`ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ СССР

В иетель

Ночью разыгралась метель: Она не
бслабевала вчера весь день. Шквальный
ветер гнал снег по земле, подымал его
над землей тучами и < воем снова бросал
на землю. За сплошной снежной пеленой
трудно было усмотреть, что делаетея в
20—30 метрах впереди тебя. А тут еще
нгирокая, расчишаемая машинами и люлдь-
ми, окаймленная вехами дорога точно
оборвалась, — последний регулировщик мах-
нул напутственно красным флажком на
запад, откозырял, и дальше сразу же на-
чался проселок с рытвинами, ухабами, за-
носами.

По всем признакам где-то, совсем ря-
дом, был фронт. В поле чернел снег, опа-
ленный разрывами вражеских мин. Де-
ревья в лесу стояли без верхушек, © 0б-
ломанными ветвями, — следы отзвучавшей
недавно артиллерийской канонады. Попа-
давшиеся на пути строения были пусты
‚и, за редкими исключениями, поврежде-
HH бомбарлировкой с воздуха. И в то же
время мы здесь, в непосредственной бли-
зости к фронту, так и не услыхали ни
одного артиллерийского выстрела, не гово-
ря уже о пулеметной и ружейной стрельбе.

Что же произошло на этом участке
фронта, где немцы до последних дней были
ближе всем в Москве, на котором они
серьезно укрепили свои оборонительные
позиции и вели с них жестокий огонь по
нашим войскам”

Мы разыскали место стоянки штаба ча-
сти. Он был расквартирован в землянках
и блиндажах на опушке леса. Землянки
опустели. В лесу стояла первозланная зим-
няя тишина. Но следы людей и машин
еще не успело замести снегом. Мы вер-
нулись на пюссе и встретили артиллери-
ста-лейтенанта. От ветра и мороза его с0-
всем юное лицо раскраснелось.

— Мороз, — приветливо улыбаясь, ска-
зал он. — Это моя фамилия — Мороз, лей-
тенант Мороз. А штаб вы здесь напрасно
ищете, он ушел вперед. Все мы движемся
сейчас вперед... ь

Дороги, примыкающие к фронту, на-
глялно подтверждали слова лейтенанта.

Накануне днем немцы открыли интен-
сивный артиллерийский и минометный
отонь по нашим позициям. Они вели его
и вечером, и ночью. Можно было поду-

мать, что следом за этой огневой «под-
готовкой» они предпримут атаку. Но
когда канонада смолкла, наши разведы-
вательные группы, проникшие в полосу
немецких укреплений, обнаружили, что
там никого нет. Немцы отходили. Метель
создала для них своеобразную снежную за-
весу, под прикрытием которой удобно было
отступать. В течение дня южнее маги-
страли они отошли на 10 километров. Но
снежная завеса сослужила службу и ча-
cram Красной Армии: прикрываясь ею,
бойцы т. Орлова нападали на отступающе-
го врага с флангов. Снежные заносы
не позволяли немцам эвакуировать орудия,
машины, другое воинское имущество. Они
бросали все это на пути своего «органи-
зованного» отхода. Они и сами тонули в
сугробах, обмерзали, попадали в плен.

При нас в штаб Орлова привели одного
такого «утопленника».

— Еще Фрица поймали! — доложил
начальнику штаба бравый сержант.

Пленный дрожал от холода. Уши его
разбухли и кровоточили. На голове, обмо-
танной сереньким бумажным крестьянским
плалком, была надета стальная каска. Он

закивал. головой, когда сержант кончил
свой рапорт:

— Фриц, я...

Оказалось, его действительно зовут

Фрицем. Он прибыл недавно с пополнением
в несколько сот человек. Три четверти
этого пополнения полегло за последние дни
на этом сравнительно тихом участке на-
шего фронта, — кто от нашего огня и
штыка, кто от наших морозов. Он пока-
зал, что немцы отходят. Свои показания
он давал монотонно, в состоянии крайней
зпатии, и часто повторял:

— Капут!

Он говорил это 0б армии, летний мун-
дир которой был надет на нем, — о гит-
леровской грабъармии, возомнившей себя
‘непобедимой и хвастливо заявлявшей, что
война ¢ Советским Союзом будет законче-
на ею победой до зимы.

А добрая русская зима только-только
вступает в свои права.

П. БЕЛЯВСКИЙ,
спец. корреспондент «Известий».

