Фор ee Oe

$ 79 ©

we

1.

$
)-

с-
ac

Hy
к-
a:

ad
ek

мо

ie
ой
AM,
ой,
0”
rAd

ля

ra
ла.

Гвардейцы трудового

В родной город на побывку, после ле-
чения в госпитале, приехала группа бой-
os Западного фронта. На следующий день

они отправились Ha свой завод повидать-

ся с товарищами. Из широких ворот цеха
в это время выходили грозные, заковран-
ные в броню машины.

— 0го, их делают на нашем заводе! —
удивились бойцы. — Да когда же вы на-
учились?

— Вы учились бить фашистов, а мы—
строить танки, — последовал ответ,

Всего несколько месяцев назад Tocy-
дарственный Комитет 0бороны поручил
этому заводу начать производство тяже-
лых танков. :

Великолепные цехи завода, оснащенные
первоклассным оборудованием, до войны
были предназначены для создания ориги-
нальных машин. Здесь никогда не имели
дела с серийным выпуском. Теперь пред-
стояло сломать старый производственный
процесе и построить все по-новому. Из
ворот завода ежедневно должно было вы-
ходить определенное количество боевых
машин: Со многих предприятий собрали и
смонтировали недостающие станки. Инже-
неры, техники, стахановцы завода прояви-
ли много  изобретательности, инициати-
вы, — и производство танков началось!

Секретарь цехового партбюро т. Коршу-
нов рассказывает:

— На этой незнакомой и непривычной
работе люли показали замечательные 06-
разцы труда. Рабочие сутками He уходи-
ли из цеха. Приходилось приказывать
людям отдыхать. Наши машины должны
были помочь сдержать. натиск врага,
обеспечить разгром его. А вы помните,
какие это были тяжелые дни для страны?
Враг рвался к Москве. в Ленинграду, он
двигался вперед. В те дни родилось за-
мечательное соревнование за сокращение
сроков постройки машин.

Бригада сварщиков Степанова в одном
из цехов вела борьбу за быстрейшее из-

тотовление деталей. Вскоре появилось
Еще Xo войны мне довелось  вак-то

быть в детском доме. Я попала туда в TO

время, вогда неизвестная мне женщинз

пришла, чтобы взять к себе из детского
лома ребенка.
Женщина

стояла, озираясь,

ребенка на другого.

дания. Они ждут, что маль
ними в дом и увелет их

придет
отсюда.

не’ видали матери.
ской руки, по какой-то одной женщине,
которая любила бы! и жалела, вместо
иногих женщин в белых косыночках, ко-
торые ходят в доме за детьми; поят их,

Бормят и-моют, делают вее`эте-очень” хо=

ропю и честно, но потом уходят в себе
домой, в своему ребенку, которого они
любят больше всех.

ВОСКРЕСЕНЬЕ, 14 ЯНВАРЯ 1942 г. № 6 (1685)

успеха: она сварила деталь за 7\2 часов.

немного
растерянная, и переводила глаза с одного
Она не знала, что
живущие в детском доме, лаже самые ма-
ленькие, очень точно знают чувство ожи-
3a
Не то
чтобы им было здесь плохо. Но они ждут
прихода матери. Даже те, которые никогда
Это  неистребимая
тоска по родному дому, по теплу материн-

рента

большое полотнище, протянутое через весь
цеховой пролет от колонны к колонне:

«Честь и слава героической бригаде
Степанова! Она выполнила работу за во-
семь часов вместо двадцати».

В конце месяца стало ясно, что если
сварщики нб удвоят усилий, то-план бу-
дет сорван. Уже много часов” находились
сваршики в цехе. Варили последние дета-
ли. На одной из частей появилась над-
пись: «На ‘этой детали пех заканчивает
месячное задание Государственного Кюми-
тета Обороны». Кому достанется эта де-
таль? Кто будет завершать месячный
план?

Уже длительное время © бригадой Cre-
панова соревновалась бригада сварщиков
Куклинова. Это была сильная бригада,
мало чем уступавшая степановцам.

Мы возьмем! — заявил Степанов.
В ту ночь его бригада добилась нового

И все же последнюю деталь захватила
бригада Куклинова, несколько раньше на-
чавшая лелать предыдущие. Тогда брига-
да Степанова пошла к начальнику цеха и
сказала:

— Мы закончили задание и хотим
сделать еще олну деталь.

