ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ СССР

Назначение г. Вильяма Гаррисона Стэндли
послом США в СССР

ВАШИНГТОН, 11 февраля. (ТАСС).
Официально об`явлено, что президент СИА.
г. Рузвельт назначил адмирала в отетав-
ке Вильяма Гаррисона Стэндли послом
США в СССР. Г. Лоуренс Штейнгардт, 3a-
нимавший этот пост, назначен послом

США в Турции.
*

Г. Стэндли родижя в Калифорнии в
1872 г., окончил в 1895 г. военно-мор-
ское училище, в 1897 г. был произвелен
в чин младиего лейтенанта и непрерывно
в течение последующих 40 лет служил в
военно-морском флюте США. В 1919 г. он

командовал  линкором «Вирджиния», в
1921—23 г.г. был помощником началь-
ника ° Штаба командующего линейным

флотом, в 1926 г. командовал линкором
«Калифорния», в 1927 г. был произве-
ден в чин контр-адмирала и руководил

отделом подготовки морских кадров, в
1928 г. был назначен помощником
начальника главного морского штаба, в
1930—33 г.г. командовал сначала фло-
тилией эсминцев, а затем отрядом крей-
серов в чине випе-адмирала, а ¢ 1933
по 1937 г. занимал пост начальника
главного морском штаба США. `
Г, Стэндли был членом делегации США
на конференции по морскому разоружению
в Лондоне в 1934 г. и подписал от име-
ни США лондонский морской договор.
Г. Отэндли входил в состав делегации
США на московеком совещании CCCP,
США и Великобритании в сентябре
1941 г. Недавно г. Стэндли был членом
официальной комиссии, назначенной пре-
зидентом США для расследования обетоя-
тельств японского напаления на военно-
морскую базу США в Пирл-Харбор.

НАНАНИНИАННИНА А и

Создание в Англии органа по планированию

ЛОНДОН, 12 февраля. (ТАСС). Rar
передает агентство Рейтер, вчера министр
без портфеля Гринвуд заявил в палате
общин, что функции M0 планированию в
городеких и сельскохозяйственных  рай-
онах Англии и Уэльса, осуществляемые
ныне министром здравоохранения, будут
переданы министру ‹троительных работ,
который впредь будет именоваться «мини-
стром работи планирования». В функции
министра планирования войдет руковод-
ство местными властями в Англии и
Уэльсе в области городекого и  сельско-
хозяйственного плаюирования. В свосй
деятельности министр планирования будет

опираться Ha комитет, состоящий из
представителей — заинтересованных де-
партаментов. В основные функнии этого
комитет» входит обеспечение такого
положения, при котором развитие город-
ских и  сельскохозяйственных районов
проводилось бы на основе единой нацио-
нальной политики.
Далее Гринвуд заявил, что, принимая

это решение, правительство стремилось
обеспечить наиболее полное развитие
посевной площади в Англии, а также

полное использование старых и предетав-
ляющих большую ценность  промышлен-
ных районов.

Чудовишные издевательства гитлеровцев
над пленными красноармейцами в Норвегии

СТОКГОЛЬМ, 12 февраля. (ТАСС). Из
Норвегии сообщают о новых зверствах
немцев в Норвегии, чинимых ими в лаге-
ре советских военнопленных в местечке
Сетермуен близ Барду (Северная Норве-
тия). Вогла пленных красноармейцев при-
везли в лагерь, все они были хорошо
одеты. На следующий же день у них ото-
брали сапоги и теплые вещи. Советских
военнопленных поместили в стойлах ко-
нюшни с земляным полом. Через две пе-,
дели, рассказывают очевидцы, пленвых
нельзя было узнать — до того они были
истощены. Пленных буквально Морят го-
жодом и заставляют при этом работать по
12—14 часов в сутки на лесоразработ-
ках или земляных работах. Одежда у них
износилась, снег забивается в деревянные
баптмаки, надетые на босую ногу, причи-
HAA невероятные мучения. Некоторые
пленные обмотали ноги тряпками, оторван-
ными от собственной олежлы, но эго не
спасает от обморожений, при чем весьма
часты смертельные случаи. Гитлеровны
всячески издеваются над красноармейца-
ми. Однажды в 35-градусный мороз - 60-

на автомобили щебень. Их заставили
ждать машины более шести часов. Мно-
гие обморозили ноги и обессиленные упа-
ли на снег.

