ВОСКРЕСЕНЬЕ, 25 ЯНЧЗАРЛ 1042 г. №20 (7706)

=~
~ ee

ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ СССР 3

’

М

Первая коноеренцпция румынских военнопленных
К румынскому народу и армии

1-

мо

gs

seb
Boe,
ей
pau

per b
ma
Br

(ue
По

БИ

ре

кт

sth!

at!
eu

iP,

ha.

ae ee 6 mo о.

Е

& Raw
Bee fee

Е a

‚© 4 fe =.

Bea. eae
Mad nad.

eR oe

Братья румыны!

Наш румынский народ истекает кровью
за чуждые ему интересы. Под Одессой,
в Крыму наша армия‘ потеряла свыше
250.000 солдат убитыми и ранеными. Не-
мецкое командование бросает румынских
солдат в самые опасные, ‘требующие наи-
большего количества жертв военные опе-
рации. Гитлеровцам не жалко крови ру-
мын. Они презирают нашу армию, Ha
каждом шагу оскорбляют нашу националь-
ную честь и достоинство.

Пумыны теперь не хозяева в своей
стране. В Румынии хозяйничают немцы.
Onn грабят нашу родину, расхищают назти
национальные богатства — нефть, сырье,
продовольствие. Наши семьи, ваши жены
и дети голодают в то время, как немцы
обжираются нашим хлебом, нашим мясом,
нашими овощами, нашими фруктами.

Гитлеровские войска ведут себя в Ру-
мынии, как в завоеванной стране, наси-
луя наших жен, сестер и дочерей. Окку-
пация нашей страны немецкими войска-
ми и вовлечение Румынии в войну против

` Советекой России — это величайшее на-

циональное несчастье для румынского нз-
рола.

Кто виноват в этом несчастье? Вино-
ват Гитлер и ето лакей Антонеску.

Еще задолго до войны агенты Гитлера
стремились запугать террором и ра3ло-
жить подкупом румын. Гитлер и ето атен-
ты организовывали убийства виднейших
тосударственных деятелей нашей страны-—
Дука, профессоров Николая Иорга, Верд-
жиля Малжару, тенерала Моруса, отетан-
вавших национальную независимость и
честь Румынии от гитлеровских палачей.
Руки Гитлера обатфены кровью 2.135 py-
мыноких патриотов, выдающихся пиеале-
лей, ученых, офицеров, замученных я
убитых только за то, что они противи-
лись немецким захватническим ‘планам.
Гитлеровежая атентура посеяла анархию и
хаос в нашей стране. Руками своего аген-
та Сима Хориа Гитлер организовывал пут-
чи и руками своего второго атента Анто-
неску подавлял их. 13.000 румын запла-
тили своей жизнью за это злодеяние Гит-
лера. Гитлер развязывал братоубийствен-
ную войну среди румын, чтобы обесси-
лить Румынию, сделать ео своим послуш-
выс орудием. Гитлер рабчленил Румы-
нию. По ero приказу Антонееку отдал
Добруджу Болгарии, а Трансильванию_ Вен-
грии. Расчленив Румынию, Гитлер по-

В январе месяце текущего тода в од-
ном из лагерей для военнопленных состоя-
Tach первая конфоренция румыноких с©ол-
дат, находящихся в советском плену. В
работах конференции приняло участие
876 делегатов, представлявших все елои
румынского народа. Здесь были ‘рабочие
нефтяники и ткачи, ремесленники и слу-
жащие, хлебопапщы и батраки. С трибу-
ны конференции выступали люди, при-
заалежавшие к различным румынским
партиям и. течениям.

Конференция обсудила олин вопрос:
«Что нало делать для быстрого окончания
войны и для спасения румынского народа
и румынекой армии».

С докладом выступил военнопленный
Exe Георге, механик ‘нефтепромыела из
села Глодень Дымбовицкото уезда. Георге
огласил декларацию к румынокому ` народу,
предложенную инициативной группой в
составе 39 человек. `Председатель обратил-
ся Е делегатам с просьбой обсулить это
обращение. Первое слово по доклалу взял
военнюпленный Василе Дфатлическу, слу-
жаций из города Браила.

