ой
ett
} oF
yaa
poh

дв
oot
g
oe
к
ee
pie
gal
13.
i
yao
jp

pot
cul.
i

бр

у тяи, германские власти казнят публично

7ми. Но когда первому из осужденных паг

ЧЕТВЕРГ, 6 НОЯБРЯ 1941 г. № 263 (7639)

ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ СССР.

я

Е

me

: 4b радиции ХФ р анцу зски й на р О д Сопротивление
гезов гитлеровским
_ живы не сложит оружия оккупантам

Не проходит и дня, чтобы немецкие за-
хватчики не почувствовали на себе силу
нарохного сопротивления французов. Удар
за ударом наносят им французекие патри-
оты. На заводах, производянтих военные
материалы. сопротивление рабочих о снаб-
жению фашистской военной машины но-
выми орудиями убийства принимает Bee
более широкие размеры. Обычной стала
массовая поломка осей автомашин, ` выпу-
скаемых на заводах Ситроена nu. Thomo,
исключительно быстрая порча вновь изго-
товленных ‘аппаратов, хрупкость шасси,
ломающихея при первой же посадке. Ра-
бочие авиапионной промышленности, не-
емотря на жесточайцтие репрессии, питио-
наж тестапо и казни, настойчиво и не-
YIOBEMO продолжают выпускать неполно-
ценную продукцию. Шо всей промылтлен-
ности НПарижекого района, работающей на
военные нужды,  оизволство снизилось
почти на 50 процентов. Замедленная pa-
бота, против которой ничего не могут по-
делать фашиетокие шпики и увещания’
HallHX доморощенных «фюреров», дает се-
бя знать все сильнее.

Стремясь запуталь население Голлан-
патриотов, виновных в организации со-
‘противления оккупантам. Ha городской
площади были водружены четыре висели“
цы. Четыре героя — два голландских
офицера и два солдата были приведены
под конвоем на место казни. Выстроилась
охрана, и немецкий жандармский офинер
прочитал по-немецки и  по-голландеки
текст решения германской комендатуры,
заменяющего судебный приговор. «За по-
пытку‘ бежать из Голландии и перейти
на сторону неприятеля — смертная казнь
ерез повешение», — так прозвучали по-
-следние слова приговора. Они были вы-
‘слушаны безмолвно толпой и осужденны-

‘зач попытался накинуть мешов на голо-
ЗВу, он воскликнул: «Эти казни не помо-
тут Вам выиграть войну!» С презрением
отбросил он мешок в сторону и стал на
эшафот. Имя_ казненного молодого офи-
Hepa — ван-хер-Спренкель. Семья  ван-
дер-Спренкелей хала Голландии несколько
выдающихся общественных деятелей, во-

Привет порабощенным народат
освобождение от гитлеровской тирании!

Европы, борющимся за свое

(Из лозунгов ЦК. ВКП(б) к ХХГУ годовщине Великой Октябрьской Социалистической Револющин).

зарские репрессии против науки не обта-
навливают все разрастающегося возмуще-
ния в среде студентов, людей науки, ис-
кусства. Несколько академиков с презре-
нием отвергли предложение немецких. ок-
купационных властей подписать «умиро-
творяющее» обращение к французам. 3a
это убеленные сединами ученые были за-
включены в тюрьму.

На ряду с такими проявлениями ненавя-
сти французского народа к немецким гра-
бителям вы можете наблюдать ежедневно
тысячи более мелких, менее открыто вы-
раженных случаев отпора немцам в поз-
седневном быту. Немецким офицерам
сплошь и рядом долго не подают заказан-
ное в ресторанах и кафе, им «нечаянно»
отдавливают ноги в трамваях, не подают
руки, не отвечают на приветствия в квар-
тирах, под тем или другим предлогом пло-
хо обслуживают их в магазинах. А по ве-
черам из полворотен в них летят камни и
куски железа, в темных переулках их бее-
шумно избивают парижане. Из десятков
тысяч этих мелких, но чувствительных
уколов складывается та атмосфера поето-

