Вторник, 3 декабря 1946 г., № 126 (632%

одского

московския

КОМСОМОЛЕЦ
ятилетний план восстановления и развития гор
хозяйства Москвы на 1946—1950 гг.

Доклад тов. Г. М. ПОПОВА на ХХ сессии Московского городского
Совета депутатов трудящихся

ВОССТАНОВЛЕНИЕ СУЩЕСТВУЮЩЕ-1 торов и проведены многие другие работы.

Основные задачи пятилетнего
плана Москвы

Товарищи депутаты!

Исполком Московекого Совета вносит на
ваше рассубтрение пятилетний план вос-
становлалня и развития городского хозяй-
ства Москвы на 1946—1950 гг., разра-
ботанный в соответетвий © Законом о пя-
тилетнем плане восстановления и разви-
тия вародного хозяйства СССР и Законом
© пятилетнем плане РСФСР,

Советский нарол получил возможность
приступить к жуществлению нового пя-
тилетнеге плана. одержав великую победу
нал силами фашизма и агрессии. Всемирно-
историческая пабела народов Советекого
(Союза явилась победой советокого обще-
ственного и государственного строя. п0бе-
ой наших лоблестных вооруженных сил
пи вотительством гениального полководпа.
великого вожля товарища Сталина! (Бурные
аплозисменты). Е

В предвоенный  периол невиданными
темпами развивалось социалистическое хо-
зяйство Советского Союза и одновременно
возрастало значение Москвы, Kak круп-
нейшего индустриального центра. Шоета-
точно сказать, что в 1940 году валовая
пролукния промышленности Москвы уве-
личилаеь по сравнению © 1913 годом в
21 раз. Удельный вес Москвы в Промыш-
ленном производстве страны в 1940 году
составил 14,7 пронента. Наиболее быст-
ро в Москве развивалась маптинострои-
тельная промышленноеть. В 1940 году
пролукпия московских  металлообрабаты-
ваюших заводов в 96 раз превысила ypo-
peop 1913 года. Нарялу с этим сильно
вырела в Москве промышленность.
произволящая средства потребления.

В голы сталинских пятилеток в боль-
ших масштабах проводились работы по
реконструкпии  Московекого  железнюдо-
рожного узла. Был построен канал Мос-
ква— Волга. связавший столипу водными
путями с другими районами страны и ко-
френным образом улучшивший водоснабже-
ние города.

‘Эти годы отмечены также возросшим
значением Москвы. как научного центра,
быстрым расширением сети научио-июеле-
довательских учрежлений.

Советская власть получила в наслед-
стзо от парекой России отсталое город-
ское хозяйство Москвы, Октябрьская pe-
волюпия.  ликвидировавшая буржуазно-
пометичье господетво. подчинила город-
ское хозяйство интересам наиболее пол-
ного удовлетворения материальных и КУЛлЬ-
турных нужд трудящихся.

За годы советской власти Москва стала
неузнаваемой. ее горолокое хозяйство бы-
стро развивалось. Постановление июнь-
exons Цленума Ц ВЕШ(б) в 1931 году
И сталинский генеральный план рекон-
струкции Москвы в 1935 году определили
пути широкого переустройства ‹толины.
В истерии строительства городов нельзя
найти пругого примера такой широкой.
смелой реконструкнии города. какая была
предусмотрена генеральным планом.
Мощное развитие сопиалистичеекого  хо-
зяйетва Советского Союза созлало необхо-
димые условия для осуществления этих
гигантеких работ.

За годы сталинеких пятилеток построе-
но более 6 миллионов квадратных метров
новой жилой площади. т. е, около поло-
вины того. чем располагала дореволюци-
онная Москва. Многие улицы реконетруи-
рованы в широкие магистрали. Асфальти-
ровано более 5 миллионов квадратных ме-
тров мостовых. Набережные Москвы-реки
одеты в гранит. сооружены новые боль-
Tie MOCTHI,

Огромные изменения за эти голы произош-
лии в обслуживании населения городским
` транспортом: был построен лучший в мире
метрополитен. создан троллейбусный. зрто-
бусный п таксомоторвый транепорт. Боль-
ое развитие получило также водопровод-
ное и канализационное хозяйство Москвы.
Широко развернулось строительство пгкол,
построено много новых лечебных и КУЛЬ-
турно-просветительных учреждений и вом-
мунальных предприятий.

