о о фри имьвоой в

й
i
-

ir
ov

.
iy
0B

a0

ra.
Но

—

„..необходимо;, чтобы наша армия и наш флотоимели деятельну»

СРЕДА, 12 НОЯБРЯ 1941 г. № 267 (7643)

ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ СССР

x

и активную поддержку со стороны всей нашей

Передовики строительства
оборонительного рубежа
вокруг Москвы

Подведены итоги предоктябрьского со-
циалистического соревнования строителей
оборонительного рубежа вокруг Москвы.
Первое место в соревновании заняли кол-
лективы 10-го и 11-го участков, добив-
шиеся наивысшей производительности
труда. Здесь работали трудящиеся
Свердловского и  Молотовского районов
столицы. Первый отвечал за правый
фланг, зторой — за левый. Но в послед-
ние дни, когда подходили к финишу, рабо-
тали уже вместе, и там, тле было трудно
справиться одному району, помотал хру-
той. Энтузиазм был такой, что люли вы-
холили работать и ночью, и очень жалели,
чт0 работать можно только в лунные
ночи.

Коллектив инженеров, работавших на
11-м учаетке во главе с начальником
участка т. Мерзляком, главным инжене-
ром Терновеким, начальниками секторов
Кудрявцевын и Шепелевым, состоит пре-
имушественно из строителей. io,
строившие Москву, сейчас, когда их го-
род в опасности, все силы, знания и
умение отдают на создание оборонитель-
ного рубежа. Они быстро освоились ©
особенностями саперных работ, по ночам
читали  спепиальную литературу, а в
5 часов утра уже шли на учаеток и ру-
ководили работами. Механизация и взрыв-
ные работы, широко примененные инже-
нерами на учаетке, позволили максималь-
HO сократить ероки строительных работ.
За очень короткое время на участке вы-
рыте болез 200.000 кубометров земли.

Сами инженеры заявляют, что это ока-
залось возможным благодаря энтузиазму
всех работающих на строительстве. Сту-
денты, домохозяйки, педагоги, бухгалтера,
торговые работники, Швеи, ранее ни-
когха не державшие лопаты в руках, по-
казали образцы производительности труда.

Московский городской Совет депутатов
трудящихся  об’явил благодарность всем

рабочим, ‹ инженерам и ‘техникам 11-го
участка и выделил 50 тысяч рублей на
премирование наиболее отличившихся т0-
варищей.

Передовые инроизводственники одного 43
московских заводов, вырабатывающих про-
тивотанковые боеприпасы. Слева — формов-
щина Е. Волкова, систематически выпол-
няющая норму на 250—300 процентов;
справа — мастер Г. Семин, в кратчайшие
сроки образцово наладивший выпуск ново-

го вида Пролукпии. Фото Г. Михайлова.

ского завода Ha фронт
машины. Они отправляются в полной го-
товности, оснащенные грозным оружием,
обеспеченные снарядами, патронами. Вог-
ха в заводских цехах узнают 06 очеред-
ной контратаке наших
знают, что в успехе имеется и доля их
участия. Они комплектовали не один мо-
тополк. ‘

- H-ckoro yaa pelinan

Боевые машины
идут на фронт

Каждый день из ворот этого москов-
уходят боевые

частей, рабочие

...Директор завола производит на бумаге

какие-то вычисления и потом, улыбаясь,
сообщает результаты:

— Получилось даже радужнее, чем
ожидал. Я взял лучший месяц
предприятия в прошлом году и сравнил
с делами сегодняшними. В августе при-
рост продукции дошел до 61 про., в
сентябре до 108, в октябре до 110. Уч-
тите, речь идет не 0 валовом приросте,
он выше, ао фактических машинах,
ушедших на фронт. Ноябрь далеко позади
оставит прелшествующий месяц.

Затем лиректор переходит к рассказу
о трудовом энтузназме этих горячих дней.

..B разгар выполнения боевого зала-
ния цехи ощутили резкую нехватку ра-
бочей силы — люди ушли на фронт. М-
торный цех — сердце завода — буквально
задыхался. В поисках выхода. решиля
привлечь неквалифицированных рабочих.
Чтобы люди лучше овладели“ техникой,
начальник цеха тов. Данилин применил
простой метод — изготовление детали бы-
ло разбито на десятки операций. Каждо-
му рабочему пришлоеь освоить по
опбрации. Такое изменение технология
привело к тому, что Никонов, Сальников,
Фомичев, Гришин, Синяков.—а по их при-
меру десятки других, — за считанные дни
приноровились к работе и стали готовить
детали лаже быстрее, чем раньше это дв-
лали высококвалифицированные рабочие.
Выпуск изделий повысилея на 30 проц.