ЗАПАДНЫЙ ФРОНТ, 10 января.

Что происходит в Харьнове.

Документы и показания людей, бежав-
ших из фашистского плена, дают предета-
вление о том, как немцы хозяйничают во
временно захваченном ими Харькове. Пве-
тущий город превращен в кладбище. Виее-
лицами и расстрелами гитлеровцы Haca-
ждают свои порядки, обрекают население
на лишения и неслыханные муки. Город
разбит на участки. В каждом из них
орудует «начальник управления» — обыч-
но петлюровец, пшик и предатель, поль-
зующийся каждой минутой, чтобы набить
свой карман награбленным добром. «На-
чальники управлений» услужливо броса-
ют в лапы палачей всё новые и новые
жертвы из числа харьковских граждан...

Немцы, войдя в Харьков, похвалялись,
что они восстановят все предприятия го-
POICKOTO хозяйства, а также фабрики и
заводы. Пока им удалось наладить только
производство... лопат. Лопаты нужны He-
мецкому командованию, которое спешно
возводит укрепления вокруг города и в
окрестных селениях. Ни одно предприя-
тие не работает. Грязный листок «Новая
Украина» (редактирует его агент гестапо
„Сагайдачный) публикует приказы © взи-

_ мании арендной платы за помешения ма-
тазинов, складов и мастерских. В газетке
приводятся «правила получения коммер-
сантами разрешений на открытие мастер-
ской с правом найма рабочей силы». Но
мастерских никто не открывает. Деловая
жизнь в городе совершенно замерла. Ма-
тазины не торгуют. Нет никакого подвоза
на рынки. Иногда счастливцам удается ку-
пить стакан гороха, который стоит 30—
40 рублей. Хлеба в городе вовсе нет.

На весь город имеется единственное
кино, в KOTOpOM демонстрируется брехли-
вая немецкая хроника. Это кино харьков-
чане не посещают. Забегают в кинотеатр
погреться только немецкие солдаты. Шко-
лы и больницы в Харькове и во всех
окрестных селениях закрыты. Трамваи не

‚ ходят. Город погружен во мрак, так как

пущена, и то на четверть своей мощно-
сти, только одна электростанция, обслужи-
вающая нужды воинских частей.

В качестве меры для борьбы е гололом
немецкое командование приказало высс-
лить в соседние с Харьковом районы де-
сятки тысяч горожан, живших здесь
много лет. : ь

Для евреев на окраине города в разру-
шенных зданиях, лишенных света и во-
ды, устроены концлагери. Немецкие пала-
чи приказали еврейскому населению Xapp-
кова в 24 часа покинуть свои жилища и
переселиться в концлагери. Измученных,
полураздетых людей нагайками и приклз-
дами гнали вдоль улиц. Старики и дети
в изнеможении падали и умирали на ло-
pore.

Насилия и грабежи усиливаются с каж-
дым днем по мере того, как германекое
командование начинает терять почву под
ногами. На центральных улицах устано-
влены виселицы. Трупы висят на пере-
кладинах балконов. На-днях на Пушкин-
ской улице было взорвано здание, где
помещался штаб’ немецкого командования.
За это изверги повесили 200  харьков-
чан — рабочих, служащих, представителей
интеллигенции.

От населения и воинских частей тта-
тельно скрывается правда о действитель-
ном положении на фронте. Но, несмотря
на все рогатки, на чудовищный террор,
вести о наступлении Красной Армии про-
никают в Харьков. Настроение немецких
блдат и петлюровцев, привезенных в 060-
зе, резко падает.

У исстрадавшегося населения Харькова
крепнет надежда на освобождение, на ско-
рый приход Красной Армии. Харьков ждет,
верит, что близок час расплаты с нена-
вистным врагом.

К. ТАРАДАНКИН,
спеп. корреспондент «Известий».

КАРЕЛЬСКИЙ ФРОНТ. Смело и решительно оперирует в тылу у врага партизанский отряд под коман

на разведке. :

Рапорт
партизан

Они шли много дней из глубокого ты-
ла немецких войск, миновали десятки
деревень, пересекли густые леса и за-
мерзшие болота. Их четверо — шофер
райкома партии Ларион Васильев, недав-
ний житель Рыбинска Алексей Кустиков,
народный судья Тимофей Егоров и радист
колхоза «Согласие» ‘ Чкаловского района’
Торьковской области Иван Орехов. Они
принесли 7.500 рублей, собранных пар-

тизанами в фонд обороны.