— Cron crouT в городах и селах Py-
хынии, — сказал Дратическу.

Немпы поработили Румынию и втя-
нули нае в войну против СССР. Сотни ты-
сяч наших братьев погибли на фронте.
Мы, румынекие солдаты, находящиеся в
советском плену, должны призвать весь
румынский народ от мала ло велика 0б’е-
динить евои силы и опрокинуть прави-
тельство гитлеровском  лакея Антонеску
и покончить с этой преступной войной.
‚ Велед за Драгическу выступил Остин
Кырлиг, хлебопашец из села Берекия
уезда Арад.

— Спасение налието народа и налпей ap-
мии, — говорит. он, — придет только
тогда, когла Румыния избавится от гит-
леровекого ига и от гитлеровского при-

`хвестня Антонеску. Только тюгха кончится

война, и мы вернемся к себе на родину.
Немецкие бавдиты и шимюны убили мно-
гих румыневих общественных деятелей,
выступавших против Гитлера. Свыше
2.100 румынских ученых, писателей,
политических деятелей и офицеров убито
по приказу. Гитлера. Мы должны  раз’-
SCHHTh румынскому народу, что Tar
лер — винорник BOWED], виновник всех
налиих несчастий. Он хочет завладеть воем

гнал, при помоши Антонеску, румынский
народ на войну против Советской России.

Никогда еще в. своей многостралальной
истории румынский народ нечимел тажого
прохажного, хишного правительства, как
правительство Антонеску. Оно продало
Гитлеру страну, продало ему кровь румын-
ского народа ради своих корыстных инте-
ресов. Правительство Антонеску — это
агентура враждебно нам государства,
правительство национальной измены.

Может ли хоть один румын забыть то,
как немецкие империалисты навязали в
1916 году войну Румынии и продиктова-
ли ей позорный Бухарестекий мир? Своим
предательством национальных интересов
Антонеску оскверняет светлую память ге-
роев Марашешта, отдавших свою жизнь за
освобождение Румынии от вторгшихся яе-
мецких захватчиков. Сегодня с Гитле-

‘ром, этим худшим вратом нашей нанпии,

Антонеску заключил военный ¢0103.

Выполняя волю Гитлера, Антонеску
тнал румын воевать якобы за ‘BosBpa-
щение Бессарабии и Северной Букови-
ны. Но кто властвует сейчас в Бееса-
рабии и Северной Буковине? Там власт-
вуют Гитлер и ero гестапо. превратив-
шие Румынию в германскую колонию.
Антонеску продал нашу армию Гитлеру,
заставляет ее воевать исключительно за
хищнические интересы немецких rpabu-
телей. И если нападение Румынии на Co-
ветскую Россию было тяжким пребтупле-
нием, то во стократ большим преступле-
нием является дальнейшее продолжение
этой бессмысленной войны.

Антонеску обманывает румын тем, чте
в «новой» гитлеровской Европе они зай-
MyT почетное место. Но если сегодня нем-
цы, нуждающиеся в румынских штыках,
обращаются с румынами как © низшей
расой, то что же будет завтра, если Гит-
лер действительно победит?

Антонеску утешает румынский народ
тем, что у гитлеровской Германии имеется
договор о дружбе с Румынией. Но как по-
ступил Гитлер с тажими договорами о
дружбе? С англичанами и французами он
заключил договор в Мюнхене, но через тод
он обманул их и начал войну против
Франции и Англии. С Советским Союзом
Гитлер подписал пакт о ненападении, но
через два года он нарушил этот пакт и
напал на Советский Союз. Если Гитлер так
нарушает договоры с великими державами,
то нет никаких оснований думать, что он
будет церемониться с Румынией. Заклю-

чая договор © Румынией, Гитлер торже-
ственно заявлял, что этот договор обеепе-
чит ей мир. На деле же он оккупировал
Румынию и вверг ее в войну. Заключая
договор. Гитлер обещал не вмешиваться
во внутренние лела Румынии. На леле —
не румынская власть, & гитлеровский ге-
нерал-губернатор  Манфрел-фон-Киллингер
ныне управляет Румынией. И чем больше
наш народ приносит жертв за гитлеров-
скую Германию, тем больше он ослабляет
и обезоруживает себя и тем самым облег-
чает полное порабощение Румынии Гитле-
ром.

