2)
>

v Ry
An

ОМК
etn.
aay.

Oy

hy
Chany
Cg.
44.
АНИ
Depa.

Vmey
МИН
МИН
ПУ
Rory
бы

ом
[И

о
  №
и

Пе

бы

Tel
бы
Мото
А
ON
ВЫ

ПВ
КОЗА
abi
ata
Шо:
rani
Hts
(its
в
3-3
ру
TOR;
ТО
alt

OCT

ПЯТНИЦА, 13 ФЕВРАЛЯ 1942 г. № 36 (7722)

ААА ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ СССР

—_д——— rete es ane

Освобожденным
братьям

ИВАНОВО, 12 февраля. (По телеф. от
соб. норр.). Трудящиеся городов Иванова и
Палинина связаны крепкими узами друж-
бы, которая началась несколько лет назад
соревнованием работников текстильной про-
мыпленности. Ивановцы не забыли о сво
их друзьях и ‘сейчас. в суровые дни вой-
ны. Трудящиеся Иванова организуют ши-
рокую и всестороннюю помощь населению
освобожденных горолов и сел Калининской
области.

Уже собрано свыше 7 тыс. различных
зощей, в том числе белье, одежда, обувь,
посула. Владимирские железнодорожники
собрали для освобожденных железнодорож-
ных узлов 16 комплектов инструмента и
запасных частей. Колхозники Гаврилово-
Посадского района вымеляют семенное зер-
в. Комсомольны гор. Коврова собрали
700 фрез, натильников, ключей, 24 ком-
плокта метчиков для МТС. Учащиеся
т. Александрова собирают книги, учебные
пособия и т. д. Из Иванова выехала в oc-
зобожденные районы звуковая кинопере-
ВЕК.

Подарки ‘юных
патриотов

ТОРЬКИЙ, 12 февраля. (По телефону
ot cod. корреспондента). По A

иницизтиве
ующихея школ  Автозаводекого района
торода Горького школьники  Горьковокой

области собирают одежду, обувь, учебни-
Ki, своими силами изголовляют неслож-
ные учебные пособия H Bee это’ отправ-
IMT в открывающиеся школы освобож-
днных от немцев районов.

На-днях партию различных вещей, <об-
ралных по району, отправили детям уче-
ити школ Ветлужекого района. Отправ-
кю блыше `400 вещей — пальто, ша-
ок, Валенок, детеких платьев. Вместе с

тларками многие ребята посылали
ПИСЬМА,
Ученица школы № 1 города Ветлуга

Тиля Новоселова в свой подарок вложила
счедующее письмо: «Милая девочка, по-
chia тебе мой подарок. Носи ето и пом-
ни, что у тебя много, много друзей, что
ты никогда не будешь одинока, потому
чю в нашей великой стране 060 всех

детях заботится любимый Сталин».

Зимняя зачетная сессиз в Ленинградском
университете. Проф. С. `С. Кузнецов при-
нимает зачет по геологии:

Фото Л. Бернштейна.

ЖЖ прп ЖЖ ЖЖ ЖЖ ЖЖ ЖЖ

иатчиками Григорьевым, Колетником, Олей-
другими вели огонь по указа-

ке свыше 4.500 запасных

Леловая

Отступая, немецко-фашистские за-
хватчики с особым остервенением разру-
шают транепорт.

Наша обязанность — помочь трудящих-
сл освобожденных областей и районов бы-
стрее восстановить разрушенное немецки-
ми бандитами хозяйство и в первую
очередь железные дороги, чтобы в любых
условиях обеспечить бесперебойную связь
тыла © фронтом.

Коллектив Чискинекого узла [ на Юго-
Восточной дороге начал большое и важ-
ное дело. За счет изыскания и использо-
вания внутренних ресуреов здесь во вне-
урочное время уже подготовили к отправ-
частей = La

ремонта вагонов, изготовили

паровозов,

много личного инструмента, телеграфного
оборудования ит. д.

