ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ СССР

Говариши красноармейцы и краснофлотцы,

партизаны и партизанки! На вас смотрит весь мир, как на силу,

ЧЕТВЕРГ, 13 НОЯБРЯ 1941 г. № 258 (7644)

командиры и политработники,

способную

уничтожить грабительские полчища немецких захватчиков. (СТАЛИН).

Героическим защитникам

полуострова Жанно
от зашитников Москвы

Еогла’ «Миг», подобный торпеде, взвил-
ся в воздух, младшим лейтенантом Пи-
рожковых влалелю только одно желание:
найти врага и сразиться с ним. А враг

Товарищи, братья. боевые друзья @
соратники, героические защитники Ханко!

В грозные лни, когла нал нашей Мэск-
вой нависла смертельная опасность, ког-
ла кровавые фашистские псы, не счита-
явь ни © какими жертвами, рвутся к
сердпу нашей родины, весь советский
нарол встал на защиту эвоей своболы и
независимости. В эти дни суровой борьбы
мы получили ваше письме, полное высо-
кой любви к родине. мужества и бее-
страшия. 5

Пройлут десятилетия, века пройтут, &
человечество He забудет, Kak горстка
храбрецов, патриотов земли советской, ни
Ha шаг не отступая перел многочиелен-
ным и вооруженным 10 зубов врагом, под
непрерывных шквалом артиллерийского и
минометного огня, презирая о смерть во
“имя  побелы, являла пример невиданной
отваги и героизма. Враг пыталея штур-
мовать вас с возлуха, моря и суши, но

` ничто не сломило и, мы уверены, не
сломит вашей решимости He отдавать
врагу нн пяди pono земли. Велакая
честь и бессмертная слаза вам, герон
Ханко!

Ваш полвиг не только восхищает ce-
ветских людей, он влохновляет Ha HO-
вые подвиги, учит, как Halo оборонять
страну от жестокого врага, зовет к бес-
пошалной борьбе с фашистским бешеным
зверем. :

Враг рвется к жизненным центрам
страны. Свыше четырех с половиной
миллионов убитыми. ранеными и пленны-
ми потеряли немпы с начала войны,

Пол Москвой, в жерновах красноармейских
полков и батальонов народного ополче-
ния будут размолоты фашистские орлы.
Злесь будут вконец измотаны, истошены,
обескровлены немецко-фаштистекие войска.

На дальних подступах к Москве части
Западного фронта в грандиозных маешта-
бах повторяют ваш героический подвиг,
доблестные защитники полуострова Ханко.
В грозных контратаках они уничтожают
зарвавшихея бешеных фашистских псов.
Так, только на олном из направлений
Западного фронта за две недели ожесто-
ченных боев за пункт В. немпы потеряли
не менее 29,000 чел. убитыми и рэнены-
ми, не менее 200 танков; из этого числа
более 50 танков сожжено. Наступление,
предпринятое немпами на этом направле-
НИЙ фронта, захлебнулось, а на отлель-
ных участках противник отброшен назал,
оставив ряд населенных пунктов. Так Re
смело велут бои и наносят жеетокне ула-
ры врагу бойны и других направлений,
героически отражая . бешеные полыткя
врага прорваться к столице.

Защитники Москвы, принимая на себя
основной удар фашистов, сбознают свою
ответственность перед Советской страной.
В боях на Можайском,  Малоярославен-
ком, Волоколамском, Калининском и Туль-
ском направлениях закаляется боевое ору-
жие Красной Армия. Части, зашишаютщие
Моекву из дальних подступах, оттягивая
на себя огромные силы врага, тем самых
облегчают борьбу героической  Краспой
Армии и Красного Флота на других фрон-
Tax.

. é
в ЛЕЙСТВУЮЩЕЙ КРАСНОЙ АРМИИ (Малоярославенкое направление). Выдача зимнего
обмундирования в части, где комиссаром ктарший политрук Печеряна.

Фото специального военного корресчоидента «Известий». Д. Бальтерманца.

