кы И?

УД,
Th
Ут
ee
обо

T ¢
№:

ий

GbR
I at
Hy!
Hike,
Ip
ky
iT:
lord

а

ий

ВОСКРЕСЕНЬЕ, 1 ФЕВРАЛЯ 1942 г. № 26 (77127

Транспорт-—
Красной Армии

РОСТОВ-на-ДОНУ, 31 января. (По те-
леф. от соб. норр.). ‹ Фронту надо было
срочно доставить боеприпасы и оружие.
Начальник Н-ского депо  Ворошиловской
дороги поручил машинисту Moxor до-
ставить груз на полчаса раньше положен-
ного срока. Линия, по которой пришлось
ехать, обстреливалась фашистами. Но Мо-
мот уверенно вел мариерут. Он с хода ми-
новал промежуточную станцию и доставил
боеприпасы фронту на 45 минут раньше
срока.

Дежурный Н-ской станции Рыдченко
всегда находится на решающих участках.
На станции грузился уголь для Москвы.
Рыдченко так организовал дело, что мафш-
рут с углем был отправлен на полтора
часа раньше установленного срока. На же-
лезнодорожнюм узле, где начальником
т. Тимошенко, кузнецы вагоноремонтного
депо Иванков и Шалаин выполняют нотр-
мы на 370 процентов. Осмотрщики вагонов
Трачев и Бабарыкин улучшили качество
своей работы. Они осматривают поезда
вместо 35 минут за 20 минут. Машинист-
лунинец Ваменоломненского депо Когатов
умело изыскивает внутренние резервы.
Проявив замечательную инициативу, он
стал водить тяжеловееные поезда на т0-
щих углях. Его примеру последовали ма-
шинисты Вриворогов и Мотинов.

Колхозная торговля на рынках
города Горького

ГОРЬКИЙ, 31 января. (По телеф. от
coo. корр.). Недавно колхозники Балахнин-
ского района обратились ко всем колхоз-
никам области с призывом оказать горо-
дам социалистическую помощь путем рас-
ширения колхозной торговли на городских
рынках. ]

Этот призыв находит живейший отклик
в колхозах. За последнее время колхозная
торговля в таких городах, как Горький,
Муром, Балахна, принимает широкие раз-
меры. Колхозы и колхозники вывозят на
рынки Мясо, хлеб, овощи, муку, крупу.
27 января колхозники Пильненского рай-
она отправили на рынки города Горького
0603 из 76 подвод с продовольствием. Они
привезли для продажи 2.326 килограммов

Оруже

В уральской заснеженной степи, среди
суровых гор и лесов выросли корпуса но-

вого завода. В цехах гулял ветер, было хо-
лоднее, чём на улице. Суровые, с
ренными лицами люди строили завол, эва-

обвет-

куированный из Тулы. И как они радова-
лись, когда по «тульской цепочке» к кон-
венерам пошли первые сложные детали.

— Ну, как, оживаем?—вебелясь, гово-
рил потомственный оружейник Пуговкин.—
Выстояла наша родная Тула, выстоим мы.

Omura завод. По «тульбкой цепочке»
идут детали. Правда, не всегда «цепочка»
работала по графику. Визникали трудности,
казавшиеся непреодолимыми. Тогда-то раз-
вернулся ‘горячий бой за нормальную
боту по плану. На линии, где производят
коробку спускового механизма, трюйзошел
затор. Детали медленно совершали свой
реис по переходам. Отрегулировать «це-
почку» взялся старший мастер Лялин.

Mb дней и ночей находился он ва
боевом посту. Отяжелевшими от холода
руками готовил мастер калибры, налажи-
вал станки. Шли девятые сутки, а Лялин
продолжал настойчиво учить людей рабо-
тать по-тульски.

Участковый мастер Дубровский получил
важное задание, от которого завиеела судь-
ба выпуска оружия. Его вызвал началь-
ник цеха Бакулин.

— Hato наладить производетво новых
деталей. Сроки жесткие, военные.

