И}
=

т

и
Зудина
ат
ет
тет

OST a

16 БИ
ОВ
ОВ
AY ait

АДА

y Tay
Dewan
HYG i
aT #0
mt My
Чат
У М
и. Apt
‚8 Ц

АКА
‘св, ff
на №
хм
‘0 Bul
Bue
‘a
DOT

Raa
CORR
iM IK}

у!
ko Te

ве]
oxy nil

vet, «
ром!

neal
10th
ие, @
ПИФЫ,
о, М

пад

[ mot
ey ent
тет
joy #
oil

Tatil
anh. Ut
  20 fl
р
ий
к №
gr
id

a

Bey

CYTES 7 ОЕБРАЛП 1342 г, № 31

Три месяна в
Проводы были простыми и суровыми.
Люди остановились под высоким дубом на
берегу тихой речушки. Над головами мер-
цали звезды, ветер перебирал пожелтев-
ние осенние листья. Вспыхнула ракета.
Несколько секунл она висела Hat рекой,
залем медленно осела в воду.

— Пора, — шепнул Матросов и ктенко
пожал руку друзей. — Мы вернемся,
обязательно вернемся.

Один за другим 93 человека enyera-
лись по крутому берегу. Люди, оставшие-
ся Ha месте, вематривались в темноту,
прислушиваясь, но ничего. кроме легко=!
го всплеска волы, не услышали. Черетиел-,
Ime фронт были мастерами своего хела.
93 пограничника” побтигли искусство не-
заметно подкрадываться к врагу, умвли
лежать часами, затаив лыхание. ползти
так, чтобы He треснул ни олин сучок.
выследить хищника по неуловимому сле-
ду, появляться взезанно. Они знали ис-
KYCCTBO охоты на двуногого зверя.

Й кровожалный хищник екоро это по-
чувствовал. Группа лейтенанта Тростян-

ского лесными тропами выползла к шум-

ному большаку. Из-за кустов погранич-
ники наблюдали оживление на дороге.
Мчались грузовые машины, шли солдаты,
тянулись 0обозы.

Улучив минуту, пограничники начини-
ли дорогу минами. Через несколько мичут
на Шоссе взметнулись клубы первых

‚Жирский «Юнкерв».

(7717)

‚тылу у врага

‘окружили деревни и выктрелами сби-
‚вали каждого немца, который  пытал-
 ся вырваться ‘оттуда. 87 солдат и офице-
ров, 13 автомашин потеряли немцы во
время этого налета.

В этот лень неплохо поработали и pe-
 бята млалшего лейтенанта Рыжова. Они
взорвали ‹ несколько железнодорожных мо-

‘стов около ‘деревни. Д.. разрушили в 14

местах железнодорожное полотно и повре-
лили на протяжегии хвух километров те-
лефонно-телеграфную. связь. Группа млал-
шего политрука Шепнева взорвала еще
моста. Кроме того, эта же группа со-
Жжгла часть деревни М.; в блие и пол пу-
лями бойцов погибло более 100 немцев.
Однажды днем над команлных Пунктом
отряда загудел мотер. Огромный  пасеа-
i очевидно,  перегру-
‚женный, шел ва небольшой высоте. Крае-
ноармейцы Тусев и Токарев решили сбить
машину. `Грянули выстрелы. Вражеская
машина задымилась ий резке пошла вниз.
Через час в етрял прибежали друзья из
ближнего  волхоза. Оши рассказали, что
  Недалеко от них опустилея немецкий са-
молет. Машина разбята. Летчик ранен.
Налет на деревню Е. совершил взвот
 Тростянского. Бойцы подползли в околипе

штаба, за которым охотились погранични-
RH, в деревне расположились на ночлег
200 финнов. Из открытых окон школы
хоносились их пьяные голоса. Финны пв-
репилисв и улеглись спать. Скоро

взрывов. 23 взрыва насчитали бойцы;
один из них был оглушительным—взае-
тела на воздух цистерна с горючим. Дей-
тенант нредупретял товарищей: —

— Сейчае начнут нае искать.

Действительно, отрял немцев осторожно
двинулся по единственной лесной тропе,
Немпы не могли знать, что кажлый метр
тропинки был пристрелян, нахолилея на
мушке. Улар был нанесен внезапно.

