дев,

oi
CRAY
CHRO

fim.

UN

пре

Gam.

b M0

OT.

Ba-

RU

Пали.

енко

BEB.

про

При
ПИ}

аи
мет
ATEN

И
ppt
ryt
‚В
И
lt

pil

iM
no
Ш *

fi

СРЕДА, 4 ФЕВРАЛЯ 1942 г. № 28 (7714)

Уральцы —
фронту

Посланники Урала приехали с Северо-
Запалното фронта. Они отвозили туда па-
дарки бойцов и вернулись с интересным
багажом. На собраниях делятся они френ-
товыми впечатлениями. Обмениваясь cov
ными репликами, участниви собраний
внимательно рассматривают ликовинные
вещи, вывезенные за Уральский хребет с
запада, с передовых линий, В чемоданах
и сундучках делегатов — эрзац-валенки,
обувь вражеских солдат из соломы.

Необычайно остры впечатления знатных
людей заводов и фабрик, колхозников и
лучших представителей советской интел-
лигенции, своими глазами: увизевших в2-
ливую доблесть наших бойнов. На собра-
ниях от них ждут не только свидлетель-
ства очевидцев, но и отчета о действии
уральского оружия на фронте. В одном
из танковых подразделений мастеру Шер-
бакову краснозрмейцы рассказали. ках
вел себя в бою уральский танк. Мапгина
продвигалась вперед под ураганным or-
нем немецкой противотанковой артялле-
рии. Получив большое число вмятин, она
осталась в строю.

На передовых линиях, в окопах и блин-!
хажах лицом к лицу встретились мастера
металла и машин и потребители их поо-
ДУЕЦИИ, В ЧЬИ надежные. руки попало
прекрасное оружие. И 0бе стороны были
очень довольны встречей.

Мысли уральцев точно выразил по-
бывавтий на Фронте’ старейший ‘рабочнй!
Нижне-Тагильского ‘металлургического за-
вода им. Буйбышева отличник тов. Бу-
шин. (ин сказал:

— Каждый день Красная Армия при-
носит новые славные победы. С гордостью
видел я на фронте, что в этих победах
есть оля уральских сталеваров, горновых,
прокатчиков.

Слушая своих хелегатов,  оружейники
Уралз еще острее ощущают ответотвен-
ность перед Красной Армией. В память
многим делегатам ‘врезалея . примечатель-
ный эпизод. Олной из частей ‘командира,
тов. Пуркаева было вручено знамя трудя-
щихся Свердловска. Воины, получившие!
знамя, поклялись еще лучше истреблять.
фашистскую нечисть. В этот же день!
часть показала большую доблесть,  про-
двинувшиеь с боем на 30 километров.

Нечто похожее на этот знаменательный
боевой эпизод происходит сегодня в т2у-
боком тылу. Слушая своих посланцев,
особенно горячо берутся за работу масте-
рз оружия. После того, как мастер. сверд-
JOBCKOTO завода станкостроения Гриторий!
Тимофеевич Бобин рассказал о своей по-
ездке на фронт, собрание рабочих, инже-!
неров, техников  единодупно  репгило:
«Будем выполнять программу не меньше
чем на 150 проп.».

Мастера оружия — гвардейцы тыла —
так же, как и их друзья фронтовики,
жут в наступление.

Юрий ЧАП.

СВЕРДЛОВСК, 3 Февраль. (По теле-
HYP

Опыт россошанеких
колхозников

ВОРОНЕЖ, 3 февраля. (Пе Tene. от
cob. Kopp.). Ранним утром к районному
центру направляются подводы. Bro pocco-
шанские колхозники в сильный мороз
вывозят с полей подсолнух.

Пример колхозников Россошанекого
района убедительно показывает, что и в
зимних условиях весь оставигийся подсол-
нух может быть убран. Однако в ряде
районов из это просто махнули рукой.
Например, в колхозах Коротоякского райо-
на, тле еще не убрано 4.000  тевктаров
подсолнуха, работа совершенно не ‘орга-
низована. В сельхозартели «Память Киро-
ва» на работу выходят в 12 часов дня, a
через два часа уже спешат по хомам.

