СССР ТА, 41 г. № 259 (7635)
з ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ СССР СУББОТА, 1 НОЯБРЯ 1941 г

От. Советского Информбюро’   (лава героях Великой Отечественной войны —бойцахт, коглаилирает м политработнинам

(Окончание. Начало-на 1-й стр.).

фронту все необходимое для разгрома ко-
варного врага!». В механическом цехе за-
вода им. Воровского (Сверхловекая область)
число двухсотников за время соревнования
выросло в семь раз. В смене мастера
Васильева все рабочие стали лвухсотни-
ками. Токарь  Ягупов, выполняющий
норму на 500 пропентов, обучил моло-

дых рабочих Плешеева и Фалалеева,
которые теперь перевыполняюто нормы
в несколько раз. Ha `Н-ском заводе

Воронежекой области был получен ероч-
ный заказ ля героических защитников
Мэсквы. Мастер Свиридов, елесарь Ники-
форов, старый партизан Кохаткин и хругие
рабочие сутками не выходили е завода, от-
казались от выхолного дня. Каждый рабо-
тал за лвоих, за троих. На третьи сутки
завод сдал-заказ. Работа, на которую в

мирное время потребовалось бы 10—12
дней, была выполнена за двое суток. Под-
линный тероизм проявляют прокатчики
Сталинградекого завода «Красный Ок-
тябрь». Старейший рабочий завода, пер-
вый вальцовщик стана № 3 тонколистово-
го цеха тов. Рулев в октябре выполняет
вместе со своей бригалой вторую месячную
норму. Вее смены этого пеха ежедневно
прокатывают металла на 10—20 процен-
тов больше залания. В смене начальника
Попелуева операторы крупносортного пеха
Дорофеев. Кудрявцев, Федоров экономят: 2.0
секунд на прокате каждого слитка. Это
обеспечивает выпуск многих слитков сверх
плана. Бригада мастера Бурова каждую
смену прокатывает металла на 30—40
‘процентов больше ‘плана.

Вечернее сообщение 31 октября

В течение 31 октября наши войска
вели упорные бои с противником на всех
фронтах.

За 30 октября уничтожено 37 немецких
самолетов. Наши потери 18 самолетов.

*

Наша авиачаеть, дейзтвующая на За-
падном фронте, за 30 октября ‘уничто-
жила 26 немецких танков, 225 автома-
шин © военными ‘грузами, 18 штабных
автобусов, ло 14 орудий, рассеяла и. ча-
стично уничтожила 2 полка вражеской
пехоты и один кавалерийский эскадрон.

х

На одном из участков Северо-Западного
направления фронта успешно действует
артиллерийская бзтарея под командой сер-
жанта Николаева. Меткий огонь этой ба-
тареи наносит большой урон врагу. На-
днях в наблюдательного пункта на бата-
рею’ ‘поступило донесение, что по Mocce
нередвигаются два батальона пехоты, а
сзади следует артиллерийская батарея на
механической тяге. Сержант Николаев бы-
стро принял решение. Первые же выетре-
лы внесли в колонну врага большое заме-
шательство. Машины и люди егрудились
в кучу. Батарея Николаева в это время
выпустила в толпу врагов более двадцати
снарядов. Вражеские колонны ‘были рас-
сеяны. Ha mocce остались разбитые авто-
машины, орудия, трактора, _ мотоциклы.
Было убито и ранено более хвухсот фа-
шистов.

* г

Продолжают поступать сообщения о-чу-
довищных злодеяниях фашистских банди-
тов. В селении Васильевка Орловской обла-
сти перепившиеся немецкие солдаты заета-
вили танцовать изнасилованных и изби-
тых ими девушек. В это время по. улице
шла беременная колхозница Анна Ларио-
нова. Фашисты потребовали, чтобы и. она
танцовала. Ларионова попыталась отка-
заться. ссылаясь на беременность. Расеви-
репевитий детина © нашивками ефрейтора
ударил женщину сапотом по животу. Ja-
рионова потеряла сознание. Начались ро-
довые схватки. Фашистские изверги запре-
тили крестьянкам оказать роженипе’ по-
мощь. Несчастная родила мертвого ребенка.

