X

ЧЕТЗЕРГ, 15 ЯНВАРЯ 1942 г. $ 12 (7698)

Пустыня Кара-Бум. Под песчаными
барханами в недрах земли здесь таятся
несметные богатства. Часть их уже завое-
Bala упорным трудом советского человека.

Большевики и здесь куют победу над,
врагом. На серых рудниках добывается
выкококачественная руда, на заводах пла-
вится лучшая в мире сера. Во время вой-
ны потребовалось еще болыне увеличить
выпуск продукции. Инженеры, техники,
рабочие проявили замечательную инициа-
THBY H CMeTRY.

До сих пор считалось, что на серных
рудниках невозможно производить векрыпг-
ные работы массовыми взрывами. Мы по-
шли на технический риск. Одним масео-
вым взрывом мы  обнажили первую
ВСЕрышку, подготовив для добычи запаеьк
рулы года на четыре. При ручном сюсобе
это потребовало бы труль 200 рабочих в
течение целого года.

Мастера автоклавного цеха Hyp Ryaa-
Репиль и Анна Мови предложили одно pa-
ционализаторское мероприятие, значитель-
HO ускоривиюе процесе плавки и увелч-
чивающее. производительность в  полтора
раза.

Большое внимание обращено на. малую
механизацию. Ручная откатка на горных
работах заменена теперь верблюжьей. Это
освободило много рабочих и спесобствовало
увеличению производятельноети трула за-
бойщиков. Применение бункера  ориги-
нальной конструкции. Гаранкина на гор-
ных работах дало нам возможность умень-
шить в шесть раз числе грузчиков.

Во время войны нээбхолимо было отка-
заться от завоза некоторого оборудования.
Мы снова рискнулл: сами  сдехали не-
сколько автоклавов и котлов. И на этот
раз риск оправдал себя. Инспекция котло-
надзора с особым пристрастием проверяла
нашу продукцию и признала 6е вполне
пригодной. После этого мы собственными
силами полностью обновили все автоклав-
ное и котельное хозяйство.

Мастерские рудников теперь вырабаты-
вают множество хетзлей, запасных частей
для автомашин и тракторов. Наши лучшие
рационализаторы токарь Гогидзе, слесарь
Сазонов, инженеры Гартели и Caso oc-
воили вышуск высококачественного литья.
Наши мастерские превратились в ремонт-
ный завод, который будет обслуживать
предприятия Главгорхимпрома всей Сред-
ней Азии.

С новой силой поднялась волна стаха-

И

Нефтяные
богатства

В два с лишним раза увеличили нефтя-
‘ники Бугуруслана за период войны хобы-
чу «черного золота». Применив новые бу-
рияьные станки и долотья, нефтяники
ускорили проходку скважин. Вышки уста-
навливаются в . два-три дня вместо
10—12. Мастера скоростного бурения
тг. Зенков, Ишин, Ярыш и бакинец Айри-

нение норм, за улучшение  технологиче-
свого процесса, Сейчае болыне двух тре-
тей рабочих — стахановцы. Среди них
много  двухоотников и трехсотников. На
рудниках и заводах нет ни одного рабоче-
го, не выполняющего норм. Следует от-
метить, что до 70 процентов коллектива—
туркмены, недавние кочевники, подняв-
шиеся теперь ло уровня квалифицирован-
ных ae социалистической WHIY-
стрии. 3аб -
sae ое О аш сократили срок проходки новых сква-.
Решиль. Ак Мурад. сероплавильшики Сахи   ИН < 14 хо 3 дней. За последние полго-
Бек Нияз, Иомуд Елыч, Реджен Бай Му- 2 в строй вступили десятки новых бу

рад давно уже завоевали себе славу РОВЫХ.
искусных мастеров. Теронческий поступок совершила недав-
Производство серы намного увеличи- но 17-летняя работница  Калиновекого

вается. В 1942 году будут введены Новые промысчового участка Нина  Марсова.
способы плавки руды, исследованные ин-  Ночью из верхнего люка одного из мерни-
жонераии Костровым и Кириченко. Боль- ‘ков фонтаном хлынула на землю нефть.
пюй победы добились наши  гидрологи.