ий, Хохольский,  Ведутский
районы до сих пор не сдали госуларству
ни килограмма подсолнуха. В Семилук-
ском районе додумались до того, что весь
подеолнух распределили на корню на тру-
додни колхозникам, ничего не оставив
на семена.

В колхозах области еще не убрана зча-
чительная плошадь подсолнуха. Облиспол-
ком вынес несколько решений, дважды

é

ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ

Война на Тихом
океане

К подписанию союзного
Великобритани

ТЕГЕРАН, 3 февраля. (ТАСС). Подпя-
сание союзного договора между CCCP,
Великобританией и Ираном встретило жя-
вейший отклик во всех слоях населения
Ирана. В адрес меджлиса, иранекого пра-
вительства и советского посольства про-
лолжают поступать письма, в которых
выражается радость по поводу зажлюче-
ния этого договора. Бюлыная группа жи-
телей Суледе (близ Чалуса) в телеграмме,
адресованной меджлису, премьеру, совет-
CHOMY посольетву и английской мисоии,

Сообщения об’единенного
командования союзников

ЛОНДОН, 3 февраля. (ТАСС). В ком-
мюнике об’единенного командования с0103-
ников в юго-западной части Тихого окез-
на указываетея, что за последние не-
сколько дней авиация союзников произво-
дила разведывательные полеты, ведя на-
блюдение за передвижением японских
сухов в Макассарском проливе. Во время

самолет. 2 февраля американские самоле-

этих операций сбито 9 японеких самоле-
тов. Авиация союзников потеряла один

ты дважды атаковали караван японсках
судов вблизи Балик-Папана (восточное
побережье острова Борнео). Потоплено два

Трудящинеся Мосьсвской области оказывают б у
р еся ратскую помошь населению городов и сел.
освобожденных от фашистских захватчиков. На снимке — мыпины е вешами и продук:

тами, приеланными трудящимися Раменского How п  .
Fea про © ра а, поибыли в Шаховскую. На перед

т. Михайлова

— Огонь!

Снаряд взлетает ‘высоко в морозное не-
60 и там разрываетея. Селое облачко мед-
ленно тает, гонимое ветром. Инженеры за:
секают секундомеры. Взрыв произошел
согласяю. расчетам, точно в назначенный

Mur.
— Огонь! `
Со свистом разрезает воздух тирапнель.
— Огонь!

Отревочет крупнокалиберный пулемет.

И снова инженеры склоняются нал рахс-
четами. Нет ли ошибки? Точно ли пригна-
ны детали? Правильно ли расечитана
шкала?

Морозный воздух то и дело оглатается
зыстрелази, Ночью и днем у орудий стоят
раючеты.

Но это не передовая линия фронта. Это

даше не артиллерия прикрытия. Это-юо-

лагон. Сюда © затода привозят ящики с
образцами, Тут испытывают боеприпагы,
изготовляемые в огромных цехах военного
завода.

Снаряхы, созданные на 42-м заводе,
бъют безотказно. Артиллериеты всех фрон-
тов получают ето. продующию. Ею они в
утюр поражают талии, броненики, пехоту
противника.

Прочитав на полированном колпаке эна-
комую заводскую марку, бойцы зенитного
расчета говорят:

— dra «ro » мы знаем. Xopo-
шие ребята их делали... г

А «ребята» — это опромный коллектив
завода. Рабочие, инженеры, техники, слу-
жапвие трудятея для фронта. Они и ло

войны `долали эту продукцию. Но теперь!

‘фронт внес свои воррективы: надю лобить-
ся, чтобы каждый работал больше, делал
лучше я дешевле. Заказы увеличилиеь во
много раз. Нехоставалю рабочей силы, 0бо-
рудования. Надо былю теминиметь срочные
‘меры, с

Й тогда заводекие конотруклоры взяжись
за дело. День м ночь не уходили они из
кабинетов, прикидывая, вычисляя. Думали
06 олном: как увеличить выпуск серийнюй
продукции, что улучивить, изменить,

Для изготовления важных леталей за-
вод имел один атрегат стоимостью более
миллиюна рублей. Приюбретать другой не
представлялось возможным. Конотруклоры
пошли по иному путй: они создали совер-
шенею новый технологический процесс без
применения этого агрегата. Й какими тем-
пами! Раньше эту проблему пытались ре-
шить в течение трех лет, теперь же ее
решили и внедрили в производство в пол-
тора месяпа.

