у
ce
Ha
tf

HC

OL

у
}

Th
De
Ш

HY

MH

-

хе

ae

pb

ase
кого

ея

ол
у 1

met?
ЕН
гуд
ский
pat
Hal
gail
al?
ph

ai!

Xp pf

дса
one

ВТОРНИК, 2 ДЕКАБРЯ 1941 г. № 284 (7660)

`ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ СССР

Вчера на подступах.
к Столице

Охазавшиеь бессильным пробить нашу
линию обороны лобовым ударом, враг бро-
силея во фланги, чтобы захватить Москву
в клещи. В течение первых дней своего
генерального наступления немпы добились
некоторых успехов, продвинулись. На от-
дельных участках они продвигаются еще и
сейчас. Но темпы продвижения с кажлым
днем все более замедляются. Сегодня ценою
огромных потерь неприятелю удалось за-
хватить лишь незначительные пункты на
отдельных участках фронта. В то же Bpe-
мя на хругих участках под напором наших
частей враг вынужден был оставить ряд
деревень и сел.

Олна из наших частей на Влинском на-
правлении после ожесточенного боя с
полком немецких солдат и 20 танками
оставила две деревни-—0. и М. и закрепи-
лась в районе В. Два пункта оставили
наши части и на Волоколамском направ-
ленин. т

В то же время бойцы части тов. Младен-
цева после упорного боя овладели пункта-
мя Р. и В.

На участках восточнее Московского мо-
ря враг вынужден был оставить село Б.
и отойти. Нз новом рубеже ен приступил
Е окопным работам. Есть основания пола-
гать, что враг намерен сузить свой фронт
под Москвой, чтобы не распылять сил, ко-
торые в результате последних боев и без
того поредели.

На Можайском, Наро-Фоминском, Мало-
ярославецком и Серпуховском направлени-
ях наши части прочно удерживают зани-
маемые рубежи, ведут активную развехку
и артиллерийский огонь по  скоплениям
врага. Неприятель также ведет огонь и на
отдельных участках — оборонительные
работы.

На южном крыле фронта попытки вра-
га перейти в наступление на некоторых
участках были отбиты. А на подступах
Е городу Е. немцы потерпели новое пора-
жение. Наши части успешно развивали
свои операции, предпринятые несколько
дней назал. Гвардейпы командира Бе-
лова, преследуя врага, выбили его из
нескольких пунктов. Часть наших кава-
леристов прорвалась во вражеские тылы
и, успешно действуя, очистила от врага
пункты Г, И. и В. Другая часть выбила
немцев из пунктов Р. и У. Наши танки-
еты встунили в бой с батальоном немен-
вой пехоты и 12 танками и освободили
от врага село Ц.

Несмотря на плохие метеорологические
условия, наша авиация вела развелку и
штурмовала скопления врага. По непол-
ным данным, за прошедшие сутки унич-
тожено и выведено из строя хо 50 тзн-
ков, 115 автомобилей, 3 зенитных ору-
лия, ло батальона пехоты, 10 мотоцикли-
стов и много повозок.

А. КУЗНЕЦОВ,
спец. корреспондент «Известий».
ЗАПАДНЫЙ ФРОНТ, 1 декабря.

Бои в районе  Тихвина

Более двух нелель прололжаются ожесто-
ченные бои в районе г. Тихвина. Вначале
враг потеснил было наши части и занял
рят селений, стремясь выйти на важные
коммуникации в целью окружения Ленян-
града. Немпам улалось пройти из Будого-
ши на Тихвин, перехватить железную №-
рогу Тихвин-— Волхов. Но в целом план
немецкого командования провалился. Враг
был остановлен.

Каждый день нриносит вести 0 серьез-
ных успехах наших частей. В течение
послелних лней враг с огромными для не-
то потерями выбит из целого ряда насе-
ленных пунктов. Нами уничтожено 353
автомашины врага, 32 танка, 11 авто-
цистерн с горючим, 44 самолета, 10 ору-
хий, 30 повозок © боеприпасами. Более
5 тысяч вражеских солдат и офицеров
нашли себе здесь могилу. Захвачены 6o-

татые трофеи.
Г. БРОВМАН,

СЕВЕРО-ЗАПАДНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ,
1 декабря.

по натам врага
`В освобожденном Ростове

В Ростове знали, что Красная Армия
бъет части Клейста. В Ростове знали фа-
милию генерала Харитонова. Ее слышали
в сводках Информбюро. Как только немпы
захватили город, многие жители смастери-
ли самодельные приемники и слушали го-
106 родины.