В селе Ивановка Кировоградской области
старая ‘больная крестьянка отказалась мо-
летить ‘хлеб для немцев. Тогда фашиеты
расстреляли старуху и её дочь, а дом `по-
дожгли. В селе Крестителево Полтавской
области неменкие солдаты произвели по-
вальный обыск у крестьян, отняв у них
Bee с’едобное.

_ Авантюра, в которую втянули Финлян-
iu немецкие фашисты, окончательно
подорвала экономику страны. Продоволь-
ственное положение Финляндии катастро-
фическов. Население голодает. Норма вы-
дачи хлеба сокращена до 80 граммов на
человека: Хлебные магазины — пустуют.
Власти оповестили, что в ноябре белый
хлеб получат только 50 процентов детей.
На рынках Хельсинки, где в последнее
время поступили в продажу чайки и са-
лака (мелкая рыба худших сортов), вы-
страиваются _ длинные очереди. Редким
счастливцам удается купить морскую чай-

ку по очень высокой пене: На-днях на
рынок Хельсинки были привезены 700
\‘бочеь салаки ¢ Аландеких островов. За
салакой выстроилась очередь длиной более
километра, простоявшая весь вечер, ночь
и следующий день. В очереди находилось
‚более восьми. тысяч человек. Когда, на-
‘конец, открылся. магазин, всем этим изго-
лодавшимея людям об’явили, что салака
уже продана..На рыночной площади ‘сти-
‘хийно возникла демонстрация протеста.
B толпе ‘раздавались крики: ` «Выгнать
немцев ` из нашей страны!», «Хлеба!»,
«Спасите детей от голода!». Лишь Е н0-
чи полиции удалось © большим трудом
разогнать демонстрантов. Арестовано око-
ло 100. человек. Толодные бувты прои-
зошли также в различных районах. Север-
ной. Финляндии, где голодают целые 06-

THEI.
*

Бакинские нефтяники неуклонно повы-
шают темпы‘ тработ. Нламенные советские
патриоты заявляют: «Наши танки и са-
молеты получают и ‘будут получать столь-
ко горючего, сколько нужно для полного
и окончательного ‘разгрома ° фашистов».
В тресте «Азизбековнефть» ` молодежная
бригада мастера Хамена Джавадова вос-
становила три бездействовавшие  скважи-
ны. У ‘себя на промысле энтузиасты на-
шли и изготовили необходимое оборудова-
ние. Бригада добилась увеличения дебита
одной скважины’ на 80 проц., другой —
на 50 проц., третьей — на 25 проц. Вы-
рос дебит и’других скважин, `обблуживае-
мых бригадой тов. Джазадова. Образцы
хорошей работы показывает вахта бу-
рильщика тов. Маркарова треста «Сталин-
нефть»; За два месяца ‘она’ выполнила по-
лугодовое производственное задание. Та-
ких же показателей добилась вахта ©0-
ревнующегося с Маркаровым бурильщика
Абдуллаева. Почетное званиёв трехсотников
завоевали вахты бурильщиков тт. Салим-
ханова, Борисова’ Демидова’ и Новикова.
Свыше 60 бурильщиков, тормозчиков,
верховых буровых бригад «Сталиннефти»
стали в дни войны двухсотниками и Tpex-
сотниками. Выросли ряды двухсотников и
среди рабочих подземного ремонта. Ha
промыслах треста. «Орджоникидзенефть»
операторы подземного ремонта скважин
тт. Гимаев; Горбатов систематически лают
‚ не менее лвух норм. Благодаря стаханов-
ской работе бригады мастера- Николаева
на 3 промысле за последнее время быстро
отремонтировали и. пустили в. эксплоата-
цию несколько скважин. На 7 промысле
бригада мастера Кулам Ханлара выпол-
няет ежедневно задание на 200 и более
процентов. Влвое и втрое сократила сроки
ремонтных работ на 6 промысле бригала
мастера Атамова. Недавно. она за 8 часов
вместо лвух дней по норме произвела. еме-
ну станка качалки на скважине. С та-
кой же быстротой бригада отремонтирова-
ла другую скважину. Ремонтники нефте-
перегонного ‹ завода имени Андреева
тт. Пискунов, Алексатин и „Степанов пох
руководством механика тов. Чистохвалова
закончили профилактический ремонт одной
из установок на день раньше срока.