Они обнаружили вблизи одного из заволов
мощные подземные источники воды. Это
разрешило проблему постройки флотапион-
ной фабрики для обогащения так назы-
ваемых бедных руд. Флотационная фабри-
а обеспечит сырьем на много лет один
из заводов и даст ему возможность вы-
плавлять высококачественную серу.

Сейчас бурится тлубокая структурная
скважина, которая осветит геологическое
стровние обширной плошади Кара-Кумов.
Исследование этой скважины разрешит мно-
гие вопросы, связанные с освоением пусты-

Наши рудники и заводы справедливо
называют форпостом освоения пустыни.
Они навсегда нарушили вековую тишину
«Черных Песков» — Кара-Кумов. Теперь
здесь кипит работа.

Проявления советского патриотизма у
Hat Tak же ярвюи, как и во‘всех уголках
нашей родины. На «отлично» и «хорошо»
занимаются бойпы звсевобуча, с неизмен-
ным успехом проходят сбор теплых вещей,
посылка похарков бойцам, воскресники с
отчислением заработков в фонд ‘обороны.

Трудясь на горных разработках, у авто-
клавов и станков, наши стахановцы, на-
ши техники и инженеры будут работать
для Фронта со всей страстностью больше-
виков, с энергией и упорством завоева-
телей пустыни. з

2 В. БЫКОВ,
директор Об’единенного рудоуправ-
ления кара-кумских серных рудников.

НоВСкого движения, борьба за перевышол-  АШХАБАД. (По телефону).

Зерно оседает в совхозах
ПЕТРОПАВЛОВСК, 14 января. (По те-\6 часов. Лишь в 10—11 часов утра их

пегр. от с0б. корр.). Северо-Казахстанская
область недаром зовется житницей Казах-
стана. В хлебном балансе республики на
ее долю падает 25 проц. На степных про-
сторах Северного Казахстана в этом году
был собран богатейший урожай зерновых.
Многие десятки колхозов, совхозов полу-
чили в среднем с гектара по 15—18 пент-
неров зерна на площадях в 2—3!/2 тыся-
чи тектаров.

Тем более странно отставание области в
обмолоте ий вывозке зерна из глубинных
пунЕТОВ. План хлебосдачи частью колхо-
зов еще не выполнен. Начальник 06130
Штифенов находит много «об’ектавных
причин», главная из которых —= труд-
ности военного времени. Отоит ли дока-
зывать, что именно в условиях военного
времени нужно было мобилизогать весе
ресурсы, использовать вее возможности
для быстрейшем выполнения хлебопоста-
вок. Но этого-то и нет.

Очень плохо используется машинный
nape. Как правило, комбайны на токах
производительно работают не более 5—

заводят, уже в 5—6 часов вечера на то-
ках никого нет. Машины большую часть
дня бездействуют.

Высокий урожай позволил ряду совхо-
зов вдвое—втрое перевыполнить план хле-
босдачи, дать стране дополнительно лесят-
ки тысяч пудов хлеба. Однако зерно не
вывозится Ha элеваторы. Свыше . двух
тысяч тонн зерна лежит без лвижения в
глубинных пунктах Октябрьского совхо-
за. Здесь можно использовать на вывозке
зерна не менее трех гусеничных тракто-
ров, 60 пароконных саней. По сей лень
ни одного центнера обмолоченното хлеба
но вывезено. В Приишимеком совхозе по-
ложение не луче. Здесь осело 3 тысячи
тонн зерна. Как правило, даже в пере-
довых совхозах транспорт используется
далеко не полностью. суточный график
отгрузки не выполняется.

Руководители области почему-то мирят-
ся с таким положением. не принимая
мер к быстрой вывозко зерна нё& злева-
торы.

Будни колхозных комсомольцев

АШХАБАД, 14 января. (По renew. sr
с0б. корр.). Между комеомольскими орга-
низациями районов республики разверну-
лось социалистическое соревнование за
отличную подготовку к весеннему севу.

В Байрам-Алийском районе комсомоль-
ская организация МТС, гле секретарем
тов. Колобанов, установила контроль за

ходом ремонта тракторов и сельскохозяй-
ственного инвентаря. В колхозе «14 лет
Октября» комсомольцы вывозят на поля
удобрения. Пионеры и школьники начали
сбор золы и навоза. По инициативе сек-
ретаря комсомольской организации Чанли
Мурзе составлена комиссия, которая селе-
дит за ремонтом с.-х. машин.

