_ кие войска в Калинине держат

которые

`стонахождении немецких войск и т.

ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ СССР о

Да здравствует Красная Армия и Военно-Морской Флот, героически за

и жизнь народов СССР от немецко-фашистских захватчиков!

На Западном фронте

Уже третий лень на Западном напра-
влении фронта относительное затишье.

Враг. стремящийся прорваться к Mo-
скве, вероятно, еще предпримет ожесточен-
ный натиск. Но он уже сильно потрепан.
Фашистское наступление приостановлено
героическим сопротивлением частей Крас-
“HOH Армин.

В последних сражениях неприятель по-
нес огромные потери. Только за шесть
дней, с 22 по 38 октября. 258-я немен-
кая пехотная дивизия потеряла убитыми
и ранеными 1.600 человек, две гаубич-
ных и 10 минометных батарей, четыре
самолета и 11 пулеметов. В 6-й роте этой
дивизии осталось всего 60 человек. Третья
мотодивизия дважды получала пополнение.
В некоторых батальзнах осталось не более
100 человек. В ротах 77-го и 78-го пол-
ков потери лостигают 80 процентов, а нё-
роты полностью уничтожены.
В ротах 34-й немецкой пехотной тивизии
° перед наступлением было по 120—150
человек. В настоящее время осталось по

-50 соллат. Такая же картина наблюлает-
ся и в других германских частях,

лей-
СТРУЮЩИХ Ha Запалном фронте.

Наряду с огромными потерями, которые
немцы несут в результате упорного _ с0-
противления наших войск, германская ар-
мия испытывает все возрастающие труд-
ности, которые снижают ее боевой дух.

...На попрос привели только-что захва-
ченного в плен ефрейтора 2-го батальона
6-й роты 478-го полка 258-й ливизии
Курта Пухальского, бывшего служащего
бумажной фабрики в Штеттине. Ему
28 лет. Выглялит он страшно: оборван-
ный, много лней не бритый. голые колен-
ки; под драной шинелью у него — черное
от грязи белье. Он сидит и чешется. По
шее его и воротнику шинели ползут вши.

Курт Пухальский некоторое время мол-
чит. А потом начинает рассказывать 0
суровой  лействительности. Он говорит
о том. что соллаты 478-го полка. ла и
доугих полков, с сентября месяца не бы-
вали в бане и не меняли белья, что у
многих солдат белья вовсе нет.

Среди немецких солдат распространены
желудочно-кишечные заболевания. Й не-
мудрено: питание все ухудшается.

() плохом питании говорят все пленные
Вот. например, Что заявил Альфонс Кун-
кель, солдат 11-й роты 8-го мотополка
3-й мотодивизии:

— Я видел, как в деревне Иглино сол-
даты нашей роты ворвалиеь в квартиру
крестьянки, взломали сунлук и утащили
все белье, 5 тысяч рублей ener, поло-
тенца и 5 килограммов мяса. Во многих
деревнях забрано все продовольствие и
весь скот до послелней курицы...

А тут еше холода. сырость, пронизы-
вающие ложля. Соллаты мечтают о зим-
нем обмундировании. А зимнего обмунди-
рования нет и не обещают. Офицеры су-
лили перчатки и вязаные шлемы, но их
тоже нет. Только одна дивизия «СС» по-
лучила на зиму шинели и одеяла.

Как установлено нашей разведкой, в
леревне 3. саперный батальон под разны-
ми предлогами в течение 15 лней сабо-
тировал выполнение приказа командова-
ния. И только приезд в этот батальон по-
левого суда заставил немецких солдат от-
правиться на передовые позиции. По по-
казаниям пленных, среди солдат только
и разговора, что 0 страшной русской
зиме.

Офицеры обещали солдатам после мол-
ниеносного взятчя Москвы возвращение
домой. Соллат уверяли вначале, что Мос-
ква булет взята в последних числах сен-
тября, потом, что она будет взята за
четырнадцать дней октября...