Дневник Вернера Бергдольца

Из груды хокументов, писем и однев-  ловек лают одну буханку. Мы голодны,

ников, взятых у пленных и убитых нё-   Бак волки. iy ae
мепких солдат и офиреров, мы выбираем   23 июля, Олин соллат из одиннаднатой
эту маленькую и лешевенькую книжку.   роты  нечаянну Hawt нА спусковой
Солдат Вернер Бергдольи из  Карлеруэ   Крючок, Раззался выстрел, началась
аккуратно химическим каранланюм запи-   ВЗЛКа. Били труг зрута,
сывал в ней свои сокровенные мысли,   26 июля. Снова появились русские

самолеты. Русские очень пераки. ` г

свои наблюдения. Ёнижка потрепана, за-
31 июля. Организовали вино, сздхав и

писи в ней кое-где расплылись, — видно,

‚ Враг истекает кровью, но он еще силен,
Мобилизовав все свои резервы, он бро-
сил их против нас, стремясь прорваться
Е серлиу Советской страны — к нашей

Могучей, неприступной стеной стоит
вокруг Москвы вооруженный народ. «Ни
шагу назад, стать на смерть», — эти
слова великого русского полковолпа Куту-

ей, как и ге хозяину, пришлось туго,
Нз первых страницах  запиби сделаны
четким, ровным почерком, велись они
ежелневно В лальнейшем Бертдольц стал
менее пунктуальным. Между записями

другие хорошие вещи. Такие лни He 32-

-бываются. Гуляли, на чем свет стоит.

2 августа. Понос, Изжога от прекля-

той волки. выпитой нами в изрядном ко-

дичестве.

релной Москве. Людоед Гитлер обешал
отлать Москву на разграбление своей
остервенелой соллатне. Он хочет paspy-
шить и испакостить  красавицу-Москву,
горлоеть и любовь советского народа.
Зровавая собака, он стремится растаитать
нашу своболу, наше счастье, a Hac, Ha-

зова горят в сердце каждого защитника
города. в котором живет и работает “вдох-
новитель наших побед Сталин.

Ни шагу назад! Виеред к победе! —
такова священная клятва каждого зашит-
ника Москвы, такова воля народа-бега-
тыря, вотавитего на зашиту своей отчиз-

разрыв в две недели, а тои в месян. Да
й почерк 10 неузнаваемости изменился:
строви неровные, буквы прыгают — Берг-
дольц явно нервничал.

*

Без даты. Когла мы проезжали через

18 сентября. Множество убитых и рз-
неных; Мы ‘вытлядим, как негры.

23 сентября, (0 часов 30 минут. От-
ступаем нз старые позиции. Тревога. У
нас это теперь часто случается. Пооволим
время на шоссе и мерзнем, как цуцики.

ших жен и детей превратить в сроих
рабов.

Никогла этому не бывать!

` Вся Москва, от мала ло велика, весь
советский нарол ветал на зашигу своей
страны, своей столицы. На смертный бей
© врагом встали грозные полки защитин-
хов Москвы.

Вот уже три с половиной месяна иы
зашищаем наш горох от возлхушиого на-
паления. Наши хоблестные истребители,
зенитчики, прожектористы зорко эхраня`
ют родную Москву. Проникавшие к горо-
ay фашистские бомбархировшики cépachi-
вали на жилые злания фугасные и зажи-
тательные бомбы. Но мгновенно на кры-
‚ Шах ломов появлялись ряловые советекие
люли, которые спасали горел OF пожаров.
Зенитчики прегражлали путь воздушным
пиратам. Истребители настигали их на!
большой высоте. На подступах в Москве
сбито свыше 500 фашистских самолетов.
Никогла не умрет слава Героев Советского
Союза Константина Титенкова, Виктора
Талалихина, Алексея Катрича и многих
других поблестных зашитников Москвы.