Пятнадиать дней продолжалась борьба
за увеличение выпуека продукции. Нехва-
тало квалифипированнюй рабочей силы; не
Таботали многие станки. 600 омохозяек
города пришли на завод и сказали:
— Примите нае, мы хотим научиться де-
лать оружие. -—— Их просьба была удовле-
творена. Старый мастер терпеливо обучал
их новому ремеслу. Работать по-тульеки-—
стало делом доблести и чести. На кратко-
временный отдых он ушел лишь на два-
хцатый лень.

Замечательные, неутомимые люди рабо-
тают на сборке оружия. Начальника цеха

иники

Чужанова, старшего мастера Пуговкина,
старого слесаря Юркова на сборке сружия
можно ветретить днем и ночью. Люди ма-
л09 спят, много работают. Они знают, что
сила удара по вражеским танкам, по жи-
вой и технической силе врага зависит и
от них.

Много лет работает на сборке Василий
Дмитряевич Иванов; бригада творит
чудеса.

=— Клянемся, =— говорят Иванов, —
что славные пехотинцы на Hat в обиде

не будут. Продукции дадим столько,
сколько OHH OT Hac потребуют.
..Бюввой фронтовой день подходит Е

концу. За окном завывает ледяной ветер.
Идет вторая смена. Люди идут, согнувшись,
снег порошгит глаза, ветер обивает с Ног...
Над выросшим поселком стелется губой
туман. А люди итут и илут. Где-то далеко
за воротами завода глухо стучат молотки.
Строители в буран, в 40-градуеный мю-
роз воздвигают новые цехи. Для max cy-
шествует одно только правило: «Cmonrs
H как можно скорее».

`Ветер ни на минуту не утихает, He
утихает и боевая жизнь. С конвейеров на
стрельбище идет новое оружие. Люди ве-
дут испытание на дальность и меткость
отня нового оружия.

— Bee в порядке, лаконично локла-
дывают они После каждлютмю прилирчивого
й всестороннего испытания. `^

Уже глубокая ночь. В кабинете дирек-
тора Пастухова сидят, склонившись над
чертежами, начальники цехов. Разрабаты-
вается план выполнения заказа для фрон-
та. Принесли опытные
начинаетоя обсуждение, обмен

ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ СССР.

Производство авиабомб на одном из уральских заводов.

На приисках

БАЛЕЙ. 31 января. (По телеф. от соб.

детали... Опять корр.). Обычно храги промывают речные
опытом.   пючвы только в теплые месяцы.

Но в

Подходит к кону и босвая ночь. Уже си- 1942 году металя в приамурском прииско

неет морозное утро, когда
лефонный звонок. Из
вают 0 ходе изготовления оружия.

i раздается те- Соловьевоке будет добываться почти Oec-
оскзы  залералши- прерывно.

Главный инженер  Соловьевекого при-

В далекой уральской степи люди д0- пока тов. Желобецкий доложил 0б этом

блестно стоят на боевом посту.

г А. СУРИКОВ.
УРАЛ.

Колхоз делает тачанки

Председатель колхоза Дмитрий Батрашев
обвел взглядом собравшихся. В небольшой

мяса, 5.410 килограммов ржаной муки, Комнате правления сидели мастеровые лю-

1.346 килограммов пшеничной

МУКИ, ди колхоза: кузнецы, плотники, пюрники,

1.672 килограмма пшена, 1.540 килограм-  С1есаря, портные.

мов лука, 1.620 килограммов гороха,

100 килограммов капусты, 22 килограмма   одного важного дела, — начал  предееда-,

масла, 80 килограммов махорки.
Провожая 0603, секретарь
ВЕН(б) тов. Ладагин сказал:
— Наш район-—передовой по урожаю в
области. Наши резервы  неисчерпаемы.
Пустьзрабочие города Горького дают фрон-
ту вдоволь вооружения и боеприпасов, 4
мы будем снабжать рабочих сельскохозяй=-
ственными продуктами.