Однако надежды на молниеносное взя-
тие Москвы и скорое окончание войны
рушатся. За последние дни даже срели
офицеров германской армии слышатся
разговоры 0 том, что Москву, вероятно,
д0 начала холодов не удастся взять...

Ал. КУЗНЕЦОВ,
спен. корреспондент «Известий».

ЗАПАДНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ, 1 но-
ября.

Атаки фашистов на Ленинградском

фронте

ЛЕНИНГРАДСКИЙ ФРОНТ, 1 ноября.
(ТАСС). Немепко-фашистские войска на
Ленинградском фронте перешли к обороне.
Немецкое командование на некоторых
участках фронта предприняло несколько
попыток атаковать наши войска своими
передовыми частями. Однако нигде немпы
не добились даже самого малого успеха.
Bee вражеские атаки неизменно разбива-
лись о стойкость и выдержку наших войск.
Во всех проиешедших стычках наши бой-
ны нанесли врагу большой урон.

Бойцы части полковника Гагена были
4 раза контратакованы фашистами. Однако
стремительным ударом враг был отброшен
назад. Немпы потеряли около 300 человек
убитыми и ранеными. Нами захвачены
4 миномета, 15 пулеметов, много винтовок
ий боеприпасов. Уничтожены 4 грузовые
машины © боеприпасами, 2 походные кух-

ни. захвачено в плен 12 фашистских сол-

дат и офицеров.

Другая вражеская группа пыталась пе-
рейти в атаку на участке, обороняемом
подразделением старшего лейтенанта Ша-

отбиты

бальского. Наши автоматчики быстро обра-
тили фашистов в бегство, при этом неицы
понеели большие потери. Подразделение
Шабальского прочно удерживает вверенные
ему рубежи обороны.

На другом участке фронта фашисты
пытались атаковать район, обороняемый
бойпами подразделения капитана Ашмари-
на. Около 60 фашистов, полпущенных на-
tama бойцами на близкое расстояние,
были встречены сяльным ружейно-пуле-
метным огнем, Враг, потеряв до 20 чело-
век убитыми и ранеными; поспешно отету-
ПИЛ.

В районе пунктов Д. и А. наши войска
продолжают активные действия, настойчи-
во тесня противника. Подразделения коман-
дира Трубачева, форсировав водную пре-
граду, сразу же вступили в бой с окопав-
шщимися фашистами. Несмотря на упорное
сопротивление, немцы были выбиты с за-
нимаемых ими позиций. Вчера подразделе-
ния Трубачева достигли населенного пунк-
та Б.. на окраинах которого происходят
ожесточенные схватки с врагом.

Партизаны

`В Ленингралекой области в районах,
захваченных врагом, население уходит в
‘леса. помогает партизанам. снабжая ях
отеждой, продовольствием, сообщает о ме-
п.

Некоторые колхозы заготовляют тля парти-

_ зан полушудки. валенки. рукавипы.

В’ деревне Замошка ОЛычковского р3йо-
на немецкий офинер согнал всех жителей
деревни и прелупредил их. что немцы не
тронут их имущества. но что они холжны.

` остерегатьея появившихся в окрестностях

партизан, которые, лескать, разграбят их

_ дома.

Результатом этой речи немепкого офя-

пера было то, чю группа молодежи ушла
в партизанский отряд. и при ве участии
отряд провел несколько удачных налетов
на немцев как раз в районе деревни За-

мошка.

В леревне. Кневицы партизаны o06-
стреляли немецкую пехотную колонну,
разгромили ее; в деревне Замошка ими
был уничтожен штабной 0боз. На дороге
между этими двумя деревнями был уни-
итожен отряд пехоты в 15 человек.

Фашисты заплатят за пролитую ими
кровь и слезы советских людей. Пощады
не будет!

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ.