Не в побеле Гитлера, а в его разгроме
й поражении кровно заинтересован румын-
ский нарол. Поражение Гитлера неизбеяж-
но. Германия уже проиграла ряд крупных
битв. Она проиграла битвы за Англию. за
Атлантический океан, за Срелиземное мо-
ре. за Африку. Проиграв эти сражения,
она бросила все свои вооруженные силы.
и силы союзных с ней государств — Ита-
лии, Румынии. Финляндии и Венгрий —
против Советской России, тверло расечиты-
вая закончить войну на Востоке ло начала
зимы. Этот расчет сорван. 6 миллионов сол-
дат потеряла Германия за пять месяиев
войны с Советской Россией. Безрасеудный
похол. Гитлера на Восток — это начало
конца военной моши Германии. Если Гит-
лер не разбил поодиночке Англию и
СССР, то как же он может рассчитывать
выиграть войну против могучей трой-
ственной коалиции Советской Россий, Be-
ликобритании и США с их неисчерпаемы-
ми экономическими ресурсами, ззпасами
военно-стратегического сырья, возрастаю-
шим количеством вооружения и огромными
людскими резервами?

Изменник Антонеску связал  сульбу
Румынии с роковой сульбой Гитлера. Гит-
лер будет неизбежно разбит. но он пота-
щит с собой вместе с Антонеску. в про-
пасть и румынский народ.

Но румынский народ не хочет гибнуть
вместе с Гитлером и Антонеску. Он не хо-
чет воевать за интересы немецких поме-
щиков и капиталистов против советских
рабочих и крестьян. Он хочет мирного
сотрудничества с советским народом. Он
не хочет вражды © Америкой и Велико-
британией. Он хочет дружбы с ними и их

помощи в деле восетановления Румынии,
разаренной Гитлером и Антонеску.

Румынский народ не хочет ни немен-
кого. рабства. ни палаческого режима Ан-
тонеску. Он хочет независимой. свободной
Румынии. ме хозяином будет сам румын-
ский народ. где рабочий и его труд зай-
мут достойное место в общественной жиз-
ни страны. а крестьянин получит омытую-
его потом землю. присвоенную румынеки-
ми боярами. Он хочет такой Румынии,
rie пвет нации. его интеллитенция, не
будет зверски истребляться по приказу из
Берлина. а гле люли науки. искусства
получат широкие возможноети для их
творчеетв& на благо нашего народа. Ру-
мынский народ хочет, чтобы в нашей
стране кажлый служащий. каждый ремес-
ленник, каждый мелкий торговен и весь
трудовой люд не дрожал за свой завтраш-
ний день, а был уверен в том, что его
не разорят и не пустят по миру алчные
немепкне оккупанты.

Мы, румыны, не хотим: чуждой влаети
немецких генералов. Мы хотим иметь
свою румынскую власть в лице подлин-
ного национального правительства Румы-
нии, правительства мира, свободы и неза-
висимости Румынии.

Братья румыны! Спасение отчизны в
наших руках. Спасение Румынии в немед-
ленном прекращении войны. Но ни Гит-
лер. ни Антонеску не, прекратят хобро-
вольно войны. Ee “может прекратить
только сам румынекий народ и румынская
армия. Для этого необходимы немедленные
решительные выступления против войны
как в тылу, так и на фронте.

Товарищи пю оружию, румынские офи-
перы и солдаты!