На смертный бой с врагом встали ра-
бочие батальоны. С каждым ч8с0м co-
вершенствуется их боевая подготовка.
Bea жизнь столицы, работа ее прехнрия-
TH и учреждений полчинены делу 060-

ны, своей свободы и независимости,
своего ечастья. ^

Локлад товариша Сталина о 24-й ro-
ховшине Великой Октябрьской Сопиали-
стической Революции и его вдохновенная
речь на параде ЁВрасной Армии 7 ноября
еще больно укрепляют наши силы, нашу
волю и могучую энергию в борьбе с за-
клятым врагом. Символом нашей борьбы
стал пламенный призыв вождя; истребить
веех немнев до единого, пробравшихся на
территорию нашей рохины в качестве ее
оккупантов. Никакой пощады немецким
оккупантам! Смерть немецких  оккупан-
там!

Мы поклялись вести ответную иетреби-
тельную войну. великий всенаротный гнев
против немецких захватчиков переложить
на язык пулеметов и пушек.

Будем беспошално истреблять врага Ha
нашей свяшенной земле. Будем тратьея 10
последней капли крови. Отстойм Москву,
не пропустим к древним стенам Кремля
гитлеровских насильников.

Мы знаем, нам предстоит выдержать
бешеный натиек врага, но в сершах на-
ших нет сомнения, мы преодолеем все
трудности, пебела будет за нами.

С нами весь народ. В сердце каждого
советского человека живет любовь к Mo-
скве. С нею связаны езмые чистые, с3-

можно было брать все, что  попалалось
пол руку. Мы организовали яичный еклАл
в пять тысяч яиц и теперь иуеем воз-
можность наедаться яйцами ло тошноты.

Здесь земли тучные, много плодородие»,
чем у нас.

1 июля, Сегодня мы зарезали свинью.
Достали лаже бочку пива. Чего еще мож-
но желать... ‘

В полдень начался бой. Тут-то и мы
наделали в штаны. Шестая рота понесла
большие потери. }
2 июля. Ночьк в Ровно подотрелили
двух наших часовых. За это мы поставили
к стенке сто человек.

3 июля. За деревней мы наткнулиеь
на землянику. Такой вкусной мне еще
никогла не приходилось есть. Мы набро-
сились на нее с жадностью. Глазное —
это набить живот, на то и война.

12 июля. С питакиеи приходится туго.

13 июля. Хлеба очень мало. На 9 че-

БАЛИНИНСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ, 123 но-
ября. (Специор ТАСС). Начавшиеея на
правом фланге нашей обороны четыре дня
назад упорные бои с противником продод-
жзются с неослабевающей силой. Заняв в

результате ожесточенных схваток несколь-.

ко’ деревень и понеся при этом крупные

Ровно, все магазины были разгромлены

30 сентября. 0 часов 30 минут. Мар.
Мы пюлжны захватить мост, Пришлось
повернуть назад бя и 8-я NOTH и
третий батальон вынуждены были бро-
сить все свои машины, так как их оре-
слеловали русские танки. Bee страшно
волновались, когда нас начали настигать
русские.

1 онтября. Все смешалось в кучу: ко-
ни. люли, машины. Этого зрелища я ни-
котла» не ‘забуду. Соллаты сбрасывали с
себя все, чте могли. Нужно было сма-
сатъея бегством. Машины нельзя было
олвинуть с места, Большинство наших
погибло, Тзкова печальная сульба диви-

SHU...
*

На этом дневник обрывается. Вернер
ВБерглольн неналолго перожил своих дру”
36й — он вскоре разделил «печальную
судьбу дивизии»,
oe : М. РУЗОВ,

спец. корр. «Известий».

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 12 ноября.

На Налининском напзавлении

Войпы командира Вострухова стойко
отражают бешеный натиск противника и
в некоторых местах перешли в наступае-
ние C целью уничтожения прорвавшегося
врага. В упорных боях часть командира
Смирнова овладела
пунктами. Бойлы тов Смирнова продол-

двумя населенными

роны. Рабочие заволов ‘и фабрик лают за-
щитникам столицы оружие и боеприпагы,
хелезнолорожники своими силами строят
бронепоезда. Рабочие мелких прелприятай,
изготовлявшие раньше самые безобилные
вещи, также изменили свой профессии Её
оборонные: жестяншики делают   грана-

мые благородные мысли и чувства совет-
ских людей. И вас, героические зашитни-
ки полуострова Ханко, вдохновляют на
ратные подвиги мысли о Москве.