Когда военнопленные возвращаютея с
‘работы, можно видеть, что многие из них
опираются на плечи cBonk  товаришей,
так как не могут итти. Немецкие офипе-
ры и солдаты бьют отстающих приклада-
ми, колют штыками. Одного пленного,
пытавшегося поднять упавший кувк
хлеба, закололи штыками, другого немцы
заставили несколько километров бежать,
потом избили прикладами и пристрелили.

Норвежское население питает горячие
симпатии K советским военнопленным.
Одна женщина была брошена в тюрьму за
то, что хотела передать пленным несколь-
ко сухарей. Десятилетнюю девочку, пере-
давшую красноармейцам хлеб, гитлеровиы
в наказание посадили на ночь в темный,
холодный барак. Однажды к бараку совет-
ских военнопленных пришел мальчик и
передал пленным пищу. Гитлеровцы схва-
тили мальчика. Он был осужден судом на

ветских военнопленных послали грузить! год тюрьмы.

Французскую Северную Африку

НЬЮ-ЙОРК. 12 февраля. (ТАСС). Как
сообщает агентство Оверсме ньюс, один
фрапцузский депутат, прибывший недавно
в Нью-Йорк из Марселя, подчеркнул, что
немцы быстро расширяют свой контроль
во Французской Северной Африке. Депутат
сообщил, что тысячи немецких солдат,
одетых во французскую военную форму,
доставлены из Марселя в Оран (Алжир)
на французских судах, охранявшихея в
пути германскими подводными лодками.
Немецкие солдаты вотупили в Африке во
французекий «иностранный легион», ко-
торый временяо еще остается под коман-
дованием французских офицеров.  Однажо
гитлеровцы уже доставили в Северную
Африку также и немецких офицеров; Они

Немцы готовятся оккупировать

`

должны заменить там французских офи-
церов, когда гитлеровокое командование
сочтет это нужным.

Немпы учредили в городе Экс (близ Маф-

селя) свой штаб по переброске германских
  лазки на
солдат и офицеров во Французскую Север-

и Эль-Мекили.
том числе некоторое число танков, в ре-

зультате
ниц для размещения германеких штабных   зртиллер

ную Африку. Официально этот штаб носит
название «германское африканское бюро».
В Марселе реквизировано несколько гости-

Налеты английской
авиации на Бремен,
Брест и Маннгейм

ЛОНДОН, 12 февраля. (ТАСС), В коммю-
нике английского министерства авиации
говорится, что в ночь на 11 февраля ан-
глийские самолеты бомбардировали различ-
ные об’екты в. северо-западной Германии.
Основным об’ектом их налета явилея Бре-
мен. Ёроме того, был совершен налет на
доки в Бресте. Все английские самолеты
возвратились из этой операции. Один 6а-
молет береговой обороны не вернулея из
патрульного полета 10 февраля,

В ту же ночь германские самолеты
сбросили бомбы в одном из пунктов. севе-
ро-весточного побережья Англии. Повре-
ждено несколько жилых домов.

ЛОНДОН, 12 февраля. (ТАСС). В ком-
мюнике, опубликованном английским ми-
нистерством авиации, говорится, что прош-
лой ночью английская бомбарлировочная
авиация совершила налет на ряд 0б`ектов
в Маннгейме. Другие соединения англий-
ских бомбарлировшиков совершили налет
на доки в Гавре и Бресте; Английская
истребительная авиация атаковала аэро-
дромы на оккупированной противником
территории. Из ночных операций не вер-
нулось два английских бомбардировщика.

Потери Англии и держав оси
в воздухе

/

Заявление Синклера

ЛОНДОН, 12 февраля. (ТАСС). Как пе-
редает агентство Рейтер, английский ми-
нистр авиации Синклер в письменном от-
вете на заданный ему в палате. общин
вопрос привел уточненные данные о’ поте-
рях английской, германской и итальян-
ской авиации с сентября 1939 года aa
конца 1941 года. Синклер заявил, что за
период сентябрь — декабрь 1939 гола
германская авиация потеряла 63 самоле-
та, английская — потеряла: 32 с‹амолета.
В течение 1940 года Германия потеряла
4.099 самолетов, Италия—442, Англия—
1.757. В 1941 году германские потери
составили 2.278 машин, итальянские —
1.677, английские — 2.192. Всего ан-
глийские потери составляют 3.981 camo-
лет, а потери противников ^ Англии —
8.559. в том числе 6.440 немецких и
2.119 итальянских.

Потери противника включают самолеты,
уничтоженные авиацией Свободной Фран-
ции, но не включают самолеты, сбитые
морской авиацией и‘ огнем зенитной ар-
тиллерии военных кораблей и торговых
судов. Потери авиации Свободной Франции
не включены в цифры английских потерь.