Интересы фронта диктовали необходи-
мость работать по-новому, и на любом
учаетке каждый изо всех сил старалея
обогнать соседа. На конвейере один рзбо-
чий заменял троих. Бывшая домработница
Татьяна Маковецкая, обелуживавшая ло
войны только правое крыло одного кон-
вейера, охотно взялась обслуживать одно-
временно и левое крыле. Теперь вдобавок
К <воей нагрузке Маковецкая работает и
на правом крыле второго конвейера. Еще
больней энтузиазм проявили испытатели

ЕЕ

ФРУНЗЕ, 11 ноября. (По телеф. от 605.
Hopp.). Речь ‘товариша -Сталина вызвала
новый под’ем ерели трудящихся Кирги-
зни. Рабочие Кантекого сахарного комби-
ната, став 7 ноября на сталинскую вахту,
выполнили производственную программу на
120 процентов.

Волхозники артелей «Социализм», «Баш-
Карасу», имени Кирова. Ворошиловского
района. обсудив речь товарища Сталина,
решили поставить в каждом колхозном
дворе на откорм по голове скота личного
пользования, едав затем этот скот в фонд
обороны.

Слегари-двухеотники братья Хасмутди-
новы, токарь Пархоменко, кузнец Моека-
ленко и тракторист Маматалиев из Ошекой
МТС; занятые на ремонте комбайнов, к

АРХАНГЕЛЬСК, 11 ноября.
от 006. sxopp.). Ha призыв товарища
Сталина беспошално  боротьея е немецко-
фашистскими захватчиками работники
ответить новыми
производетвенными успехами. С невилан-
ным под’емом они трудятея в эти дни.
Мангиниет-кривоносовец тов. Бакилин  до-
срочно доставил тяжеловесный состав ©

(По телеф.

машин — регулировщики. Однажды He-
хватка регулировщиков стала тормозить
производство. Директор вызвал к 6666
мастера Никитина.

— Мы намечаем перевести вас в pe-
гулировщики, — сказал директор, — ог
ласны? — Мастер утвердительно  кивнуя
толовой. —А сколько сможете давать В
смену?

— Думаю вместо двух машин, Kak

обычно,—три подготовлю. Посоревнуемся.

О темпах Никитина узнали другие ре-
тулировщики. Вскоре Толкачев стал тав-
же давать по три машины в смену. Но
Никитин выпустил четыре. Это был pe-
корх. Однако такой же производительности
в ближайшую свою смену добилея Сио-
TAROB.

— Нет, не обгоните, — упрямился ма-
стер. — Выше будет у меня. —И испы-
тывал за смену пять машин. Толкачев и
Смоляков, всячески уплотнив рабочий
день, достигли такого же количества от-
регулированных машин. Тотда Никитин
стал выпускать по шести машин.

Замечательно организовали труд на
сборке заднего моста— одной из наиболее
трудоемких работ. Этому предшествовал
такой эпизод: собрал директор бригадиров
Языкова, Абрамова, Краснова и поговорил
е ними по душам:

— Нужно выпускать машин  8вт00е
больше, а у нас рабочих осталось в пять
раз меньше, чем прежде. Посоветуйте, как
выйти из положения.

А чего советовать, товарищ дирек-
тор, — светили бригадиры, — пришлите
фабзайчат, мы с ними горы ворочать будем.

В цех прислали группу  фабзайчат.
Бригадиры механизировали их труд, 0б’-
яснили каждому, чего от него хотят, и ре-
бята, гордые оказанным им доверием, по-
разили весь заводской коллектив. Через
пятидневку цех перестал отставать, а те-
перь увеличил выпуск продукции в три
раза.

Доклад товариша Сталина на торжеет-
венном заседании Моссовета еще более укре-
пил волю этих людей отдать весе силы
на лучшее оснащение Красной Армии.
Ничего, что иногда над цехами слышится
рокот фашистских самолетов. Героических
бойцов тыла это не страшит. Они полны
решимости, и © каждым днем из
ворот завода на фронт уходит вее больше
прекрасных боевых машин.

