ЧЕТВЕРГ, 1. ЯНВАРЯ 1842 т. 1 1 (7687)

ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ ТРУДЯШИХСЯ СССР

Советское знамя

реет над Калугой
В. БЕЛИКОВ,

спей. корреспондент «Известий». °

Двухсоттысячная Валуга освобождена от немецких оккупан-
тов. Живописный и ерасивый, раскинувинейся по крутогору
Оки, этот город много видел за 550 лёт свосго существования.
Ел уничтожали монгольские орлы: Его постигла в 1771 вау
чума. Город в 1812 тоду вылелил почти половину ‘мужского
населения в народное ополчение, боевые знамена которого ‘хра-
нились как священная реликвия в краеведческом музёз. Но ни
бесчинства Чингис-хана, ни моровая язва не могут сравниться
с тем, что натворили здесь за два с половиной месяца ‘немцы.

Вчера в 11 часов утра Красная Армия окончательно очи-
стила Калугу от захватчиков. Мы входили в город с частями,
пришелитими на подкрепление к тем, кто овладел городом и в
течение нескольких лней вел ожесточенные бои е противником,
ценлявшимея буквально за каждую улицу, за каждый лом. Мы
входили с окекого берега. Бывшие улицы окраины. Бывшие
потому, что домов здесь нет. Осталась лишь пенелища.

Враг стремился спасти награбленные запасы продовольствия
м стянутое сюда за время оккупации военное имущество. На
вокзале перед товарным: двором стоит вереница машин, гружен-
ных пулеметами, минометами, ящиками *со снарядами, минами,
мешками крупы и муки. В очереди на погрузку стоят дюжие
немецкие пушки и малолитражки, санитарные машины, наби-
THO всяким барахлом, и автоцистерны,  правла, пустые, но
пахнупие еще спиртом: они не гнушались запахом горючего и
возили зельо даже в бензиновых баках.

Bea это пришлось оставить в бегстве. Да чего больше: на
путях остался неотправленный эшелон с танками и еше один
эшелон с боеприпасами, число которых пока. просто не поддает-
ся учету. 0 потерях врата в Калуте достаточно убедительно го-
ворит такой факт: один лишь полк командира Тихонова, овладев-
ший вчера утром вокзалом — последней цитаделью немцев, за-
хватил 30 танков, до 20 орудий разных калибров, много тысяч
снарядов и несколько тысяч мин. Недаром этому полку пала
честь первым утвердить на здании вокзала краеное знамя ©в9-

Врасные знамена и просто куски красной материи развева-
ютсл теперь не только над вокзалом. Ими украшен каждый
уцелевший лом. Их вывесили сегодня люди, которыми полны
улицы и площади. Валужане с0 слезами радости на глазах
встречают бойцов и командиров. За последние десятки дней
жители в первый раз свободно ходят по своему родному горо-
ху. Им горько видеть разрушения, они в ужасе от трупов
зверски замученных сограждан, они полны ненависти к нем-
цам, которые чинили все это.

Во дворе калужекой городекой управы (как громко имено-
вался этот застенок) лежат шесть трупов. Злесь председатель
прилегавшего к городу колхоза Татьяна Александровна Ту-
лякова. Здесь юноша, чью личность установить еще не уда-
лось. Здесь старик Петр Семенович Зеленков, 1878 года рож-
дения. х

Виселица была водружена на центральной площади. Долгие
дни висели на ней четверо советских граждан. Около отца с
сыном, залодозренных в попытке перерезать линию связи,
прицеплена надпись: «Они партизаны! Их участь постигнет
каждого, Ето будет мешать власти».

На той же самой площади раскинулось черное кладбише
«сынов доблестного неменкого воинства». Сначала их хоронили
в отдельных могилах и ставили над каждой могилой крест. По-
том хоронили в общих могилах — по 10, 15, 20 человек н
ставили один большой крест. Наконец, просто зарывали, не.
успев ставить крестов. 06 этом говорит груда заготовленных,
но не водруженных еще на свои места перекрещенных березо-
вых палок.

Немцы пытались учредить свои порядки и в Калуге. Начали
издавать газетку — грязный листок с претенциозным названием
«Новый путь» и с услужливым редактором румыном Бузеску-
лом, нето имнортированным, нето подобранным ‘где-нибудь на
дороге. Предприимчивый немец Дринкер завел на Кутузовской
улице меховую торговлю, а невдалеке от него была открыта
мебельная лавка, потому чт0, кроме как мебелью, украденной
в наших же учреждениях, торговать немцам было нечем.

