i] я

my
in

Ry

ona
OH
ев

Ip
в

TW

CT,
deh,
бы
СТИ
Dee
(bl,
OTH
OBE
М
Я

0. ti
УЗИ

М
ate

ib.

В

isa

Немцы несут
тяжелые потери

‚ На одном из участков нанюго фронта идут
бои, все более развенчивающие легенду нем-
цев о планомерном отходе на мифическую
«зиинюю линию». Прежде всего нет этой
самой линии. Сражения разыгрываются
около каждого селения. мало-мальски пру-
тодното для обороны. Бойцы Н-екой части
уходят в тылы германских частей. пере-
резают коммуникащии, громят обозы. 0ео-
бенно смело дерутся наши лыжники.

Немцы создают узлы сопротивления, на
которые они, очевидно, возлагают круп-
вые надежды. Обычно это— большие дерев-
ня и села, окруженные  толыми полями,
удобными для обстрела. Почти каждый
JOM такой деревни — дзот, в крышах лдо-
мов и сараев пробиты отверстия, через ко-
торые ведется минометная стрельба, ` под
домами блиндажи. Наши подразделения
обычно разделываюлея с ними, обходя их,
ударяя с тыла и с флангов. Сотодня
Н-екая часть снова продвинулась вперед,
заняв ряд населенных пунктов. уничто-
жив сотни солдат и офицеров. `

Около деревни В. разгромлено ло двух
батальонов вражеской пехоты. Немпы
оставили на поле боя 600 трупов, много
раненых. бросили 0603 -¢ вооружентем.
Ерасноармейцы Кудрявцев, Семенов и Ча-

локов взяли обязательство истребить по
10 фашистов. Это обещажие выполнено ¢
честью.

Немецкие пленные в один голос под-
тверждают огромные потери немцев. Эрнест
Вирт показал. что в его 6-й роте 325-го
полка осталось всего несколько человек.
В другой роте, по словам пленного Мошь,
прибывшего недавно из Франции, из
90 человек осталось

КАЛИНИНСКИЙ ФРОНТ, 4 февраля.
(От спец. корр. «Известий»).

Письмо каннибала

Ниже мы приводим письмо, найденное
на поле сражения среди бумаг убитого
штурмовика Рудольфа Вельсена. Письмо
получено от Бернгарла Вельсена.

«Позавчер» в окрестностях Бойтена
може) было увидеть многое. Публично и
очень заботливо было повешено несколько
поляков. Эти скоты <оздали тайные орта-
низации, которые поставили перед собой
задачу уничтожения немецких властей и
особенно немецкой полиции. В Радянкове
на базарной площади был повешен
зптекарь. Этот нехдляй задумал  поку-
шение на немецких полицейских чиновни-
вов. Его быстро поймали. 13 октября, в
12 часов дня, он был вздернут на дереве.
Он висел до 3 часов дня. Каким фанатич-
ным был этот молодчик, показывает то,
что он сам взошел на эшафот и хладно-
кровно подставил свою тощую шею пала-
чу. Он не произнес ни одной жалобы. В

- г. Камине, где были вздернуты 3 челове-

ка, один из них, когда его вешали, Ери-
чал: «Да здравствует Польша!».

Bee oho до этих пор находились В
хонцентрационном лагере и соответствен-
но выглядели. Fj

Потом они были забраны СС”для cox-
жения, а другие поляки холжны были их
снимать. с виселицы. Итак, можно сказать;
что это. было маленькое насильственное
лечение (гевальткур). Для этих польских
60бак этого, однако, недостаточно. Если
хочешь узнать 06 этом больше, напиши
ине, é

Тебя приветствует твой брат Бернгард».

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 4 февраля.

Один против
пяти

На подетупах к слу В. разгорелся
упорный бой. Немцы построили здесь
сильно укрепленную линию обороны,
заняли командные высоты,  пристреляли
всю впереди лежащую местность. Даль-
нейшее продвижение Halle части при-
остановилюсь. Командир принял  ренение
забросить в тыл противника наптих авто-
уатчиков и стрелков. Перед ними была
поставлена задача: занять западную окра-
ину К. и в момент наступления главных
сил части ударить по ‘немцам. Отделением
стрелков командовал сержант «длександр
Росинекий. Он одним из первых оказалея
в селе. За ним осторожно, стараясь ничем
не нарушить  предраюсветнюй тишины,
двигались бойцы. Возле одного дома
Росинский остановился. Рядом в ним нахо-
дилея красноармеец Федоров.