Г. Кухаревий, В. Малыгин, В. Здор под
руководством глазнюто металлурга Н. Ере-
меевского разработали за короткий срок
пертежи приспособлений, технологию. Врут-
лые сутки проводили люди в цехах. Ин-
женеры, инетрументальщики, рабочие вы-
числяли эффективность нового изобретения.

И вот, наконец, деталь готова. Она про-

со списком поисланного — завелующая здравотлелом Шаховского района
и er ter Раменского. райкома ВКП(б) т. Капырин. Г

Фото Н. Фигуркина (ТАСС).

’ Люди 42-го орденоносного завода

— Михаил Георгиевич, ‘готова, xopo-
по бы попробовзть, — предлагает Ереме-
ерекий.

Собирают первый снаряд.

— На полигон! — команлует главный
инженер. я

В томительные часы ожилания рождает-
ся новая илея: подобным же путем можно
изтотовлять еще три детали.

Опять бессонные ночи. Коллектив инже-
нербв перешел в цехи, Литейщиюи, слеса-
ря, токаря осваивали новую технологию.

Мохначев и Жаринов сами стали
в станкам. И первая деталь,  изготовлен-
ная по новому принциту, пошла на сона-
щение взрывателя. Прошло несколько лней,
ий завод сумел в два фаза увеличить вы-
пуск боеприпасов.

Воллектив решил и проблему тары для
готовой продукции, Раньше на изготовле-
ние металлических коробок нел остроде-
фицитный металл. Несколько сот паяль-
пиков обелуживало сборо9ный цех, дееят-
EH подсобных рабочих были заняты на
таре. :

Главный конструктор Yeamos, mumene-
ры Маркювин, Малученкю, в, Натюльнов,
Зайцев, мастера Феоктистов, Данилов,
электросводищик Китов и слесарь Есипюз
рештижи изменить прюцесе тпрюизводотва. В
течение несхюльких дней они разработали
чертежи новых приспособлений, конотрук-

ции коюрюбки и затем в недельный срок  ’

наладили макеювюе произволетво.
Результат получилея прекрасный:  вы-

пуск продукции увеличилея в шесть раз,

й первые же месяцы работы дали заволу

Полумиллиюнную ЭкЮНЮМиИЮ.

Олин лишь технический отдел за врё-

японских транспорта.

Американские сообщения

НЬЮ-ЙОРК, 3 февраля. (ТАСС). Как
сообщается в коммюнике военного мини-
стерства США, за послелние сутки на Фи-
липпинах японцы неоднократно атаковали
правый и левый Ффланги американских
войск на БВатаанеком полуострове (остров
Лусон). Атаки поддерживались танкадги.
Все атаки отбиты е тяжелыми лля япон-
цев потерями.

В юго-западной части Тихого океана
небольшие соединения тяжелых американ-
свих бомбардировщиков совершили не-
сколько налетов на японские суда и аэро-
дромы. Бомбардировке были подвергнуты
японокие аэродромы в Куала-Лумпуре и в
Буантане (Малайя).

Английские сообщения

ЛОНДОН, 3 февраля. (ТАСС). Ках сооб-
щается в коммюнике английского коман-
дования в Сингапуре, за последние сутки
японпы проявляли большую активность
над островом. В результате бомбардировок
возникло несколько пожаров. Причинен-
ный военным 9б’ектам ущерб незначите-
лен. Наземные японские войска активно-
сти не проявляли. Английские бомбарди-
ровщики совершили минувшей ночью на-
лет на аэродром в Ёлуанге и атаковали с
небольнюй высоты олин японский TpaHe-
порт. Все английские самолеты вернулиеь
на свои базы.

В коммюнике английского  команлова-
ния в Рангуне сообщается, что бомбарди-
ровщики союзников атаковали позиции
японских войск в уотье реки Салвин. Вее
английские самолеты вернулись на свои
базы. Английская авиация совершала раз-
ведывательные полеты над линией фронта
в районе устья реки Салвин и Мартабан-
ского залива.

Сообщения командования
Голландской Индии
ЛОНДОН; 3 февраля. (ТАСС). В ком-
мюнике командования Голландской Индии

указывается, что деятельность японской
авиащии продолжается. Сегодня утром 26

ма: Байны eeinpaliinay 260: exmiee rex.   HOHCKHX бомбардировщиков в сопровож-

нолотических процессов, которые повышают
производительюность труда до 700 процен-
тов.