В Ростове ждали нашу армию. Раныне
в городе, как и во всем Советском Союзе,
народ торжественно встречался с Красной
Армией дважды в году—в мае и ноябре на
парахах. Третьего дня, когда на улицах еще
пылали ожесточенные бои, когда лопались
мины, верещали пулеметы и автоматы,
шел еще один внеочередной парал. То не
был парад в обычном смысле слова — во
время парадов не убивают людей. Но вее
жители высыпали на улицы. Ови не ие-
пугались пуль и встречали своих друзей-
освободителей, целовали их, плакали от
радости, звали в гости, выносили yro-

щение.

В одной квартире раньше жил майор
кавалерист. Он крепко сдружился с сыном
хозяина — 4-летним мальчуганом. Вчера
днем мальчик увидел своего друга верхом
на лошади впереди своей части. Мальчик
закричал:

—- Заравствуй,
Много немцев убил?

Майор наклонился, поднял мальчугана,
посадил в седло и повез ere по главной
улице.

Небывалый парал. Таких много еще
впереди.

Ликование разлилось по красивым, пря-
мым улицам Ростова. dm, поседевшие
за дни немецкой оккупации, вытерли сяе-
зы, и улыбка заиграл на их лицах. Шли
митинги — короткие, быстрые, но люди
на них плажали. Горячие митинги. Таких
много еще впереди.

Партизаны встретились с бойцами. Они
принесли им свое оружие.

Возьмите, мы его неплохо исюльзо-
вали. Теперь вам нужнее.

— Нет, оставьте себе, — отвечали
бойцы.

Нартизаны бережно уносили оружие и
тлаза их сверкали. Незабываемая встреча.
Таких много еще впереди.

Немцы вошли в горох и сразу занялись
делом. Они бесцеремонно входили в квар-
тиры, выбирали комнаты. получше, прика-
зывали перенести тула мебель получше и
преврашали хозяек в прислуг, а хозяев —
в лакеев. ЕЙ

Потом они отправлялись на улицы:

—- Который ча? — спрашивали они У
прохожих. — Ваши часы идут правильно?
Это хорошие часы? Тогда подарите их
мне...

При этом немец нагло улыбался и по-
правлял на плече винтовку.

В те лни жители Ростова научились,
несмотря на мороз, ходить в летних голов-
ных уборах. Немцы не пропускали ни од-
ного, кто шел в теплой шале.

— Это шамка из настоящего меха? А
я вам евою пилотку. .

Й снова наглая улыбка... Люди возвра-
шалиесь AOMOH с обнаженными головами,
усыпанными снегом.

Потом стали снимать кашне,  сви-
теры, вязаные жилетки и перчатки.
Плалили той же нахальной улыбкой.

Ростовчана перестали выходить на ули-
цы. В городе стало пусто. Понадобилея
приказ. Но ведь нельзя заставить людей
просто гулять. Им приказали приступить
к работе, выходить-на службу. Это не по-
могло. Улипы, замечательные ростовские
улицы, оставались пустыми,

После разгрома магазинов немпы ри-
нулись в дома. Там они уже не улыба-
лись. не разговаривали, не обтрили. Они
входили в грязных сапогах, кричали и
ругались. Они любили спальни, столовые
и передние. В спальнях стоят шкафы с
бельем. В столовых можно найти серебря-
ные вилки и ножи. В передних висят
теплые вещи. :

Они выбрасывали на пол одежду и
белье, выбирали теплое и шелковое. Тут
же раздевались. напяливали на себя на-
грабленное и уходнли, бросая свои вши-
вые, грязные лохмотья. Они посещали и

дядя; опять к нам?

—

те квартиры, которые пустовали, — их
хозяева уехали. Но они редко взламывали
двери, шкафы и комоды. Это было удиви-
тельно: они заходили, брали, уходили, —
замки оставались целыми, Потом все вы-
яенилось. В кармане одного убитого офи-
Hepa нашли большую связку—30 штук—
ключей и отмычек, В одежде офицера ока-
зался обыкновенный профессионал —
взломщик и громила.

Они не брезговали ничем — пионерские
галетухи, так галстуки, тюбетейки, так
тюбетейки, тапочки, так тапочки, — все
это исчезало в бездонных мешках граби-
телей.

