ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ СССР

ВТОРНИК,

4 НОЯБРЯ 1941 г. №261 (7637)

Коммунисты и комсомольцы! Будьте в первых рядах борцов

(Из лозунгов ЦК. ВКП(б) к ХХТУ годовщине
Великой Октябрьской Социалистической Революций).

против немецко-фашистских кровавых со

_ Ожесточенные ‘бои.
Ha окраинах Калинина _

(От специального корреспондента «Красной звезды») _

ВАЛИНИНСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ, 3 но-
ября. (По телефону). В течение вчераш-
него и первой половины сегодняшнего дня
нашей воздушной и наземной разведкой
было установлено подтягивание на уча-
сток Частей тов. Масленникова новых ре-
зервов немецкой мотопехоты и артилле-
рии. В дополнение к тем семи дивизиям,
наличие которых отмечалось здесь рань-
ше, сегодня зарегистрировано появление
еще одной, 102-й пехотной дивизии нем-
nes. Потеснив часть сил тов. Маесленни-
KOBa с правого ‘на левый берег Волги,
противник продолжает медленное продви-
жение ‘на северо-восток.

других районах действий появились
финские батальоны, а в действующих не-
мецких частях — норвежцы, которым до
самого `послелнего времени  доверялись
лишь тыловые работы. Этот факт приме-
чателен во: многих отношениях. Во-пер-
вых, он свидетельствует о’ большом. исто-
щении людских резервов в самой Герма-
нии, во-вторых, он показывает, как не-
мецкому командованию удается до сих пор
создавать: численный перевес в силах на
отдельных ‘участках фронта.

Титлеровская правящая клика насиль-
ственно гонит сейчас на штурм Москвы и
в частности Ha Калининское направление
мужское население оккупированных стран.

На левом крыле фронта в районе само-
то Валинина в течение последних двух
дней явственно обозначилось стремление
противника продвинуться на юго-запад, в
Волоколамеку. Сегодня на Волоколамском

шоссе снова наблюдалось большюе движе-
ние автомашин, танков, артиллерии.

Олновременн» немецкие войска продол-
жают упорное сопротивление нашим  на-
ступающим ‘частям на северо-западной и
северо-восточной окраинах Взалинина, пере-
ходя местами в контратаки.

На северо-западной скраине города пе-
хота и танки противника трижды пыта-
лись контратаковать одну из наших
частей, но каждый раз отбрасывались на-
зад, неся большие потери. Свои наземные
войска враг активно поддерживает авиа-
цией. За день нал боевыми порядками на-
шей пехоты прошло ло 30 немецких бом-
бардировщиков. Бомбардировка велась глав-
ным образом е пикирования. Однако наши
части настойчиво продолжают продвиже-

ние вперед. № исходу вчерашнего дня они.

очистили от войск противника еще одну
йз окраинных городских улиц. Враг оста-

вил здесь до 150 трупов своих солдат и

офицеров, несколько подбитых танков
й бронемашин.

По уточненным сегодня. данным, в боях
30 октября № часть захватила 18. ручных
и 3 станковых пулемета.

Наша авиация действовала главным об-
разом по мотомехколоннам противника.
Последовательными ударами советские бом-
бардировшики рассеяли большую колонну
моторизованной пехоты немцев, уничтожив
до 35 автомашин, 2 цистерны с горючим

и свыше 200 солдат.
Старший политрук М. ЗОТОВ,

Ни шагу назад!

Вее новые и новые резервы бросает
враг на нашем фронте, стремясь во что
бы то ни стало прорваться к сердцу на-
шей родины — Москве. Все новые и но-
вые его дивизии, обескровленные, пере-
молотые в. жестоких боях, вынуждены от-
катываться назад на  переформирование,
на пополнение.

«Ни шагу назад, стоять на смерть!»—.

сказал когда-то славный народный. полко-
водец Михаил Кутузов русским солдатам.