таваясь после работы. люди этого
узла с неутомимой энергией изготовляют
все, что требуется для восстановления
нормальной работы нз соседней дороге.
Народный комиссар путей сообщения
тов. Л. М. Каганович одобрил этот заме-
чательный почин. В своей телеграмме
парком писал: «Заслуга  лискинцев и
россошанцев состоит в том, что они ва
деле выполняют указание нашего великого
Сталина 0 перестройке всей работы на
военный лад, о помощи фронту для даль-
нейшего продвижения вперед нашей слав-

ной Красной Армии, наносящей удар гит-

леровским бандитам. НЁШС твердо уверен
В том, что лискинцы и россошанцы с че-
стью выполнят взятые обязательства.
НЕНС надеется, что их боевая инипиати-
ва будет подхвачена работниками всех
фронтовых и прифронтовых дорог, кото-
рые с удесятеренной энергией помогут
ускорению восстановительных работ и тем
самым быстрейшему разгрому и полному
уничтожению немецко-фаптистеких захват-

чиков».
Ночин лискинцев горячо подхвачен же-
лезнодорожниками нашей дороги. На

крупных узлах и станциях, в мастерских
и дено создаетея фонд материально-пронз-
водственной помоши подшефной Северо-
Донецкой железной догоге. :

С каждым днем ширится братская по-
мошь. Грязинские железнодорожники Bd
внеурочное время уже отремонтировали
шесть паровозов, изготовили 4.000 запас-
ных частей и инструментов. В xzeno Poe-
сошь комплекеная бригада слесаря тов.
Ковалева дополнительно выпустила из
промывки несколько паровозов. В этом
депо за первые 4—5 дней изготовлено
два полных, комплекта инструмента для

помошь

влесарной бригады, комплект инструмента
для ремонта естаночного оборудования, ве-
сколько тысяч запасных частей и хдета-
лей. Нет сейчас на Юго-Восточной дороге
такого коллектива. гле бы не готовили
запасных ‘частей для отправки в поднед:-
ные узлы и депо, находящиеся на терри-
тории, освобожденной от немецких окку-
иантов.

На подшефную дорогу отправляется пе-
редвижная амбулатория ` для ‘ оборудованая
полевых станций. На одном из узлов Се-
веро-Доненкой дороги силами Юго-Восточ-
ной булет открыта стапионарная поликли-
ника, для которой вылелены необходимые
оборудование и медикаменты, Кроме того,
укомплектованы детские ясли.

Деятельное участие во всех этих рабо-
тах принимают члены семей  железно-
дорожников. Они собирают учебники,
Bema бытового обихода, обувь. белье.
Тишь в одном ДЛискинском yale за хе-
сять лней собрано 300 всевозможных ве-
щей. Семьи  железнодорожников — здесь
провели воскресники и весь заработок
перечислили в фонд помощи подшефной
дороге. г
_ Железнодорожники Юго-Восточной доро-
гн обратились с призывом ко всем желез-
нодорожникам Советского Союза помочь
дорогам, пострадавшим от немецких за-
хватчиков.

В мастерских и депо найдется немало
станков и различного оборудования, часть
которого без ущерба можно выделять лля
полшефной хороги. На Юго-Восточной это
приняло уже конкретные формы.  Ёроме
выделения станков, мы посылаем три пу-
тевых  восстановительных  длетучки, два
рельсоремонтных сварочных поезда.

Связисты Лиховекой, Россошанской и
других дистанций  реставрируют старые
коммутаторы, телефонные, телеграфные и
блок-аппараты, готовят для  подшефной
дороги кадры  телеграфистов, монтеров.
Нутейцы многих дистанций реставрируют
стрелочные переводы и другие   материалы.

Коллектив ‘работников Юго-Восточной,
стремясь оказать  материально-производ-
ственную помощь подшефной дороге, вме-

сте с тем ни на минуту не забывает 06)

оказании ‘производственной помощи фрон-
ту. Железнодорожники нашей хороги при-
ложат все силы к тому, чтобы, ускорив
продвижение поездов, бесперебойно подво-
зить Красной Армии все необходимое для

разгрома врага.
Г. КАРАКОВ,
начальник политотдела Юго-
Восточной железной дороги,

Весна на Вахше

СТАЛИНАБАД, 12 февраля. (По теле-
фону от соб. иорр.). В Вахшекой долине
Таджикистана зимние дожди со снегом все
чаще сменяются теплой, солнечной, ве-
сенней погодой — на южных предгорьях
уже пробивается первая зеленая трава.
Многие колхозы Октябрьского района раз-
вернули весенние полевые работы, закан-

чивают зимнюю очистку оросительных ка-

налов, арыков, промывку хлопковых план-
таций,. сеют. зерно. .Стахановекая и

тябрьская МТС полностью отремонтировали

тракторы, подготовив за зиму 65 новых
тракториетов. № концу февраля будет вы-
пущено еще 75 трактористов. :

Весна торопит людей. В горы далекого

Хаптского района, гле еще лежит глубо-
кий снег, из Октябрьского района послан
караван верблюдов за семенным матерна-
лом. Переселенцы из’ Хаита, хлопководы
Вахша пз колхоза имени Андреева рени-
ли отказаться от государственного завоза
хлеба и производить его у себя без ущер-
ба для хлопководетва. Решено также про-
изводить больше каотофеля, раса, овошей.