— Хочу посоветоваться < вами насчет

тель. — До этого дня мы неплохо справ-

райкома   лятись е хозяйственными нуждами. Мы 3
самн ремонтируем весь сельскохозяйствен-  Заведующий

ничьем отделениях стучат молотки и 10-
поры, шумят пилы. Искуеные колхозные
мастера бралья Андрей и Николай Poc-
кошновы куют железные крепления бри-
чек, тачанок. Рядом в цехе идет поделка
колес, распилка бревен.

Во дворе стоят пять только-что с0б-
ранных бричек.

— 9 уже вторая партия, — поябняет
мастерской Илья Иванович

ный инвентарь и автомашины, делаем хо- Нодлипаев. — 15 бричек, тачанок на-

муты и обрую, шьем полушубки и обувь днях слали райвоенкомату. Военные това-

колхозникам. Но Ерасной Армии наш кол- РИШи говорят, что наша продукция вюлне

хоз давал только сельскохозяйственную   Надежная.

продукцию. А вель если подумать, мы мо- Как-то недавно Иван Тимофеевич Глад-
ких запел к предоеедалелю артели с новым

В Сергачеком районе первым на призыв жем делать для фронта и многое другое.
балахнинских колхозов откликнулся кол- Как считаешь, Иван Тимофеевич?

x03 «Алга», где председателем является!

Зачинатель многих артельных новшеств

депутат Верховного Совета СССР Мустафа   коммуниют Иван Тимофеевич Гладких 010б-
Саберов. Колхоз «Алга» посылает на рын-  рительно кивнул головой и сказал:

ки Горького 0603, который везет 10 сви-

— Мысль правильная. Нало сказать,

ных туш, 4 быков, 5 баранов. Велед 3а\„ы уже прикинули кое-что. Возьмем, Е

колхозом «Алга» готовятся

коммунаров», «Революционный путь» и

друтие.

Подготовка к весне

К ВЫ6ЗЛУ  примеру, брички и пулеметные тачанки
колхозы «Заветы Ленина», «Память трех Passe Au р пу 5

три хороших бричек и тачанок для Крае-
ной Армии! Для нас это дело вполне по-
сильное. Мастера есть, материалы тоже
найдем. :

— (Седла кавалерийские

предложением:

— У меня такая думка, Дмитрий Фе-
дхорович: не открыть ли нам свой цех по
выделке овчин? Сейчас овчины, что сдают
колхозники в фонд обороны, поступают в
сыром виде. Жди, пока они пойдут на фаб-
рику. А вель мы сами можем их обраба-
тывать и тут же на месте шить полушуб-

не сможем сделать десятка два-  ки.

— 910 хорошо бы, —— поддержал Бат-
ев, —— только найлем ли специалиетов.
Поищем, найдем.

Небольшая мастерская колхоза имени

тоже можем  Куйбышева перестала обслуживать только

ТУЛА, 31 января. (По телеф. от соб.   Изготовить, — сказал шорник Крюков. —  внутренние нужды артели. Колхозные ма-

норр.). Большинство колхозов области,

освобожденных от немецких

работам. Они заканчивают молотьбу хлеба,
собирают семена, ремонтируют инвентарь.
Колхоз имени Ленина Епифановского . района

засыпал 900 центнеров семян, полностью   енко и Дейч взялись

HOBRA TOABKO

оккупантов,   ИЖееМ. a
деятельно готовится к весенним полевым В записной книжке предее.

дателя = вс6

новые и новые предложения. Слесаря вы-

звались сделать для бойцов несколько де-! ЦЫ,
сятков фляг, кузнец обещал изготовить.

скребницы для лошадей, портные Демья-
пошить шапки-

обеспечив семенами яровой клин. Колхоз ушанки.

имени Ворошилова засыпал 800 центнеров

Прошло три недели, и Теперь уже не

семян. В районах области развернута ра- узнать мастерской колхоза имени Куйбы-
бота по увеличению семенного фонда за шеза. В просторном здании на централь-

счет среза верхушек клубней картофеля
по методу академика Лысенко.