Следующие цифры красноречиво говорят
© быстрых темпах развития городекото хо-
зяйства столицы: в 1940 году по сравне-
нию © 1913 годом выросли: перевозки на-
селения городским транспортом в 10 раз,
мощность водопроводных сооружений в 10
раз. школьная сеть более чем в 5 раз, боль-
ничная сеть в $ раза, сеть поликлиник и
амбулаторий более чем в 8 раз.

Вероломное нападение ‘гитлеровской
Германии нарушило мирный труд народов
CCCP. задержало осуществление генераль-
ного плана реконструкции Москвы. Война
стоила Советокому Союзу огромных жертв.
Серьезный ущерб был нанесен и городеко-
му хозяйству столицы. Было свернуто жи-
лишное строительство, прекратилось етрои-
тельство школ и коммунальных предприя-
тий. Сократилея подвижной состав автобу-
сов. троллейбусов. трамвая и в связи 6
этим уменьшились перевозки населения го-
фолеким транепортом. Недостаток рабочей
силы ошущалея на предприятиях и в орга-
низациях городекого хозяйства.

В периол войны все силы советекого на-
рода были направлены Е одной цели —
обегпечить победу вад фашистскими ar-
реггорами. Трудящиеся Москвы внесли
свою лолю во всенародное дело разгрома
врага Heemorpd# 83 эважуацию осенью
1911 гола значительной части предприя-
тий. промышленность Москвы быстро BeC-
станавливатаеь ий поставляла фронту во
Bee возраставшем количестве вооружение,
боеприпасы и снаряжение,

В военное время благодаря заботам пар-
тии. правительства и лично товарища
Сталина 0 нужтах москвичей проводились
неотложотые работы
поддержанию важнейших отраслей город-

екие люди,
трудности послевоенного периода, с вели-

политической задачи пятилетнего
состояшей в том, чтобы восстановить по-
страдавшие районы страны, восстановить
довоенный
сельского хозяйства и затем превзойти этот

предусмотренных
работ в Москве, необходимо восстановить
и превысить довоенный уровень ‘произ-
BOICTBA строительных

CCCP предусматривает

по строительству и

ского хозяйства столицы. В трудных усло-

виях войны было закончено сооружение

третьей очереди метрополитена и начались

работы по строительству четвертой очере-

ди. 0с0б0э значение для улучшения быто-

вых условий трудящихся столицы получи-

ло начатое во время войны строительство

газопровода Саратов——Москва.
Победоносное окончание Великой Отече-

ственной войны позволило COBETCKOMY Ha-
роду вернуться к мирному созидательному
труду, обратить свои силы на дальнейшее

упрочение и развитие социализма. Под ру-
коволетвом большевистской партии совет-
самоотверженно преодолевая

чайшим воодушевлением принялиеь за 06у-

шествление нового пятилетнего плана вос-
становления и развития народного хозяй-
ства CCCP.

хозяйственно-
плана,

Во исполнение основной

уровень промышленности и
уровень в значительных размерах, пяти-
летний план Москвы предусматривает но-
вый широкий размах работ по восстанов-
лению и дальнейшему развитию московской
промышленности, транспорта и городского
хозяйства.

Пятилетний план обеспечивает первооче-

редное восстановление и развитие тяжелой

промышлевности и железнодорожного тран-

спорта, без которых невозможно быстрое и

успепеное восстановление и развитие всего
народного хозяйства СССР. Московокая
промыпьенноеть и в первую очередь ма-
пиностроительная должна сыграть боль-

шую роль в решении этой важнейшей за-

дачи. Валовая продукция промышленности
Москвы в 1959 году увеличится пример-
но на 30 прочентов по сравнению © дово-
енным уровнем. В течение 1946—1950 гг.
будет осуществляться дальнейшая рекон-

струкпия Московского железнодорожного

узаз и увеличение его грузооборота,

Намечело проводить ускоренными тем-
пами восстановление существующих. и
строительство новых электростанций Mo-
сковской энергетической системы. Уста-
новленная мощность электростанций Мос-
энерго к 1950 году холжна удвоиться по
сравнению © 1940 годом.

