‘ : fs 662
ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ-ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ СССР ЧЕТВЕРГ, 4 ДЕКАБРЯ 1941 г. 1 286 (7662)

а CORE ов Веро Я OO ee

Положение
на Ливийском фронте

Каротин
из люцерны

Отклики иностранной печати
на занятие Ростова Красной Армией

Выступление Черчилля в палате общин
по вопросу о мобилизации рабочей силы

посети
Черчилль предложил рях изменений в  ОНДОН, 3 декабря. (ТАСС). В коммю- В одной из столовых Краснодара

ЛОНДОН, 3 декабря. (ТАСС). Как пере-
дает агентство Рейтер, вчера Черчилль
предложил палате общин следующую ре-
золюцию от своего имени, а также от
имени Эттли, Синклера, Броуна и Бе-
вина:

«По мнению палаты, е целью обеспе-
чения максимальных усилий народа в де-
ле ведения войны и в области производ-
ства следует расширить обязательства В
отношении национальной  повинноети ©
тем, чтобы использовать все наличные
ресурсы рабочей силы как мужской, Tak
и женской. В соответствии с этим должны
быть приняты необходимые законодатель-
ные меры».

В своем выступлении Черчилль сказал:
Мы обрашаемся к народу е призывом к
новым жертвам и усилиям. В 1941 году
крупная проблема, созданная войной, про-
блема производственной мощности и про-
изводственного оборудования была в
значительной степени разрешена или нз-
ходится на пути к разрешению. Кризие
оборудования мы уже в значительной
стенени преодолели, и теперь уже обеепе-
чен все растущий поток продукции.

Ho мы находимся перед лицом кризи-
ед рабочей силы — как мужской, так и
женской, и этот кризис будет довлеть над
нами в 1942 году. Причины этого кризи-
са заключаются в том, что построено
большое число промышленных предприя-
тий и они должны быть полностью 0бес-
печены рабочей силой. Мы должны содер-
жаль мощную мобильную армию, которую
мы с таким трудом создали Rak для 060-
роны нашей страны, так и для заморских
экспедиций. Мы должны содержать наши
войска на Ближнем Востоке и должны
быть готовыми к тому, чтобы продолжать
там крупные военные операции. Мы додл-
жны обеспечить распгирение наших воен-
но-воздушных сил в 1942 году и в еще
большей степени увеличить их в 1943 го-
ду. Мы должны обеспечить непрерывный
роет военно-морскоге флота, обеспечить
непрерывное вступление в строй большого
числа военных кораблей всех видов. Мы
должны снабдить современным звооруже-
нием крупную армию, которая создается
и обучается в Индии.

Помимо удовлетворения наших  собет-
венных нужд, мы должны выполнить на-
ши обязательства в отношении посылки
существенного количества танков. само-
летов и других видов оружия и военных
материалов в Россию © тем, чтобы помочь
ей возместить потерю производственной
мощности промышленности, понесенную в
результате германского вторжения. Нам
нужно также заменить собственным про-
H3BOJCTBOM весьма крупное количество
материалов, которые мы рассчитывали
получить из Соединенных Штатов, но ко-
торые теперь с нашего согласия отправля-
ютёя в Россию.

Приходится также учитывать, что про-
изводство Соединенных Штатов еще толь-
ко разворачивается. Я напомню палате,
что я несколько раз указывал в течение
5—6 лет, что производетво вооружения
разворачивается постепенно. Первый год
не дает ничего, второй год—очень мало,
третий год—много, четвертый все, что
нужно. :

Мы находимся в начале третьего года,
Соединенные Штаты — на втором году.
Термания начала войну, когда она уже
была на четвертом году, но вся эта дис-
пропорция с течением времени сгладится.
До сих пор мы были в неблагоприятном
положении, так как нам приходилось сра-
жаться с хорошо вооруженным противни-
ком, располатая только плохо вооружен-
ными или полувооруженными войсками.
Эта стадия уже осталась позади. В буду-
щем налти войска будут сражаться, нахо-
дясь в одинаковом положении с противни-
ком в отношении вооружения, & еще не-
сколько позже они будут обладать превое-
XOACTBOM.

В дальнейшем мы весьма определенно
булем отказываться от излишней деликат-
ности, которую мы до сих пор проявляли,
сказал Черчилль. Теперь не следует итти
по пути призывов празлных людей к ра-
боте, & следует направить их и привлечь
К работе, которая более непосредственно
связана с войной.