Hpacnot Армии м Воеиио-ППорского лота, му
свободу и иозависимость ‘нашой родеитье

Маленькие
хитрости

Никто из его друзей и не  полозревал
за ним такой прыти. Вто бы мог поду-
мать, что маленький  веснушатый тамбо-
Bell ев лукавыми голубыми глазками cy-
меет примениться Е неприветливой запо-
лярной природе не хуже любого местного
старожила.

Началось © того, что он поразия всех
своим умением разжигать костры. Было
это утром, когла после утомительного ноч-
ного марша их часть остановилась, на от-
дых. Погода — хуже не придумаешь. Если
накануне вокруг еще лежал снег и мороз
сковывал воду. то к этому времени отте-
мель преобразила окрестности. Все покры-
лось скользким, мокрым ледком—и деревья,
ий камни, и земля. Место было скалиетое.
Растительноеть  чахлая — одни только
карликовые березки е нежнорозовой. сырой
‘корой. Бойцы бровились разжигать костры,
‘но те лишь чадили, дымили и затем гасли,
‘мигая крохотными искорками. Сырость ду-
шила их. А Миропеников не торопился. Он
переходил от деревца к деревцу и, наги-
‘баясь, откилывал от корневищ мох, затем
штыком отделял нижнюю, самую сухую
‘часть березовой коры. Когда он набил все
карманы тонкими колечками бересты, он
принялся за устройство костра. Он взял
те же материалы, что и бойцы, — сырой
хворост и кряжистые стволы срубленных
лопатами березок. но положил он их не
как попало, а шатром и притом на очищен-
ную ото льда землю, в середину сунул
бересту. Чиркнула сничка, и от сырого ко-
стра повалил пар. Вазалось, что его постиг-
нет общая ‘участь, но нет, береста дала
сильный жар. Он накапливалея под шат-
ром, и скоро сквозь черную ломаную ре-
‘шетку хвороста стала ясно видна’ огнен-
ная сердцевина. Сырость была побеждена.

Когда бойцы  пообжилиеь, настроили
землянок и блинлажей, Мирошников еще
раз удивил. всех своей хозяйственной, смет-
кой. В землянках бойцы выложили печур-
KH, HO отапливаться приходилось только
ночью. Днем финны не позволяли — по
дымкам из минометов лупили, ну, 8 у Ми-
ронтникова работа такая: ночью он в раз-
ведке, днем — обогреться, отоспаться нуж-
но. Пришлось ему хитрить. Полдня  тру-
дилея он над сооружением трубы для от-
вода лыма. Он подвел ее к обрыву е таким
расчетом, чтобы ветер не давал дыму под-
ниматься, а гнал ео книзу и развеивал
по оврагу. Так оно и получилось, Во-всю
топил Мирошников печурку и спал мир-
ным сном. А финны злились. Они чув-
ствовали запах тепловатого горького дыма,
но, не видя цели, не знали, куда им стре-
лять, и тогда, заинтригованные, репили
они ночью наведаться, посмотреть, что это
за хитрости, там у русских. Ну, и в нер-
вую ночь доставили нашим дозорным не-
которые хлопоты. Во вторую ночь Ми-
рошников приготовил им соответствующую
ветречу: на всех тропках, идущих е фин-
ской стороны, поставил он сигнал—хло-
пушки. Финны пошли и задели ногами за
веревки, протянутые между кустами, сор-
вались специально укрепленные хоски. уда-
рили друг о друга: еловно в ладоши: в
ночной тишине это прозвучало, как гром.

Вот он каков, этот тамбовец Мирошни-
коз. Напрасно было бы искать на его за-
дорном краснощеком лице следов какого-
нибудь торжества или чувства превосход-
ства. Нет, он делал все запросто. походя;
это ведь является свойством его русской
стойкой натуры — бороться и применяться
к любым условиям жизни. чтобы взять
верх над врагом.

Вл. КУРОЧКИН,
спец. корреспондент «Известий».

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 31 октября.

meena:

увезти, уничтожалось. На местные ресур-
‘сы партизаны, как правило, рассчитывать

‚теля надежда здесь плохая.
‘ден до крайности. Случается так, что по
‚неделям партизаны не видят в глаза куска
‚хлеба. От проливных дождей тает соль.