Пребывание Чан Кай-ши
в Индии

ЛОНДОН, 12 февраля. (ТАСС). Атент-
ство Рейтер сообщает из Дели, что Чан
Кай-ши имел беседу с видным деятелем
Индийского национального конгресса
Джавахарлалом Неру и председателем
конгресса Калам Азалом. и:

Военные действия
в Ливии

ЛОНДОН, 12 февраля. (ТАСС). Командо-
вание английских сил на Ближнем Воето-
ке в сегодняшнем, коммюнике передает,
что английские подвижные колонны и
патрули продолжали наступзтельные вы-
главном участке ливийского
фронта в районе Эль-Газалы, Эль-Тмими
Неприятельская часть, в

эффективного огня английской
ии была рассеяна и’ отступила.

офицеров, число которых доходит до 2.000 Другие подвижные коленны противника
человек. В Марселе учреждено отделение Уклонились от боя. Английские истреби-
«германского африканского бюро», которое тели продолжали прикрывать операции
контролирует все передвижения франпуз-  сухопутных сил по всему фронту, ‘а бом-

ских
французеких мореких офицеров.

судов и наблюдает за поведением бардировщики снова атаковали неприя-
тельские об’екты в тылу.

ПЯТНИЦА

Война на  Гихом океане

Американские сообщения

НЬЮ-ЙОРК, 12 февраля.
коммюнике военното

лась.  Олнако передвижения яповеких
вок и’ пПереброека подкреплений
свидетельствуют, что в ближайшее время

японцы возобновят атаки.  Нерестоелка
между японекой артиллерией, занимающей
позиции в районе Кавите, и американеки-
ми береговыми батареями продолжается.

Английские сообщения

ЛОНДОН, 12 ‘февраля. (ТАСС). В ком-
июнике английского командования в Син-
гапуре указывается, что японские войска
на острове Сингапур наступают на горо
с запала. На некоторых участках япон-
aM удалось просочиться в глубь оборони-
тельной зоны. Действия наземных войск
поддерживаются танками, а также авиа-
цией. Английские войска в западном сек-
Tope вынуждены были несколько отсту-
пить. В 7 чае. 30 мин. 12 февраля
японские самолеты сбросили листовки с
обращением к высшему командованию 0
сдаче. Это предложение оставлено без
ответа. В ‘западном и северо-запалном
секторах ‘ожесточенные бои. продолжаются.
Действия в восточной части острова носят
менее активный характер.

В коммюнике английского  команлова-
ния в Рангуне указывается. что вечером
11 февраля японские войска высадились
северо-запалнее Мартабана. Полагают, что
Мартабан находится в руках японцев.
В течение всего дня 11 февраля шли
упорные бои в районе Паан. где япон-
ские войска на широком фронте пытались
крупными силами переправиться через
реку Салвин. Английскима войсками было
предпринято контрнаступление, и, хотя 0б-
становка считается критической,
ют, что инициатива находится
английских войск.

Японская авиация проявляет большую
активность. Пикирующие бомбардировиеи-
ки атакуют и обстреливают из“ пулеметов
позиции английских войск.

Китайские войска в Бирме 10 февраля
вошли в соприкосновение у войсками Таи
вблизи индо-китайской ‘границы. . Послед-
ние. понеся потери. отступили.

ЛОНДОН, 12 февраля. (ТАСС). Взк пе-
редает корреспондент агентства Рейтер из
Дели, по сообщению из Сингапура, ан-
тлийские войска в северо-западной части
отступая,

полага-

в руках

острова,
uma.

подожгли нефтехрани-

Сообщения командования
Голландской Индии

БАТАВИЯ, 12 февраля. ХТАСС). В ком-
мюнике команлования Голландской Индии
указывается. что японская авиация про-
изрРодит развелывательные полеты нах
различными районами Голлаялекой Индии.
Утром 11 февраля янонские самолеты по-
явились в районе Сурабайи (остров Ява),
пытаясь предпринять бомбарлировку. O1-
нако, как только в воздух полнятись ист-
ребители Голландской Индии, они удали-

(ТАСС). В

министерства США

указывается, что активность боевых опе-
рапий на Батаанеком полуострове снизи-

лись. Из других ‚районов, где происходят
военные действия, никаких новых сведе-
ний не получено.

Японские сообщения

ТОКИО. 12 февраля (ТАСС). По офя-
циальным сведениям, действующие в Бир-
ме японские войска 10 февраля заняли
город Мартабан на запалном берегу реки
Салвин. На восточном побережье голланл-
ской части острова Борнео в поллень
10 февраля яповские войска заляли город
Бенджермасин.