Снимайтесь с фронта и с оружием в
руках. в боевом порядке возвращайтесь
на родину полками. дивизиями и корпу-
сами. Свергайте правительство Антонеску!
Гоните вон из страны прожерливую не-
мецкую саранчу! Наведите порядок в на-
ined, поруганной стране! Спасайте Румы-
нию!

Долой преступную. грабительскую вой-
Hy!

Да здравствует свободная и независи-
мая Румыния!

Настоящая декларация подписана румынскими крестьянами, рабочими,
ремесленниками, учителями и мелкими торговцами — делегатами первой кон-
ференции военнопленных румынских солдат в СССР, состоявшейся в январе
1942 г. Следуют 876 собственноручных подписей солдат румынской армии,
находящихся в 99-м лагере для военнопленных.

миром и начал войну против Советского
Союза. Но здесь Гитлеру булет конец.

Ион Дуца, бывший кочегар ставрополь-
ских нефтепромыслов (уезд Прахова), в
своей речи сказал: «Румынский народ
не хотел и не хочет воевать за интересы
гитлеровской клики. Он хочет жить в мире
й дружбе с советским народом».

Яркую речь произнес Георге Брустурь,
сапожник из деревни Филипелти уезда
Прахова.

— Чтобы спасти румынский народ a
румынскую армию, — говорит он, — надо
скорее кончить войну. Но этото нельзя
добиться без борьбы. Все румынские па-
триоты должны взяться за дело.— Брустурь
обращается к румынским) патриотам co
страстным призывом: «Мужчины в жен-
щины! Собирайтесь у военных казарм и
вокзалов и не допускайте отправки новых
войск на фронт. Требуйте немедленного
отзыва румынских войск с фронта. Доби-
вайтесь освобождения всех румынских па-
триотов из тюрем и концлагерей. Созла-
вайте партизанские отряды для борьбы с
немпами, полжигайте немецкие склады е
оружием. боеприпасами и продовольствием,
уничтожайте гитлеровских солдат. Румын-
ские солдаты из тыловых частей! Уходи-
те в партиЗанекие отряды и вместе с на-
родом громите гитлеровские банды! Кре-
стьяне! Прячьте. свой хлеб, зарывайте его
в землю, угоняйте скот в леса и че ха-
вайте немпам ни килограмма зерна, ни
к\ска мяса, ни капли волы. Наши братья
се фронта! Снимайтесь со своих позиций,
полками и дивизиями возвращайтесь на
родину, с оружием в руках помогайте на-
роду в его великой борьбе против немён-
ких оккупантов. Только таким образом
мы ускорим разгром и гибель Гитлерз,
низвержение Антонеску и освобождение
румынского народа».

(06 антнвоенных настроениях рабочих и
крестьян Румынии говорит бухарестскай
рабочий Николае Былшеану:

— Мы не хотели и не хотим, чтобы
Hal намя  тосподетвовали немцы. Мы
все хотим, чтобы рабочие, служашче,
ремесленники и крестьяне пользовались
почетом и уважением. чтобы ученые, пи-
сатели и артисты могли свободно работать
и просвещать народ. Лля этого мы должны
изгнать всех гитлеровцев из Румынии, &
заодно с ними Антонеску и его шайку.

‘болной и незавжюимой Румынии».

Бывший легионер Георге Понеску pac-
сказал, что гитлеровские агенты спрово-
цировали восстание легионеров Железной
гвардии. Хориа Сима. организовавший вос-
стание, сбежал в Германию, а Антонеску
устроил кровавую резню. Он расстрелял
13 тысяч легионеров, а десятки тысяч
бросил в тюрьмы и концлагери. Это вуж-
но было Гитлеру, чтобы обескровить Ру-
мынию. запутать народ.

Понеску зажанчивает свою речь следу-
ющими словами: «Все сыны Румынии, не-
зависимо от происхождения и партийной
принадлежности. должны об’единиться для
уничтожения гитлеризма и создания сво-

Конференцию приветствовали  предста-
вители от немецких, венгерских и фин-
ских солдат, находящихся в советском
плену.