Как и везде. особенным вниманием
немцев пользовались евреи. Онн полверга-
лись особенным унижениям и 0скорбае-
ниям. Им разрешалось ходить по улицам
только ut 6 до 14 часов дня (осталь-
ным — от восхода до захода  срлниа).
Опыт, накопленный фашистскими черно-
сотенцами, был использован ими злесь в
полной мере. Сначала они приказали всем
евреям нашить на рукава зеленые 3Be3-
дочки и такие же звездочки нарисовать
на дверях своих квартир. Проведя клей-
мение и нанеся опознавательные знаки,
они облегчили себе свою грязную работу.
Потоих об’явили всеобщую регистрацию
всех овреев, живущих в Ростове. Массо-
вые убийства евреев в Киеве и Одессе

Немцы отброшены
на 50 километров
от Ростова
Ростов остался далеко позади. Доблест-
ные бойцы частей тов. Харитонова про-

должают двигаться вперед, освобождая
все новые и новые нункты от немецко-

фашистских захватчиков.

Вчера и сегодня на некоторых участ-
ках фронта немцы делали отчаянные по-
пытки сдержать наступление наших ча-
стей. Но неулержим был наступательный
порыв красных воинов, влохновленных
сталинской похвалой. Бойцы и командиры
быстро и решительно ломали узлы сопро-
тивления врага и снова продолжали пре-
следовать его по пятам.

Упорные сражения завязались У села
Б.—Ц. Сюда враг бросил для прикрытия
отхода своих войск много пехоты, артил-
лерии и танки. Бои за этот населенный
пункт продолжались днем и ночью. Исход
сражения решила  подоспевшая часть
тов. Гончарова. Прорвав оборону немцев,
генчаровцы обошли село с трех сторон.
Немцы, боясь полного окружения, поспеш-
HO отступили, оставив на окраине села
20 танков, несколько десятков автомашин,
много орудий и пулеметов и другого воен-
ного снаряжения. Часть Гончарова за этот
боевой день пошла свыше 30 километров.

Отличное действует часть т. Кириченко.

тоже начались с всеобщей регистрации.
И в Ростове фыпистевие погромщики го-
товили очередное истребление десятков
тысяч людей, К счастью, они не успели.

Фашисты организовали в Ростове ме-
ста для уничтожения людей. Они создали
в городе три комендатуры, где сразу же
начались расстрелы.

Но комендатуры не могли вместить всех
ужасов, которые захватчики принесли с
собой. И расстрелы, вернее, убийства, на-
чались по всему городу. Расстрёливали на
улицах, во дворах, в подвалах, в школах,
в детском саду. Людей прибивали гвоздя-
ми к стенам.

Мы шли из Нахичевани к центру горо-
да. На углу Театральной плошади, рядом
со зданием правления железной дороги,
мы остановились, охваченные ужасом и
негодованием. На тротуаре лежал длинный
ряд замерзавших трупов. Мирные жители.
Старики, женщины, дети. Стена, искле-
ванная пулями. Возле этого: лома один из
партизан убил немца. Те подожгли дом.
Жители стали в панике выбегать на ули-
цу. Их ставили у стены горевшего дома.
В этой же стене ставили случайных про-
хожих. Потом из автоматов убили 48 че-
OBER.

Несколькими кварталами ниже, на ули-
це Энгельса, лежат 25 расстрелянных
красноармейцев. Лежат убитые, замучен-
ные люди и на других улипах, нлошахях,
переулках. Фанистские звери пытали рз-
бочего завола «Ростсельмаш» Орлова, ула-

рами палашей сломали ему кости, выЕо-

лоли глаза. обнаженного, полузживого во-
локли по улипам.

Эти AHH немепкого ада прошли, как
кошмарный чудовищный сон. Они ушли
в прошлое, они никогла не повторятся.

Справа и слева в Ростов через лед реки
идут толпы людей с мешками, чемодана-
ми, с детьми на руках. Это бежавшие от
немецких оккупантов жители возвраща-
ются в свой ролной город.

Врат покинул город с такой па-
нической поспешноетью, что многие из
бандитов не были нредупрежлены 0б от-
ступлении. Трулящиеся Ростова вылав-
ливают остатки гитлеровцев Вчера группа
женщин доставила к коменланту солдата

«СС»-овской дивизии, спрятавшегося где-

то в полвале. Сегодня на улице захвачен
переолевшийся в штатское офицер этой ди-
визии Иоганнес Вельгер.
Ростов снова наш, советский. Этот чу-
десный город возвращен родине. И каж-
дый повторяет злесь взволнованные, горя-
чие слова: Е
— Красная Армия сказала: «Мы еще
придем», они уже пришли!
i Э ВИЛЕНСКИЙ,

РОСТОВ, 1 декабря.