ной улице села появились новые цехи,
станки, инструмент. В кузнечном и плот-

за дужками, а кожу стеровые замечательно трудятся для фрон-

Ta.
— Иначе и быть не может. — говорят
они.—В каждом колхозе есть свои кузне-
плотники,  шорники,  Подсчитайте,
сколькими вещами они могут снабжать
нашу армию. Это — десятки тысяч бри-
чек, седел, полков, полушубков и много
другого!
Л. СУЛИН,
соб. корр. «Известий».
СЕЛО ГЕОРГИЕВКА Ленгерского рай-
она Южно-Казахстанской области. (По те-

лефону).

участникам состоявшегося на-днях `сове-
щания работников  золотопромьииленности
Забайкалья.

В город Балей приехали руководители
трестов и приисков., инженеры и геолоти,
стахановцы рудников и старательских ар-
телей < далекой северной Нюкжи й вер-
ховьёв Зеи. с Приамурья и Южного Чи-

Kod... Люди рассказывают 0 под’еме в
одной из важнейших отраслей  премыш-
ленности.

— Наши прииски дали в прошлом го-
ду металла на 35 проц: болыше. чем в
1940 году, и почти в два раза больше,
чем в 1939 году. — говорит тов. Батов,
управляющий трестом «Амурзолото», 3a-
воевавших первое место в золотой про-
мышленности Забайкалья:

Неисчерпаемыми резервами  располага-
ют прииски Забайкалья. 0 них напоми-
нает управляющий трестом «Балейзоло-
то» тов. Шереметьев.

Недры Забайкалья ждут  лобытчиков.
За время войны разведано много нетрону-
тых золотоноеных руд и песков, не пре-
кращаетея ввод в эксплоатацию новых
богатейших месторождений.

Рыбные концентраты ©
для фронта

ВЛАДИВОСТОК, 31 января. (По: телеф.
ст с0б. корр.). 24 мошных рыбных ком-
бината Приморья дают для фронта тысячи
пудов выеокопитательных продуктов, рыб-
ных концентратов. Концентраты обладают
BEICOKOH калорийностью, нё портятся и в

фронтовых условиях улюбны для хране-

ния.

Производотво этих продуктов началось
впервые несколько месяцев наззд и было
связано в рядом трудностей. Особенно тор-
мозилась работа из-за отсутствия спепи-
альных печей для сушки рыбы. Однако
эти трудности были преодолены. Произ-
волетво конпентратов сейчас полностью
освоено.

Дума про Тимишар—

сына У

Всего год назад ты был мирным чело-
веком, Тимиш. Ты занимался искусством.
Придя из села в древний город Виев, pac-
положенный на крутогорье, ты познал науки
й радость творчеетва. Так, может быть,
прискакал в этот город гоголевский Остап,
сын запорожского полковника Бульбы, и
здесь познал Горация и первую любовь к
этим кручам и селому Днепру.

По вечерам, когда #3 Киева или Полта-
вы прилетала в Москву украинская речь,
твое лицо освещалось радостью, и ТЫ
подпевал хорошим чистым голосом  лю-
безные нашим сердцам песни родной
Украины. Ты напевал песню грусти и т0-
ски—«Взяв бы я бандуру» или широкую
и игривую — «Ой ще сонце не заходыло».
Й тогда мне представляливь бескрайние
поля пшеницы и гречи, соломенные кры-
ши хат, вишнёвые салочки, вербы у пру-
дов и Подсолнухи у„тына. Е

Киев ты называл трогательно — «мии
лидуган». Когда-то мы стояли’ на Влади-
мирской горке, и казалось нам, сидит над
рекой знаменитый дидуган-лирник, роко-
чут старинные думки, плывут 10 Hpo-
сториому Днепру дубы твоих и моих прел-
ков. Плывут для славных подвигов BO UMA
отчизны. Тогда же мы слышали песню,
прекрасную, хотя и сумную, о кандаль-
ных, ждущих избавления, Вставали перед
тлазами нааними Могучее Черное море, га-
леры © прикованными хлопцами-залорож-
Цами, невольничьи рынки Каффы, Кон-
станцы. Знали ли мы Тогда, что снова
близки к Украине месяцы подобных стра-
ланий и мук?