— Илите домой. Вам необходим 0т-
хых, — пробовал отговорить их началь-
ник цеха. Но трудно было уйти в эту
ночь с завода, оставить товарищей, кото-
рые продолжали работать над завершением
уесячного плана. Й начальник цеха дал
разрешение остаться.

Почти перед самым концом смены сте-
пановцы пришли на помошь уставшим
сварщикам бригады Сахарова. Они вновь
остались на заводе.

На следующий день кто-то сказал, что
бригада сварщиков Степанова вела себя,
как гвардейцы в бою с фашистами. Да,
это настоящие гвардейцы трудового фрон-
та, доблестные воины производства!

Н. СЕРОВ.
Гор. Н.

т 6

города, взорванные мосты, убитые люли.
Но солдат, который убивает ребенка; уже
давно перестал быть человеком. С такими
солдатами не воюют, — это слипиком боль-
шая для них честь. За ними охотятся и
их истребляют, как волков.

Нас воспитала страна, в которой любовь
Б детям— не только личное свойство. чело-
века. Это доблесть государства. Это мате-
ринская забота большой, могучей и муд-
рой страны, воспитывающей поколение,
которое увидит жизнь, расцветающую все
большим счастьем. Всякий человек с
обычным, простым сердцем любит детей.
У нас любит детей страна. Это любовь
действенная, активная, умеющая стать на
защиту, порадовать, научить жить.

Вероятно, во всякой стране, земли кото-
рой захватили немпы, человек, увидев-
ший то, что делают немны с детьми,
испытывабёт боль и ужас. Но для нас это
не только личное горе. Это потрясение
всех основ нашего отношения 5 детям, к
материнству — отноптения, воспитанного в

пока женщина, смущаясь, глядела,
то на одного ребенка, то на другого, вы-
бирая, волнуясь, не зная, на KOM же
остановиться, дети смотрели на нее во
все глаза. И вдруг, наконеп, маленькая
девочка на длинных ножках вышла впе-
ред, решительно подбежала к женщине и
начала складывать возле нее свои игрушки.

Женщина еще не слишком разбиралась
в том, чт0 же, собственно, происходит, а
девочка уже тащила к ней какие-то ву-
бики, белого зайца с оторванным ухом,
куклу, домовито пихала все это свое хо-
зяйство в плетеную Еорзиночку, потом
взяла корзиночку в руки и стала возле
женщины, всем видом своим показывая,
что она уже, в сущности, готова в до-

нас самим духом страны, в которой мы
живем.

Не так давно я встретила в одной де-
ревне, отбитой у немцев, женщину,
которая вела за руку мальчонку лет
шести. Женщина приехала в деревню из
районного отдела здравоохранения по ка-
ким-то делам. Она нашла  мальчонку B
пустой избе с выбитыми окнами. Он
сидел в углу, зарывшись в сено, как еж.
Отец его был убит на фронте. Мать пять
дней висела на виселипе ` посредине де-
ревни. Соседи рассказали об этом приез-
me женщине, она ахнула, присела перед
мальчиком на корточки, заплакала, при-
mada & cede его грязную, забитую сеном
толовку. Тут же она решила, что заберет

рогу.

‚ Может быть; женщина так и не поня-
ла, что выбирала себе ребенка не она, а
ее выбрала девочка, но, когда это длинно-
ногое маленькое существо привалилось к
ве коленям со своей корзиночкой, сердце
ее, видно, дрогнуло, она наклонилась к
девочке, что-то ей сказала, как-то нелов-
ко и растерянно ее погладила — и по-

шла к директору оформлять документы.
Через час я видела их, когда они вы-
шли из дверей детского дома.
Они стояли на снегу рядом — малень-

кая и большая; девочка подняла лицо и

смотрела на женщину снизу вверх, очень
доверчиво: женщина взяла 2е за руку и
пошла впиёред. Она держала эту руку так
крепко, как будто они собрались в длин-
ный, большюй и очень далекий путь.

И, честное слово, каждый, у кого нет
детей, позавидовал бы в эту минуту началу
большой и новой жизни другого человека.

Все это вспоминается  сейчае, - когда
хумаешь 0 том,
без семьи и крова.

Из всех расеказов, слышанных 0 TOM
страшном и зловещем, что делали немцы
на временно захваченной у нас земле,
есть`один, который кажется мне страшнее
всех.