Прошедшей осенью Октябрьский район
получил задание посеять, помимо хлопка,
1.300 гектаров зерновых культур.  Кол-
хозники района перевыполнили план сева
озимых на 231 проп. Нынче намечено
освоить сверх плана дополнительно 2.000
гектаров. Носевы одного риса будут уве-
личены в четыре раза.

В переселенческом колхозе горцев - име-
ни Андреева, где председателем работает

Лейтенант Николай Козлов

Некоторые товарищи по батальону на-
зывают лейтенанта Козлова чрезмерно
смелым, безрассудно храбрым человеком.
Но храбрость Николая Козлова — храб-
фесть героя,
Николай Козлов был ранен четыре pasa.
Немцам дорого обошлись раны этого чело-
века. Лейтенант бил их из пулемета, из,
автомата, из пистолета — бил беспожад-
но. Взорванные Козловым нбёмецюие тан-
ки, автомашины, повозки с боеприпасами
усеяли своими обломками длинные версты
российских дорог. Молодой ‘лейтенант —
человек широкого размаха. Бить немцев
поодиночке —— это его не устраивает. Он
бьет их десятками. Так когда-то дрались
с врагами запорожцы, сказочной  храб-
рюстью удивлявшие мир. Недаром любимая
книга Козлова — это «Тарас Бульба».
Уходя в бой. лейтенант берет с. 6060й
15 ручных гранат и дюжину запасных
обойм для пистолета. Будьте уверены —
даром они у него не пропадают.

*

Батальон получил приказ — пройти в
тыл врага и разгромить немецкий 0603,
двигавшийся по лесной дороге. «Разгро-
Мить» — это слово было по. душе Ha-
колаю Козлову. «Пройти в Тыл» — что
может быть лучше?

Вечером батальон выступил — ночью о8
был далеко в лесу. Осторожно пробираясь
срели деревьев, люди приближались к л0-
роге. Затем батальон остановился, выслёв
вперел разведку. Прошло немного време-
пи, Козлову показалось, 910’ - разведка
действует слишком медленно. Ему всегда
казалось, что люди воюют недостаточно
быстро. Он взял с собой связного Хайру:
Вскоре лейтенант

лина и пошел вперед. 2
услышал шум моторов, конский топот,
непонятные слова немецкой песни. Длин-

ная колонна растянулась больше чем ва
километр. медленно подвигаясь по узкой
дороге. Козлов вернулся к командиру ба-
тальона и сказал:
— Время не ждет, надо нападать.
Команлир батальона разрешил действо-
вать, Козлов взял две роты, подошел &

и она побеждает в раза:

дороге и расположил вдоль нее  бойнов.
Условным сигналом для нападения дол-
жен был служить взрыв первой гранаты,
которую бросит Козлов: Пропустив несколь-
ко машин, он поставил «лимонку» на
боевой взвод и швырнул ее в грузовик,
набитый солдатами. Прогремел взрыв,
грузовик полетел в воздух вместе с мо-
торизованной пехотой. По всей дороге за-
гремели взрывы, немецкие  автоматчики
выскочили из грузовиков, стали трасеп-
руюшими пулями  прочесывать кромку
леса. Перебежав дорогу, лейтенант вгорвал
второй грузовик и прилег в кустах,
укрываясь от обстрела. В слабом свете
пролетающих нал ним трассирующих пуль
он увидел автоматчика метрах в пяти от
себя. Лейтенант пожалел гранату, он пол-
полз к немцу и убил его выстрелом в
упор из пистолета.

Легковая машина, под’ехав к взорваз-
ному ‘грузовику, резко затормозила. Коз-
лов подбежал к машине, ударил рукоят-
кой пистолета в стекло — оно зазвенело,
разбилось вдребезги.