Но успел он перешалнуть через порог,
как в сенпцах кто-то зашевелился.
Поельталось птуршание соломы и велед
за Тем испуганный голое немца:

— Вто здесь?

Росинекий отпрянул назад, за угол ха-
ты. Федоров прильнул к стене. Перепуган-
ный немецкий автоматчик, не целясь, дал
очередь, но тут же смолк. Федоров застре-
лил его из своей винтовки. В стане врага
началась паника. Немцы бросились В
окна, двери. Росинокий и бойцы его отде-
ления открыли меткий огонь.

У Росинскюго внезапно отказала винтов-
ка. В это время на сержанта, отбившегося от
своих. бросился немецкий ефрейтор. Он
ухватился за ствол винтовки и тянул ее
на себя, пытаясь вырвать из рук сер-
manta.  МЧаконец,  Росинскому удалось
вырвать винтовку.  Размахнувшиеь, он
ударил ефрейтора прикладом. Немеп тяже-
ло рухнул-в снег. Елва Росинокий успел
оглянуться, как на него набросился BTO-
рой номеп. Это был здоровенный детина
огромного роста. Он крепко ухватился за
винтовку, и Росинский понял, что ее уже
не вырвешь. За поясом на правом боку
сержанта находилась граната. Придержи-
вая Левой рукой винтовку, Росинский
мтновенно схватил правой рукой гранату
и, сделав стремительный выпад вперед,
уларил ею немца по голове. Hemen
выпустил из рук винтовку, зашатался.
это время поднялся оглушенный ефрейтор.
[н набросился на Росинского  сзаля и
выхватил оружие. Прицелился, нажал
курок. Но выстрела He последовало.

На помошь немцам бежали еще три сол-
хата, Росинский отскочил в Сторону, В
придорожную канаву, И, быстро вставив
запал, бросил гранату ‘в немцев. Разлалея
оглушительный взрыв; сержант увидел на
снегу пять распластавшихея трупов.

Старший политрук
Н. САПФИРОВ.

ЮГО-ЗАПАДНЫЙ ФРОНТ, 4 февраля.

ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ СССР

По следам отступления гитлеровцев. Колонна автомашин. брошенная немцами на одной из дорог южного участка Западноге фронта.

. Кавалерия

ЮГО-ЗАПАДНЫЙ ФРОНТ; 4 февраля.
(Спецкор ТАСС). Смело и инициативно
действует на одном из участков фронта
Н-ская кавалерийская часть. После пре-
одоления пехотными, танковыми и артил-
лерийскими частями укрепленной полосы
обороны противника наши  кавалеристы
двинулись в глубокий рейд.

В условиях суровой зимы кавалеристы ЮЩих частей, противник часто прибегает пригорке домик, за ним другой, третий.
образцы ге- Е танковым контратакам. Тогда начинают У спуска к реке нас встретил молодой па-
Ни днем, ни ночью не прекра-  действовать наши доблестные танкисты, и рень саами. На плечах у него винтов-

проявляют исключительные
роизма.

наступает

Своими боевыми делами отличаются ка-

валериёты ‘орденоносца т. Скибы. В Kon:

ном строю его’ бойцы лихо ‘налетели Ha)
немецкую часть; отступавигую ‘на запал
от села М., обратили ее в бегство, истре-
били около 300 солдат.

Пытаясь оторваться от наших наступа-

ВРАСНОЯРСК, 4 февраля. (По телефону
от с0б. корр.). На предстоящую сессию ис-
полкома краевого Совета в Враеноярек при-
был председатель исполкома Эвенкийского
окружного Совета депутат. Верховного Сове-
та СССР тов. А. Давылкин. Для того, что-
бы попасть в Красноярск. он проделал
‘огромный путь от окружного центра Эвен-
вии — поселка Тура на Нижней Тун-
гуске.