Ю. МЕДВЕДОВСКИЙ.

—

делом

часу дня 8 ноября
нормы. ;

Рабочие и работницы Фрунзенской гоеу-

дарственной швейной фабрики обязались’

досрочно выполнить
Рабочие обувной фабрики тт. Сорокин,
Шехтер, Пузиков выполнили 8 ноября
производлетвенные залания на 200 проц.
На строящейся джутовой фабрике каждый
из рабочих взял на себя конкретное обя-
зательство. :

— Наша бригада до срока пустит 38
ткацких станков, — заявил монтажник
Макаровский.

— 12 станков войдут в строй на пять
дней раныше срока, — обязалась бригада
тов. Пщела.

специальный заказ.

Успехи железнодорожников

важным грузом к месту назначения, зна-
чительно перевыполнив план технической
скорости движения. На всех участках же-
лезнодорожного узла е небывалым пол’емом
кипит етахановекая работа. Люли постави-
ли перед собой цель: в несколько раз пе-
ревыполнить заланные нормы. Они сдер-
жат слово. Вузнен депо т. Одинцов днев-
ное задание выполнил на 270. процентов.

Там, где делают мины и бомбы

Старший мастер Савченко почти лесять
дней бессменно нахолилея в ‘соселием
цехе. Там осваивали новые виды Opo-
небойных снарядов и бомб. Он пришел
сюда с группй товарищей из 6-го пеха.
Это было-его первое боевое крещение, пер-
вая самостоятельная работа.

Усталый. с воспаленными глазами, но
всегда веселый, перехолил он от станка к
станку. подбадривая людей.

— Как идут дела?

— Хорошо! Фронт получит бронебойные
снарялы и бомбы в любом количестве, ---
отвечали токари, фрезеровщики.

Задержавшись на олном из участков,
Савченко был свидетелем такого случая.
Мастер приказал безусому паренькх, рабо-
тавшему на важной операции. пойта от-
дохнуть. Тот, не отхоля от ®танка, рабэ-
тал 68 часов. Последовал решительный
ответ:

— Не могу, фронту нужны бомбы и
снаряды.

Только после настоятельных требований
мастера парень ушел ломой, но не надол-
го. Через три часа станок был вновь В
хоту, к нему едва успевали подавать для
обработки летали... -

Ни на секунду He умолкает завод.
Рабочие, инженеры и техники 06 aBu-
ли себя мобилизованными для изготовле-
ния фронтовой продукции. А быть мэби-
лизованным — это значит работать столь-
ко, сколько потребует фронт, давать ми-
ны и бомбы в любом количестве. ,

‚ Коммунисты-мастера _ по-военному рас-
ставили свои кадры. На лолю старшего
мастера Юхманова выпалз самая трудная

°И ответственная часть работы: Halo было

обеспечить расточку и обточку всех тета-
лей. Но не было ни чертежей, ни выра-
ботанного — технологического процесса.
Юхманов сам встал к станку. Врупицу 3a
крупиней накапливал он опыт организа-
Hu процесса по-новому. Мастер присно-
сабливал- станки к выработке новой про-

дукции. Рядом стояли токари Козулин и
Вожаков. Они учились у своего мастера,
взвешивали каждую мелочь строго, про-
думанно. >

— Теперь у нае будут мины, — уве-
ренно, обращаясь к токарям, говорил Юх-
манов.

Со станков схолили первые, великолеп-
но отделанные мины, грозные лля врагов.
Но и тогла мастер Юхманов и токари
были неспокойны. На подборке металла
терялось много драгопенных минут. Нало
было подобрать инструмент, резны е но-
вым профилем. Почти трое суток Юхманов
занимался вычислениями. ПНобелили муже-
ство и упорство. Применив резпы с новым
профилем, токари получили возможность в
несколько раз увеличить обработку из-
делий.

Много сотен мин выпустил участок
Юхманова за это короткое время. У- тока-
рей выработалея богатый боевой опыт.
Бойпы 6-го пеха, как говорят о них на
заводе, люди <«обстрелянные» и способны
производить мины в любом количестне.