Козлов увидел сквозь мрак и дождь, каЕ
три обалдевших немна стали вылезать из
машины. Он застрелил ях из пистолета
одного за другим. Затем он влез в маши-
ну, нашел автомат и забрал его себе.
Сел за руль. проехал несколько метров,
й в это время кто-то из темноты бросил
гранату, думая, что едет немеп. Взрывом
оторвало вею заднюю часть машины, и

Козлов, ругаясь, выкатилея в придорожную
канаву. Впоследствии оказалось. что грана-

ту бросил олин из приятелей лейтенанта.

Отхышавшись, Козлов стал размышлять, что

делать дальше. Он оторвался от своих бой-
пов. Дорогу обстреливали вдоль и попе-
рек. с одной стороны стреляли немцы, ©
другой — наши, возвращаться было опас-
но. Лейтенант двинулся вперед — к нем-
нам. Он пошел лесом вдоль дороги. Но-
слышались голоса немецких автоматчиков,
один из них, очевидно, офицер, отдавал
распоряжения. Остальные столпились во-
круг него, Козлов швырнул две гранаты
в самую середину и кинулся в глубь леса.
Пробежав метров 50, он услышал, что

депутат Верховного Совета Таджикской
ССР Нани Шармпов, план сева  продо-
вольственных культур перевыполнен путем
освоения целинных земель в горах и бро-
совых солончаковых площадей. Люди кро-
потливо очищают землю от камня, роют
новые каналы, арыки. промывают содон-
чаки. y

В хлопководческом колхозе впервые
создана зерновая полеводческая бригада.

Слесари
тт. E
дню ХХГУ годовщинь Врасной Армии до-
вести выработку до 150 процентов нормы.
Работая на сборке минометов. та. Жаров и‘
Седов уже сейчас перекрыли свой обяза-
тельства и выполняют производственные

одного из московских заводов
ров (слева) = Седов обязались ко

задания на 259 процентов. .

Фото В. Мусинова.

По Советскому
Союзу

‚ ® Сахарную свеклу впервые начнут
сеять в Тельманоком, Осакаровском и хру-
гих районах Карагандинской области.
Свыше 300 гектаров лучших земель вы-
деляется в колхозах пол  свекловичные
плантации. Карагандинский совхоз, ус-
пешно производивший в течение несколь-
ких лет опытные посевы сахарной свек-
лы, отводит под эту новую лля Северного
Вазахстана культуру 200 гектаров хоропю
обработанных поливных земель.

* Пераходящие красные знамена имени
Пятой стрелковой дивизии и имени Второй
гвардейской стрелковой бригады  утвер-
ждены Военным советом Сибирского воен-
ного округа. Эти почетные знамена будут
вручаться передовым коллективам Томской
железной дороги, показавшим в дни вели-
кой отечественной войны образпы лунин-
ской работы.

* Более 224.000 оублей в дни войны
сберегли работники ватонной службы
Ташкентской дороги, внедряя рационали-
заторские предложения. В Ёзыл-Ординском
дею десятки тысяч рублей сэкономили
раписнализаторы, предложившие приборы
для массовой нарезки гаек и изготовления
шилантов из металлических отходов.

* Эксплоатация Кугитанского угольного
месторождения недавно начата в Туркме-
нии. Кугитанский уголь отличается боль-
шин содержанием углерода, малым коли-
‘чеством серы, малой зольностью. Тепло-

Таким образом, в колхозе имени Сталина  творная способность угля очень высока.

вместо 32 гектаров по плану было созда-
но и засеяно 112 гектаров. В колхозе
имени Ворошилова вместо 27 гектаров по
плану засеяно 148 гектаров. р

В прошлом голу Октябрьский район хал
стране хлопка египетских сортов на 2.000
тонн больше, чем в позапрошлом году.
При этом МТС сэкономили 11.620 кило-

траммов горючего. Нынче район собирает-

ся вырастить более ботатый урожай хлоп-
ка. Впервые на площади в 2.000 гекта-
ров проведена обработка почвы по методу
акалемика Вильямса. Передовые хлопкоро-
бы — звеньевые Исмаилова Саломат из
колхоза «Пролетарий», Юльчиева Айчи из
колхоза им. Карла Маркса уже подготови-
ли свои участки под посев хлопчатника.
Улелив 060бое внимание cOopy местных
удобрений, колхозники вывезли на поля
тысячи тоин навоза. На-днях состоялся
слет передовиков сельского хозяйства Ок-
тябрьского района. Они вызвали на с0-
пиалистическое соревнование колхозы с0-

седнего Курган-Тюбинского района. Вызов’

принят.