Ночью в’ деревне, в избе, во которой
квартировали немцы, заплакал грудной
ребенок. Мать проснулась и подошла к
люльке, — ребенок плакал громко, захо-
дясь, надсаживаясь. Мать перепеленала
его, уложила удобней, качала люльку,
что-то приговаривала, но ребенок продол-
жал плакать.

Немецкие соллаты проснулись и заше-
велились. Тот, что лежал ближе всех, —
толстый солдат в очках, — поднялся и,
почесываясь, подошел к люльке. Он на-
клонился нах люлькой, сделал двумя
пальцами «козу», пробурчал те совершен-
но непередаваемые междометия, которые
обычно говорит взрослый человек, накло-
няяеь нал люлькой с ребенком, но ребе-
HOR Продолжал кричать.

Тогда солдат осторожно вынул ребенка
за плечики, приподнял из люльки, стук-
нул его головкой о стену, положил назад
в люльку и так же спокойно, почесы-
Basch, пошел на свое место и лег.

В избе наступила ` тишина.

Потом раздался короткий, похожий на
заячий, крик матери. Она крикнула го-
лосом. который в деревне называют
«дурным», присела т вдруг выбежала из
избы и побежала по занесенной снегом
улице босиком,  простоволосая, нивесть
куда.

На войне никто не ждет милосердия.
Мы знаем, что война— это разрушенные

сколько детей осталось

мальчика к себе.

_ Сейчас они шли рядом пю снежной
улице, между черных, обгоревших изб,
между домов. сплющенных, как спичечные
коробки, мимо. брошенных немецких тан-
ков с рваным брюхом и подбитых пушек.

— Вот зайчик в лесу бежит, вон, ко-
coli, прыгает... — говорила женщина, по-
вернув лицо Е мальчику.

Мальчонка молчал. Он видел мать, KO
торая раскачивалась на виселице, твер-
дая от мороза, как дерево. On слышал
адский грохот артиллерийской стрельбы,
разрыв бомбы, вой мин. Он уже забыл,
что такое зайчики.

— Вон лисичка в норке сидит... — го-
ворила женщина, глотая слезы. — Пойдем
в норку в лисичке, морковки ей  поне-
сем...

Мальчик продолжал молчать,
велед за женщиной.

— В городе купим книжечку, хорошую
книжечку, е картинками... — почти с от-
чаянием сказала женщина. Было видно,
что она хочет вернуть этого ребенка на-
зад, в простой и ясный детский мир. с
книжками, с зайцами и лисичками, за-
брать его от смерти, от пушек, от войны,
которую он увидал слишком близко и
страшно.

Ребенок все же. остается ребенком.
Женщина оказалась права. Мальчик вдруг
тлотнул, с усилием расклеил черные, по-
трескавшиеся губы и сказал очень тихо:

— Какую книжечку? Е

Женщина  ахнула, что-то  залепетала;
они отошли уже далеко, и ко мне долета-
ли сейчас только обрывки слов © книж-
ках, 0 медведях, все то, что женщина го-
ворила мальчику, и мальчик уже что-то
отвечал ей, очень тихо и сипло, и ветер
уносил слова,

Тут вепомнилась мне женщина, кото-
py я видела в детском доме ло войны.
То, что делала она в ту покойную и мир-
ную пору, она делала не только для
ребенка, но скорей для себя, для личного
своего счастья, для радости услышать В
доме детский голос.

Насколько крупней и значительней бы-
ла вот эта, другая женщина, в простом
толетом платке, которая шла сейчас по

шагая

бездомного ребенка, женщина, которая в
трудные дни войны взяла на себя заботу

0 его бсульбе и жизни, помогая госуда»-

ству; женщина, которая показала, на де-
ле, что все чувства, все большие законы
души, которые воспитывала в ней страна,
были поняты ею, приняты, вошли в серд-

це и в кровь.
Татьята ТЭСС,

дороге разоренной деревни, держа за. руку.

Заменив ушедшего на фронт мужа, А. и.
1Шашова стала работать токарем в механи-
ческом цехе одного из московских заводов.
Выполняя оборонный заказ, она вырабаты-

процентов нормы,
Фото 0. Игнатович (ТАСС).