В упорном тероическом труде выра-
стают новые замечательные люди. Моло-
io токарь Трусов должен был обеслечить
важными деталями многие участки, на
его станок легла большая нагрузка. Tpy-
сов с честью вылержал боевой экзамен. И
когда он ощутил величие своего труда,
он пришел в партийное бюро и заявил:

— He mory больше быть вне партчи
Ленина — Сталина. Хочу в трудовом бою,
а если надо и на фронте, быть коммуни-
стом.

Его приняли в партию, Трусов стал
работать втрое лучше. Даже  искус-
ные токари не могут за ним угнаться-
Когда Козулин выдает за смену три нор-
мы, Трусов делает шесть.

Лучшая агитация Коммунистов — их
собственный подлинный героизм. Нартий-
ная цеховая организация следит за про-
движением военных заказов. Там, где воз-

никают трудности, где нужна
всегда появляются коммунисты.

У Кусова, одного из лучших маетеров,
появился затор в работе — нарушился
трафик. Это стало предметом специального
обсуждения в партийной организации. Ву-
сову предложили в два дня перестроить
работу на военный лад. На помошь при-
шли начальник пеха Мячев и секретарь
партбюро Савченко. К токарным станкам
слелали спепиальные приспособления, п-
фпонтовому расставили людей. Расточник
Киселев. один стал работать за пятерых.
3a двоих и троих стали трудиться и дру-
гие. Участок быстро пошел в гору.

Когда стало трудно на фрезеровке слож-
ных деталей, тула направили Савченко.
Твердой рукой начал он наводить поря-
док. За разболтанность и неумение пере-
строиться на военный лад был смещен с
должности. сменный мастер Баранов. На
его место выдвинули энергичного бригади-
ра, который великолепно проявил себя.
Силами коллектива за пять дней работы
по-новому удалось поднять выпуск мин
в шесть раз-

Так на всех участках налаживалея и
выравнивалея боевой фронт работы.

Места ушедших на фронт занимают но-
вые кадры. Пришли к станкам вчерашние
упаковщики, возчики, промывщики, чер-
норабочие Аросов, Кононов, 0б’едков, Cy-
кин, Ильиных и много сотен других.

Коллектив завода борется и побеждает
в трудовом бою, создавая мины и авиа-
бомбы. г

Выступления товариша Сталина Mo-
билизовали его на еще более самоотвер-
женный труд. Нризыв вождя работать не
покладая рук, давать фронту Bee больше
средств вооружения воспринят здесь как
боевой приказ. Этот приказ будет выпел-
нен,

помещь,

А. СЛАВУТСКИЙ,
соб. корр. «Известий».

ЧЕЛЯБИНСК, (По телефону).

выполнили по две

Всеобщее военное обучение в Ленинграде.
_ Отделение на занятиях не обороне насе-
ленного пункта.

Фото Р. Мазелева (ТАСС).

Москвич

Он кровно связан 5
с матерью-Москвой.
Он предан ей, как сын,
до основанья.
Он не оставит :
дивный город свой
в суровый час
большого испытанья.
Его не запугаешь никогда
ни бомбами,
ни вражеской брехнёю.
Столицу счастья,
мира и труда
OH одевает грозною бренёю.
Он роет рвы на подступах к Москве,
возводит надолбы,
” возносит баррикады
с единственною мыслью в голове:
не проползут!
Не просочатся, гады!
Он с острой киркой,
с топором,
с гремучим молотом,
с тяжелою лопатой,
с походной песней,
с ломом и пером,
с винтовкой,
пулеметом и гранатой.
Пусть гром вокруг, _ у
пусть пламень в небесах —
MOA; ~~ :
Москве не быть в полоне!

> Масква

Так говорит москвич,
стоящий на часах,
москвич-боец,
готовый к обороне.

Сергей ВАСИЛЬЕВ.
—=@——-

На призыв вождя

ХАБАРОВСК

На предприятиях и в учреждениях го-
рода проводились громкие читки доклада
товарища Сталина на торжественном за-
седании Московского Совета и его речи на
параде Красной Армии в Москве. Везде
оживленные беседы. Трудящиеся клянутся
отдать все силы на оборону любимой
родины.

Мысли и чувства коллектива судоре-
монтного завода выразил стахановец т. Са-
рычев. Он сказал:

—- Советский народ верит в победу
Красной Армии, ибо ее ведет родной
Сталин, а где Сталин, там победа.