Надо было немедленно зажрыть залвижку,
на которую нефть лилась с высоты пяти.
метров. Не колеблясь, Марсова бросилась.
  пох нефтяной фонтан и преграхила путь
нефти, Потеря драгоценного горючего бы-
‘ла предотвращена. Промокшая с ног до
толовы девушка в сильнейший мороз
осталась на своем месте до кониа смены.

В истекшем году Бугуруслан вышел по
добыче нефти на третье место среди неф-
тяных районов Второго Баку. В новом го-
ду бугурусланцы будут бороться за вто-
poe место. Они должны пробурить втрое
больше скважин, дать нефти в три с по-
ловиной раза больше, чем в 1941 году.

БУГУРУСЛАН. (По телефону от соб.
‘корр.)..

Бойцы. заканчивают
прохождение
всевобуча

Во всех подразделениях всевобуча Ки-
ровского района Москвы бойцы закончили
прохождение программы. Цикл обучения
завершаеля проработкой комплексной
темы «Уличные бои», являющейся своего
рода экзаменом для каждого бойца, по-
скольку эта тема включает и оборону, и
наступление и  об’единенные действия
бойцов всех специальностей.

В результате прохождения всевобуча
сотни  кировцев получили спецнальностя

стрелков, пулеметчиков, снайперов, ис-
требителей танков,  минометчиков.
Успеху дела способствовала хорошая

материальная база. Районный пункт хо-

шо обеспечен учебниками, наставле-
иями, наглядными и учебныхи пособия-
un. На пункте имеется хорошо оборудо-
занный военный кабинет. В распоряже-
нии пункть свой полигон, тир, лыжная
база, достаточню количество учебного
оружия, гранаты всех образцов, полуав-
томаты, ручные и станковые’ пулеметы.
Bes подразделения одновременное с про-
граммой прошли соответствующую сапер-
ную и инженерную подготовку. Миномет-
чики, стрелки и пуаеметчнки провели
практические стрельбы, истребители тан-
ков — практическое гранатометание.

В учебе 06060 выделился батальон, где
командиром,  инструкгор Осоавиахима
т. Бопцев. Он организовал  систематиче-
ские занятия с командным составом, что
обеспечило  квалифяцированное руковод-
ство подразделениями. Тов. Копцев лично
обучал бойпов-—истребителей танков гра-
натометанию =H также непосредственно
руководил освоением приемов рукопашно-
го боя.

Образцово пжтавия учебу командир пу-
леметного взвода т. Левченко — мастер
завола им. Менжинского. Старый пуле-
метчик, он HO только руководил своим
взводом, но и был инструктором по пу-
леметному делу в других подразделениях.

Из многих сотен бойцов, хорошо ос-
воивших программу всевобуча, можно вы-
делить десятки и десятки отличников уче-
бы, ставших замечательными истребителя-
ми. танков, пулеметчиками, минометчика-
ми. В числе их— рабочий Краснохолмекого
комбината т. Агапов, рабочий Экспери-
ментального завода т, Голицын, столяр
«Металлоремонта» т. Давыхов.

ЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ СССР и
ее teh НИ

Оживленная пустыня

По Советскому
Союзу

* Речники Волги и моряки Каспия
готовятся к навигации, ремонтируют па-
роходы, баржи. В ознаменование 24-й то-
довщины Красной Армии коллектив неф-

тевоз»  «Лезгин» обязался подготовить
  свое судно на месяц раныпе срока. Ус-
\пешно готовятся к весе  нефтевозы

«Днепрострой», «Витебок» и xpyrue. Су-
  доремонт в основном проводится силами
  самих команд,

*% Келифсиий узбой — составная часть
  будущего Кара-Кумского канала (Туркме-
`ния)—к началу 1942 года заполнен водой
  почти на 100 километров. Появилась пе-
  пая система богатых рыбой озер. В но-
  BRIM источникам волы погнали свои ста-
{а животноволческие колхозы. На озерах
в изобилии появилась дикая птица.

Колхозницы сельскохозяйственной артели им. Калинина {Горьковская область) Т. В. Смот-
ракова (слева) и Н. П. Шустова шьют белье для бойцов Красной Армии.