—- На легкой оленьей упряжке. —00б-
шил корреспонденту «Известий» тов. Да-
выдкин, — я проехал за четыре хня около
700 километров. сначала По  леляному
руслу Тунгуски, а затем через лремучую
тайгу и хребты центральной Эвенкии. В
поселке Байкит нз Подкаменной Тунгуске
я оставил оленьи нарты, пролелав на са-
молете путь свыше 2.000 километров.

Суровая и снежная зима раскинулась
Ha огромной территории Эвенкии — стра-
ны охотников и оленеволов. Молчит ве-
ковая тайга. безлюлно на’ берегах много-
численных рек и озер. Новому человеку
может показаться. что жизнь замерла в
наших местах, но это—-обманчивое впечат-
ление. Жизнь бъет. ключом даже на самых
далеких факториях—Агата. Эконда, Eceit.
Охотники. ° звероловы. пастухи оленьих
стад проявляют огромный интерес ко вее-
му. что происходит на Большой Земле.

реки на запад.

Фото В. Арефьева (ТАСС).

Ha старой
4) границе.

Вездеход ‘екрежещет, кряхтит и, остав-
ляя широкие канавы в рыхлом снегу, та-
щит основательно промерзших пассажиров
по пустынному руслу большой полярной

За одним из поворотов показалея на

щается преследование врага. Люди торят немецкие танки обращаются в бегство. Так Ка. Он оказался бойцом местного ‘истреби-

единственным
фашистов,
деяния.

Внезанным налетом на село П. кавале-
риеты под-‘командованием т. Соковича
полностью истребили немецкий батальон,
обойдя его с флангов и отрезав` пути от-
хода. Не прогнать врага, а уничтожить
его—=таков девиз наших бойцов и коман-
диров. Этот девиз успешно претворяется
В ЖИЗНЬ.

отомстить врагу за его зло-

i

CH a i

Снайперы — люли большого, высокого
уменья. День ото дня совершенетвуяеь в
искубетве меткой стрельбы, они непрерыв-
но увеличивают число уничтоженного ими
гитлеровското зверья.

‚ Немцы  ютараются перехитрить советевих

снайперов. Усиленыю маскируют они свои
позиции. На одном участке фронта немец-
кий станковый пулемет вел огонь по на-
шим частям. Немцы вели огонь только по
ночам. Раню поутру позиция, гле находил-
ся пулемет, завептивалакь белой  зана-
веской. Издалека невозможно было раз-
глядеть место, пе таился немецкий пуле-
мет, и враг мог безнаказанно обстреливать
наш передний край.

Истребитель Добрик знает, что без уме-
лого и тщательного наблюдения He
добъеньея победы. Часами неподвижно
лежит он на своем посту, наблюдая за
передвижением вражеских солдат. Ему
удалось установить и место, где был
Укрыт замаекированный пулемет. Однаж-
ды, котла перед ‘рассветом Добрик наблю-
дал за передним немецким краем, он обра-
тил внимание на 10, что немцы отлерну-
ли какую-то занавеску — то‘ли просты-
ню, TO ли просто большой кусок материи.
За занавеской он увидел пулемет и лежа-
щего за ним немецкого пулеметчика. Так
удалось советскому стрелку установить
замаскированную вражескую = позицию.
Добрик зарядил винтовку  бронебойными
пулями и тщательно прицелилея. Первой
же пулей он сразил врата: Не спасла нем-
цев белая занавеска!

Этот случай показывает, что успех
снайпера-истребителя во многом  опреде-
ляется искусным и тщательным наблюде-

нием за противником. Нетрерьвню
наблюдать за противником и в обороне, и
в наступательном бою — долг стрелка-
истребителя. 4

Важно уметь выбрать позицию, © юото-
‘рой ведется огонь по врагу. Удачно выб-
рав место, Добрик и младший командир
Карпов сумели добиться блестящего успе-
ха. За один день они уничтожили
29 гитлеровеких солдат.