На острове Сингапур крупные силы
японских войск при поддержке авиации се-
голня на рассвете предприняли наетунле-
ние н& позиции английских войск в рай-
оне двух волохранилиш в центральной ча-
сети острова. Вчера со стороны BbICOTHI
Букит-Ютимзх японские войска вклини-
лись в район обороны англичан.

Японо-китайская война

В северной части провинции Аньхуэй
китайские войска. отбив атаку группы
японских^ войек численностью ло 2.000
человек. 9 февраля вернули занятый за
3 дня ло этого японцами город Мынчэн. В
боях за Мынчэн японцы понесли значи-
тельные потери. Бои в северной части
провинции Аньхуэй начались на прош-
лой неделе. когда колонна японских
войск численностью B¥5.000 человек
предприняла наступление на  китайекие
позиции запалнее Тяньцзинь-Пукоуской
железной дороги в районе Суйеян —
Мынчэн-—_Хуайюань. Однако японцам зна-
чительных результатов достигнуть не
удалось. (ТАСС).

Бои за Сингапур

ЛОНДОН, 12 февраля. (ТАСС). Еак пе-
Батавии, на острове Сингапур пролол-
жаются бои. Свелений о каких-либо важ-
ных переменах в положении за последние
сутки не поступало. В радиопередаче из
Сингапура во второй половине дня
11 февраля указывалось, что в течение
всего утра продолжалось ожесточенное ера-
жение. Попытки японцев продвинуться на
юг по направлению к горолу наталкива-
лись на сильное сопротивление. Повиди-
мсму, японцы бросили на штурм Сингапу-
ра около 3 ливизий Утром 11 февраля
противник возобновил бомбардировку Син-
гадтура. Японские самолеты атакуют пере-
довые позиции англичан железнохорожную
станцию и порт. Английская. артиллерия
встречает их интенсивным огнем.

Без сомнения, положение острова яв-
ляется серьезным, и сульба этой крепости
решится. повидимому. в ближайшие не-
сколько дней. Военно-морской флот Англии
и Годланлекой Индии, & также торговые
суда, не обращая внимания на опасность
непрерывных бомбардировок с суши С
воздуха и на угрозу со стороны полвод-
ных лодок, стремятся с максимальной бы-
стротой эвакуировать женщин и детей.
Чо полученным в Батавии сведениям. все
сооружения и склалы сингапурекой мор-
ской базы уже взорваны. чтобы сни не
попали в руки противника.

ATT AGSEGNTEAT LATTA ESTE

Антифантиетекий комитет советских женщин —

Всеиндийскому женскому комитету

Состоявшаяся нелавно в Калькутте
(Индия) конференция женщин образовала!
под председательством Вилжалакшми (се-

«Налькутта,
комитету, ‘
г-же Виджаланшми.
От имени советских

Всеиндийсному женскому

женшин горячо

‚ зета «Кракауэр

‚ 13 ФЕВРАЛЯ 1942 г. Ne 36 (7722)
а

С ТЕЛЕГРАФНОЙ ЛЕНТЫ

Слезы людоедов

На-днях гитлеровский официоз «Фель-
вишер беобахтер» удивил своих, привык-
ших ко всему, читателей; со страниц его
потекли слезы. Фашистская газета заны-
ла, принялась жаловаться, охать. ахать,
причитать. Началось © признания: «Наша
пехота все время на передовых позициях,
Много дней солдаты не. снимают — сапог,
Их олежда изношена и грязна». После
признаний последовал вопрос: «Почему так
тяжела оборона на Востоке, почему она
стоит стольких жертв?» Удивительное
дело! Геббельс вопит o блестящих побе-
дах германской армии, © ежедневном,
сежечасном, ежеминутном окружении и
уничтожении Красной Армии, а тут вдруг
в фашистском лексиконе появились такие
слова. как «оборона». «жертвы»...

Откула же проистекают многочисленные
беды и тяжелые жертвы немцев’ на совет-
ско-германском фронте? Слезливый «Фель-
кишер беобахтер» нашел причину: «Мас-
са людей и материала, которые враг бес-
престанно бросает на фронт». И еще: «Не-
достаток боеприпасов: недостаток пищи в
питья, численное превосходство большеви-
ков. которое нас просто душит». А как
же германские сводки, передающиеся по
радио пол победные марши? Ведь они го-
ворят только о победах — настойчиво, на-
доедливо, до одури. вызывая насмешки
печати нейтральных стран. На-днях ту-
рецкая газета «Ени сабах» в передовой
статье «Восточный фронт» писала: «Нем-
цы ‘сообщают всегда об успехах. Им ne
налоело говорить нам, что оборонительная
война развивается успешно, и повторять,
что русские войска все окружаютея п
уничтожаются». Что и говорить, не в
бровь, а в глаз гитлеровским вралям!