Порядки, которые немны ввели в Калуге, как две капли во-
хы, юхожи на те, что они вводят всюду в оккупированных
городах и селах.

То же запрещение показываться на улицах, в котором, кхта-
ти, и 0ез того не было нужды, потому что люди неделями си-
дели безвыхолно в подвалах.

То же позорное клеймение еврейского населения.

«Управа» во главе ¢ городским головой ШЩербачевым и его
заместителем Кудрявцевым = предателями, грязными людишка-
ми с уголовным прошлым. *

Те же порки, расстрелы, надрутательства. Это — тот самый
«новый путь», как назвали свой листок немцы.

Больно смотреть сейчас на руины калужеких домов. Горит
почта. Горит радиопентр. Горат глазная больница, торговые
ряды, родильный дом, кинотеатр. десятки других домов. У пе-
пелиш толпы людей, разыскивающих под обломками то, что
уцелело. Они тянутся с санками сплошной вереницей от окра-
ины к центру, и, как ни тяжело им, разоренным и обескров-
ленным, они счастливы, счастливы потому, что кошмар кончил=
ся и открывается действительно новый, светлый советсний путь.

КАЛУГА, 31 декабря.

a ee SSRN ar

.В могучей кузнице твоей.

ЗАПАДНЫЙ ФРОНТ, Канун нового года. На передовые
позиции пришли заботливо упакованные посылки. Это мо-
сквичи прислали новогодние подарки героическим воинам
Красной Армии,

московья, и русская

слово.

Москва!
Павел АНТОКОЛЬСКИЙ

Москва, Москва! Еще раз: с Новым
Годом!

Бывало, вопреки всем, непогодам,

Едва взмахнешь ты рукавом, —

И пляс пошел, и песням нет конка там...

Так было ив двадцатом, и в тридцатом,

И год назад, в сороковом.

В эту зимнюю безлунную ночь Ленин-

нию Чайковского. В высоком зале с белым
лепным потолком ярко горели люстры. У
подножья серебристого органа с блестя-
шими стрельчатыми трубами расположился
большой симфонический оркестр. В 9 часов
вечера енинград передавал в эфир:
:  «Радиослушатели Англии! Через два часа
мы начинаем нашу передачу. Слушайте
Пятую симфонию Чайковского».

Это было в 9 часов, а в 10 часов над
Не сгинула на баррикадах Пресни Ленинградом разнесся вой сипнала возду-
И хорошела от огня, иной тревоги.

, Оркестранты покинули свои места. Они
Й вот враги подкрались издалече, заняли другие — на вышках, Ha кры-
Чтоб онемечить, насмерть искалечив, шах, у пожарных постов. Бомбарлировка
Твое прекрасное лицо. была ожесточенной. Вражеские самолеты
И тыкались их волчьи морды в пене, зловеще кружили над городом, притаив-
И ляскали клыками в нетерпеньи, шимея в ночной тьме. Земля содрогалась
Сдвигаясь в тесное кольцо. от разрывов” футаоных fous, Конпертный
 зал оказался лох ударом. Сыпалаеь шту-
катурка, свистели оюколки,  сотрясалось
здание.

А около одиннадцати часов раздался отбой
воздушной тревоги. Без пяти минут один-
надцать в зале с белым лепным потолком к
микрофону, стоящему на тоненьком ме-
таллическом стержне, подошел ведущий.
Оркестранты уже заняли свои места. Ди-

Ты шла, как буря, сменой ‘поколений.
Не зная лжи, отчаянья и лени,

В колокола времен звоня,

Сгорев до тла, опять слагала песни,

Ты снилась им, Красавица! Но стужа
Охватывала фланги их все туже,

Во всю стоверстную длину.

Ты вышла в правый бой и разметала
Обломки вражьих тел, куски металла -
В Волоколамске и в Клину.

Сверкала ночь в мохнатых крупных

звездах.  Рижер стоял у пульта — худощавый,
Крепчал мороз. Яснел прозрачный высокий, в круглых очках, отражавших
воздух.  блеск люстр.

Заиндевели провода.

И час победы к Родине приблизив,
Подкову волчьих вражеских дивизий
Ты разогнула кавсегда.