Чешский народ пепеживает и
недели. Новый «протектор» Гейдрих, сме-
нивший сравнительно «мирного»  Нейра-
Ta, жестоко расправляется © напионально-
освободительным движением чешского на-
рода. Вот уже месяц бушует гестаповская
твардия по всей Чехии и, Моравии. Казни
следуют з& Казнями. В одних только круп-
ных центрах страны — Прате, Брно,
Пазене, Ческе Булейовицне и др. казнено
свыше 400 чешеких патриотов. Среди
казненных — старые деятели  чешекого
национально-освободительного движения—
соратники Масарика и Бенеша (например,
бывший мэр столицы доктор Клапка), ге-
нералы-—руководители чешской армии и
союза легионеров, лидеры рабочих, кре-
стьянских и кооперативных  организа-
ций, активисты всех распущенных в
1939 г. политических партий; среди
сложивших голову на плахе — рабочие,
студенты, профессора, учителя, врачи и
служащие. Гестаповцы учинили по всей
стране настоящий погром. Они каждую
ночь врываются в рабочие поселки и

енных и колониальных администраторов
“XIX sera.

= В далекую старину лучшие люди Ни-
`дерландав, боровшиеся против  тирзнии
‘испанского герцога Альбы, с гордостью
‘приняли бранную кличку  «тезов» (ни-
HX, оборванцев). которой их обзывали
‘испанцы. Теперь в борьбе против гитле-
“ровской Германии голландекие патриоты с
‘тордостью воскрешают традиции свободо-
любивых гезов. Не останавливаясь ни пе-
-ред чем-ни перед угрозой смертной каз-
-ни, ни перед конфискацией оставленного
‚имущества немецкими захватчиками, бе-
‘тут молодые патриоты “из страны. Из
Флиссинтена, из Сазрдама, из Гронингена
то и дело сообщают об очередном иечез-
новении молодых людей, которые под по-
кровом ночи на рыбацких судах, шху-
нах, шаландах уплывают из родной етра-
ны в Англию; тде формируются отряды
нидерландеких патриотов.

В самой Голландии растет движение
бойкота предателей — муссертовцев. Myc-
-сертовнам не продают в матазинах това-
сров, под тем или иным предлогом ссажи-
_вают с трамваев или прекращают всякие
разговоры в их присутствии. Не так дав-
но в одном из магазинов Роттердама муз-
‘сертовец, которого отказалась обелужи-
_вать прохавщина, учинил дебош. Вышел

“директор, спросил, в чем дело. «Этот_гос-
подин вообразил себя немцем», — сказала
Эпродавшина. Тогла директор, обратившись
к толпе покупателей, заметил: «Мы ду-
 апевнобольным не отпускаем»...

Для немцев  стралиее всего HOTS.
Ночью” народные мстители подстерегают
-одиноких немецких жандармов, офицеров
“и солдат и сбрасывают их в каналы и
Треки © набережных и мостов. Немцы за-
`претили сообщать об исчезновении своих
“людей, но считают всех исчезнувших по-
“тибшими. Весь Роттердам насмехался нал
‚комендантом соседнего  тородка немецким
бароном М., который однажды принял не-
вольную ванну в канале близ Бордрехта,
но, будучи хорошим пловцом, выбрался от-
туда, е трудом достиг комендатуры и...
застал там уже своего преемника. Бар)-
ну М. пришлось отправиться на Восточ-
ный фронт, так как место коменданта бы-
ло занято...

; «Когда голландец смеется, германец пла-
_чет»,—товорят в Роттердаме, городе Эраз-
Ma и Тиля Уленшиигеля. Смех по алресу
ненавистных угнетателей — залог усиеха
в борьбе.
e Л. СТРААТЕН.
` РОТТЕРДАМ. Октябрь.