Фото А. Капелюша (ТАСС).

Используя опыт фронта

«Наступление ночью». «Истребители
танков». «Неуловимый автоматчик».
«Храбрость и умение рождают побелу».
` Такими заглавиями пестрят страницы
«Врасноармейской звезды» — газеты Си-
бирекого военного округа. В статьях и за-
метках рассказывается о том, как идет
учеба в запасных частях, военных учи-
лищах и зимних лагерях, как, используя
опыт фронта, Сибирь ускоренными тем-
пами готовит боевые резервы.

Лучший учебный класс — поле. Газе-
та описывает 20-километровый марш на
лыжах, в сильную метель проделанный
И-ским подразделением.

Бурсанты выступили по тревоге. Дул
лобовой ветер. От влажного снега одежда
намокла, отяжелела. Обратный путь был
еще труднее. Ветер дул с такой силой,
что лыжи едва скользили даже при спу-
сках с высоких гор. Переход был. совер-
шен на «отлично».

Бойцам другого подразделения  пред-
стоял ночлег под открытым. небом. —
«Нелегкое это дело, — пишет младший
политрук С. Веремей, — ночевать, зарыв-
шись в снег, при крепком сибирском мо-
розе... Но, когда небо на востоке начало
светлеть. командиры отделений и взводов
доложили: — Обмороженных нет! Вее в
порядке!»

Взвод получил приказ, сообщает один
из военкоров газеты, с. наступле-
нием темноты подойти к правому берегу
реки Н; и взорвать наведенную «против-
ником» переправу. Подрывники Пузанов
и Соколкин в маскировочных халатах, за-
рываясь в снег, поползли к обрывистому
берегу. Вскоре подрывники были у цели.
Но «противник» заметил их и открыл
беглый огонь. .

Пузанов и Соколкин решили пойти на
хитрость. Они сняли с себя шинели, по-
весили их на палки, покрыли халатами,
& сами отползли в сторону. Этого маневра
«противник» не разгадал-—он продолжал
вести огонь по пустому месту. Подрывни-
ки тем временем пробили лед, заложили
взрывчатку, протянули шнур и так же
незаметно . отползли. Раздался сильный
взрыв. Большой столб воды с обломками
льда поднялся в воздух. Бозвая задача
была выполнена.

Олно из подразделений получило при-
каз организовать в районе Г. зямний ла-
герь.

— Подразделение, — рассказывает п-
литрук И. Мумориев, — на лыжах выш-

В ag и ине Във НЫ

ло в поле. Местность оказалась пересе-
ченной. Было разыграно наступление на
закрепившегося «противника». Захватив
штыковой атакой выгодный рубеж, кур-
санты тотчас приступили к оборудованию
зимнего‘ лагеря. Подразделение прожило в
нем более двух суток, провело занятия
по боевой подготовке, по сооружению про-
тивотанковых и противопехотных заграж-
дений и совершенствовалось в боевых
действиях на лыжах. ‘

... H-croe училище недавно. выпустило

„* По 1.300 кубометров леса  обяза-
лись затотовить за зимний сезон рубщи-
ки Читинского леспромхоза Новоселов и
Богачев. Ежедневно выполняя около
200 проц. задания, они: уже сдали боль-
ше половины сезонного плана.

* Сушка рыбы для фронта началась
Ha побережье Аральского моря в спе-
циальных печах. Рыбу можно  употред-
лять в вареном и сухом виде. Е

* В мартеновском цехе Чусовсного ме-
таллургического завода (Молотовокая 00-
ласть) организованы  комсомольско-моло-
дежные бригады, возглавляемые молоды-
Mu сталеварами т. Нлаксиным, скорост-
никами тт. Каменских и Гатауллиным. С
первых дней нового года печь № 4, ранее
отстававшая,  перевыполняет суточный
трафик, давая в отдельные дни хо
120—130 проц. плана.

* Конференцию колхозных животново-
дев провел Хвалынский райком ВКП(б)
(Саратовская область); Пель конферен-
ции — ознакомлелие с передовым опытом
и достижениями научных способов веде-

отряд лейтенантов. Многие из них выдер-
жали государственные экзамены на «от-
лично». 06 этом выпуске газета говорит:
из училища вышла стальная молодежь,
которую с радостью примут лучшие’ ча-
сти Красной Армии.