23 разбитых автомашины, 327 уничто-
женных немецких офицеров и солдат —
таков боевой итог работы взвода Тростян-
ского в этот лень,

Возвращаясь в лес, лейтенант услышал
далекие глухие взрывы.

— Наши работают, — улыбнулея п
себя Тростянекий, -— хоропю работают.

Взрывы доносились © другой дороги,
Tie действовали бойцы младшего лейте-
нанта Рыжова.

Таким образом лве дороги, по которым
следовали немецкие войска, были выве-
дены из строя. Фашистские колонны дви-

нулись по единственному сохранившемуся   Но,— потеряв половину отряда, немцы бес-\
бойцы порядочнюй толпой отхлынули назад.

об’езду. Там их уже дожидались
млалиего политрука Шепнева. Ожело пучк-

им пришлось проснуться. В окна летели
бутылки с горючей жидкостью. рвались

‘гранаты. Финны кинулись к выходу, 6р0-

сались в окна, но здесь их настигали пу-
леметные очереди. 180 человек убитых и
раненых финнов,  разгроиленный штаб
врага оставили в деревне пограничники.

Когла подошла зима. пограничники ре-
шили экипироваться по-зимнему за счет
немцев. В эти дни по деревням раз’езжа-
ли фашистские уполномоченные и распре-
деляли разверстку на валенки. полушуб-
ки, варежки. носки. Старосты должны

были собрать эти теплые веши и доета-

вить немцам. Но они не попали к фаши-
cram. Пограничники ловили на дорогах

полводы и угоняли их в лес. Олин из не-

некий Лебедев,

менких уполномоченных,
был пойман пограничниками и расстрелян.

Разведка сообщила. что от деревни П.
движется немепкий карательный отряд в
120 человек. Пограничники не привыкли

отступать и приняли бой. Враг видался

в`атаку несколько раз. но безрезультат-

Но через 20 минут от деревни В. по-

та Б. они взорваля деревянный мост. Фа- казался следующий отряд немцев — 150
шистокие мапгины сбились в кучу, вы-  человек. Стойко и с честью отбили погра-
тянулись длинным хвостом. Пограничники   ничники и эту атаку.

видели, как метался офицер, кричал Ha

Повинув свою стоянку. пограничники

волдат, торопил постройку об’езда. Не Уб- ушли в лес. Утром сквозь деревья они

пели немцы проложить новую дорогу, как   увидели, как 200 немцев-——следующий
р a бревна. карательный. отряд — спешили к бывшему
Полиора километра готового настила были путабу пограничников. Остановавшись на’

вверх полетели брызги грязи,

сорваны и уничтожены минами погранич-
НИКОВ. .
Стойко, без жалоб и уныния переноси-
хи пограничники все тяготы жизни в ты-
лу у врага. Иногда к ним приходили го-

сти из колхозов. Гости приносили в узел-

ках хлеб, мясо, приносили кувшины ©
молоком, — все, что удавалось уберечь от
прожорливогс немца. :

Олнажлы колхозники сообщили, что в
care (С. расположился штаб батальона
немцев. Группа бойцов во главе со стар-
шии сержантом Левиным двинулась туда.
Метвими выстрелами была снята охрана
птаба и крупного склада. Ераспоармеец
Гуеев выполз вперёд и бутылками 6 го-
рючей жидкостью зажег здания, — HS
умели немцы опомниться, как склад
штаб бели охвачены огнем. Пограничники

приличнем расстоянии, фангисты открыли
беспорялочную пальбу по пустым хомам
и затем вернулись назад...

Трудно рассказать 060 вех славных
делах отряда пограничников за три меся-
‘Wa их боевой работы в тылу у врага.
Лучше всего 00 этом расскажут цифры:
нелавно пограничники вернулись в себе
домой. За 3 месяца они убили и ранили
1.425 немецких соллат и офицеров. взор-
 вали 10 мостов. 25 километров железно-
дорожлюто полотна. По их сигналам наши
самолеты разбомбили не одну колонну
фаптиетских войск и автомалин. =

В. АНТОНОВ,
omen. корреспондент «Известий».