В светлых цехах огримнюто завода жуж-
Rat конвейеры, бестрерывным пютокюм те-
кут детали. Их собирают, полтоняют, дела-
ют снаряды. ватонные энелоны YBO-
зят пролукщию на фронт. -

Завод натражден орденом Трудового Крас-
ното Знамени. Весть об этом быстро раз-
летелась п цехам. Награждены директор,
главный инженер, конютруктора, рабочие-
стахановцы. На трибуне стаханювец-авто-
матчик т. Редькин. ;

—^\ Поздравляю вас, товарищи, — гово-
рит он,-—6 высокой наградой. Мы теперь—
люди орденоносного завода. С нас и спр-
су больше. Надю оправдать доверие партии
и правительства. Все силы на разгром вра-
га! Каждый снаряд, выпущенный нами,
‘приближает страну к победе. Я работаю
на восьми станках и выполняю норугу на
200 прод. Отныне обязуюсь работать на
десяти автоматах и норму выполнять на
250 процентов.

Кончаетоя перерыв. Люди занимают свой
места. Они полны ретзимюсти работать еще
лучше, еще продуктивнее во имя победы,
до полного уничтожения врага.

дения большюго числа истребителей атако-
вали аэродромы в Сурабайе (остров Ява)
и других пунктах. Имеется некоторый
малериальный ущерб. Несколько человек
серьезно ранено.

Партизанские действия 8  Минахассе
(северо-восточная часть острова Целебес)
продолжаются. В ряде районов достигну-
ты Местные успехи. Японские части т-
несли большие потери.

Японские сообщения

ТОКИО, 3 февраля. (ТАСС). Ночью
3 февраля японские пикируюлтие бомбар-
дировщикн совершили налет на остров
Сингапур. Самолеты атаковали ряд 0б’ек-
тов. Между японской и английской артил-
лерией перестрелка через Джохорский про-
лив продолжается. В Сингапуре возникло
5 пожаров.

Японо-китайская война

a

Бои в Южном Китае продолжаются в
районе восточнее Катона. Удерживая го-
род Боло, китайские войска одновременно
отражают наступление японцев на Topol
Вэйчжоу. Активность китайских войск и
партизанских отрядов отмечается также
вдоль Кантон-Коулунской железной доро-

определяя сроки окончания ‘уборки. Одна- шла все процессы и, новенькая, лежит на Б. ИГОРЕВ.  ти. Кроме того. мелкие стычки имели ме-
Ko это решение ло сих пор не выполнено. ! столе главного инженера Колбасина. Город Н, сто западнее Качтона. (ТАСС).
сталеллавильщиков  Сапиро, ФЛегостаева,  Южанин Сибелев в беседе с мартенов-

Нова

Ранним утром у затихших печей со-
брались старые доменщики. Среди них
был и обер-мастер Иван Зубарев. Рабочие
молчаливо бродили от канавы к канаве.
Время отечитывало  тягостные минуты
ожидания. Зубарев отлал последнее при-
Казание: «Включить воду». Он видел, как
синие языки зализывали крутой металли-
ческий кипень, серый пепел леденил его
поверхность. `

— Этого козла Гитлеру вовек не до-
сталь, — промолвил Зубарев и,  грузно
ступая, вышел из цеха. Заводской двор
точно вымер. Одиноко торчали» трубы и
небо уже не бороздил густой дым. С то-
скливым чувством наблюдал эту картину
старый мастер. Он мечтал о возвращении
в родной город, на завод, где провел
почти полжизни.

На Урал уходили поезда, груженные за-
водским оборудованием. Енакиевцы везли
с собой пушки Брозиуса и пробивочные
машины, чтобы на новом месте с тем же
упорством и сноровкой плавить чугун. На
станциях пути их скрещивались © воин-
свими эшелонами: оружие красных бой-
цов смотрело на запад, оружие металлур-
тгов-—— на восток. :

И вот доменщики очутились в Чусовой,
прославившейся на всю страну опытом ий
смекалкой своих мастеров. Их радушно
приняли и дали привычную работу. Они
сразу почувствовали себя в родной семье.