^^ —Ы——Ы———»—»Ы————————Й—^^^

На помощь пострадавшим
от немецких захватчиков

ВОРОНЕЖ, 10 января. (По телеф. от
соб. норр.). По инициативе колхозников
сельскохозяйственных  артелей
отделец», именя  Катановича, имени
Ворошилова, «Великий Октябрь», «Новая
жизнь» и коллектива рабочих и служа-
щих спиртозавола, в Анненском районе
начата работа по оказанию помощи Hace-
лению, пострадавшему от немецких 34-
хВатчиков.

Трудящиеся района с огромным под’е-
мом отнеслись к выполнению этого свя-
шенного долга. За одян только день ©0-
брано более 300 центнеров зерна, 40 ов-
чин, много белья, бурок, валенок и дру-
гих вещей и предметов домашнего оби-
хода.

Колхоз именя Ворошилова внес из 0б-
шественного фонда 75 центнеров хлеба,
председатель колхоза «Политотлелеп» ` тов.
Землянников внес 100 килограммов: зер-
на, две овчины и пять метров мануфак-
туры. Колхозник артели «Политотлелец»
т. Кузнецов, у которого три сына в ар-
мии. внес 50 килограммов зерна, вален-
ки. белье. Предеедатель Верхне-Тойлен-
ского сельсовета т. Провоторов дал 50 ки-
лограммов зерна, много одежды.

Инициатива колхозников передовых
сельскохозяйственных артелей поддержана
трулящимиея всего района. На-днях co-
стоялось совещание партийного,  совет-
ского и колхозного актива, на котором
принято обращение ко всем трудящимся
области © призывом организовать широ-
кую помощь населению и колхозам Ор-

вает сейчас 250

ловской области, пострадавшим OT -He-
мецких захватчиков, провести. сбор `про-

дуктов питания, зимней одежды, обуви,
белья и предметов домалинего обихода.

Одну норму—за себя
и три за сыновей

САРАТОВ, 10 января. (По телеф. от
с0б. корр.). Трех сыновей проводил на
фронт кузнен Елшанской МТС Гавриил
Петрович Усков.

— Деритесь © врагом до последнего
дыхания, до последней капли крови, — на-
казывал он им. — А я злесь буду тру-
длиться не покладая рук.

Тавриил Петрович сдержал свое слово.

Вступив в сорбвнование с кузнепом
Воскресенской MTC тов. Мазиным, тов.
Усков взял обязательство выполнять еже-
дневно по 4 нормы.
Я меньше не могу, — пояснил он
товарищам по работе. — Одну я обязан
выполнить за себя, а три — за сыновей
свойх. !

Тракторы готовы
к севу

ЧИТА, 10 января. (По телеф. от соб.
корр.). Читинская МТС закончила текущий
и капитальный ремонт всего тракторного
парка. a3

Ремонтники станции работали по. ком-
плекено-узловому методу. Бригады Малы-
тина, Власова, Эрдынеева систематически
перевыполняля задания. в полтора-два
раза. ae

Все запасные части в отремонтирован-

ным тракторам изготовлены на месте. Сле-
саря и кузнецы машинно-тракторной” ма-
стерской из наличных материалов изго-
товили 500 комплектов всевозможных ле-
талей. Читинское лено железной дороги
им. Молотова помогло провести сварочные
работы.
_ Ремонтные рабочие станции переключи-
лись на работу по скорейшему окончанию
ремонта сельскохозяйственного инвентаря.
Одновременно при станции организованы
курсы трактористов, на которых обучаются
женщины-колхозницы и Колхозная молэ-
дежь. р

Станки ремонтируют
сами станочники

БОМСОМОЛЬСК-НА-АМУРЕ, 10 января.
(ТАСС). Лунинские методы начинает ши-
роко применять коллектив машинострои-
тельного завода. До сих пор строгальщики,
токари, фрезеровщики и револьверщики во
всех случаях поломок оборудования обра-
шались за помошью к слесарям и налад-
чикам. Пока наладчие устранял обнару-
женные дефекты, станочник использовался
на подсобных работах. Передовые произ-
водственники завода решили проязводить
мелкий и средний ремонт своих станков
собственными силами, не прибегая к o-
мощи наладчиков. Опыт стахановцев дал
замечательные результаты. Токарь Пестух,
работая на строгальном, долбежном, токар-
ном и зуборезном станках, сам производит
ремонт всего оборудования. Недавно он сде-
лал несколько новых деталей к токарному
станку. Его почин подхватывают другие

в которой раскинулись города

«Полит-

ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ. ТРУДЯЩИХСЯ  СССР.