Происхолит всеобщее лвижение ближе к
военным нуждам, и оно будет касаться все
более широких слоев народа, продолжал
Черчилль. Нам необходимо крепче завер-
нуть винт.

Васаясь состояния военной промышлен-
ности Англии, Черчилль отметил, что она
выросла за первые годы нынешней войны
быстрее, чем за 4 года прошлой войны. В
настоящее время в военной промышлен-
ности работает на миллион человек боль-
ше, чем в конце прошлой войны.

ПИНИИНОНАИАНОАОНАНИИ

отношении порядка привлечения рабочей
силы и призыва на военную службу как
мужчин, так и женщин. Во-первых, пра-
вительство предложило освобождать от во-
енной службы в связи © характером вын
полняемой работы не всех лиц определен-
ной профессии, как это было до сих пор,
а в индивидуальном порядке. Предельный
возраст лиц, подлежащих военной службе,
повышается с 41 до 51 года, что даст до-
полнительно около 2.750.000 человек. Од-
новременное намечено снижение призывного
возраста до 18 с половиной лет, что даст
в 1942 тоду дополнительно 78 тысяч но-
вобраннев.

Перейдя к вопросу об отрядах местной
обороны, премьер-министр сказал: Это на-
ша большая защита против опасности
вторжения, в особенности против особого
вида вторжения посредством высадки воз-
душных десантов с планеров или © еамо-
летов. У нас имеется около 1.700 тыс:
человек, рассеянных по всей стране. Мно-
гие из них хорошо гооружены, но, хотя
У нас в стране много миллионсв винтовок,
нам нехватает винтовок для всех. Хотя У
нас имеются миллионы людей, желающих
сражаться 33 свою страну, у нас не былое
возможности изготовить для них достаточ-
ное количество винтовок. Поэтому мы
снабжаем их пулеметами, автоматами,
пистолетами, ручными гранатами, бомбами
и другими видами оружия. Мы, не колеб-
лясь, дадим в руки гражданскому населе-
нию пики или копья в предвидении даль-
нейшего хода событий. В конце концов,
человек, вооруженный тажим образом, мо-
жет легко добыть себе ружье. Во всяком
случае, так поступают русские, защишая
свою страну, хотя у них много винтовок.
Мы, безусловно, поступим так же, если
мы подвергнемся нападению на нашем
острове.

Черчилль заявил, что будут изданы
специальные правила, касающиеея служ-
бы в отрядах местной обороны. Вылвигает-
ся предложение провести регистрацию юно-
шей и девушек в возрасте от 16 до 18
лет. Молодежь, которая не входит в. какие-
либо организации и не выполняет никакой
полезной работы, лолжна привлекаться в
ту или иную организацию для прохожде-
ния обучения, необходимого для подготов-
ки к отбыванию национальной повинности.

Перейдя к вопросу 06 использовании
женского труда, Черчилль просил парла-
мент предоставить правительству право
привлекать женщин в принудительном по-
рядке к активной военной службе в армии
или в отряхах местной обороны, при чем
это право будет на первое время раепро-
страняться только на незамужних женщин
в возрасте от 20 до 30 лет. Число их ло-
стигает 1.620.000. Te, которые
призваны, могут сделать выбор между ра-
ботой во вспомогательных организациях
отрядов местной обороны и работой в про-
мышленности.

Две. опасности нависают над нами, ска-
зал далее Черчилль, и булут нависать, по-
ка не окончится война. Мы не боимся их,
но мы должны быть постоянно в состоя-
нии готовности. Первая — это опасность

у вторжения. Оно может никогда не соето-
яться, но CFC можно предотвратить, только

имея крупные, хорошо обученные полвиж-
ные силы, произведя много других приге-
товлений и будучи поетоянно в полной го-
товности. Другая опаеность, к которой мы
должны быть готовыми, это наши старые
знакомые — воздушные налеты. Мы в те-
чение последних шести месяцев имели пе-
редышку, потому что противник был занят
в Росеии; но может наступить момент, ко-
тда Гитлер признает свое поражение в
борьбе с русскими армиями и захочет по-
править катастрофу на Востоке, бросив-
шись со всей яростью на нас.