В целях дальнейшего хозяйственного и
кульгурного развития Москвы и улучше-
ния жизненных условий ее населения В

новой пятилетке будут продолжены рабо-

ты т выполнению сталинского генераль-

ного плана реконструкции столицы. Из

8.9 миллиарда рублей  централизован-
ных капиталовложений по Москве в новой

пятилетке на развитие городского хозяй-

ства. на улучшение бытовых условий
трудящихся идет около трех четвертей,
пли 6.6 миллиарда рублей.

В широком 0б`’еме развернутся новое

жилищное строительство и восстановление
существующего жилого фонда. В боль-
ших масштабах будут проводиться работы
по газификации и теплофикации города.

Предусмотрены расширение мощностей су-

ществующих и строительство новых водо-
проводных и канализационных
НИЙ.

сооруже-

Коренным образом должно быть улуч-

пено обслуживание нахеления всеми ви-
Jamu городского транспорта:
большие работы по строительству усовет-
шенствованных дорог, мостов и тоннелей
и в области
города.

Намечены

внешнем благоустройства

Для того, чтобы обеспечить выполнение
планом строительных

материалов.

В целях повышения материального

благосостояния трудящихся в новой пя-
тилетке значительно увеличится произ-
водство предметов потребления. В <00т-
ветствии © этим
тие текстильной, легкой, пишевой, вку-
совой. местной и кооперативной промыш-
ленности Москвы, что будет способство-
вать расширению товарооборота.

запроектировано фазви-

Необхолимо обеспечить в новой пяти-

летке улучшение медицинского обелужи-
вания населения
просвещения и культуры в Москве.

столицы и развитие

Закон о пятилетнем плане восстанов-
ления и развития народного хозяйства
дальнейптий про-
греес во всех отраслях народного хозяй-

ства на основе широкого развития науч-

ных исследований. Москва, которая яв-
ляется важнейшим центром советской на-
уки, должна внести свой вклад в paspe-
шение поставленной товарищем Сталиным
задачи — «не только догнать, но и
превзойти в ближайшее время достижения
науки за пределами нашей страны».

Для успешного выполнения заданий
пятилетнего плана необходимо укрепить в
промышленности, на транспорте и в T0-
родском хозяйстве Москвы постоянные
кадры рабочих, повысить их квалифика-
цию. поднять производительность труда
на основе полного использования 8-ч200-
вого рабочего дня, улучшения организа-
ции труда, механизации трудоемких ра-
бот.

Во всех отраслях промышленности и

городского хозяйства Москвы должны

быть обеспечены высокие темпы  накоп-
лений.

Из этих основных задач пятилетнего
плана вытекает конкретное содержание
той огромной работы, которую нам пред-
стоит выполнить в новой пятилетке в
области промышленности, транспорта и
городского хозяйства столипы.

ЖИЛИШНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО. Цент-
ральное место в пятилетнем плане воеста-
новления и развития городского хозяйства
Москвы занимает новое жилищное строи-
тельство, восстановление жилого фонда и
повышение его благоустройства.

Законом предусмотрено строительство в
Москве за пятилетие 3 миллионов квадрат-
ных метров новой жилой площади, что
почти в два раза превышает об’ем  жи-
лищного строительства за пять поедвоен-
ных лет 1936—1940 гг. Из 3 мил-
лионов квадратных метров новой жилой
площади Московский Совет должен по-
строить 550 тысяч квадратных метров.

Жилищное строительство будут осуще-
ствлять почти все министерства и ведом-
ства. Наибольший of em строительства
предусмотрен по министерствам:  воору-
женных сил, авиационной промышленно-.
сти, внутренних дел, автомобильной про-
мышленности, путей сообщения, черной
металлургии, цветной металлургии,
электростанций, судостроения, машино- и
приборостроения, строительства предприя-
тий тяжелой индустрии, а также Акаде-
Man наук СССР.