Эти ‚бессмертные слова. неутасимо горят
сегодня в сердше каждого советского
бейца. Е.

Ни шагу назад, стоять на смерть! На
смерть черным фашистским ордам, на
жизнь, на свободную, счастливую жизнь
великой русской земле, ее сынам и до-
черям.

Перемалывать полчища врага — значит
обебсиливать, истощать его, вынуждать
ускоренно. и непроизводительно - расхедо-
вать стратегические запасы и. резервы,
значит `расшатывать моральную  устойчи-
вость его тылов и войск. НПеремалывать
полчища врага — значит уничтожать его
живую силу, жечь, сокрушать, захваты-
вать его технику, танки, пушки, самоле-
ты, средства перевозок.  Перемалывать
полчища врага значит стоять на
смерть, значит ставить святое дело 0б0-
роны родины превыше всего, всегда, в
любых условиях презирать смерть и
опасность, проявлять в бою инициативу,
активность, твертость, ° находчивость,
умение.

Расскажем. здесь о танковой части Ге-
роя Советекого Союза майора Клыпина, о
некоторых этапах ее пути. Пятнадцать
дней эта часть вела оборонительные бои
на Малоярославёпком направлении. Вы-
матывающие,  изнуряющие, перемальваю-
щие противника бои. Именно эта чать,
оседлав шоссе, выдержала на себе вгю
силу уларз наступающих немпев и задер-
жала их до подхода основных наших сил.
Именно эта часть с ‘боем ворвалась в
г. Б. и оставила его лишь после’ того,
как задача, которую ставило командова-
ние, была выполнена.

`Важлый. день — новая обстановка, но-
вые коварные ходы врага, свежие, спеш-
но подброшенные им ‘подкрепления. Важ-
дый день -— новые испытания знаниям и
опыту командира. бойца.

_Й вот некоторые итоги по дням. Они
лаконичны. 3 :

9.Х: Бой у деревни В. Танковое полраз-
деление, руковолимое лейтенантом Уман-
цем, уничтожает свыше батальона пехо-
ты противника.

10.Х. Бой у леревни Р. Командир тан-
кового подразлеления тов. Потелотин вы-
водит из строя. четыре фашиетских тан-
ка, военком тов. Герзюк — тря танка. и
две противотанковых пушки. Пулеметным
и осколочным огнем своего танка тов.

Герзюк рассеивает колонну немецкой пе-
xoTH. B tor же день тов. Уманец унич-
тожает еще два тачка противника, лей-
тенант Силаев-——тоже два танка. Позднее
он же во главе подразделения рассеивает
колонну из 19 немепких -танков.

13.Х. Бои у села И. Тт. Силаев. и За-
сорин о уничтожают три вражеских поле-
вых пушки © ‘прислугой, wa трактора,
три танка, около взвода немецкой нехо-
TE; тов; Потолотин-— одну противотанко-
вую пушку, старший сержант Завьъялов-—
одну противотанковую пушку: и одну ми-
нометную батарею. Кроме того, в этот
день уничтожено до роты немецкой пехо-
ты, два грузовика, одна легковая малши-
на, лва мотоцикла. ou

14, 16, (18 октября... Любой день —
новый длинный ‘перечень потерь, поне-
сенных врагом. Ё именам Потолотина,
Уманпа и лругих прибавляются’ имена
старших лейтенантов Грецова и Городец-
кого, старшины Ёраеснова, многих других.
Только одно подразделение части 3a эти
дни уничтожило 22 танка врага, 25 про-
тивотанковых пушек, 17 минометов, свы-
ше 2 батальонов фашистской пехоты.

3» пифрами, за простым суховатым

перечнем  дозтигнутого в боях — живые
люди, их подвиги, их мужество, их
слава.