Па новых зеилях

Хорошо известна. Нижне-Зейская долина,
Благове-
шенск, Куйбышевка, Свободный; здесь
вливается Зея в Амур. :

Рождается Зея на высотах в 2.500 мет-
ров. Прорезав  кряжи Станевого хребта,
собрав с гор множество потоков, река
оплодотворяет ‘огромную  Вефхне-Зейскую
долину.

Редкие поселки ‘Золотоискателей, охот-
ничьи становья’ эвенков, одинокие избы
зимовок и вокруг — бесконечные ` леса,
пустынные торфяные мари, безымянные
реки. Район мало обжитой, еще- меньше
разведанный, сулящий большие богатства.
Всюду — золото, н лес, непу-
ганый пушной зверь, итица, рыба...

Велед за охотниками, лесорубами, золо-
тоискателями в Верхне-Зейскую тайгу не-
давно пришли первые ‘земледельцы =—
забайкальские крестьяне, рязанокие и ук-
раинские переселенцы, эвенки; променяв-
шие трудные кочевья на зажиточную кол-
хозную жизнь. На лучших участках кол-
хозники берут с гектара до 16 пентнеров

остаются у ям. Торчат сучья, свороченные
мимоходом кусты, смятый тнильняк, ебн-
тый жердовник. Между корнями — комья
почвы.

° Вот заходят два трактора. Их соединяет
трое, протянувшийся дугою над участком
развороченной тайги. Тракторы проходят
по участку 3—4 раза; трос, направляе-
мый ломиками колхозников, прочесывает
корневиша, освобождая их от земли. На
другом участке, где тракторов ‚ нехватает,
пни обивают вручную.

Обитые пни стаскивают в кучу, под-
жигают, и по нескольку дней над окрест-
ностью пламенеют огромные костры. Уже
разбросан по будущей пашне слой золы —
последняя память о тайге. Так в суровом,
напряженном труде завоевывается каждый
тектар пашни. .

Можно было бы расширить посевные
площади за ечет безлесых марей, но там
урожай будет обеспечен лишь на второй—
третий год. А хлеб нужен стране немед-
ленно.

Зейско-Учурский район и обслуживаю-
masa его Потехинская машинно-тракторная

пшеницы. Romxos «3-я пятилетка» в
1941 ‘году лал. среднюю урожайность

около 12 центнеров. Хорошо идут овеы.
Высока урожайность картофеля. Славятся
огурцы, помидоры, арбузы овощного зве-
новода Овчинникова из. колхоза «Новая
жизнь». В колхозе им. ХХП годовщины
Октябрьской революции; встречающем свою
третью весну, огородник Горечкин- выра-
стил свеклу весом хо 2 килограммов, кол-
хознипа. Туканова. успешно выраптивает
капусту и тыкву. Колхозница Горьскова
сняла хороший урожай конопли. .
Колхозники не сомневаются. в урожае.
— По первинке таежная земля рохит
щедро. Да вот первинка дается нелегко.
Много потрудились верхне-зейские кол-
хозники, чтобы обеспечить предстоящей
весной расширение посевных площадей.
Прежде чем пахать землю, надо отнять ее
у тайги. Десятки тракторов, сотни колхоз-
ников, вооруженных пилами, топорами,
кирками, ‘вышли на ‘Корчевание леса.
° Тысячи ‘корневищ, вздыбленных, пхо-

станция приняли обязательство:

— Ё весне 1942 года освоить под по-
сев новые плошади, помочь родине своими
таежными хлебнымя ресурсами.

Обязательство 06 освоении новых земель
выполнено с избытком. Отдельные колхозы
расчистили в полтора — два раза больше
плещадей; чем предполагалось по плану.

По таежным колхозам Зейско-Учурского

только в Забайкалье. но и в других рай-
онах страны. Здесь работают по-военному.
Закончив уборку зерновых на полтора ме-
сяца раньше, чем в прошлом году, зейские
колхозники смогли рано освободиться от
копки картофеля и обмолота.

Таежные колхозы первыми в Читинской
области закончили сортировку и засыпку
семян. Заканчивается ремонт тракторов.

Завоеванная Y тайги земля ждет весны.

района могут равняться многие колхозы не

И. АНДРОНОВ.

жих на многорукие лохматые чудовища, ЗАБАЙКАЛЬЕ. (По телеф. от соб. корр.).