В. одном, подразделении,  готовящем
минометчиков. на последней боевой
стрельбе вее расчеты прекрасно выпол-
нили задачу. «Сейчас, — пишут из этого
подразделения, — все минометчики горят
одним желанием: скорее попасть на фронт,
чтобы всю мощь своего оружия обрушить
на голову зарвавшегося врага».

Заканчивается боевая подготовка моло-
дых летчиков-истребителей, которые скоро
должны отправиться на фронт. Капитан
Г. Запорюжен пишет: «Целый день длится
боевая Учеба. Она проходит в суровых
условиях сибирской зимы. Люди проявля-
ют такое рвение. что многие упражнения
усваиваются в значительно более корот=
кие сроки, чем это предусмотрено про-
граммой. Успех занятий об’ясняется тем,
что проволят их главным образом уча-
стники отечественной войны. Они вносят
в занятия подлинно боевой дух фронта».

На одном из аэродромов идут ночные
занятия молодых летчиков. Олна за дру-
гой взмывают ввысь скоростные крас-
нозвездные машины. Получает задание
старший лейтенант Конаков. Он уверенно
садится в кабину и выруливает на
старт. Летчик мастерски отрывает маши-
ну от снега и скрывается в ночной мгле.
Он в совершенетве овладел сложной тех-
никой слепых полетов.

... Так учатея в далекой от фронта
Сибири бойцы, курсанты. командиры за-
пасных частей, готовясь в схватке с не-
навистным врагом. = «ПВрасноармейская
звезда» призывает запасников:

Й ночью, и днем, и в мороз, и в пургу

Учитесь по-сталински бить по врагу!

5 О. ГОТЛИБ,
соб. корр. «Известий».

ния животноводства. Участники конфе-
ренции побывала на фермах  молочно-
мясного совхоза, познакомились с посга-
нозкой животноводства.

* 300 тысяч цыплят вывели в ми-
нувшем году  инкубаторные станции
Киргизии. Заканчивается строительство
трех новых инкубаторных станций в
Omcrofi, Тянь-Шанской и Джалал-Абал-
‚ской областях.

* Двести центнерэв свежих овощей
даст в зимние месяпы трест пригородно-
гэ хозяйства Сталинграла. В теплицах
совхозов треста «Горная поляна», «Трак-
торный»,  «Баррикалы»,  «Орошаемый»
уже произведены первые посевы лука.
Весь урожай  теплячных овощей будет

сдан в госпитали, больницы и детские
учрежления.
* В школах ФЗО Узбекистана прохо-

дит очередной выпуск. Промышленные
прелприятия получат новоо пополнение—
7 тысяч квалифицированных рабочих. Мно-
гие выпускники получили 4-й и 5-Й раз-
рялы. На лоске почета Ташкентекого за-
вола сельскохозяйственного маптинострое-
ния — имена ученихов школы 930 №1
тт. Баранова;  Шайлулиной, Латынова,
Иргашева, систематически вырабатываю-
щих две с половиной — три нормы.

* Новые пьесы на оборонные темы
покажет Киргизский драматический театр.
Драматург Касымбек Ишимбаев написал
для него пьесу «Черная туча». Она по-
священа героической борьбе советского .
нарола против немецко-фашистских  за-
хватчиков. Театр поставит в этом году
также драму Бокомбаева «Дочь гор».

* Колхозные казсы взаимопомоши ока-
зывают большую помошь семьям воен-
нослужащих. Толькю в 12 районах
Орлжоникидзевского края семьям мобили-
зованных = колхозные кассы выдали
314 центнеров пшеницы, почти на 45 ты-
сяч рублей других продуктов и 123 ты-
сячи рублей деньгами. 1.561 семье под-
везено топливо, многим семьям выданы
корма лля сзота, произведен ремонт до-
мов и дворов.