При осуществлении огромнюто об’ема ра-
бот по строительству в текущем пяти-
летии должны быть соблюдены принципы
планировки, архитектуры и строительст-
ва, установленные генеральным планом
реконструкции Москвы. Важнейшими усло-
виями остаются «правильное размещение
жилых Домов, промышленности, железно-
лотожного транспорта и складского хозяй-
ства, обводнение города, разуплотнение и
правильная организация житых кварталов
й создание нормальных здоровых условий
жизни населения города».

Bo всей дальнейшей работе по рекон-
струкции необходимо  руководствоваться
указаниями партии и правительства 0
TOM, что при перепланировке города «дол-
жно быть достигнуто целостное архитек-
гурное офоруление площадей, магистралей,
набережных, парков, с использованием,
при строительстве жилых домов и обще-
ственных зданий, лучших образцов клас-
сической и новой архитектуры, а также
всех достижений архитектурно-етроитель-
ной техники».

В течение пятилетки должна быть за-
кончена реконструкция и застройка мно-
тоэтажными домами — улицы Горького,
Ленинградского и Можайского шоссе, Боль-
шой Калужекой, Большой  Дорогомилов-
ской, Ново-Доротомиловской и 1-й Мещан-
ской улип. В основном будет завершена
застройка западной, северной и восточной
частей Садового кольца. Будет продол-
жатьея строительство на Новослободской
и Каляевской улицах, Ново-Вировской ма-
гистрали, Ярославском 106се и других
важнейших магистралях города.

Пятилетним планом предусматривается
завершение реконструкции площадей —
Пушкина, Маяковского, Белорусского вок-
зала, Ржевекого вокзала, Омоленской пло-
щади и площади Враеных ворот и продол-
жение застройки плошадей Врымекой, 3у-
бовской, Самотечной, Колхозной, Октябрь-
ской, Курского, Киевского и Павелецкого
вокзалов.

Набережные Москвы-реки после обли-
повки берегов гранитом и устройства ас-
фальтированных проездов стали удобной
для жизни частью города. В ближайшее
пятилетие будет продолжаться их за-
стройка жилыми и общественными  зда-
ниями. Намечено полностью закончить за-
стройку набережных = Смоленской, им.
Торького и Фрунзенской и продолжить за-
стройку набережных -— Котельнической,
Краенопресненской и некоторых других.

Учитывая, что в период войны жилиш-
ное строительство в Москве резко сокра-
тилось и часть жилой площади была поте-
ряна, новое жилищное строительство в
текущей пятилетке будет размещено © та-
ким расчетом, чтобы предельно сократить
снос существующего жилого фонда. С этой
целью предусмотрено строительство домов
средней этажности (4—5 этажей) и мало-
этажных домов на свободных территориях
города, в первую очередь в юго-западном
районе (Ленинские горы), в Измайлове, на
Дмитровском пюссе, в Текстильщиках и в
направлении Химок. Однако; это будут ма-
лоэтажные дома не временного, барачного
тина, какие в свое время возводились на
окраинах Москвы. Малоэтажные жилые до-
ма строятея о всеми видами благоустрой-
ства: © центральным отоплением, водопро-
водом, канализацией, газом и т. д., чюбы
они не уступали по уровню благоустройет-
ва жилым домам на главных  магистра-
лях города. Для этого в районах малоэтаж-
ного жилищного строительства необходимо
своевременно проложить водопровод и кана-
лизацию, газовые сети, устроить дороги, &
также предусмотреть строительство пред-
приятий и учреждений по обслуживанию
населения -—— бань, прачечных, школ, ма-
газинов и т. д. © тем, чтобы выполнение
этих работ не ототавало от жилищного
строительства.

Необходимо развить строительство инди-
видуальных жилых домов в пригородах
г. Москвы, оказывая всемерную помошь
населению в проведении этих работ.

Наряду ‹ жилыми домами в новой пяти-
летке будут строиться гостиницы, общеет-
венные и административные здания. Наме-

ные

При осуществлении этих работ трудя-
шиеся Москвы находят для себя новые
силы и величайшее воодушевление в том
исключительном внимании, которое про-
являет к их нуждам наш великий вождь,

учитель и друг, товарищ Сталин! (Апло-
дисменты).