Механик-водитель Алексеев 15 октября
ходил в разведку в тыл противника, уз-
нал расположение его огневых средств;
16 октября зашел в расположение нем-
цев в деревню И.; 17 октября он вывел
из окружения нашу пехотную часть.
Танк Алексеева был подожжен, Алексеев
вышел на горящем танке в расположе-
ние своей части. _

Старший лейтенант Городецкий эвз-
куировал подбитый тамк. Ha Городенкого
напал взвод немцев. Огнем из автомата
Городенкий рассеял противника, убил ол-
ного фашиста, двух ранил. Лейтенант
Уманец, выводя пол огнем врага 5 за-
стрявших боевых машин, погиб в своем
танке смертью храбрых. - :

Механик-водитель сержант ‘Анисимов
после ранения командира танка продол-
жал вести свой танк в атаку и раздавил
гусеницами два миномета. противника.

Старший политрук Бородин после то-
го, Kak командир подразделения выбыл
из строя, возглавил подразделение. С
60 бойпами, умело используя все огне-
вые средства, он в течение лня удержи-
вал численно превосходящие силы фа-
шистов, уничтожая их минометами.

Что ‘двигает. этими люльми? Что вдох-
новляет их в борьбе? Одно общее чувство,
горячее. как солнце.

Ни шагу назал. стоять на смерть! За
родину, за Москву!

М. ЛУЗГИН,

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, Малояросла-
вецкое направление.

Стойкость и решительность

На подступах к Ростову

Части, которыми командует тов. Реме-
зов, на подступах к Ростову задержали
наступление фашистов. Сейчас происходят
поиски разведчиков. Враг зарываетея в
землю, накапливает силы, короткямн вы-
лазками пытается прощупать систему на-
шей обороны. Обыкновенно в такие дни
оперативные  сводки  кратко- сообщают:
«Идут поиски разведчиков, ничего суще-
ственного не произошло». Между тем, бее-
вые будни фронта изобилуют героическя-
ми эпизодами, свидетельствующими о на-
ходчивости и стойкости наших бойцов в
обороне и о решительности в наступле-
нии.

Подразделение, которым командует ка-
питан’ Чепурнов. восемь раз ‘вступало в
бой с противником. Оно нанесло ему. чув-
ствительные удары; Нелавно подразделе-
ние получило приказ: выбить врага е вы-
соты Н. Тщательно разведав оборонитель-
ную полосу неприятеля, подразделение
бесптумно подошло в исходному рубежу для
атаки. Внезапным уларом с фланга бойцы
опрокинули фашистов. Бой длился 3 ча-
са. Немцев выбили © высоты.

Смелость и нахолчивость бойцов и
командиров помогают уничтожать, изматы-
вать врага. =

В потразлелении. которым  команлует
младший лейтенант Гаврилов, у пулемет-

чика Чепака в разгар боя произошла за-
держка. Пулемет перестал стрелять. Ша-
гах в. пятнадцати от пулеметчика вдруг
поднялся фашистский офицер...

Красноармеец мгновенно схватил  ле-
жавший рядом булыжник и запустил им
в гитлеровпа. Тот свалилея с ног. Поло-
спевшие бойцы захватили офицера в плен.

Подразделение, тле командиром  лейте-
нант Даниленко, оказалось в окружении.
У противника сил было значительно боль-
ше. Даниленко принял решение выйти с
боем из окружения. Было приказано 0т-
ходить но-одному. Даниленко © ручным
пулеметом и гранатами остался на месте.
Враг ‘наседал. Лейтенант косил его‘ из
пулемета, уничтожал гранатами. Все бой-
пы без потерь вышли из фашистского
кольца. Последним отошел Даниленко. Лей-
тенант. поедетавлен командованием части к
правительственной награде,

Гитлеровские ливизии на подступах к
Ростову изрядно потрепаны, измотаны. Но
враг еще силен. Он подтягивает резервы.
перегруппировывает силы. Нашим частям
нало серьезно готовиться к решающим
боям на подступах к Ростову.

П. НИКИТИН,
спец. корреспондент «Известий».

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 3 ноября.