Черчилль отметил, что нельзя держать
сотни тысяч солдат на оборонительных.
сооружениях. Новые аппараты, увеличив-
шие мошь зенитной артиллерии, могут
обслуживаться обученными  женшинами
так же, как и мужчинами. Необходимо
вепользовать для противовоздушной обо-
роны свыше 100 тысяч женщин и для
работы в автомобильном транспорте —
свыше 170 тысяч женщин. Черчилль от-
метил, что для работы на автомобильном
транспорте женщины могут привлекаться
в принудительном порядке, а для обелу-
живания орудий — в порядке ‘доброволь-
HOM.

В заключение Черчилль сказал: Мы хо-
тим, чтобы дополнительная нагрузка бы-
ла расположена на плечах народа наибо-
лее удобным и разумным образом. Нам
нужна помошь, но мы убеждены в том,
что груз будет поднят и перенесен вперед
к намеченной цели. Мы убеждены в ре-

‘шимости английского народа.

К японо-американским переговорам

НЬЮ-ЙОРК, 3 декабря. (ТАСС). Как со-
общает токийский корреспондент газеты
«Уолл-Стрит джорнэл». в деловых и фи-
нансовых кругах Японии считают. что на
успех и провал японо-американских пере-

Японские банки свертывают

НЬЮ-ЙОРК, 3 лекабря. (ТАСС). По co-
общению агентства Ассошиэйтел пресс,
представители банков Мипуи и Мипубиси
в Нью-Йорке заявили, что. «учитывая
нынешнее положение», они решили pac-
смотреть вопрос о значительном сокраще-

_Английские мероприятия

ШАНХАЙ, 3 декабря. (ТАСС). Синга-
пурский корреспондент агентства Рейтер
сообщает. что вее отпуска в частях анг-
лийской армии в Сингапуре прекращены.
Это распоряжение рассматривается как
«мера предосторожности в виду напряжен-
ного положения на Тихом океане».

товоров имеются равные шансы. Считают,
что Тодзио обладает достаточной силой,
чтобы удержать армию пол своим контро-
лем, если японское правительство сделает
уступку Америке.

свою деятельность в США

нии своей деятельности в США. Предета-
витель другого японского банка — Суми-
TOMO также заявил, что его банк решил

отправить из США часть сотрудников
своего нью-йоркского отделения.

в Сингапуре и Гонконге

Гонконгский корреспондент агентства
Рейтер сообщает, что в течение  послед-
них двух дней в Гонконге происходят ма-
невры и что город переживает условия

военного времени.

НК прибытию английских вое

ЛОНДОН. 3 лекабря. (ТАСС). Агентетво
Рейтер передает из Сингапура, что срели
английских военных кораблей нового даль-

нных кораблей в Сингапур

Уэльский». Командующий  дальневосточ-
ным флотом адмирал Филиппе находитбя

Ha этом линкоре. Другие корабли флота

будут

нике английского командования на Ближ-
нем Востоке, переданном из Каира 3 хе-
кабря, говорится, что военные операции
продолжаются по всему фронту, хотя их
темп. после недавних интенсивных боев
снизился. Английские патрули к западу
от Сили-Резеха уничтожили несколько
орудий врага.

Английские воздушные силы активно
поддерживали операции наземных войск.
Успешной бомбардировке было подвергну-
то скопление неприятельских войск в
районах Эль-Эдема и Сиди-Резеха.

ЛОНДОН, 3 декабря. (ТАСС). Каирский
корреспондент агентства Рейтер сообщает,
что после упорного боя 15-я и 21-я бр-
нетанковые дивизии Роммеля соединилиеь
У Заафрана, в*24 милях к востоку от
Тобрука. Однако основные английские си-
лы попрежнему сохраняют контакт се To-
бруком. Части Роммеля снова захватили
Сиди-Резех и Бир-Эль-Хамих.

Представитель английского командования
заявил, что немпы бросили в свой послед-
ний улар все свои танки, но их успех
является лишь эпизодом  маневренной
зейны.