КАЛИНИНСКИЙ ФРОНТ, 6 февраля.

ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ СССР

Наступают тяжелые
танки

Ломая сопротивление немцев, наши
бойцы продважают продвигаться вперед.
В наступлении советеких войск большую
роль играют танки. Немцы всему миру
прокужжали. уши о тем, что в их неудачах
Ha Восточном фронте виновата только зи-
ма. Но почему же наши танки в уело-
виях зимы действуют, а хваленые немен-
кие танки отказывают на морозе?

..Ютарший лейтенант Алексей Добро-
ван подал команду, й три тяжелых танка,
взметая снег; помчались вперед. Моторы
работали безотказно. В танке очень хб-
лодно, но танкисты великоленно одеты и
#0063 переносят стойко. В оптичбский
прибор Доброван просматривает pew ох-
ружающую местность. Маптины двигались
скрытно, в сторону от новее. Бой у де-
ревни П. шел уже втброй день. Шеммы
организовали здесь оборону, и, чтобы сло-!
мить сопротивление, командир гварчей-
ской части Осликовский решил бросить в
тыл врага тяжелые танки.
_ Три машины, миновав хутор. находив-
шийся уже в тылу врага, вышли на 1105-
‘се. Сразу же танки наскочили на 0603

‘и установили, что, кроме интендантекого

противника. Полукилометровой
растянулея ен по дороге.
Танки открыли пулеметный огонь. На

лентой

é

выручку 0бозу бросилея немецкий бронб-
вик. Но артиллерист. сержант Басов ¢ nep-
вого же снаряда разбил немецкую мами-
HY. 3a броневиком на полиби ходу на
танк Лобрована мчался немецкий тяже-
лый танк. Вынырнув из-за поворота, вра-
жеский танк остановилея для залпа.

— Ствол выше, выше, — закричал
артиллеристу Лоброван, наблюлавший
вражеским танком из открытого люка.

Огонь. Из немецкого танка потянулся На фюзеляже п на крыльях ярко видны
дымок. Три немецких танкиста, путаясь  красные кресты.

в длинных шинелях, бежали по снегу. Бойпы радостно приветствуют маши-
Короткая очередь из советского танка бы- ну-труженицу. ПШ вдруг умолкают. Отку-
стро их прикончила. Теперь наши Танки ›; ни возьмись, вынырыул дкухноорный
без. помехи, развернулись, шли Ha 16- цапшелский самолет и черным коршучен
ревню. Бросая пулеметы, минометы. Нем-  бросился на «санитарку». Вслед за пер-
цы рассыпались по снегу. вым самолетом появились еше два «Мес-

И тогла двинулись наши славные Ка- сершиитта-110». Летчик безоружного са-
валеристы. Танки, не задерживаясь, шли! нитарного самолета принял единственную
к большому селу Д. Немны встретили нх в его положении меру — OH резко пошел
сильных противотанковым огнем. Сиаря- на снижение и, скользя над самыми
ды бились © броню. Доброван заметил   соснами, сел где-то на лесной полянке.
около церкви пушки и приказал через  Трижды «Месеершиитты» заходили Hal
плетни и огороды вести танк на цель. jaro полянкой,  пикировали, бомбили ий

Все, что попадалось на пути, танк  стреляли из пулеметов. Они уничтожили

сметал и давил свбим ‘могучим стальным (Санитарный самолет ‘и, выполнив свое
ВЫ гнусное дело, пошли низ запад.

Доброван неё закончил своего рассказа  В ЭТО время и появился наш  истреби-
0 бое в селе is в KOTOpoM мы теперь тель. On возврашалея поеле выполнения

находились. Его вызвал командир части.
Старший лейтенаят возвратился через не-

Один про

Морозно и тяхо. Сосновый

его баках было на исходе. Все это, так

сколько минут, он получил новов задание. Же, ках и свое численное превосходство,
Стояла ночь. Пурга. Где-то вперели шел   ПРекраено учитывали враги.  Хишной

бой. Пользуясь указаниями проводника- бТаей ринулись немцы против маленькой
колхозника. танкисты продвигались впе-  Рабнозвездной машины. Казалось, они ра-

ред. В густую пуму  нвожиданно  зля ЗОРВУТ её в клочья. Но юркая, увертливая
врага подошли к селу. Вначале они от-

крыли лишь пулеметный огонь. Немцы в

ответ буквально засыпали танк минами.