‘такие

участником похода Антикайнена на Ви-
‚ мас-озеро. Немало их, участников леген-

Карельские партизаны

Трудно себе предетавить, сколько терпе-
ния, выносливости и преданности своему
делу должен иметь партизан, месяцами
живущий в Лесах Карело-Финской ‘респуб-
лики. В оккупированных районах Карело-
Финской республики совершенно не оста-
лось населения,  редко-редко в деревне
можно найти семейство, не успевшее эва-
куироваться. Между такими деревнями
расстояния в сотни верст. Уходя из де-
ревень, население. забирало © собой все
с’естные припасы, а то, что нельзя было

не могут. Произведя налет на противни-
ка, нало быстро менять место своей стоян-
ки. И вот, прохоля сотни километров, ка-
рельские партизаны должны таскать на
себе все свое продовольствие. На неприя-
Он сам голо-

Зато брусники здесь сколько угодно. В
толодные дни командир отряда
Бруно Л. по-обычному поблескивает стек-
лами своих очков в металлической оправе
и только кажется еще более стройным,
сухощавым и седым, чем обыкновенно.
Весь отряд верит своему командиру и лю-
бит его— этого человека, пю виду похо-
жего на профессора или на старого квали-
фицированного мастера. Все знают, что в
первые JHH войны он был начальником
одного из отделов республиканского Нарко-
мата автотранспорта, но все знают еще в
то, что, Бруно Л., как финн — курсант
интернациональной военной школы, был

дарного похода, действует сейчае по лесам
Карелии, сплачивая партизанские грутиты.
Товарищу Ахо недавно довелось даже пе-
реночевать в. той самой лесной баньке,
гле ночевал он во время похода Анти-
кайнена.

Пройдя более 75 километров mo безло-
рожью, отряд тов. 1. приблизилея к де-
ревне К-ла, пункту, расположенному на
главной дороге. Деревня стояла на пере-
шейке между двумя озерами, соединенны-
ми быстрой рекой, через которую был пе-
реброшен большой деревянный мост, мет-
ров в 80. -

Разведчики подобрались к самой дерев-
не. Они увидели, как группа белофинских
солдат копает на поле картошву, а другие
собрались возле перегонного аппарата и
гонят самогон. Все спокойно — ведь фронт
в 75 километрах отсюда. Но все же, боясь
налета, белофинны на всякий случай при-
готовили окопы для обороны. У высокого
двухэтажного скотного: лвора была- создана
огневая точка. Подальше, перед сельским
кладбищем была проложена еще одна ли-
ния обороны и тоже выкопаны ячейки
для огневых точек.

Получив подробное донесение разведчи-
ков, Бруно 1. решил, что лучше всего бу-
дет совершить налет на деревню со сторо-
ны финляндской границы — с запала. С
противоположной стороны деревни остави-
ли засаду у моста. Во время ночного пе-

ных провода,

‘жали Е CKOTHOMY двору,
‘жаться на линии обороны. Тогда партиза-

рехода партизаны разорвали два телефон-
соединявигих белофинский
отряд с окружающим миром. Шли всю
ночь от кочки к кочке, от камня к кам-
ню. Вогда до места назначения  остава-

‘юсь 300 метров, раздался выстрел, не-

ожиханный для партизан.

Весь отряд замер. У каждого в голове
тревожная мысль: неужели заметили? не-
ужели открыли? Если это так, насмарку
идет многолневный труд.

Залегли и стали ждать:

Опять поползли вперел разведчики:

Оказалось, что никто из вратов ничего
не заметил, — просто происходила смена
караульных. В этом белофинском отряде
она производилась ежечасно, и сигналом
был винтовочный выстрел. Но для того,

‘чтобы все это выяснить, пришлось долго

пролежать в болоте.
Партизаны на локтях и коленях, сжи-
мая в руках винтовки, поползли вперед. .
Когда происходила очередная смена ка-

‘раульных, партизаны были уже метрах в

70 от них. Партизаны открыли стрельбу
по смене. С первого же залпа было убито
два фашиста, а остальные быстро ‘побе-
He успев задер-

ны стали подползать к зданию скотного

двора. Из слухового ‘окошка  раздалась
стрельба.
Партизан — Егоров встал, подошел

вилотную к скотному двору и громко пред-
ложил фашистам сдаваться. Стрельба про-
должалахь. Тогда Егоров метнул в окошко
фянскую ручную гранату, которую парти-
заны называют психической, потому что
грохота она производит очень много при
невысоком убойном качестве. Гранатл тю-
действовала. Стрельба прекратилась. Под-
няв руки вверх, на улицу выскочил до-
смерти перепутанный фашист.