Два бойца

Они не похожи друг на друга. Одия
из них, крепыш с озорными веселыми
глазами, смело откилывает голову. словно
подставляя ео порывистому ветру. Другой,
наоборот, смущенно улыбается и смот-
рит просто. Два русских человека. Они
родились в разных местах и никогда не
были знакомы друг с другом. Каждый из
них живет своей жизнью, имеет свою
судьбу. И все же, как лвух братьев, кае
двух сыновей одной и той же матери от-
мечает их одинакувая черта — беззавет-
ная преданность ролине. В глазах их вя-
дишь глубину огромной русской души.
Это люди единой воли. Вот их дела.

*

Связной Тарасенко торопился. Он 6e-
Жал изо всёх сил, стараясь не цепляться
сапогами за корнезища, чтобы не раетя-
нуться. Шел бой, и Тарасёнко  носилея
по лесу, выполняя приказания своего
лейтенанта. Бой шел совсем рядом, дра-
лись чуть ли не за соседними кустами, и
пули, подобно ветру, шевелиля пожелтев-
шие, но еще не опавшие листья над са-
мой головой связного. Но он но желал
ползти. Он предпочитал бежать, так было
скорее для дела. Он очень торопился. И
вдруг он запнулея ‘о чьи-то ноги, упал,
выругался. Ему ответили тем же. Оказа-
лось, что здесь залегла группа бойцов.

— Что же вы не деретесь? — спросил
связной.

— Командира нашего убили, — сказа-
ли ему. :

— Ах вы шляпы, — крикнул Тара-
сенко, — ну, подождите. Я ваш командир,
за мной, вперед!

Властный строгий голос ero поднял
бойцов, и он повел их, ломая кусты. Он
знал, в каком месте нужно было подкреп-
ление. Возвращалея Тарасенко Bee Tak
же, бегом. Лейтенант не должен слинком
долго ждать его. Й лейтенант, действи-
тельно, не мог пожаловаться на нерасто-
ропность своего связного. Он только об-
ратил внимание на кровь на рукаве его
гимнастерки.

— Вы ранены? — спросил ero on.

— Нет, товарищ лейтенант. Это фз-
шистекая.

Оглядел себя Тарасенко.

— Я виноват — отвлекся немного, в
атаке был...

*

Тонкий телефонный кабель, провисая
между ветвями, тянется от дерев» к де-
реву, скользит среди клочков порыжев-
шего мха, залегает под снегом, опираясь
Ha рогатки веточек, перемахивает. через
незамерзший еще ручей и ибчезает в пу-
таных кустах можжевельника. От этой
хрупкой, почти невидимой нити завиее-
ли исход боя, жизнь людей, сохранность
сложного, дорого стоящего оружия, а судь-
ба самого провода была в руках красно-
армейца Александрова. Ero дело было бе-
гать с катушкой, сращивать оборванные
концы и подсоединять куски нового ка-
беля. И финны словно чувствовали, что
все дело в этом проводе. Они молотили
по лесу минами, и те рвались, к велико-
му огорченчю Александрова. У самой ли-
нии Александрову приходилось все время
ползать. Это было что-то вроде поединка
между финскими минами и связистом.
Александров был маленький,  сухонький,
но у него, была несгибаемая воля, и он,
задыхаясь, обливаясь потом, ползал по
болоту, обдирая руки о щепу, в которую
превращались деревья  залетые минами.
Было левятналцать случаев обрыва ли-
нии, и все девятнадцать раз оборванные
концы телефонного кабеля почти мгновен-
но соединялись, как только к ним прикз-
сались почерневшие от болотной слизи,
уставшие руки связиста Алексанлрова. И
он вышел победителем. Связь не наруша-
лась. Бой был выигран.

..Два бойца. Два русских человека.

В. КУРОЧКИН,
спец. корр. «Известий».

ДЕЙСТВУЮЩАЯ `АРМИЯ,   ноября.