Бронепоезд выходит из. депо

Поздней ночью была, наконец, сварена
юталь и прокатань тяжелая броня. Ее
привезли в депо, свалили с платформ.

Бригадир Чундеров. нетерпеливо  пото-
рапливал слесарей. .

— А ну, ай-ла, давай... Раз, два! Те-
перь.уж мы -за нее возьмемся:

Вее у него было давно готово. Видав-
ший виды американский паровичок был
заново отремонтирован ‘и стоял над кана-
вой. Кислород и пневматические сверла,
инструмент и люди — все ждало брони,
из-за Которой произошла задержка. И по-
ка перетаскивали и разбирали тяжелые,
© трудом поддававшиеся листы, Чундеров,
словно признаваясь, сказал начальнику
депо Рунову:

— Взялись мы, Виктор Ильич... Очень
смело взялись. А ведь я его прежде ив
глаза не видел... Какой он такой, броне-
поезд?

Улыбка прихорошила измазанное его
лицо. :

`— Шо картинкам из гражданской вой-
ны только и помню. Знаешь такие?

— А чертежи-то на чт0? — перебил
Рунов.—Три тысячи чертежей нам дали.

— Бригадиры, начальник, — зашумел

сзади слесарь Ганичев, — можно присту-
пать, что ли? Работнем немцам на устра-
шение. Сколько моя норма, Виктор
Ильич? .

— Норма? — посерьезнел Рунов. —
Ha рассверловке мы пока установили 10
для такой брони; Поработаешь, видно ста-
нет. Е

— Десять — так десять, — сказал Га-

ничев и взялея за сверло.
° Силач, гиревик. он славился далеко по
округе как борец на всех межзаводских
соревнованиях, когда городок выставлял
против городка не только своих мастеров-
стахановцев, но и бегунов, атлетов, фут-
болистов. стрелков.

— Процентов триста даст, — сдержан-
но отозвался  Чундеров. — Сталь-то ух
больно крута. ;

дая себя в чем, согласился Рунов. — Bor
только, как у нас с нагрузкой на оби
получитея? Хватит ли запаса прочности?

Небольшой городок ‘давно стал фронтом,
каждый лень был лнем боя; и ночью или
на рассвете нередко выигрывалось пелое
сражение. Багровый дым катилея над
мартеновскими печами, и тревожный пету-
ок вставал над колосниками домен. А в
депо елесарь Ганичев день за днем свер-
лил тяжелые, непробиваемые листы бро-
ни, 300, 500, 700 процентов. и Чундеров
не раз подходил к нему:

— Ты отдай машинку. Михалыч, от-
дай. отдай! — вдруг сердясь, кричал он
на него. — Я тебя уже три дня выгоняю

us цеха.
_ — Вот этот’ листок пройду и закон-
чу. — отозвался Ганичев.

Неподалеку в соседнем депо строились
броневые плошалки. Воентехник Малю-
тан, принимавший бронепоезд, вел хнев-
ник и Писал в нем:

— 5 января. Бронепоезд скоро будет
готов. Строим почти без отхыха, с не под-
дающейся определению скоростью. Во-
тельцик Климов вчера за 48 часов поста-
вил командирекую башню. & слесарь Ка-
линин в семь раз перевыполнил задание.

Встретил академика Образцова. Сказал,
что, по-моему, нужно бы ему подумать над
обобщением накопившегося практического
опыта. Согласился.

— Задаете вы работу, нам, старикам.

На тендере грозно высилась граненая
‘командирская башня © круговым обзором
и обстрелом. Три тысячи чертежей из
‘разрозненных и елё уловимых на карте
деталей слились воедино и зримо.

Й взглянув. люди сами заульбались
на свою работу.

А вскоре бронепоезд вышел из депо.
‘Рабочие долго провожали его глазами.

Невысокое зимнее солние стояло над
горой, и далекие просторы лежали за ней,
лежала дорога фронта, боев и побед.

Д. ОСИН.
Город Н. (По телефону).

