От Советского Информбюро

(Окончание. Начало на 1-Й стр.).

мении машинисты тт. Климов и Ковале- Токари тт. Иванов и Боярский ежедневно
вич за одну поездку сэкономили 1682 ки- выполняют по 350—360 процентов нормы.

ВЕЧЕРНЕЕ СООБЩЕНИЕ 1 ДЕКАБРЯ

В течение 1 декабря наши войска вели
бои с противником на всех фронтах. На
Запалнюм фронте отбито несколько оже-
сточенных атак ‘противника © большими
для него пютерями. На Ростовском участке
фронта созетекие войска продолжают пре-
следовать немецкие войска. Захвачены но-

вые трофеи.
За 30 ноября уничтожено 59 немециих
самолетов. Наши потери — 17 самолетов.

За 1 декабря пол Москвой огнем зенитной
артиллерии сбито 4 немецких самолета.
*

За 30 ноября нааней авиацией уничто-
жено и выведено из строя 215 немецких
танвов, 6 бронемашин, 1400 автомалиин ©
войсками и грузами, 34 полевых орудия
и 20 минометов, 400 повозок © военным
снаряжением, 5 автоциетерн с горючим,
крупный еклад горючего, истреблено и pac-
сеяно более 3 полков вражеской пехоты.

*

Часть тов. Березина, действующая на
олном из участков Западного фронта, в
ожесточеннюм бою е противником уничто-
жила 2 танка, 18 бронемашин, 90 авто-
машин © военными грузами, 3 миномет-
ных батареи, несколько орудий и два
больших 060за е боеприпасами. Ha пюле
боя осталось 1500 убитых немецких сол-
дат и офицеров.

Бойцы части тов. Ларичева, действую-
щей на одном из участков Северо-Запад-
ного фронта, за 8 дней боев отбили у
немцев 15 населенных пунктов и захва-
тили 3 исправных танка, 16 минометов,
400 винтовок и много других трофеев.

3 *

Смельги нзлетом казвалеристы старшего
лейтенанта Еременко захватили у против-
ника 130 грузовых, 30 легковых машин
и 70 мотоциклов.

Партизаны Тульской области успешно
истребляют немецких солдат, уничтожают
вооружение и транспорт фашистекой ар-
мии. Партизанский отряд тов. Ч. миниро-
вал в одном селении два уцелевших до-
ма. Ночью, когда немцы, занявшие село,
улеглись спать, дома были взорваны,
Уничтожено 17 гитлеровцев. 0б’единен-
ные партизанские отряды совершили B
почь под 20 ноября нападение на колон-
ну немцев. Фашисты расположились на
отдых, оставив У грузовых машин часо-
вых. Партизаны бесшумно еняли часовых,
перегрузили на сани 12 станковых пуле-
метов, 85 винтовок, 20 автоматов, ящик
с пистолетами и мното боеприпасов. Затем

НН

2 ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ СССР

Слушайте, братья-поляки!

Радиомитинг представителей польского народа

лограмма нефти. От паровозных бригад не
отстают стахановцы подсобных цехов депо.

машины были облиты бензином и подож-
жены. Выскакивающих из палаток и зем-
лянок немецких солдат партизаны pac-
стреляли из пулеметов и перекололи шты-
ками. Всего во время этой операции ис-
треблено около 12.0 фалтистских захватчиков.

*

Письма немецких солдат © Восточного
фронта к своим родным © каждым днем
становятся все мрачнее. Ефрейтор Вилли
Гралте пишет своим родственникам: «Мно-
гие товарищи уже поплатились своей мо-
лодой жизнью... Безлюдье и запустение
вокруг. Нам еще предстоят тяжелые бои,
из которых лишь немногие возвратятся на
родину, если вообще кто-либо возвратится».