Васильев рассказывает историю сбора
средств.

В партизанском ° отряде товарища С.
проходило собрание;  намечались планы
новых налетов на злобного врага. Один
из партизан в своем выступлении ска-
зал: «Товарищи, мы все читали речь
товарища Сталина. Я предлагаю и нам
внести свой вклад в дело обороны стра-
ны». ‘

Предложение было горячо поддержано.
Командир первым внес 370 рублей. За
‘несколько минут было собрано около
5.000 рублей. Нашу инициативу подхва-
тили партизаны соседнего района. Они
собрали 2.700 рублей. Было решено
деньги переправить через линию фронта.
Для этой пели и выделили нас четверых.

С деньгами товарищи принесли письмо
партизан, алресованное Военному Совету
Северо-Западного фронта.

«Мы, партизаны, вдохновленные речью
товарища Сталина, еще с болышей силой
будем громить врага днем и ночью. C
момента оккупации вралом наших paifo-
нов мы перебили 145 немецких холдат,
10 офицеров, в том числе полковника,
уничтожили 4 грузовых и 10 легковых
автомаптин, 8 повозок с горючим и дру-
THMH военными материалами, взорвали
3 склада с боеприпасами, 9 мостов на
дорогах и т. х. Партизаны проводят боль-
шую раз’яснительную работу среди насе-
ления, организуют собрания в колхозах,
выпускают газеты и листовки. Мы
клянемся перед нашим народом, перед
коммунистической партией и товарищем
Сталиным, что еще  яростнее будем
истреблять фашистов и отстаивать инте-
ресы советского народа».

Подведены итоги боевых действий 28
партизанских отрядов. С 15 июля по 30
декабря 1941 года отрядами уничтожено
7.152 немецких солдата и офицера, взято
в плен 50 немцев. Вроме того, партиза-
нами в лихих налетах уничтожено 677
грузовых и 20 легковых автомалин. 19
цистерн, 14 танков, 9 тракторов. 275
мотоциклов, пущено под откос 49 поез-
дов, взорван 21 склад, 15 железнодорож-
ных мостов, 30 деревянных мостов. 16
блиндажей и дзотов. .

Л. КУДРЕВАТЫХ,

СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ФРОНТ, 10 ян-

ЮГО-ЗАПАДНЫЙ ФРОНТ, 10 января, варя.

Фото специального в

Разговор с Августом
Гуммелем

Прежде чем сдаться в плен нашим
развелчикам, он отяжелевшей рукой мет-

Протрезвившись, лейтенант Август Гум-

‘мель из Гросекарценбурга предстал перед

рабочей делегацией, прибывшей на фронт.

Потирая огромные оттопыренные уши,
Гуммель тупо смотрел на людей и, важет-
ся, плохо соображал, что с ним происхо-
дит. Вели он в плену, то’ почему его
окружают штатскйе люди? \

Начался допрос. То, что рассказал Ав-
туст Гуммель о ‘себе, о немецком офицер-
стве, о состоянии немецкой армии, было
невольной исповелью матерого фашиста.
Гуммель из Гросскарценбурга, — как он
себя величает, — владелец крупного име-
ния (6.440 моргов земли), винокуренного
и лесопильного заводов, «чистокровный»
ариец, пруссак.

— Свою родословную я велу ¢ 1530 ro-
да, — с гордостью сообщает он.

Лейтенант Гуммель побывал чуть ли не
BO всех оккупированных странах. Неожи-
данно его направили на Восточный фронт.
6 декабря он прибыл на позиции под Ле-
нинградом. Здесь он командовал взводом
в 4-й роте 409-го пехотного полка 122-й
дивизии генерала Махгольца.

— Тле ваш генерал сейчас?

— Он в Берлине, в лазарете. Заболел
сильным нервным расстройством, а также
ишиасом. , Е :

— Знаете ли вы назначение артилле-
рии?

— Конечно. Артиллерия существует для
уничтожения укреплений, войск. и техни-
ки противника.

— Зачем же вы обстреливаете вот их,
мирных жителей города?

— Тотальная война, — бормочет офи-
цер. — Ничего не поделаешь, приказ на-
его фюрера... Я понимаю, что истреби-
тельная война русских — это ответ на
нашу ‘тотальную войну...