„Итенчики“ майора Зайцева

Я проехал необозримое снежное поле,
тде особые машины беспрерывно разрав-

После первой же фразы донесения стро-
го официальная часть кончилась, и трое

ман, — ничего не было видно. Один дым.
— Тогда я принял решение, пошел в

нивали и ‘утрамбовывали снег, миновал   юношей, перебивая ‘друг друга, стремясь! облака и лег на обратный куре, — cka-

несколько десятков аэропланов, расстав- всномнить все подробности полета и ни-
ленных на довольно большом‘ расстоянии   чего не пропустить, принялись рабоказы-
друг от друга, и поехал к деревушке.   вать, как было дело. Видимость была пло-
Тут дальше автомобиль проехать не мог. хая, и почти весь полет прошел в обла-
Пришлось итти по чьим-то следам, глубо-  ках. Шли по приборам. Когда вынырнули

ко влавившимся в енег.

Майор Зайцев стоял во дворе домика
на пустом яшике и смотрел через бинокль
в молочное небо. ;

Ou pacceawHo co мной поздоровался и
тотчас же снова взялея за бинокль.

— Летит, — сказал он, наконец, 0б-
легченно вздохнув, но не опуская бинокля.

— Я не вижу, — заметил я.

— Он в облаках. Сейчас увилите.

из облаков. немецкий зэролром’ оказался
справа. На нем было не меньше двадцати

самолетов.

— Там было еще два четырехмотор-
ных, -—— вотавил штурман. — Они вот так
етояли. *

И он стал чертить на снегу ногами в
меховых унтах расположение четырехмэ-
торных самолетов.

Никто так хорошо не знает положения

Действительно, через две минуты CO-  Ha фронте за последний Час, как летчики.
всем низко нал землей вышел из облач- Злесь уже е утра имели сведения, что
ной мути пикирующий бомбарлировшик.   немцы начали беспоряхлочный отход. Дэ-

Майор прололжал стоять на своем ящи- роги забиты обозами. Вот уже три часа,
ке. Й только когла бомбардировщик бла- как наши бомбят эти обозы.
тополучно сел, ‘майор спустил бинокль и, Меня поразило, что летчики и их коман-
как бы впервые меня увилев, улыбнулея.  лир ни разу не взглянули на карту.

— Пойдемте; — сказал он. Мы тут вее наизусть знаем, —

Мы пошли на аэродром. Самолет нодру- сказал майор, не оборачиваясь,
ливал к своему месту. Вскоре он остано-  Молодые люди продолжали свой рассказ.
вился. Было видно, как от него отдели-  Как только они увидели справа от се-
лись три человека в меховых комбинезо- бя немецкий аэродром, начали бить зе-
HAX и быстрым шагом пошли нам навстре- нитки. Забегали люди.
чу. Майор Зайцев тоже прибавил шагу. Тё-  — Ну? — сказал майор нетерпеливо.
перь он нетерпеливо ждал. донесения. Трое  —- Я, значит, принял решение, —
в комбинезонах почти. бежали. Полевые! сказал летчик, —— стал заходить на цель.
сумки подпрыгивали на их бедрах. 90  — Это правильно, — заметил майор.
были очень молодые люли, Ha BUA HOYT) (и знал, что экипаж шел без сопровож-
мальчики. дения истребителей, и решение, которое

0бе наши группы с ходу остановились. принял командир самолета — HTT B
Все взяли пол козырек. бой против многих истребителей и

— Товариш майор, ваше задание вы- зенитных снарядов вместо того, чтобы
полкено!-—крикнул молодой человек, стояв-! уйти в облака и дать. газу, —— было му-
ший .вперели. — Бомбили на зародроме В. жественное решение.
скоиления неприятельских самолетов. == Залили мы, значит, точно и отбом-

Вея тройка мололых людей — летчик,   бились. 3
штурман и стрелок-ралиет — была очень Результаты? — спросил майор.
взволнована. Оказывается, за немецким  — Не знаю, — сказал летчик, — все
аэролромом охотились уже пелую неделю, в дыму было. Как-никак сбросили четы-
ждали, когла немцы перегонят Tyla са- ре сотки, не считая осколочных.
молеты. И вот, наконен, дождались. Л- Я ии еще дал пить из пулемета, —
несение было очень серьезное, и майор  вставил стрелок-радиет.
не скрывал своей радости. —- Сказать честно, — добавил штур-

—

зал летчик.

— Правильно сделал, — сказал  май-
op. — Ну, товарищи, теперь обыстренько в
штаб. Донесение серьезное.