Отличный металл .выдают чусовекие
домны. Плавки не прекращаются в 40-
градусные морозы, когда леденеют руд-
ные глыбы и тонко скрилит на холодном
ветру стылый портальный кран. Непри-
вычные эти плавки для енакиевцев,

— Уральцы умеют и холод по-своему
использовать, они плавят чугун при низ-
кой температуре — это неслыханное  де-
ло, — говорит Зубарев.

торы

Доменщики сейчас на зимней боевой
вахте. за последние 5 месяцев они прора-
ботали сверх основных омен 9.732 aca.
За это же время производительность тру-
да выросла Ha 26,5 mpon.

~ © увлечением Wocruraerca мастерство
«тугих’ плавок». Лучшие чусовские до-
менщики горновой П. Григорьев, инжене-
ры Захаров, Барышев, техник Топин co-
здали технические школы для новичков.
Они приучают южан работать при самой
свирепой стуже, по-новому засыпать ру-
ду, вести канаву, сохранять шлак.

На дворе стоит лютая зима. Нехватает
кемеровских углей и кусинских руд. Ча-
сто в цех приходят тревожные вести: «На
колошнике иссякли запасы».

Тогла Иван Зубарев поднимается в кон-
тору, молча берет инструмент и рукави-
пы и торопливо уходит на рудный двор.
За ним следуют канавщики, горновые,
монтеры, подручные. Они дробят ледяной
наст, мелко рушат слежавшуюся породу.
Вагонетки, груженные бурыми комками,
вновь идут в дорогу.

Олнажды мороз’ доставил много неприят-
ностей мастеру. Лопнул вентиль в системе
охлаждения. Чугун почти готов, а вода
затапливала под’ездные пути. Нельзя было
подавать ковити. Зубарев немедленно со-
общил старшему газовщику Левину: «Вен-
THI слал, плавка под угрозой». Прибежал
Левин. Холодная струя не `унималась.
лежда газовщика смокла и  обледенела.
Еще минута, и вентиль был готов.

—= Bor это по-уральски, — растроган-
но сказал Зубарев. — Этому мы будем
учиться, — и стиснул руку газовщика.

Война ‘породнила уральцев и южан.
Южане успели полюбить этот ‘суровый
край, уральскую землю. Чусовляне много
 слышали © славных делах  новаторов-

Климова, Тихонова, Чернявского. Теперь
им довелось вместе плавить металл для
пушек, танков и самолетов.

— На первой беседе, — рассказывает
Сапиро, — мы толковали, как лучше ис-
пользовать богатейший опыт местных и
приезжих металлургов. Взк предотвратить
ямы в печах? Вак лучше организовать
цеховые силы? Как увеличить термиче-
ские мощности мартенов? Кроме того, мы
выдвинули требование — беречь  оборуло-
вание, как боевое оружие. Эти насущные
вопросы” взволновали каждого.

Пришло ‘беспокойное время, началось
творческое соревнование за экономию ми-
нут ива каждый дополнительный кило-
грамм металла. Пытливый ум веегла ищет
новое и находит искомое. Инициатива и
смекалка нашли достойное применение.
Инженер Тихонов предложил заменить го-
ловки печей, чтобы резко поднять тепло-
отводность. Старший канавшик Улыбин
посоветовал сделать тележку для перевоз-
ки плавок. Инженер Сапиро лично на-
блюдал за переоборудованием угольных и
дровяных генераторов, за работами по рас-
ширению шихтового двора. Каменщик Ба-
лакин по-своему, по-макеевески, выложил
прибыля на канавах. :

Задумав осуществить техническую но-
винку, Тихонов вместе с механиком Шеп-
туном и прорабом ЛикмаХером начали ре-
монт. „Шесть суток продолжалась работа
на печи. Два раза приходилось отступать
от первоначального плана. № концу ше-
стого лня— на 12 часов раньше cpo-
5а — мартен был введен в строй. На
20 проц. повысилась ‘калорийность  пе-
чи — это сотни тонн дополнительной про-
дукпии. i

Выпуск свежего металла лимитировали
канавщики. Они не ‘успевали готовить
изложницы. Сталевары нервничали, ругали
канавщиков «тихоходами».