А в «Фелькишер беобахтер» победные
громы сменены слезливым потоком. Начав
япричитать, гитлеровский официоз продол-
жает: «Германское командование спраши-
вает себя: можем ли мы драться дальше?
Могут ли наши соллаты  справитьея 59
своей залачей? Не прел`явлены ли им не-
человеческие требования?» На эти ро-
сы не дает. да и не может дать ответа
лейб-орган Гитлера.

Утерев слезы, фашистская газета ре-
шила подготовить своих читателей к бу-
дущему: «Восточный поход, в особенности
эти недели, не уступает по трудностям
мировой войне. Это величайшее испытание
для германекой армии в целом и Jag
каждого солдата в отлельности». А пов
му — готовься к новым. еще более тяже-
лым кровавым жертвам, немецкий народ!

Обильные слезы и унылые причита-
ния фашистского официоза весьма показа-
тельны. Эти слезы — результат ударов
Красной Армии по хваленым немецким
войскам. Придет скоро время — еше не
так заплачут фашистские головорезы.

—_o—

Гитлеровцы отдают земля
украинских крестьян
немецким помещикам

СТОКГОЛЬМ. 12 февраля. (ТАСС). Га-
цейтунг» пишет. что ‘в
оккупированных немпами запалных ойла-
стях Советской Украины немцы восетано-
вили 570 крупных имений. — Большая
часть владений передана немецким поме-

стра Джавахарлала Неру) Всеинлийский приветствуем индийских женшин и Все- Щикам. Гитлеровны отбирают \у украин-

женский комитет. В своем заявлении
конференция выразила симпатии  совет-.
ским женщинам, которые, «твердо став
плечом к плечу со своими мужьями, из-
гоняют фашистекие орды с советекой зем-
ли, защищая тем самым не только Совет-
скую Россию, но и весь мир против фа-
шистекой, агрессии».

` Антифашистский комитет советских
женщин послал следующее приветствие
Всеиндийскому женскому комитету:

}

индийский женский комитет. Ваша лруже-
ская поллержка умножает

вых. наролов советский народ и его геро-
ическая Красная Армия нанесутонемепко-
му фашизму сокрушительный улар и на-
всегда избавят мир от коричневой чумы.
Председатель антифашистского
митета советских женшин —
Валентина ГРИЗОДУБОВА.
Секретарь комитета —
Татьяна ЗУЕВА».

кэ-

а полях

И шумели вековые леса, и густые ту-
маны Полесья стояли над вековыми боло-
таги, и дремучая глубина народных ле-
тенд хранила историю о бесправном наро-
де-страдальце. Он строил гати на своих
болотах и топях, и в глухие дебри был
загнан его язык, и только пламя коет-
ров, вокруг которых пел он свои печаль-
ные белорусские песни, напоминало о том.
что народ этот жив. Да, он был жив, и
песни его не угасали, и. как пламя ко-
стра, разгорались его народные силы в
сером безралостном сумраке самодержавья.
(0 страстной силой надежды  тянулея к
свободе ‘белорусский народ из глухих
болотных туманов своего прошлого. На
великом перепутье истории именно ей,
Белорусени, пришлось в прошлую миро-
BY) войну вынести страшные несчаетья
вторжения немцев, ‘и горели и оголя-
лись от артиллерийских обстрелов ее ле-
са, и надолго запомнил белорусский на-
род, как его сыны дрались и умирали под
Молодечно, в Замирье или в прославлен-
ных Мазурских болотах...

Великие преобразования последней чет-
верти века выкорчевали из памяти
белорусского народа, как пни, вее темные
обилы самодержавной России. Подобно де-
реву, вокруг которого вырубили мешавшую
его росту чашобу, покрылея он новой
могучей порослью, проснулись стиснутые
народные силы, и как за двадцать пять лет
могуче разрослось это прекрасное дерево!
К вам, белорусы, приезжали мы улив-
ляться вашим лелам, и вы водили нае по
своему просторному дому и со справелли-
вой гордостью показывали нам, ‚как в
этом доме все изменилось.  ПШоеледнюю
курную избу бережливо по бревнышкам
перенесли вы в музеи, как свидетельетво

‘проходил, осушали ковши экскаваторов, и

Релоруссии.