— Дь, броня надежная словно убеж-

Джигиты

Из горного аула Bexeno, когда-то
грозной резиденции. Шамиля, тронулся
вечером отряд всадников. Предетоял трул-
ный путь. Ерутые скользкие дороги
обледенели. Человека елва можно было
разглядеть на расстояний 30—50 метров.
Перед всадниками поставлена цель: зав-
тра к 4 часам хня они должны быть там,
где формируется национальная  кавале-
рийская часть. 1

„Во главе отряда едут лучшие наездни-
ки: Муталибов Зайнлин — пропагандист
райкома ВЁП(б). которому поручили вести
эскадрон кавалеристов, Ломали Талаев —
председатель Даргинского колхоза, опыт-
ный кавалерист, окончивший горную ка-
валерийскую школу, колхозник Шама
Багаев из ‘аула Атишти. Преодолев
обледенелые спуски и похемы, веденекий
отряд. прибыл точно в назначенный срок.

Десятки тажих отрялов из. Дарго, Ша-
роя, ‚ Курчалоя, `Галанчожа,  Итум-Рале,
ПШатоя, Урус-Мартана, Назрани, Плиево,
Базоркино, с далеких гор и аулов сте-

) каются Ha сборный пункт.

Грозно поднимаются Чечня и Ингуше-
тия. Тысячи заявлений поступили и про-
должают поступать в районные комиссии.

В Шатоб в комиссию ‘явился старый
красный партизан-—чеченен Абдулла Ур-
даев. Сын ero Абуязит пошел хобро-
вольцем. Абдулла  Урдаев. хочет,  что-
бы его также зачислили в армию.

— Лет мне много, но сердце еще мо-
лодое, — горячо убеждал он комйссию. —
Мы, старые партизаны,  прогнавитие
под руководством славного Серго Орджо-
никилзе белогвардейцев с Северного Кав-
каза,  булем ‘драться с врагом, как ЛЬВЫ.

Добровольцем ‘записался Иналук’Маль-
сагов — бывший первый  предселатель
Ингушского облисполкома, а. также бывитие
партизаны — ингуши Юсуп Албогачиев,
Абазбек  Тебоев. Исса Мазиев, Никархо
Гантеримов, бывший боец отдельной ка-
валерийской бригады горских националь-
ностей Ладаш Куцаев, ныне председатель
EOix¢3a,

Создание национальной кавалерийской
части встречено во всех аулах и селах
Чечено-Ингушетии с огромным энтузназ-
мом. Организацию ee 8 республике счи-
тают родным делом. колхозах готовят
для бойпов самые лучшие бурки, папахи,
башлыки. лают коней. На колхозных Co-
браниях созданы 060бые фонды  продо-
вольствия и фуража. :

Когда-то межлу казаками и горцами
была здесь непримиримая и ожесточен-
ная вражда. В эти дни терские и сун-
женские казаки одними из первых стали
помогать рожлению горской национальной
части. Казачьи колхозы  ощного только
 Сунженского района выделили в Фонл
части 400 овеп, тысячу центнеров пие-
ницы. 2:375 - центнеров кукурузы, 700
центнеров картофеля. 500 килограммов
растительного масла. Это — яркий по-
казатель укрепления национальной хруж-
бы народов Северного Кавказа.

Живое участие в оснащении и обмун-
дировании принимают предприятия рес-
публиканских наркоматов, артели промы-
словой и инвалилной кооперации. Начи-
ная ¢ бушлатов,  гимнастерок, курток,
белья, обуви и кончая предметами сна-
ряжения — кавказскими клинками, сел-
лами, кавалерийскими тачанками, — все
изготовляется на месте, в республике.

( каждым днем все более боевой вил
принимает  чечено-ингупюкая часть. В
нее зачиеляют самых крепких и зл0ро-
вых, лучших наездников, проверенных и
преданных родине людей. С уважением
говорят, например, о боевом  капитаче
чеченце Маташе Мазаеве, который под
Суловой Вишней попал в фашистское ок-
ружение и, булучи раненым, стойко драл-
ся с врагами до тех пор. пока не подошло
подкрепление. Теперь Маташ Мазаев вы-
здоровел`и активно участвует в формиро-
вании родной части.

Чеченские. и ингушекие джиагиты гото-
BaT 06бя к жестоким и решающим
схваткам,

’Г. КЛЕВАКИН,
соб. корреспондент «Известий».

В Иваново-Вознесенеком добровольческом

рабочем полку им. Дмитрия Фурманова
идет напряженная боевая учеба. На сним-
ке_командир отделения комсомолец А. Спи-
ридонов отправляет служебную собаку ©
донесением из боевого охранения.

Фото Ф. Карышева (ТАСС.