а

ЗВ боях с немецкими захватчиками на окраинах города
своих минометов они отразили жестокие контратаки врага и сейчас поддерживают идущую в наступление пехоту.

ВОСКРЕСЕНЬЕ, 2 НОЯБРЯ 1941 г. № 259 (7536)

щищающие свободу

(Из лозунгов ЦН ВНП(б) к ХХИ/И годовщине

Велиной Октябрьской Социалистической: Революции).

Калинина

минометчики -батареи лейтенанта Лебедева ведут огонь по противнику.
: Фото специального военного корреспондента «Известий» П. Трошкина,

а»

отважно действуют минометчики лейтенанта Н. Лебедева. Огнем

На снимке —

Ожесточенные бони
на Тульском направлении

Немцы несут огромные потери

Вот уже несколько дней на Тульском
направлении фашисты ведут яростные
атаки. В районе Тулы — ожесточенные
бои. Бросив в бой большое количество
танков, немцы угрозой обхода с флангов
вынудили наши войска эвакуировать го-
род Плавск. Все ценные промышленные
0б’екты и склады были своевременно вы-
везены из города. Взорвав мост, наши ча-
сти отошли за реку Плаву.

‚ Несколько. дней продолжались бои за
переправу. Наши части нанесли врагу
огромные потери. Тем не менее под по-
кровом ночи фаптистам удалось форсиро-
вать реку и вырваться на дорогу, веду-
щую к Туле. Атаки врага продолжались
не только днем, но и в ночное время. Над
дорогой, ведущей к Туле, все время стоит
зарево от орудийных залпов и пожарищ.

Пользуясь количественным  превосход-
ством  мотомеханизированных частей и
танков, враг небольшими тавковыми груп-
пами действовал одновременно в разных
пунктах, стараясь появиться неожиданно
в тылу наших войск. Части Красной Ат-
мии при поддержке авиации мужественно
сдерживали натиск врага. Дорога к Туле
усеяна обломками многих десятков немец-
ких танков, сотен автомашин и  мотоцик-
лов. Каждый метр продвижения стоит нем-
цам огромных потерь.

‚ Наши войска совместно с местными
истребительными батальонами подстерегали
и уничтожали танки врага. Все же враг
ценой огромных потерь продвинулся впе-
ред. Создалась непосредственная угроза
Туле.

Тула быстро приняла вид фронтового
города. По широким магистралям шагают
рабочие батальены, движутся войска, бес-
конечный поток автомашин с боепринаса-

ми и. орудиями. Мчатся мотоциклисты.
Рабочие поднялись на защиту своего
города.

Враг должен быть отброшен! Opy-

жейники, металлурги, шахтеры, патронни-
ки посылают на фронт лучших своих
сынов. Тысячи людей возводят противо-
танковые укрепления. Ощетинились налол-
бами. колючей проволокой окраины Тулы.

Бои идут непосредственно на подступах
к Туле. Части командира тов. Ермакова
героически  слерживают натиск врага.
Бросив в атаку 45 танков, немцы пыта-
‘лись подойти к городу с южной стороны.
Но здесь их встретил сводный отряд ра-

бочих Тулы под командой тов. Кравченко.
Завязалея горячий бой. Истребители тан-
вов’ с гранатами и бутылками бросились
на врага.

‘Было уничтожено 12 фашистских тан-
ков. Остальные машины повернули 06-
ратнб. Но тут их встретили артиллери-
сты, находившиеся в засаде. Орудие
т. Московкина в упор раюстреляло еще
3 танка и 21 мотоциклиста.

Части тов. Ермакова днем и ночью
отражают атаки врага, удерживают 060-
рону. В одном месте немцы пытались
пройти к городу в обход © фланга, но
наскочили на наш укрепленный райэн.
10 вражеских танков было подорвано.