Развивая наступление, кавалеристы на
плёчах противника ворвались в село Ч.,
а к исходу дня овладели крупными насе-
ленными пунктами В. и И.

Враг в панике бежит. Пути его oretyn-
ления устланы тысячами трупов. Веюду
валяются разбитые и исправные танки,
автомашины, орудия, пулеметы и винтов-
ae Наши части буквально не успевают
нодечитывать богатые трофеи. Только за
последние два дня танковая часть тов. Ми-
хайлова, по далеко неполным данным, за-
хватила 14 танков, 39 автомашин, 20 ми-
нометов, 18 орудий, 15 пулеметов. Гусе-
нинцами машин и огнем пулеметов истреб-
лено несколько тысяч вражеских солдат.

Вместе с пехотинцами, кавалеристами,
танкистами гонят врага и наши славные
летчики. Группа самолетов, которой
командует лейтенант тов. Иванов, во вре-
мя последней штурмовки уничтожила
15 фашистских танков, 20 автомашин,
4 орудия, 2 трактора и расстреляла мно-
го солдат и офицеров. Во время штурмов-
ки группа лейтенанта Иванова была ата-
кована четырьмя  «Мессеримиттами».
Славные сталинские соколы смело ветупи-
ли в бой. В завязавшейся  возлуиной
схватке летчики Чавленко и ЛДоктионов
сбили 1 фашистский самолет, остальные
повернули назад.

Успешно хействовали в воздухе и хру-
гие летчики, уничтожая орудия, танки и
живую силу врага. Всего за лень было
сожжено и полбито 20 танков. несколько
орудий, бензоцистерн и расстреляно’ более
5 рот вражеской пехоты и ло эскалрона
KOHHUIBI.

Части Красной Армии продолжают тес-
нить врата на запал. К вечеру 1 декабря
противник был отогнан от Ростова при-
мерно на 50 кялометров.

В. БОРСКИЙ.

ЮЖНЫЙ. ФРОНТ, 1 декабря. (По теле-
фону).

Радиопередача
из Ростова-на-Дону

$

30 ноября по всем  пентральным
радиостанциях  транслировалась ралиопе-
релача, проведенная из Ростова-на-Дону.

— Москва, слушай! Говорит Ростов-
на-Дону. Сеголня второй день, как наша
доблестная Красная Армия стремительным
уларом выбила из Ростова банды фашистов.

Только несколько дней успели  похо-
зяйничать в Ростове фашисты, но эти
дни на очень многие годы останутся в
памяти ростовчан. :

Все бойпы и командиры, которые боро-
лись 3a освобождени” Ростова, посылают
любимой, героической Москве свой пла-
менный привет.

Налет немецких са

В течение 30 ноября несколько групп
немецких самолетов пыталось соверптить
налет на Москву. На подстунах к Москве
происходили многочисленные бои напих
истребителей с вражеской авиацией. В
воздушных боях и огнем зенитной артил-

молетов на Москву

лерии было сбито 22 немецких самолета,
Нани потери — 6 самолетов.

Несколько вражеских самолетов, про-
никших в район города, на невоенные
об‘екты беспорядочно сбросило фугасные
бомбы. Имеются жертвы.

Гвардейцы преследуют фашистов

1 декабря — лень настоящей русской
зимы. За ночь выпал толстый слой снега.
№ утру ударил мороз. Резкий ветер под-
нимает нал землей густую снежную пе-
лену и гонит ее, наметая сугробы.

На дальних южных подступах к Москве
части тов. Белова продолжают теснить, а
в некоторых местах преследовать бегущего
противника.

Противник пепко держится за дорогу,
ведущую с юга к городу №. Злесь часть
командира Баранова ведет тяжелый насту-
пательный бой. Для облегчения задачи,
поставленной перел тов. Барановым. наше
командование бросило группу танков и
подразделение  мотопехоты в глубокий
фланговый обход немцам. Головная манти-
на с мотопехотой застряла, задержав всю
колонну. Созлалась угроза, что мотопехота
не успеет на исхолные позиции к началу
танковой атаки.

— Слезать всем ¢ машин, — ожоман-
овал старший лейтенант  орленоносеп
Земсков. Шо глубокому снегу против колю-
чего ветра пешим строем бойцы спешат на
передовую линию. Подразделение Земскова
не раз уже покрывало себя славой. В его
составе 31 орденоносец. И на этот раз,
несмотря на трудности, герой точно вышол-
нили приказ командования.