тической борьбе

дели можно было насчитать до полутора
десятков

во время ‹вансов бурно

Настойчивы и упорны в ©воей патрио-
против захватчиков и
железнодорожники. 3a последние две не-

железнодорожных катастроф —
преимущественно это случается е военны-
ми эшелонами, направляющимися на Во-
сток, н с железнодорожными составами,
груженными снаряжением. В первой поло-
вине октября, например, елетел под откос
большюй военный эшелон на перегоне Па-
риж— Труа. Но, пожалуй, еще больше бес-
покойства фашистеким ‘грабителям достав-
ляет скрытый и непостижимый для не-
опытного глаза саботаж самого движения
на железных дорогах. В начале октября
железнодорожники одного из северных на-
правлений Нарижекого узла сумели так
запутать график поездов, что товарное
движение было парализовано почти пол-
‘ностью в течение суток.

Все резче становится отпор фапгистеких
оккупантам со стороны французской ин-
теллигенции. 06 этом говорит такой факт,
как недавний арест свыше 300 профессо-
ров и преподавателей Парижекого универ-
ситета по обвинению в «подрывной дея-
тельности». Но и эти неелыханные ва?-

Свыше полутора лет на башне королев-

ный флаг со свабтикой. Однако все ста-
рания наглого захватчика покорить сво-
бодолюбивый норвежский народ оказались
тщетными. 0 том, что поход гитлеровеких
орд на маленькую Норвегию с самого на-
чала натоалкнулея на отчаянное сопротиз-
ление норвежцев, свидетельствуют отноеи-
тельно высокие потери, понесенные гер-
манскими войюками во время норвежекой
кампании: свыше 50.000 человек немцы
потеряли в морской войне у берегов Нор-
вегии и свыше 60.000 человек убитыми и
пронавшими без вести в войне на вуше.

Й после завоевания страны кровожад-
ной германской военщиной борьба норвеж-
ских масе против фашистеких извергов ня
на минуту не прекращалась. Мощное хви-
жение бойкота против тнуеного поработи-
теля и его продажного ставленника Ввис-
линга с каждым днем охватывает все но-
вые и новые слои населения. В порядке
репрессии за непрерывные столкновения

купантами закрытое большинство выеших
учебных заведений, школ, библиотек и те-
атров страны. Один за другим по раено-
ряжению оккупационных властей закры-
ваются и кинотеатры, так как посетители
проявляют свой

День расплаты `не за горами...

ского дворца в Осло висит черно-бело-крас-  мут немцы со стен домов и заборов пла-

норвежских патриотов с ненавиетными о0&-

янной угрозы и опасности, в которой при-
ходитея жить во Франции  гитлеровеким
оккупантам. И их существование е каж-
дым днем будет становиться все более не-
_BETHOCHMBIM.

Насколько накалена атносфера во Фран-
ции, насколько рвется наружу народный
гнев, видно из недавнего случая в Амь-
ене. Достаточно было
слуху о высадке на территории Франции
английских войск, как начались 6yp-
ные уличные выступления, стали форми-
роваться вооруженные отряды патриотов.
Настоящее стажение ^ произошло о вокруг
штаба одной из немецких оккупационных
частей. Эта вепышка — предвестник ги-
тантекого пламени освободительной. борь-
бы, которое охватит Францию, когда пробь-
ет решающий час.

Французы копят ненависть к захватчи-
кам, срывают их планы снабжения воору-
жением немецкой архии, терпящей неслы-
ханные потери на Востоке. Этим францу-
зы помогают великому делу борьбы за
уничтожение гитлеризма.

Поль МАНЖЕН.
ПАРИЖ, октябрь.

Гантигерманские настроения. Только ени-

менные антигерманские лозунги, как уже
появляются сотни новых оскорбительных и
угрожающих надписей.