_ Особенно сильно бьют врата наши ар-
тийллеристы. Под их беспощадным и мэг-
ким огнем погибли тысячи немецких сол-
дат и офицеров. Замечательно сражаются
советские летчики. Нг в одном месте нем-
цам не удалось прорваться к городу. На-
ши- части в отдельных местах переходят
в контратаки. В бой вступили наши тан-
кисты.

Сегодня ночью враг сделал еще одну
отчаянную попытку прорваться сквозь
оборону. Большая труппа фашистских
танков развернутым строем с зажженны-
ми фарами без выстрелов подошла к 0бо-
ронительным  укреплениям. При отраже-
нии психической ночной танковой атаки
наши артиллеристы и пехотинцы показа-
ли высокие образцы выдержки. Они без
выстрела подпустили танки на 15 метров
и в упор стали расстреливать фашист-
окую колонну. Нод покровом ночи к тан-
кам подползали наши пехотинцы © бу-
тылками и грачутами.

Психическая ночная атака завершилась
бегством немцев. За вчерашний день фа-
шиеты потеряли 16 танков. Сегодня с
утра танковая атаку врага возобновилахь.
ва раза в течение дня немцы посылали
в атаку танки и мотопехоту, но ни разу
не добились успеха. При этом они поте-
ряли до 40 танков и 500 убитых солдат
и офицеров. В одном месте в результате
смелых контратак налпих частей немцы
отброшены на два километра.
А. БУЛГАКОВ,
В. АНТОНОВ,
спец. корреспонденты «Известий».

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 1 ноября.

В трех кялометрзх от командного пунк-
та машину нужно поставить в укрытие
и лальше пролвигаться пешком. Немен-
порогу
пол огнем своей артиллерии и минометов.
Нервы у них не в порядке. Стрельба со
стороны Затверечья и с правого берега
Волги неё прекращается ни на минуту.

_ Она усиливается с наступлением сумерек.

Оранжевые вспышки 8 сторене от ло-
роги и улар. улар  Стреляют наши ба-
тареи. Снаряты пронозятся нал. нами впе-
рел. в Затверечье, в лома и сараи, наби-
тые немепкими пулеметчиками. Теперь He
нужно спрашивать лорогу Передний край
говорит °сам o себе глухими обвалами
минных залпов. воем пулеметных очере-
лей. Позали остались мыловаренный за-
вод. отбитый у немцев район городских

_ боен ¢ ответвлением трамвайных путей,

огоролы окраинных жителей. Злесь пусто
теперь. Жизнь ушла OTCIOIa лалеко, в
глубину, в села. еще не тронутые вой-

ной. Злесь, на краю горолз, — фронт.

Командный пункт части, которой
команлует майор Майоров,  прилвинут
вплотную к перелнему краю. Стена хома,
обращенная к горолу, во многих местах
пробита немепкимя пулями. Воронки от
мин вилны во дворе. Достаточно выйти
© зажженной папиро?ой в прогалину Mem
ду теревьями. чтобы встревоженно уларил
из горола пулемет и °вчстом тю-ю-вить,
тю-ю-вить. птичьим свистом пуль напол-

-_нилея воздух. По утрам и в сумерки над

- самым команлным пунктом идут на по-

салку немецкие самолеты. Аэротром pac-
положен в противоположной части гороха.
Таковы законы уличного боя. Злесь все

„близко. вплотную, лицом к лицу с вра

TOM. прижатым к стенам окраинных ло-
мов. Счет в бою илет на лесятки метров.
Кажлый том — рубеж, каждая улица —
участок фронта.