Жилищное строительство
и восстановление жилого фонда

чено построить вторую очередь Киевской
тостиницы и новую гостиницу на №омео-
мольекой площади. Будут построены 5 зда-
ний райсоветов в Денинградеком, Соколь-
ническом, Советеком, Свердловеком и Врас-
нопресненеком районах.

Закончится реконструкция здания Ми-
нистерства вооруженных сил СССР на
улице Фрунзе, строительство здания Мини-
стеретва внутренних дел ООСР на площади
Дзержинского, административного здания
на улице Огарева. Развернется строитель-
ство новых зданий: Министерства воору-
женных ‹ил на Фрунзенекой набережной,
главного здания Академии наук СОСР на
Крымекой набережной, научно-исследова-
тельских институтов Академии наук и мно-
гих других общественных зданий.

Новое строительство должно быть свое-
временно обеспечено техническими проек-
тами. В проектах надо предусмотреть уде-
шевление и ускорение строительства, а
также серьезное улучшение качества, <тро-
ительства, внутренней планировки и бла-
гоустройства квартир. Должна быть уве-
личена мощность проектных организаций
Управления по делам архитектуры и Уеи-
лены проектные организации в министерст-
вах и ведомствах.

Надо повысить требовательность к 3а-
стройщикам по соблюдению утвержденных
правительством правил застройки города
Москвы, разретая заселение домов только
по завершении всех работ. Попытки неко-
торых хозяйственных организаций строить
в Москве деревянные, временного, барачно-
го типа дома должны быть в корне пресе-

‘чены.

В соответствии с пятилетним планом в
текущем году в Москве развернулось - новое
жилищное строительство, Отведены земель-
участки под строительство 1.105
домов на жилую плошадь 1.211 тысяч
квалратных метров. Ведется строительство
318 домов с жилой площадью свыше 300
тысяч квадратных метров. Первые жилые
дома начинают сдаваться в эксплоатацию.

Для выполнения большой mporpamMnt
реконструкции города необходимо всемер-
но укрепить и развить строительную ин-
дустрию Московското Совета, министерств
и ведомств, осуществляющих в Москве
жилишное и культурно-бытовое стрбитель-
тво.

За время войны мощность  строитель-
ных организаций в Москве резко сократи-
лась. Некоторые ведомства и министерства
крайне медленно осуществляют свою ©тро-
ительную программу. Особенно резко в
этом отношении отстают: Министерство
строительства военных и военно-морских
предприятий, Министерство авиационной
промышленности, Министерство путей ©о-
общения, Министерство электростанций,
Министерство тяжелого машиностроения,
Министерство текстильной промышленно-
ети, Министерство резиновой промышаен-
ности.

Планом намечается восстановить дово-
енные мощности строительных организа“
ций и затем увеличить их К концу пяти-
летия в два раза по сравнению < 1940 го-
дом. Надо коренным образом улучитить ор-
танизатию строительных работ.  Москов-
ские строители должны широко  приме-
нять методы  поточно-екоростного строи-
тельства жилых демов. Необходимо внед-
рить передовую строительную технику,
повысить механизацию строительных Pa-
бот, максимально используя сборные кон-
струкцив заводского изготовления с тем,
чтобы в ближайшее время все трудоемкие
процессы в жилищном строительстве были
полностью механизированы. На строитель-
ных площадках должен производиться
только монтаж готовых конструкций и де-
талей,

На необходимость широко внедрить ме-
ханизацию в строительство и производет-
ве неоднократно указывал товарищ
Сталин. «Думать, что можно обойтись без
механизации при наших темпах работы
и масптабах производства, — говорит
товарищ Сталин, — значит надеяться на
то, что можно вычерпать море ложкой».
Индустриализация и механизация строи-
тельства являются решающим условием
выполнения «троительной программы пя-
тилетнего плана. Механизацию предуемот-
рено довести в 1950 году к 0б’ему строи-
тельных работ: земляных —= до 80 про-
центов, малярных — до 60 процентов,
штукатурных — до 65 процентов, приго-
товление бетона и растворов—до 100 шмо-
центов. Нужно также широко механизиро-
вать дробление щебня, укладку бетона, ас-
фальта и другие строительные  фаботы,
полностью  механизировать вертикальную
и горизонтальную транопортировку ©трои-
тельных материалов и строительных дета-
лей на строительной площадке. Строитель-
ные организации должны быть обеспече-
ны кранами, экскавалюрами. компрессора-
ми, растворо- и бетономешалками, электро-
сварочными аппаратами и т. д.