Шесть дней боев.
под Тулой

Мы идем п улицам города-бойца. Са-
поги скользят по бесчисленным осколкам
выбитых стекол. Над южной окраиной
вспыхивает пламя разрывов. Неприятель
обстреливает наши позиции шрапнелью. С
тлухим „треском рвутея мины. Интервалы
между взрывами заполняются густой пу-
леметной очередью.

Тула — старинный русский торбд, po-
дина русских оружейников. Испокон ве-
ков русские бились оружием,  кован-
НЫМ B Туле. И сейчас туляки вооружили
бойцов сильным средством защиты.

Вот улица Коммунаров. Здесь похороне-
ны лучшие сыны тульских пролетариев,
плравшихея в белогварлейцами в голы
гражданской войны. Живы традиции слав-
ных Коммунаров! Все, кто может носить
оружие, ушли на позиции. Женщины роют
окопы, возводят баррикады. Вчера три
«Юнкерса» налетели на строителей укреп-
лений. Фашисты. поливали женщин огнем.

Никто не ушел-со своего меета. Ни шагу

назад! Эти тверлые слова стали лозунгом
заптитников Тулы. ; 2

Велика ненависть ‘нашего народа к фа-
‘шистоким захватчикам. Из уст в уста
здесь передают весть, возмущающую все
наше существо,  заставляющую крепко
сжать зубы. Заняв Ясную Поляну, где
жил и творил великий Лев Толстой, фа-
шисты в комнатах музея устраивают
пьяные оргии. Они издеваются над всем
тем, что дорого нашему народу. Мы ни-
когда этого не забудем!

Баррикады, железные рогатки,  скоро-
стрельные пушки. У южной окваины идет
бой.

Тула защищается всего шесть дней, но
в историю отечественной войны уже впи-
сано немало имен героев — защитников
города. 06 их стойкость и храброеть раз-
бились десятки танковых атак фашистов.

В одном из домов мы познакомились с
командиром части тов. Мельниковым. Его
бойцы ведут героическую борьбу с фа-
шистекими танками. В этом доме работа
не прекращается ни днем, ни ночью. Тов.
Мельников спокоен, подтянут. Люди скло-
Нились над картами. Телефонные звонки:
то и дело входят офицеры связи. Здесь
каждый готов к любой случайности. На
столах груды документов, карт, оружия,
взятых у пленных и
Как жалки и презренны эти галы! Их
Пясьма домой — это отчеты воров, пере-
числяющие, что кажлый из них успел на-
грабить у мирных жителей. Теплые ва-
ленки, полушубки, шерсть... Вее они спе-
шат на Москву. «Тула только передыш-
ка, небольшая остановка». Тула стала
их могилой! =

Много бойцов и командиров части тов.
Мельникова уже представлены к прави-
тельственным наградам. На олном из
участков танки врага подошли близко к
позициям. Бойцы схватились за бутылки.

Но дождь размочил запалы. Артиллерия
еще не подошла. Создалось критическое
положение. Тогла бойпы подразделения

командира Патитюрина залегли в щшеля
H He отступили ни на метр.

Танки ползли по щелям, стреляли из
пулеметов. Ha двух танках открылись
люки и оттула вниз спрыгнули фашист-
ские танкисты.

— Русе, сдавайсь!

— Сейчас, — злобно ответил чей-то
голос из окопа.
Боеп Вилков метким огнем стал  рае-

стреливать немпев. Те бросились снова в
танки. Пример тов. Вилкова воодушевил
товарищей, лежавших рядом с ним. С гра-
натами в руках они бросились на немеп-
кие машины. В это время подоспели наши
артиллеристы. Фашистские танки броси-
лись наутек.

Тула храбро защищается. Этот город
немецкие генералы лумали взять с нале-
та. Сорвалось! Сейчас враг стал осторож-
нее, сдержаннее. Он подтягивает резервы,
велет разведку, ищет слабые места 060-
роны.

