ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ

ЧЕТВЕРГ, 5 ФЕВРАЛЯ 1942 г. Ne 29 (7715)

ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ СССР a a eee

Протест немецких военнопленных против зверского обращения

re

Фотоснамки подлинника обращения немецких военнопленных к Международному
Комитету Красного Креста,

Международному Номитету Нра

$

Мы, немецкие военнопленные лагеря

о № 78, прочли ноту Народного Комиссара

по Иностранным Делам Советекого прави-
тельства господина Молотова 0б обраше-
нии © военнопленными в Германии. Опи-
санные в ноте жестокости мы считали бы
почти невозможными, если сами не были
бы свидетелями подобных зверств. Чгобы
правда  восторжествовала, мы должны
подтвердить, что военнопленные, граждане
Советекого . Союза, очень часто подверга-
лись ужасным издевательствам ‹9 еторо-
ны представителей немецкой армии или
даже расстреливалиеь ими.

Мы провели в нашем лагере собрание
и высказали свое мнение по вопросу о
военнопленных. На этом собрании товари-
ши из различных частей рассказали о
многих случаях жестокостей, совершен-
ных (СС-овцами, офицерами и другими
представителями немецкой армии. Ниже
мы приводим несколько случаев:

Ганс ДПревс из’ Регенвальде, солдат
4 роты 6 танкового полка, сообщил: «Я
знакюм C приказом по 3 танковой диви-
зии, изданным генерал-лейтенантом Моде-
лем, в котором сказано, что пленных не

‚ брать. Такой. же’ приказ: дал командую-

щий 18. танковой дивизии генерал-майор,
Неринг. На. инструктивном., занятия 20 ию-
ня, за два дня до выступления против
Советского Союза, нам заявили, что в
предетоящем походе раненым краеноармей-
пам перевязок делать не следует, ибо не-
уецкой армии некогда возиться с ранеными».

Гарри Марек из Эльса, возле Бреелав-
ля, солдат пшитабной роты 18 танковой ди-
визии, сообщил: «21 июня, за день до
начала войны против Розеии, мы от на-
ших офицеров получили следующий при-
каз: «Комисеарюв Ёрасной Армии необхо-
димо расстреливать на. месте, ибо © ними.
нечего перемониться. С ранеными руески-
ми пленными, нечего долго возиться, их
нало просто приканчивать на месте». Нам
приказали при малейшем подозрении при-
стреливать и всякого мирного гражданина».

Вильгельм Метциг из Гамбург-Альтоны,
солдат 399 пехотного полка 170 ливизии,
сообщил: «Когда мы 23 июня вступили
з Россию, мы попали в едно местечко у
Бельцы. Там я своими глазами вилел,
Kak двумя немецкими солдатами из авто-
малов в спину были расстреляны 5 pyc-
ских пленных».

Якоб Норцилиас из Хорфорета, близ
Трира, лейтенант 112-% camepnoro 6a-
тальона 112-й пехотной дивизии, сооб-
„щзет: «В олной деревне у Болвы по при-
вазу ад’ютанта штаба 112 сзперного ба-
тальова лейтенанта. Еириг. были звыбро-
шены из избы 15 нахолившихея там ра-
неных красноармейпев. Их
‚и закололи штыками. Это было сделано с
‘ведома командира дивизии генерал-лейте-
нанта Мита».

Алоиз Гетц из Гатенбаха на Рейне,
солдат 8 роты 427 пехотного полка, со-
общил: «27 июня в лесу’ у Авгуетова
были расстреляны 2 комиссара Красной
Армии п приказу’ команлира батальона
капитана Виттманна».

Гейнц Гартфельдер, солдат 2 роты 3-го
мотоциклетного стрелкового батальона
3 танковой дивизии, сообщил: «28 июня
1941 г. мы были на автострале Брест-
Литовск— Москва. Я pater, как в 22 ч.
30 м. один старший фельдфебель и олин
унтер-офицер нашето 0боза шли е твумя
гражданскими пленными среднего возра-

ста. Олного из них тут же у обочины д0- Сб

роги застрелил из автомата  етарший
фельдфебель, а другого унтер-офицер ав-
гоматом столвнул в канаву и затем вы-
втрелил в Hero 6 раз. „После этого они
уволокли убитых в кусты и пошли даль-
ше. Несколько позже, когда я проходил
мимо, я еще слышал хрип смертельно ра-
неных». say

Вот несколько фактов из многих. Ё с-
жалению, дело не в единичных  случа-
ях—зверства` творились по приказу свы-

ше. Это подтверждается следующими вы-

сказываниями ‘представителей
армии: 2 .