На заводе имени Кагановича стахановен
т. Попов заявил:

— Слова вождя вселяют в каждого из
вас уверенность в победе. И чем больше
мы будем производить вооружения фрон-
ту, тем скорее приблизим час гибели фа-
шизма. В ответ на призыв любимого
Сталина я обязуюсь ежедневно давать по
три нормы.

Воодушевленные сталинскими словами,
рабочие, инженерно-технические работни-
ки и служащие повышают производитель-
ность труда. Слесарь завода имени
Молотова т. Ватулин за 8 часов выпол-
nua 4,5 нормы, знатный слесарь т. Шва-

нев дал 815 процентов задания. Свыше
трех норм выработали  шишельницы
тт. Фанихина и Шукина, формовщики

тт. Добрунов, Коренко и многие другие.
Начался новый трудовой под’ем.

ЛЕНИНГРАД

На Н-еком заводе бригада сборщиков ма-
стера Мурашко получила срочное задание
изготовить важный механизм для фронта.
Сборщики, выслушав передававшийся по
радио доклад товарища Сталина, решили
не выходить из цеха до тех пор, пока
механизм не будет готов. Свое’ обязалель-
ство они выполнили с честью. Работа, на
которую в мирное время нужно было бы
потратить не менее 3 суток, была сделана
за 10 часов.

Выдающийся рекорд производительно-
сти установил также старый производ-
ственник слесарь Булыгин. Став на ста-
хановскую вахту, он за одну смену вы-
полнил более 6 норм.

Небывалую выработку дает на оборон-.
ных заказах карусельшик тов. Доронин.
Он изготовил за ` смену 55 комплектов
боевых изделий при задании в 10 ком-
плектов.

Новыми стахановскими рекордами отве-
тили на выступление товарища Сталина
многие другие рабочие завода. Так, свар-
щик Козырьков изготовил 45 изделий
при задании в 8, молодая фрезеровшица
Андреева обработала 51 деталь вместо
15 по норме ит. д.

66.
Страны . cranny.
Ленинградские ученые
на боевом посту

В дни, когда великий город Ленина
поднялся на защиту своих подступов, BH
редко встретите научных работников дома.
Вруглыми сутками они заняты в научных
институтах, лабораториях, на заводах. Их
можно найти на трассах оборонных
строек, на. кораблях Краснознаменного
Балтфлота, на фортах и аэродромах. Мно-
тие из ученых, как, например, профессор
Огородников, ушли в народное ополчение,
чтобы защищать родину и €BOW науку ©
оружием в руках. Другие остались на б0е-

воляющий легко запускать мотор в самые
суровые морозы. Разрабзтаны новые  ‹0-
ставы светящихся красок, которые та He-
обхолимы для затемненного города. Вра-
сками покрывают углы улиц, края тротуз-
ров, опасные для перехода места. Краски
нужны для светящихся паучков пешехо-
JaM, чтобы ориентироваться в темноте.
Стремясь внести свой вклад в заботу 9
бойце, ученые ‹конструировали пюртатив-
ную карманную грелку, которая дает теп-
ло в течение нескольких часов.

Большой и благоларной работой заняты

вых постах, чтобы отдать все свои силы
фронту.

В военной обетановке вместе е заводами
H фабриками переключилиеь на обелу-
живание Красной Армии и научные уч-
режления. В первые же дни войны круп-
нейшие металлурги страны академики
А. А. Байков и М. А. Павлов начали ра-
ботать над новыми составами высокока-

‘  чественных сталей, нах методами быетрой

плавки металлов. В дальнейшем академик
А. A. Байков возглавил военно-шефскую
работу Дома ученых, rye еозлан ряд
бригад по различным техническим вопро-
сам в помошь воинским частям. Кафедры
Политехнического института занялись во-
просами теплотехники, энергетического
хозяйства,
профессора университета выдвинули нема-
л9 смелых идей, осуществив ряд ценных
работ. Группа химиков—тт. Белопольский,
Гинзбург, Захарова хосречно выполнили
экстренное задание. Крупные ученые-тео-
ретики по хобственной инициативе заня-
  лись практическими вопросами оборонной
промышленности, техники. медицины.
Целый ряд лабораторий Н-екого инети-
тута работает над решением проблем ofo-
ронного значения. Значительную часть
своего времени многие работники этого
института проводят на заводах, организуя
новые производства. Аспиранты, студенты
становятся к станкам, чтобы изготовлять
продукцию, необходимую для фронта. В
другом институте создан комитет по 000-
ронным ‘работам — научно-технический 60-
вет военного времени. Комитет дает  зада-
ния, следит за их выполнением. Этих
институтом выполнено немало самых раз-
нообразных работ, создан новый прибор
для подогрева двигателей тракторов, п0з-