цами дал понять, что у него есть свой
особые планы. Первые опыты Ивана
Сибелева решили применить на печи

№ 4. Совместив многие смежные опера-
ции, он правильно организовал работу
трех кранов. За 9 часов канава стала
неузнаваемой,

Вскоре  сибелевцев опередил старпгий
канавщик Улыбин. Он заправил канаву
за 7 часов 30 минут вместо обычных 17.
Сталевар  чусовлянин Сафонов выдал
1190 тонн первосортней стали, установив
рекорд, которого не знала еше вся `‘много-
летняя история завода.

Южане и уральцы ‹озлают свою стаха-
новскую технологию — она в новом ст-
с0бе ведения плавок, в экономии материа-
лов, сырья, топлива. 3a время войны
мартеновцы освоили около 10 ‘новых ма-
рок высококачественных сталей для нужд
обороны.

Работа приезжих металлургов — прямой
упрек тем, кто. пользуясь льготами, пре-
доставленными эвакуированным, получи-
ли квартиру, питание, но до сих пор He
желают работать. Такие люди не могут
рассчитывать на уважение старожилов.

*
Придет время. Очистится от ‘фашистской
нечисти земля. Енакиевцы,  макеевцы,

днепродзержинцы вернутся в родные ме-
ста к своим домнам и мартенам. Иван
Зубарев знает, как «достать козла». У него
в синей тетрадочке уже наброшен план
восстановления енакиевских домен.

И снова горячим металлом в омертвлен-
ных пустынях цеха загромыхают тяжелые
краны, Зарево плавок осветит навек
освобожденные города и поселки.

Этот день придет! о

М, ГЕНКИН,
соб. корр. «Известий»,

гор. ЧУСОВАЯ, Молотовской области.

пишет, что немецкие фашисты пытались
опутать Иран сетью` интриг, но «Hall
сосели СССР и Великобритания в соответ-
ствии в заключенными договорами yBa-
ядют нашу независимость,  освешают
дальнейший путь нашего развития и ох-
раняют иранский народ от иностранной
интервенции». «Наш народ, —товорится
далее в письме, — ненавидит тиранию ий
политику насилия  фаптистеких  госу-
даретв. Он признателен своим двум вели-
ким соседям за сближение с нами и зак-
люченный договор, укрепляющий наше
положение. Лальновилность натпего пра-
вительства достойна похвалы, Мы, жите-
ли севера, налеемея, что наш други со-
cex CCCP, дружбу которо мы Beerla
высоко ценили, будет в еще большей сте-
пени относиться по-братеки к иранскому
государству и народу. ’Да здравствует

договора между ССОР,
вй и Ираном

Тегеранские газеты и талию прозлжа-
ют. комментировать  советеко-антло-иран-
ский договор. В вечерней нередаче от 39
января тегеранская радиостанция перела-
ла болыпую статью. написанную азтори-
тетным лицом и одобренную празитель-
ственными кругами. 31 января эта статья
была напечатана в газете «Мехри Иран».

Подробню разобрав договор пункт 3a
пунктом, автор пишет, что история прош-
ABIX лет давала неизменные  доказатель-
ства того, что советское ‘правительство
имеет в отношении иранского народа п
тосударства блалие намерения. ФЛучитим.
доказательством этото являетея договор,
заключенный с Ираном в 1921 году.

«Заключенный ныне договор, — отмечает
автор, — на фоне современных событий,
вызвавших ето к жизни, является олним
из важнейших исторических документов,
и мы убеждены, что он даст полезные
результаты для иранского государетва и‘
народа, Этот документ имеет большое зна-
чение и для союзников благодаря готов-
ности иранского правяетельства и нароха
оказывать им неограниченное содействие
в осуществлении их военных пелей»,
  Газета «Эттелаат» в переловой, поевя-
шенной союзнюму договору, пишет: «С зак-
лючением этого договора открылась новая
страница в политической жизни Ирана,

Иран! Да здравствуют СССР и Великобря-
тания! Да сгинет правительство фашиет-
ской Германии!»

что пойдет на пользу Ирану. Газета лоба-
вляет, что иранский народ всетда проя-.
влял искренние и дружественные чувства
в отношении своих соседей.