Немецкий военнопленный, солдат Рольф
Вульф, шофер из Берлина, в своей pe-
чи заявил:

— Шо плану Гитлера Румыния должна
стать протекторатом о Германии. Гитлеров-
цы чувствуют себя полными хозяевами в
вашей стране. Горе тому народу, который
не умеет. избавиться от непрошенных гос-
тей из фашистской Германии. Вопомните
о вашей нищенекой и гололной жизни в
рядах армии Антонеску. Я видел. как ва-
шим соллатам давали вместо пиши сырую
воду. Вас обманывали и обкрадывали на
каждом шагу. Но знаете ли вы, как жили
в Румынии немецкие солдаты? У них бы-
ло всего вдоволь. Немпы разграбили вашу
страну и взяли все, что им нужно было.
Они разрушили народное хозяйство Румы-
нии и превратили ее в колонию. (Возглас
из зала: «Чорт возьми, этот немеп правду
говорит!»).

Румынский народ всегда жил бедно. но
будет еще хуже, если Гитлер и Антоне-
ску будут властвовать над вами. Мы, не-
мецкие военнопленные. налили дорогу, ко-
торая снова приведет напг народ к. свету
и величию. Мы не хотим иметь ничего об-
шего с Гитлером, Гоните и вы того, кто
обрек ваш народ на тяжелые бедствия и
несчастья. Гоните вон из вашей страны
Антонеску и его cBopy пеов. Будем вме-
сте бороться 3a освобождение Hallux на-
родов.

+

’Фотоснимки подлинника «Декларации к румынскому народу и армии» первой конференции румынских военнопленных.

Голос румынских военнопленных

С первой конференции румынских военнопленных

Представитель венгерских  военноплен-
ных Янош Молнар, столяр из Будапешта,
разоблачил гитлеровокую политику шантз-
жа и провокации. Молнар сказал:

— Бандит Гитлер натравливает Румьы-
нию против Венгрии и Венгрию против
Румынии и разжигает вражду между этими
народами. Сегодня Гитлер обещает Тран-
сильванию Хорти, & завтра — Антонеску.
Тем временем Гитлер и его банда грабят
и Румынию, и Венгрию. Венгерские воен-
нопленные будут бороться против прази-
тельства Хорти и Бархошя, навязавшего
нашему народу войну против Советекого
Союза. Мы требуем изгнания . немецких
грабителей из Венгрии, немехленного за-
ключения иира и соэлания демократиче-
ского правительства. Такое лемократиче-
ское правительство сумеет вместе с демо-
кратической Румынией разрешять все
спорные вопросы. Румынский и вентер-
ский народы найдут общий язык.

Представитель финских военнопленных
Тауно Аувинен, сапожник из Вуоксенни-
ска (Выборгская губерния), в своем вы-
ступлении сказал:

—- Предатель Антонеску продал Гит-
леру Румынию на разграбление, а румын-
ских солдат — на пушечное мясо, так
же, как палач финского народа Маннергейм
продал Финляндию и финнов. Яучшие сы-
ны Финляндии уже поднимаются на борь-
бу против немцев. На фронте и в тылу
растет ненависть против гитлеровцев. Фия-
ский народ не желает воевать против хе-
мократических стран — CCCP и Англии.
Финский народ желает мира, ибо немедлен-
ный мир с Советским Союзом и Англией
является единственным спасением налтей
страны, а также Румынии, Кровь финско-
го народа так же, как и кровь румынско-
го народа, льется в интересах Гитлера, во
имя его захватнических планов. Я призы-
ваю всех румын сделать все хля того,
чтобы прогнать гитлеровцев из своей
страны. Прочь немцев из Румынии и из
Финляндии!

После прений текст лекларации был по-
ставлен на голосование. Все 876 делегатов
единодушно проголосовали за леклараплю.
Bee делегаты. кроме того, полписахи ее,
указав свое имя, местожительство, префес-
сию и войсковую часть.