Когда минометное гнездо врага было. 06-
паружено, Лобреван скомандовал открыть  ,
6 Нему огонь из пушки.

Уже светало, когда танк ворвалея в
херевню. Немцы, уверенные в том, что
ваши части не смогут форсировать реку
ночью, хотели воспользоваться несколь-
кими часами отлыха. Утром мы имели
возможность еще раз полюбоваться следа-
MH затяпувшегося немецкого «отхода на
зимние квартиры». Нехпы бежали не
только без шинелей и штанов, но й 063
подштанников, так как большинство сол-
дат ночью, спасаясь от вшей, спит без
нижнего белья.

Наши тяжелые танки в тееном coapy-
жестве с конногвардейцами готовились к
новой операции.

За время отечественной войны в лечеб-

и в Военно-Мореком Флоте накопилея от-
ромный опыт. Как лучше построить ле-
чебную работу на боевом корабле, как
организовать быетрейнгую эвакуанию ра-
неных, как обеспечить их квалифипиро-
ванной хирургической помошью, как
скорее вылечить и возвратить их в строй
и на кбрабли полноценными бойцами?

Подведению итогов по всем этим вопро-
сам посвящен, начавигийся вчера в Москве
сбор хирургов Военно-Морского Флота.

С интересным докладом выступил глав-
ный хирург Краснознаменного Балтийско-
го Флота проф. Б. Пунин. Он рассказал о
большой работе, провеленной хирургами в
военно-морских  гоопиталях АДенинграта.
Своевременная эвакуация раненых, выео-
кокачественная первичная обработка ран,
применение современных 61060б0в хирур*

А. БУЛГАКОВ,
спец. корреспондент «Известий».

ЗАПАДНЫЙ ФРОНТ, 6 февраля.

боевого задания, и, очевидно, горючее в

Сбор хирургов Военно-Морского Флота

‘гического лечения позволили значительно
] во-хирургической работе как в армии, так   снизить процент смертности.

———

СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ФРОНТ. Аэзросанная колонна с военными грузами,
Фото специального военного корреспондента «Известий»

тив троих

a бор ярко! машина вырвалась из огня врагов ий на-
окрашен заходящим солнцем. Близ хороги  чала вязать в воздухе сложный рисунок.
раздается звук мотора. Над нами «У-2».  Нат дорогой разыгралаев

карусель емэр-

oan Halium истребителем.
\. Бой продолжалея несколько минуте
нарастающим ожесточением. Струй пуле-
  метного огня разрезали воздух. Вдруг нам
‘истребитель вырвался из Кольца и стал
уходить. Враги бросились преследовать
его. Бойцы не хотели верить бегетву ва-
шего ястребка. И не ошиблись. Фетчик,
имени которого никто не знал, создав ви-
димость бегства, внезапно взмыл вверх,
развернулся, сразу пристроился в хвост
 «лягушатникам» и точными залпами уда-
из по’ врагам. Баижайший «Meccep-
HIMMTT> BCUBIXHYA H рассыпалея на части,
второй полетел велех за ним и врезалея в
землю, третий, теряя высоту, пустился на-
утек.

Бойцы, столпившиеся на дороге, крича-
ли «ура» и аплодировали.
Было это сегодня вечером у города С.
Впоследствии выяснилось, что ястребок
вел лейтенант Н. Бочаров.

3 А. КУЗНЕЦОВ,
‚ спец. корреспондент «Известий».

СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ФРОНТ, 6 фев-

раля.

В госпиталях Балтики нашли широкое
` применение переливание крови. лечебная
‘физкультура, новые способы обезболиваняя
ран, лечение ожогов и  отмюрожений по
способу старейшего хирурга Балтики див-
врача орленоноена Лубо.

С не менее интересными данными вы-
ступил в своем докладе и главный хи-
рург Черноморского Флота военврач 1 ран-
га Б. Петров. Образец отличной хирурги-
ческой работы показал мололой врач олно-

го из миноноспев Черноморекого Флота
Буликов. Эсминеп подвергся напалению
пикирующих бомбардировщиков. Появи-

лись раненые. Куликов в исключительно
трудных условиях боя делал операции
и оказывал помошь раненым.