приборостроения. Академики,

ленинградские  ученые-медики. Научная
мысль непрестанно работает над сохране-
нием жизни бойцов. Недавно в Госухао“
ственном ордена Ленина институте ус0-
вершенствования врачей при akTHBHOM
участии хирургов передовых лечебных
учреждений и армейских госпиталей co
стоялась научная конференция по вотро-
сам лечения ран. Конференция обсудила
опыт применения различных новейших
химических и физических средств лечения
ран. Известно, что сейчае военная хирур-
тия действует в союзе © физиотератией
и химией. Найдено вещество, обладающее
ценнейших свойством отдавать‘ тканям
кислород, чем затрудняется развитие В
ранах бактерий.

Для лечения ран успешно применяют-
ся баяьзамические вещества. Вихнейший
хирург нашей страны заслуженный дея“
тель науки профессор Н. Н. Нетров zan-
но занимался изучением действия баль-
замов в борьбе с газовой инфекцией.
Один из его учеников— военный врач 2-го
ранта А. С. Чечулин с болыним успехом
применил для лечения ран пихтовый
бальзам, изготовленный в Ленинградской
химической лаборатории Ботанического
института Академии наук. Большюй праж-
тический интерес. представляют работы
профессора Н. Н. Самарина по использо-
ванию стрептопила для лечения ран.

Так ленинтрадокие ученые, работая в
условиях непосредственной близости фрон-
та, самоотверженно выполняют свой доат
перед родиной.

Заслуженный деятель науки
проф. С. РЕЙНБЕРГ.

ЛЕНИНГРАД.

В бусыгинской кузнице

Дель и ночь стучат ковочные машины,
тяжко ухают паровые молоты, сизый дыч
заволакивает огромный пролет. Пронизы-
вая дымную пелену, летят огненные
искры. Около молотов растет груда дета-
лей. Бусыгинекая кузница Автозавода име-
ни Молотова работает на полный ход.

Шесть лет назад в этой кузнице вет-
лужекий кузнец Александр Бусыгин по-
ставил мировой рекорд на ковке коленча-
тых валов. Здесь, в кузнице, происходило
замечательное соревнование Бусыгина и
Фаустова, соревнование, за которым сле-
дила вся страна.

Стахановцы смело ломали старые нор-
мы и традиции. Лучшие люди боролись
за максимальное повышение  производи-
тельности труда, чтобы в нужный момент
советская промышленность могла работать
влвое, втрое быстрее.

Сейчас этот момент настунил. Опас-
ность, нависшая над родиной, требует от
промышленности небывалого напряжения.
Опыт первых стахановцев помогает новым
рабочим работать ускоренными темпами.
С обобенно большим под’емом работают
кузнецы сейчас, когда цех выполняет от-
ветственные заказы. По две-три смены не
выходят рабочие из цеха, пока не выпол-
нят порученное им задание:

По-настоящему прославились на заводе
кузнецы-женщины. Первой в кузницу при-
шла стахановка Екатерина Пермякова. Мо-
лодой девушкой она приехала на завод из
деревни, поступила в домашние работницы
и несколько лет стирала хозяйское белье,
готовила обеды, няньчила ребятишек.
Однажды она встретила  земляка-масте-
ра кузнеца Лапина. Лапин посоветовал ей
поступить на завод.

А я ничего не умею, — ответила
Пермякова. ;

— Научишься, — уверил ее мастер, —
поступай к нам в кузницу. :

Сначала всем казалось невероятным:
женщина хочет стать кузнецом. Но когда

Екатерина Пермякова не стала устунать в
выработке лучшим кузнецам, за ней потя-
нулись и другие женщины.

Великая отечественная война открыла
еще больший достун женщине к овладению
мужекими профессиями. Сейчас на Авто-
заводе сотни женщин выполняют работу,
которая до войны считалась доступной
только мужчинам.