Георг Биноф сообщает своему бывшему
сослуживцу ефрейтору Людвигу Клумпе:.
«.Были тяжелые и ожесточенные бои.
Тебе, вероятно, хочется знать, кого уж»
нет между нами. Убито 20 человек, я
тебе их всех перечислю: Генке, Леве, Ви-
дау, Френк, Керкелинг, Лендлин, Синитц,
Дреспе, Рубель, Брандиегеттер, Шейнеман,
Ланоин, Врютер, Афльфред, Гейнц, Гальц,
Ферт, Ивальман, Бухвальл, Наффен. Число
раненых дошло до 60. Нас осталась лишь
маленькая кучка, которой удалось вы-
рваться из ада. Витт также ранен. И Гер-
берт ранен. Веех не перечислишь». На
невыносимые холода жалуется в письме в
своей жене и солдат Гюнтер: «У нас уже
енет... Собачий холод. Я хотел бы быть
с вами дома, а не в холодной России.
Пришли мне 2 пары теплых нобков и па-
ру обмоток. Должен кончать, так как у
меня застыли пальцы». Немецкий офицер
Ганс пишет жене Люотте в Берлин: «...На-
ша кучка опять уменьнтилась. Убиты лей-
Tenant Бреннеке, которого ты знаешь,
однн унтер-офицер и 4 солдата. Я выка-
рабкалея. Тут у нас уже чувствительный
холод...» ;

Немецкие захватчики продолжают гра-
бить крестьян. оккупированных областей
Франции. Недавно фалтисты вторично про-
вели реквизицию зерна, льна и других
сельскохозяйственных продуктов. В депар-
таменте Севера немпы забрали у крестьян
лошадей, оставшихся от первой реквизиции.

Грабежи и насилия, совершаемые не-
мецкими  извергами, еще более усилили
движение французских патриотов. В ок-
рестностях г. Ножан ле Ретру недавно
сторели 15 складов реквизированного хле-
ба. Многочисленные пожары складов с
зерном произошли и в Уаз. В Бовэ пат-
риоты сожгли немецкий склад льна стои-
мостью в два миллиона франков. Е

Собрание интеллигенции
столицы Азербайджана

БАКУ, 1 декабря. (ТАСС). Свыше двух
тысяч инженеров, ученых, артистов, писа-
телей, врачей, педагогов,  вомандиров
Красной Армии собрались в театре оперы
и балета им. Ахундова, чтобы обсудить
задачи, поставлевные перед страной, пе-
ред советской интеллигенцией товарищем
Сталиным в его докладе на торжественном
заседании Московского Совета 6 ноября.

Собрание открыл професеор-орденоносен
т. Топчибашев. С докладом выетупил ака-
демик М. Б. Митин.

На трибуне — поэт Самех Вургун. Он
товорит о звериной сущности фаптизма,

разрушающего человеческую культуру,
создававиуюся веками. 2
— Фашизм — лютый враг научной

мысли, просвещения, враг интеллигенции.
Советская интеллигенция находится В
первых рядах борцов с фашизмом. Инте-
ресы победы над врагом требуют еще
болыших усилий, еще большего напряже-
ния энергии каждого советского граждани-
на. ЕЁ этому призывзет нас великий
Сталин, увазавший в своем докладе путь
в победе.

Поэт закончил свое выступление пла-
менными патриотическими стихами, обра-
шенными к товаришу Сталину.

МОСНВА, КРЕМЛЬ

Товаришу

Дорогой Иосиф Виссарионовия!

Могучим призывом к бокрупительному
и полному’ разгрому немецких оккупантов
прозвучало каждое слово Вашего истори-
ческого доклада и речи в Москве в дни
XXIV годовщины Великой Октябрьской
социалистической революции. Ваши слова,
молниеносно облетев всю страну, нашли
торячий отклик в сердце каждого совет-
ского гражданина.

Идет шестой месяц великой отечествен-
ной войны советского народа против озве-
релых полчищ фапгизма. На протяжении
веков наша родина не раз подвергалась
нанествиям алчных захватчиков. Но ни-
когда в истории народы, населяющие на-
ly землю, не имели перед 6060й столь
подлого и кровожадного врага, каким
являются германские фашисты. Нирше-
ства каннибалов, застенки, инквизиции,
костры и пытки средневековья, — все это
меркнет перед зверствами, чинимыми эти-
ми людоедами ХХ столетия.

Грандиозные достижения современной
науки и техники они обратили в средства
разрушения и истребления. Все то, чем
гордится человечество, что бесконечно до-
рого каждому живому существу, безжа-
лостно топчется, уничтожается полчищами
фаптистеких вандалов.

Свободолюбивый азербайджанский народ
вместе со всеми народами Страны Советов
борется е подлым врагом. Интеллигенция
Советского Азербайджана целиком отдает
себя этой борьбе. Наша кровь, наш мозг,
наша жизнь принадлежат любимой совет-
ской родине. Ей мы обязаны всем, и ей
мы готовы отдать все.