Военврач 2 ранга 3. ФИРСОВ.

а мера ВБ план ори:

Qi

Воды Буга и Днепра, и Хорола, и горь-
кие сухие степи Одесшины, и синяя глу-
бокая тишина Днепровского лимана у
подножья Очакова, и иодието-краснова-
тые отвалы криворожекой руды, и вишне-
вые сады, окружавшие старую Винни-
цу, — мы все это помним, сестра Украи-
na... Как в семье прекрасная дочь, 6
горделивой осанкой, с глазами, в которые
лучше не заглядывать, чтобы не потерять
толовы, — такая ты издавна в семье на-
ших народов.
-0т самого Прута через веселый, звонкий
город Каменец-Подольск с его альпийски-
ми доливами до Макеевки и Горловки в
сердце Донбасса прошли мы великий
и горестный путь. Да, путь был гореет-
ный, — мы отступали. Да, путь быа
торестный. — мы отдавали городз, тысячи
беженцев тянулись по степным горячим
дорбгам, и табуны лошадей и угоняемый
кот топтали посевы, и великий урожай
погибал, и первые зарева зажигались над
деревнями и белами. Но скорбные и YM-
ные твои глаза говорили: — Я понимаю,
так надо. — Мы понимаем, таж надо, —
товорили женщины с притих ими детьми,
провожавшие нас возле. околиц. Мы
понимаем, так Надо, — Говорили шахте-
ры с Криворожья, и первый шахтерекий
партизанский отряд уходил далеко в степь,
в заросли пшеницы и кукурузы.

Ему нужны были «жизненные  про-
бтранства», врагу. Он так и называл эти
плодородные поля ‘Украины, готовябь еде-
лать их своей житницей, онемечить укра-
инский народ, чтобы дети, родившиеся в
1941 году, не узнали языка отцов, что-
бы эшелонами гнать 0севью украинское
зерно на потребу себе, чтобы немецкий
ветер гулял на старых вольных полях

Украины...

Дети и юноши узнали немцев впервые.
(таршие помнили их. Они помвили 10-
ропливую жадность, с какой  эшелонами
утоняли те веб в 1918 году из Украи-
вы в Германию. Они помнили пустые чер-
ные свои степи и пустые свеи дома, из
которых немцы вывезли все вплоть до
утвари, и пустые скотные дворы, в кото-
рых оставался только затверлевший на-
воз, и чертополох на полях, еще недавно

Украина

рожавших пшеницу. Было уже раз здесь
это поганое воинство. 34 двадцать три года
погниля кресты на их могилах и плуг
сравнял землю, в которой  покоилиевь не-
мецкие надежды на Украину. Тайком фо-
тографировал кто-то виселицы в Киеве и
Житомире и срывал немецкие воззвания ©
заборов и стен, и не было ни одного гб-
рода на Украине, где в местном музее не
хранились бы фотографии или экспонаты
черной годины немецкой оккупации Ha
Украине.

0х, плохо знали немцы, какая нена-
висть к ним на долгие годы  запеклаь.
как кровь, в сердце украинского народа.
Вступая в степи Украины, не думали
они, что уже точит народ топоры и ме-
няют шахтеры кайло на оружие, и что в
каждой степной  балочке  поджилает их
смерть, и что даже дети следят за ними
изо ржи. как лазутчики. то узнал раз
горе, тот не боится новых  испытаняй,
Украина, славная сестра в семье наших
народов. первой еще двадцать три гола
назад узнала это горе. Черный плуг вой-
ны разрезал ве целину, и отеюда на весь
мир пошла степная блава Пархоменко и
Котовского, и Одесса и Киев топтали нем-
цев, как палаль.

