевдонимом Уолтер Сторм,
который комментирует речь фельдмаршала
Смэтса на заседании комитета по вопросам

опеки организации Об’единенных «наций.

Раз’ясняя, почему Смэтс так торопится
аннексировать Юго-Западную Африку,
Сторм пишет: «С первого взгляда эта тер-
ритория не кажется важной. Это — обшир-
ная страна, но значительная часть ее пред-
ставляет полупустыню. Она не имеет протя-
женной границы с Южно-Африканским
Союзом. Ее население составляет около 350
тыс. человек, из которых девять десятых
африканцы, живущие племенами. Ho на
этой непривлекательной соседней TeppH-
тории Смэтса соблазняет несколько обстоя-
тельств. Во-первых, сильно развитое жи-
промышлен-

Во-вторых, добыча алмазов.
Но болыше всего Смэтса интересуют 350

тыс. африканцев — потенциальная рабочая
сила для шахт и сельского хозяйства Юж-

но-Африканского Союза. Собственные ис-

точники рабочей силы Южно-Африканско-
го Союза истощаются в связи с злоупотре-
блением ‘и эксплоатацией как раз тогда,
когда открываются новые богатые золото-
носные жилы. Если африканцам искренне
предлагают войти в состав Южно-Африкан-
ского Союза, то почему же известному эк-

сперту по. колониальным вопросам лорду
Хэйли не дали разрешения присутствовать
в качестве наблюдателя, когда правитель-
ство Южно-Африканского Союза рассмат-

ривало этот вопрос? Смэтс слишком пола-

гается на незнакомство с условиями в Юж-
но-Африканском Союзе, когда он пытается
убедить весь мир в том, что туземцы Юго-
Западной Африки действительно хотят об’
единения. Он даже сделал удивительное за-
явление о том, что они хотят «принять
участие в самоуправлении Южно-Африкан-
ского Союза». Будет ли это самоуправле-
нием?

8 миллионов: африканцев в Южно-Афри-
канском Союзе (*/5 общей численности на-
селения) имеют право избирать только 3
членов парламента и 4 сенаторов, которые
должны быть белыми, причем это делается
косвенным образом.

Туземцы не могут владеть землей за ис-
ключением 13 процентов общей территории
страны, которая уже сильно перенаселена.
Они не могут передвигаться из одного рай-

р п

igs
i:

x0

=

Cal

OHa B Apyroi 6ez paspemenua MecTHHX BTc_ yey

стей. Они не могут обучаться квалифицир&
ванному труду в шахтах. Каждая забастов*
ка нелегальна, и правительство отказывзает-
ся признать туземные профсоюзы. Туземцы
не имеют права собираться группами более
чем по 20 человек. Если они собираются на
митинг и жалуются на свои условия, то их
могут обвинить в том, что OHH «зызывают
антагонизм между белыми и черными». В
тородах они могут жить только в спенци-
альных бараках или в изолированных райо-
нах. Им не выдают разрешений на ведение
каких-либо дел, и доступ в учебные заве-
дения весьма ограничен».

ОБ*ЯВЛЕНИЕ
Собрание литературного
об’единения при редакции

газеты «Московский комсомо-
лец» состоитея в пятницу
29 ноября, в 8 часов вечера, в
помещении редакции (Пота-
повский пер., дом 3, зал засе-
даний).

Приглашаются начинающие
поэты, прозаики, члены лате-
ратурных кружков московских
  заводов, школ, вузов, учреж-
дений и воинских частей.

Ответственный редактор
К. А. МИНИН.

SS ES eee ЕЗ

Театры и кино

МОСК. ГОС. ТЕАТР им. ЛЕНИНСКОГО КОМ-
СОМОЛА (ул. Чехова, 6). 29/ХГ Нанр общий
друг.

МОСК. ГОС. КАМЕРНЫЙ ТЕАТР. 28[Х1У стен
Ленинграда. 29/Х  Раскинулось море широко.

МОСК. ТЕАТР ДРАМЫ (ул. Герцена, 19).
28/Х1 Обыкновенный человек, 29/Х1 Собака

на сене.

В А Ах ПЕД о ЕЕ АА
МОСК. ТЕАТР им. ЕРМОЛОВОЙ в помешенли

Театра миниатюр (ул. Г орького, 5). 28/Х1 Дети

солнца, 29/хХ1 Бешеные деньги.

Невый документальный Фильм о суде над
главными немецкими военными престун-
никами в Нюрнберге «СУД НАРОДОВ» —

Театр киноактера, Ударник, Москва, Мет-
рополь, Колизей, Художественный.  Целт-
ральный. Форум. Таганский, Родина, Орн
он, Шторм, Перекоп, Ленинградский ПКвО,
Октябрь.

«КУБОК СССР ПО ФУТБОЛУ», «ДЕНЬ АРТИЛЛЕ-
РИИ» — Новости дня. Хроника.

«БЭМБИ» — Экран жизни.

«СЫНОВЬЯ» — Луч.

«МОЛОДОСТЬ НАШЕЯ СТРАНЫ» — Мир.

«УЩЕЛЬЕ АЛАМАСОВ» — Монк rr

«ЛВА БОЙЦА» (веч.), «ДЕТИ КАПИТАНА ГРАН-
ТА (днем) — Юный зритель.

eee Экспресс.

« ВИНЫ ВИНОВАТЫЕ» — уран.

«ЦИРК» — Спартак. } т

«БАЛЕРИНА»

«СУВОРОВ» К/т. «ЗИС».

«КАМЕННЫЙ ЦВЕТОК» Ape.

«ИВАН ГРОЗНЫМ» — Наука и знание.

«АРСЕН» кинотеатр Повторного фильма.

ОН — Авангард.

«BOJ ВАЛЬС. I
Hees > Баррикады,

«В ГОРАХ ЮГОСЛАВИИ». «МОЛОДОСТЬ НАШЕЙ
СТРАНЫ» — Метрополь.

«ВОЛГА-ВОЛГА» — Диск.

«БОЛЫНАЯ ЗЕМЛЯ» — Аврора.

«ДЕВУШКА С ХАРАКТЕРОМ» — им.
национала.

«ЯКОВ СВЕРДЛОВ»

— Заря.

Таганский

Ш Интер-

Кадр.

К 4-63-56 и доб. по коммут. 79. Отдел

79. Отдел рабочей молодежи К 3-13-45