Мы вспоминали отчаянную  вольницу
Хортицы, степи, видевшие стремительных
й  удачливых- всадников — поборников
воинской славы во имя родины. Они 3a-
вещали ответственность перед родном зем-
лей, нерушимость товарищеской дружбы.

У бедер их висели клинки, сработан-
ные лучшими оружейниками Востока, а

на булатах, свитых из шести стальных.

10106 и побле откованных и закаленных

краины

To 060б0му способу, чернели арабские
письмена. Мы знали эти сабли. Они пере-
давались из рода в род. Ветшали персил-
ские ковры и цветные попоны, добытые
в песчаной Хиве, на которых красовались
эти клинки; но сталь никогда не дряхле-
ла. Сабли предков разлетались по’ всей
необ’ятной родине нашей. Они обели в
Черниговщине и Полтавщине, Киевщине и
Велоцерковщине, украили ‘музеи, попали
на Кубань, приютившую на своих черно-
земных равнинах оскорбленную запорож-
скую вольницу. И когда подходили часы
сражений з& отчизну, снимались со стен
дорогие клинки. От прадеда ко. деду, от
дела к отцу, от отца к сыну торжествен-
но передавалось это оружие — символ
верности родной земле, символ гибели
любого черного недруга. Ты, Тимиш, по-
лучил такой клинок от своего отца, селя-
нина-украинца. Поэтому тебе было- близко
слово «война».

Мы пели старые песни, а думали о но-
вом. Великий Ленин призвал нас к жиз-
Ты стал работником искусства, Ва-

НИ.
нюшка, наш друг; — известным  пило-
том, прославившим ceds под небесами
Европы и Азии. Наши друзья носили, и
голубые петлицы авиации, и черные
куртки моряков, и шлемы танкистов, и
простое гражданское платье. Все были

мирные люди, но понимали угрозу сво-
бодной своей земле и были готовы Е 0т-
пору. Так учил Ленин, так учит Сталин.

Настало время. и многие из нас пошли
по дорогам войны. Наши друзья получили
оценку противника. Одни были названы
«Летающими смертями», другие получили
почетноё название «Черная смерть». Впер-
вые после победного марша m0  колено-
преклоненной Европе вандалам стало
страшно. Придя к нам, как` завоеватели,
они принялиеь жечь и уничтожать все,
что дорого нашему сердцу. Они подняли
по нашей стране дым пожарищ, вытопта-
ли урожаи. Да, земля стала черная и
черным стал воздух. Но появилась и «Чер-
ная смерть». Это начиналось возмездие.

‹

‚ Пришельцы, подло вонзившие нож в
спину, поджигатели городов и сел увиде-
ли людей, вынувших из ножен мечи, за-
вешанные предками. Не только мечи! Они
встретились с равноценным оружием, от-
кованным новым оружейником. Преемник
великого Ленина принял командование
вооруженным народом. Он возложил на
свои плечи тяготы Александра Невского,
Петра, ответственность Кутузова и Бар-
клая, Димитрия Донского и Пожарского. Он
принял на себя заботы Суворова, граждан-
ский подвиг Минина, отвагу Багратиона и
великое дело Ленина.

Враги, вначале опьяненные уснехами,
увидели  сопротивляющийся,  обозленный
могучий народ. posh павших звала к
отомщению, кровь предков взывала в сла-
ве. Все народы, об`единенные под солнцем
Ленина, сплотились, поднялись  Шютив
иноземцев.