ETO-TO гонится за ним вслед. Он прислу-
шался — за ним бежал человек. Лейте-
нант вложил в пистолет запасную обойму
и стал ждать. Он услышал голос, негром-
во окликающий:

— Товарищ лейтенант, товарищ лейте-
нант!

— Ты кто? — спросил Козлов из тем-
ноты. ие

— Сержант 8-й роты.— ответил голос.

—- Или сюда.

Два командира, с минуту посовещав-
шись, решили лесом возвращаться Е
своим. Ови отхлебнули из фляжки й двя-
нулись в путь. По дороге они наткнулись
на боевое охранение немцев. Ёозлов при-
нял решение: атаковать врага. Тем более,
что он был уже не один — под его на-
чальством находился младший командар.
Они взяли по две «лимонки», нодползаля
EK немпам, бросили гранаты и открыли
яростный отонь из автоматов. Упелевшие
немцы побежали 5 дороге, двое наших
командиров стали поспешно отходить в
противоположную сторону.

Мокрое, серое утро с трудом проникало
в чашу леса. и в его слабом свете коман-
лиры лобрались до своего батальона. Там
Козлова ечитали погибшим, не его появле-
нию особенно не удивились, потому что
он уже неоднократно числился мертвым,
но каждый раз возвращался в батальон
Живым.

*

Совсем недавно, командуя батальоном,
Николай Козлов отбил у немцев противо-
танковый ров. Вечером `-на’ командный
пункт — крошечную землянку, у которой
плашпалатка служила дверью,  прибе-
жал командир пулеметной роты Безуе. Он
сказал, что немпы пошли в контратаку.
Козлов вышел из земаянки, подполз к
бровке рва и увидел около двадцати нем-
пев. делающих прохолы в проволочном
загражлении. Справа из-за перемычки ав-
томатчики били продольным огнем, мины
рвались во рву, хорошо приетрелянном
немцами. Козлов мгновенно оценил обета-
новку, попросил по’ телефону артиллери-
стов открыть заградательный огонь, что-
бы немцы не могли подбрасывать подкре-
плений, и принял бой. Заработали на-
ши пуаеметы. Политрук Сергеев © авто-

* 5.606 литров молока от каждой фу-
ражной коровы получили в прошлом году
животноводы орденоносного совхоза «Ва-
раваево». Доярка А. Нилова от’ рекор-
листки «Нитка» надоила 12.900 литров
молока. Наивысший суточный улой «Нит-
ки» составлял 62,5 литра. Перевыполнив
месячное задание, коллектив совхоза еже-
дневно сдает госуларетву по нескольку
сот литров молока сверх плана.

* Нонцерты и спектакли в 40 иолхозах
Тарбагатайского и Мухоршибирского ай-
мазков Бурят-Монгольской АССР провела в
январе бригала ордена Ленина  Бурят-
Монгольского государственного драматиче-
ского театра. На концертах и спектаклях
присутствовало более 14 тысяч колхозни-
ков.
* 745 изб-читален, колхозных клубов
H домов культуры ведут массовую агита-
ционную и оборонную работу среди гор-
цев Дагестана.

ником и

ниям Козлова точно и расчетливо. Рядом

© Безусом у пулемета лежал комбат, они
стреляли по очереди и вдвоем уничтожи-
ли 0 немцев — всех тех, кто похо-
брался к колючей проволоке. Бой прбдол-
жалея 2 часа, атака была отбита, pac-
терявшиеся фашисты молчали всю ночь—
не могли притти в себя.

Наутро немпы, собрав xo батальона
пехоты. снова бросились в атаку. Цьяные
солдаты гибли лесятками, однако некото-
рым из них на правом фланге удалась
прорватьея и проникнуть в ров. Дейте-
нант говорит, что он никогда в жизни
не забудет последовавшей рукопашной
схватки. Справа от него командир роты
Дубовеп е красными от бессонных ночей
глазами бил немпев по головам `миноме-
том, как дубиной. Сам Козлов, раненый в
правую руку, в упор стрелял в напираю-
ших немпев, держа пистолет в левой руке.
Толстый офипер в шубе шел прямо на
него. У Козлова кончились патроны и не-
когда было сменить обойму. Лейтенант бро-
сил немпу пистолет в липо, и пока тот
моргал, бовп Воробьев убил его выетрелом
из нагана. Повсюлу валялись немецкие
трупы, целый день бойцы страдали от
жажлы — воды не было, а чистого снега
во рву нельзя было найти, — снег был
покрыт трупами и пропитан кровью.