Каждую ночь на переднем крае нашей
обороны TO здесь, то там слышны
осторожные, быстрые шаги. Бойцы в ма-
скировочных халатах, пригнувиись, идут
за сугробами. Там, где местность просматря-
вается врагом, они уже’ не‘ идут, а ползут
по-пластунски. Вот и достигнут намечен-
ный рубеж. Снайпер, маскируясь, расно-
лагается за укрытием. В нескольких сот-
нях шагов от него, за другим укрытием
расположилея хругой стрелок. Вот прогре-
мел первый выстрел, блеенул синеватый
огонек. немецкий солдат. падая в сугроб,
раскинул руки. Счет открыт! И целый
день гремят выстрелы на всем фронте от
Лалоги до залива. 3

Команлир отделения Семенов  истребил
несколько десятков гитлёровцев. Меткий
стрелок, он имеет на своем счету такое
достижение, как сбитый из винтовки
немецкий самолет. На тренировочных
стрельбах он ставил рекорды. Опыт мир-
ных дней приголился Семенову на полях
великой войны.

Стрелок-истребитель

должен точно

B рассчитывать каждое свое движение, обду-

немецких танков напало на одно из Ha-
ших кавалерийских подразделений. Фаши-
сты не успели еще развернуться, как из
лощины ринулиеь наши танкисты. Они в
yop начали расстреливать“ фашистские
машины. Три из них были подбиты, а
остальные поспешно повернули обратно.
Без потерь кавалеоисты снова двинулись
В ПУТЬ.

перы

снайперскал пуля. Теперь, казалось бы,
Семенов мог спокойно уйти со своего по-
ста, но снайпер ждал, наблюдая за тем
местом, где лежали убитые им лошадь и
немец: Семенов - ждал не напрасно. O08
знал, что немцев кормят не особенно
сытно и отказаться от неожиданно достав-
шейся ии конины они не решатся. Семенов
не ошибся. Вскоре из-за укрытия выбе-
mala группа немцев. с длинными ножами,
они хотели свежевать тушу коня. Семе-
нов прицелилея. ‘Грянул выстрел. Один
немец сразу упал в сугроб. Остальные
любители конины, как‘ ошалелые, замета-
лись по полю, но было уже поздно; не
удалось им спасти свою шкуру. Шестеро
титлеровских вояк остались валяться на
снегу рядом в убитой лошадью.

С тех пор, как снайперы добились пер-
вых значительных успехов,
немцев на переднем крае резко
лись небрежно. Выстрелы метких  стрел-
офицеров. Там, где еще недавно
свободно ходили, теперь’ они
только ползать. :

Снайпер Алексей Шубин уже к первым
дням января. имел на своем счету 70
истребленных немцев. 29 немцев он уло-
жил огнем пулемета, 41—убил из снай-
перской винтовки. Шубин — человек
терпеливый, с большой выдержкой, с от-
личным  уменьем примениться к обета-
новке. Он использует все, чтобы добиться
успеха. Однажды в пункте У. ночью на-
ши артиллеристы зажгли немецкий склал
с боеприпасами. Шубин решил использо:
вать это неожиданное ночное освещение.
Установив свой пулемет за мешками с
песком. Шубин приготовилея вести огонь
по врагу. Ждать пришлось недолго. Нем-
цы бросились удирать от дома. охвачен-
ного пламенем пожара и  сотрясаемого
грохотом взрывов. Они’бежали по осве-
щенным пламенем траншеям, и, методиче-
ски перенося огонь из одной траншей в
другую, Шубин уничтожил 11 немцев.

Приметив немна на переднем крае, Шу-

бин часами способен выжидать, пока враг
не займет положение, удобное для стрель-
бы по нёму. Олнажлы Шубин приметил
немца, киркой углублявшего траншею.
Этот ‘немен никак не решалея разогнуть-
ся, а стрелять по нему, когла OH, COrHYB-
шись, возился в траншее; значило посту-
пить безрассудно,  венугнуть врага, —
уж он, конечно, сразу бросился бы на-
утек н спас свою шкуру. Много часов
терпеливо выжидал Шубин. Немеп. нако-
нец, разогнулея, достал из кармана папи-
росы и спички — он хотел закурить.
Это-то короткое мгновенье и использовал
Шубин. Грянул выстрел. и немецкий сол-
дат недвижно застыл на снегу.
Бывает, сильно замерзнешь,—рас-
сказывает Шубин. — Думаешь, вот еще
одного уничтожу и пойду греться. А как
только его убьешь. снова решаешь оста-
ваться на снегу.

