7 ПЯТНИЦА, 13 ФЕВРАЛЯ 1342 г. № 36 (7722)

ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ СССР
Вражеские корабли

765 пленных немецких солдат присоединились к декларации

первой конференции немецких военнопленных

°

Осенью 1941 года в одном из лагерей военнопленных состоя-

лась первая конференция германских солдат, находящихся в

советском плену. На конференции присутствовало 158 делегатов.

Участники конференции единодушно приняли декларацию, в

которой призвали немецких солдат и весь немецкий народ

к самоотверженной борьбе против гитлеровского режима террора,

голода и войны.

Это обращение нашло горячий отклик среди многих немецких

военнопленных.

Сейчас из различных лагерей поступают заявления немецких
военнопленных о присоединении их к декларации 158.

Ниже пубпикустся заявление 765 пленных немецких сопрат,

находящихся в лагере № 78.

На собрании пленных немецких солдат, присоединившихся к декларации

первой конференции немецких военнопленных.

$ #

Обращение военнопленных немецких солдат
к солдатам немецной армии

Товарищи!

Мы, немецкие солдаты, находящиеся в
советском плену, ознакомившись с декла-
рацией первой конференции немецких
военнопленных, единодушно ее одобряем.
Мы присоединяемея к ней и заявляем:
путь, который указывают 158 наших то-
варищей, — единственно правильный путь
х спасению Германии от катастрофы.

С тех пор, как была выпущена декла-
рация, прошло свыше 3 месяцев. События
истекшего времени полностью подтверди-
ли то, что писали делегаты первой конфе-
ренции в своей декларации.

Гитлер обещал окончить войпу в
1941 тоду. Нам говорили, что к рожде-
етву мы вернемся домой, к нашим женам
и детям. Тогла многие из нас еще верили
в «молниеносную победу». В декларации
158, напротив, говорилось: «Война стала
затяжной. В длительной же войне решают
не молниеноеные рывки танковых дивизий,
а хозяйственные ресурсы. Германия не мо-
мет победить в подобной войне». Сейчас
каждый видит, как глубоко правы были
делегаты конференции.

Осенью прошлого года Гитлер заявил,
что восточный поход окончится до насту-
пления зимы. Многие солдаты были ослен-
лены первоначальными услехами и верили
словам Гитлера. Декларация 158, напро-
тив, Говорила: «Немецкая армия стоит нё-
подготовленной перед тяжелой зимней кам-
панией со всеми ее невзгодами и страда-
ниями. У немецкой армии нет ни валенок,
ни шуб. В опустошенных районах, в стра-
не, где мороз доходит до 30—40 граду-
сов, немецкая армия не кайдет пригодных
помещений».

Bee To, что предсказывала декларация
158, сбылось слого в слово. Под ударами
Красной Армии сотни тысяч немецних
солдат находят свою гибель в снежных и
ледяных равнинах России.

Гитлер уже проиграл решающее сраже-
ние под Москвой. Это- поражение явилось
великим поворотным пунктом в настоящей
войне. Теперь Красная Армия наступает,

Далее следуют

765 немецких солдат, находящихся в лагере
для военнопленных № 78.

Фотоснимки подлинника обращения военнопленных немецких

‘войне. Поэтому немецкие рабочие,

а немецкая армия отбрасывается на Samay
и несет огромные потери. Немецкой армии
не удастся избежать разгрома. Гибель гит-
леровского режима неминуема.

Вразкдебной интересам германского наро-
да политикой Гитлер  вверг
в войну против Советского Союза. Теперь
Гитлер вверг наш народ еще и в войну
против Америки. Декларация 158 говорит,
что Гитлер завел Германию в’ тупик. Это—
непреложная истина, ибо Германия не мо-
жет выиграть войну против трех крупней-
ших держав мирз — России, Англии и
Америки. —

Германии и германожому народу угро-
mac? величайшая опасность. Но немецкий
народ не хочет быть низвергнутым в бездну
вместе с Гитлером. Немецкий народ не хо-
чет принять на себя ответственность 33
кровавые преступления Гитлера. Нал народ
не желает продолжения этой преступной и
безнадежной войны. Он хочет прекращения
войны протяв свободолюбивых демократи-
ческих народов.-

Препятетвием на пути к миру стоят

Гитлер и ем <вора, наживающиеея на

кре-
стьяне, все трудящиеся и прежде всего
солдаты должны покончить в войной пу-
тем свержения Гитлера и ет клики.