«Черная смерть», —лепечут враги, по-
раженные грозным оружием Наших вои-
нов, а мы благодарно зовем их, наших co-
колов, «Светлой жизнью». Боевое оружие
создается везде, дорогой Тимиш. Отовсюду
несутся к фронту полки «Черной смерти».
Они летят по заданию полководца, по за-
данию отчизны и сердца. Их сработали
узловатые руки рабочих Урала, Татарии,
Сибири. Они делаются на заводах, неуяз-
вимых для воздушных атак оккупантов.
Я видел заводы, снабжающие вас, Ти-
миш. Тут работают люди, которых мож-
но смело назвать гвардейцами тыла. Их
подвиг у мартенов, станков и домен так
же почетен, как подвиг на бранном поле.
Здесь тоже тяжело, но люди сурово на-
супили брови и сжали челюсти. Все для
побелы! Таков лозунг работающих в тыло-
вых ароеналах страны. Оружие будет —
так скажи своим товарищам, ползущим
пюд    опнем° минометов и автомалов Ha
штурм ненавистного ‘врата,

Заиндевевииий от ветров курских полей,
в обгорелой шинели, ты переступил горест-
ный рубеж. Последний раз отпечаток
твоего сапога оставил ты на Украине.
Вот несколько твоих слов: «Горю моему
нёт конца, днями  всплавнул крепко —
попрощался с Украиной.- Осталась она, по-
руганная, истерзанная, распятая. Долго ли

ъ

ato будет? Не знаю. Но сворбь моя беско-
нечна...»

Й именно в этот страшный день ты,
комсомолеп, вступил в партию. В тот день
ты еще раз присягнул великому делу. Увраи-
на захвачена немцами, за освобождение ее
нужно бороться. Армия цементировалась
все крепче и крепче. В смертельных боях
полнималея боевой дух полков, в огне
сражений родилась гвардия. Вам некогда
было прискажать в ролное село и прижать
хотя на секунду к грули, пропахшей но-
рохом, детей своих. Война разбросала
семьи и погасила очаги... Но вы не под-
дались унынию. Ненависть к заклятому
врагу, доверие ленинекому завету и ста-
линокому тёнию поддерживали ваши силы
в. вамое грозное время.

И вот ты, радостный, написал мне:
«Снова и снова зачитываемся доклалами
товариша Сталина ——- это великая про-
грамма наших действий. Читая ее, видишь
время победы.
Мечтаю увидеть величайшее
разума и нашей силы».

Ты доживешь лю победы, наш родной
Тимиш! Мы see доживем
разума и справедливости. :

Уже вступили на Украину дивизии ap-
мии, выпестованной Сталиным. i

Родная мать Украина будет освобожде-
на. Снова зацветут на полях и Y тынов
золотые подсолнухи, снова белым души-
стым ковром раскинется греча, и возвра-
тятея люди на <вои места. Будут построе-
ны новые дома, на оголенные стропила
оставшихся хат и сараев лягут желтые
навильни пшеничной соломы. Будет жить
Украчна! Залогом этому — ваши подвиги
рыцарей бранной славы и тяжелого воин-
ского  труда, залогом этому-——победоносное
Ленинское знамя. Знамя, врученное вам,
воины нашей отчизны...

Скоро снова залоет притихшая Украи-
на, не удастея врагу онемечить певучую
украинскую мову.

Пиши нам, родной Тимиш. Враг отсту-
пает, но путь твой, воина и патриота, бу-
дет еще тяжел и опасен. Пиши, Тимиш,
все мы ждем писем твоих из Орла, Харь-
кова, Каховки, Запорожья, Киева...

А. ПЕРВЕНЦЕВ.

Вот доживем ли ло нее?
торжество

ло победы

[

Фото А. Скурихина.

Новые произведения
белорусских писателей

Пройдут годы, пройдут десятки лет, но
из нашей памяти никогда не уйлут суро-
вые и грозные дни великой войны.

Квартал 3з& кварталом уничтожали вра-
TH налт родной город, столицу Белорусвии
Минск. Бомбили школы, библиотеки, дет-

рассказов и стихотворений,
героику отечественной войны, доблесть бе-
лоруеских партизан. нерушимое единство

Як цытуць пад небам чыстым
Наши Швы 1 лясы.