Снайпер — знатный человек нашей
армии. Такие снайперы, как Вежливцев,
‘как комсомольны Смолячков, Голиченков м
Пчелинцев, стали любимпами и гордостью
всего Ленинградского фронта. Голиченков

мывать, какую цель целесообразнее’ пора-
зить в первую очередь.

— Немецкий всадник едет! — лоложи-
ли однажды  Семенову красноармейцы
Казарцев и Чиликин. _ 3

Семенов сразу приготовился. Немецкий
всадник лениво трусил по дороге, не по-
дозревая © грозящей ему опасности. Ceme-
нов решил сначала убить лошадь, а уж
потом стрелять по всаднику. Расчет его
оказался правильным. (С первого же вы-
стрела ему улалось убить лошаль. Немец
бросился бежать, но и его не миновала

уничтожил 140 немцев, бмолячков— 125,
Пчелинцев — 102, Тарасенко — 118.
Таких сотенников-истребителей уже нема-
л0 и с каждым днем ‘растет их число.
На полях великой отечественной войны
кровью расплачивается враг за свой 3л0-
деяния. Выполняя свой долг перед роди-
ной, снайперы мужественно и самоотвер-

женно упичтожают живую силу врага.

В. САЯНОВ,

спеп. корреспондент «Известий».

желанием —— разгромить было. в частности, у села” П. Несколько тельного отряда. Парню было не больше

16 лет. Он деловито расспросил нас о пу-
ти, так же деловито и озабоченно взгля-
нул на небо и сказал:

—= Сейчас начнется пурга. Заходите к
нам, погреетесь. —_, A

В просторной избе пахло печеным хле-
бом, оленьими шкурами и еше чем-то со-
лоноватым и терпким. За столом, освещен-
ным керосиновой лампой, сидело несколь-
во человек. Председатель: колхоза нетороп-
ливо беседовал 0 стариком, укутанным
в теплую малицу:

— Нам непременно
рыбы.

— Фед толетый, теперь трулно.

— Но ведь как хорошо, Лука Антоно-
вич, послать сейчас красноармейцам све-
женькой рыбки.

—= Сейчас рыба нз глухих местах сто-
ит. Вот разве налима, этого сейчас можно.
брать на крючок. 3

На стол подали крепкий чай: Начались
обычные расспросы о Москве, о Ленин-
граде. Людей интересовало все, что отно-
силось в войне. Ведь колхоз расположен
у самой границы.

Летом большая банда гитлеровцев про-
рвалась через кордон. В колхоз позвони=
ли из пограничной комендатуры и посо-
ветовали эвакуировать хозяйство. Саами
пришли в правление колхоза, молчаливо
выслушали председателя. Надо было при-
нимать решение. Тогда поднял свой голос

нужно’ раздобыть

поведение самый старый человек, вот этот. самый

измени-  Лука Антонович Глухих. Он сказал своим
лось. Было время, когда они  маскирова-  относельчанам:

— Сталин помог нашему народу на-

ков посбивали спесь с немецких солдат и чать новую жизнь. Немцы и финны хо-

HOMIE!   pay снова загнать нас в гроб и тьму.
решаются   Всякий разбойник боится дружного отпора

честных людей. Поэтому мое слово к вам
такое: будем помогать Врасной Армии бить
врага,

В тот день вея молодежь записалась в
истребительный батальон. Женщины ета-
ли шить для бойцов пимы, меховые чул-
KH и одеяла. А в 910 время рядом, в
тундре, шел горячий бой. Немцпев и фин-
нов выбросили за границу. Теперь горное
эхо часто доносит откуда-то справа раска-
ты, подобные, грому. „Все, знают, что это
бъет наша дальнобойная артиллерия.
.Не-так давно отряду пограничников по-
требовалось перебросить срочный груз.
Олени бродили в тундре за много десятков
километров от колхоза, их надо было
разыекать и пригнать в поселок. Ночью
Лука Антонович постучал в окно к моло-
дому колхознику Максиму Стаканову. Тот
живо вскочил. Двое суток пропадали они
в тайге, а еше через двое суток весь
военный груз был доставлен в нужное
место на оленях.