С каждым новым вопросом признания
фашистского офицера становятся все от-
кровеннее и яснее. Он знает о крупных
поражениях немецкой армии за последние
недели. - РЕ

— Наша армия хуже приспособлена к
лишениям, она испытывает транспортные
затруднения, особенно зимой. Русекая ар-
мия хорошо обучена и оснащена. Вашя
тяжелые танки страшны. У вас много ар-
тиллерии, и она хоропю стреляет. Вообще
война на Западе по сравнению с русским
фронтом кажется нам легкой прогулкой,

° — А как вы оцениваете наши ночные
атаки?

нул гранату, затем пошатнулся ‘и а

днем я могу стрелять е 30 шагов, 4
ночью надо сходиться вплотную, это
неприятно!

— Бывают у вас случаи дезертирства?

— Да, они об’ясняютея тяжестью вой-
ны. Война стала слишком затяжной и гу-
бительной... т

— Известны ли вам цифры немецких
потерь на Восточном фронте?

— Мне известны официальные цифры,
приведенные Гитлером в его выетуплении
в рейхетате. Эти пифры я считаю oe
женными.

— Каковы потери в вашем батальоне
з& декабрь?

— Не менее 60 процентов личного с0-
става. Особенно велика убыль офицеров.
В моей роте за три последних недели вы-
было. вместе со мной 6 офицеров: Много
случаев обмораживания и заболеваний.
Половина материальной части нашей ар-
тиллерии не работает из-за отсутствия
расчетов. ;

— В каком состоянии находятся ваши
дивизии под Ленинградом?

Туммель со вздохом отвечает:

— Огонь русеких настигает нас всюду,
со всех сторон...

Веячески стараясь увильнуть от пря-
мых ответов, Август Гуммель все же вы-
нужден сделаль признание 0б истинном
положении немепкой армии. Скученность
в землянках, холод, полуголодное “суще+
ствование изнуряют солдат. Быт офиперов
«скрашиваетея» отпусками для посеще-
ния публичных домов.

— Правда, на фронте их нет, — ого-
вариваетея пленный. — Но они располо-
жены в городах — Луге, Пекове, Новгоро-
де, „Риге.

— Чем об’яонить ’ высокий процент
венерических заболеваний среди господ
офицеров?

— Испанцы! —— сокрушенно воскли-
цает Гуммель, — Почти вся «Голубая ди-
визия» заражена сифилисом.

— Позвольте, при чем тут испанцы?

— Видите ли, они заражают женшин
в публичных домах, a те заражают нем-
цев.

Вообще немецкий офицер невысокого
мнения о своих союзниках. 06 итальянцах
он говорит презрительно:

— Мы связаны е ними, как утопаю-
щий е камнем!..

Таков лейтенант
Автует Гуммель.

германской армии

П. МАЙСКИЙ,
спец. корреспондент «Известий»,

ВОСКРЕСЕНЬЕ, 11

дованием тов. С. На снимке — партизаны

ЯНВАРЯ 1942 г. № 9 (7635)

С,

Зельма.

из отряда тов.
оенного корреспондента «Известий» Г.

Ночные удары
с воздуха

Эту ночь белофинны запомнят надолю.
Накануне выпал обильный снег. Он занес
аэродромы. Но советская авиация умеет
разить врата при любой погоде,

Один из командиров Н-ского  соедине-
ния, оценивая боевую работу прошедших
суток, сказал:

— Мы всю ночь висели над противни-
ком.

Это нужно понимать буквально. 3a
ночь сделано 26 налетов на позиции вра-
га, сброшены десятки тонн бомб.

Летчики командира Тарасевича  обна-
ружили. на западной окраине пункта М.
колонну из 40 машин. Бомбили с высоты
1.200 метров. 0боз был разметан, более
половины мапгин разбито прямыми попз-
даниями.

Штурмовики командира Белоусова уе-
пели за ночь «посетить» три об’екла.
После атаки на артиллерийскую батарею
противника они услышали взрывы огром-
ной силы. На воздух вместе с пушками
взлетели и снаряды.

