a RC ee ek Se ee

ЧЕТВЕРГ, $ ЯНВАРЯ 1949 +. № 6 (7692) < ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ. ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ СССР.

НА ОСВОБОЖД

Ролной BOM Тихвин

Город залечивает

Перех председателем горсовета стоит
хонщина в платке, очень молехая, ¢ po-
зовыми,  припухшими от слез щеками.
Председатель смотрит на нее, лицо у него
сочувственное, OH чешет бровь каранда-
пюх и спрапгивает:

гремел налефон, Kena,  принаряженная,
выходила, поводя плечами, во двор, ста-
Вила на м0р0з пельмени, пекла пироги,

Богла немпы уходили. Крестовский бе-
жал 38 ними 0ез шапки, в расстегнутой
шубе, прося взять © ©б0й, ео молча

сегодня

— Вам нужен Тихвинский горсовет? Вы
стоите у его под’езда. Правда, парахный
ход еще закрыт, — видите, как его’ раз-
несло снарядом, — но вот отсюда можете!
пройти, — любезно об’яснил молодой 164

раны

Город Елин обстраивается, залечиваей

. _ тяжелые раны, нанесенные ему 3& 21 лень

немецкой оккупации. И собравшееся сове-
щание председателей колхозов и сельзове-

тов происходит уже в остекленном зхании
горкома партии, где тепло и как-то HO-
ocobomy уютно. Торгуют уже магазины,
которые также натоплены и где продаются

— А муж гб?

— Мужа немцы убили, — отвечает
женщина.

пяхнулн прикладом, он упал. Его пойма-
лн позже на дороге в то время, когда он
пытался пробраться в Москву. Когда mpac-
воазрмейцы вели его по улицам Солнечно-

ловек в полувоенном костюме. Потом
спросил:   у i
ess Скажите, вы не по строительному

‚ушли в лес, в партизанский отряд, и сей-

и стали навохить порядок.

— А бабка где?

— Бабка от нас ушла. Опа не родная.
Ролная бы не кинула.

— 95 1т6бя... — говорит председатель
озадаченно. — А хетей сколько?

— Ребята у меня самые мелкие, —
говорит женщина, и глаза у нее наполня-
ются . слезами Трое, старшему пять дет.
Таскай`их © собою в зубах на работу, как
котят, да И все. Я к вам пришаа, мине
больше итти не к кому...

Председатель качает головой, что-то co-
ображает, затем говорит женщине, чтобы
она пришла вечером с начальником арте-
ли, в которой она работает, —— они вместе
решат, как быть. Дверь открывзется, но-
вый посетитель входит в эту комнату,
где на стене висит пустая рамка со сле-
хом ножа на чистой бумаге, гле хубовый
футляр от стенных часов тоже пуст,
мертвый механизм лежит на хне, и пред-
седатель, поглядывая на часы, иногда
вздыхает и говорит:

— Хорошие часы были. С боги...

Посетители идут без конца, у каждого
сзоя печаль, свой рассказ; люди рабскз-
зывают о сожженных немцами домах, 06
Убитых детях, о расстрелянных мужьях,
они просят крова, поддержки, новой рабо-
ты; сколько человеческого горя собралось
в этой маленькой комнате...

Еще не так давно председатель горео-
вета в тулупе, ¢ винтовкой за плечами
вышел из лесу и зашагал по дороге к го-
роду. С ним шли заведующий коммуналь-
ным хозяйством, заведующий  жилотде-
лом, — все они перед приходом немцев

час возвращались назад.