Мы пошли к только-что прилетевшему
бомбарлировщику. Его заправляли к сле-
дующему вылету. № кассетам подкатыва-
ли в решетчатой деревянной таре тяже-
apie бомбы. Их с трузом поднимали на
руках и вкладывали в Кассеты. На них
‘были еще следы снега. В пустые места,
остававшиеся в кассетах, впихивали ли-
стовки для германских солдат. Механики
проверяли открытые моторы. Йз пох’ехав-
шей к самолету цастерны перекачивали
бензин. Нал самолетом трудились человек
пятнадцать. Они ‘работали так быстро,
что лаже но имели времени повернуть
голову — естественное движение челове-
ка, который чувствует, что на него смо-
трят. От людей валил лар. Было очень
холодно;

Майор показал мно множество мелких
и крунных латов на крыльях и хвосто-
вом оперении самолета. Латки были сде-
ланы очень аккуратно и закрашены.

— Вчера наши  птенчики привезли
штук шестьдесят пробоин,—сказал майор.

это время майору доложили, что
другой экипаж другого самолета ‚готов к
вылету, Моторы запущены.

Майор дал разрешение на вылет, и мы
снова пошли к домику. Когда мы шли,
Had walle головой низко пролетел бом-
бархировщик.

— Это он? — спросил я.

—- Это сосед — ответил майор, не пот-
нимая головы, .

— Откуда вы знаете? Вы ведь хаже
не посмотрели на него?

— А по звуку, — сказал майор с
удивлением, очевидно, поражаясь моей
неосведомленности.

узнаю по звуку и собственный
самолет, — сказал политрук Дубинин, ко-
торый шел рядом с нами.

— Он милого узнает по походке, —
заметил майор, усмехаясь.

[д

Но тут же стал очень серьезен.

— Пошел, — сказал он, прислушав-
шись, :

Й начался новый пятидесятиминутный
тур слерживаемого изо всех сил волне-
НИЯ.

Пропыю десять минут. Мы сидели в
домике.

” Мы сидели в комнате политрука Дуби-
нина, комиссара эскадрильи, опытного,
знающего пилота. Он воспитал эту тройку
и гордился ею.

они, наши птенчики, — сказал
он, — летчик сержант Мельников, штур-
ман сержант Гапоненко и стрелок-радист
старшина Каверников.

— Поступила радиограмма, — лоложил   «Птенчики» переглянулись и засмея-
радист. — «Все в порядке. В строю са-  лись. С }
молетов один». Выяснилось, Что экипажу самолета

— Хорошо, — сказал майор. — Те-  шестьдесят два гола: Мельникову — 23,
перь будут самые неприятные лесять ми-  Каверникову — 20, а Гапоненке — 19.

нут. Они будут бомбить и не смогут да-
вать радиограммы.

Я стал перелистывать любовно сделан-
ный альбом — историю части. Злесь бы-
ли портреты летчиков-орденонослев, Aua-
граммы боевых вылетов, своих и гемеп-
ких потерь. Я вздрогнул, когда услышал
голос радиста:

— Товарищ майор, поступила  радио-

грамма: «Все в порялке. Задачу РЫпелни-
ли. В строю самолетов один».
Это хорошо, — сказал майор. —
Отбомбились. Теперь будут самые непри-
ятные десять минут. Ведь они у меня по-
шая без сопровождения.

Майор некоторое время походил по
комнате, потом молча вышел. Я пошел за
ним. Он похулял по двору, посмотрел на
часы, ступил на свой ящик и взялся за
бинокль, который висел у него на груди.

— фетит, — сказал он и поднес би-
нокль. к глазам.

Мы пошли на аэродром. И повторилось

все то, что я уже вилел. Новая тройка
шла, почти бежала нам навстречу. Майор
торопился к ним.
Вчера не вернулся один экипаж, —
сказал он на быстром ходу. — Замеча-
тельные. ребята. Я еше не теряю надеж-
лы. Могут еще притти. Правда? у

— Конечно, — ответил я, — теперь
от немцев часто приходят.
Я тоже так думаю,— сказал майор.

(ta остановилея и, приложив руку к
шлему, стал слушать донесение.

Вечером я разговаривал с первой трой-

—

— Как-раз стукнуло шестьлесят два, —
заметил Мельников со смехом.