Летчик Луговой, сбрасывавший листов-
ки, обнаружил в районе П. костры. Эт
расположились на ночь вражеские pesep-
вы. Луговой доложил о своем открытии
командованию. Штурмовики под водитель-
ством опытного командира Краснолуцкого
взвились в небо. Белофинны, заслышав
шум моторов. пытались погасить костры.
Поздно! ‘СОбросив бомбы, штурмовики заш-
ли еше раз и полили разбегающийся вра-
жеский муравейник огнем своих пулеме-
тов. Немногим белофиннам улалось уйти.

В районе Л. белофиннам не дала спать
нала’ легкая бомбардировочная авиация.

Волна за волной шли бомбардировщики и

громили позиции врага.

‚ В ударам на земле в январекие мороз-
ные ночи прибавились удары © воздуха.
Туго становится белофиннам.

Н, КОНОВАЛОВ,

КАРЕЛЬСКИЙ ФРОНТ, 10’ января,

Герои-танкисты

Бои последних дней изобилуют приме-
рами героизма наших танкистов. В горя-
чей схватке с фашистами танк старшего
лейтенанта Бондаря попал под огонь двух
105-миллиметровых орудий немцев. Тов.
Бондарь, ловко сманеврировав. уничтожил
отнем об» орудия, а затем гусеницами
раздавил 15 гитлеровцев. Танк Героя (0-
ветекого Союза сержанта Криворотова в
бою под селом М. подбил немецкий талк.
Немцы открыли по нашей малиине ураган-
ный огонь. Но Вриворотов. решил не оста-
влять противнику годного к ремонту тал-
ка. Под сильным огнем он взял немепкую
машину на буксир и притащил ее в свою
часть.

ЮГО-ЗАПАДНЫЙ ФРОНТ, 10 января.

— 0, это хуже всего. Дело в том, что  ЛЕНИНГРАДСКИЙ ФРОНТ, 10 явваря. (От соб. корр. «Известий»).

Преследуя отступавших немцев, Врас-
ная Армия заняла деревню Михайловку.
Было это недалеко от Малоярославца.

Первое, что увидели бойцы и что по-
разило их, была толпа местных жителей,
молчаливо ожидавшая чего-то подле одного
из уцелевших домов. Толпа состояла из
женщин и нескольких стариков. Это были
жители, остававииеся в деревне при
немцах.

Тюди стояли, не двигаясь, как бы боясь
спугнуть что-то.

Домик, который они окружали, был
обыкновенный домик с пятью оконцами,
резными наличниками и коньком на крыше.

Домик молчал. Молчали люди.

— Он там, — сказала красноармейцам

женщина с ребенком на руках.
Он там, — повторил и старик с бе-
лой бородой, и другой старик с еще He
совсем белой бородой, и третий старик,
моложавый, с черной бородой, и две ста-
рухи, и еще одна старуха, согнувшаяся
пополам, и несколько женщин с детьми.

Позади дома дежурили мальчики.

Он там, — сказали они краесноар-
мейцам.

Там, в дамике, сидел предатель.

Когда пришли немцы, в деревне нашел-
ся один предатель. Он явился к ним и
предложил свои услуги. Его назначили
старостой. Он помогал немцам  обирать
крестьян, избил палкой голодных женщин,
которые хотели взять немного реквизиро-
ванной немпами колхозной ржи, выдал
немцам пробиравшегося к своим переоде-
того красноармейца, которого приютили на
ночь хорошие люди. Враснозрмейца тут же,
на лворе, немцы расстреляли. Затем пре-
датель выдал немцам еще шестерых лю-
дей, как он выразился, «чужих», из дру-
той деревни. Их немцы куда-то угнали.
Перед самым уходом немпев предатель хо-
дил по домам и снимал с людей валенки.
Он снял и сдал немцам 26 пар. Снал

Та Обо!

своими собственными руками, потому что
никто не хотел снимать их © себя сам.

Когда немцы уходили, они позабыли о
предателе. Он уже не’ интересовал их:
Они даже не предупредили его, что‘ ухо-
дят. Они просто ушли. А он остался в
своем доме, в своем целехоньком, не
ограбленном доме, в хороших валенках ¢
калошами. Уйти было некуда. Вокруг де-
журили крестьяне.

Я дорого бы дал, чтобы посмотреть на
него в эту минуту, когда он, один во всем
мире, одинокий, как скорпион, вытащен-
ный из-под сырого камня и аккуратно по-
ложенный пинцетом исследователя на хо-
рошо освещенный стол, сидел в своей
избе. м

Увидел я его только вечером, на до-
просе в штабе дивизии. Крестьяне © пол-
ной серьезностью просили наше командо-
вание отдать им предателя для самоеуда.
Командование также с полной  серьез-
ностью, так как оно уважало чувства из-
мученных, жаждущих мести людей, откло-
нило их просьбу.