_В Затверечье, под Калинином

_В прежней войне не знали таких
команлных пунктов. Этот — в гуще боя,
в прелелах ружейного выстрела. Команли-
ры, лаже штабные, хотят быть рядом с
бойцами перелнего края. Они живут ол-
ной жизнью, общим лля всех презрением
к опасности, смерти. Когда внутри лома
с сухим треском палает со стены штука-
турка, это значит — еще олна пуля.
Штабные командиры продолжают сидеть
нал картами. Олин из них берет швабру,
полметает, — на команлном пункте любят
порядок. я

Жизнь, знакомая, близкая нам жизнь,
продолжается. В одной из комнат при
свете керосиновой лампы илет заседание
партийной комиссии. Через несколько ча-
сов — очередная атака. На койке в 00-
нимку спят лва командира, они нелазно
вернулись из боя и через час снова бу-
дут там, на переднем крае. Оэсужлаются
заявления о приеме в партию. За окном—
лес, содрогающийся от разрыва мин. Лей-
тенант Пето Пришенко говорит:

— В бой хочу итти коммунистом.

Вак всегда, его расспрашивают в прой-

денной жизни. Он молод. Он был на двух
войнах. Он ранен на финском фронте, он
ранен теперь. в`этих боях, и снова вер-
нулся в строй Его превосходно знают все
члены партийной` комиссии, люли слружи-
лись во многих боях, но в эту минуту
разговор илет строгий. фронтовой, откро-
венный. Лейтенанта спрашивают:
Вы — помошник начальника штаба
по разведке. Скажите. ваши разведчики
действительно ведут развелку боем или
ограничиваются расспросом местных жи-
телей? .

Лейтенант отвечает:

—- Разведку боем в послелний раз вели
на правом фланге, о результатах я локла-
дывал командиру.

Разговор — только о войне.

a

В жизни

человека, желающего быть коммунистом,
главное—бой, поведение в бою, готовноеть
пожертвовать всем рали блага родины, на-
рода, страны. Лейтенанта Пришенко при-
нимают в кандидаты партии. Он уходит,
его ждут разведчики, вернувигиеся из He-
мепкого тыла. На очереди — кантидатура
лейтенанта Николая Лебедева. Он коман-
дует минометной ротой. Олин из тех, кто
прижимает врага к затверецким лхомам Ка-
линина. команлир. действующий на фрон-
те в первых лней войны. Ем спраши-
ват:

— Вы имели успехи в бою. Hac ин-
тересует, в какой мере Удалось вам ¢ox-
ранить материальную часть роты. Потери?

— В последних боях — ни одного бой-
па. Все налицо!

— Результаты вашего огня?

— В бою под Плоскошью, еще до Ва-
линина,. немцы шли в наступление силою
роты. Огнем минометов мы отразили ата-
ву. На другой лень противник повел на-
ступление двумя батальонами. Немпы име-
ли успех, они ворвались в наш. первый
окоп. Огнем минометов мы отбили атаку.

Другая комната того же лома. Началь-
ник Штаба части капитан Никольский.
Живой, темпераментный, полвижной че-
ловек. По склонностям — аналитик.  уче-
ный, ло войны работал геологом в этих
самых местах, искал коренной берег Вол-
ги, изучал поведение капризной реки
Тьмы. Он видит Bee насквозь там, гле
немцы вчуже рыщут по карте. Школьни-
ки-экекурсанты бродили с ним в окрестно-
стях Балинина. Теперь он руководит на
одном из участков петурмом города, гле за-
сел, цепляясь за каждый дом, враг, обру-

шивший свою ненависть, свой страх на
мирных жителей Валинина,

Бапитан вспоминает: хмурый, ту-
манный лень, припертый к стене враг

облизывает огнем пулеметов кажлый холм,
каждое дерево, все, что угрожает ему ги-
белью, смертью, пленом в окруженном на

две трети городе. Там, в городе, — наши
люди. Женщины, которые уже не могут
плакать, дети, научившиеся  не@ бояться
свиста снарядов, помогающие матерям
жить в ужасе уличных боев. Эти люди
хотят прорваться к нам через линию фрон-
та, по земле, обагренной кровью. Канитан
Никольский видел: на рассвете женщина с
двумя детьми шла из города через низи-
ну, дымящуюся взрывами. Она шла из
города к нам, она держала детей за руки,
ей оставалось несколько сот метров, чтобы
вернуться к родине, к жизни. Ее увидели
немпы. Они знали. что одинокая женши-
на, илущая через поле, не может причи-
нить им вреда. Она вела своих детей. Не-
мепкие пулеметчики открыли огонь, они
метили в эту женщину. они сделали то,
что хотели. Женщина упала на землю,
й лети упали рядом с ней, и когда наши
бойцы под градом пуль бросилиеь к ним,
они нашли на пюле мертвых, женщину и
ее детей. Капитан Никольский помнит об
этом.