все вам расскажу, — кричал
он, — только не трогайте меня.

Так был взят стоявший на холме и гос-
подетвовавший над всей деревней скотный
двор. Деревня была окружена. Умело ис-
пользуя каждую складку местности, пар-
тизаны стали сжимать со всех сторон
BOABIO. ь

Поднялась стрельба. Олин из фашиетов,
предвидя свою неминуемую гибель, снял
сапог и, нажав курок большим пальцем
ноги, застрелился. Семеро фашистов, же-
лая спастись от партизан, побежали через
мост. Тогда в дело вступила наша засада.
Никто не смог уже повернуть обратно.
Возглагляемые офицером Юнтуненом, фа-
шиеты бросились к лолкам, думая пере-
правиться через озеро и уйти от народной
мести. Они втащили волну из лодок пу-
лемет. Три лодки -отчалили эт берега:

Ни один из вскочивших в лолку не ос-
талея жить — все были расстреляны еше
на воде. Весь гарнизон деревни В-ла был
уничтожен партизанами. Он насчитывал
несколько десятков солдат и одного офи-
пера.

Геннадий ФИШ,
спец. корр. «Известий».

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 31 октября:

Танковый батальон Позолотина

На Малоярославецком направлении у6-, танковых орудий и минометов, разбили

пешно действует танковый батальон ка-
нитана `Позолотина. Командиры и бойцы
тов. Позолотина наносят сильные удары
врагу, уничтожая его технику и живую
силу. Только за две недели уничтожено
22 вражеских Танка; Во время контратав

‘против немцев отважные танкисты  пода-

вили огнем и гусеницами 45 противо-

17 автомобилей ин мотоциклов:

Сам капитан Позолотин на своей ма-
шине вывел из’ строя 4 фашистских
танка, комиссар Гедзюк уничтожил 3 тан-
ка, 2 противотанковых орудия.

(От спец. корреспондента «Известий»).

Инженерные ‘части
Красной Армии

Инженерные части Красной Армии во
взаимодействии с другими родами войск
помогают выполнению общей залачн —
истребления, истощения и изматывания
живой силы и техники, бросаемых Гит-
лером в бой. Они создают условия, облег-
чающие нашим войскам и затрулняющие
войскам противника веление боевых хей-
ствий. В ряде случаев инжеперные вой-
ска предрешают успех операций.

Современные армии, богато оснащен-
ные техникой, лолжны маневрировать на
больших пространетвах с большой скоро-
стью. Инженерные части прокладывают
для своих войск пути движения там, где
местных дорог нет, или они имеются в
недостаточном количестве, или идут не в
нужных направлениях; ремонтируют
неудовлетворительные, испорченные  ппо-
тивником дороги, ремонтируют, о усили-
вают и строят новые мосты на oporax
и переправы через водные прегралы.

Движение по плохим дорогам изматы-
вает живую силу поотивника,  изнаши-
вает технику.  Важдая остановка  перэл
прегралами и замелленное движение по
плохим  порогам и без лорог— в обход
преграл — используется нашей авиацией
и наземными войсками для истребления
скученных мае  немецко-фашиетских
войск.

Быстрым устройством, эборудованием и
маскировкой аэродромов, взлетно-посалоз-
ных площалок, позиций зенитной артил-
лерии инженерные части обеспечивают
боевую работу налей героической авиа-
ции, наносящей врагу жестокие улары, &
устройством ложных аэродромов с лож-
ными самолетами, ложных

ских позиций и других  об’ектов отвае-

кают авиацию противника от действия
по действительным замаскированным
об’ектам.

При .наступательных операциях наптих
войск инженерные части илут в составе
переловых танковых и пехотных похразде-
лений, развелывая и обезвреживая минные
поля противника, устраивая проходы в его

артиллерий-

искусственных препятетвиях и загражде-
ниях, помогая танкам и пехоте преодо-
левать встречающиеся на пути преграды.