Вчерашний и сегодняшний день счита-
ются здесь тихами. Затишье... Но вот из-
за строений показался один, другой...
одинналцать фашистских танков. Уларили
пушки. Пехотинпы пелятея в смотровые
щели. У нас есть убитые, раненые, но
враг понес гораздо большие потери. Два
танка его горят ‘на обочине дороги, десят-
ки трунов немецких солдат валяются перед
напими позициями.

Шесть лней защищается Тула. Шесть
дней упорных, кровопролитных боёв.

А. БУЛГАКОВ, :
В. АНТОНОВ,
спец. корреспонденты «Известий».

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 3 ноября.

В ДЕИСТВУЮЩЕЙ КРАСНОЙ АРМИИ (Северный фронт),

убитых немцев.

Это было много лет тому назад, в мо-
розный январский вечер, ‘когда  сумереч-
ное сияние таяло. над острыми- куполами
Покровекого собора. Люди в барашковых
шапках и красноармейских шлемах вы-
строились на Красной площади. Они шли
в мавзолей. Они никогда не видели
Ленина и теперь мечтали о том, чтобы
запечатлеть его облик навеки, — кто зна-
ет, когда доведется еще раз приехать в
Москву. Люди студеного Верхоянска и
опаленной зноем Кушки, люди дальних
Тургайских степей... Быстро и легко за-
вязывалась беседа.

— Великое дело, — сказал сутулый
старик, откашлявшись и разглаживая се-
дую бороду. —— Ведь неспроста  постав-
лен здесь мавзолей. Если бы враг пошел
на Россию и полонил нашу землю — на-
род пришел бы сюда, на Врасную пло-
щадь, чтобы грудью своей отстоять мазв-
золей. Вовек не позволим врагу шагать по
Ерасной площади... ;

На всю жизнь запомнились мне эти
простые слова. Что бы ни случилось, ка-
кие. бы испытания ни ожидали нашу
страну, не дадим врагу топтать москов-
скую землю! =:

Немцы рвутся к Москве и Ленинтраду.
Они угрожают двум. великим столицам.
Много недель длится гигантокая битва
под Ленинградом. Подходит к концу пер-
PH месяц. боев: за Москву. Еще ‘совсем
недавно москвичи с волнением и надеж-
дой. повторяли.» названия. ленинградских
пригородов — мест, гле решаетея судьба
Ленинграда. Теперь в окопах под Ленин-
градом больше всего волнует бойцов ход
подмосковной битвы.

— Как там на Можайском направле-
нии? Что на Малоярославецком? Что про-
исходит под Волоколамеком?

Века связали нерушимыми узами друж-
бы два великих города русского народа.
Вместе переживали счастливые дни, вмес-
Te строили и побеждали. Вместе перено-

Два бо
Летит корабль — вид нетопыря,
Разрывы бомб тяжелые грохочут.
Два города, как два богатыря,
Встают во тьме в багряных пятнах ночи.
Встает Москва — народная краса,
Москва, `Москва — святыня нашей славы,
Звенят огнем. ночные небеса, -
Твой мчится в небе платник темноглавый.

0, древний город! Вещий богатырь,
Живой водой поивший все народы, —
Так вот она — великой битвы ширь
C врагом нечеловеческой породы,
“Где льется кровь, как будто Волги
АС _` ‘воды,
° По. крыльям, танкам, грудам мертвых
тел,
От самых дальних высей небосвода
До мерзлых ям, где враг окостенел.

По сигналу боевой тревоги.
Фото специального военного корреспондента «Известий» Г. Зельма.

Ленинград

сят теперь тягчайшие испытания, кото-
рые когда-либо выпадали на долю нашей
родины.

Обнатлевшие враги рвутся сегодня к
нашим столицам. Они храбрятся сейчас, по-
ка временно перевес еще на их стороне. Но
кажими жалкими станут они, когда под
ударами наших войск побегут назад в

Германию!
Старые ленинградские заводы сейчас
стали  бэстионами могучей крепости.