— Граждане Англии, — сказал веду-
mu на безукоризненном английском язы-
ке, — граждане Англии, сейчас мы начи-
наем наш конперт.

В 11.00 дирижер поднял палочку. В
последний раз оглядел свой оркестр, кив-
Hy головой, и в зале возникли первые
такты симфонии. Концерт начался.

Нет мыслящего ‘человека, которого не
взволновали бы глубина и свежесть этой
жемчужины русской культуры. Знали ли

Такой тебя запомню навсегда я:
Прифронтовая, грозная, седая,
Завьюженная до ‘бровей. ‘

.. Идут колонны танков. Это значит,
Что Новый Год по-праздничному начат

воем своим заменяет

Десятки тысяч немецкнх захватчиков полегли в лесах Под»

зима заносит снегом их трупы, а вьюга
фашистским бандитам надгробное
Фото Д. Чернова и П. Трошкина.

Пятая симфония.

Д. СЛАВЕНТАНТОР

там, в далекой Англии, что пришлось

град передавал для Англии Пятую симфо-  испытать час назад нескольким десяткам

советских люлей, сейчас проникновенно

Пусть 1942 год. принесет

решающие победы!
Генерал-лейтенант. Ф. Н. МАКФАРЛАН.

Глава английской военной миссии в СССР.

Свыше шести месяцев назал Гитлер и его фашистские орлы,
с которыми мы уже воевали почти лва года, напали на вашу
страну с характерным хладнокровным и заранее рассчитан-
ным веролометвом. Через четыре лня после этого я прибыл в
СССР с английской военной миссией. С тех пор мне посчаст-
ливилось работать в условиях близких товарищеских отноше-
ний с вашим Генеральным Штабом и наблюлать за борьбой,
которую хоблестно ведут Красная Армия, Военно-Морской Флот
ий Военно-Воздушные силы. Мне посчаетливилось встретиться ©
некоторыми из вашгих замечательных вожлей и вилеть ваши
хорошо вооруженные войска как на поле боя, так и вне его.
После пребывания в СССР в течение олной нелели я убедился
в том, что належлы Гитлера на молниеносную победу будут
разбиты Красной Армией. Все, что я вилел после этого, еще
больше укрепило меня в этом убеждении. И ныне Брасная
Армия локазала, что я был прав.

Мы дожили ло Нового года. И е приходом Нового года при-
няла новый оборот и война. Германские орлы двигались впе-
ред, подгоняемые своими жестокими вожлями, которые относи-
лись с полнейшим равнодушием к их громалным потерям. В
результате веролометва, к которому они неожиланно прибегли
в начале войны, германские армии получили возможность про-
никнуть в глубь вашей страны. Они дошли до самых подетупов
к вашей столице. Но в конечном итоге их постигла неизбеж-
ная учаеть. Как и другие в прошлом, они нехооценили храб-
рости и упорства, с которыми советский солдат защищает свою
родную землю. Они нелооценили мужества, решимости и искус-
ства ваших вождей. Они недоопенили ресурсов вашей страны.
Они забыли, что в вашу русскую зиму один хорошо снаряжен-
ный и тепло одетый советский солдат может противоборствовать
пяти дрожащим от холола немпам.

И сейчас, пол влохновенным и вхохновляющим руководством,
Красная Армия гонит их назад. Красная Армия и нарол безжа-
лостно охотятся за немцами. И в прошлом были армии, ко-
торые пытались организовать отступление из вашей страны, но
это им никогда не удавалось. Впереди еше булут тяжелые дни,
но потери в люлях и материальной части, ежедневно наноси-
мые германским войскам вашими храбрыми армиями, являютея
доказательством того, что Гитлер не будет исключением из
этого правила.

СССР и Великобритания ведут одну и ту же войну, это
война против международного вероломства и агрессии. Америка
теперь встала рялом се нами.