Империалистическая, разбойничья вой-
на, которую ведет Гитлер, принесла тру-
довому народу неслыханные бедствия и
страдания. Мы не желаем господства над
другвии народами — мы хотим жить C
ними в мире, на равных правах, Ha осно-
ве взаимного уважения.

У нае есть только один выход, один
путь: дружно, плечем к плечу с другими

народами бороться против  гитлеровекого
режима, против войны, за  <вободную
Германию,

Долой разбойничью войну,  затеянную
Гитлером и его сворой! в

Долой Гитлера и его банду, наживаю-
щихся на войне!

Да здраветвует свободная Германия!

собственноручные подписи

Германию

a

+

ehh . az (
и во

Arh Pe

of

солдат к солдатам немецкой армия,

-’_ идут ко дну.

Два  похола не дали результатов.
И командир, и комиссар подлодки ва рас-
спросы Товаришей с большой неохотой

выдавливали из себя знакомую фразу:
«Так. ничего особенного». Это значило —
лолка не встретила в море противника.

Третий поход начался, как обычно. Лод-

Ба вышла из Гавани втихомолку. CKDBIT-
HO. не привлекая  низьих BOOB.
Почти пять суток лодка  бороздила

вражеские воды. Подвечер вахтенный 38-
метил небольшой неменкий транспорт. Ou
сообщил 0б этом команлиру. Kak O рел-
костной находке, Но не успела лодка лечь
курсом на корабль, как Бомандир 001102-
ки заметил идушие слева два  БрУПНЫХ
транспорта пол охраной MHHOHOCDEB.
Командир проворчал: «Ну, вот, так всегла
бывает. то ничего. то сразу целый KO-
роб». Между подлолкой и транепортами
находилась большая банка. На карте ее
глубина была обозначена 14 метрами. Во
можно ли доверять карте? Командир
сказал:
- -= Будем рисковать. Без этого ничего
неё выйлет.

В пентральном отсеке парило молчание.
Командир, не отрывая глаз от перископа,
отдавал приказы. Все знали, что вот в
эти несколько минут, пока лодка прохо-
дит над банкой, решается исход операция.
Лодка плыла над огромной каменной с5з-
лой, выпирающей со два моря и преда-
тельски прикрытой тонкой пленкой воды.
Пе днищу лодки словно парапвули ког-
тями. Предельная перископная глубина!
Eme секунда — и лодку выбросит наверх,
под жерла пушек миноносцев. Но, вопреки
ожиданиям, лодка застыла на месте, Она
беспомощно лежала на вершине гранитной
банки. ‘выставив над морем перископ и
край боевой рубки., Командир приказал
дать задний ход. Лодка не двигалась, ©
места. Вражеские транспорты и минонос-
цы подхолили все ближе и ближе. Нако-
Hen, серия бешеных ударов винта елви-
нула лодку < места. Еше, еще! duua
людей посветлели. Лодка медленно сползала
6 подводной скалы.

Когла командир подошел к перяскопу,
ни транспортов, ни миноносцев уже не
было на горизонте. Инженер-механик Че-
любаев сообщил о повреждение одного из
механизмов. Командир взглянул на Е0-
миссара. В обычных условиях слеловало
известить командование и просить разре-
шения возвратиться на базу. Но тут и
командир, и комиссар понимали, что этого
телать нельзя.

— Будем исправлять механизм в MO-
ре, — решительно сказал комиссар.

Двое суток под ряд исправляли меха-
usu. Краснофлотец Чернышев пять часов
не отходил от токарного станка и сделал
нужную деталь. Нредстояла сборка Mmexa-
низма. Коммунисты Морозов,  Проничев,
Рошин и Туголуков, надев водонепроницае-
мые костюмы, исчезли за бортом лодки.

—
0 pe ante ge a —ж——————ддди

Ветер гуляет по бескрайней снежной
равнине, волнами  полнимая  колючую
снежную пыль. Трехтонный грузовик
бежит по ровной дороге. Младший лейте-
нант Немов, пряча лицо в широкий во-
ротник дубленого полушубка, замечает:

— Если бы не саперы, застряли бы
мы в поле.