Они вошли в горсовет; на полу в EOM-
натах лежало вонючее сено, валялись бу-
тылки, консервные банки, из печки тор-
чала недогоревшая ножка стола. Две жен-
щины из соседнего хома, встретившие их
У ворот, вошли вместе с ними в комнату
и, ни слова не говоря, засучили рукава

На маленьких креслицах в детских са-
дах валялиюь вшивые истлевигие рубахи,
золотые рыбки из акваджтума лежали на
полу, раздавленные сзтюгом. В яелях
были выбиты все стекла. Аппаратная
будка кино была разрушена. Котел в бз-
не лопнул, вода замерзла. Моторы элек-
тростанции были повреждены. Жители

выходили из домов, как бы просыпаясь

ог страшного сна, полного слез и трево-
ra. Только в одном домё веселились, ко-
ya пришли немцы.  Сталипиной
стал бывший диреклор поликлиники Вре-
стовский; в квартире Y Hero весь день

горека, какой-то мальчишка посмотрел
на него, погрозил кулаком и сказал:
— Недолго музыка ипрала...
Электростанция начала работать на
следующий день, черёз два дня исправи-
ли водопровод, через четыре дня привв-
ли в порялок баню. Открылиеь парфикма-
херские, начало работать EHO.
опросить у председателя:
— А школа когда открылась?
Он подумает и ответит убежденным
голосом:

— Ну, колу открыли уже давно,
хней десять...

Солнечногорск пострадал меньше хругих
городов и сел, — немцы покидали его
очень поспешно. Но много херевень вокруг
него сожжены хотла. Сгорело Костино,
сгорело Мартыново, сильно разрушена Мо-
щница; в иных местах люди еще бродят по
пожарищу, ковыряя палкой в’золе, вытя-
гивая оттула кастрюлю, ухват — то, что
осталось от родного лома. Но есть деревни,
где и золы не видать, и мертвую пустошь
закрыл снег, пряча раны разрушения,

Уливительно видеть, как пробуждает-
ся жизнь в полуразрушенной  херевне.
Как утверждение того, что жизнь нача-
лась, по улицам, еше совсем  пустын-
ным, в первый раз везут продукты: уце-
левший JOM приводят в порядок, расстав-
ляют в нем мешки и ящики, и женщина
в тулупе, поверх которого налёт белый
фартук, становится за прилавок. Вначале
не видно ни одного покупателя, но затем
улицы постепенно оживают, на них появ-
ляются люди, таша за 60б0ю все те же
салазки с хломапгким скарбом, они входят
не В тот лом, где жили, а в тот дом, что
уцелел, что-то латают в нем, что-то зажо-
нопачивают, и, наконец, в воздух поды-
мается из трубы домашний дымок.

В деревни, что совсем разрушены, на-
чинают выдавать лес для постройки; все
нало начинать сызнова, это пропесе сло-
жный и трудный. Начнутся полевые рабо-
ты на земле, израненной снарядами,
обутлившейся, покрытой трупами, но Ha
своей земле, которая будет жить и W-
жать. Дом колхозника вот там, на пепе-

лище, среди золы, гари и мусора разоре-

Ad должна зацвести и дать плоды.

Татьяна ТЭСС.
СОЛНЕЧНОГОРСК.

Зара

Никто из нае никогда не забудет
21 день немецкой оккупации. Как тяже-
сон, прошли эти три недели. Немцы
по одному только нашему Мало-Щапов-
скому сельсовету сожгли 165 колхозных
дворов, не считая других уничтоженных
построек. В Спас-Залукове они замучили
я сожгли в бане семью председателя кол-
хоза, состоявшую из пяти человек. Вина
этих замученных людей состояла только
В тои, Что их отеп и муж стоял во главе
колхоза. В Б. Нопиловке захватчики пове-
сили посредине деревни  активистку.

А сколько награбила эта черная свора!
Ведь ни в одном дворе не осталось ни
@хного куренка. Чудом каким-то удалось
некоторым колхозникам спасти своих ко-
ров, свиней и овец. За каждой скотиной
враги охотились со своими автоматами.