Систематический бойкот  фашинетеких
бандитов и их местных прихвостней нор-
вежским населением принял пгирочайшие
масштабы. В отличие от членов партии
Ввислинга, носящих эмблему—крест свя-
того Улафа, население  демонетративно
носит запрещенные оккупантами норвеж-
ские национальные значки.

Умножаются диверсионные акты и. с4-
ботаж во всех отраслях промышленности.
Не случайно жертвами фантистеких пала-
чей являются не только рабочие, но даже
так называемые «советники предприятий»
(люди, отречающие за работу промышлен-
ности). Та же участь постигла и немалое
количество профсоюзных деятелей, кото-
рые организовывали масеы вопреки квис-
линговекому и. немецкому террору.

Попытки фашистской верхушки обма-
нуть ‘норвежский народ лицемерной дема-
тогией, болтовней о том, что немцы приш-
ли к ним как «братья по крови», полно-
стыо провалились.

ТРОМСЕ, октябрь.

‘квартиры, уводят сотни людей. В одной

распространиться

\ явились

Олаф ГАНСЕН.

только Праге за последние три недели
арестовано 4.090 человек. Многие уведе-
ны и «пропали без вести».
Новая волна репрессий обрушилась на
страну и свободолюбивый чешский народ.
Введены новые лраконовские законы, пол-
‘ностью ликвидирующие даже видимость
«автономии» протектората. После ареста
и предания суду бывшего премьер-мини-
стра Элиаша правительство протектората
прекратило сзое существование. Большин-
‘ство служащих министерств протектората
арестовано. Остальные просто выброшены
на улицу. Президент Гаха, не согласив-
шийся с дикой расправой тейхриховокой
банды над чешеким народом и подавший
в отставку, об’явлен заложником, отве-
чающим з& «дальнейшее поведение чехов».
Распущены все чешекие организации’—
профсоюзные; кооперативные, культурно“
просветительные. 0с0бое!  возмущение вы-
звало закрытие спортивной организации
«Сокол», в течение десятилетий бывшей
символом национально-освободительного
движения чехов. Вее университеты Чехии
и Моравии закрыты. В Праге и Брно за-
крыты даже средние учебные заведения.
Гейдрих полагает, что террором, висе-
лицей и нагайкой удастся сломить дух
сопротивления чещекого народа. Однако
появление гитлеровского палача в Праге
не сломило волю народа. Наоборот, волна
знтигерманского движения в стране подня-
лась еше выше. В раде мест состоялись
демонстрации протеста против злодеяний
гитлеровцев. На крупнейших  предприя-
тиях Праги — «Колбен Данек», «Авиа»
и др. произошли забастовки. В каменно-

товало 12 крупных шахт. Значительно
участилиеь акты саботажа на предприя-
тиях и транепорте.

°В последние недели в стране начало
развертываться партизанское движение.
Студент Пражского университета Ян Сму-
дек организует по всей стране акты са-
ботажа. Его отряд поджигает нефтяные
склады, пускает под откос поезда, папа-
дает на немецкие отряды.

Вея Чехия тотозитя в эти дни к
празднованию дня независимости Чехосло-
вацкой республики. На стенах домов по-
первые листовки и лозунги.
Празднование «дня независимости» 0б’е-
динит миллионы чехов под лозунгом во-
противления гитлеровским оккупантам.

du ШРОУБЕК.
ПРАГА, конец октября.

: Дорогие друзья! Я знаю, © каким He-
терпением вы ждете моего письма, обобен-
„Но после моего обещания известить ‘вас
‚56 событиях в Польше. Охнако регулярная
связь в настоящих условиях неимоверно
„трудна.

В стране все кипит. Борьба, несомнен-
но, вошла в новую фазу. Она становится
массовой. Достаточно выйти на улицу в
Варшаве, чтобы в глаза бросился перелом
„В настроении. Всякая трудность, на кото-

`рую немцы наталкиваются на Восточном
` фронте, отражается надеждой на тиизх
‚ прохожих.