Вольфганг Шарте из Гебгардегатена, у
Врауншвейга, солдат 2 роты 111 отряда
истребителей танков, сообщил: «За день
до нашего выступления против Советского
Союза офицеры нам заявили следующее:
«Если вы в пути встретите русских ко-
миссаров, которых можно узнать по со-
ветской звезде на рукаве, и русских жен-
щин в форме, то их немедленно нужно
расстреливать. Ёто этого не сделает и не
выполнит приказа, тот будет привлечен к
ответственности и наказан». _ .

29 июня 1941 г. я сам видел, как
прелстазители ` немецкой армии расстрели-
вали раненых красноармейцев, лежавших
в хлебном поле близ города Дубно. После
этого их еше прокололи штыком. чтобы
наверняка убить. Рядом стояли немецкие
офицеры и смеялись».

‘немепкой

солдата Ганса

раздели догола 6 русских крестьян. В местечке Кемени,

Собрание немецких военнопленных, посвященное вопросу о зверском об

‚2.

романских властей с советскими. военнопленными

- Ta-
Иссиф Берндсен из Обергаузена, солдат вплоть до белья. В деревне Малое Ли

6 танковой дивизии, сообщил: «Еще до.
вступления в Россию нам на одном из’
инструктивных занятий сказали: «Вомие-:
саров необходимо расстреливать». 6 июля
была отправлена грулпа разведчиков . В
14 человек, они привели с 60б0ю обрат-
но, в качестве пленных, 6 человек из
гражданского населения. Пять из них по
приказу были снабжены лепатами, чтобы
выкопаль себе могилы. Незадолго перед
нашим выступлением они были расетре-
ляны. Приказ о расстреле лал старший
лейтенант 5 стрелковой роты 4 полка
Маттеи».

Гельмут Ладвиг из Бохольта, солдат
16 бронетанкового разведывательного ба-
тальона. рассказывает: «7 июля мы за
2—3 деревни до Дубно натолкнулись на
группу красноармейцев. Двумя легкими
танками разведчиков они были задержаны.
Их было 15 человек, среди них комиссар.
Комиссар был отведен в сторону и без вея-
кого допроса немедленно’ расстрелян».

Пауль Зендер из Кенигсберга, солдат
4 взвода 13 роты ‘пехотных: орудий 2-го
пехотного полка, сообщает: «14 июля
по дороге между Порховом и Старой Рус-
сой в уличной канаве старшим ефрейтором
1 ‘роты 2-го“ пехотного ‘полка Шнейлером
были расстреляны 12 пленных красноар-
мейцев. На мой вопросе Шнейдер заявил:
«В чему мне еше возиться с ними. они
даже пули не стоят». Ри

Я знаю также другой случай. В боях
под Порховом был взят в плен один крас-
ноармеен. Векоре после этого он был за-
стрелен ефрейтором 1-й роты. Как только
красноармеен упал, ефрейтор выташил из
его хлебной сумки все, что там было
©’естного».

Ганс Зелов из Франкфурта на Майне,
старший стрелок 459 пехотного полка
251 дивизии, сообщил: «В середине июля
мы были в 100 км. от Великих Лук.
В одном дворе стояли ‘немецкие танки.
Там я видел 9 пленных красноармейцев.
Их поставили к яме, которую они сами до,
этого вырыли, и расстреляли. После этого
местных жителей заставили засыпать яму».