Все это теперь в прошлом, и мы, засу-
чив рукава. взялись за восстановление
нашего разграбленного хозяйства. Прежде
всего разместили по соседям всех пого-
рельцев и начали восстановление домов и
построек, подлающихея ремонту. Все кол-
хозники знают, что главное для нас сей-
чае — это образцовая подготовка к севу.
Весной мы должны обязательно засеять
не меньше, & больше, чем сеяли прошлые
годы. Что же делается для этого?

Прежде всего мы обратили внимание
на подготовку к севу лошадей. Все oun y
нас, как и раныше, содержатея в общеет-
венных конюшнях и уже /теперь постав-
лены на усиленный, рапион. № лошалям у
нас приставлены лучшие конюхи, забота-
ми которых 2 лошади уже вылечены и
готовы к работе. Олновременно мы взя-
лись за восстановление обоза. Саней нуж-

Партизаны вернулись в родное село, освобожденное
Жены и дети радостно встретили дорогих героев.

боту!

HO много, & их У нас почти не осталось.
Наши специалисты-саночники сумеют бы-
стро их изготовить. Труднее будет со
сбруей. Нет у нас ни одного шорника. Й
мне кажется. что было бы полезно район-
ным организациям провести быстро учет
всех колхозных специалистов и устано-
вить график обслуживания ими всех кол-
х0зов района. Мы, скажем, могли бы п-
мочь саночниками, а нам помогли бы по
порночу делу. Такую же взаимопомощь
нужно организовать и семенами. Никто,
п6-моеиу, не откажется помочь попавшим
в беху колхозам, а взаимопомощь эта поз-
волит нам успешно обсеменить яровой
EHH,

Очень важны сейчас организация и
дис а труда. 3a черные дни немец-
кой оккупации, разумеется, не могло быть
никакой колхозной работы. Теперь надо
восстановить бригады, вернуть в делу
бригадиров, восстановить систему нарядов,
наладить учет трудодней. Без твердой
диснпиплины не свернешь огромную гору
работы. что нам предстоит проделать; и
колхозники это понимают. Все они горят
желанием поработать для общественного
хозяйства. но работа эта требует четкой
организации.

Мы отлично понимаем, что пройдет
немало времени, пока нам удастся восста-
новять наше ‘хозяйство. Но мы также от-
лично знаем, что уже нынешней весной
сумеем многое понравить. Порукой этому
стремление наших колхозников отдать все
силы родному колхозному делу.

Ф. СЕМЕЙКИН,

председатель Мало-Щаповского
колхоза Клинского района.

от немецких захватчиков.
Фоте М. Альшерта (ТАСС).

Если тую память. Обгоревиие дома зияля пу-

_ Жизнь . начинается сыэнова, на своей шисты не пощадили
земле, в своем доме, бесконечно люрогом ЕУКол оторваны головы. паровозы разхав-
ГоРОЛа   каждому из нас.

перской
 На много миллионов

вопросу? Вот жду инженера-строителя,—
нужно город осмотреть, & его все нет.
Должно быть, не приехал...

Собеседник оказался работником ropco-
вета тов. Морозовым. Вместе © ним иы
шлн по улицам разоренного’ города. Отету-
пая, гитлеровны на всем вымешали свою
злобу, повсюху оставляли по себе прокля-

стыми глазницами окон, поваленные теле-
графные столбы полувисели на спутанных
проводах.

Много придется поработать строителям,
чтобы восстановить город. По улицам уже
ходят учетчики. Они обследуют дома и
классифицируют их по категориям, в за-
висимости от степени разрушения.

Повсюду деятельно работают женские,
бригады, сматывая оборванные  проволз,
разбирая баррикады. В домах раздается
стук молотков. Плотники вставляют рз-
мы, исправляют двери. s

— 9т0 — помощь из пригородных
колхозов, — говорит мой спутник. —
Отретилово, Фишова Гора и другие волхо-
зы прислали в нам рабочую силу для
скорейнтего восстановления города. 4

Вдоль улиц ` тянулись вереницы людей,
тащивиих на санках свой скарб. Это жи-
тели Тихвина возвращались в родные ме-
ста. Навстречу им из только-что восста-
новленной городской пекарни ехали под-
— груженные свежевыпеченным хле-
ом.