Вы, наверное, помните, как сильно вы-
росло партизанское лвижение в прошлом
‘тоду, в период неменкого наступления на
Францию. Тогда происходили серьезные
‹ столкновения. Партизанам удалось same
`занять на несколько часов города Скерне-
вице и Лович. Упорные бои в Тухельских

‚ лесах и в Келецком округе продолжались
‚ неделями. «Наш» обергруппенфюрер Мо-
  дер (здесь он переименован, конечно, в
«Мерлер», что значит — убийца), руково-
‘дитель штурмовых отрядов в Варшаве,
‚ после этих событий с бешенством писал
‚ в газете «Дейче рунхшау», что все гене-
рал-губернаторетво наводнено бандитами,
‚ при чем ему пришлось признать, что «бан-
  дитские нападения» носят политический
‹ характер.

- Однако после поражения Франции вол-
на освободительного движения быстро
упала. Не было тогда достаточной под-
„держи массе и реальных политических
перспектив:

Ныне картина целиком изменилась.
` Борьба „вновь возрожлается. Переломным
пунктом являлось, с олной стороны, гит-
леровское нападение на Советский Союз,
с другой. — советеко-польекое соглашение.
Вся Польша приняла соглашение с искрен-
ним отобрением. Мне прихолилось бесело-
= вать по этому вопросу с представителями

С

разных политических направлений. Один
из политических деятелей, чье прежнее
антибольшевистское настроение мне было
хорошо известно, сказал мне: «Всякие
разногласия с Советской Россией мы дол-
жны оставять в, стороне». Победа коали-
ции СССР, Англии и Америки — это един-
ственная гарантия независимости Польши.
От хола титанических сражений на рус-
ском фронте зависит — быть или не быть
нашему народу.

Можем ли мы при всем этом остаться
равнодушными?

Вся Польша е величайшим напряжением
следит за развитием войны, и вся Польша
слушает ‘подпольное радио. Нелегальные
известия распространяются в Варшаве
молниеносно. Радиобюллетень издаетея в
сотнях экземпляров... Их находят часто в
ящиках для писем... Вогла Гудериан по-
терпел неудачу пох Брянском. уже на сле-
дующий день в Варшаве говорили: «Это
возмездие за Варшаву». Когда стало. изве-
отно о массовом убийстве поляков BO
Львове, о расстреле Бартля, о присоедине-
нии Белостока к Восточной Пруссии, об
уничтожении города Гродно, вся Польша
сжимала кулаки.

За слушание радио немцы ‘убивают,
хотят нас таким образом запугать. Недав-
но газеты сообщали, что в Грудзиондзе за
слушание радио и распространение «враж-
дебных слухов» фашисты приговорили к
смерти Пелагею Бернатович и других.

‘Военные заводы в Польше работают
круглые сутки — немцы привезли из Гер-
мании машины и оборудование. Еще за
несколько месяцев до начала войны мы
знали, чем это пахнет. На заводе Цегель-
ского, например, немцы производили ши
рокоосные вагоны, пригодные хля русских
железных дорог. Весь производственный
аппарат расечитан на войну с СССР. Нал
польским рабочим стоит днем и ночью
гитлеровский палач: «Давай быстрее. да-
вай больше, больше гранат, орудий, тан-
КОВ...»

мен

авис

А рабочие говорят: «Медленнее, медлен-
нее... как можно медленнее... меньше гра-
нат, орудий, танков»:

Гитлеровцы лезут из кожи, но напрас-
но. На заводах «Поциек» Герлаха и Лиль-
попа производство сократилось — на
30 проц.