Народный поэт Якуб Колас создал ряд
воспевающих

ские cin, больницы. , Равотрели Вали   советского народа. Партизанскому движе-
воздуха женщин и детей. Прорвавиияеся нию в Бейорубоий посвящена большая
автоматчики устраивали чудовищные ;

оргии, изошряясь в пытках и истязаниях
безоружных людей. не останавливаясь пе-
ред убийством грудных младенцев.

Й когла мы увидели на пыльных доро-
гах истерзанные трупы детей, мы поняли:
да, враг жесток и неумолии, да. враг
кровожаден, да. враг подл и... труслив.
Враг, поднимающий оружие на ребенка.
очевидно, боится его, очевидно, видит в
детских чистых глазах свою грядущую ги-
бель. Такой враг не может победить, та-
кой враг обречен на бесславную,  позор-
ную могилу.

С такими мыслями уходили мы. бело-

дина. Ей посвящают они горячую
любовь. самые лучшие сыновьи чувства.
Для нев находят они самые нежные Ерас-
ки, которые можно найти на родных по-
лях и лугах. на родных озерах и реках.

страдания народа, за попранные
святыни.

повесть Кузьмы Чорного.

О чем же пишут все остальные наши

поэты и прозаики?

Основная тема их произведений — Ро-
свою

Они клянутся за кровь и

родные

отомстить

... РадзЁма. я клянуся
Адпомешиь за народ, за боль пякучих
ран —

русские писатели, от кровавых пожарищ
родных городов и сел. уходили на восток. говорит в одном из стихотворений Ня-
трусь Бровко. Пятрусь Глебко воспевает
тероический подвиг белорусских — колхоз-
ников, предавших беспошадному огню 49-
гатейший урожай 1941 года, чтобы не

Мы алыходзлЕ, каб вораг
Тут емерпю чорнаю сканау
На нашых сонечных прасторах,

Пад шум асок 1 шорах трау.

Але мы знойдзем шлях зваротны,

Як 1 знаходз!л! вавек —

Па сонцу, по над полем родным,
Па звону беларуеых рэк. ,

Так писал наш белорусский поэт Ма-
коим Танк.

Мы ухолили. чтобы потом вернуться,
вернуться на освобожденную белорусскую
землю.

С первых дней отечественной войны
белорусские писатели стали в ряды Ёрак-

ной Армии. В. Врапива, П. Бровка,
П. Глебка ИП. Панченко, А. Кулешов,
М. Лыньков работают во фронтовой пе-

atu.
  THeBHOH HéHaBUCTBH & врагу, суровым
мужеством народа и непреклонной волей
его к победе проникнуты грозные строчки
стихотворения Янки Купалы:

Партызаны. партызаны,
Беларуея сыны!

bine ворагау паганых.

Рэжие зграю акаянных,

Зграю чорных псоу вайны.

Свет глядзшь на нашу схватку.
Бачыпь Сташн. як сцаяной
Устал! мы з& праулу-матку

I бясшумна, без атлядЕ!

Край баром родны свой.

..Мы ал нечыещ ачыст и
Земл!. воды. Heda clap,
Не пабазыць псам-фашыстам.

попал этот урожай в рот прожорливой фа-
шиетекой саранчи.

Apaai i ceazi cami,

Дык сам! 1 шву сажнем,
Сажнем не крывымЕ сярпамт,
А простым 1 грозным атнем.

Широка и разнообразна тематика но-
вых произведений наших писателей. Все
эти произведения проникнуты любовью к
родине, глубокой действенной любовью.

Война провела суровую проверку тя-
дов нашей писательской организации. Эта
проверка выдержана с честью. Белорус-
ские писатели, как uw вся белорус-
ская интеллигенция, были, есть и оста-
ютея плотью от плоти советского народа,
людьми. преданными великому делу
партий Ленина-——Сталина. В дни самых
тяжелых испытаний живут они непоколе-
бимой верой в силы и могущество вели-
кого советского народа, в его конечную
победу. в прозорливую мудрость родного
Сталина.