целыми колхозами выходил  белоруеский
народ, лопатами прокапывая канавы и
стоки и отводя гнилые и застывшие воды.

Наступала весна, и первая зелень тра-
вы показывалась на осушенных болотах,
и там, где десятилетиями лымились тума-
ны, там теперь было солнце. Он шел к
своему будущему, белорусский нарол. Он
находил это будущее уже в сегодняшнем
дне, и старый город Минск, еше нелавно
скученным толпищем деревянных  ломи-
шек встречавший приезжего, преображал-
ся, и белорусская песня становилась
иной, и пробужденный народ читал с
жадностью книги на родном языке...

В зимний морозный лень, еквозь  вол-
шебную чащобу белорусской зимы, прие-
хали мы на границу. Там, за  шлагбау-
MOM,  отделявигим белорусскую землю,
начиналиев земли других ` народов, и мы
смотрели в полную инея белесую мглу
зимы, где” лежала Германия. Белоруссия
знала всегда, что  жалными  глаза-
ми смотрит враг в ее сторону.

Немцы готовились нанести свой удар
именно сюда, в цветущее сердце Белорус-
сии. Лвахдесятилетия именно здесь, на за--
палных границах нашей страны воздух
был плотен, и угрожающе шумели леса,
изученные до самых глухих троп наши-
ми пограничниками. Где-то в Минеко, го-
роде. преображенном за двадцать три го-
да. как были преображены все столицы
наших республик, в Академия наук. изу-
чали культуру, искусство, историю бело-
русского народа, и студенты шли в выс-
шие учебные заведения на занятия ий
школами покрывались деревни и села. Вы

красное здание, и вы знали наверное, что
это новая школа. Здесь повсюду был мир,
но на границе был воздух войны. Свыше

навсегда миновавшей нищеты народа.
Топи, проклятые поколениями,  гиблые,
земли, где трава не росла и человек не

525059.

двадцати лет, пока росла н преображалась

Белоруссия, из гола в год с планомерной.

последовательностью немпы подсылали че-
рез границу свою агентуру. Наши погра-

ТЕ ЛЕФОН РЕДАКЦИИ (Москва, 6, Пушкинская пл., 5): К-4-22-44; Прием об’явлений в Москве — К-5-74-38 в Ленинтраде — 36-78.

Типография «Известий Советов депутатов трудящихся СССР» имени И, И. Скворцова-Степа

ничники знали их повадки. Не одна cro-
рожевая овчарка победоносно трепала лох-
мотья крестьянина, под которыми белело
упитанное тело немецкого разведчика.

Немцы полностью оправдали свою под-
ay славу. Опять поля Белоруссии раз-
топтаны грубыми их сапогами. В ‘огонь
брошены белорусские книги, на луга на-
двинулись туманы самого подлоте гиблоге
мрака, и разрушен построенный усилиями
всего народа Минск и развалины домов
чернеют там. гле был Могилев с его ябло-
невыми садами. котозые спускаются к са-
мым водам Днепра. и разрушен и разорен
старый Витебок... От Могилева ло Орши,
срели сосен. взлетая на взгорья и спуска-
ясь в задумчивые долины, от колхоза к
колхозу вела белая веселая дорога с 6б6-
лыми столбиками. с побеленными обочи-
нами. Мы проезжали. белоруссы, по этой
вашей дороге, на каждом столбике у пё-
рекрестка было обозначение ближнего кол-
033, и стада степенных коров возвраща-
лись K дому, и лворы были заполнены
сельскохозяйственными орудиями, пра по-
мощи которых вы `преображали землю ва-
шу. — Болотами славилась Белоруссия? —
говорили вы и показывали нам земли,
зеленевшие тучной травой. —Скудный
урожай снималь когта-то Белоруссия? —
говорили вы и привозили на выставку в
Москву снопы ржи и пшенипы выше ро-
ста человека. — Неграмотных было ког-
да-то много в `Белорусеии?— говорили вы,
и тысячи книг на белорусском языке за-
полняли книжные полки и библиотеки.