При отходе наших войск инженерные
чаети отхолят последними. Они устанав-
ливают мины на дорогах и в местах, где
возможно явижение войск противника без
порог, взрывают мосты. Часто эти работы
выполняются на виду у противника, пох
его огнем. Нерелки случаи, когла мосты
й узкие, не обхолимые по сторонам уча-
стки лорог взрываютея в момент, ` когда
войска и техника противника уже дви-
гаются по ним. В таких случаях самоот-
верженно погибают и саперы.

Когла инженерные части действуют в
тесном взаимолействии с налпими назем-
ными войсками, % воследние умело ис-
пользуют. и обороняют своим огнем соз-
ханные инженерными частями загражде-
ния. противник обычно бывает останов-
лен или движение его замелляется. На
трудно преололеваемых участках Фронта
противник частью своих сил переходит к
обороне, а главными силами начинает
искать обхолы и новые, более доступные
для прорыва участки. Действуя на неко-
торых участках фронта самостоятельно,
инженерные части Красной Армии свои-
ми работами задерживали или останавли-
вали продвижение противника, стремивше-
TOCA выйти во фланг и тыл нашим вой-
скам.

Наиболее широкое. применение  инже-
нерные частая находят при оборудовании
оборонительных рубежей.

Оборонительные рубежи устраиваются
на местности, которая по ее естественным
условиям трулно проходима для противни-
ка. Оборонительный рубеж оснащается
хоропю продуманной системой инженерных
пренятствий и сооружений, упорно оборо-
няемых нашими войсками.

В основном оборонительный рубеж co-
стоит из трех полос. Первая полоса рзз-
личной (в зависимости от свойств местно-
сти и характера лействий обороняющихея
войск) глубины оборудуется главным 0б-

разом различными препятствиями, загоа-
хждениями и сравнительно небольшим ко-
личеством инженерных оборонительных
построек. 3

При подходе противника ‘войска, выде-
ленные для действий в первой ° полосе,
осуществляют подвижную оборону. Появ-
ляясь на путях движения противника,
они заставляют его’ развернуться, расерело-
точиться и с боем преодолевать обороняз-
мые нашими войсками препятствия и за-
граждения. Преодолевая эту полосу, про-
тивник несет потери, изматывается и раз-
вертывается в боевой порядок, не зная
еще, как он должен построить его  лля
атаки второй полосы.

Наиболее мощно оснащается инженер-
ными сооружениями вторая полоса рубе-
жа — полоса главного сопротивления.
Здесь размещается наибольшее количество
войск и огневых средств, обороняющих ру-
беж. Злесь живая сила и техника про-
тивника должны быть расчленены на
мелкие группы, противнику должны быть
нанесены наибольшие потери; расстроен-
ные группы врага лолжны быть уничто-
жены контратаками подвижных резервов
оборонительного рубежа. действующих из
третьей полосы рубежа.

Полоса резервов оспащается примерно
такими же инженерными  сооружениямз,
Kak и вторая полоса, но в меньшем коли-
честве.

Вторая и третья полосы состоят в 05-
новном из опорных пунктов ¢ круговой
обороной. Они размещаются так, что про-
тивник, просачивающийся межлу двумя
опорными пунктами, обетреливаетея огнем
как с этих пунктов, таки е
пунктов, расположенных в глубине.

Огромное значение в системе оборони-
тельного рубежа имеют противотанковые

и противопехотные естественные прегра-

ды, а также искусственные загражления,
создаваемые инженерными частями из
местных средств и специального имутце-
ства.

Для устройства противотанковых  пре-
пятствий в первую очередь используются
берега рек, ручьев, оврагов и естегтвен-
ные скаты возвышенностей. Врутые стеч-
ки в- таких местах образуют эскарпы. об-
ращенные лицевой стороной стенки Е п07-
тивнику, и контр-эскарпы, обращенные

опорных`

лицевой стороной стенки в сторону наших
войск. :

На ровной местности сооружаются про-
тивотанковые рвы  трапецоидального и
треугольного сечения и параллельные зяг-
затообразные канавы с валами между ними,
ямы-ловушки, волчьи ямы, располагаемые
в шахматном порядке так, чтобы танки не
могли пройти в промежутках между лма-
MH. лесистой местности устраиваются
завалы из деревьев, полпиленных на вы-
соте около одного метра от земли и пова-
ленных перекрестно вершинами в стерону
противника; засеки из деревьев, пова-
ленных вершинами в сторону противаика,
при чем сучья этих деревьев очищаются
от мелких ветвей и заостряются. Чтобы
противник не мог безнаказанно растаски-
вать завалы и засеки, они минируются
ручными гранатами и мелкими протаво-
пехотными минами. Кроме завалов и засек,
в релких лесах устранваютея из бревен
барьеры и. надолбы.