Выступление Батта

НЬЮ-ЙОРК, 3 февраля. (ТАСС). На ор-
ганизованном в Филадельфии комитетом
по оказанию медицинской помоши Рос-
сии митинге, на котором присутствовало
3.400 человек, выступил © речью член
управления по делам военного производ-
ства США Батт (ездивший в СССР в ка-
честве члена делегации США на совеща-
нии СССР, США и Великобритании в сен-
тябре 1941 r.), Речь Батта транслирова-
лась по радио.

«30 октября прошлого года, около трех
месяцев назад, — сказал Ватт, — я спе-
шил на ралиовещалельную станцию в Ва-

шингтоне. Азк только я вошел в помеше-

ние, директор подошел ко мне; держа в
руках пачку листов с только-что полу-
ченной информацией. Он спросил: «Чи-
тали ли вы самую послелнюю информа-
цию из России?» Я ответил отрицательно
и спросил, почему он залал мне этот во-
прос. «Немцы почти в Москве, — отве-
THI OH, — а я видел подготовленную
вами речь. Вы делаете некоторые ловоль-

HO несостоятельные заявления 0 том, что

русские выдержат, и я боюсь, что завтра
окажется, что вы ошибаетесь. Я советую
вам внести изменения в свою речь», 0т-
кровенно говоря, я был несколько 0бес-
покоен, но в конце-концов ответил от-
рицательно: я не изменю своего мнения.
То, что я написал, основано на моем. ре-
пгительном убеждения в результате лич-
ных наблюдений в Москве, и я до сих
пор верю, что русские выдержат.

Вы все знаете, что затем произошло.
Русские, еражаяюь за каждый дюйм тер-
ритории, отогнали немцев к дальним под-
ступам обороны Москвы. В ноябре они
подвергались бомбардировкам и обетрелу
при помощи всех родов оружия, какое
немцы могли ввести в действие. Они
имели перед собою армию, которая ечи-
талась непобедимой сухопутной армией
и которая подавила одну страну за
другой с ужасной силой,  безжалост-
ностью`и точностью. Русские оказались в
таком положении, ‘при котором большин-
ство других армий‘ должны были бы
сдаться или были бы настолько дезорга-
Низованы, что не могли оказывать сопро-
тивление. Но русские не допускали и
нысли о капитуляции».

Батт отметил, что организация снабже-
ния и коммуникаций русских оказалась
настолько хорошей. что немцы не в с0-
стоянии были ее подорвать. Благодаря ис-
кусному военному руководству русских
тактика гитлеровцев оказалась безуспеш-
ной. Моральное состояние русских также
оказалось на высоком уровне. Среди на-
селения России. заявил Балт. не наблю-
дается страха. в России нет пятой колон-

ны. В настоящее время наступающие
русские войска изматывают немцев. Рус-

ские пустили в ход все свое оружие, про-
бивая себе путь вперед со всеми мастер-
ством и мужеством, пока не вынудили
немцев к отступлению.

„

В октябре прошлого года, продолжал
Bart, я призывал напг народ отправлять
русской армии все, что только мы могли
выделить из оружия, станков и материа-
ов, так как в них была крайняя нужда.
Я пад сообщить, что некоторые вилы на-
шего оружия уже прекрасно показали се-
бя в бою. Немцы уже попробовали амери-
канской стали на русской почве. Мне нет
необходимости заявлять. что американское
  вооружение. отправленное в Росслю. поз
пало ‘в надежные руки.

Проблема отправки американских мате-
риалов — самолетов, танков и орудий,
 была весьма важной и тогда, остается
такой же важной и теперь, ибо, несмот-
ря на огромные успехи, советская армия
  должна держать на учете каждый снаряд.

Как уже указали Рузвельт и Черчилль,
уы стоим перед трудным решением: мы
должны самым наилучшим образом pe-
шить, куда направлять наше ограничеч-
ное — количество военных материалов.
«Я могу заверить вас; — заявил Батт, —
что это решение будет принято, исходя
из того, где эти материалы могут нанести
больший ущерб `гитлеровцам. Принятие
таких решений должно принадлежать на-
шим лидерам — Рузвельту,  Черчиллю,
Сталину и Чан Кай-ши. Нам всем при-
детсея много поработать, пока вооружение
с наших заводов потечет таким нотоком,
что гитлеровекие орды узнают, что зна-
чит воевать, будучи припертым к стене».