И вот вечером предатель сидел на сту-
ле перед столом, на котором горела керо-
синовая лампа, и, зачем-то беспрерывно
подтягивая свои валенки, держал ответ.

В этот день были опрошены все жите-
ли деревни, и их свидетельские показания
уже представляли собою довольно толстую
папку. «Жалко тратить на него бума-
гу», — сказал конвойный co злобой (он,
вам колхозник, жалел, что предателя не
отлали крестьянам), но военный следова-
тель поглядел на него укоризненно, и кон-
войный замолчал.

Bee было, как полагается, по закону.
Предатель, который не. достоин был даже
ползать в присутствии своих соотечествен-
ников, сидел =а стуле. № нему обращались
на «вы» и разговаривали © ним, не по-
вышая голова. И это, вероятно, больше
всего страшило его. Он понимал, что за-

он никогда не кричит и не горячится,

что закон вежлив и беспощаден.

— Правду, — тихо сказал Бурылин.
— Ну, и прекрасно, — заметил сле-

Предатель маялся. В глубоких морщи- хователь, — давно пора.

нах его лба собрался пот. Это был ма-

Но Бурылин так и не смог говорить

ленького роста человек пятидесяти восьми   правду. Эта правда была Tak ужасна,
лет с большим мокрым носом и рыжими   что он из мог ее произнести. Он упоми-

висячими усами,

— Ваше имя, отчество и фамилия? —
спросил следователь.

— Бурылин, — поспешно ответил пре-
датель, — Павел Михайлович Бурылин.

Он взглянул на нас, стоящих сбоку, и
тотчас же снова опустил глаза.

—- Расскажите, как было дело.

— Так ведь что ж, — сказал он, раз-
водя руками, — воля ваша, & я ни в чем
не повинен. — И тут же быетро забормо-
тал: — Только это, значит, насчет старо-
сты... Да ведь немцев’ сила. Что хотели,
то делали. Ну и я, значит, как красные
ушли и меня... как я стал старостой...

— Как вы стали старостой? — спра-
сил следователь. .

Староста молчал.

— Ели хотите, — сказал  следова-
тель, — я позову сюда свидетелей.

нал о’ фактах, влавалея в некоторые
подробности, но, как только хело лоходи-
ло до него самого, он. либо замолкал, ли-
бэ перескавивал Ha другой, не илущий
к делу предмет... Он He mor произнести
этого самого короткого и самого страш-
ного слова «я». ты
Заговориля о колхозной ржи.

— Свидетели показывают, —сказал сле-
дователь, — что женщины с детьми, ко-
торые по милости немцев уже второй ме-
сяц голодали, пошли в колхозный амбар,
чтобы взять немного ржи. Они были так
голодны и выглядели так ужасно, что
нал ними сжалился лаже немецкий сод-
дат, карауливший зерно. Он разрешил им
взять по ведерку. Но тут прибежали вы,
накричали на соллата и стали бить жен-
щин палками, предлагая им покинуть
амбат.

Следователь так и выразился: «предла-

Torza Бурылин ровным голосом расека- гая им покинуть амбар».

зал, что его вызвал к себе немецкий лей-
тенант по фамилия Шмилт и предложил
быть старостой. Почему он его вызвал?
Потому что Бурылин еще в ту войну был
в немецком плену и знал немецкий язык.
Потому еще, что раньше, ло революции, у
него была своя колесная мастерская.

— Й вы согласились стать немецким
старостой?

— Да.

— А вы зпаете, что это называется
предательством? ‘

— Воля ваша.

— Этоя знаю, что воля наша. —
сказал ^ следователь © разлражением, —
но я хочу спросить у вас прямо — вы
что, собираетесь врать или говорить
правду?

Бурылин молчал.

— Я но слышу,
тель.

‚  подтягивая валенки.

— Ну, хорошо,—сказал следователь.—  изнес староста со страшн
— свазал следова-  Ответьте на один вопрос: вы били женщин]

— Было это?

— Воля ваша, — отвьтил Бурылин,

— Я спрашиваю, было‘ этс?

— Зерно-то было - колхозное? — не-
ожиланно спросил Бурылин,

— Колхозное, — отретил следователь.