В 10.15 танки под командованием Да-
выленко пошли в атаку. Эта стремитель-
ная атака, видимо. была полной неожи-
ланноетью для немцев. У леса наши тан-
ки смяли вражескую пехоту, раздавили
три орудия, зажтли с десяток автомашин
и ворвались в село Барабаново. Бровая
оружие, снаряжение, немцы бежали.

танками и вышли победителями, Барабано-
во осталось за нами.

В бою пол Барабаново была разгромле-
на рота 70-й мотодесантной фаптистекой
дивизии. Бойцы Земокова сожгли 4 танка.
Танкисты полразлеления Давыденко подби-
ли 8 вражеских танков. Уничтожены 6a-
Taped противотанковых орудий, 2 мино-
метных батареи, 10 грузовых автомашин,
захвачено 2 орудия и 11 пленных. В
этом же районе разгромлены еше 2 роты
этой же ливизии.

Положение самой 70-й мотолесантной
дивизий, на которую немцы возлагали
большие надежды. тяжелое. Брошенные
для подкрепления к горолу №. части 17-й
немецкой танковой дивизии натолкнулись
на жестокий контрудар наших конногвар-
дейпев и танкистов. В дальнейшем наши
части вышли в тыл фашистского «клина»
ий продолжают ето теснать и уничтожать.
От города К. в разных пунктах немпы
‘отброшены на 20—50 километров.

Особенно успентне сегодня действовали
чаети командира Осляковского и танкисты
части Кириченко. Они весь день теснили
и преследовали противника. Фашистские
войска в районе населенного пункта М.
окружены и истребляются. За два хня
боев немпы потеряли здесь 23 танка,
300 человек убитыми и более 600 ране-
ными. 20 грузовых автомашин, 11 ору-
дий, минометных батарей. Вомандир
Белов об’явил сегодня вечером конногвар-
дейцам части  Осляковского и танкистам
Кириченко благодарность.

Бои продолжаются.
  А. БУЛГАКОВ,

К вечеру. бросив свои тяжелые танки в
контратаку, немцы пытались вернуть Ба-
рабаново. Бойцы Земскова приняли бой с

СТАЛИНОГОРСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ,
1 декабря.

Отвоевывают окоп за окопом

Наюжном берегу реки Н. наши подраз-
деления неустанно продолжают отвоевы-
вать у врага окоп за окопом. Под при-
крытнем артиллерийского огня батальон
т. Яскина атаковал противника и с боем
занял укрепленные немцами кирпичные
здания. Другой батальон того же. подраз-
деления продвинулся за развилку дорог,
занял юго-западную окраину пункта Г.
Вчера здесь нашими бойцами с помошью
артиллерии захвачено у врага несколько
J30TOB.

Большую помощь нашим  пехотинцам,
бъющимея за полхол к реке Т., оказывают
танкисты, Вчера утром. тяжелые танки
старшего лейтенанта Ярмолкевича после
тщательной подготовки двинулись в ата-
ку. Для того, чтобы достигнуть переднего
края обороны противника,  танкистам
пришлось преодолеть глубокий ров, по
которому немцы вели сильный загради-
тельный огонь. Первым во вражескую

оборонительную линию ворвался танк
младшего лейтенанта Гросберга. Обнару-
жив огневую точку и стоящую впереди
пушку, Гроеберг уничтожил их огнем и
гусеницами. Танк младшего лейтенанта
Зеленицына, где стрелком был старший
сержант т. Саченко. уничтожил 6 проти-
вотанковых пушек и разбил три дзота.
Зорко охраняя город Ленина, артилле-
ристы подразделения, где комиссаром
старший политрук Зиначев, за короткий
срок уничтожили 18. лальнобойных ба-
тарей противника, 3 вражеских мотоко-
лонны, 4 дома, в’ которых пряталась не-
мецкая пехота, 3 склада с боеприпасами,
2 вражеских прожектора. АР
Кроме того. артиллеристы подавили >
дальнобойных Фатареи, вывели 43 стоя
олин- бронепоезд, разрушили на большом
пространетве проволочные заграждения.
ЛЕНИНГРАДСКИЙ ФРОНТ,1{ декабря.
(По телефону). :

Y o3epa

Линия фронта в районе озера Ильмень
попрежнему остается неизменной, стабиль-
ной. В прифронтовых населенных пунктах
оккупанты создали сложные оборонитель-
ные узлы, превратив подвалы ломов в
дзоты, построив систему сообщений и
круговую огневую оборону. Вороче говоря,
измотанные здесь немепкие дивизии пере-
шли Е обороне, залезли в землю. Однако
наши части не дают фашистам отсижи-
валься в конурах и избах. Смелыми и не-
ожиланными атаками они нарушают си-
стему обороны немцев, изматывают и ис-
требляют силы противника.