В Африке немцы также движутся в верном наппавлении —
назал. В Ливий, на Дальнем Востоке, на всех океанах мирё и
в возлухе над Запалной Европой наши солдаты велут ту же
борьбу, что и ваши соллаты, с той же решимостью и убеж-
денностью в правоте своего дела и в неизбежности конечной
победы. Наши солдаты еще не сражаются на тех же полях
битв, что ваши, но мы ведем ту же борьбу. Наши рабочие
работают для вас так же. как и для нас, и английские танки

исполнявиих Чайковского? Они и В самом   и самолеты, уже лействующие с советскими экипажами против

деле исполняли симфонию с необыкно-
венным под’емом. Они забыли, эти люди,
про треск обрутившихся в чае бомбежки
стен, они забыли про то. что руки их за-
грубели, эти руки музыкантов, которы-
ми они рыли противотанковые рвы и во3-
водили   гранитные надолбы. Забыл и про
свою повязку на голове скрипач, ране-
‚ный осколком...

По залу разливалея широкой рекой
лирический напев, з в это время в гро-
де опять загрохотали зенитки, отбнвав-
шие уже второй налет на Ленинград. Но
Пятая симфония не умолкала. Англия
слушала голос Ленинграла. Голос велико-
го города не может оборваться.

В темном небе вспыхивали

врага, являются свилетельством их искусства и усерлия.

Начало 1942 гола застает германскую военную машину в
попятном движении на лвух континентах. Мы должны заста-
вить ее катиться назал ло тех пор, пока полем битвы че ста-
нет Германия и пока кажлый немец не поймет, во что обходится
тнусная предумышленная агрессия. Красная Армия имеет пол-
ное право гордиться своей деятельностью в 1941 году. Пусть
же 1942 год принесет новые и решающие победы!

МОСКВА.

Мое пожелание
о Красноармеец А. ФЕДОСЕЕВ
По профессии я столяр. Сейчае я боеп Красной Армии. И в

багровые   последних боях, когда мы погнали немецких воров и громил,

звезды разрывов, шарили бледной голу-  Я познакомился с работой немецких столяров. В захваченном
бизной лучи, а в зале, освещенном лю-  Нами селе Б. мы попали в немецкую столярную мастерскую.

страми, советские музыканты влохновен-
но исполняли замечательную симфонию.

Что делали немцы в этой столярной мастерской?
Мотильные кресты. Только кресты, больше ничего. И нужно

Они не слышали криков радости, раз-  Сказать, что у фалтистских армейских столяров работы по гор-

давшихея в этот
женных крышах:
дировшиЕ налетел
протаранил его.

Через некоторое время встретились в одном
йз штабов молодой белокурый летчик Ce-
вастьянов и худощавый коротко стриже-
ный немеп. Увилев Севастьянова. немеп-
кий летчик театрально протянул ему
руку. Он хотел этим жестом отдать дол-
жное мужеству своего победителя. Ho
тот только равнодушно и презрительно
посмотрел на него и не подал ему руки.
Berpeya эта произошла в ту самую ночь,
когда в конпертном зале Пятая симфония
подходила к концу...

ЛЕНИНГРАД, 31 декабря.

на вражеский бомбар-
советский летчик и

ночной час на засне-  10. По пути к селу, которое мы захватили сегодня, мы видели

хорогу, по краям которой е обеих сторон стояли кресты. Это
дорога могил, ‘это кладбище, растянувшееся по всей дороге от-
ступления немцев от славной нашей Москвы. Немецкие столя-
ры явно не справляются с работой в эти дни. В селе Б. мы
нашли десятки трупов немецких солдат. Их не успели похоро-
нить, им не приготовили крестов.

Наступает Новый гол. Он будет годом нашей победы. Мы
завоюем ее, мы выгоним фашистов © нашей земли, и тогда я
снова вопомню 0 своей специальности. Гитлеровские столяры
булут заняты своими клалбищами, — так им и надо, не сова-
лись бы на советскую землю. А мы, русские столяры, булем
делать столы пля новых наших ломов, для пветущих сел и
городов, праздничные столы налпей победы. Мы вернемся к
мирному труду, к творчеству, в работе, которая. украшает
страну и palyeT Hall трудолюбивый народ.

ЗАПАДНЫЙ ФРОНТ, 31 декабря.

Калужская операция

Калужская операция является серьез- Bee вышла на реку Упа и смелыми действия-
ным этапом в разгроме немецких армий Генерал-лейтенант И. БОЛДИН ии очящала районы западнее и северо-

под Москвой. Она была заранее продума- западнее Тулы от противника, полготов-  08 НФ ТОЛЬКО
ооо ] ляя . путь ударной группе на. Калугу.

на и тщательно подготовлена команлова-
нием Красной Армии.