Корреспондент сообщает далее, что, как
стало известно, два батальона пенджабекого
полка индийских войск при поддержке
английских танков, а также при поддерж-
ке исключительно точного огня дивизион-
ной артиллерии заняли Либиан-Омар (не-
далекю от Сиди-Омара), преодолев упорное
сопротивление гарнизона. Корреспондент
отмечает, что общее положение остается
неясным, но, по всей вероятности, немцы,
если они захотят, смогут теперь прорвать-
ся на запад. Как известно, до сих пор
противнику не удавалось сделать это, а
также не удавалось перебросить подкреп-
ления мотомеханизированным частям с 33-
пада. Олнажо немцам придется ветретиться
с большими трудностями в отношении сна-
бжения своих войск, которое до сих пор
осуществлялось из запасов, созданных в
данном районе. Корреспондент указывает,
что английские имперские войска попреж-
нему сохраняют численное превосходство

Агентство Рейтер сообщает, что приво-
димые немцами пифры английских потерь
в танках и пленными в Лондоне считают
фантастическими.

Военные приготовления
на Филиппинах

ШАНХАЙ, 3 лекабря. (ТАСС). Маниль-
ский корреспондент атентетва Рейтер со-
общает, что в армии и флоте на Филиппи-
нах принят ‹рял чрезвычайных мероприя-
тий. Все отпуска в армии и флоте отме-
нены.

Численность индийской
армии

НЬЮ-ЙОРВ, 3 декабря. (ТАСС). Как со-
общает корреспондент агентства Ассошиэй-
тед Пресс, заместитель начальника штаба
индийской армии заявил, выступая по ра-
дио, что индийская армия по численности
приближается к миллиону, при чем значи-
тельный процент составляет личный со-
став мотомеханизированных частей.

Освобождение из тюрьмы
трех профсоюзных
деятелей в США

НЬЮ-ЙОРИ, 3 декабря. (ТАСС). По co-
общению нечати, три профеоюзных деяте-
ля — Кинг, Ремсей и Коннер освобождены
из тюрьмы в штате Калифорния. Они бы-
ли приговорены к Б годам тюремного за-
ключения по ложным обвинениям. Перво-
начально их приговорили к 20 голам тю-
ремного заключения. Многие прогрессив-
ные организации требовали освобождения
Винга, Ремсея и Коннера.

в танках.

Англия

ЛОНДОН, 3 декабря. (ТАСС). КБаезясь
заявления немцев о том, что они отету-
пили из Ростова для того, чтобы осуще-
ствить беспощадные репрессии против
гражданского населения, дипломатический
обозреватель «Ньюс кроникл» Каммингс
пишет: Можно ‘вполне предсказать, что это
возмутительное германское заявление не
будет забыто русским народом, когда на-
станет момент привлечь Гитлера и его
банду преступников к ответственности 38
их неслыханные дела. Я надеюсь, что
наше министерство информации. исполь-
зует собственное заявление немцев отно-
сительно политики хладнокровного истреб-
ления мужчин, женщин и детей из граж-
данского населения. Это, я надеюсь, бу-
дет сообщено всему миру © соответствую-
щими комментариями. :

«Дейли экспресс» пишет в передовой
статье: Радуясь вместе с нашими союзни-
ками их победе, мы должны помнить, что
битва в районе Азовского моря являетея
лишь небольшим участком русского фрон-
та. В других районах русские подверга-
ются сильному нажиму. Они нуждаются
в поддержке, которую может оказать им
удар по немцам на Юге, и в танках, ко-
торые может послать им Англия. Они уже
показали, ° как они используют танки,
когда их достаточно. Имеет смыел изго-
товлять оружие для таких людей.

США

НЬЮ-ЙОРК, 3 декабря. ((ТАСС). Амери-
канская печать продолжает уделять много
внимания победе Красной Армии на Рос-
TOBCKOM фронте. Обозреватель  агентетва,
Юнайтед Прессе Кимл заявляет, что не
может быть никакого сомнения в том,

оне Ростова. Этот успех является для рус-
ских важным достижением и, несомненно,
еще больше усилит их боевой дух. Гитлер
дошел до ворот Кавказа, и его заставили
отступить. Это/ первый случай, когда нем-
цы оказались вынужденныхи оставить за-

ЗВАНИЕ TTS

хваченный ими город. Таким образом, в
одну неделю неожиданно изменилась общая
картина войны.

Валтингтонекая «Стар» заявляет, что
германские об’яснения причин отступле-
ния из Ростова являются явно ложными.
Весь мир, пишет газета, имеет все осну-
вания считать, что отступление немцев
вызвано тем, что на этом фронте герман-
ские войска встретили противника, кото-
рый их превосходит. Наступление Красной

Армии на Юге, заявляет газета, знамену-!