Немова лежавший

поддержал рядом

командир: [nasa aise настилы. Более 500 метров ta-

— Саперы, они видны сейчас. Едешь
и везде их работой любуешься.

ne ———_—д———
т

Пятибалльный ветер накрывал их леданой
волной. Аюди работали, преодолевая ско-
вывавшую тело усталость, Наконец, все
б акончено,

кий полярный лень `сбокрашал и
без того ограниченные возможности по-
исков врага. Проходили томительные часы.
Й вдруг на горизонте был замечен вра-
жеский транспорт. Сближение. Атака! Две
торпелы понеслись в сторону врага. Надо
было вилеть липа подводников, когза
команлир и комиссар сообщили им о по-
топлении первого транепорта. Векоре пол
лодка уничтожила большой немейкий тан-
хер. а еше через песколько суток пол но-
com v германских миноноспев потопила
лва транспорта с оружием и войсками.

Из третьего похола лодка возвратилась
со славой. Она вошла в Гавань, подобно
остроносому айсбергу. Толстая зеленовато-
прозрачная корка льда покрывала ев bom
вую рубку, орудия и леера. С антенн
спускались тяжелые ледяные сосульки.

— Так. ничего особенного! Поход, кзк
поход. — отвечал на расспросы командир
подлодки. -

... Снова в плавании. После многих
дней беснлодных поисков вдоль вражеско-
то побережья вахтенный заметил траль-
шик. Вскоре обнаружили и другой. Они
усиденно прочищали вхох в Фиорд. «Это
не спроста», — решил командир. Cram
поджидать дальнейшего развертывания со-
бытий. Стоило ждать. В фиорде показал-
ся большой транспорт. Атака! Командир
й комиссар поочередно взглянули в перва-
скоп. Транспорт погружался в воду.

Еще один транспорт был обнаружен
назавтра. Он двигался под охраной мино-
поспа. В перископ было видно, каЁ мино-
носец круто изменил курс. Он шел прямо
на поллолку. Пришлось нырять. Когда
вновь всплыли на перископную глубину,
миноносец уже шел старым курсом.

— Вонтея. маневрирует, —бросил коман-
дир. — Ну, а мы все-таки транспорт
щелкнем. :

Как и всегда, действовали спокойно и
леловито. Через несколько минут там, гле
был транспорт. виднелись лишь труба a
мачта. Корабль тонул.

Последний по счету. седьмой, потоплен-
вый лодкой фашистский корабль оказался
большим транспортом.

..Когда командующий флотом прибыл
на подлодку. его встретили люди в теп-
лых полушубках н ушанках. У них были
уставшие, но счастливые лица. Много
дней. не раздеваясь, они несли боевую
вахту, много часов под ряд не спали. 99
были люди 060б0го покроя. выносливые,
закаленные в боях с врагом.

А. СКЛЕЗНЕВ,
спец; корреспондент, «Известий».

СЕВЕРНЫЙ ФЛОТ, 12 февраля.

_ Саперы в зимнем наступлении.

Там, где пройдет пехота и даже пушка
среднего калибра, не всегда  проскочит
танк, особенно тяжелый. Толщина льда
на реках в этих местах но превышала
45—50 сантиметров. & минимальная тол-
щина, необходимая для безопасного про-
хождения срелних танков и гусеничной
артиллерии, — 60—70 сантиметров. И с4-
перы утолщали лел, строили на льду спе-

ких переправ ‘было построено за 2—3
дня. Тяжелые бревна саперы талниля в

Цохвальный отзыв о работе  саперов  месту переправ за 10—15 километров:
напомнил нам беседу с подполковником! для преодоления оврагов и маленьких
Фирсовым. Начальник инженерной служ-  речушек были сооружены передвижные

бы соединения
цифр:

— За одни сутки наши саперы про-
ложили более ста километров коловных
путей и автомобильных дорог, а если счи-
тать И санные пути, идущие к насту-
пающим подразделениям, — всего наберет-
ся километров триста.

‚Новые ‘дороги лежат в густых зарослях
приозерного камыша и B чащах кустар-
ника, пересекают болота, озера и при-
чулливыми узорами вьются по замерзшим
руслам рек и речушек. По этим дорогам,
в обход населенных пунктов, незаметно
для противника продвинулиеь в свое врё-
мя передовые части с артиллерией и тан*
ками, а теперь по ним беспрерывным по-
током движутся свежие части, артилле-
рия. Дороги уже обжиты, стали  магя-
стралями, связывающими передовые чаети
в тыловыми базами.