Знайте. дорогие друзья и братья, что
нас фашистевий зверь никогла не сломит.

Мы клянемся матери Ротине, клянемся

потери, враг беспрерывно подтягивает ре-
зервы, бросает в б0й вее новые Части и
стремится любыми средствами выйти из
захваченного им пункта С. вдоль Шоссе
на северо-запад.

жали развивать свой успех и овладели
деревнями Г, и
танки. Упорные схватки ихут в районе

и севера,

0. В бой вступили наши

пункта 3. Наши части обтекают его с юга

был  опытен и хитер. На подетупах &
Москве фашисты посылают для разведки
«ассов».

Оставляя 3a с0б0й белую узорчатую

‘  хорожку, «Дорнье-215» летел к Москве

в районе Тулы. Увидев ето; Пирожков
уже не выпускал фашиста из воля зре-
ния. Не более километра разлеляло оба
самолета, когда @е «Дорнье» ` навстречу
истребителю понгелись сотни трассирую-
щих пуль ‘Соколиным броском выйдя из
зены  заградителеного о огня, Пирожков

поднял евой самолет вверх и бросил его
в хвост немпу. Пустил в ход пулеметы.

Вероятно, первые  пулеметные очереди
вывели фашистского стрелка-радиста из’
етроя: огонь’ из задней кабивы &Дорнье»
прекратился. ^ Спокойно © выдержкой,

Пирожков, приблизившись на 50-—60 ме-

тров к врагу, нажал на гашетки. Ho пу-
леметы молчали, Он нажал еше — вы-
стрелов. нет,

Мысль молодого летчика работала с
молниеносной  быстротей. «Я получил
боевой приказ —— уничтожить развелчика.
Мой долг — приказ выполнить. exo
собственной жизки, HO выполнить!» И
долг воина подсказал ему выхед: . тара-
дить!

«Дорнье» ¢ ero специальным оборудо-
ванием в 5-—6. раз дороже моего иетре-
бителя. Моя гибель повлечет смерть че-
тырех бандитов. Hl главное — ни  олин
CHUMOK не уйдет за линию фронта!»

Метр за метром приближалея «Миг» в
xBoeTy 9. свастикой. Вражеские. летчики
поняли намерения Пирожкова: им утро-
жал таран, 0, котором говорят летчики
всех стран. но Которым действуют толь-
Ко советские. летчики, Чутьем настоящего

Двойной таран

возтушного бойца Нирожков  утахывая
маневры «Дорнье». Бомбардировшик от-
ворачивает вправо — «Миг» повторяет
ето маневр, поворот влево — «Миг» n0-
прежнему висит на хвосте. «Сейчас ты
начнеть круто снижаться», сказал Пя-
рожков, ахресуясь к водителю-фашисту. И
действительно, «Дорнье» попытался уйти,
ринувиииеь к земле. Тщетно.

Короткий, как выстрел, удар. Истреби-
тель бросиле вправо. Видимо, опытному
немецкому летчику какие-то мгновения
удалось сохранить равновесие, иарушен-
ное тараном. Но Пирожков  энал-— 919
агония врага, и перешел` в крутое пиви-
рование. И тут произошло событие, врях-
ли имевшее когда-либо место; двойной та-
ран. Боевой товарищ Пирожкова——лейте-
нант Ловгий держался на своем «Мите»
вблизи, наблюдая‘за боем. Быстрое сия-
жение Пирожкова он понял превратно.

— Эк, сбили Пирожкова!— Зоскликнул
он, ринулея на «Дорнье» и протаранил
его фюзеляж. Минуты фашиста были гоч-
тены, и атака Довгого врях ли требова-
лась. Но такова уж сила товаритества у
созетских летчиков...  «Дорнье» рухнул
на землю. Среди обломков нашли себе хд-
тилу четыре фашистских летчика, На
карте, найденной при одном из них,
был проложен маршрут — от Минска, че-
рез ряд пунктов, включая Тулу, Б Mo-
CRBC.