Надо всемерно развить  производствен-
ную базу строительных организаций, Boc-
становить и создать новые карьеры. pe-
монтные мастерские, деревообделочные и
другие предприятия.

ГО ЖИЛОГО ФОНДА. Наряду с новым жи-
лищным строительством перед нами стоит
задача — восетановить и благоустроить
существующий жилой фонд. Условия во-
енного времени серьезно сказались на Co-
стоянии жилых домов Москвы. Недостаток
материалов и рабочей силы не давал воз-
можности своевременно и в достаточном
0б’еме проводить ремонт домов. Необходи-
мо в кратчайший срок ликвидировать нос-
ледствия войны в Жилищном хозяйстве. и
в течение пятилетия значительно повы-
сить уровень благоустройства жилого
фонда.

Пятилетним планом предусматриваетея
вложить на восстановление жилого фонда
Москвы и повышение его благоустройства
1900 миллионов рублей. Должны быть ка-
питально отремонтированы все крыши.
основные конструкции зданий, системы
центрального отопления, водопровода и
канализации, восстановлено все лифтовое
хозяйство, электрическая сеть, Фасады до-
мов, ограждения дворов.

Необходимо развернуть работы по’ заме-
не в жилых домах печного отопления
центральным. Надо продолжить работы
по оборудованию водопроводом и канали-
запией жилых домов Ha окраинах го-
рода. население которых пользуется В
настоящее время водоразборными колон-
ками.

Работы по восстановлению жилых до-
мов в текущем году, по сравнению 6
прошлым годом, развернулись в значи-
тельно более широких масштабах, 060-
бенно по фемонту крыш и центрального
отопления. Если в прошлом году было
капитально отремонтировано 224 тысячи
квадратных метров крыш жилых домов,
то в 1946 году ремонт крыш проводит-
ся в oo eme 1500 тысяч квадратных
метров. До начала отопительного сезона
в жилых домах установлено свыше 200
новых отопительных котлов и десятки
тысяч квадратных метров новых радиа-

Газификация и теплофикация города

ГАЗИФИКАЦИЯ. Важнейшим мероприя-
тиех по улучшению бытовых условий
москвичей является широкое развитие
газификации города. Еще в период войны,
в конце 1944 года была начата по ука-
занию товарища Сталина постройка  га-
зопровода Саратов-—Москва для подачи в
Москву природного газа саратовских мес-
торождений. Строительство газопровода
закончено.

10 июля текущего года саратовский
газ по газопроводу был впервые подан в
Москву для опытного сжигания под кот
лами 1-й электростанции. С 30 июля на-
чалась подачь газа на Московский газо-
вый завод и оттуда — по существующим
городским сетям — кв бытовым потреби-
телям. С июля по ноябрь текущего года
в Москву поступило около 50 миллионов
кубических метров саратовского газа. По
мере ввода в экеплоатацию компрессорных
станций поступление в Москву  сАратов-
ского газа будет возрастать и достигнет
1.300 тысяч кубических метров в сутки.

В текущем году под Москвой возобнов-
лено строительство коксогазового завода,
производительностью 400 миллионов ку-
бических метров газа в год. Этот завод
будет, кроме того, давать Москве 800 ты-
сяч тонн кокса в год для бытового пот-
ребления и нужд промышленности. По
решению правительства  <троительство
первой очереди коксогазового завода дол-
Жжно быть закончено в четвертом кварта-
ле 1948 г. и второй очереди в третьем
квартале 1949 г. Коксогазовый
строится в районе Растортуево по Пазве-
лецкой железной дороге.