День и ночь в этих бастионах куется
оружие для наших войск. Работать тяже-
ло. В городу рвутся вражеские самолеты.
В часы ночной тревоги с крыши BEICOKO-
го дома видны вопышки огней, отеветы
зажигательных бомб, глухие разрывы фу-
тасов. Дальнобойная артиллерия врага
бъет по окраинам. Огнем пытается враг
смирить Ленинград. Не бывать этому!
Чем больше жестокость врага, тем полнее
мера ненависти народной к немэцко-
фалтистекой черни.

Москва и Ленинград — два передовых
бойца на главных позициях величайшей
битвы в истории.

Бойцы, командиры и политработники
рабочих батальонов Москвы писали че-
давно трудящимея Выборгского района:
«Плечом к плечу с вами, миллионами
советских патриотов, мы будем сражать-
ся, пока последний гитлеровский банлит,
вступивший на нашу родную землю, не
найдет здесь себе могилы». Эти слова
боевой клятвы повторяются на старых
ленинтралских ‘заводах. Линия обороны
Москвы проходит через’ наи сердца. Че-
рез сотни ‘верст чувствуем мы здесь, в
Ленинграде, биение живо сердца сто-
HUB.

Не бывать Москве и Ленинтраду пот
пятой немецких захватчиков! На подступах
к Москве и Ленинграду немецкая армия
истечет кровью.

В. САЯНОВ,

ЛЕНИНГРАД, 3 ноября,

гатыря

Да, враг силен! Он раз’ярен, он ранен,
Он слеп от крови, рвется наугад.

Как богатырь. над волнами в тумане,
Стоит в сверканье молний Ленинград.
Над миром ночь бездонна и темна,
Но в скрежете, гуденье, в звоне стали
Клянемся, что отмстим врагу сполна,
Что за отчизну биться не устанем!

Не дорожа своею головой,
Испепелим врага кровавым градом.
Клянемся в том могучею Москвой,
Клянемся в том любимым Ленинградом!
Она взойдет, победная заря,
Над тьмой немецкой, злобной и
холодной,
Два города, как два богатыря,
Возглавят праздник славы
всенародной.
Ник, ТИХОНОВ.
ЛЕНИНГРАД, 3 ноября.

Разведна

Изматывая противника успешными
  контратаками, Н-ский стрелковый полк при-
  крывал перегруппировку’ своей дивизии.
  Полк вынулил немцев перейти к обороне.
  Фашисты пытались закрепиться в одном
‘населенном пункте. Здесь обескровленная
большими потерями немецкая группировка
  должна была ждать, пока подтянутся ре-
 ` зервы, застрявшие где-то по дороге. Воман-
‚дование полка решило сорвать вражеские
‘расчеты. Наступление было назначено на
утро. А ночью в немецкий тыл отправи-
‹ лась наша разведка.

Начальник штаба капитан т. Чеботаев
отобрал 12 смельчаков.

— Мы должны проникнуть В село,
  отневых п количество и расположение

огневых точек противника, выяснить, ка-
кими силами располагают неёмпы. С собой
взять пистолеты и по десятку гранат.

Капитан Чеботаев славился в Дивизии
как командир, гораздый на смелую выдум-
ку и хитрость. В одном бою, когда наши
части должны были растрепать немецкие
фланги, канитан с отрядом в восемьдесят
человек отвлек на себя огонь артиллерий-
ской и минометной батарей противника:
Он так организовал перебежку цепей, что
у фашистов возникла уверенность, что
тЯавного удара надо ‘ждать с фронта. А
тем временем напги подразделения накопи-
лись для атаки на флангах и дружным
натиском смяли немецкую оборону.