Пирожков провел таран © исключи-
тельной точностью. Его самолет, кстати
сказать, не пострадал. Посадка произошла
  нормально. После нее потребовалась лишь
емена винта. Младший ‘лейтенант Довгий
также благополучно вернулся на с80ю
базу. : }

; Д. ПОПЕЛЬ,
спец. корреспондент «Известий».

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 12 ноября.

Героиня

До войны она была фельшнером на од-
ном из отдаленных лесопунктов, Ее часто
видели с медицинской сумкой в езмых
глухих уголках. А когда началась война,
она выбрала себе лрутой путь. Путь нелег-
RH, полный тревог и лишений, Но, выб-
рав его, она никогда не раскаивалась. В

сомолка Клава JL. стала партизаикой. В
яловых сапогах, легкой куртке, в темной
косынке на голове пришла она в парти-
занский отряд. Многие. увиля стройную
девушку с красивым. нежным лицом, гово-
рили. качая головой:

— Трудно ей будет...

Но те, кто знал Влаву, & таких было
немзло в отряде, знали. что эта девушка
готова ко всяким испытаниям. И они не
ошиблись. С тех пор Клава не ухохила от
партизан. Она делила с ними вее невзго-
ды, спала на земле под пааш-палаткой,
пробиралась пю толким болотным тропам,
перевязывала раненых, готовила обед, И
никогла не жаловалась на усталость. Пар-
тизаны гордились своей отважной подру-
той.

Охнажлы партизанский отрях отправил-
ся в поход. Влаве было приказано ждать
его возврашения в опустевшем рабочем
поселке Л. Нартизаны обещали вернуться
через день. Срок мяновал. а их Bee не
было. Прошел еше. день. Стало вечереть.
Вхруг вазлались выстрелы. Клава выбежа-
ла из избы и увидела белофиннов, Tesyu-
ка бросилась бежать влоль улицы. Свисте-
ли пули. Три из них впились в мелицин-
скую сумку и застряли в ней. Влава не
останавливалась, С другого конца поселка
ей поеграхила путь еше олна грунпа вра-
гов. Быстро свернув в сторону. Клава ста-
ла приближаться к озеру, Ее настигали:

Отломав ве больших еловых ветви,
партизанка, не раздумывая, бросилась В
леляную Bory. Ha поверхности осталось
только лицо. Клава укрыла его еловыми
ветками, К озеру похбежали белофинны.
Они рыскали по берегу, осматривали каж-

один из июльских вечеров 19-летняя ком-

ee nannies nent ta an tanner

Ay
x

INH RYCTHK, HO левушка точно сквозь 3ем-
лю провалилась.

Вылезть на берег? Попасть в руки фин-
нов? Нет, не бывать этому! И хевушка
поплыла в противоположную сторону Оз
знала: на пути встретится маленький
островок. Там она будет в безопасности,
Пропдыв около 500 метров, Клава хостог-
ла островка, Промокшая ло костей, в однох
ватнике, стояла на островке Клава. Велу-
шивалась в тишину ночи и ХУмала 0
больнюй земле, которая вскормила и вепон-
ла ее, которой ена обязана своей жизнью.
Эту землю она повлялась оборонять 10
последней капли крови.

Четверо суток провела Клава на остров-
ке. Без куска хлеба, без спичек, с 10-
мощью которых можно былое бы развестя
костер и обсушиться, коротала она казав-
шиеся бесконечными хни и ночи. Онз pe-
шила переправиться вилавь на соседний
остров. Так и слелала. Но и на новом ме-
бте нечего было есть. Силы быстро убы-
вали. Ноги и руки коченели от холода. Но
Влава решила не сдаваться. Она знала
хорошо эти места. Злесь она’ бывала нв
раз у лесорубов. — В деревне Е. должны
быть свой, — думала она. Сновз поплыяа
Клава ‘маскируясь ветвями. Вот и завет:
ный берег. Дорога, котогая вела к дерев-
не. Клава шла, палая от усталости, снова
поднималась и, собрав остаток сил. брела
вперед. Питадась бруснлкой, морошкой.
Она не хотела умирать. @на хотела жить,
‘бороться и мстить врагу. Оставалось
несколько километров. Теперь ЁВлава уже
ползда.