Пятилетним планом предусмотрено так-
же строительство газового завода в Туль-
ской области, который будет вырабаты-
вать из низкосортных местных углей к
концу пятилетия 3 миллиона кубометров
газа в сутки. Для подачи этого газа в

Москву будет построен газопровод Тула —

Москва протяжением 230 километров.

Все эти мероприятия дадут возможность

увеличить подачу газа в город к концу

пятилетки по сравнению © 1940 годом в

10 раз. В 1950 г. Москва получит 2050

миллионов кубических метров газа, или
которое она по-
лучила за все 80 лет существования га-
зового хозяйства. Газ будет использован
для нужд
коммунальных предприятий. лечебных уч-
реждений, учебных заведений и на гази-
фикацию квартир — для приготовления

такое количество газа,

для отопления жилых домов,

пищи и подогрева воды.

За предыдущие 80 лет — к началу
тысяч квартир. В течение пятилетки бу-
В результате в 1950 го-
ду около 70 процентов наееления будет
пользоваться газом. Уже в текущем году
12 тыеяч
квартир и к концу года будет приеоеди-
тысяч квартир —
итого 16 тысяч квартир. На будущий год
намечается программа значительно боль-
шая — газифицировать около 50 тыс.

1946 г. — было газифипировано

дет газифицировано дополнительно
тысяч квартир.
присоединено к газу свыше

нено еще не менее 4

квартиф.

16 корпусах Дубровското поселка

Получили также газ 440 квартир
корпусах по Центральному проезду

включены к газу 294 квартиры. На

17 корпусах, насчитывающих

крупнейшего посзлка им. 1905 гола

тазу 31 корпусе — 1895 квартир.

завод

Работы по газификации жилых домов
развернулись во многих районах города. В

6 у Таган-
ского района газифицировано 836 квартир.
в трех
Ц в Ка-
лининском районе. На Ярославском шоссе
в ломах №№ 82—84 оборудованы и под-
2-й
Извозной улице газификация проведена в
895 квар-
тир. Провохится газификапия 36 корпусов
на
Врасной Пресне, где уже присоединено к
В бли-
жайшие лни там полностью закончат при-
соединение к газу всех корпусов поезлка.

Созданные в 1945 г. районные  ре- (00
монтно-строительные организации уже gset
сейчас начали играть серьезную роль В тол
капитальном ремонте домов. Для осуще- rea
етвления большой программы капиталь“ pape
ного ремонта и повышения благоустрой- Cel
ства жилого Ффонла намечается укрепить зол
ремонтно-строительную базу районов. 1 pat
Мощность файонных ремонтно-строитель- ВЫ
ных контор к концу пятилетки должна, дев
быть увеличена в 3.5 раза. Необходимо pes
также укрепить ремонтные конторы при ati
райэнных жилищных управлениях. При то
всех крупных домоуправлениях должны р
быть созданы ремонтные группы по про- прав
велению поедупредительного и текуще- ПОЛЬ
го ремонта домов.

Нало решительно отказатвея от ста- Ts
рых кустарных  с1060б0в выполнения mesh
ремонтных работ и перейти на широкое ствл
применение при ремонте домов механиз- , Ш
мов и специальных приспособлений. В 27
пеовую очерель должны быть механизи- т
рованы наиболее трулоемкие процессы И > ин
под емно-транспортные работы. = ae

Большой o6’em кровельных фабот тре- wen?
бует. чтобы подготовительные операпии ель
проводились He на крыше, а в завод- sont
ских условиях. В мастерских должны из- na
готоваяться  плотнично-столярные, сани- а
тарно-технические, электромонтажные и nord
другие детали для фемонта жилищ. 0

Перед работниками жилищного хозяй- ых
ства стоит задача не только хорошо от- sii
ремонтировать лома. но и правильно Op-
ганизовать их эксплоатапию. Городекому
жилищному управлению и исполкомам
районных Советов необходимо оэовепечить
рентабельность жилых домов. Улучшить
техническую эксплоатацию домов, ункре- щей
пить жилищное хозяйство квалифициро- Вити
ванными работниками. повеедперно 3a00- вла
титься о повышении их квзлификапии, НИЯ
оказывая им практическую помошь в ен
работе по улучшению жилищного хозяй- базе
ства. етр