..Выло уже далеко за полночь, когда
люди гурьбой вышли из избы. Пурга
утихла. Но мягкому, пушисеюму снегу мы
шли.с председателем колхоза вдоль тем-
ных изб. Сменялись караулы. Сегодня бы-
ла особенная ночь, и никому Из бойцов
истребительного отряда не хотелось пере-
давать другому винтовку и патроны. Ве-
чером в колхоз позвонили пограничники и
сообщили, что небольшая группа финнов
пересекла ‘нашу лыжню. , идущую вдоль
границы. Надо быть настороже. Подросток
Вася Агеев только-что получил винтовку,
а перед этим долго упрашивал товарищей
назначить его на дежурство после полуно-
чи. Ему казалось, что именно в эту пору
могут быть настоящие дела. Он шел, про-
валиваясь в снег, и внимательно вема-
тпивалея в просветы между избами.

Гордеев вдруг заговорил:
нае здесь стало и труднее, и
легче работать. Вот вчера вызвали меня
в район и сказали: «Сделай 50 саней».
До войны я бы, возможно, отнекивался,
сослался Ha трудности, а тут сказал:
«Ладно, сделай». И я знаю, мы их изго-
товим,в срок.

У околицы, рядом © кооперативом жен-
щины в четырехугольных малицах разде-
лывали лося. Недалеко от них возились
двое мужчин. Мы подошли к ним. Это
были Дука Антонович Глухих и Максим
Стаканов. Метр за метром на лунном све-
ту проверяли они рыболовную сеть. Утром
они собирались пойти на подледный лов.

А. СКЛЕЗНЕВ,
спец. корреспондент «Известий».

—

ЛЕНИНГРАДСКИЙ ФРОНТ, 4 фев-
pasa.

КАРЕЛЬСКИЙ ФРОНТ,

Фактория. около которой обычно с5-

средоточены кочевой Совет. ралиостанция

школа. является центром агитмассозой

работы. Сюда раз в декаду приезжают из

В лалекой Эвенкии

далеких охотничьих угодий бригадиры
охотничьих бригад сдать пушнину, за-
пастись порохом и свинцом. Здесь они
узнают сообщения Советского Информбю-
ро и разносят их далеко по тайге.

У нас есть немало замечательных ‘ру-
ководителей ‘агитколлективов. На лале-
кой фактории имени Сталина в 300 ки-
лометрах от Туры на Подкаменной Туне.
гуске работает молодая учительница
Агафонова. Ее высоко ценят охотники и
оленеводы. Отправляясь на промысел, -
все охотники обешали ей первую добычу
слаль в фонд обороны. Й они выполняла
свое обешание. Каждый охотник сдал по
40 отборных белок в подарок любимой _
Красной Армии. Эвенкия собрала боль. -
Woe количество отличной теплой олежлы.
В фонл обороны поступили сотни тысяч
рублей деньгами. . облигации.  драгоцен-
ный металл. Советские патриоты внесли -
17 тые. рублей на строительстве танков;
186 тыс. рублей—на пошивку  свалой
одежды. a

— Ло нынешнего года, — сказал в заклю-
чение тов. Давыдкин,— Эвенкия давала.
стране большое количество пенной пуше
нины. Теперь мы готовимея к тому. что--
бы давать фронту и тылу первосортну®
рыбу. В реках и озерах Эвенкия неисчис-
лимые богатства всевозможных пород рыб.
С весны на берегах крупнейпгих водоемов
булет развернута сеть засолочных и рыбо-
коптильных пунктов с тем. чтобы в ши-
оком масштабе использовать богатые про-
довольственные ресурсы для нужд войны.

Инициатива жен.
железнодорожников

ЧЕЛЯБИНСК, 4 ‘февраля. (По телеф. от

— А обилим это лело? — обратился в
606. корр.). Большая группа жен железно-  женщинам Матвеев. — He осканхалимся
дорожников явилась в Jeno Курган на! ли?