Родина! Может ли быть для советекого
человека более любимое елово! Защищая
свою родину, мы защищаем многовековую
культуру нашего народа, защищаем свою
честь, свою свободу. Клянемся, дорогой
Иосиф Виссарионович, что отдадим себя це-
ликом делу защиты  социалистического
отечества. Родина дала нам знания. А

знание — это могучее оружие. Оно помо-

0 вытекающих из доклада товарища
Сталина Задачах технической интеллиген-
ции говорила в своем выступлении ин-
женер Т. Таирова.

— Коллективы научных работников,
инженеров, техников и конетрукторов Ба-
ку немало поработали над разрешением
проблем, связанных с обороной страны, —
заявляет она. — Но сделано еще далеко
не все, имеютея огромные неиспользован-
ные возможности. Творческая мыель тех-
нической интеллигенции должна быть це-
ликом переключена на изыскание путей
увеличения  производительности труда,
улучшения и упрощения технологических
процессов, максимального использования
внутренних ресуреов. Каждый советский
интеллигент должен постоянно думать о
том, чем еше он может быть полезен ро-
дине, как еше помочь Красной Армии и
Военно-Морскому Флоту.

Бурной овацией было встречено пред-
ложение послать приветствие товарищу
Сталину. В приветственном письме, при-
нятом на собрании, выражены чувства и
мыели всей интеллигенции Азербайджана,
беспредельно преданной родине, партии,
товарищу Сталину.

Сталину

жет нам дать стране, нашей доблестной
Красной Армии больше боевых моторов,
снабдить эти моторы первосортным горю-
чих, поможет свести к нулю превосход-
ство врага в танках.

Отныне наши знания идут на вооруже-
ние Красной Армии. Где бы каждый из
нае ни находился —— на промысле, заводе,
фабрике, в научной лаборатория, школе,
учреждении, — он будет верно и само-
отверженно, со всей присущей партийным
и непартийным болыневикам дисцинлини-
рованностью. организованностью работать
для нужд фронта.

Превратим наш родной Баку, каждый
город и каждое село нашей родины в
веприступную крепость обороны. Будем
бдительно охранять их. Шо первому зову
партии Ленина — Сталина с оружием в
руках пойдем против немецких оккупан-
тов и не сложим этого оружия до тех нор,.
пока не истребим всех фапгистевих за-
хватчиков до единого.

Интеллигенция Советского Азербайджана
вместе со всем советским народом, со всем
прогрессивным человечеством с глубоким
волнением и огромным напряжением сле-
дит за битвамч на подступах к родной
Мескве. Каждый из нас готов вместе с
теролческими защитниками Москвы грудью
своей отстоять сердце нашей родины, на-
гу красную столицу.

Осененный  победоносным — знаменем
Ленина — Сталина, советский народ раз-
громит вражеские орды!

Да здравствует наша родина — любимая
мать всех спаянных сталинской дружбой
советеких народов!

Да здравствует сталинская дружба
народов!
Да здравствует героическая Красная

Армия и Враеный Флот!

Да здравствует великий друг созетекой
интеллигенции, вождь народа, руководи-
тель вооруженных сил нашей страны
родной Сталин!

27 ноября в Саратове состоялея радио-

митинг представителей польского народа.

Вступительную речь произносит извест-
ная польская писзтельнипа Ванда Васи-
левсная,

— Поляки! — говорит она. — Сентябрь
1939 года превратил нау страну в пепе-’

лище и развалины. Он разогнал поляков

по всему миру. Те, кто осталея, поги-
бают под гитлеровеким сапогом.

Два года твердят чемецкие оккупанты
в Польше, что мы должны быть поелуш-
ными рабами. Они говорят, что нам не
иметь своего государства, самостоятельной

жизни, собственной культуры. Они гово-

рят, что мы-—дикий народ, который ни-
когда ничего не дал миру. Днем и ночью
уничтожают они нас. Они истребили три
миллиона населения. Они заполнили кони-
латери поляками. Польского крестьянина
они лишили земли и вывезли на каторж-
ные работы в глубь Германии. Они высе-
лили польское население из Познани, из
Калиша, из ряда польских городов. Выго-
няли полуразлетых люлей на жестокий мо-
роз зимы 1940 года. Они уничтожили
университеты, сожгли библиотеки, обес-
честили памятник Востюшко в Joma и,
памятник Мицковича во Львове. Они из-
девались над нами, открыто заявляя, что
их целью является окончательное истреб-
ление нашего народа.