У замерзшей реки раскинулись здания
Тяхвинского монастыря. Они еше хымились,
и вокруг стояли десятки брошенных нем-
цами орудий и автомашин. Повсюду были!
разбросаны ящики со снарядами, мотоцик-
лы, велосипеды. Группа. бойцов соби-
рала и подечитывала трофей, а-нетерпели-
вые автомеханики, склонившись над рас-

стройматериалы, вывозят ‘на свалку мусор.
Началось восстановление краеведческого

города возвращались к себе домой после
двухмесячного изгнания. С трепетом вхо-
хили калининцы в родные улицы. И

родом медленно оседал пепел,

музея, разгромленного гитлеровскими вам-
далами. Бандиты все свалили здесь в ку-
чу, поразбивали витрины и мебель,

Ta же картина разгрома -— и в детском
саду, что на Советской улице, 41. Точно
смерч пронесся по этим комнатам, некогда
таким чистым и заботливо  оботавленным.
Из хаоса обломков торчат ножки хлетеках

ния, но это родной лом, стены его холж-  кроваток и миниатюрной ребячьей мебели.
ны вновь вырасти и стать накрепко, зем-  Наивные

картинки сорваны co стен.
демоном уничтожения, фа-
даже игрушек. У

Одержимые

лены коваными сапогами солдат, из плю-
шевых мишек выпущено их опилочное
нутро. С тяжелым сердцем смотрит на эту
каугину разрушения Завелующая детским
садом. Потом, вздохнув, принимается за
работу. Хозяйский глаз ее определяет, что
именно и во сколько дней можно будет
привести здесь в порядок.

Впрочем, такой же вопрос. занимает сей-
час всех тихвинцев. В городе уже откры-
лись лве столовых, парикмахерская, рабо-
тает почта. Приведен в поряхок вокзал,
восстановлены пол’ездные пути. и по ним
беспрерывно идут составы с лесоматериа-
лами. Из трубы лесозавола вырываются
клубы дыма. Рабочие снова пришли в це-
хи и сейчас заканчивают их оборулование;
скоро отсюда выйхет первая продукция.

..Группа женщин, лишь недавно вез-
нувшихся в город, илет по улицам с боль-
шим венком. Они направляются к братской
могиле, чтобы почтить память павлиих ге-
роев, отдавших жизнь свою за освобожде-
ние Тихвина от немецких захватчиков.

Г. ЗЕЛЬМА.

Гор. ТИХВИН, январь 1942 r.

На территории, освобожденной от немецких захватчиков. Восстановление прово-
лочной связи в районе Малоярославца,

Фото специального военного

корреспондента «Известий» ПИ. Трошкина.

Второе рождение

Трудящиеся Калинина, настоящие хозяева

чительная боль сжимала серлца. Нал го-
Бое-гле еще
полыхало пламя. В небо взмывали огнен-
ные языки. Во многих кварталах стояли
одни голые, законченные стены.

Вот здесь была прекрасная библиотека.
Она сгорела. Разрушены драмтезтр, гости-
нипа, почти все лучшие злания централь-
ной части города. Сожжены здания @аб-

врытыми капотами машин, тут же запу- рик и заводов. завязли в глубоком снегу
скали моторы. В городе — немало таких; трамвайные вагоны. Клочьями повисли со
автомобилей. На НИХ перебрасывают столбов телефонные провода. Тут была

больница, ядом полнималось высокое,
светлое здание школы. Грулы пепла —
вот и все, что от них осталось сейчае.
Страшная картина двухмесячного разгула
гитлеровской банды. Трудно было даже при-
близительно определить размеры бедствия,
степень разгрома. Немпы превратили №-
род в огромное кладбище.