Инженерные войска
ценной выдумки,
THBBI.

Одними лопатами немыслимо было за
сутки проложить такие дороги. Были раз-
работаны конструкции и по ним построе-
ны специальные снеговые треугольники.
Трактор, идущий по снежной целине. та-
nia за собой тяжелый треугольник, оета-
вляющий глубокий ров в несколько мет-
рев шириной. Некоторые треугольники
имели отсечные крылья, и тогла ширина
свежного рва еще увеличивалась.

разговаривал ЯЗЫБЭМ

проявили
находчивости,

много
ивициа-

мосты.

Артиллерия для быстроты и легкости
переброски была поставлена на сани.
Здесь саперы действовали в тесном 69-
дружестве с артиллеристами. Одна сапер-
ная часть за 5 дней построила свыше
сотни саней для пушек.

Саперы шли вместе с наступающими
частями и нередко сменяли лопату 4a
винтовку, вступая в ae с врагом. Сапер-
ное подразделение Горбунова отбило атаку
немпев нз село Ю. Фашисты, потеряв ве-

сколько лесятков человек убитыми, бежа-
ли от наших саперов.

В Go с немпами отважно вел себя
воентехник 1-го ранга тов. Панов Е

лично уничтожил 10 фашистов. В разгар
09я вражеская пуля ранила Панова, в
он продолжал оуковолить боем ло полного
разгрома немпев. Сапер Соколов бросился
в догонку убегавшему немепкому пуле
метчику, догнал его на льду реки, при
колол штыком и доставил пулемет в CBI
часть. Младший лейтенант Великанов ¢
тремя саперами захватили в плен 5 не-
мецких саперов, срели них обер-лейтенаи-
та. Саперы майора Иванова отбили у вр1-
га 13 противотанковых пушек,

Л. КУДРЕВАТЫХ,
спец. корреспондент «Известий».

СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ФРОНТ, 12 фе

На переднем крае

Это было на передней линии одной из

наших частей. Неожиданно прямо перед
нами высоко над землей стали появляться
черные дымки. Вначале думалось, что это
наша шрапнель, потом мы приняли это за
разрывы бризантных снарядов, и только,
приглялевшиеь к тому, как распределяют-
ся в возлухе вспышки, бойцы поняли.
что стреляет неменкая зенитная артиллерия.

Вскоре увидели мы и наши самолеты.
Их было шесть: четыре тяжетых бомбар-
дировщика и два нетребителя.

Огонь зепиток между тем успливалея.
Дым от овавшихея снарялов сливался уже
в целое облако. но советекив бомбардиров-
щики, не нарушая строя и плавно сни-
жаясь, шли уже по кругу, очевилно, нал
каких-то важным об’ектои. И вот раз-
хаются первые оглушительные взрывы
Сбрасываются бомбы крупного калибра,

— Так, так. — слышится
. ядо :
пот, — так! Ви

Кто-то сочувственно кивает головой.

Вдруг один из бомбардировщи:
щиков начал
jeanne странно крениться набок. Затем
он резко пошел на снижение, Сразу мель-

вкнула неприятная мыель.. Самолет круто,
почти отвесно шел вниз.

— М-ла-а, — заметил в наступившей
тишине красноармеец. — ну, что же, №
воине не без этого... Г

Вакто ему пе ответил,

— Пикирует, пикирует!-—влруг rpow-
ко и радостно закричал кто-то далеко в.
цепи, и все встрепенулиеь. — Смотрит,
смотрите!-—Велед за тем олин за луг
раздались три сильных взрыва. Вл
бойпы опять подняли глаза, самолет был
Уже высоко вал землей.

Oka спустилась ночь, стало горячо п
на земле. Бойцы, готовились & этак.
Пре; отояли р тут важные mena. Ho Kaa
дый, кто ‘полжен был действовать ceive
злесь. на земле, попрежнему пумал о тех
ЕТО Только-что самоотверженно. босетраи-
но действовал в возлухе. Палекив образы
неизвестных пилотов стали как бы ошути-
мы и осязавмы. Вместе с бойцами-пехо-
тинцами они шли в эту ночь в атаку.

Г. БРОВМАН,
спец. корреспондент «Известий»,

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 12 февраля

И

er

—