Подготовка к Калужокой операции на-
чалась в середине декабря, когда наши
части нанесли серьезный удар в Туль-
ском направлении. Остатки разбитых 4a-
стей .2-й гулериановекой \ бронетанковой
армии поспешно отступали на wr a wro-
запад, бросая на своем пути танки. авто-

удара,

цев на юге.

машины, орудия, боеприпасы, даже ис- бран по району, чрезвычайно белному хо-
правные самолеты. Сильно укрепленным _ pope рогами: ни одного шоссе, ни олного улуч- р
Фаэшистское  команловамие не хотело НИЯ противника была hocad 10ра, В шенного тракта. Снегопат и метеля пре- г

примириться с мыелью о своем пораже-
нии и делало отчаянные попытки 3anpe-
питься на зарашее подготовленных узлах
` сопротивления. Олнако, как показали
дальнейшие события, усилия немцев были
тщетны. В каком тяжелом положения
оказались фашисты, показывает хотя бы
один приказ Гудериана. Обычно суровый
генерал, рассматривающий солдата, как
придалок к машине, влруг написал слез-
ливое обрашение к «моим друзьям», Cd-
ставленное в тонах слабонервной инсти-
тутки. Гудериан на этот раз уже не при-
казывал своим дивизиям запушить Тулу,
а, взывая к совести солдат, упрашивая
их не оставлять своих частей и потраз-
делений.

Настроения немецких солдат, испытав-
ших силу улаюз Красной Армии, © каж-
дым днем становились все хуже. В нача-
ле войны немецкие соллаты посылали ©
фронта письма, в которых рассказывали
о «блестящих победах». Сейчас немепкий
солдат посылает иногда в тыл письма, в
которые вложены... советокие листовки.

темпы наступления.

вами.

большие потери.

не дать немцам опомниться от. первого
не дать им закрепиться,
новый удар в месте, где противник мень-
ше всего ого ждет. Части Тульского на-
правления по задалию командования Врас-
ной Армии готовили новую операпию, в
то же время продолжая преследовать нем-

15 километрах от Тулы. Немцы выгодно
использовали естественные
строили здесь лоты и дзоты, иепользова-
ли здание и заводекой двор Rocoropenoro
  металаургического завода.
Гору в 306 значило бы намного снизить
Поэтому Косая Гора
была нами обойдена с юто-запала. Атака.
наших танков началаюь не © севера,
ожидал противник, а с юга, то-есть в
тылу у немцев. В результате танкового
боя 10 немецких машин были уничтоже-
ны, а остальные бросились искать пути
отступления и частично были захвачены

Наши части, не выходя прямо на пюс-
се, за которое крепко
а постепенно продвигаясь на юг вх®ль
шоссе, с запада и востока захватили вра-
га в глубокие клеши. Эти клещи сомкну-
лись в районе Щекино 17 декабря. Ще-
вино был нами взято, немцы понесли

СомЕнув клещи у Щекино, мы сбили
группу Гудериана © пюссе, отрезали от

Вскоре на запал устремилась и часть ХА ОСНОВНЫХ сил.

команлира Хохлова.

В районе Тулы была сконцентрирована
уларная подвижная группа войск в соета-
ве пехотинцев, кавалеристов, ‘танкистов
й артиллерии. Ей была сдана задача вне-
запно захватить Калугу. Маршрут про-
движения группы преднамеренно был вы-

нанести
На обоих флангах

ская группа,

вратили проселки и узкие лесные тропы
в трудно преололимые пути не только для
машин, во и для лошадей. Но мы выби-
pain дорогу, слабо контролируемую pas-
велкой противника, чтобы скрыть от него
движение группы. Она пролегала по леси-
стой местности через Дубно—Ханино—
Крутые Верхи—Большие Козлы-— Калуга,
а не вдоль улучшенной дороги Титово—
Макарово—Калута.

Наши части е севера и ‘юга обеспечи-
вали охрану флантов подвижной группы.
На севере наступал полковник Сиязов.
Он лействовал Ha широком фронте, Ho
действовал чрезвычайно решительно, при-
меняя обходы и обхваты врага, выбравы-
вая далеко вперед подвижные группы ав-
томатчиков. Противник,  обеспокоенный
движением Сиязова, видимо, решил, 910
именно злесь, на шоссе Макарово—Калу-
га, должен произойти наи удар, и гото-
вился к его отражению. Сюдз была пере-
брошена 137-я фашиестокая пехотная ди-
визия полного ‘состава. Шо ‘юказаниям
пленных, дивизия была’ полноетью уком-

’ рубежи, °по- движение калужекой

дорожья такой темп
Брать  Восую

расположение
Rak

метров.