Прошло три недели. Город постепенно
приходит в себя. Открылись первые на-
газины. Из труб хлебопекарни повалил
дым. В морозном воздухе вкусно пахнет
свежеиспеченным хлебом. Ралиерупор раз-
носит по улипам нашу родную речь, на-
ши советекие песни. Мертвые улипы pac-
чищены.

По дорогам, ведущим в городу, тянутся
возы с продовольствием. -

С особенным. ожесточением немецкие
варвары истребляли все, что имеет отно-
шение к культуре. 18 лучших школ сож-
жены и разбиты. Все остальные требуют
ремонта. Сейчас город готовит 0 две
школы в каждом районе, чтобы в феврале
уже начать в них занятия.

В ни господства фашистов население
ходило за водой на Волгу. С первах же
дней городокие власти приступили к вос-
становлению водопровода. Сейчас он уже
работает. Вода полаетея в уличные колон-
ки. Как только будут приведены в поря-
док и утеплены дома, будет пущена вода

всюду. Пушена первая электростанция,

что люди не растерялись

сегодня мука, печенье, хлеб. Функциони-
рует и больница, из которой немцы вы-
везли все — даже тумбочки, стоявшие У
постелей: открыта аптека.

Жизнь вступила в свою колею, и с3-
ным важным. пожалуй, в ней является тв,
при виде тех
кошмарных разрушений, которым подверг-
ся город. В больших и малых домах раз-
рушено ббльше 700 квартир. Почти 200
из них уже восстановлены, восстановлены
за каких-нибуль лве недели. В городе нет
уже люлей без крова. Вее пострадавшие

так или иначе устроены, правда, и те, вто

al HM приют, и те, кто вселился к ним,
живут теснее, чем ‚прежде, но все они
знают. что так будет недолго; поскольку
около их старого лома уже начали возво-
дить леса и приступили к ремонту.

Было так. На одном из эвакуированных
заводов секретарь горкома партии тов. Ки-
дин встретил рабочего т. Шагова. Разгово-
рились. похохили по пустым цехам. 3a-
шли в механический пех и здесь неожи-
данно для себя обнаружили остатки неко-
торого оборулования.

Возьметесь пустить мастерскую? —
спросил Шагова Кидин.

— Везьмусь, — ответил Шагов.

Наутро он собрал человек трихцать ра-

готовится к эксплоатации вторзя. На пер- бочих. Разобрали станки, кое-что ходелали,

воочередные мероприятия коммунального
характера выделено полтора миллиона
рублей. . .

В ближайшие три месяца калининцы
решили отремонтировать 25 болыших до-
мов. Уличные комитеты приступают к ор-
ганизации ремонта силами жильпов. На-
чали работать баня, амбулатория, хей-
ствуют почта, телеграф и телефон.

Немало нало поработать над очисткой
города. На самых лучших площадях нем-
пы раскинули свои кладбиша. В детском
парке захватчики оставили много трупов
своих солдат, предварительно начинив их
минами.

Городские организации стоят перед
важнейшими задачами, требующими огром-
ных сил и срелств. Пока городские орга-
низации делают очень робкие шаги. Для
ремонта требуются стройматериалы, их мож-
но добыть, разобрав явно неголдные здания.
В городе открыто несколько магазинов,
их еще мало. В Валинине пока нет same
колхозного базара, нет мельнипы, поэто-
му муку приходится привозить. хотя на
месте есть зерно. Из трех бань работает
только одна. Плохо с топливом, хотя
вокруг города немало лесов. :

Валининпам сейчае не легко. Уничто-
жены плолы полголетнего труда, разорено
десятилетиями созлававшееся горохское хо-
зяйство. Нужно ремонтировать хома, нала-
живаль жизнь разрушенного города в су-
ровых условиях военного времени. Возни-
кают немалые трудности, преодоление ко-
торых требует упорства, большого нанря-
жения сил. Именно сейчас особенно нуж-
ны творческая инициатива, умение орга-
низовать людей, умение использовать
местные ресурсы.