Ужасный счет немецких преступлений
должен быть искуплен кровью. Только
кровь может смыть с польской земли позо-
рящее ито, под которым она страдает уже
два гола. Поляки! Сейчас не время для
сентиментальностей, не время искать че-
ловеческие черты в диком звере, который
разорвал на кубки нашу родину. Сейчас
лишь одно — неумолимая месть, неумоли-
мая борьба, неумолимая ненависть!

Настал час, когда нельзя больше выжи-
дать. Под ударами Красной Армии гитле-
ровский зверь истекает кровью. Советский
Союз борется против фаптистских захват-
чиков с героизмом, невиданным в истории
мира. Ветают на борьбу оккупиревапные
страны Европы. Ведет борьбу Великобри-
тания. Весь демократический мир, все, кто
любит свободу, все. кто уважает человека,
0б’единились н» борьбу против смертель-
ного врата культуры и человечества.

Сетодня пришла пора! Борютея поляки,
которые очутились в Англии. Борются по-
ляки в Сирии. Формируется большая поль-
ская армия в Советеком Союзе. Вилоть до
последнего истребить немепких оккупан-
тов, которые вторглись в нашу землю!

Через линию фронта, через далекие про-
сторы зовем вас, братья в Польше, мы, по-
ляки, борющиеся и работающие сегодня на
территории Советского Союза: на борьбу!
Приближается день освобождения! За ce-
рые волны Вислы, за башни Вавеля, за
мазовецкие равнины, за подлясские дубра-
вы, за шум водопадов в татрянских доли-

нах! За славное прошлое, за славное бу=.

дущее нашей земли, з& свободу польского
нарола! На борьбу!

Выступает Януб Парнас-—видный поль-
ский ученый, профессор Львовекого уни-
вереитета. Рисуя картину гитлеровских
зверств на захваченных землях, он гово-
pur:

— Я покинул Львов потому, что знал,
на что способны нацисты. Что же стало
с оставшимися? Из тех польских профес-
соров, которые остались во Львове, почти
150 человек заключено в конилагери;
стеди них много имен, составляющих гор-
хость европейской науки. С ужасом мы
узнали о злодейском убийстве гестатовца-
ми известных ученых Казимира Бартеля,
Витольда Новицкого и Станислава Пилята.

Для каждого поляка борьба с гитлериз-

мом -—— это борьба за евою свободу, goed
за свободную, независимую Польшу. Борь-
ба с гитлеризмом— общее дело всех народов,
и успех этого дела гарантирован могучим
блоком Советского Союза, Великобритании
и США.

Все поляки, которые стоят под ружьеи
в Шотландии, в Тобруке и в Сирии,
польские летчики на иногих фронтах,
польская армия на территории Советекого
Союза, — все эти поляки на стороне анти-
гитлеровского фронта. Сегодня у нас один
лозунг: разгромить врага, уничтожить
тех, кто посягает на свободу народов, пре-
вращает людей в своих рабов, лишает их
элементарных условий человеческого су-

ществования.
— Hama родина Польша, — говофит
варшавский  рабочий-полиграфиет  Ален-

сандр Иочис,—в ярме фашизма, переносит
жуткие страдания под пятой гитлеровских
захвалчиков. Мы должны изгнать врага со
своей земли. Все, как один, мы должны
встать. на борьбу против заклятого врага
человечества. Мы лолжны отомстить за на-
ших братьев, которые тысячами погибают
от руки гитлеровских палачей.

Продукция,  изготовляемзя  Польскими
рабочими на военных заводах Польши,
доллена быть непригодна к употреблению.
Ни одна тонна военных грузов не должна
быть доставлена по месту назначения. Мы
долкны уничтожить все, что может по-
мочь гитлеровцам в их кровавых делах.
Священный долг польского патриота —
преследовать и уничтожать гитлеровцев.
Вместе с польским крестьянином, который
не даст врагу ни одной картофелины, ни
куска хлеба, польский рабочий должен
созхать для фашистов невыносимые уФло-
вия.

Смерть гитдеризму!

Слово получает польский публицист
Ю. Бронович.