На этот раз начальник штаба полка сам
вел разведку, потому’ что ее результат ре-
mat намеченную операцию. Ночью со
сборного пункта навстречу притаившемуся
врагу ушла горсточка людей.-

Разведчики передвигались  беспгумно,
прислушиваясь к звукам, доносившимся из
села. Обрывок пьяной песни. Лающие сло-
ва немецкой команды. Приглушенный
женский плач. И снова тинтина. Взметну-
лась в небе и повисла, разливая вокруг
мертвенно бледный свет, ракета. Еще’ од-
на. Разведчики припали к земле. Ракета
потухла, и все кругом снова растворилось
во тьме.

Разведчики прошли в нескольких мет-
рах от немецких часовых и через огороды
выбрались на пустынную сельскую ули-
цу. Шли, прижимаяеь к садам. Около од-
ной хаты услыхали  славленный вздох.
Кто это? Младший лейтенант Степанов

подкрался ближе. Присмотрелся: на земле
две женские фигуры. Степанов шопотом:

— Тихо. Мы свои. Что здесь делаете?

Женшины поведали, что хату заняли
офицеры, а их вышвырнули на улицу и
приказали убираться из села. Пушки нем-
цы установили на кладбище. Штаб разме-
стился в лечебнице. А минометы фаптисты
вечером отташили к элеватору.

Капитан. Чеботаев, выслушав Степа-
нова, приказал: -

— Надо проверить. Двигаемся к клад-
бищу. Гранаты бросать по моему сигналу.

Немецкие часовые, успокоенные тиши-
ной, лениво топтались возле орудий; уста-
новленных между могилами, и изредка пе-
ребрасывались короткими фразами.

— Огонь

В то же мгновеньё со оглушительным
грохотом разорвалось 12 гранат.

Капитан еще раз крикнул:

— Огонь!

И новая порция гранат обрушилась на
немецкую батарею.

Село ветрепенулось и ожило. Фашисты
выскакивали из хат и стреляли в воздух.
В беспорядочную пальбу включились и ми-
нометчики, засевшие возле элеватора. A
капитан Чеботаев со своим отрядом уже
искинул село.

Всю ‘ночь над селом взлетали ракеты.
А едва забрезжил рассвет, заговорили на-
ши батареи. Готовя наступление стрелков,
артиллеристы, снабженные капитаном
Чеботаевым полными ‘расчетами, клали
снарялы точно в цель: по штабу, по ору-
диям и по минометам противника.

i К. ТАРАДАНКИН,

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 3 ноября.

M-uxaua-

В юности Михаилу выбили четырнад-
цать зубов. Молодой батрак ушел, как
обычно, на’ работу в 4 часа утра. На поле
он подвернул ногу. Нога pacnyxaa. Он
вернулся домой только к вечеру.

— Лодырь! — закричал хозяин, здо-
ровенный детина, и ударил Михаила три
раза. :

Ненависть росла и твердела, давила на
сердне и мешала дышать. В июне 1940 го-
да в Бессарабию пришла Красная Армия.
Михаил был мрачный, молчаливый старик,
чернобородый, крепкий, ‘словно вырезанный
из дубового кряжа. В первый раз он улыб-
вулся, услышав грохот советских танков.
Во второй раз — когда к нему пришли
два сына-близнеца, которых он He ви-
лел много лет. Они жили в Советеком
Союзе. Млалший— лейтенант и старший—
сержант. Теперь их Часть перевели в Бес-
сарабию. на Прут.

Это был чудесный год. Михаил жил с
женой в Кишиневе, сыновья» присылали
деньги. А когда наступили грозные дни,
ксгда люди ушли из Кишинева на восток,
Михаил увидел своих сыновей еще раз.

— Пойдем е нами, отеп, вам с матерью
здесь делать нечего, убьют...

Михаил выпрямился, крепко обнял сы-
новей. °

— Дел много. Останусь, хочу опять
повидаться со старыми дружками, ох, и
люблю же я их. А вы идите, за меня не
беспокойтесь, я неё один.

Он проводил их в часть.

— Прощаюсь с сыновьями, — сказал
он командиру батальона, —& сам оста-

‚  юсь. Разговор хочу с вами иметь.