Горол Валинин холжен стать таким же
прекрасным, каким был прежле.

» B. AHTOHOB,
спец корр. «Известий».

КАЛИНИН, 7 января. (По телефону).

Открыты магазины

В районах Московской области, очищен-  нах вновь отврыты 50 магазинов и 53 сель-
ных 0! немецких оккупантов, ha. ские лавки. Излелий промышленности ма-
ливаются предприятия пищевой ПРомЫ-   oyun HW лавки получили уже в лни Ie-

ленности и торговых организаций.
Начали работать хлебозаводы в Яхроме, вабря на миллион рублей. В январе этах

Выюсоковском, Волоколамске. Во всех райо- товаров будет завезено в 10 раз’ больше.

похремонтировали. Й вот уже пять дней
как мастерская действует. готовясь  при-
нять пеовый оборонный заказ.

В Клину пущены не только отдельные
мастерские и артели. 10 января пойлет
стеклозавол. где полным ходом восетанав-
ливаются цехи. Басонная фабрика готова
к пуску. 1 февраля должна пойти
мастерская с 82 машинами. Кирпичный
завод уже пущен, что очень важно, по-
скольку кирпича сейчас нужно очень
MHOTO.

Так идут дела в Клину. Ho of
немпев постралала и клинская леревня.
В черном списке их злолеяний значатся
уничтоженные деревни Борки. Конлырино,
Завражье и Фроловское, 986 сожженных
колхозных хворов, 326 сожженных сараев,
90 сожженных амбаров. Немпы оставили
многие колхозы без обоза, поломали сотня
машин. Они слопали всех кур и гусей,
перерезали всех овеп и свиней. Крупный-
скот им не лосталея: 2.700 коров и те-
лок было во-время эвакуировано.

Сейчас теревня. как “и горол, приету-
пает к восстановительным работам. Ha-
Чалась и подготовка к севу. 86 колхо-
зов из 120 провели инвентаризацию. ко-
торая показала. что семенами картофеля,
например, посевная плошаль обеспечена.
Правда, BO многих колхозах картошку
разграбили немпы. Этим колхозам помо-
гут соседние. ;

Колхозники ‘уверены, что они сумеют
успешно провести весенний сев, сумеют
быстро налалить свое хозяйство и что им
в этом поможет государство, которое ни-
когла не оставляло их без своих забот. И
они` начинают уже обстраиваться, полу-
чая госуларственный лес. Они знают, что
прилет весна и на их фермах появится
скот. может быть, не тот, что был в
клинских леревнях хо эвакуации, но обя-
зательно появится. Колхозники знают, что
по их полям с первым весенним солнцем
снова пойдут советские сельскохозяйствен-
ные машины.

Все так будет, потому ‘что, уничтожая
дома и сжигая херевни, немцы не смогли
выжечь в колхознике ого хуши коллекти-
виста. Колхозы остались, а это — сила

непомерная.
‘ В, БЕЛИКОВ,
спец. корреспондент «Известий».

КЛИН, 7 явваря.

Возвращение к жизни

Неслежны обязанности истопницы треста
ресторанов и кафе. Убрать помещение, ете-
реть пыль со столов, истопить печи, при-
нести воды. Мария Григорьевна Нищета вс®
это делала тихо и незаметно В конторе
привыкли к чистоте, теплу и уюту, боль-
шего от истонницы и не требовали. Но-
чью фашисты ворвались в город. Мария

Григорьевна осталась одна. Запыхав-
шись, вбежала бухгалтер тов. Бурная и
предупредила:

Немцы, Маруся! Жги адрес» и хо-
кументы! у

Мария Григорьевна залерлась в вомна-
те. Она совала бумаги в печь. Ей каза-
лось, что пламя медленно пожирает доку-
менты. Мария, обжигая руки, перевора-
чивала горящие листы картонных облу-
жек. Отблески пламени играли на сте-
нах, на алом атласе знамен.