— В братьям землякам, находящимся
пох вражеским игом, обращаются евобод-
ные поляки из Советекого Союза, < — 3a-
являет он-Мы знаем, что глаза каждого
из вас обращены сегодня на Восток. Мы
знаем, что вы © глубоким волнением еле-
дите 3 гигантекой борьбой, которую ге-
роическая Красная Армия ведет против
гитлеровских полчищ. Сведения of этой
борьбе доходят до вас, несмотря на попыт-
ки нацистекой пропаганды скрыть правду,
затопить ее в дикой брехне, в потоках
клеветы.

Советский Союз является самой мощной
опорой военного блока свободолюбивых на-
родов. Он является союзником Польши. На
территории СССР польская армия Boopy-
жаетея для новых боев за освобождение
родины. Для нас, поляков, теснейший с0юз
с СССР, неразрывное братетво по оружию
с лоблестной Краеной Армией — верный

ВТОРНИК, 2 ДЕКАБРЯ 1941 г. № 284 (7550)

а

© польской армией изгонит гитлеровских
палачей и грабителей из пределов нашей
родины!

Слово имеет польский публицист доктор
юридических нзук Стефан Ендриховский.
Он говорит:

— Наступил последний этап войны гит-
леровских варваров против прогрессивного
человечества. Борьба илет не на жизнь, 8
на смерть. На полях битвы решаются
судьбы мира. Одно из двух: рабетво, вар-
варство, политический гнет или дальней-
шее развитие свободных дружественных
народов; смрах немецкого фаптизма попол-
зет дальше по миру или гитлеризм будет
выжжен огнем и железом C лица земли.
Третьего выхода нет.

Захватнические империалистекие пла-
ны Гитлера были разгаданы. и против кро-
вавого авантюриста  поднялея единый
фронт свободолюбивых государств и наро-
лов. В то время как фашистекие полчища
разлагаются, сила сопротивления Красной
Армии, сила ее ударов растет с каждым
днем. Секрет этой силы — в единой воле
всего советского народа к победе. Такое
же единство должна проявить каждая
страна, которая хочет освободиться от це-
пей рабства. Различия социальные и н3-
циональные, различия в политических и
религиозных взглядах должны исчезнуть
перех лицом борьбы. Цель германского фа-
шизма —— обращение всего нашего народа
в бесправную касту рабов, уничтожение
польской культуры и в конце-концов оне-

народов — беспощалная месть  иемецким

захватчикам!

Смерть немецеим оккупантам!

Следующий оратор — польский литера-
тор Юрий Путрамент:

— Гитлеровцы принесли нашему на-
роду голод, они чинят убийства, проводят
утонченную систему преследований и
истязаний, уничтожают все ценности Ha-
циональной польской © KYABTYPHI, ОбуЩе-
ствляют массовую экепроприацию поляков
Познани, Поморья, Силезии и других
искони польских земель.

Й это—только начало. Если бы Гитлер
развязал себе руки на Востоке, он нока-
зал бы полякам. в чем заключаются его
планы! А замыелы Гитлера заключаются
в истреблении самой активной части
польского народа, в превращении осталь-
ных в покорных рабов.

Поляки! Осуществлению  разбойничьих
планов Гитлера мешает героическое сопро-
тивление Красной Армии. Победа фаши-
стов означала бы для Польши смерть, &
для поляков-смерть или, что хуже смер-
TH, полуживотное существование, раб-
ство под кнутом беспошадных и свирепых
германских господ.

Война на Востоке дорого обошлась Гит-
леру, он пустил уже в хол свои последние
резервы. Наступает поворотный момент.
Перед народами, поворенными Гитлером,
открывается возможность активной бюрь-
бы против фашистевих разбойников. Bee
польские патриоты должны подняться на
борьбу. Народ Болеслава Кривоустото, на-

мечение всех поляков. Ню польский народ
истребить нельзя. Польский народ обретет
свою свободу в жестокой борьбе е немец-
кими оккупантами, в истреблении их всех
до единого!

Украинский драматург Аленсаняр Нор-
нейчук произносит евою речь на родном
языке.

— Терзаемый фалистокими орлами, но
не славитийся героический народ польский,
прими от народа украинского в лни вели-
кой общей борьбы нашей с немецкими
бандитами самый теплый, самый горячий
привет и глубокое уважение к сынам и
дочерям твоим, не сложившим оружия и
готовым лучше умереть в бою за свобод-
ную Польшу, чем вилеть ее в немецкой
неволе!