мелкне группы

держались немцы, отрядов связи,

в безрезультатности
ких трупп,
крупные части ¢
перебросить их

к утру наши бойцы ворвались в Дубно.
Они застали немецких офицеров за зав-
траком: солдаты были расположены п0-
тыловому на отдых. Наши автоматчики
уничтожили здесь до батальона противви-
ка. Небольшая группа наших автоматчи-
захватила
удерживала его в течение суток до под-

леты в глубокий тыл противника приме-
нялись довольно часто.

му скрытно двигалась подвижная калуж-
шла довольно ожесточенная
борьба. Противник полтянул артиллерию,
ввел в действие танки. часто перехолял
в контратаки, Они разбивались об искус-
командиров Сиязова и

Таким образом удалось обеспечить про-
30 километров в сутки. В условиях без-

зателем самоотверженности и выносливо-
ети наших доблестных бойцов. В. исходу
дня 20 декабря наши войска врезались в
врага
Вершиной его была Калуга, основанием —
Алексин — Крапивна.
тыл врага коридором шириной
километров, глубиною более

Немецкое командование спешно бросало
в бой против наших фланговых

войск, сколоченные из
саперов,
стей. Это подтвердило, что у противника
на данном участке нет резервов и наши
расчеты были правильными.

Немецкое ° команхование,
вынуждено

под Калуту. В район

город, HO и

Такие внезапные на- своей пехоте немцы

коридора, по которо- смелыми действиями

удалось прорваться

вом берегу Оки.
лись вперед,

группы 6 темпом

является ярким пока-  разбежавшиеся по л
вылавливаются еще

глубоким клином.

Мы углубились в
19—15
60 кило-

t

веро-запада,
опрокинули немцев.
частей

прислуги артЧа- не дало противнику
русские деревни и

убедившись
действий своих мел-
было снять
других участков и
удался. Наши части

ходом наших подкреплений, была уничто-
жена черепетская группа немецких войск.
Сиязов и Хохлов пункт за пунктом сре-
зали фашистские клещи.

137-я фашистская дивизия попала
тяжелое положение и стала спешно отхо-
дить Ha север и северо-запад. Наперерез
ей устремились наши части. На выручку

действия были парированы нашей проти-
вотанковой артиллерией и исключительно

Лияшь отдельным группам 137-й дивизии

Одновременно путем выброски
вперед наших автоматчиков мы не
противнику осесть и закрепиться на ле-
Наши части продвига-
He задерживаясь у неболь-
ших групи противника, обходя их. Уни-
чтожение этих групп завершали вторые и
третьи эшелоны. Мелкие группы немцев,

Фашистское командование сделало еще
одну попытку залержать наступление на-
ших войск У города Перемышля.
немцы занимали выгодные для
естественные рубежи. Войцы части воман-
дира Трубникова форсировали озеро Хох-
ловское, прикрывавшее Перемышль ¢ ce-
ночью ворвались в город ‘и

здесь была прорвана.
Быстрое продвижение

враг выделил специальные
поджога деревень. Эти отряды нами уни-
чтожались. Так, в районе Юрово был уни-
чтожен и разгромлен отряд
поджигателей в составе 600 человек.
План скрытого продвижения к Калуге

В олном из приказов по 2-му батальону
519-г пехотного полка, захваченном на-
шими частями, говоритея: «Было уже
неоднократно установлено, что в письмах,
прелназначенных для отправки домой в
Терманию, обнаруживаются вражеские ли»
стовки. а также и то, что солдаты pac-
пространяют материалы вражеской пропа-
тачты. Если виновные булут обнаружены.
они бутут строжайше наказываться. Хар-
тенек».

Наша задача состояла в том, чтобы

ремонтных баз и узловых шоссейных л-
рог. Судьба гудернановской группировки
была предрешена. ей оставалея один вы-
хол — бежать на запал и юго-запад, Й
войска Гудериана побежали.

Олновременно с боями у Шекино roro-
вилась Калужская операция, разработан-
ная командующим Западным фронтом ге-
нералом армии тов. Жуковым. Отдельные
наши части были резко повернуты с юж-
ного направления на запад еще’ хо ‘исхода
боев за Щекино. Часть полковника Сиязова

плектована и насчитывала 15 тысяч
штыков.