— А колхозное полатаотея охранять, —
сказал Бурылин, — BOT я и охранял.
Чтоб все было в порядке;

— Вот сволочь, — сказал‘ конвойный, —
тоскливо переминаясь с ноги на ногу.

— Помолчите, Тихонюк, сказал
следоватець, стараясь не разлражаться.—

Но вель немцы. реквизировали зерно, и И

оно стало немецкое. Значит, чей же по-
рялок вы подлерживали? Немепкий?
Не могу знать, сказал Бурылин,

пачками?

_1 — Her, нет! He

— Никак нет, — ответил Бурылин.  этого! Я только сказал переводчику, что

— Мы можем их позвать, — сказал

следователь.

Тогда предатель ровным голосом рас-
сказал, что он, хотя и не бил женшин
палкой, но олну или двух он слегка уда-
PHI, чтобы они соблюдали порядок. Он
так и сказал: «соблюдали порядок».

— Уларили палкой? — спросил сле-
дователь.

— Воля ваша, — ответил Бурылин.

там будто неизвестный какой гражданин

из чужой деревни. А уж переводчик,
— Переводчик немец?
Предатель молчал.
— НУ, и дальше что

пошли туда, вывели
Расстреляли...

— Там перевелчик был, — тупо, как-

nee

было? Немцы
краеноармейпа...

то даже ожесточенно тупо сказал crapo-

— Hy, хорошо, — сказал следователь   СТ8.

оставим это.
Расскажите,
пем.

— Чего-с?

— Как было дело с красноармейцем?

— 910 гражданин, который У Тимофей
Тимофеича ночевал?

Да.

— Так ведь... Что вы, граждане!.. —
Предатель оглянулся,

Перейдем к самому главному.
вак было дело с краснозрмей-

— И вы были?
— Воля ваша.
Некоторое время молчали все в избе.

— НУ, что ж, более или менее все яс-
Но, —— сказал следователь. — Может, у вас
имеются вопросы, товарищ писатель?

— Зачем вы это с ?
делали? — спросил
я Бурылина.

как бы призывая dina А что я такое сделал, гражданин,

нас в свидетели. — Хоть самого Тимофей ‘ce не знаю кто вы будете? Бак-

Тимофеича спросите!

— Спрашивал, — сказал следователь.
Предатель посидел некоторое
молча, с открытым ртом. Видно, соб
с мыслями. Потом стал делать гло

ные движения.

— Ну. так как же будет? —
следователь. И добавил ве
3У: — Помните, нам все известно. ас-

татель-

скажите, как вы вошли в избу к Тимофей   0 с Вот вы заявили при первом

время   власть. А я что, гражд
ирался   маленький. Мое дело п

лаже странно, ей-богу. Немпы дела-
Ли — это точно так. Да ведь их

х сила!
ак ушли красные,

немец сразу и взял
данин? Я — человек
одчиняться.

Слева «гражданин» й «красные», ко-
торые он часто употреблял. невыносимо

было слушать. 0
- UHM не то, что резал НИ
терзали ухо. ре

допро-

Е как увидели там  краеноар- ae Ваш сын сражается в Крабной
а, ; —— СКАЗ: > и:

ши iY эшли в германский штаб, ло-   это так Чо a duane” УЕ

„.. Ну? . ‚ если-б тавой,

Й предатель отчетливо вспомнил. о ея Маленький человек, который 2-

мы он в избу к Тимофей Тимофеичу,
доброму старику, как увилел там незна-
комого человека в крестьянском плат

ел щи. Когда он увидел ста
С -
рестал есть. rae

как   бит подчиняться. вы

дал бы вашего сына
немцам на расстрел? en

Следователь задал этот вопрос не для

be
молодого. обросшего бородкой. похожего на Того, чтобы получить на него ответ
исуса христа с деревенской иконы. Он г

На такой вопрос не было
предатель не ответил.

— Он бы и сына

И

ответа.

а м родного -
и a feo ic следователь. лел,—Ф©казал конвойный из ОК mn
НИЧ го не сделал, — про-  — Уведсте
, С арестова: —
ое Gy ei, aide, Horo, сказал
ы пошли к немцам и рассказали? h

было этого! Не было

Евгений ПЕТРОВ.
ЗАПАДНЫЙ ФРОНТ.

meeskh a

«а