Фашистские людоеды как в Польше,
так и на Украине уничтожают лучшие
достижения нашего труда, нашей культу-
ры. Бешеная жестокость немецкого зверя
не имеет предела. Но не сломить им волю
и силу великого народа, который дал че-
ловечеству”Коперника, Мицкевича, Словап-
кого, Шопена, породил славных богатырей
Костюшко, Домбровского! =

Народ польский! Мы слышим, как ты
встаешь на бой, мы видим, как надают

путь к свободе. Красная Армия проливает
свою кровь не только в защиту независи-
мости собетвенной страны, но и за евободу
сотен миллионов людей вне пределов СССР.
От исхода ве борьбы зависит не только
булущее Польши, как независимого госу-
дарства, но и просто физическое сущест-
вование польской нации, которую Гитлер
поклялся окончательно уничтожить.

Каждый из нас обязан принять участие
в борьбе. Патриотизм, любовь к евободе,
пламенная ненависть к гитлеровеким на-
сильникам подскажут каждому множество
способов наносить вред врагу, ерывать
его планы, истреблять его живую силу и
материальные резервы.

Берите пример беззаветной  геройской
борьбы с партизан в оккупированных нем-
цами областях Советекого Союза. На борь-
бу. поляки! От вас зависит приблизить тот
час, когда Красная Армия рука 06 руку

немецкие захватчики от рук твоих герой-
ческих партизан. Мы видим поезда, летя-
щие под откос от партизанских мин. Мы
видим священное пламя твоей борьбы, в
котором скоро испепелится враг.

Гитлер знает, что не преодолеть ему
силой великие славянские народы. Из ко-
жи лезут фашиеты, чтобы разжечь нацио-
нальную вражду между польеким и ук-
раинским народами, между польским и
русским народами, впустить лютую змею
разлора и этим ослабить нашу силу. Они
фальсифицируют историю наших народов,
любой ценой подлые брехуны пытаются
раз’елинить единую волю славянских на-
родов и уничтожить нас поодиночке.

В ответ на кровавые коварные методы
Гитлера украинский народ протянул руку
польскому народу, и над старым Днепром
и славной Вислой, над Киевом и Варша-
вой гремит теперь боевой клич наших

род Костюшко не может оставаться пас-
сивным в тот час, когла решаетея вопрос
о его свободе и чести.

Все на борьбу против гитлеризыа!

Да здравствует братство по оружию
польской армии @ героической Красной
Армией!

— Освободительная борьба каждого народа
против Гитлера, — говорит в своей речи
польский публицист Виктор Грош, — есть
борьба и за свободу Польши. Такой борь-
бой являэтся и беспримерная в история
человечества борьба советского народа и
его Красной Армии против гитлеровеких
захватчиков.

Приближение исторической победы над
фапгизмом мы чувствуем в грозном, неу-
молимом, вее более усиливающемся ритме
уларов Красной Армии по врагу. Мы. чув-
ствуем и видим победу над гитлеровскими
орлами в каждом выстреле партизана, в
каждом  пущенном под откос немецком
поезде, в каждой разбитой цистерне с ro-
рючим. ;

Каждый поляк, которому сегодня тяже-
ло, которому дорого будущее свободной
Польши, борется зз приближение велико-
го часа победы. Братья, вы не одни в
этой суровой борьбь. За свободную Поль-
шу борется вместе с вами советский на-
pox. Враг будет разбит и уничтожен! По-
бедит дело. свободы!

Е. me реет ee

С огромным под’емюм участники митин-
та приняли обращение /х польскому наро-
ду и привететвие героическим  защитни-
кам Москвы.

После окончания митинга состоялся
радиоконцерт. Были исполнены произве-
дения Нопена и других польских комно-
зиторов. Свои произведения читали поль-
ские писатели Леон Пастернак. Юрий
Путрамент. Народная артистка УССР лау-
реат сталинской премии Зоя Гайдай ие-
полнила на польском языке арию Гальки
из оперы «Галька» композитора Монюш-
КО. Украинский поэт-орденоносец Максим
Рыльский прочитал свое стихотворение
«В братьям полякам».

(ТАСС).