Сегодня, заявил далее Barr, met cotpa-
лись сюда не для того, чтобы призывать
Е оказанию военной помощи России, ибо
Россия сейчас занята общим делом с на-
ми H ‘является основным сухопутным
фронтом об’единенных стран. Мы собра-
лись здесь для того, чтобы выразить наше
глубокое чувство гуманности путем  по-
жертвования средств на закупку  меди-
цинских материалов. в помощь России.

«Я сейчас, — заявил. в заключение
Bart, — мысленно - возвращаюсь к дли-
тельным совещаниям, которые мы имели
в Москве несколько месяцев тому назад
с людьми гуманными и реалистичными,
совершенно убежденными в своем деле и
знающими жизнь. Я мыеленно возвра-
щаюсь Е Молодым новобранцам, которых
мы видели марширующими по улицам
Москвы для того, чтобы взять оружие в
руки и защищать свою страну. Эта моло-
дежь была настолько охвачена энтузиаз-
мом, поддерживала такой порядок и про=
являла такое воодушевление, что я почти
ощущал этот энтузиазм. В настоящее вре-
мя я предполагаю, что некоторые из этих
молодых людей находятся на фронте, на-
ступая против гитлеровцев, отдавая свою
жизнь для того, чтобы уничтожить окку-”
пантов. Я вношу свою лепту в дело помо-
щи русским в надежде, что в какой-то
лень в русском госпитале раненый рус-
ский солдат будет вылечен при помощи
медикаментов, которые я помог купить».

Издевательства гитлеровцев над советскими
военнопленными в Норвегии

ВАШИНГТОН, 3 февраля. (ТАСС). По
сведениям, полученным норвежской мяс-
сией в Вашингтоне, советские военно-
пленные в Норвегии находятся в исклю-
чительно тяжелых условиях.
ства немцев не имеют границ. В лагере
военнопленных, расположенном в Эльве-

Издеватель-

несе, вблизи Киркенеса (Северная Норве-.
гия), немцы отобрали у. советских воен-
нопленных обувь и теплые вещи. Взамен
им выхали лишь жалкие опорки. Плен-
ных заставляют работать с утра до позд-
ней ночи и морят голодом.

Ответ норвежцев на назначение Квислинга

ЖЕНЕВА, 3 февраля. (ТАСС). 1 фев-
раля в день «торжественного назначения
Ввислинга на пост премьер-министра»
норвежекими патриотами были совершены
в Осло лва крупных диверсионных акта.

Как сообщает агентство Гавас-ОФИ, на
Восточном и Западном вокзалах Осло в №
время, когда там скопились гитлеровские

Немцы усиливают

НЬЮ-ЙОРК, 3 февраля. (ТАСС). Ва-
шингтонский корреспондент «Нью-Йорк
тайме» сообщает, что за последнее время
немцы ‘усилили нажим на правительство
Виши, требуя предоставления в их распо-

войска и отряды квиелинтговцев, приез-
жавших для участия в параде, произошли
сильные взрывы. В результате взрывов
на вокзалах возникли пожатьт, Часть Bo-
сточного вокзала сторела. На Западном
вокзале бомба разорвалась в зале ожи-
дания. Ранено много гитлеровских солдат
и квислинговцев. Несколько человек убито.

нажим на Францию

ских портов в Африке. Этим самым немцы
надеются обеспечить коммуникации дер-
жав оси в Средиземном море, а также уси-
лить операции против судоходства союз-

ряжение франпузского флота ‹и француз- ников в южной части Атлантики.

Военные действия в Ливии

ЛОНДОН, 3 февраля. (ТАСС). В очеред-
ном коммюнике) английского командования
на Ближнем Востоке сообщается, что в
пустыне северо-восточнее Меуса англий-
ские мобильные колонны продолжают свои
наступательные лействия, ведя разрознен-
ные бои с противником.

В районе Джебель Акдар 4-я индий-

ская дивизия продолжает отступать пох
непрекращающимея давлением со стороны
противника, очевихно получившего  под-
крепления. Английская авиация и особен-
но патрульные истребители в течение все-
TO дня оказывали эффективную поддерж-
ку четвертой индийской дивизии и ан-
глийским подвижным отрядам.