*

Великая отечественная война удесяте-
рила богатырскую силу народа. Люди. пд-
добные Герою Советского Союза Козлову,
не исключение, Это они гонят звериную
орду от Москвы. ‘гонят и громят ве так.
что весь мир смотрит на WAX © изумле-
нием, благодарностью и надеждой. Это
они отстояли Ленинграл, еамый  муже-
ственный горол мира, несгибаемый, зане-
сенный сугробами жестокой зимы. Ha
долю советских людей выпали великие
жертвы и великий жребий: в грозных
боях вернуть свою священную землю и
навеегда уничтожить дикий позор и срам
человечества, имя которому — фашизм.

А. ГИТОВИЧ.

ЛЕНИНГРАДСКИЙ ФРОНТ, 12 фев-
раля,

1свой след на травмах. Величина обкалков

Искусство хирурга^

Вслед за теми, кто
боя, © новых видах вооружения узнают
хирурги.

Современная война изменила  сложив-
шиеся ранее представления 0 характере
ранений. Новые химические составы метал-
ла, из которого лелают енарялы, оставляют

сражаелхя на поле

и‘ сила их движения определили новый вил
ранений В первую очерель аб этом уз-
нали хирурги. изучающие такую нежную
и чувствительную область, как глаза
человека. 1

Не так хавно профессор В. П. Страхов
произвел чрезвычайно интересную опера-
цию. 0. ней хочется рассказать.

В госпиталь поступил летчик © силь-
ными ожогами лица. Во время возлушно-
№ боя на самолете взорвался бак е бен-
зином. машина загорелась. Глаза летчика
были защишены. огонь не поврелил их.
но все лицо было покрыто большими и
глубокими ожогами. В пору, когла летчик
поступил в госпиталь. ожоги уже зажили
и были стянуты громалными рубпами. Два
больших рубца. горизонтально пересекаю-
щих лицо. накрепко стянули верхние и
нижние веки и как бы привязали их, не
давая возможности лвигаться.

Глаза летчика перестали закрываться.
Они были всегла обнажены,  всегла без-
защитны. не прикрываемые веками. Он
спал € открытыми глазами и стыдился
этого, и закрывал лицо во сне локтем.
Глаза его высыхали, как высыхает зем-.
ля, ничем не защищенная от солнца.

Это могло оказаться  губительным лля
зрения. :

Вогда летчик лег на операционный
стол, проф. Страхов начал операцию
с того, что удалил рубеп, которым веко
было заперто, как на замок. С внутрен-
ней стороны плеча у оперируемого были
вырезаны лоскуты кожи, несколько боль-
ше по размеру, нежели удаленные рубпы.
Они повторяли очертания века так точно,
Как если бы хирург вывраивал их по
особой выкройке. Это был лар видеть на
глалкой коже очертания того рисунка,
который был нужен, и вырезать его по
воображаемой линии, стоящей перед гла-
зами. ны
Пересадка кожи —— пропесе, требую-
щий большой быстроты. Лоскут кожи от-
делен от человеческого тела; на какие-то
секунлы он лишен питания, он не мертв.
но как бы пребывает в глубоком обморо-
ке, Если не соединить его мгновенно с
живой кожей, — он умрет. Нало немед-
ленно поставить его в условия сообше-
ния с материнской почвой. Хирург накла-
дывает его, закрывая пурпурное кровото-
чащее отверстие.  находящеея в TOM
месте, гле должно быть веко. Он приши-
вает лоскут,  появляетя новое веко,
сделанное чуть более просторно, как
одежда, сшитая на роет.

Возникает вопрос: будет ли новое веко
облалать способностью двигаться? Перева-
жен только кусочек кожи. а не мыш-
на, — что же даст ему силу сокращения?

Но мышца, ‘которая двигает веко, не
утратила своей силы, она только стянута
‘рубцом: едва ee освободили от рубца. как
она снова обрела способность двигаться.
И когла лоскут кожи приживилея на но-
вом месте, когда были сняты швы и У
глаза появилось верхнее и нижнее веко,
человек впервые сделал легкое. давно за-
бытое им мышечное усилие, — и веки
опустились. заклыв глаз, принеся ему
отдых ий успокоение.