К польскому народу

Поляки! Слезами и кровью залита поль-
ская земля. В развалины превращены на-
ши города, в пенелища наши села. В те-
чение двух лет три миллиона наших
братьев были уничтожены пулями немен-
ких оккупантов, умерли страшной смертью
в тюрьмах и концентрационных лагерях,
погибли от нужды и голода. Сотни тысяч
наших братьев были лишены домаптнего
очага и обречены на безнадежное скита-
ние, сотни тысяч напгих братьев угнаны

на каторжные работы в глубь Германии.

Разрушены памятники Польской куль-
туры, которые были нашей гордостью, за-
крыты школы и университеты, сожжены
библиотеки, уничтожены памятники вели-
ких поэтов и героев. Над землей Пястов
и Ягеллонов глумится коричневый зверь,
пытаясь превратить народ Коперника,
Мицкевича, Шопена в рабов.

Но, залитая кровью, придавленная гит-
леровским сапогом, Полына жива! Слепой,
грубой силе оккупанта никогда не удает-
ся сломить духа народа, веры народа, си-
лы народа, — того народа, который уже
пережил в своей истории столетнее раб-
ство и вышел из него непобежденным,
вписав на страницы истории героическую
эпопею упорной борьбы за свою свободу
и независимость.

В Келецких пущах, на Мазовии, на
Подлесье, в подкраковских лесах и на рав-
нинах Поморья подымается на борьбу
польский крестьянин, падает фашистский
захватчик 0т пули польского рабочего,

польский железнодорожник пускает под
откос немецкие эшелоны.

Разбросанные бурей войны по всему
миру, поляки идут в бой. Польские летчи-
ки вместе с английскими бомбят немен-
кие города. На территории Советекого
Союза формируется польская армия, гото-
вая ветупить в схватку со смертельным
врагом.

На землях Советекого Союза в смер-
тельной борьбе с героической Красной
Армией падает и гаснет германское могу-
щество. Оно меркнет и гибнет в огне
огромного патриотизма всех народов на
необ’ятных пространствах родины трудя-
щихся. Величественная борьба советских
народов с немецкими захватчиками укре-
пила в сердце всех поляков веру в 06во-
бождение, решимость к борьбе.

В день ХХМУ годовщины Октябрьской
революции из Москвы, доблестно  отра-
жающей атаки врага, всем миром уеслы-
шан толос Председателя Государственного
Вюмитета Обороны, Народного Комиссара

Обороны Иосифа Виссарионовича Сталина.
Слово Сталина —— это провозвестие неми-
нуемого поражения германской армии,
это боевой клич: истребить всех немец-
ких оккупантов до единого, пробравших-
ся на территорию Советекого Союза!

Поляки, этот призыв воспламенил =
ское сердце! Истребить до единого всех
немцев, пробравшихся на польские земли!
Не может быть пощады  хикому зверю,
упившемуся нашей кровью,
быть пощады для убийпы женщин и де-
тей, насильника малолетних, палача луч-
ших сынов нашей родины!

Мы не одни в борьбе! Нашими союз-
никами являются великий Советский
Союз, Великобритания и Соединенные
Штаты Америки. Гитлеровская мощь со-
крушается в боях с Врасной Армией.
Миллионы немецких солдат устлали свои-
‘ми трупами дороги на подступах к Ленин-
траду и Москве. Сотни тысяч немецких
солдат распроетились с жизнью в боях
под Киевом и Одессой.

Большюе германское наступление прова-
ливается в результате ‘мошного отпора
Красной Армии и героизма, проявленного
народами Советского Союза. Истощенные в
борьбе, измученные морозами, немцы В
смертельном отчаянии пытаются прорвать-
ся вперед, но все их попытки разбива-
ются о героический отпор Врасной Армии.
Сегодня весь мир видит, что на земле
Советского Союза уже начался закат гит-
леровского хозяйничанья в Европе.

Мы не одни! Нашей польской армии
присылают оружие Великобритания и Аме-
рика. С нами — народы Советского Сою-
за, героически сражающинеся за свободу.
С нами — все порабощенные народы
Европы, борющиеся против немецких ок-
вупантов.

Поляки, скоро наступит день, когда мы
сорвем с крыш Варшавы позорящее клей-
мо свастики, скоро наступит день, когда
польское знамя будет развеваться вад Ва-
велем, когда вернутся в стены своего го-
рода изгнанники Познани и крестьянин
в Дюбельщине снова увидит свой домаш-
ний очаг. Наступает день,
победы прозвучит на польской земле, ко-
гда высохнут слезы на глазах оскорблен-
ных, а враг кровью заплатит за разру-
шения, пожарища, смерть и голод, кото-
рые он принес нашей земле. —~

Поляки, тверже сердца! Крепче сплоти-
те рялы! 3

Слушайте, партизаны на далекой роки
не! Слушайте, польские солдаты в Англии

не лолжно

когда песнь ,

и Канаде! Слушайте, солдаты польской
армии в Советском Союзе!