— Rak же Tak, знамена-то ocTa-
лнеь, — обожгла мыель. Мария вынесла
знамена в безопаеное место.

На восьмой день под окнами раздался
топот копыт и громкое «ура» ИЙстопни-
ца выбежала Ha крыльцо,  зажмурила
глаза от резкого света и, увидев мель-
кавших на перекрестках всадников в зна-
комых кубанках, крикнула:

— Hann!

Она вернулась в контору, старательно
Убрала комнаты, стерла пыль. поставила
все на место, достала знамена. спрятан-
ные от фашистов.

Так тысячи гражлан-патриотов берег-
ли народное добро. Сторожа у склалов и
предприятий, нередко глядя в дуло авто-
матов. спокойно отвечали: р

— Сюла нельзя, минировачо.

И банхиты в мундирах германской ям-
армии шарахались в сторону.
рублей спасено
ихиущества. Сестры Армаганова, Асыкова,
Альперович недели просидели в детских
яслях, берегли доверенные им ценности.
Патриоты прятали люлей от фашистской
расправы. не оставляли постов в

самые трудные минуты. На улицах идет! путей

рынках снизились в цесять pas.

бой, & главный врач редильного дома тов.
Никитин успокаивает роженипу и при-
нимает новорожденного. Врачи Искольт и
таян в это время срочно переделывали
историю болезни раненых красноармей-
цев.

Когда связисты уходили из Ростова,
они лали телеграмму, по линии: «Дорогие
товарищи! Ухолим, Но вернемся. Скоро
вернемся и все восстановим. Родной Poc-
тов вновь оживет!» Й город оживает.
Жизнь его стачовится  полнокровней. В
короткие сроки восстановлены водопровод,
связь, трамвай, троллейбус. Около 25 ты-
сяч школьников силят за партами. Те-

леграф — обрабатывает ежедневно 10
20.000 телеграмм. Действует 14.000 ра-
лиоточек. Работает 1.200 телефонов.

Больницы, детские ясли, столовые, кафе,
кинотеатры — все это приведене в поря-
док. Местная промышленность © Кажлых
днем увеличивает выпуск продукции, не-
обходимой Красной Армии. По дорогам к
горолу из колхозов Шона и Егорлыка
идут 0бозы 6 продовольствием. Цены на
Tepoa
залечивает раны. Мусор и хлам. остав-
шиеся после пребывания в городе 0об9-
вшивевшей армии фашистов, убраны.

Но yeaa еше иного По коммунальному
хозяйству убытки исчисляются в лвести
миллионов рублей. Немцы не брезгали
ничем. Они ‘воровали все, что попалется
пол руку. Сорвано и утащено 3 с поло-
виной километра трамвайного провола a
4 километра троллейбусного  Укралена
аварийная машина с ремонтной вышкой.

Ремонтировать трамвайную сеть нало.
На помошь пришла русская. смекалка.
Рабочие откула-то хлостали конку образца
1897 г. и запрягли в нее лошадей. Это
было импровизированной ремонтной вы-
шкой. Она передвигалась ог улицы к
улице.

— Но, родиме, выручай, — локрики-
вали на лошалей рабочие Рвачев и Без-
руков. ‘

Правда, вначале  брагада по ремонту
посменвалась нах бригадиром Раз-

‘

добаркиным, что он работает на конной
тяге. Но потом, когла увилели, чте дело
двинулось вперед, прониклись Уважением
к изобретательному бригалиру.