Через четырнадцать хней, обессилекную,
с отмороженными ногами и. пораненнымя
рукамя, полобрали наши бойцы Блаву на
улице. деревни Е. На пятнахцатый день
партизаны узнали радостную весть: Клава
срели своих! Слава о мужественной map-
тизанке пролетела по всему фоонту,

Политрук А. ДОКТОРОВ.

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, Карельский
фронт.

TH, мастера изящных  хамских сумочек
стали оружейниками. Правилом стало —
не ухолить с предприятия, пока не вы-
полнено боевое залание.

Стальным пэясом укреплений опоясана
красная Москва. Никогда не быть врагу
_в нашей Москве! Москва. была, есть и
булет советокай!

Полступы к Москве станут клалбишем
для люлоких и технических. сиз врага,

Генерал-лейтенант Артемьев, Дивизнонный комиссар Телегин, Генерал-лейте-
нант Громадин. Генерал-лейтенант артиллерия Журавлев, Полковой комиссар
Миронов, Генерал-майор авиацин Сбытов. Бриталный комиссар Набичкин.
Генерал-майор Марченков. Герой Советского Союза — Полковой комиссар
Киселев, Герой Советского Союза — Ст. Батальонный комиссар Руденко. За-
служенный мастер спорта орденоносен — возиврач 3 ранга Г, Знаменский,
Заслуженный мастер спорта орденоносен — военврач 3 ранга С, Знаменский,
Старшая мелсестра Бепостоцкая, Командир танка сержант Акатьев. Коман-
дир отл. сержант Морозов. Лейтенант Cosryc. Нолитрук Янушевекий. Полит.
РУЕ Озерякин, Полковой комиссар Гритчин, Командир танка мл. сержант
Кайшев. Команлир батареи — лейтенант Толчанов, Лейтенант Битный, По-
литрук Ермопаев, Командир орудия ИТО Безгодов. Старшина 1-й статьи
Романычев, Краснофлотеп-пулеметчик Жеболдов, Краснофлотеп-минометчик.
Куликов. Механик-водитель танка сержант Сепифанов, Политрук Курочкин.
Краснофлотен Мартыхин. Сержант Ермаков. Рабочий Фабрики имени Петра
Алексеева Ерзин. Работница завода 22 медсестра Капекина, Красноармеец
истребитель танков, рабочий з-да имени Сталина Болотников. Рабочий ф-ки
«Красный Октябрь» Симонов, Мастер Дорогомиловекого 3-да им, Фрунзе сер-
жавт Старостин. Работнича машнностроительного з-ла военфельдшер Дер-
дова, Мастер з-да «Изолятор» красноармеет Нлочков, Технолог завода «Фрезер»
команлир вавода Осипов. Орленоносен, зам. управляющего трестом № 17
Лшеничный  Орленоносец, зам. начальника отдела снабжения «Главзагот-
пенькопрома» Бешнов, Доктор экономических наук профессор = красноарме-
ен Войтинский, Профессор Московского Института Нархозучета — красноар-
meen Петров, Доцент кафедры философии Высшей партшколы при
ЦЕ ВКП(б) красноармеен-пулеметчик Жиднова, Ст, хирург госпиталя Федоров.
Писатель: драматург Петров-Соноловсний, Студентка Московекото Юридическо- _
то Института депутат Верховного Совета РСФСР Ена — политрук. Герой Со-
ветского Союза студент Берендеев. Батальонный комиссар Попов, Капитан
Харитонов. Красноармеец Мухин. Команлир отлеления Груздев. Политрук
Устинов, Младший лейтенант Рябов. Зам. политрука Степурка. Зам. полнт-
рука Шатинов, Ст. сержант Литвинов. Воентехник {1 ранга Елькин. Младший
лейтенант, мастер спорта Курдов. Команлир отделения Maxes, Красноармеен
— профессор Корзинкин, Красноармеец Корзинкин, Младший лейтенант Па-
патнин, Лейтенант, командир эскадрилии Даргис, Младший лейтенант Резвов.
Воентехн. 1 ранга Генералов,

перед всем народом, что будем биться с
врагом лень и ночь, не щаля сил CBOAX
H самой жизни. Клянемся отстоять
Москву!