— Да вы, ребята. снимите комбинезо-
ны, — сказал политрук, — здесь жарко.
Опустите их ло Пояса. Вак в столовой.

«Птенчики» опустили комбинезоны, и
Тогда на трех гимнастерках засветились
золотом ‚и эмалью три новеньких ордена
Ирасного Знамени. :

Я хотел бы рассказать ‘читателям био-
графии этих молодых храбренпов. Но их
нет еще. Их биографии только еше начи-
наютея. Во всяком случае. семьдесят че-
тыре блестящих боевых вылета — пре-
красное начало.

Как вее было? Они учились. Мельников
окончил семилетку. Потом учился в жи-
вотноводческом техникуме. Мечтал стать
музыкантом, но в музыкальный  техни-
кум ему He улалось попасть. Потом он
работал на лесозаводе и без отрыва от
производства учился в аэроклубе.

— Когда к нам приехали летчики, на-
стоящие летчики, отбирать ребят в лет-
ную школу, они мне сразу понравились, —
сказал Мельников, — вот они. оказы-
вается, какие летчики... Такие, знаете...
эластичные. Они мне здорово понравились
с первого раза.

(Со своими двумя неразлучными спутни-
ками Мельников  познакомилея уже в
части. Гапоненко кончил десятилетку в
кубанской  станипе. В день окончания
школы выпускники гуляли со своими де-
вушками. Был’ теплый кубанский вечер.
Они встретили почтальона. «А, -— сказал

кой, бомбившей аэродром. Уже из штаба он, — вот вы где, ребята, вас-то мне и

армии было получено известие, что нашз’  нало». И розлал им

всем повестки из

авиация уничтожила все немецкие само-  военкомата. Уже на другой лень девять
леты, обнаруженные утром. Настроение у юношей были в Красноларе, и всех левя-

трех молодых людей было

приподнятое.
ень прошел очень хорошо.

терых зачислили в школу штурманов. Им

Hire тринадцать дней детства. И еразу на-
чалась юность.

Гапоненко смотрит на себя, того кубан-
ского, с высоты по крайней мере паяти-
десяти лет — так много времени ушло за
послелний год! ` Смотрит с некоторым
даже юмором.

— Я такой был... Жоржик. Волосы че-
лочкой. Кепочка. Олним словом. совсем не
то. Вылетел я как-то се инструктором, в
школе. Должен был проложить курсе. Го-
ворю инструктору: «Пол’езжаю в цели».
А инструктор обернулея и говорит: «Учти-
те, курсант, мы не под`езжаем-—мы летим».

Каверников был шофером.

— Три года  вкручивал
сказал он хмуро.

Цотом со сказочной быстротой — тко-
ла . стрелков - радистов, война, первый
боевой вылет.

06 этом первом боевом вылете вся трой-
ка говорит е юмором. Но, видно, ребятам
было тогда. не до юмора.

это дело, —

— Четели и земли не видели, — ска-
зал Мельников.
Прежле чем полететь, распрошались

со всеми. елелали распоряжения, как по-
ступить с несложным их имуществом, от-
дали фотографии любимых девушек. Одних

словом, полетели в полном убеждении, что
никогда больше He вернутся. А потом
привыкли. Ничего. Летают.

— Заяллое дело, — сказал  Мельни-

ков. — Затянуло.

— Они вам про бебя не расскажут, —
заметил политрук Дубинин. — Смотрите,
первый полет был у них в октябре, а
сейчас как будто десять лет летают. Та-
лант. Помню, брал их веломыми в облака.
Чевый самолет сразу вывалился, а эти,
справа. идут. Криво, косо, а все-таки
идут. Ну. думаю. оперяются птенчики. А
потом как стали летать! Только держись!
Олин раз немцы хотели. их от мена ото-
рвать (а оторвут — значит конец!). Смот-
рю, машина Мельникова, как венком,
окружена черными разрывами. Но ничего.
Молодцы. Шли вперед. Хорошо держали
строй. Тогда они и полбили «Мессершиит-
та», под Солнечногорском.

«Птенчики» хмурились.

Им было неловко. что их так хвалят.

ЕРГЕНИЙ ПЕТРОВ.

дали погулять тринадцать дней. После-  ЗАПАДНЫЙ ФРОНТ.