В качестве противопехотных  препят-
ствий применяются заборы и сети ко-
лючей и глалкой проволоки, устанавливае-
мые на деревянных и металлических
кольях и без кольев. Иногда проволочные
препятствия электризуются током высоко-
го напряжения, убивающим все живое.

Пассивные и активные препятствия, не
обороняемые войсками, могут задержать
противника лишь на небольшой срок. Зато
препятствия, обореняемые хорошо органи-
зованным огнем, представляют собой гроз-
ные преграды на путях движения насту-
пающего.

Охновременно © устройством препятствий
и заграждений оборонительный рубеж обо-
рулуется стрелковыми окопами, наблюда-
тельными и командными пунктами, пуле-
метными и артиллерийскими огневыми
точками, щелями, санитарными и хозяй-
ственно-бытовыми постройками, укрыты-
ми путями сообщений.

При размещении огневых сооружений
главное внимание обращается на то. что-
бы соседние отневые точки давали пере-
крестный отонь вхоль препятствий, чтобы
на местности не было необстреливаемых
«мертвых пространств», & сами сооруже-
ния были мало заметны.

Весьма благоприятные условия для обо-
ренительного боя наших войск имеются
в населенных пунктах, особенно с боль-

шим количеством каменных домов. Срав-
нительно небольшими инженерными меро-
приятиями населенные пункты быетро
приснособляются для упорной обороны.
Эти мероприятия сводятся в основном к
минированию; перекапыванию и загражде-
нию улиц (противотанковые рвы, барьеры,
баррикады), к приспособлению домов хля
стрельбы и метания гранат.

Бак правило, германским ‹ войскам не
удается прорвать наши хорошо оборуло-
ванные и упорно обороняемые рубежи.
Поэтому они упорно ишут участки фрон-
та, недостаточно оборудованные в инже-
нерном отношении и слабо обороняемые
нашими войсками. Прорвавшись на таких
участках, германские войска пытаются
зайти в тыл укрепленных нангих рубежей,
вынудить нае оставлять такие, потеряв-
шие смысл рубежи и переходить к манев-

-В последнем наступлении на Москву,
несмотря нз неоднократные яростные ата-
ки, германская армия не смогла прорвать
наш оборонительный рубеж в районе Яр-
цево, чтобы итти на Москву по кратчай-
шему и наиболее удобному направлению.
Германские войска прорвалиев много’ юж-
нее на слабо укрепленном участке фрон-
та — в направлении на Малоярославеп.

Германско-румынские войска в течение
почти 80 лней так и не смогли прорвать
возведенных в ходе боев полевых укреп-
лений вокруг Одессы. Героически сраждает-
ся доблестный Ленинград на своих рубе-
жах, ставших неприступными для немцев.

Укрепления, упорно обороняемые их за-
щитниками, являются надежной прегра-
дой, о которую разбивается наступление
терманских армий.

Инженерные части и трудящиеся Мо-
CKBH создают на подступах к городу обо-
ренительные рубежи, о которые разобъетея
наступление германских армий. Нужно,
чтебы искусное использование инженерных
и огневых средств в соединении с безза-
ветным мужеством защитников Москвы
сделало подступы в столице могилой гер-
манских полчитш.

Военинженер 1-го ранга
к П. ГОРБУНОВ.

HECTBENIO защишагошине

{Из лозунгов ЦК ВКП(б) к XXIV годовщине
Великой Октябрьской - Социалистической Революции).

Tamu. Немпы. не выдержали

ренным действиям в невытодных усло-, этом бою сам Елунин.

BHAX. Вечером из штаба фронта Елунина по-
a
a

ЧЕСТЬ,

В ДЕЙСТВУЮЩЕЙ  КРАСНОЙ АРМИИ (За-
падное направление). Саперы при помощи
миноискателей
немцами дорогу.
Фото военного корреспондента
«Известий» Н. Максимова.