ЗА последние пять дней на многих
участках Северо-Заладного фронта полраз-
деления наших частей врывались на пе-
редний край обороны противника, прони-
кали в населенные пучкты и обескровли-
вали врага. В имге пятилневных боев

Ильмень

части Озерова разгромили Ba батальота
96-го полка 32-й немецкой пехотной ливи-
зии, до двух рот 1-го пехотного полка диви-
зни «СС» истрэбили. Бойцы части Котова,
ий кавалеристы Гусева, действующие cese-
ро-восточнее Новгорода, за это же время
уничтожили ло батальона вражеской пехо-
ты и четыре танка.

Части Морозова, Алферьева и Берзарина
за последние дни смелыми атаками уни-
чтожили около 2.500 немецких волдат и
офицеров, взорвали 27 дзотов.

Прютивних в эти дни тоже прехирини-
мал несколько атак на различных учит-
ках фронта, но везде был отброшен с
большими потерями.

Л. КУДРЕВАТЫХ,

СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ФРОНТ, 1 дг-
кабря.

Образ, зовуший к борьбе
и победе

В суровой и грозной обстановке войны   проявившего себя в

толы  гражланской

отмечают трудящиеся Ленинграда сельмую   войны.

годовщину во дня злодейского убийства

своего руководителя и друга, пламенного   волю показал Киров в дня
великого обороны Астрахани,

большевика, прекрасного сына

Огромный военный талант, гигантекую
героической
когда белогвардейны

русского народа Сергея Мироновича Ёиро-!и интервенты стремились захватить весь
ва, Боевой соратник Ленина и Сталава,   Северный Кавказ. отрезать этот богатей-
влохновенный трибун революции, любимен mui край от советской республики и. за-
партий и советского народа, Сергей Миро- няв выгодное стратегическое положение,

HOBHY вею свою

яркую, замечательную   развивать наступление в глубь Советской

жизнь отдал борьбе за нашу родину, 3а Роесии. Астрахань была важнейшим етра-

свободу и счастье ее наролов. Rapos вСеГ-   тегическим и экономическим центром

на

да был в «самой переловой шеренге руко- стыке лвух фронтов — Южного и  Восточ-

волителей победоносной

социалистической   ного,

служила воротами к кубанекому

революции в нашей стране» (А. Жданов). хлебу, бакинской и грозненской нефти, к

Имя Кирова вдохновляет серлца трудя-  рыбным

богатствам Каспийского моря.

щихся нашей страны, героических воинов   Астрахань связывала Россию © Закаспием
Красной Армии и Военно-Морского Флота,  и Северным Кавказом. Потерять Астрахань
быющихся сегодня на полях сражений с тогла означало лопустить об’единение бе-

немецкими захватчиками. Caopo и

хело лых армий, создать смертельную

угрозу

Кирова живет в боевых подвигах наших  лля страны. Й Центральный Комитет пар-
летчиков, моряков, танкистов, артиллери- тии, товарищи Ленин и Сталин вверили

стов, живет в самоотверженном
ленинградских рабочих и работнип, доро-

труде   оборону Астрахани Вирову.

Положение было тяжелое. Враги насту-

тим и любимым руководителем которых   пали со всех сторон. В кольце белых ар-

он был.

В многогранной и разносторонней дея-
тельности Сергея Мироновича мы 050
вспоминаем сегодня его роль как полко-
вохца и стратега. олного из славных ор-
ганизаторов и политических руковолите-
лей Красной Армии, сталинского комиеса-
ра, чьи боевые полвиги яркой страницей
вошли в историю нашей ролины. Киров
был грозой белых армий. Он разрабатывал
блестящие операции. страстным словом
большевика зажигал бойцов, и они шли в
бой, чтобы побеждать.

«Мы, большевики. вообще говоря, на-
род, который умеет бороться, не mada
своей жизни», — сказал как-то Киров,

выступая на собраний комсомольцев го-  подавляются контрреволюционные загово-,рективу —— защищать

Mull wu флота интервентов, блокировавшего
Астрахань, Киров восстанавливает боегпо-
собность герояческих частей 11-й армии,
своим революционным энтузиазмом. энер-
гией. волей вдохновляет бойпов, рабочих
и всех трудящихся Астраханского Края на
беспощадную борьбу с контрреволюпаей.
Киров превращает город в неприступ-
ную  креность, готовит силы для бу-
душего наступления против Деникина.
гороле устанавливается революцион-
НЫЙ порядок, = строятся укрепления.
Расчет врагов подорвать изнутри волю
зашитников города к борьбе проваливает-
ся. Наша разведка раскрывает враже-
ские замыслы. Мод руководством Вирова

противляющихея велениям Советской вла-
сти расстреливать на месте».