Я когда-то писал вам о событиях в
Стараховицах, о расстреле 300 рабочих
немецкими фашистами после убийства
Термановского на заводском дворе. Не xy-
майте, что там восстановлен порядок. Ни-
чего подобного! Один из рабочих расска-
зывал мне, что недавно ‘опять «испорти-
лась» заводская электростанция и в ответ
на это опять произведены массовые аре-
CTH,

0 том, как опасен для немцев саботаж,
говорит хотя бы следующий факт: тот же
Модер — Мердер издал 060б0е распоряже-
ние о коллективной ответственности рабо-
чих за акты саботажа. Немеикий журнал
«Фольковирт» писал, что в связи е Tlac-
сивным сопротивлением горняков добыча
угля в Верхней Силезии по сравнению с
1939 годом значительно снизилась.

Настроения среди рабочих крепкие. В
небезызвестном депо на «Млынарской»
веныхнула забастовка трамвайных рабо-
чих, требующих увеличения зарплаты.
Только при помощи роты солдат удалось
немцам заставить рабочих прекратить за-
бастовку.

Саботаж на‘ железных дорогах стало по-
вседневным явлением. Только побле крун-
нейших крушений под Дембицей, Прушко-
вым и Раломом, которые были делом рук
польских патриотов, гитлеровская печать,

применяющая обычно метод замалчивания, дах мы разоружали

забила тревогу.

и

ставителей всех слоев населения из раз-
ных областей страны: Владислав Козак,
крестьянин из окрестностей Кракова, Ста-
ниелав Оконь из Любельского округа,
Людвиг Зюснев, рабочий из Ваттовиц,
Алам Наркевич и Станислав Собех, интел-
лигенты из Торуни.

В деревне фашисты тоже наталкивают-
ся на немалые затруднения.
закапывают в землю зерно, чтобы оно не
попало в лапы немцев. Газеты бьют тре-
вогу в связи с тем, что в Варшавском
округе обязательные поставки выполнены
только на 50 проц. В Любельском районе
крестьяне жгли стога в поле.

`И в городе, и в селе гитлеровских па-

‘лачей окружает стена ненависти и през-
рения. Даже польские чиновники, нахо-
дящиеся на службе у немцев, являются
неблагонадежным элементом. Краковский
тубернатор Вехтер упрекал их не только
в отсутствии малейшего стремления в сот-
рудничеству, но и в невыполнении самых
элементарных обязанностей.

Мы, польский народ, можем  действи-
тельно гордиться тем, что у нас, в Поль-
ше, нет Квиелинга и Гахи, что в нашей
стране не удалось Гитлеру создать марио-
неточного правительства. Польский народ
в своей ненависти к оккупанту сплочен
и един, как никогда.

Приближается 23-я  головщина 303ро-
ждения Польши. Через страну идут бес-
прерывно эшелоны раненых с Восточного
фронта. Народ убеждается в том, что не-
мецкий чорт не так страшен, как он сам
себя малюет. И все чаше вспоминаем мы
памятный ноябрь 1918 года, когда в
Варшаве, Кракове, Лодзи и в других горо-
«швабов», которые

Гудирали так, что пятки сверкали. Эти во-

Зато гитлеровцы не только не замалчи- я теперь нам ближе, чем когха-

вают, но широко оповещают о смертных
приговорах за нелегальное ‚хранение ору-
AAA. Этих приговоров стало очень
много; среди приговоренных имена пред-

либо. Мы боремся и знаем, что день этот

наступит снова.
Ян БЕРНАЦКИЙ.
ВАРШАВА, октябрь. Meee

угольном районе Кладно целый день бас-

Крестьяне.

50.008 убитых мирных жителей, 389.098 раненых. И это только в Варшаве. Будь проклат,

кровавый немецкий фашизм!

Сербия

Никогда еще в Сербии не было такой
накаленной обстановки, как в эти дни.
Сербия многие годы своей истории нахо-
дилась под иностранным владычеством, но
никогда и ни один из поработителей серб-
ского народа не испытывал к себе такой
жгучей и вееобщей ненависти, как Гитлер
MH er сатрапы.