очищают минированную

В предместьях
Калинина

Бои за Калинин продолжаются с неос-
лабевающей силой. Напги части стремятся
пересечь коммуникации, которые немцы
используют AIA подтягивания к городу
боеприпасов и резервов.

Почувствовав серьезную для себя
угрозу, противник оказывает  бешеное
сопротивление, встречая наши атакующие
части массированным отнем всех видов
автоматического оружия, минометов и ар-
тиллерии. Нервозность осажденного врага
возрастает с каждым часом. С наступле-
нием темноты немцы поджигают дома и
сараи на окраине города, чтобы осветить
пространство перед собой, откуда ведут
наступление наши бойцы.

Чаеть майора Майорова, действующая
Ha северо-восточной окраине города, вы-
теснила немцев из первого квартала Затве-
речья. Позади остался район городских
боен, огородов и торфоразработок. Немцы
используют для обороны каждый дом,
каждый подвал, каждое окно, — отеюда
день и ночь ведут огонь их пулеметчики.
Несмотря на то, что бойцы Майорова вых-
винулись с боями на открытое со всех
сторон место, им удалось сковать актив-
ность врага. 3а последние дни немцы
смогли предпринять лишь одну  контрата-
ву, мгновенно ‘‘отбитую’ зртиллеристами
младшего лейтенанта Сухарева. ;

Сегодня бойцы. Майорова ‘во взаимо-
действии © соселними частями снова пе-

ли в наступление.
т re у Е. КРИГЕР,
‚ специальный корреснондент «Известий»,

Защитники Донбасса

Прошедитие дожди замесили в Донбассе
непролазную грязь. Земля превратилась в
сплошную жижу, в которой застревают
машины, лошади, повозки. Даже гусенич-
НЫЙ транспорт не_в силах выкарабкаться
из этого месива. Поэтому немпы на одном
из участков Макеевекого направления ор-
ганизовали наступление по шоссе. Шоссе
это прервано речкой. Мост уничтожен.
Бросив на узенький участок наступления
две дивизии, немцы сумели форсировать
речку и в результате упорного боя заняли
близлежащий пункт и железнодорожную
станцию.

Части майора Елунина было приказано
выбить немцев из занятых ими пункта и
станции. Часть немедленно начала контр-
наступление. Завязалея ожесточенный бой,
в котором часть Елунина ноказала, на
что способны бойцы Врасной Армии. ПолБ
сражалея не только против частей. про-
тивника, непосредственно перед ним нахо-
дившихся, но и против большого подкре-
пления, подброшенного немцами. Несколь-
ко раз станция переходила из рук в руки.

Hama артиллеристы  сосредоточили оготь \

по резервной немецкой мотопехоте, бро-
шенной в бой фашистским командованием.
Было расстреляно 25 грузовиков” с солла-
натиска и
стали. отходить. Бойцы Елунина пресле-
довали их, сбрасывали в реку.

Образцом командира показал себя в

здравили: за героизм и мужество он в
этот же день был

орденом
Красного Знамёни.

награжден

*

На Таганрогский аэродром немцы пере-
гнали четыре десятка истребителей. Наши
летчики решили совершить нападение на
эти самолеты.

Перед заходом солнца подполковник
Гончаров повел групну своих истребите-
лей к Таганротскому аэродрому. Нападение
явилось для немпев полной  неожидан-
ностью, — все их. машины ‘оказались на
земле. Ураганом понеслиеь Halim истреби-
тели на «Мессершмитты». Когда поелед-
HAA наша машина прошла над аэродромом,
первая уже начинала новый заход. Уни-
чтожив 8 машин, напги истребители ушли
на свою бззу.

С рассветом на Таганрогский аэродром
был совершен вторичный налет. Пошли
две группы — самолеты части Врасов-
ского и самолеты Гончарова. Первым ня-
летел Гончаров. Он зашел с Азовского ме-
ря и, проделав три атаки, зажег девять
машин. Вскоре пришла вторая группа —
она зажгла две’ машины и сбила две при
попытке взлететь.

Э. ВИЛЕНСКИЙ,
спец. ‘корреспондент «Известий».

$