Вею любовь свою к. ролной. земле, к
женам и детям налим, все неукротимое
стремление наше к счастью мы вложим в
борьбу и побелим. ты

Пол волительством великого Сталина —
вперех к побете!

Батальон идет в атаку
Война для них началась в ту же мину-
ту, когда они сошли с поезла в районе

Наро-Фоминска. Москвичи, рабочие, они
шли защищать столицу на дальних рубе-
жах ее обороны.

Немпы рвались к переправе через Нару.
Время в бою часто измеряется минутами.
Промедление подобно смерти. С пути, из
вагонов, новое. пополнение направили в бой.

Лень был на исхоле, темнело, — начи-
налась атака на кирпичный завод. Jin
не спали после тороги и не помышляля
05 оттыхе, Ненависть лишила их сна. Не-

нависть слелала унрных людей упорными’

и жестокими, она освободила их ет стра-
ха емерти. В часть подполковника. Мерно-
ва они прибыли из Москвы, © завола
имени Сталина, Они строили автомобили,
Теперь они булут пулеметчиками. Война!
Охватить фашистов за горло —— BOT Ha-
стоящая пель!

Злесь, на марше, вотретилиеь три че-
ловека, три сменщика е одного станка,
сверловщики рамного цеха Николай Слеч-
пов. Петр Фролов. Алексанл» Давыденко,
Кажтый лень оня встречалиеь в цехе, Те-
перь они рядом на поле сражения.

Москва, рабочая Москва прешла в ар-
мейские батальоны, Туда же. к кирнично-
му завоту. который нужно взять‘ во что бы
те ни стало. илет Михаил Гуреев, слеварь-
монтажник Мытищинского завола.

Темно. начинаетея ночь, внереди воют
и рвутся снаряты.

Гуреев умел работать, его: учила страна.
Теперь страна научит его драться 10 кон-
ца. без пощалы. Там. в Москве, пот зем-
лей. илут ноезда метро. Почти кажлый ва-
гон несет в себе трут Гуреева: он работал
на пневматике, Тормоза, автоматические
твери. Завол использовал рационализатор-
ское претложение

Вочь. Река Нара. На той стороне враг.
Нужно пробиться на ту сторону, Земая
воет от взрывов, Мины! Страшно тому,
кто слышит впервые их отвратительный
треск. Побороть в себе страх. Десять бой-
пов под огнем наволят мост из жерлей.
Немны отвечают злобным пулеметным ре-
вом, шквалом артиллерийского огня, Мост
готов, Приказ пулеметчикам: к реке. к пе-
реправе! Заминка. не улается пооташять
по жерлям пулеметы, Кто-то кричит: Е

— Давай на горбушку, на плечи!

Упругие жерли танцуют пот нотами.
Вот и берег. Теперь стрелять. сначала из
винтовок, потом из пулеметов. поикрывая
броеок пехоты. И слелом за нею перебеж-
ками на 150 метров внерет. чтобы залечь
и ответить огнем на огонь. Подумать
только, что еше несколько часов назал они
сители в поезде, лумая, что же такое вой-
на, как она выглялит. Вот она, война, они
ох пулями и все же ихлут вперед, моск-
вичи. упрямый заводекой народ!

Ранен команцир отделения млалитяй гер-
жант Познер. Его заменяет вчеранений еле-
гарь-монтажник Гуреев. Внерет! Немпы за-
свли в 1омах у завола, В такой обороне
они упорны в злы. умеют зарываться в
землю. приходитея выпаранывать их огнем
и WITHEOW из кажлого подвала, из-пох
каждого брезна, ценою многих жертв. пе-
How крови, Но эти-—война, иначе ма войне
не бывает, Пулемет. пролвинули вперед, в
лотинку, Пот перекреетвым огнем из 1е-

ревянного курятника я © самого завота
Слвипов- полз К своему расчету @ лвумя
коробками лент, Главное — выкурить ату

паталь из курятника. сломать отин из-кра-
ев перекреетного огня; Гуреев, Слепцов,
Чавьленко BRIKATHYH пулемет на бугор,
ближе к курятнику—бить в упор выжи-
тать врага ua Шрлей. Нулемет. бился в

Михаила Гуреева. Все   руках. как живой. Гуреев чувствовал; это

это—позади, к этому вернемся после победы.   сама смерть, он посылает ее нд фашиет-

ское логово. Он оглох, ничего не слышал,
только яростную дробь пулемета.