Веб это было в истории нашей страны,
Bee это было в истории нашей Украины.
Вытабкивая завязнувшие автомобили из
липкого могучего чернозема, размяйнув-
шего после лождя, немцы начинали ощу-
шать бесконечность украинбких — пробто-
pos. С тоской Kasia ойй пыль и жару и
тянулись К прохладе сел в их вишневы-
ии садами, и бела встречали их опубтев-
шими домажи, темными, угрюмыми взора-
ми стариков, женщин и даже детей, —
эти звонкие, веселые украинские села, в
которых до ночи звучали песени и; ка-
жется, бама ночь колдовала. Точно ядо-
витый газ выжег прекрасяую и звонко-
голосую Украину, и все притихло и при-
таилось в ней, и, может быть, самыми
страшными для врага становились при-
THXHyBIONe эти села. из которых в0 в6е
концы, точно на призывный рот, уходили
в степь партизаны, и становилась степь
ненавистной, потому что в ней негде бы-
ло укрыться.

Ona пришли в Винницу, зеленый те-
нистый город, и разграбили этот город

от вбех или потерянный, — девятилетний
мальчик. Голова его была нб покрыта, и
шили и сожгли его с беспримерной жеето- степное солнце выжгло ло белизны его
костью. Они не пощадили исторической   нечесанные волосы. On шел широким
славы прекрасном Чернигова, и трубы   шагом, вытянув вперед голову, — один в
печей торчат на месте пепелиш и пожа- этой широкой прелвечерней степи. У него
pum. Двадцать поблелних лет хорошели была пель,—он шагал к этой пели. Мы
Харьков и Кибв — мрола в великой   спроеили y него: — Куда идешь, маль:
историей. и немцы превратили эти горола чик? = и он, не повернув головы; точно
в кладбища и застенки. Ho, иссечен- боясь задержаться в движении, ответил:
ная кнутом, вверпнутая в самые страш- «Тикаю от немцев». Со” своими белыми
ные несчзетия войны, Украина жива. выгоревшими  волобами он угольно был
Она жива. потому что убить народ. какие  зажжен ‘красных вечерним болнпем, гоч-
бы совершенные епособы убийства ни но маленький факел мшения. Бак эста-
применялись, — нельзя. Она жива, пото- фета, из рук в руки передавалась эта не-
My что все народы великой семьи 0689- нависть, й немпы начинали бояться де-
бождают ныне эту прекрасную часть на- тей. Украине пришлоеь увилеть, как уби-
шей страны, й уже во многих местах, ге  вают рядом со взрослыми её летей. Рас-
висела ненавистная немецкая надпись:  кинув детские руки, в ситцевых руба-
Коменлант, — там ныне прибивают зна-   шонках, в пальтишках © костяными пу-
комую лоску: Сельская вала. говицами. которые пришивала мать, лежа-
Врагу нужно было захватить великую ли эти лети на степи и возле каменных
кбочегарку нашу — Донбасс, но он ошибся  ллинных заборов городских  клалбиш.
во времени. Тысячами tpynos отметил  Враг не только хотел онемечить украин-
он свой путь на Донбассе. Он думал, екий народ, он хотел его уничтожить.
что легко ему дастся Одесса, — пелые Нало было растоптать могилу великого
арина положил on 01 Ojecco#. Coarat-jero   певца — Шевченко. чтобы ни олна
скими кладбишами. кула ссынцал людей  песнь о вольности не напоминала украин-
он (63 счета. как сбыиают  поленья. — скому наролу о ето белой великой куль
отмечен его путь № степям Украины. Оз   туре. >
думал весной засеять эти поля, чтобы В прекрасных и грустных песнях
жалной и торопливой рукой перекачать Украины о прошлом — вамые горькие
осенью к с6бе ‘урожай. —= посмотрим.   песни об Украинской неволе. К свободе а
какие посевы приготовит ему в ЭТУ в6с-   независимости десятилетиями тянулся ук-
ну Украина. Нет, ненависть не чернозем. раинский нарол, и свобода и независи-
Страшные злаки растит эта ненависть,   мость эти пришли, и одной из самых пре-
и Украина досыта накормит его лебедой красных сестер стала в бралекой вашей
войны взамен тучной пшенипы. на кото-   семье Украина. Что же, в украинской
py он рассчитывал. Целые дома. гости:   истории брал в полон враг не олну за-
ницы 60 штабами взлетают в воздух, й  ложницу, Но кровавыми слезами отлива-
Харьков говорит: — Что, попробовал? —=   лось вму недолгое его торжестве  Ёрова-
Десятки немецких офицеров  исчезают выми слезами отольется ему нелолгов тор-
бесследно, и Гиев говорит: -— Украины   жество нз Украине. Не горола, ° полные
не знаете! Пускай об Украине напомнят   хостатка, получал он на украинской зем
вам ваши отцы. Пускай они напомнят,   ле. Не селё © закромами, которые ломят-
как в 1918 году бежали они йз прекрас- ся от урожаев трех лет. получал он Aa
ного города Киева, и страшна была рас- украинской з6мле, Н6 песняма и поклона-
плата украинокого нарола за все, что он ми встречал его свободолюбивый украйн-
испытал. Не впрок пошли украинские  ский нарол. Лихой ветер гуляет по сте:
зерно, сахар ий сало, которое вы, немпы, пям Украины. и добрую гололелипу ‘ий не-
награбили. погоду узнал враг, устилая своими тру-
Был закатный час на стетя, и халеко пами землю при отступлении, и за все,
Ha юг лежала степная широкая дорога к Что успел награбить на Укрлине, . ответит