Каждый год вырастали показатели
этих ваших дел и трудов. От спичеч-
ной коробки, бесхитростной спутницы ло-
машнего обихода, до народного вихря «ля-
вонихи», пляски, которая огнем зажигала

пол’езжали к селу и видели издали пре-  сердца; от стихов белорусских поэтов до

сказочных деревянных изделий, которые
выделывал народ-мастер. — see это бы-
л0, как слова одной песни. Мы знали эту
песню. Мы привыкли, что Белоруссия,
как форпост наш на западе, стоит на-
страже страны. Мы знали, что лучшие
силы народа ‘оберегают к ней подступы.

x

Немцы обрушили на Белоруссию всю
силу первого удара войны. Давно в гене-
ральном их штабе была предназначена
Белоруссия для первого внезапного удара,
ибо через Белоруссию лежал путь на Мо-
скву. Немпы перелистывали страницы
истории. Они готовили бросить “Бело-
руссию под гусеницы своих танков и
тюд колеса орудий, чтобы именно здесь,
на белорусских полях. развернуть свой
армии для захвата Москвы. Они сжигали
села и города, разрушали здания, кото-
рые постройл белорусский нарол, и тыея-
чами несчастий и смертей отмечен’ их
путь по полям Белоруссии. Стенания лю-
дей, которых замучили они в Минске, и
Витебске, и Могилеве. и Полоцке, и Боб-
руйске. облетели весь мир.

Двигаясь по лесным дорогам Белорус-
сии, жадно вематриваясь в еще далекий
Смоленск, немцы не предполагали, что в
беспримерной схватке уложат они в бело-
русскую землю лесятки тысяч своих опья-
ненных успехами в Европе соллат. Имен-
но здесь, в Белоруссии, на которую обру-
шили они беспримерный по вероломству
удар. они поняли. что это не тот обыч-
ный противник, с каким привыкли они
иметь дело в Европе, Белоруссия первая
приняла на себя удар. но она и первая
ответила на этот улар. и немпы поняли,
что до Москвы далеко и что их обманули
масштабы привычной полевой карты под
руками.

Из глухих лесов Белоруссии пошла но-
вая белорусская слава. У лесных завалов.
пугаясь каждого пюроха, не ловепяя каж-
дому дереву, немпы узнали, что значит
народная месть. Слава белорусских пар-
тизан тоже облетела весь мир. Потомки
партизан, некогда разрушавших тылы
победоносных войск Франции, не учась по
книгам историческим примерам. а по го-
осу чувства и совести внесли первое смя-
тение в шахматный расчет немецкого бое-
вого порядка. Первая колонна маршируёт.
вторая колонна марширует... з в тылу
взлетают на воздух машины с боеприпа-
сами, и езловые бросают лошадей и по-
возки, и горят сеновалы и дома, в’ кото-
рых ночуют немецкие солдаты и офице-

ры, и приказы, продиктованные страхом и
ужасом, белеют на стенах и заборах...
Почти полгода, растоптанная. но жа-

вая, готовая в мщению и метящая, лежит   тел.

под сапогом врага Белорусеия.
мал. что она покорена, Белоруесия. Но он
знает, что смертельная ненависть стережет
его на всех лесных дорогах и что не все
еще топи в Белоруссии осушены. Еще не
одну тысячу немецких соллат можно уто-
ПИТЬ В этих топях. еще не один 0603
можно на лесной дороге закидать ручны-
ми гранатами. еще не один лесяток нена-
вистных неменких клалбиш вырастет an
белорусеких полях. Не в первый раз ерав-
няет плуг на полях Белорусеийа следы
войны. _ Не в первый раз выбросит бело-
русский крестьянин неменкие кости из
своей земли. не в первый раз построит
на пепелище он новый свой дом

Из лесов Белоруссии. как co степей
Украины, пошла вольность народа, и
не для врага, не для лихой и подлой его
славы осушали белоруссы свои болота и
топи и строили города, и выращивали
рожь, которой ливятея на выставке. Or-
точенной косой смахнет белорусский кре-
стьянин голову врагу, если пол рукой
не булет оружия. и вилами заколет немпа
баба в избе темной ночкой. Уже вблизи
белорусской земли перутея сейчае наши
армии, возвращая в отчий дом замучен-
ную Белоруссию. Еще не один воздушный
лесант свалится на голову врагу на бе-
лорусеких полях, еще не олна партизан-
ская гранатз полетит в него из глубины
леса, еще не через одив освобожденный
город пройлут сыны Белоруссии -со знаме-

нами и песнями. и будут пвеети поля. на’

местах недавних боев вырастет высокая
рожь. и вековые сосны булут прекрасны
на закате своими могучими кронами.
В крови рождается заново Белоруссия. но
это кровь народа. который в страланиях
в несчастиях показывает всему миру 00-
разпы беспримерного мужества. й Муже-

ство это ‘вселяет надежду в народы и

призывает их к действию.