Командир батальона поговорил е Ми-
Conny Старик унес © ‹0бой какой-то
тяжелый ящик. Он оставил его у своего
\ старого друга Антона— маленького, смор-

щенного  бессарабца — чистильщика са-
пог, просидевшего со своими мохнатыми
щетками на улицах Кишикева три де-
сятка лет. Остаток ana Михаил бродил
по городу, нырял в какие-го покосивнгие-
ся калитки, спускался по егнившим- лест-
ничкам в подвалы. А на третий день
после прихола в Кишинев румын из го
рода поздней ночью ушли на запад шесте-
ро — Михаил, Антон, каменщик, столяр,
батрак и печник. Шееть стариков.

Звезлной ночью они хожидались у Кон-
станцы поезда. Под шпалами лежали заря-
ды, те, что дал Михаилу командир ба-
тальона: Михаил: держал в руках электри-
ческую батарейку, провода шли к зарядам.

Он нажал кнопку. Раздался страшный
взрыв, и стариков, нрижавшихея к канав-
ке, уларило волной воздуха. Из разбитых
вагонов вырвались крики. Вдруг. начали
рваться снаряды. Земля дрожала, и cTa-
рики прижимались к этой  дрожавшей
земле. Потом взорвалась цистерна с бен-
зином. Отонь разлился по полотну.

С той поры пошла по всему краю мол-
ва 0 какой-то могущественной и неуло-
вимой группе, смелой, технически воору-
венной, тщательно  законспирированной.
Полиция сбилась с ног, но на след на-
пасть не могла.

` Ночью встречались в овраге. В руках
было взрывчатое вещество, в карманах
шнур—й опять вздрагивала зэмля, опять
загорались бензоцистерны, ‘катилея под
откос поезл, взлетал в воздух катёр;—ста-
рикн ходили и на Дунай.

Олнажды жандармы, устроили в окреет-
ных деревнях повальный обыск. Антон,
немощный, дряхлый, сидел перед домом и
невозмутимо грелся на солнышке. Он не
открыл глаз. ‘Когда пришли жандармы. Он
слышал ругань, крик. Кричал жандарм-
ский офицер. Потом все стихло. И вдруг

что-то словно толкнуло Антона. Он отЕрыл
глаза и увидел Михаила. Михаил шел ©
прутиком и гнал телку. Антон вскочил:

— Уходи, злесь жандармы!

— Да, здесь жандармы!

В дверях стоял офипер. Он наемешли-
во смотрел на стариков.

‚ — Ты, папаша, очень быстр... А ты?
Постой, постой...

Офицер внимательно вглядывалея в ли-
по Михаила.
`— Ты мне знаком... Постой, да вель
это же Михаил! С Кишинева тебя ищу,
старуху твою я уже пристроил... Руки
вверх, сволочь!

Офицер оказался сыном старого хозяя-
на, того самого, что выбил Михаилу че-
тырнадцать зубов. я

ерез час Михаил заканчивал показа
ние. Да, это он взрывал и зажигал. Ни-
каких сообщников у него не было. Нико-
го он назвать не может и не назовет...

На столе лежала граната. Офицер при-
крыл ее фуражкой. Герб на фуражке
выглядел очень внушительно.

— Распишись, — сказал сын хозяина.

Михаил взял узловатыми, неловкими
пальцами ручку и обмакнул ее в черниль-
нипу. Неожиданно левой рукой обхватил
шею офицера. Е

+ Ro мне! — крикнул тот.

Вбежали жанлармы. Они кинулись бы-
л0 к Михаилу, но у него в руках была
граната. Михаил не бросил офипера и He
бросил гранату. Он держал ее ‘в рукё и
отпустил пружинный спуск. Чмокнул за-
пал. Михаил попрежнему крепко лержал
офицера. Поднее поближе к нему гранату.

— (Сейчас она тебе выбьет зубы!

Взрыв прервал фразу.

Э: ВИЛЕНСКИЙ,

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ.

+ thy
eee UA