Выкачать воду из затопленных на50с-
ных станций в обыкновенное время не
так уж трулно. Но выказать ее зимой
без приспособлений — это требует и вы-
держки. и настойчивости. Люли лазали в
леляную воду. делали наощупь  пере-
мычки. ныряли и работали пол водой.
Внезапно Уларили сильные морозы. Ва-
висела опасность, Что тлавные волопрю-
волные трубы будут  разорваны Нало
было немедленно откачивать воду. Тогла
рабочие Замараев. Ляшенко, Глушков ao-
лезли в хололную sory. Они работали
28 часов без перерыва. Авария была
прелотвращена.

Бригада связистов. в составе товаришей
Барбукова. Шаловаловз, Люка восстана-
вливала линию на Чалтырь и попала
пол обстрел. ‘Связиеты  отлежалиеь на
земле и вновь приступили к работе, за-
кончив ликвиланию повреждений за сут-
ки. На олной из станций от вражеской
бомбы загорелся состав 60 снарялами.
ШМипя и воя. разлетались из вагонов го-
ловки от снарялов. А в это время радбо-
чие колонны техника связи т. Малинка
восстанавливали связь Люли висели на
столбах и не спускались вниз, чтобы не
терять времени. Кажлый помогал, чем
мог. Телефонистки ночами просиживали
в холодном раскрыто  помещений, но
держали связь и с горолами, и с райо-
нами.

Врат напакостил много. — Восстанавли-
вать разрушенное в условиях войны
трулне. Но люльми лвижет чувство люб-
ви Е ролному городу. Ростовчане  по-
хозяйски наводят порядок. Как же прео-
долеваются трудности. откула изыскивают-
ся резервы для ликвидации последствий
хозяйничания оккупантов? С чего в горо-
ле начались восстановительные работы?

— Мы собрали старые кадры и по-
ставили их нз ответственные участки, —
рассказывает управляющий трестом во-
доканализации т. Карасев — В городе
10.000 задвижек для перекрытия воды.

В них можно запутаться. Мы нашли лю-
дей, которые хорошо знают эту сеть.
Бригадир тов. Замараев сумел разобрать-
ся в задвижках. Когда мы пустили воду,
то она пошла именно тула, кула было
нужно. Госпитали, столовые, больнипы
получили волу в первую очередь. Старые
калры нам помогли. Но мы не боялнвь
убрать ¢ пороги тех. кто растерялся.
Бывший  лиректор водопровода  Слатин
опустил руки. был нерасторопен. Его за-
менили Вылвинули на эту работу энер-
гичного техника Тарилай

У нас были разбаты три насоса. Мы
осторожно отобрали Bee голные части и
из трех разрушенных , насосов слелали
один. Приходится исхолить из’ обетанов-
ки стараться пелать все на месте.

«Меньше требовать от государства, боль-
ше „проявлять инициативы, — использо-
вать местные ресурсы»,— пол этим лозун-
гом идут восстановительные работы в го-
роде.

Предприятия и учреждения помогают
друг тругу. Управляющий трестом воло-
канализапии тов. Карасев узнал. что
пуск электротеплопентрали задерживается
из-за мотора Он предложил такой мотор.
Электропентраль была пущена в ход. Ра-
бочие Ленинского завола в свою очерель
помогли восетановить подстанцию. Связи-
сты. работники общественного питания,
местной промышленности. — хлебозавода
уже полготовяли восстановительные
бригалы в помошь  таганрюжаам. Эти
бригады войдут в город с передовыми час-
тями Красной Армии и помогут быстрее
восстановить хозяйство.

Горол Ростов возврашен Е жизни. Он
вновь многолюлен и ралостен. На ново-
голних елках звенели хетские песенки. Но
горол не беспечен. Он стал сосрелоточен-
нее. настороженнее. строже. Ростовчане
опоясали городские подступы кольцом про-
тивотанковых укреплений, чтобы никогда,
ни при каких условиях, фашистской пэ-
гани не ходить больше по нашим ростов-
ским улипам!

fl. НИКИТИН,
соб. корр. «Известий».

РОСТОВ-на-ДОНУ. (По телефону).