Он помнит санитара Перелюбекого, про-
стого, смелого человека, который вышел
навстречу смерти, чтобы поднять © поля
раненого бойца. «Осторожнее! — крикнул
ему капитан. — Береги и себя, Перелюб-
ский!» Капитан видел, как санитар при-
ветал на колено, перевязывая бойца, и
вдруг замер, застыл, и капитан в раздра-

жении кричал: <Не валяй дурака, ложисьл

ложись, я приказыкаю!» Санитар был не-
движим. Немпы били по санитару навер-
Haka. Когда наши бойцы  пробились
K санитару, они нашли его мертвым. Он
склонился над раненым. которому хотел
оказать. помощь. В тело Перелюбского. нем-
цы вездили 38 пуль. Они видели Bee —
эта санитар, бн перевязывает раненого
бойца.

06 этом капитан Никольский не может

: забыть. Он спокоен; он улыбается, — это-.

`

` го требует война. Командир должен быть!

спокоен.

— Десять дней назад мы пришли е на-
шей частью в окрестности Калинина, и
Там, у сарая, я дал два сигнальных вы-
стрела к атаке. С этих двух выстрелов все
и началось на этом участке, — десять
дней ревут пулеметы, днем и ночью, нем-
цы выпустили миллионы патронов, но мы
берем их за горло, мы их задушим!

Еще бы! С такими людьми. как сапер
Кандауров и его товарищи, немцы будут
взяты за горло. На вражеской территории
осталось несколько подбитых танков. Нем-
цы превратили их в лоты. Кандауров
сказал: «Разрешите, я их взорву».`Капи-
тан покачал головой: «Рискованно, Кан-
дауров!».

— ЕйЙ-богу же, Подорвем, капитан, —
сказал Кандауров.

— Ну, ладно, —- валяйте, — отве-
тил капитан.
Танки стояли на 100—200 метров

один от другого. Ночью Кандауров е сапе-
рами подкралея к ним, заложил заряд то-
ла, протянул шнур, — это было под са-
мым носом у немцев, они сидели в танках.
Два танка взлетели на воздух. силой взоы-
ва у них вырвало башни. Из остальных
четырех танков фашисты с воем бежали.
Через несколько часов капитан Николь-
ский с помощью тягачей эвакуировал эти
танки с вражеской территории к нам, в
нашу часть.

Ночь. Половина второго. Немпы про-
должают вести бешеный огонь по нашему
переднему краю. Сквозь деревья у команд-
ного пункта видны горящие лома Затве-
речья, — немцы подожгли их, освещая пе-
ред собой страшную для них ночь.

— Через тридцать минут — атака, —
говорит капитан Никольский. — Командир
ушел в батальон. Начинаем бой за второй
квартал Затверечья. Прошу прощения, я

должен итти,
- с Е. КРИГЕР,
специальный корреспондент «Известий».

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 1 ноября.

Фронт в Заполярье

Пришла шумная  ватага  разведчи-
ков. Они привели с е0бой «языка». 970
был молодой австриец. Шинель жиденько-
то сукна, френч, под ним шерстяной дам-
ский джемпер с широким декольте. На но-
гах ботинки. Пленный дрожал. Рядом с
нашими бойцами, одетыми в теплые полу-
шубки и валенки, он выглядит оборвы-
шем. Его зовут Готфрид Цах. Ему 20 лет.