С юга ‘п юго-запада фланг’ подвижной
группы также охранялся нашими частя-
ми, действовавшими решительно и вмело.
Показательным в этом отношении являет-
ся захват’ нами торода Дубно.

Город находился у немцев в тылу, в
25 километрах от линии фронта; Для его
захвата была ночью снаряжена полвиж-
ная группа автоматчиков на лошадях

и ва и Хохлова была отброшена
автомашине. Преодолев за ночь весь путь,!137-я пехотная дивизия, а затем, с под-

Ложба они перебросили 137-10 пехотную
дивизию и части 131-й пехотной дивизии.
Из-под Малого Ярославца была снята и
переброшена сюда 260-я пехотная ливи-
gua. Из Сухиничей немцы отправили в
район /ихвин — Черепеть ‘части 20-й
танковой дивизии. План немцев состоял в
TOM, чтобы сомкнуть клещи вокруг на-
ших частей у Ханино:

Энергичными действиями частей Сиязо-
вначале

началась с ходу 21

Оку и ворвались на
луги.

крыли 120 километров труднейшего зим-
него пути в условиях полного безлорожья
и вышли к берегу Оки. Атака на Калугу

Части Фоканова и Борисова внезапно за-
хватили елинственный мост, форсировали

№ 8 часам утра
южную и центральную части города. Нем-
пы полтявули резервы. завязались горячие
уличные бои. Особенно `ожесточенный бой   Калугой снова развевается красное знамя
развернулся з& вокзалы. Каждая улица,   Советов.

каждый дом по нескольку раз переходили
из рук в руки.

Враг защищался отчаянно. Из допроеа
пленных установлено, что вновь испечен-
ный главнокомандующий Гитлер приказах
своим войскам во что бы то ни стало
удержать Калугу. Сюда были переброшены
крупные подкрепления фашистов с других
направлений.

23 декабря с обеих сторон в бой вету-
пили танки. Немпы, ‘перейдя в эростной
контратаке, заняли деревни Пучково и
Ромоданово. Олнако здесь немцы были
нами окружены и уничтожены. Полковние
Сиязов стремительным. броском  фореиро-
вал Оку, обошел Ромоданово, охватив Ка-
лугу 6 юго-запала. Одновременно другие
наши части окружили Калугу с северо-
востока, перерезая врагу пути для отсту=
пления. $ ;

В уличных боях пехотинцы Фоканова
й Хохлова, а также кавалеристы Борисова
показали замечательные боевые качества.
Отразив контратаки немпев, наши лоблеет-
ные бойпы перешли к новым атакам, за-
нимая улину за улипей. .

Спасая положение, немецкое командова-
ние бросило против наших частей больнюв
количество авиапии. Например, 23 дека-
бря в течение всего дня над частью горо-
да, занятой нашими войсками, системати-
чески через каждые 30—40 минут лей-
ствовали эшелонами по 10—12 машин
вражеские самолеты. Но наши бойцы
продолжали мужественно сражаться с вра-
гом, тесня его все дальше на запал.

В боях за Калугу, каб и во всех бое-
вых операциях, огромную роль сыграли
политические органы Красной Армии, ком-
мунисты и комсомольцы. Там, где решал-
ся исход б0я; коммунисты и комсомольцы
были всюлу первыми. Они звали вперед
воинов, заражали их личным примером и
военной лоблестью. Многие из них пала
на поле боя смертью храбрых. до поблед-
ней минуты не забывая о том. что боль-
шевик всегла должен быть впереди.

Планы немецкого командования  окру-
жить нашу ударную группу и замкнуть ве
в городе, благоларя непрерывному нараши-
ванию наших сил, не удались. Hamu yra-
ры по врагу становились все более мош-
ными, и утром 30 декабря Красная Ар-
мия окончательно овладела городом. Над

B

бросили танки, но их

бойпов-истребителей.
сквозь наше кольно.

далеко
дали

есу. и оврагам, нами
и теперь.

Здесь
обзроны

Немецкая оборона ий

‘наших частей
возможности сжигать
села. Взбесившийся
отряды для

фашистских

за четыре THA п0-

декабря на рассвете.

южную окраину Ва-
они захватили