EIT

Восстанавливаетея хозяйство
Тульской области

ТУЛА, 10 января. . (По телеф. от с0б.
корр.). После того, как территория Туль-
ской области была очищена от гитлеров-
ской грабьармии, трудящиеся Тулы и
Тульской области деятельно взялись 28
восстановление хозяйства, разрушенного
немецкими оккупантами. Колхозники обла-
сти готовятся к весеннему севу, берут на
учет оставшееся колхозное имущество, за-
сыпают семена, ремонтируют сельскохозяй-
ственный инвентарь.

Приступили к ‘работе шахты  Подмо-
сковного бассейна. Шахта №-24 уже дает
уголь на-гора. В январе и начале февраля
будут давать уголь все остальные шахты
района. В ближайшее время будут пуще-
ны‘ шахты Щекинского района. Сейчас на

шахтах открываются столовые, магазины.

Трудящиеся Тулы активно взялись 33
наведение чистоты и порядка в городе.
9. января в городе проводилея общегород-
ской субботник по очистке площадей и
улиц. Тысячи трудящихся ‘города раечи-
щали тротуары. площади a трамвайные
линии. По одному только Привокзальному
району в субботнике участвовало более
3.000 человек. `Межлу бригадами было
развернуто социалистическое соревнование.
Первенство в соревнований завоевала
бригада т. Бобина с Красноармейской ули-
цы. Вчера туляки вторично вышли Ha
очистку улиц. Сегодня они выйдут на
воскресник по оказанию помощи железно-
дорожному транепорту.

Боевые
итоги

ЛЕНИНГРАД, 10 января. (ТАСС). Ma-
шиноетроители Н-ского завода подвели
предварительные итоги своей работы в
1941 году. Сверх годовой программы вы-
пущено продукции больше чем на 300
тысяч рублей. Шо сравнению с прошлым
голом 0б’ем производства значительное вы-
рос. Между тем никакие капитальные за-
траты злесь не производились, не увели-
чилось и количество рабочих.

Заводской коллектив хозяйствует по-
государственному. On  cOeper немало
средств, сырья, металла, чтобы дать как
можно больше изделий фронту. Себестои-
мость основной продукции удешевлена Ha
40 пропентов. Прибыль, полученная заво-
дом, достигает миллиона рублей. В литей-
ном пехе наполовину сокращены расхолы
кокса — заводские рапионализаторы cyMe-
ли найти вполне подходящую замену его.
Над изысканием новых вилов сырья, мз-
териалов особенно много и плодотворно
поработали инженер-металлург Иванов и
мастер Езеретский. :

За месяпы войны облик цехов сильно
изменилея. Много оборудования как бы
обновилось. Это`— плоды так называемой
малой механизации. Десятки станков пе-
ределаны, приспособлены для изготовления
боевых изделий. Изобретательно и неуто-
мимо проводил механизапию и молерниза-
пию оборудования коллектив технологов и
конструкторов под руководством инженеров
Левина и Моисеева.

Обновились заводские кадры. В цехи
взамен ушелших на фронт пришли рабо-
тать их жены и сестры. Они уже при-
обрели производственные навыки. Бывшие
домохозяйки, ныне квалифицированные ра-
ботнипы, с благодарностью отзываются о
своей учебе у замечательных токарей
тт. Голубева, Степаненко. Чибисова, У
бригадира-формовщика Шевелева, настрой-
шика Федосеева и других  стахановпев.
У этих мастеров молодые рабочие и ра-
ботнины учатся искусству быстро и хоро-
шо выполнять любые  залания фронта,
смело преодолевать любые трудности.

Славные дела патриотов
бухты Угольной

БУХТА УГОЛЬНАЯ, 10 января. (ТАСС).
Шахтеры поселка в бухте Угольной, до-
срочно выполнив годовой план угледобычи,
с первых же дней нового года перекры-
вают повышенные нормы.

Большими патриотическими делами за-
полнены трудовые будни полярников. На-
кануне нового года досрочно закончил ра-
боту участок бурового мастера почетного
пелярника Масальского. Рабочие Шустров,
Камелов. Волошин, Попов, Давылов досроч-
но сдали в эксплоатапию ряд важных
агрегатов.

Зима на Чукотке в самом разгаре. Пур-
га, метели намели огромные снежные горы.

Но поселок живет полнокровной жизнью

советских патриотов, неразрывными нитя-

ми связанных 60 всей великой родиной.

Ё