На мгновение он обернулея. Произошло
что-то важное. главное, то, что нужно в
бою, Бойпы встали во весь рост, Кто-то
хриплым от усталости голосом кричал:
«Внерел, за мной. полыма-айсь!» Но все
уже полнялись, пошли, потом побежали
вперел. Что они кричали? Гуреев понял,
услышал. это было «ура». это была шты-
ковая атака. Он снова прильнул к пулёме-

ту. Ураганный огонь по окнам, дверям
заволекого злания! Е
Й немцы не выдержали. Хищник не

может смотреть в глаза человеку: Автома-
ты отступили под напором людей, умею-
ших ненавидеть и мстить.

Настоящая шкела упорства и муже-
ствз. Люли в боях становятся команхира-
ми. Гуреев теперь — сержант, командует
отделением пулеметчиков. 7 ноября он
стоял на почетной Октябрьской вахте.
Рядом © ним был Слепцов, Холод тнал
веменких солдат из леса к домам на ок-
раине, Они двигались по бугру перебеж-
ками. Двоих Гуреев уложил из винтовки,
четверых догнал пулеметом. Сменившиеь
с вахты, он сказал:

— Подарок к празднику!

Сказал серьезно и грубо. он He хотел
путить. Грубым его еделала ненавиеть.
Придет время, он будет нежным. Право
на это нужно завоевать победой. Уничто-
жить всех, кто. пришел на нашу землю.

Зверей, терзающих наних детей, ally
жизнь! Всех zo одного!
Войцы становятся командирами. Это

традиция пелка. Его комиссар Василий
Вьюнкев тоже был красноармейнем, его
воспитала › эрмия, теперь он выдвигает
других. вызлвигает в бою, Боец Иван 0си-
пов после первой атаки назначен коман-
диром отделения. Когда-то он работал на

судоверфи. Война призвала его:

— Буль команхиром!

Он стал командиром.

Рялом с ним идут в бой такие, Rak
Андрей Голубков,  осмотрщик — ватонов
Ярославской дороги. Он участвовал в
схватке за переправу, был связным коман-
дира роты, шел сквозь огонь автоматчиков
й осталея при взводе, когда ротного pa-
Huan. Потом и взводный упал, обливаясь
кровью, сжимая зубы, чтобы не кричать,
Голубков поднял его и нес на себе сквозь
отонь, и тоже был ранен осколком мины,
потерял сознание и очнулся на руках 7
бойцов, его несли на палатке. Он вернул-
ся в строй.

Так поступают многие. В батальоне
знают: когда  выздоравдивающих  напра-
вляют в резерв, они убегают c дороги.
Назад, в батальон! Так вернулся к своих
лейтенант Токарев. Иначе он ке мог, во
место — в батальоне, в бою, рядом с т9-
варищами. Драться так, как дрались в
недавнем окопном бою.

Насынь железной лороги. Ba обратных
скатами — немцы. В окопах, в земле, каб
кроты. Бомандир отделения Тимофеев при-
нимает командование взводом. Полэком н8
вершину насыни, потом — во Bech port
и полным голосом:

— Бей гранатами!

И в штыки, вниз со ската, врываяеь
в окопы, в тесноту рукопашного ox.
Один из фашистов ухватился руками 32
штык Тимофеева. Тимофеев рванул вия-
товку назад и ударил, ешибая солдата ¢
дороги. В окопе осталось после атаки 23
фашистских трупов. Тимофеев был ранен.
Он добрался 30 командного пункта, ов
сказал; «Задание выполнено».

Такими хотят быть, такими будут все
в батальоне,

Е. КРИГЕР,

} спец, корреспондент «Известий».

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 12 воября.

=== ><.

с.

=

Se