Сплачивая и влохновляя защитников
Астоахани, астраханских большевиков ий
всех трулящихся, Киров ведет огромную
партийную, советскую и военную работу.
Он заботится о создании твердого револю-
ционного тыла.

И влохновленные Кировым рабочие пре-
врашают пассажирские парохолы и нефте-
наливные баржи в бронированные суда ля
Волжеко-Каспийской флотилии, — строяг
бронепоезла, Астраханские летчики Ha из-
ношенных машинах, поднимаясь в воздух,
бесстрашно ведут бои. отгоняя воздуниного
врага от Астрахани. В помощь ЁВирову
Ленин и Сталин посылают из Балтики В
Астрахань миноноспы и подводные лодки.
Киров подбирает кадры для флота, и наши
корабли обрашают в бегство суда интер-
вентов.

Огромное внимание уделяет Сергей Мя-
ронович  повстанческому  партизанскому
движению горских народов в тылу врага.
Кировские посланцы появляются BCIOLY.
Они зовут разрушать тыл. дороги, поджи-
rath склалы, уничтожать эшелоны врага.
Киров зажигает пламя всенародной борьбы
с врагами. В тылу Деникина воныхивают
восстания. По указанию Кирова партизан-
ские отряды горного Кавказа об’елиняются
в терскую областную группу красных по-
встанческих войск. Партизаны проводят
успешные боевые операции во вражееком
тылу.

Сам Киров — автор блестящих по 3a-
мыелу и смелости операций и планов бое-
вых действий. Достаточно вспомнить поход

на форт Александровск, когла в руки Ки-
рова попало собетвенноручное письмо
Деникина к Колчаку с планом похода

0б’елиненных сил контрреволюции к Mo-
скве, операции против войск колчаковско-
го генерала Толстого. предпринявшего на-
ступление на Астрахань с востока, кото-
рое стало началом перехода войск Acrpa-
ханекого фронта от обороны к наетупле-
нию. В упорных и многолневных боях

белые были разгромлены. Ленинскую 1-!

Астрахань Киров

рода Ленинграда. Это только один из б0е- ры и мятежи. Киров отдает знаменитый   выполнил с честью.

вых заветов Кирова-полководца, так ярко

приказ: «Всех бандитов, мародеров и с9-

После разгрома врага под Астраханью

Киров поставил задачу вместе е десятой
армией разбить белых в районе Царицына.
Преследуя и громя отходящие части белой
ХГ армии, он освобождает Северный Ras-
каз и занимает Баку.

Под руководетвем Кирова зимой 1921
года осуществляется знаменитый переход
ч6рез Мамисонский перевал. беепримерный
по трудности, когла бейпы-герои  проби-
вались сквозь 5-метровые снега, чтобы
помочь освобождению Грузии.

В голы гражданской войны, в период
величайших боев за сопиализм, в годы
мирного сопиалистическою строительства
Виров-полковолед неустанно заботится об
укреплении страны и восстанавливает про-
мысла нефтяного Баку и Грозного. етооит
новый Баку, смело осуществляя  сталин-
ский план технического перевооружения
промыслов. Овладев новой техникой. ба-
кинцы под руководством Кирова неизмери-
мо поднимают лобычу черного золота.

Кирюв в енинграде @  большеви-
CTCKOH страстностью, верой в правоту де-
ла партии раз’ясняет исторические реше-
ния ХУ с’езла, оплачивает ленингралеких
большевиков и всех трудящихея вокруг
генеральной линии партии, громит зи-
новьевцев и тропкистов. Киров становится
ролным для рабочих, работниц, веех тру-
дяшихея города Денина, вилящих в нем
верного ленинца-сталиниа.

Под руководством Кирова  Ленинграл
превращается в мошную кузнину обороны,
в Город, где создаются новые отрасли про-
мышленности. строятся новые заводы, ин-
дустриальные гиганты.  злектростаннии.
Ленинград лает заводам и фабрикам Совет-
ckoro Союза самые совершенные машины,
осваивает производство блюмингов,  мош-
ных паровых турбин, оборудование для
доменных и мартеновских печей, турбины,
тенераторы, ит. д. и т д. Около 300
видов новых производств осваивает ленин-
гралекая промышленность под руководством
Сергея Мироновича за голы двух сталин-
ских пятилеток.