ЦИЮ
что
Мос

Трудяшиеся Москвы активно участвую? ние
в работах по газификации домов. Haceae- р
ние вновь газифицированных домов. поду- gad
чающее это дешевое и удобног для пользо- 5038
вания топливо, выражает горячую  благо- ade
дарность товарищу Сталину за отеческую щие
заботу об их нуждах. (Аплодисменты). yout

Необхолимо отметить. что некоторые ру- тов]
ководители прэдприятий и хозяйственные ee
организации недоопениватот значения га-
знфикапии для улучшения бытовых уело- р
вий трудящихся. не обеспечивают выпол- тел

нения плана по газификации жилых домов ет
находящихся в их ведении. хотя и имеете + 9:

полная возможность ужз в текущем году iS
тазифицировать эти дома. Наиболее отета- ник
ющими в этом отношении являются пред- Bap
приятия министерств: авианпионной про- BO
мышленности, сельскохозяйственного Mas MOI
WHHOCTPOCHHA, электростанций.  aBToMo-

бильной промышленности.

По постановлению правительства, мини-
стеретва и ведомства обязаны  проволить
газификацию своими силами. Жилой фонд
Московского Совета должен  газифициро-
вать Московский Совет. Надо сказать. что
план. который был правительством  уста-
новлен Московскому Совету. будет значи
тельно пзревыполнен. Я думаю. что в 970у
году в полтора раза будет больше газифи-
цировано квартир, чём установлено пла
нюм. Но министерства и ведомства нА вы-
полняют план газификапии и в 0бобенно-
сти те министерства, которые здесь были
названы.

Нзобходимо также. чтобы районные Co-
веты Москвы развернули силами районных
организаций газификацию жилых домов
сверх плана, установленного  правитель-
етвом Московскому Совету и ведомствам,
Райисполкомы должны также — осуще-
ствлять повседневный контроль за ходом
работ по газификапии жилых домов, ле-
чзбных и учебных заведений и коммуналь-
ных предприятий в райднах.

В последнее время в ряде районных (9-
ветов прошли сессии. на которых obcy.-
дался вопрос о газификации домов в райо-
нах. Это должно послужить толчком для
усиления газнфикации квартир в районах.

Для обеспечения газификации квартир,
уже начиная < 1945 года, было развернут
производство газовой аппаратуры на м0с-
ковеких предприятиях, которые выпускают
ее в необходимых количествах. На 1950
год выпуск газовых плит для квартир и
предприятий общественного питания Пла-
нируетея в количестве 60 тысяч штук. чт
прэвышает довоенный уровень в $ 183.
Газовых колонок для ванн будет вынуше-
но — 30 тысяч штук. или в 20 раз боль-
ше, чем выпускалось до войны, а ечетчин-
ков газовых — 60 тысяч штук, или в 6
раз больше по сравнению с довоенных
уровнем Необходимо. чтобы московские
предприятия организовали такж? произ-
водетво новых видов газовых приборов:
стиральных машин. газовых  холодильни-
ков. водогрейных газовых котлов. Bap07-
ных котлов И т. Д.

Для присоединения новых потребителей
к газу за пятилетие предусмотрено строп-
тельство 650 километров новых газовых
сетей. Газовые магистрали высокого давле-
НИЯ КОЛЬЦОМ опсяптут весь горот. магистра-
ли среднего и низкого давления будут п19-
ложены почти по всем улицам и проезлам.
Уже в 1946 г. развернулись большие раб9-
ты по строительству газовых сетей. В иа-
стоящее время закончено строительство
70 километров сетей и ло конпа года будет
построено еще 20 километров. Для 00-
нечения равномерной подачи газа потре-
дителям булут построены газгольдеры eM
костью 1,1 миллиона кубометров.

В 1945 г. при исполкоме Московского
Совета было создано специальное Управле-
ние по строительству газовых сетей и по
газификации квафтир — «Мосгазетрой».
Это Управление непрерывно увеличивает

(Продолжение см. на 3-й стр.)