Слушайте! Вас зовет польская земля
на решительный бой, к победе!  Врепче
держите оружие в руках!

Партизаны Польши, будьте зоркий! Ни-
какого милосердия к врагу, бейте его, как
дикого зверя! Уничтожайте немецкие
транепорты, перевозящие на Восток ору-
жие и войска!

Польские летчики, каждая бомба, кото-
рую вы бросаете, должна попасть без про-
маха в цель!

Солдаты польской армии, стоящие пле-
чом к плечу с красными воинами, высо-
ко несите польское знамя! На ваших петы-
ках ‘честь нашей родины! Перед вами,
через ограбленные хищной немецкой ла-
пой белорусские и украинские земли, от-
крывается в боях путь в свободной
Польше.

Поляки, в день решительной, смертель-
ной борьбы будьте бесстрашны, как дети
Вржещни, боровшиеся за свой родной
язык с прусскими поработителями. Будь-
те непобедимы, вак крестьянин Држимала,
который -не дал немцам себя изгнать е
родной земли! Да осенят вас тени вели-
ких людей, которые жизнью своей жерт-
вовали во имя родины, — тени Торзугута,
Костюшко, Ярослава Домбровского, тени
бесстрашных борцов за свободу! Пусть
еще раз немецкий захватчик найдет на
нашей земле свое собачье поле и Грюн-
вальд.

Да здраветвует свободная Нолыиа!

Да здравствуют Советский Союз, Вели-
кобритания, Соединенные Штаты Амери-
ки— наи союзники!

Да здравствуют народы, борющиеся за
свободу, против гитлеровской тирании!
Да здравствует свобода!
Якуб Парнас — профессор Льзовско-.
го университета.
Владислав Красновецкий — режиссер.
польского театра во Львове,
Алексанлр Иочис — полиграфист из
Варшавы.
Ванда — Василевская — писательница,
депутат Верховного Совета СССР.
Юлнан Бронович —публицист.
Стефан Ендриховский—доктор юри-
дических наук.
Юрий Путрамент — писатель.
Леон Пастернак — поэт.
Виктор Грош — публицист.
Адам Важик — поэт.
Принято 27 ноября на митинге предста-
вителей польского народа в Саратове.

хвала вашему мужеству!

К защитникам
Москвы!

Представители польском народа, нахо-
дящиеся на землях Советекото Союза, с0-
бравшись на митинг, посылают вам брат-
ский привет.

Два года налпа отчизна истекает кровью
пох гнетом гитлеровской тирании. Два го-
ха польский народ страдает,  истребляе-
мый, уничтожаемый рукой фашистского
палача.

С героической борьбой Красной Армии,
с героическим сопротивлением народов
Советского Союза связана и наша надежда
на освобождение.

Защитники Москвы! Вести в ваших
богатыреких делах слушают в затаенным
дыханием поляки в порабощенной Поль-

ше, и они вызывают новый энтузиазм и
новые силы.

Взоры польского рабочего, работающего
в Варшаве, Лодзи, Каттовицах под кну-
том немецкого господина. обращены туд?,
тде вы боретесь с врагом.

Изгнанный © своей земли польский
крестьянин ловит каждое слово 0 вас,
случайно им услышанное. Для всех нас,
для угнетенного польского народа ваша
героическая борьба, ваше непреклонное
сопротивление возвещает нам, что при-
ближается лень освобождения.

Наши братья, защитники Москвы, ра-
бочие, интеллигенция, женщины, дети, вы,
которые грудью встали, как стена, против
гитлеровских opi! Вы боретесь не только
за гордость и елаву пролетариата — за
красную Москву! Вы боретесь не только
за свободу Советского Союза! Вы боретесь
за свободу всего человечества!

Честь и
Честь и хвала
вашему  презрению к смерти, вашей
непоколебимой воле уничтожить врага!

Да здравствуют защитники Москвы!

Да здравствует обвободительная борьба
против оккупантов!

Да здравствует Советский Союз!

Es

Я

= Е --

ух