Непрестанно думая 06 усилении мощи
Красной Армии и Военно-Морского Флота,
помогая важнейшим научно-исследователь-
свим институтам ставить и рещать ак-

тузльные научные проблемы, Киров вни-
мательно следит за освоением новой боевой
техники, заботится 00 обороне подетупов
к горолу Ленинграду. Трудяшиеся Ленин-
грала видят своего любимого руководителя
на стапелях, гле созлаются и вооружаются
боевые корабли, на кораблях Краснозна-
менного Балтийского флота. в рубке под-
волной лодки, на артиллерийском полиго-
не, в военных училищах и на маневрах
флота. Почти каждый оборонный завод
находитея пол личным наблюдением Киро-
ва, который е большевиетеким  прелвиле-
нием учил крепить оборону советской зем-
ли, не забывать об опасности имнериааи-
стической войны. :

«Враг многочисленный, сильный и креп-
кий, враг опытный. за плечами которого
не десятилетия. а века, который знал и
не сегодня научился. как угнетать  рабо-
чих и крестьян во всем мире, — стоит
против нае, вооруженный ло зубов».

И веря в неисчерпаемые силы нашего
великого народа, силы трудящихся Ленян-
града, Киров говорил:

«ленинградские рабочие и работницы...
вели нужно булет, по призыву партии ий
советской власти займут передовые и от-
ветственнейшие позиции в вооруженной за-
шите нашего великого Советского Союза».
Эти кировокие слова ‘© 000б0й силой зву-
чат сегодня в гороле Ленинграле, муже-
ственно отражающем натиск  озверелых
фашистеких банд.

Помня завет своего боевого руководите-
ля, без устали работают рабочие заводов
й фабрик Ленинграда. Трудящиеся налтего
города, воспитанные большевиком Kupo-
вым, Под руководством  ленингралской
партийной организации во главе © тов.
Жлановым неустанно куют побелу над
врагом. Фронт получает с каждым днем
все больше оружия и боеприпасов. залпы
кораблей и фортов Балтийского флота
трояят полчяша фалистов под Ленйнгра-
дом. Героические бойпы Ленинградского
фронта — летчики. моряки, танкисты
мстят за кровь и стралания советского
народа, за кровь любимого Кирова, воспи-

Разоблачая разбойничью сущность фа-
шизма, Виров говорил:

«Что таков фашизм? Это открытая, со-
вершенно ничем не замаскированная тер-
рористическая ликтатура наиболее реакци-
онных, наиболее нювинистичееких и нал-
более империалистических элехентов фи-
нансового капитала... Германский фатшизи
подбирает всякие отбросы и подонки об-
щества, лишь бы эти элементы были го-
товы резать и громить рабочий класс...

Фашизм пытается подвести под свою
программу некоторый «теоретический»
фундамент. «Ценность» этого «теоретиче-
ского» фундамента рабочий класе нашей
страны знаег особенно хорошо, ибо гер-
манский фашизм с его погромной идеоло-
гией, с его антисемитизмом, е его pac-
суждениями о высших и низших расах,
по кругу своих илей весьма сродни орга-
низациям русской черной сотни, партии
Михаила Архангела, и хорошо нам зна-
комы.

Й то, что германские фаптисты сейчас
выходят и с пафосом по радио всему миру
рассказывают о преимуществах арийской
расы, — это по существу старо. Мы
только забыли 0б этом...

Вея идеология фаптистского движения...
возвращает нае к самым мрачным време-
нам средневековья».

Враги ненавидзли Кирова,
его. но Киров бессмертен.

«Вся партия весь рабочий класс и
весь народ нашего Советского Союза будут
свято чтить, будут беречь, как зеницу
ока, память о тов. Кирове» (А. Жданов).

Киров, нал, родной Киров, и после
смерти страшен врагам. Его имя носят
заводы и города нашей страны, крейсеры

они убили

и танки, эскалрильи, которые каждый
день наносят мощвые улары по армии
немецких захватчиков. Имя  пламенного

трибуна революции, его героический образ
зовут нас в бой, к беспошалному истреб-
лению` фашистских грабителей и убийц.
Образ Кирова зовет нас к победе.

Н. ШУМИЛОВ,

тавшего непримиримую ненависть кв вра-
гам всего человечества — фашистам.

секретарь Ленинградского
горкома ВКП(б).