Яшчэ вернемся мы 1 прыйдзем. .
Беларусь. на прасторы ‘шчасл\ва
Каб ты зноу расцетала 1 зноу
Хвалявался золатам вы

(М. Танк).

Мы еще вернемся на просторы  Бело-
руссии, и на нашу долю выпадет счастье
участвовать в воббоздании родного края.

Михась ЛЫНЬКОВ.

Товары ‘из местного сырья

На столе у главного инженера lap-

промбовета тов. Брукова лежат образцы
мыла. изготовленного  артелью имени
8 марта.

— До войны, — рассказывает тов. Бру-
ков, — изготовлением мыла в республике
занимались лишь две промысловых арте-
ли. Около 4.000 тонн мыла завозилось к
нам в год из братских” республик. Теперь
20 наших артелей сами организуют вар-
ку мыла. В качестве жиров применяются
отходы Фрунзенского мясокомбината
Токтогульского маслобойного завода,
также жир сурков. Нехватало нам ‘только

а

каустической <оды. Мы занялись поиска-
ми ее. Оказалось, что Средняя Азия бога-
та сырьем, из которого легко можно полу-
чить шелочи — заменители каустической
соды. Эт0 — баксаул, колючие кустарни-
ки, растущие в горах, стебли хлопчатника
и кукурузы. Поташ, получаемый из золы
этих растений, идет на варку мыла BMe-
сто соды. /

Война заставила многие промысловые
артели внимательно присмотреться Ев на-
шим  приролным богатствам. Работникя
артели «Большевик» выяснили, что 20
революции одно бельгийское акционерное
общество вело в Ташкумырском ‘районе
добычу нефти и горного воска —— озокери-
та. При обследовании промыслов было
установлено, что акционеры забили неф-
тяные скважины. В конце 1941 года
артель взялась за их расчистку. Две
скважины из шести уже действуют. Усла-
навливается небольшой нефтеперегонный
завод, который даст в этом году 15 тонн
бензина, 250 тонн керосина и 400 тонн
мазута для изготовления колесной мази.
Ташкумыревай район будет _ обеспечен
своим горючим.

Восстановлены три старых штольни по
добыче горного воска. Кроме того, артель
разработала еще одну новую  штольню.
Ташкумырский озокерит вполне пригоден

для изготовления свечей, изоляционных п
других электроматериалов. .На-днях работ-
ники артели нашли месторождения медно-
го колчедана, веры и свинца. Кирпромео-
вет отпустил средства на геологические
разведки.

Нелавно организованы новые чугуноли-
тейные мастерские. Они вынускают печ-
ные приналлежности. посуду, шестерни,
валы. Кокс лля плавки чугуна артели вы-
жигают сами на угольной шахте Маркай.

В нескольких ‘километрах от Джалал-
Абада на Кара-Тексайском месторождении
промысловая артель «Врасный шахтер»
начала добычу каменного угля на топли-
во. Артель сможет лать городу в этом году
2.500 тонн угля, а впослелетвии доведет
добычу его ло 10.000 тонн.

Похвальную инициативу проявили тек-
стильщики одной джалал-абадской артели.

Они выделывают шелковые ткани из
отходов Ошской шелкомотальной  фаб-
рики. Олнако это полезное начинание

чуть не заглохло в самом начале. Когла
уже было выпущено 18.000 метров шел-
кового полотна, Госплан республики, не
удосужившись ознакомиться с образпами,
распорядилея прекратить артели отпуск
сырья с фабрики. Лишь после вмешатель-
ства Совнаркома республики отпуск сырья
возобновился.

Перечень новых предметов производства
можно расширить. Промкооперапия орга-
низовала добычу графита, выделывает
крем для обуви, клей разных ‹ортов, чер-
нила. и т. д. Сырьевые богатства Вирги-
зии используются кустарями лучше и
полнее, чем до войны. Однако это лишь
первые шаги. Возможности произведетьа
товаров из местного сырья буквально

неисчернаемы.
А. СОЛОНИЦЫН,
соб. корреспондент «Известий».
ФРУНЗЕ. (По телефону).