Вилли Кези из Акена на Эльбе, еоллат
2-й роты 257-го строительного батальона,
сообщил: «23 июля 1941 года нае доета-
вили из Порхова в Сольцы. Там мы Уви-
дели лежащего раненого красноармейпа.
Быстрым шагом подошел к нему незнако-
мый мне СС-овеп и пять раз выстрелил
в раненого». :

Иоганн Ферстль из Бейербаха, вблизи

Вены, солдат 2 роты 462 пехотного пол-
ка, сообщил: «Я видел, как’ представите-
лями немецкой армии были расстреляны

недалеко от Житомира, я сам видел, как
СС-овские части грабили магазины. Они
не могли ничего найти и до крови избили
женщин. Я видел, как одну женщину
СС-овцы таскали за волосы и избивали
ремнем». Е

Отто Тойбер из Гамбурга, солдат 46
пехотного полка, сообщил: «В 60 км. or
Великих Лук отправляли в тыл пленных
красноармейцев. Один унтер-офицер подо-
звал ближайшего красноармейпа, снял с
него шлем и выстрелил ему в затылок».

тельствам или оскорблениям.
лично удалось установить,

Фриц Руммлер, из Штрейлена в Силе-
зии, старший ефрейтор 9 роты 3 баталь-
она 518 полка 295 стрелковой дивизии,
рассказал: «В августе я в городе Злато-
поле видел, как два офицера из частей
и два соллата расстреляли двух плен-
ных красноармейцев, предварительно сняв
в них шинели. Эти офицеры и солдаты
принадлежали к бронетанковым войскам
генерала фон Клейста. В сентябре экипаж
немецкого танка на дороге в Красноград
раздавил машиной двух красноармейцев,
попавших в плен. Это было сделано про-
сто из жажды крови и убийства. Коман-
диром танка был унтер-офицер Шнейлер
из танковых войск фон Клейста. Я видел,
как в нашем батальоне допрашивали че-
тырех пленных красноармейцев. Это про-
исходило в Ворошиловске. Красноармейцы
отказались отвечать на вопросы военного
характера, которые им задавал командир
батальона майор Варнике: Он пришел в
бешенство и собственноручно избил плен-
ных до потери сознания».

Рихард Гиллиг из Альтенвальда, ефрей-
тор 9 транспортного взвода 34 дивизии,
заявил: «Я не раз был свидетелем бес-
человечного и жестокого обращения ©
русекими военнопленными. На моих raa-
зах немецкие солдаты но приказу своих
офицеров снимали сапоги е пленных
красноармейцев и гнали их босиком. Мно-
го таких фактов я наблюдал в Тарутине.
Я был очевидцем такого факта: один плен-
ный красноармеец не пожелал доброволь-.
но отдать свои сапоги. Солдаты из охраны.
его так избили, что он не мог двигаться.’
Я видел, как отбирали у пленных не толь-
ко сапоги, ‘но и все обмундирование,

ращении германских властей
Зелов. 2, Подписание. Участниками собрания обращения к Ме

шово, около Тарутина, группа солдат на-
шего взвода по приказу обер-лейтенанта
Лотта раздела 5 пленных краеноармейпев
и отобрала у них все обмунлирование.
Взамен пленным дали жалкие и грязные
лохмотья. При отступлении нашей колон-
ны я недалеко от города Мелынь видел,
как немецкие солдаты избивали пленных
красноармейцев. Один  пленный очень
устал и падал ec ног. К нему подскочил
солдат из охраны и начал его бить ca-
‘погами. приклалом. То же самое делали
и эетальные солдаты. У’ города этот плев-
ный замертво пал». о

Франц  Досталек, старший ефрейтор
10-й роты 7-го мотополка 7-й  танко-
вой ливизии, сообщает о таком факте:
«7 лекабря, отступая вк Алину, наша таз-
ковая часть в одной деревне захватила
15—20 пленных красноармейпев. Их е0-
гнали на наш перевязочный пункт. Я вме-
сте е товарищем лолжен был еюла лоста-
вить наших раненых соллат. Когла я при-
шел тула. веех пленных вывели из поме-
шения и расстреляли. Ато именно отлал
этот приказ, мне неизвестно, но это лело
наших офиперов».

Эти зверства являютея следствием про-
паганлы ‘ненависти, которая годами ве-
детея в Германии.

Это не секрет. что в неменкой армии на
фронте в штабах ливизий имеются особые
«спепиалисты». занимающиеся тем, ‘что
мучают красноармейпев и советских офи
перов, чтобы принулить их таким 06p330M
Е выдаче военных сведений и приказов.