Обычно для пластических операций
выжидали время, необходимое для Toro,
чтобы процесе рубцевавия совершенно за-
кончился и рубцы приняли свою оконча-
тельную форму. Такой процессе длился,
как правило, очень лолго. В дни войны
хирургу трулно требовать для себя права
на тврпеливое ожидание. Ёели нельзя по-
торопить природу. можно в некоторых
случаях обойти ее. Проф. Страхов начал
делать пластические операции раньше, `
чем заканчивалось рубневание. Для того,
чтобы рубеп, формируясь. не стянул но-
вую кожу. ов брал для пересалки лоекут
большего размера. нежели обычяо, —е
запасом. Это лавало ему возможность со-
крашать. сроки. полагающиеся на рубне-
вание. приступая к операций значительно
раньше установленного прежними правя-
лами времени.

В тех случаях, когла возникало сомне-
ние. что своболный. отлеленный от тела
лоскут кожи по состоянию оперируемого
не приживется на новом месте. проф.
Страхов пересаживает лоскут кожи с с9-
селнего. ближайшего участка. не отделяя
его до конца, оставляя лоскут как бы на
ножке. которая сохранит ему питание.

Мне довелось присутствовать в госпи-
тале на одной   из таких операций. Ha
нижнем веке оперируемого сидела злока-
чественная опухоль. Она была багрового
цвета, с мозолиестыми краями и нахоля-
шейся в: центре язвой. Хирург расслоил
веко на две части, чтобы освобохить оено-
вание опухоли. Он вырезал опухоль нож-
ницами, выдернул с корнем из тела, как
сорную траву; зайдя за пределы опухоли,
он очистил кожу со всех сторон от щу-
пальцев, которые онухоль могла  протя-
HVTb к здоровым тканям.

Пол глазом оперируемого образовалось
небольшое, наполненное ‘кровью озерце;
хирург засунул в него пальцы, прощупал
хышцы, — сни были сильны и здоровы.
Над кровоточашей ранкой был оставлен
нетронутым узкий мостик кожи, опушен-
ный ресницами, — он был оставлен для
того. чтобы сохранить конфигурацию века.

Затем хирург сделал надрез на щеке
сперируемого — нечто в роде удлиненной
буквы «0», не лорисованной сверху. 05-
разовалея лоскут кожи, держащийся. на
ножке. Естественно было предположить,
что надрез булет сделан горизонтально, в
одну линию с веком, и лоскут просто от-
вернется и ляжет на место. Вместо этого
хирург рассек скулу оперируемого верти-
кальным надрезом — от глаза вниз. Го-
ризонтальный шов мог стянуть при руб-
певании веко, вертикальный же ничем
ему не повредит.

Хирург притянул пинцетом этот кусо-
чек кожи и слегка повернул его на оси.
На то место, откуда была вырезана опу-
холь, лоскут лег так точно, как если бы
он был вымерен в миллиметрах. Его за-
крепили ‹ швами, реснипы обозначили его
край. Родилось новое веко, здоровое и чи-
стое. Нежный, покрытый кровью, как 1о-
сою. надрез остался там, откуда был вы-
резан лоскут. Хирург прихватил края наз-
реза. они сошлись, швы скрепили их, от
надреза на щеке останется потом только
маленький, елва заметный шрам.

Человек, который лег на операционный
стол с злокачественной опухолью, пере-
нес короткую и безболезненную операпию
й встал с0 стола со здоровой и чистой
кожей. и только в двух местах на ней
были проложены тонкие пунктиры штов.

Это было искусство хирурга, цели-
  pene и точное.

Татьяна ТЭСС.

Моя седьмая симфония

Я начал писать седьмую
в осажденном Ленинграле.

сиубонию
Ramer 1206

героической обороны этого великого горо-

ла был звеном в грандиозной симфонии
борьбы. которую вел наш народ. Я слу-
Wad жизнь, видел напряжение советеких
людей, стремился запечатлеть картины
героических лел в музыке.

Первая часть, написанная в форме сим-
фоничеркого аллегро, навеяна августом в
Ленинграле: в мирную, чудесную жизнь
ворвалась война, повеяло вв безпощалным,
смертоносным дыханием. Ш наш народ-
труженик. нарол-мыслитель. нёрол-созила-
тель стал народом-воином. Обыкновенные
люли становились смельчаками, стойкими
и мужественными, становились богаты-
рями.

В первой части симфонии немало тра-
гических моментов, большой кусок ее за-
HAI реквием: это — скорбь по родным,
любимым, павшим смертью храбрых на
поле боя.