Враг ду-  жизни». Нач.

ского крестьянства зерно и посевной кар-

`
о наши силы в Тофель и продают их немецким помещи-
‘борьбе против гитлеризма. Мы тверло уве-  кам.

рены, GTO C помошью всех свобололюби- a eee

‚ РЕДАНЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ,

Издатель: ПРЕЗИДИУМ

ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР,
EE

ГОС. МОСК. МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТЕАТР имени
К. С. СТАНИСЛАВСКОГО и В и. НЕМИ-
РОВИЧА-ДАНЧЕНКО (Пушкивекая ya., И,
тел. К 1-42-50) — 1411 «Ночь неред рождеством»-
нач. в } я дня: БП Утром (в 10 ч м)
шефекий спеклакль для Красной Армии — «Се.
вильский цирюльник». днем (B 2 a. 80 Me
1. «M-ab Фифи». 2. «Птраусиана», ped. (в
6 зас.) «Прекрасная Елена».

МОСК. ДРАМ ТЕАТР им. ЛЕНСОВЕТА ‘по.
меш. Филиала МХАТ. Петровский пер., 3,

К 1-85-26) —13, 141 премьера, «Во имя
в5зч 3 м. ве,

ФИЛИАЛ МОСК ТЕАТРА ОПЕРЕТТЫ (по-
меш. 6. т-ра Народного Творчес\ва. пл. Мая-
ковекого. 18 тел. Д 1-48-90) — 1371 «На нашея
берегу». Нач + 8 ч ana.

ПОМЕШЕНИЕ МАЛОГО ТЕАТРА 13/1 Джаз.
оркестр пу. Д ИПэкрасе. Нач, вбчв

КОЛОННЫЙ ЗАЛ ЛОМА СОЮЗОВ. т. 6-12 —
15/П Симфонич ковцерт русской музыки. Чай:
ковеБий — Четвертая симфония, Первый кон-
церт для Ф.-п. © оркестром. «Воевода» — сим:
Фснич. баллада. Симфонический оркестр Всес,
Радиокомитета. Лирижер Константин Иванов.
Солиет Святослав Рихтер. Нах. в 1 49 дня.
ЦИРК - Ежедневно
в Зи 9 зч. веч.

а

ГОС. ОРДЕНА ЛЕНИНА
2 представления. Нач.

РЕПЕРТУАР КИНОТЕАТРОВ

wa 13 февраля 1947 г.
ОЧЕРЕДНОЙ «БОЕВОЙ КИНОСБОРНИК № ®-
Первый. Ударник, Колизей. Москва, М
трополь. `
новый ОБОРОННО ПРИКЛЮЧЕНЧЕСКИЙ
ФИЛЬМ «МОРСКОЙ ЯСТРЕБ» — Метрополь
«ПЕТЕРБУРГСКАЯ НОЧЬ» -- Уран.
СОЮЗКИНОЖУРНАЛ № Я 142 г.— Метрополь

СОЮЗКИНОЖУРНАЛ № 9 1942 г. Первый,
Москка.

СОЮЗКИНОЖУРНАЛ № 1 1042 г. — Ударник,
Колизей.

СОЮЗКИНОоЖУРНАЛ № ит ПОСВЯПТЕННЫЙ

ГЕРОИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЕ ГОРОДА СЕВА:
СТОПОЛЯ - Уран т

«НА лыжи, — Колизей, Москва.
«СТАНКОВЫЙ ПУЛЕМЕТ МАКСИМА» Ударник,

В БЛИЖАЙШИЕ ДНИ
НА ЭКРАНЫ КИНОТЕАТРОВ
ВЫПУСНАЕТСЯ

ДОКУМЕНТАЛЬНЫЙ ФИЛЬМ

«РАЗГРОМ НЕМЕЦКИХ ВОЙСК
ПОД МОСКВОЙ».

План и монтаж Фьльма режиссеров:
орденоноепь Л, Варламова,

Лауреата Сталинской цемии И. Копалина,

iz Снимали операторы:

ms Беживов Т. Бобров. , Т Бунимович,

Aa aoe Р Кармен, ° А. Крылов,

в. Tee Б. Небылицкий, М. Шнейдеров,
татланд. А. ТЩекульев. А, Эльбер,

ловьев. С. Шер.
Производство Центральной студии
в Кивохроники.
8 SEINYCR Московской Городской  Конторы
«ГЛАВКИНОПРОКАТ»?

о
©

da ESE ac a See oy rt

Hosa, Пушкинская площадь, 5.

=