мирный, тихий город Первомайск и разру-

дотла Они прилетали изо дня в день в

ot У колодцев, как возле оази- он полной мерой, большей, чем может он

сов, поили беженцы уставших коней, и  предположить.

за степью ночью пылали пожары, и от  On шел по следу могущественной на-
далекого гула артиллерии солрогалась шей индустрии. он думал захватить и 3a-
земля. Он шел один по степи, отставший   ставить работать на себя, как заставляет

работать на себя все заводы № Европе,
величайшие наши заводы в ДЛнепропет-
ровеке или в Днепродзержинеке. или 3a-
порожье. Но пустые здания. без одного
станка, без единой машины встречали
ето, и он пытался бомбить эшелоны 6
увозимым й так и не давшимся ему за-
водеким оборудованием. Нет, не это рас-
считывал- он получить на Украмне. Он
думал снять урожай, который великим
трудом вырастил украинский народ
осенью 1941 года, но море пшенипы в
рост человека, и золотые льняные по-
ля, и медоносные километры гречихи
уничтожал и сжигал украинский нарол,
и едкий дым от пожариш далеко заети-
лал горизонт, Bpar хумал бмирить эту
ненависть народа приказами. публичны-
ми казнями. виселицами, на которых. как
в средневековье. болтались трупы. и во-
ронье выклевывало у них глаза. Но за
каждую виселину украинский парол от-
вечал партизанскими  набегами. сжигал
сарам и дома. в которых враг ночевал. и
скоро самыми страшными Ha степном
бесконечном пути становились для врага
эти  тенистые и приветливые издали
украинские села....

Снова на полях Украины наша армия.
Она наступает теперь. наша армия. Она
теснит врага и отбирает у него села ‘я
города. и’в самый страшный свой час,
как @стап перед казнью. спрашивала
Украина: = Слышишь ли. батько? —
Й вся страна. как Тарас Бульба. отвеча-
ла ей: — Слышу. Все народы великой
семьи возвращают теперь стране Украиз
ну. Мы знаем. что великих трудов будет
нам это стоить. Но еще прекраснее после
перенесенных несчастий станет её липо.
Еще дороже станет нам она теперь —
в год. когда узнали мы всю силу брат-
ства народов, населяющих Широкую 3ем-
лю нашу. Й трудом всех народов мы по-
стараемся возможно скорее залечить ее
раны и зарастить ев поля, и великий
урожай поднимется енова во славу наро-
да. который испытал много горя. но -ни
разу не смирился и — лаже залавлен-
ный -—— наносил удары врагу. чтобы на
долгие годы и в назидание потометву за-
помнил тот бесконечность украинских
степей н угрюмую ташину  опустевших
сел. и города. которые исподволь готови-
ли месть и осуществляли ее, пополняя
население кладбищ ненавистным немеп-
БИМ ВОИНСТВОМ,

Вл, ЛИДИН.

ti

С. Гурарий.