Но в великой отечественной войне мы
несокрушимы. ‘ибо лело наше правое и
боремся мы зз счастье человека. Важлый
из нае стал бойцом. кажлый готов отлать
за родину свою жизнь. Мы тзерло верили
й верим ‘в нашу правлу. Мы знаем, что
Гитлер булет разбит. а советская. русская
земля похоронит врагов. сколько бы их
ни было. [оэтому общее настроение пер-
вой Часта симфонин — светлое, болрое,
жизнеутверждалюнгее, и

Вторая и третья части. скерпо и ада-
жио. являются  интермелийными между
двумя основными — первой и четвертой.
Я писал скерпо и злажио. когла черные
тучи сгустились нал нашей страной, ко-
гла Красная Армия, отступая Ho сражл-
sch с потрясающим бесстрашием, изматы-

Шефство предприятий

НОВОСИБИРСЕ, 12 февраля. (По’ телеф.
от cob. нкорр.). В Новосибирской области
успешно развертываетея шефетво промым-
ленных предприятий над МТС и колхоза-
ми по подготовк» и проведению весеннего
сева. Деле это. возникшее по инипиативе
областного комитета партий, уже охватило
десятки. районов. Из Новосибирска, Ста-
линока. Томска выехала в  полшефные
МТС. колхозы брагалы квалифипирован-
ных рабочих ¢ инструментами и материа-
лами. Многие прелприятия перелают МТС
и машинно-тракторным мастерским неис-
пользуемое на производстве оборулование.

В Новосибирске шефскую работу’ ус-
пенно начал завол имени Чкалова, Анже-
ро-Судженские предприятия помогают Иж-
морской МТС, Коченевский завол послал
в Врутологовскую МТС бригалу, отправил
тула токафный станок, режущий инстру-
мент. Кроме того, завод принял заказ на
изготовление и реставрацию деталей к

[зала силы противника, истребляла его

соллат, уничтожала его технику. ~

Кажлый шаг отступления Красной Ар-
мии жгучей болью отзывалея в наших
сердцах. Но советский нарол знал, что
его нельзя сломигь, что великие освоболи-
тельные идеи отечественной войны востор-
жествуют. Сыны нашей рэдины перенесут
любые испытания и не отлалут своего
отечества на поругание Гитлеру. Скерпо
и алажие пронизаны уверенностью в
близком нашем торжестве, торжестве сво-
болы, справедливости, счастья. Г

Четвертая часть являетея как бы про-
должением первой. Это — финал, напи-
санный тоже в форме симфонического ал-
легро. Й есла первую часть можно услов-
но назвать «войной», то четвертую сле-
дует назвать «победой». Борьбой не на
жизнь, а На смерть открываетея четвер-
тая часть. Елиноборство света и тьмы пэ-
рерастает в лучесарное ликование Мы
идем в наступление. Родина олерживает
победу.

Сельмую симфонию репетирует оркестр
Госуларетвенного Большого teatpa CCCP
под управлением С Самосуда.

В ближайшее время в гороле Куйбыше-
ве состоится первое исполнение симфонии.
Алу этого AHA с понятным волнением.

Моя мечта, чтобы сельмая симфония
в недалеком булущем была исполнена в
Ленинграле. в полном моем гороле, кото-
рый вдохновил меня на ее созлапие.

Я посвящаю мое самое любимое произ-
веление героическим защитникам Ленин-
грала, Красной Армии. нашей победе.

Композитор Д. ШОСТАКОВИЧ.

над МТС и колхозами

тракторам и сельсхохозяйственным маши-
нам.
Горол Томек взял шефство нал семью
районами и 19 МТС. Шефы соревнуются
на быстрейшее окончание ремонта машин
и инвентаря в колхозах и МТС. Предета-
вители фабрик и заволов предварительно
побылали з селах выяенили 00’ем ремон-
т» потребность в материалах. Затем pe-
монтные бригалы выехали во все МТС.

Заволы и Фабрика Новосибирской. обла-
сти уже послала в МТС и колхозы свыше
2.500 квалифипированных рабочих. Шефы
перелали МТС и МТМ aa опровезление зим-
него ремонта тракторов 72 станка и прес-
ca, 23 электромотора. 5 лвигателей, свы-
ше 4.000 напильняков. около 3.000
сверл, более 1.100 зубил и другой неис-
пользуемый анструмент. .

Исполком областного Совета и обком
партии для оказания на месте практиче-
ской помощи послали 63 инженеров и тех-
НИКОВ.