Южно-Уральской дороге. :
— Неловко теперь сидеть лома, сложа

руки, — заявила одна из них. — Мы ре-
пили помогать вам в работе,

Им ответили:

— Что ж, дело хорошее задумали,
помогайте..

Женщины энергично взялись за дело.
Завели порядок в столовой, организовали
в обеденный перерыв читки газет и жур-
налов. Затем домохозяйки перебрались в
депо. Находясь на подбобной работе, под-
носили инструмент, материал, детали.

Была организована мастерская по изго-
товлению мешковины для утепления паро-
возов. 0 замечательном почине жен кур-
ганюких  железнодорожников узнали в
Нязе-Петровеке.

— А мы чт, разве хуже вурган-
ских? — заявили решительно ломохозяйки
Нязе-Петровока.

За сравнительно короткий срок жены
железнодорожников депо Нязе-Петрювека
выткали 245 метров  мешковины для
утепления паровозов и 40 метров холста
для снепрукавиц. Выпуск мешковины и

холста увеличивается с каждым днем.

..У начальника политотдела в Злато-
усте тов. Матвеева состоялось ‚необыч-
Hoe совещание. Жены железнолорожников
предложили организовать цех по изготов-
лению столовых ложек.

Богатства Шерловой горы известны из-
давна. Гору прозвали  минералогическим
музеем Забайчалья, настолько разнообраз-
ны. здесь залежи ценных. ‘руд и цветных
камней. У инженеров, рудокопов и ста-
рателей Шерловогорского оловокомбината
много дела. Количество рабочих с каждым
годом растет. Их надо снабдить мясом,
молочными продуктами, хлебом, картофе-
лем, крупами, овощами. фруктами.

Но что делать землеробу или огородни-
KY в этом крае руды и камня, — крае,
где пустынные степи упираются в безлес-
ные сопки? Руководители Оловопроденаба
начали создавать собственную продоволь-
ственную базу на голых сопках, в усло-
виях Б0-градусното мороза.

`Зародившееся еще в 1940 тоду опыт-
ное подсобное ‘хозяйство комбината вы-
pocio и окрепло ‘уже после’ начала отече-
ственной войны. Удовлетворение требова-
ний фронта стало законом для всего ком-
бината и для работников подеобного хо-
зяйства, едва успевшего выйти из мла-
денческого состояния.

Весной на Шерловой горе лишь в тре-
Tu ра3 посадят картофель, & сбор урожая
1942 года даст прирост в 1.200 процен-
тов против первого года посадок. В
1940 \ году впервые был собран урожай
очень стойкого в местных условиях спе-
циального сортового картофеля, привезен-
ного в чемоданчике одним из работников

комбината, Урожай бережно сохранили,
солидно прирастили. В 1942 году этого
картофеля будет в десять раз больше,

чем в 1941 году.

‘He менее значителен рост предстоящих
посевов гречихи, гороха, посадок капусты,
огурпов, помидоров, свеклы. первый урожай
которых был получен, лишь прошедшей
весной. Готовятся провести’ нынче опыт
по’выращиванию своих арбузов и ABIHb,
первой забайкальской махорки.
`Проденаб комбината не только помог
почти каждому рабочему обзавеетись сво-
ей коровой. свиньей; птицей, но система-
тически обеспечивает мясом все руднич-
ные столовые. . :

Уже создано
овец, свиней.

Потребитель, реально ощущая помощь
подсобного хозяйства, зачастую amo не
успевает привыкнуть к новинкам Tak
получилось с баклажанами. Они ‘хорошо

большое стадо коров,

вызрели на еще нелавно голых сопках,
но... местные повара не умеют их при-
готавливать. А в магазинах совсем не
покупают: мол, неизвестный овощь, непо-
нятно, что в ним делать.

Женшины переглянулись. Слово взяла
жена машиниета Больдырева` Ирина. Она
сказала коротко: «Ложки будут сделаны».