История одного
подарка

Нз Ленинтралекий фронт прибыли ле-

тельной ехватки трех «Мессершииттов» «  Легаты Советского Приморья. Они выеха-

(In We Владивостока, сопровождая железно-

дорожный состав е подарками для бой-
пов и командиров Врасной Армин. Они
готовились к поездке спешно, во ехали
долю, ровно месяц; их на каждой стан-
ции задерживали. Сибиряки, услышав,
что на фронт везут подарки, торопились
уе: eso сбор и прицепить к соета-
BY свой вагон с подарками.

На одной станции к составу нодо-
шел пожилой человек. В олной руке он
держал суковатую палку, лругой тащил
на поводу корову.

— Примите, — сказал он повелитель-
но и строго, — подарок бойцам от това-
риша Будкина, рабочего «Артемугля», то-
есть от меня.

Сто километров шел < разработок до
станпии старый ‘рабочий. Делегаты pacte-
рялись: куда леть подаюк товарища
Булкина? Обоулив, они решили, что коро-
ву лучше зарезать, а посоленные окорока
отвезти на фронт. Старик не соглашался.

Ему хотелось попоить бойцов молочком.

Пока он спорил < делегатами, специали-
соты. осматривавшие корову, вынесли свой
приговор: корову резать нельзя. Ona
оказалась племенной.

Лелегаты предложили обменять племен-
ную корову в ближайшем колхозе на
простую. Старйк заявил протест, но успо-
вкоилея, когда увилел, что колхозники в
придачу к вымененной корове приташили
гору своих поларков.

Эта история растрогала бойцов. Так
яено вилели они образ сибиряка, сёртито
размахивавшего суковатой палкой. Стали
они думать, как получше отдарать при-
морцев. Они только-что вышли с трофея-
ми из вражеского тыла. Свои трофеи они
горкой ‘уклалывали возле лелегатов. Тут
были автоматы, пулеметы, гранаты. 06
одном они божалели: не улалось утащить
с собой немецких танков. которые пэло-
рвались на расставленных саперами минах.

— Поквитались, — засмеялея один из
делегатов. — Мы не смогли привезти вам
корову, а вы не можете приташить тан-

ков. г ,
А. САДОВСКИЙ,
соб. корреспондент «Известий».

ЛЕНИНГРАДСКИЙ ФРОНТ, 6 фев-
раля.

Чего боится
немецкий генерал

Командир 123-й немецкой пехотной дя-
визии генерал Раух не на шутку испуган
тем, что происходит в частях вверенной
ему дивизии. Многие солдаты и даже офи-
перы за последнее время приговаривалясь
военными судами к различным срокам на-
кззания за слелующие преступления:

Первое — дезертирство.

Второе — оставление поста при встре-
че с противником.

Третье = откровенность в письмах ча
ролану.

Четвертое — азартные игры.

Генерал Рахх чрезвычайно  обзепокоен
всем этим. Спеннальным секретным нри-
казом № 1028 on прелупреждает соллят
H офицеров от этих раздирающих немеп-
кую армию пороков. одним угрожая «за-
служенным наказанием», других называя
«вегодяями» и т. д. В третьем пункте
своего приказа он пишет следующее:

«Полевая почта (письма и пакеты)
контролируется на родине соответствую-
щими органами. Многочисленные случай
внутри дивизий, — ибо ей возврашзется
вызывающая возражения почта, — пока-
зывают, что лаже унтер-офаперами совер-
шаются невероятные нарушения  соллат-
ской обязанности — хранения военной
тайны. В письмах плачут об отеутетвия
гнабжения. отсутствии подвоза боепряпа-
сов. преувеличенных потерях, сверхчело-
веческих требованиях и т. д. Можно по-
думать, что пишущий — баба, а не сол-
дат... Если имеется хотя бы подозрение на
то, что такими высказываниями пытают-
ся достигнуть коммуниестического разложе-
ния родины, -— против соответетвующего
лица принимаются еоответствующие меры.
Олнако большинство случаев показывает,
что авторы являются тряпками. которые
не могут держать язык за зубами».

Генерал проболтался больше любого
соллата. Он не оспаривает тяжелого поло-
жения немецкой армии. Он лишь 3anpe-
шает об этом писать на родину.

Л. КУДРЕВАТЫХ,

СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ФРОНТ, 6 фев-
раля.