Каждое такое трусливое, бесчестное и
бесчеловечное лействие является позобом
IIH всего немепкого нарола ‘и поврелит
в конце концов всему немецкому наполу.

Мы. пленные соллаты, самым резким
образом осужлаем эти зверства. Но, как
прелставители немецкой армии. мы можем
снять с себя ответственнобть 3a эти пре-
ступления только тем, что отгоролимся ‘от
гитлеровекого правительства. - Отношение
немецкого правительства и немецких вла-
стей к советским военнопленным тем бо-
лее нас возмущает, что мы, как военно-
пленные, в Советском Союзе пользуемея
вежливым и исключительно гуманным к
нам отношением. Все утверждения со сто-
роны офицеров немецкой армии о якобы
плохом обращении с военнопленными или
расстреле их оказались ложью. Никто из
нас ни на фронте, ни где-либо позже не
подвергался каким-либо принудительным
мерам в целях получения
военных сведений.

Мы попали в плен на самых различных

Гучастках Фронта’ от Крайнего Севера’ до
Черного моря, и в различное время,

от
конна июня ло послелних лней Но никто

из нас, полписавшихея, или тех, е кото-
рыми мы живем вместе. никогда не пол-
вергался несправедливому обращению или

наказанию, грубому обхожлению, излева-
Как нам
НИКТО ИЗ Тех,

кто принадлежит к национал-сопиалист-

кой партии Германии или ее организаци-
ям, также не подвергалея в Советском

Союзе каким-либо гонениям или yuu-
жениям. Это подтверждается и тем. что

Пауль Зендер 13 рота 2 пех. полка,

Руперт Плендль 2 рота 137 пех. полка.

Ганс Древс 4 рота 6 танк. полка.

Гюнтер Клейнер 4 рота 428 батальона

связи.
Курт Якоб 239 дивизия:
Рольф де Вульф 76 кав. эскадрон

176 частично-моторизованного разв.

отряда.

Вальтер Латнер 2 рота 312 пех. полка.

Гаррн Марек 18 танк. дивизия.
Иосиф Эйх 251 пех. дивизия.
Ганс Зелов 3 рота 459 пех. полка.

Вилли Кези 257 строительн. батальон.

Фердинанд Porayex 346 пех. полк.
Герберт Гедеке 408 пех. полк.
Роберт Бентлаге 354 дивизия.
Иоганн Бошанк 137 горно-стр. полк.
Эрнст Эбергардт 465 пех. полк.
Иоганн Блатцгейм 307 пех. полк.
Петер Ганзелер 254 арт. полк.
Иосиф Берндсен 4 мотополк.

Рольф Кречмер 137 горно-стр. полк.
Карл Арнольд 428 батальон связи.
Вильгельм Метциг 399 пех. полк.

Франц Вайследер 163 пех. полк 52 ди-

} BHSHH.

Вальтер Вальтер ‘8 батарея 962 арт.

полка.
Алоиз Гетц 8 рота 427 пех. полка.
Вильгельм Гаманн 427 пех. полк.
Карл Альтгофф 473 пех. полк.
Гейнц Ганзен 28 разв. рота:

Фритц Мюэ 6 рота 6 пех. полка С. С.
ма Ридерер 6 рота. 6 пех. полка

Якоб Бауэр 206 пех. полк.
Отто Клуге 13 дивизия.
Герберт Лангбейн 17 дивизия.

сного НМреста

ружен. Плохое обращение, издевательств,

каких-либо

с советскими военнопленными
ждународному Комитету Красног

Январь 1942 2,

ЖЕНЕВА (Швейцария)

срели Hac. B нашем  лзгере “нахолямя
СС-овпы и что СС-овпы подписали эм
заявление. ,

Прелупрелительное отношение к ви
советских властей привело нас прямо в
изумление. Особенно приветливо и поеду
предительно к нам было отношение имен.
но политкомиссаров.

Мы злесь живэм в зимних и отапливае.
мых помещениях. Нас снабжают всем пе.
обхолимым. и мы получаем регулярно горя.
чую пишу. В лагерях строго соблюдаются
установленные Советским  правительстви
нормы снабжения. Регулярно нам вылают
установленные Советским  правительетвоу
карманные деньги. Рабочее время и время
отлыха строго урегулированы и не вых.
дят из установленных рамок.