Большим почетом пользуются кузнецы,
обученные Екатериной Пермяковой. Куз-
непы второго класса Мельникова, Горбу-
нова, вчерашние нагревальщицы, а сейчае
кузнецы Горшкова, Гришанина  выпол-
HAWT не меньше двух норм ежедневно.
Цеховые газеты то и дело сбобщают о ре-
кордных выработках лучших  кузнепов
Мельниковой и Горбуновой. Эти две жен-
щины работают на одном молоте и сорев-
нуются между собой, как соревновались в
свое время Бусыгин и Фаустов.

На-днях кузнечный пех получил сроч-
ный заказ. Начальник участка тов. Музы-
ченко собрал кузнецов и рассказал им о
событиях текущего момента, о необходимо-
сти всеми силами помочь доблестным за-
шитникам Москвы.

—- Надо выполнить заказ как можно
быстрее, — закончил он, — этим мы по-
можем родине. ;

—- Выполним, — пообещали кузнецы.

Первой к молоту стала Мельникова. Гор-
дая от того, что ей, женщине, поручили
освоение важной детали, она принялась 3a
дело. Работала она полторы емены и вы-
полнила пять норм. Несмотря на то; что
эту деталь ковали впервые, качество по-
ковок у тов. Мельниковой оказалось от-
личное.

Мельникову сменила Горбунова. За 14
часов она выполнила 4 дневных нормы.

Г. ФЕДОРОВ,
соб. корр. «Известий»

ГОРЬКИЙ, 11 ноября. (По телефону).

Завод изготовляет боеприпасы

Никогда так дружно не работал коллек-
тив этого завода. Круглые сутки, днем и
нечью, без устали трудятся советские
патриоты. Завод снабжает фронт боепри-
пасами. За время войны вынуск их уве-
личился в несколько раз. Но разве может
удовлетворить кого-нибудь даже такое
количество выпушенных боеприпасов?

Недавно участку старшего мастера Ва-
силия Васильевича ‘Зверева было поруче-
но ответственное дело — за короткий
срок надо было изготовить сложный узел
миномета. По жесткому трафику сдача
опытной партии намечалась к 1 ноября.

По суткам не выходили с завода ма-
стера тт. Кузненов и Кондратьев. Они
разработали ценные приспособления, ко-
торые в десять раз увеличили производи-
тельность труда. Неустанно работали т9-
кари Ершов и  Брунин, фрезеровщики
Расщупкин, Куприянов и Кордашов, еи-
стематически выполняя нормы на
300 процентов. В результате самоотвеу-
женного труда стахановского коллектива
первая партия новой оборонной продукции
была сдана 22 октября.

В суровые дни войны по-ударному ра-
ботает участок старшего мастера коммуни-
ста Ивана Яковлевича Картавцева. Люди
этого участка всегда считались дружными,
трулолюбивыми, а мастер — лучшим орга-
низатором производства. Военная обетанов-
ка еще больше об’единила людей.

На участок Картавцева стали поступать
заказ за заказом. С каждым днем увели-
чивалась программа. Постуцил очередной

—-

заказ. Надо было изготовить сложный ия-
струмент — в короткий срок освоить но-
вые калибры. Таких инструментов уча-
сток никогда не выпускал, оборудование
не было для этого приспособлено.

Срочный заказ, требующий быстрого
выполнения, еще больше поднял дух пат-
риотического творческого энтузиазма. Весь
коллектив с увлечением принялся за дело.
Мастера с утра до глубокой ночи Haxo-
дились на рабочих местах. Не считаясь
со врёменем, трудились токари и слесари
тт. Федотов, Хованов, Карягин, Першин и
другие, вырабатывая в смену по четыре
нормы. Заказ был выполнен в неснольхко
дней. Раньше для такой работы потребо-
вались бы месяцы.

Примеров ‘замечательной работы стаха-
новнев очень много. Самоотверженно тру
дятся патриоты в литейном, инструмен-
тальном, заготовительном, сборочном =
других цехах. Они есть на каждом участ-
ке, в каждой бригаде.

С большим энтузиазмом работают ин-
женерно-технические кадры. До недавнего
времени на- заводе широко применялся
ценный металл на покрытии одной дета-
ли. Инженеры заводской лаборатории
тт. Филимонова и Шихуцская вместе с
коллективом рабочих заменили этот  ме-
талл другим, более дешевым. Одно это
мероприятие даст заводу около 2 миалио-
нов рублей экономии в год.

г. КУЙБЫШЕВ, 1! ноября. (По телеф.
от соб., корр.).