Стараниями гитлеровцев вся экономика
Сербии пришла в состояние развала. Все
‘наличные к моменту германской оккупа-
ции запасы промышленного сырья и про-
довольствия увезены в Германию. Немцы
вывезли огромное количество меди, бокеи-
тов, хлеба, скота. Вывезены также вее
‚запасы горючего. Угнан подвижной состав
железных дорог. Не довольствуяеь всем
этим, гитлеровцы, испытывая сильную ну-
жду в стратегическом сырье в связи с
войной на Востоке, дочиста грабят населе-
‘ние сербских сел и городов. У населения
изымаются все металлические изделия,
вплоть до чайных ложек и дверных зам-
ков, отбираютея все зимние вещи и кожа-
ная обувь, весь керосин, вплоть до со-
держимого ламп.

Сербская добывающая и обрабатываю-
щзя промышленность фактически приоста-
новилась. Десятки тысяч сербеких рабо-
чих до сих пор находятся в качестве воен-
нопленных в Германии. Влобавок к этому
гитлеровцы увезли насильно несколько
тысяч сербских квалифицированных рабо-
чих на германские военные заводы. Ты-
сячи сербеких. рабочих ушли в горы в
партизанские отряды или бежали из
страны.

Пожалуй, еше в худшем состоянии ока-
залось сербекое сельское хозяйство. Зна-
`чительная часть посевов погибла во время
военных действий. Много хлебов осталоеь
на полях, так как члены семей сербских
солдат, находящихся в германском плену,
не были в состоянии, да и не желали уби-
рать поля, зная, что весь урожай попадет
в руки поработителей-немцев. Kpome того,
значительная часть сельского населения
также ушла в партизанские отряды. Та
же часть урожая хлебов и др. культур,
которая была собрана, почти полностью
увезена в Германию на нужды фашист-
ской армии. Таким образом, население
Сербии обречено на вымирание.

Голод, нищета, безработица усугубляют-
ся еще жесточайшим политическим при-
теенением. Гитлеровцы в своей животной
ненависти к славянским народам ведут
обдуманную изуверскую политику физиче-
ского истребления сербекого.народа. Гитле-
овцы и привезенные из Германии тысячи
чиновников, «хозяйственных руководите-
лей» и тому подобных поработителей вся-
чески измываются Hal сербским населе-
нием. Известен случай, когда германский
«хозяйственный руководитель» Ha строи-

в огне

тельстве стратегической дороги Белград —
Ниш в ответ на протесты сербских рабо-
чих против гнилой пиши и побоев геста-”
повцев заявил: «Чем больше сербов по-
гибнет, тем будет лучше для нового по-
рядка в Европе».

Однако ни голод, ни ограбление, ня
преследования не сломили боевой дух серб-
ского народа. Буквально весь сербекий.
народ принимает активное участие в пар-
тизанской борьбе против гитлеровских за-
хватчиков. Сила сербского партизанского
движения в том, что глубокая конспирация
партизанских отрядов сочетается © проч-
нейшими связями партизан © широчайши-
ми массами населения. Партизанское дви-
жение в Сербии, не ослабевавшее все вре-.
мя, приняло после бандитског нападения
гитлеровцев на Советский Союз характер
всенародной войны. Партизаны отбивают у’
термано-фашиетских войск целые районы.
В городах Белграже, Крагуеваце, Панчево,
Кралево, Крушеваце и других в течение
нескольких дней происходили уличные бои
между. гитлеровцами и проникавшими в го-
род сербскими партизанскими отрядами.
Партизаны уничтожают склады с боепри-‹
пасами и торючим, взрывают мосты, элек-.
троетанции, ‹ воинские поезда, поджигают
титлеровекие казармы. Для борьбы с пар-
тизанами Гитлер вынужден периодически
перебрасывать в Сербию свежие герман-
ские и итальянские части. 1

Для устрашения партизан и населения’
гитлеровцы начали применять в Сербии
средневековые пытки и казни. Партизан
четвертуют на площадях городов, распи-
нают на телеграфных столбах, ежигают на
ксетрах. Лишь за последние два месяца
гитлеровцами было сожжено и замученое в
Сербии 11:000 человек. Десятки тысяч
сербов томятся сейчас в тюрьмах и кон-
центрационных лагерях. Но и это ни’ в
какой мере не сломило сербов, а лишь уве-
личило ненависть к гитлеровским изуве-
рам. Сербекие партизаны выдвинули л0-
зунг: «На место каждого убитого парти-
зана — трое новых партизан». Этот л0-
зунг выполняется е лихвой.