История пленения Готфрида Цах очень
коротка. Вместе с десятью другими солда-
тами он спал-в землянке. Ночью чаеовой
поднял тревогу. Цах, как ошпаренный, вы-
скочил наружу и тут же был схвачен
нашими разведчиками. Сказать, что он ©9-
противлялся, было бы преувеличением.

«Язык» оказался очень словоохотливым.
Подробно, до мельчайших деталей: расека-
зал Цах о том, что творится в стане врага.

— Все ли солдаты так одеты?

— Есть и похуже. Только офицеры на-
ши имеют полушубки и валенки. Солдаты
все в летнем обмундировании. Наше коман-
дование не ожидало такого быстрого нз-
ступления зимы. Зима обогнала нас.

— Что же будут делать ваши солдаты
зимой? : ее eth

“—— 06 arom они должны подумать са-
ми, — не без иронии ответил пленный.

Из рассказа Готфрида Цах мы узнали,
что немецкие солдаты боятся выходить из
землянок. Некоторые успели  обморозить
руки и ноги. Офицеры пригрозили — за
обмораживание конечностей солдаты будут
отдаваться под суд. На-днях по приказу
офицера все пулеметы, стоящие на пере-
девых позициях, были прикованы к ска-
лам. Сделано это для того, чтобы русские
не унесли их ночью.

В тот же день мы побывали в отряде
морской пехоты. Сильные, здоровые, ожив-
ленные люди. Они только-что возврати-
лись из смелого рейда. Темной ночью
отряд под командованием т. Люгена про-
шел в глубокий тыл противника. ‘Шли по
заснеженной тундре, перебирались через
сопки. Утром следующего дня увидели гор-
ную дорогу. В ожидании сумерек залегли.
Разведчики поползли дальше. Скоро они
обнаружили несколько землянок и скопле-
ние автомашин. 06 этом донесли коман-
диру отряда.

Настала вторая ночь пребывания отряда
во вражеском тылу. Скрытно, бесшумно
двинулись вперед отважные моряки, окру-
жая фашистский лагерь. Вот и землянки.
Их забросали гранатами. На заснеженную
полянку начали выскакивать немцы. Их
расстреливали в упор. Группа бойцов бро-
силась к автомашинам и начала их под-
жигать. Через полчаса отряд моряков ис-
чз так же внезапно, как появился. На
поляне лежали трупы 180 вражеских сол-.
дат и офицеров. Было сожжено 20 грузо
вых машин с обмундированием и боепри-
пасами.

Рядовой солдат германской армии Гот-
фрид Цах на допросе сказал правду. Рус-
свая зима опередила гитлеровских генера-
лов на севере.

А. СКЛЕЗНЕВ,
спец. корреспондент «Известий».

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 1. ноября.

На подступах к Ростову

Наши части на подступах к Ростову
активно обороняются, не дают противнику
двигаться вперед. Местами переходят в
контратаки, заставляя фашистов отходить!
на отлельных участках.

Конные группы разведчиков беспокоят
врага. Много сметки и отваги проявляют
кавалеристы в схватках с немцами. Под-
разделение, которым командует лейтенант
Новиков, получило задание разведать си-
лы противника в районе села И. Бойцы.
незаметно подкрались к самой окраине ce-
ла, захватили документы, офицера, разве:
дали все, что нужно, но в последнюю ми:
нуту были обнаружены противником.

Фашисты открыли ожесточенный огояь
по разведчикам и окружили их. Лейтенант
Новиков быстро оценил обстановку.

Вырваться из окружения в сторону
расположения наших частей очень трух-
но, — решил он, — надо пробиваться к
своим через тыл немцев. Новиков повёл
подразлеление в атаку на село П. 9тот
дерзкий маневр красных конников дез-
ориентировал противника. Воспользовав-
шись замешательством немцев, подразделе-
ние вырвалось из окружения.

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 1 ноября.