Кузнец депо т. изготовил
штампы, женщины достали  точильные
станки. Левицкая, Афиногеньова, Орлян-
ская дают по 150—200 проц. нормы.
Уже изготовлено 1.200 столовых ложек.

Женщины на Южно-Уральской пороге
делают все возможное, чтобы помочь
железнохорожникам.

В Троицком депо домохозяйки, например,
изготовляют несложные — детали для
ремонта паровозов. Многие женщины овла-
девают токарных и слесарным лелюм. На
Берляушекюм узле женщины изготовили
4.000 штук налпальников. на Кропочев-
ском узле они помогают ремонтировать
инетрумент: сигнальные лампы, лопаты
ит. д. Новое массовое движение жен
железнодорожников на Южно-Уральской ло-
роге получило высокую оценку наркома
путей сообщения тов. 1. М. Кагановича.

«НЕПС, — пишет в своей телеграмме
тов. Л. М. Каганович, — приветствует
трудовой почин жен  железнолорожников;
проявляющих высокий советокий патрио-
тизм и отдавших свой скромный труд,
свои знания и силы для полного разгрома
немецко-фаптистских захватчиков нашей
доблестной Красной Армией во главе 6
великим Сталиным».

Шерловогорское подсобное хозяйство

Недавно y домика поселкового Совета
стояла олинокая ликая яблонька, плод за-
несенных ветрами вемян. Вакой-то очень
холодный человек безжалостно срубил
единственное перево. Но яблоньку залом-
нили: значит, может расти и на скале,
Тысячи корней яблонь, вишен, смороди-.
ны, крыжовника высажены на Шерловой
горе в гол войны. Часть из них приве-
зена из Алтая, многие взяты’ из дальних
забайкальских лесов.

История создания фруктового сада пе-
рекликается с рассказами о первой шер-
ловогорокой пшенице и первом сортовом
картофеле. Именно так, своими силами,
изобретательностью создается подсобное
хозяйство Шерловогорекого комбината.

один из апрельских морозных здесь
дней 1941 года в Чите угощали приезжих
свежими огурчиками. ‘

— Kak Obicrpe*yocTapaaetca с запада?»

— Нет, это наши первые забайкаль-
ские.

Гости не поверили, a отурцы были
действительно сняты 13 апреля в пар-
никах Шерловой горы.

Но как созданы эти парники, количе-
стве которых перевалило за тысячу?
Они собирались из старых ящиков, из
отбросов стройки, из отхолов рулников и
обогатительной фабрики. За 70 километ-
ров на реке был разыскан камыш: Его’
резали на тростниковые маты. Толстый
навозный слой оберегает ‘рассалу от про-
мерзшего грунта. Одно здесь только в из-
бытке — чудодейственное забайкальское
солнце, почти  никогла He затемнеяное
облаками.

Шерловогорцы научились умело поль-
зоваться забайкальским солнечным ‘сия-
нием Они приспособились и к тяжелой
земле, очишая ее от камня. богато унава-
живая, шелро поливая в засухи. Не по-
лучив поллержки комбината, сорвавшего
строительство к зиме скотных  пворов,
руководители подсобного хозяйства соору-
дили плетеные из хвороста постройки.
Плетни обложены огромными брусками
прессованного, залитога водою снега, и
скот спасается‘ в таких загонах от губи-
тельных ветров. :

Огромное значение ля развития xo--
зяйства имеет крепкая пружба шерлово-
горцев с колхозами. Шерзовогорпы широ-
ко яопользовали опыт забайкальских кол-
хозников. вместе с ними преображающих
суровый край.

И. АНДРОНОВ,
соб корр. «Известий».

ШЕРЛОВАЯ ГОРА.

’Подарок тюменцев

ТЮМЕНЬ, 4 февраля. (По телеф. от соб.
корр.). Трудящиеся города собрали
тысяч рублей на строительство поезда-ба-
ни лля бойпов Красной Армии. В ближай-

шие дни поезд отправится на фронт. я

число обслуживающего поезд персонала,

140 Заявления поступили от двухсотницы ва-

гонного депо, матери бойца Красной Ap-
мии Чернецкой, OT поездного вагонного

гие трудящиеся просят включить их в мастера Чеканова и др.