Ни один серб не сомневается. в том, что
солидарность и совместная борьба всех
славян рука об руку с демократиями Вели-
кобритании и США неизбежно приведут в
конечном счете к полному разгрому корич-
невой чумы — гитлеризмад.

Вот почему сербский народ, несмотря на
все лишения и жертвы, все более усили-
вает. борьбу против гитлеровских оккупан-
тов.

Сербский народ АОИ борется
за правое дело. 9н победит!

А. В-ОВИЧ.
БЕЛГРАД. Октябрь.

Нака

«С оккупацией ВБрита кампания B Ipe-
ции закончена», — горделиво прохрипел
в одно весеннее утро диктор-обозреватель
терманского радио. «Желание — отец мы-
сли», — говорит немецкая пословица, и
мыслью германского радиопропагандиета,
несомненно, руководило горячее желание.
Но желания оказалось мало, и’ борьба гре-
ческого народа против  итало-германеких
оккупантов продолжаетея.

Македония и Эпир в огне. Гитлеровские
полчища, прошедшие через Фракию и до-
лину Вардара, оставили весной в Макело-
нии тысячи убитых и таненых. Но прой-
ти через Македонию не‹значило еше по-
корить ее. Под знамена македонеких ко-
митаджей стекаются греки, сербы, сочув-
ствующие делу свободы болгары. Через
посрежство сочуветвующего им населения
Кавалы и Салоник македонские комиталжи
получают оружие для борьбы против гит-
леровцев и их итальянских  приспешни-
ков. К тому же часть оружия оказывается
возможным получить также за счет италь-
янских оккупантов, трусливых и неорга-
низованных, отступающих перед серьез-
ным сопротивлением.

Германские хозяева оказались вынуж-
денными доверить итальянцам оккупацию
Греции, так как все наличные силы необ-
ходимы были лля отправки на Восточный
фронт. Но итальянцы явно не справляют-
ся 0 своей задачей. Наглядных показа-
телем этого является состояние портов’ и

H у не
железных дорог. Когда-то пветущий порт
Пирей не получает почти никаких грузов.
Редкие итальянекие сула илут транзитом
мимо Патраса и Коринфекого канала. Не-
смотря на безработицу в Нирейском порту,
итальянские капитаны жалуются на TO,
что грузчики плохое обслужитают парохо-
EBL, занимаются саботажем. И в самом ле-
ле; саботаж — одна из форм борьбы гре-
ческого народа против угнетателей,
Сведения о военных грузах, выгружае-
мых итальянцами и гитлеровцами в гре-
ческих портах, етановятся немедленно из-
вестными английским вооруженным силам
на Ближнем Востоке. Оккупанты не в 65-
стоянии установить, каким образом это про-
исходит, чрез какие каналы установлена
Связь. :
Страна бурлит, и, как справедливо за-
мечают нейтральные журналисты в. афин-
ских кафе, достаточно небольшой  вепыш-
ки, появления Фоюзного отряда, чтобы за-
горелея пожар. Видный шведский журна-
лист, в евое время состоявший при штабе
генерала Франше д’Эспере в Салониках,
сопоставлял нынешнюю ситуацию с поло-
жением в марте 1918 г., накануне боль-
ого союзнического выступления на Бал-
канах. «Накануне», — сказал он. Этим
словом определяетея и сегодняшнее поло-
жение ветцей” в Греции.

К. ЛАМБРОВ.
ПИРЕЙ, октябрь.