Наш рабочий лень здесь короче, чем вз
немецких предприятиях в военное время,
Мы пользуемся злесь врачебным уходом,

Мы в лагере имеем культурные учрех.
дения, и никто из нас не ожидал такой
культурной жизни, какую мы здесь име,
Нам предоставлены музыкальные инстру.
менты, имеется также немепкая библио-
тека почти со всеми немецкими классика.
ми и читальня» Нам показывают кино
фильмы, мы имеем возможность заниматья
художественной самодеятельностью и.т. п,

Мы не имеем никакого основания жало
ваться. по поволу обращения с нами со ст
роны органов Врасной Армии, Управления
лагерей или других советских учреждений,

Мы открыто заявляем, что хлостойное че-
ловека обращение с военнопленными до.
жно быть. правилем  соллатекого рыцз-
ства и всеобщей человечности любой Bow-
ющей страны.

Военнопленный имеет право на то, чт-
бы © ним вежливо обращались. Он fey

жестокость по отношению к военноплен.
ным... никаким образом не могут быъ
оправданы военной необходимостью. Метить
безоружным  военнопленным — варваретю
и позор для любой культурной страны,
Указанные в ноте господина Молотом
факты бесчеловечного обращения с вв
скими военнопленными в Германии ти
более вызывают наше возмущение, 9
доля ответственности за это падает им
нас, как на граждан Германии.
‚ Каждое правительство должно было бы.
обращаться се военнопленными солдатам
и офиперами вражеской армий так, вм.
эно. желает, чтобы обращались ©. солдата-
ми и офицерами своей армии, попавшим
в плен к противнику. Поэтому мы, к
граждане Германии и как прелставитен

немецкой армии, заявляем. свой решите.

ный Протест против. бесчеловечного обра:
щения с советскими военнопленными, 3
Германии.
Мы ззявляем, что ответственность м.
это обращение. позорящее немецкий 1з-.
рол, пеликом ложится на имперекое ‘п
вительство. Мы просим Международный
Комитет Красного Креста в Женеве пер
дать имперскому правительству наш п
тест и по возможности довеети ето №.
дения мирового общественного мнения,
Все высказанное здесь мы подтверждае
своими собственноручными подписями’

Фридрих Гроддек 184 пех. полк.

Густав Шюх. 2 рота 59 полка 9 ram.

‚ Дивизии.

Вольфганг Шарте 2 рота 111 отм
истребителей танков,

Гергардт Кинд 53 мотополк,

Ганс-Иоахим Штейн 8 рота 394 em
полка.

а Энгельке 6 рота 6 пех. полы

Отто Тойбер 46 пех. полк.
Иосиф Штейбер 523 пех. полк.
Франц Штюрце 482 пех. полк,
Вальтер Клейн 5 рота 18 полка,
Алоиз Гирцингер.
Иосиф Клаус 482 пех. полк.
Антон Тауфнер 482 пех. полк,
Франц Метцкер 18 танк. дивизия,
Генрих Функе 486 пех. полк.
Франц МЛишка 486 пех. полк.
Фердинанл Герстмайр 486 пех. полк
Антон Брукнер 486 пех. полк.
Иосиф Небауер 486 пех. полк.
Иоганн Ферстль 462 пех. полк.
Руперт Претгалер 523 пех. полк.
Иосиф Шмитлд 486 пех. полк.
Иогани Бурге 523 пех. полк.
Гельмут МЛалвиг 16 бронетанковый №
ведывательный батальон,
Гейни Гартфельдер 2 рота $ так,
дивизии.
Иоганн Ковар 12 рота 482 пех. полк
Якоб Корцилиас лейтенант штаб
112 саперн. бат. 112 пех, дивизи.
Франц Лосталек 7 танк. дивизия

Рихард Гиллиг 9 трансп. взвод %
дивизии.
Фриц Руммлер 518 полк 295 пех.

визии.

На снимках: 1.

Выступление
о Креста.

я

И  ыы а а СВЕ ори А

= 2