ет собой улучшение перспектив дела co-
юзников. Немцы етше не разгромлены, пи-
шет в заключение «Стар», однако собы-
тия последних дней по крайней мере по-
казывают, что они могут быть разгромле-
ны. Уже одно это действует ободряюще.

«Нью-Йорк тайме» заявляет, что pa-
дость Советекого Союза в связи с отвоева-
нием Ростова можно оценить по достоин-
етву, если вепомнить, как неделю TOMY
назал немцы торжествовали в связи го

взятием этого города. Ростов — первый
из завоеванных немцами городов, эвакуа-
цию которого они сами официально при-
знали.

Турция

АНБАРА, 3 декабря. (ТАСС). Освобож-
дение советскими войсками Ростова от не-
мецких захватчиков произвело сильное
впечатление на турецкие общественные
круги. Ряд турецких журналистов и 06-
щественных деятелей поздравляет совет-
ский народ с блестящей победой советских
войск. Многие высказывают мнение, что
эта победа является началом разгрома
полчищ немецких оквупантов.

Военный обозреватель газеты «Улус»
Фаик, касаясь взятия Ростова советскими
войсками, пишет: «Русские, взяв обратно

что немцам нанесен сильный удар в рай-  Ростов, осуществили сильное и энергичное

наступление». По мнению Фаика, это —
крупнейшее поражение немцев за все вре-
мя советско-германской войчы. Автор пол-
черкивает, что наступление было проведе-
но советекими войсками в исключительно
тяжелых условиях.

Заявление Рузвельта на пресс-конференции

ВАШИНГТОН, 3 декабря. (ТАСС). На
пресс-конференции Рузвельт заявил, что
он запросил японское правительство отно-
сительно причин концентрации крупных
японских воинских сил в Инло-Китае. За-
меститель государственного секретаря
Уэллес передая запрое Рузвельта во вре-
мя беседы, которая состоялась вчера меж-
ду ним, Номурь и Вурусу. Рузвельт до-
бавил, что он пе допускает, чтобы кон-
центрация войск имела своей целью не-
сение полицейской службы в Инло-Кита»,
который является мирным районом.

Далее Рузвельт заявил, что, начиная с
апреля, США ведут переговоры с японским
правительством, пытаясь договориться 0
метехах обеспечения мара в западной час-
ти Тихого океана. Рузвельт указал, что,
по его мнению, обе страны в олинаковой
степени стремились достигнуть этой цели.
США полагали, что во время переговаров
0бе страны будут воздерживаться от кз-
ких-либо действий, которые противоречат
стремлению достигнуть такой цели. В свя-
зи с этим США были сильно удивлены,
когда после непродолжительных перег»зо-
ров с правительством Виши японцы по-

Подготовка к „Неделе России” в Ливерпуле

ЛОНДОН, 3 декабря. (ТАСС). В Ливер-
пуле развернулась кампания в пользу
англо-советского сотрудничества, в KOTO-
рой принимают участие все политические
партии. На последнем заседании совета
профсоюзов Ливерпуля секретарь Бартон
заявил, что при мэре города создан Воми-
тет англо-советекого единства, в который
вошли представители различных партий-
ных, общественных и религиозных орга-
низаций. Программа предусматривает про-

слали с согласия Виши определенное ко-
личество войск в Индо-Китай. Правитель-
ство Виши дало понять, что оно предоста-
BHIO свое согласие, поскольку оно было
бессильно поступить иначе. Несмотря на
это, США возобновили переговоры © Япо-
нней, давая яено понять, что Соединен-
ные Штаты возобновляют переговоры на
основе решимости тихоокеанских держав
воздержаться от дальнейших территориаль-
ных завоеваний. За последнее время аме-
риканскому правительству стало известно
0б отправке из Японии в Индо-Китай
очень крупных сухопутных, военно-море-
ких и авиационных сил и о том, что ко-
личество японских войск, уже прибывших
в Индо-Китай, к тому времени превышало
общее количество войск, на которое дало
согласие Виши. Исходя из этих фактов,
США обратились с запросом относительно
цели, преследуемой концентрацией япон-
ских войск. .

Рузвельт высмеял вопрос представителя
печати о том, установил ли он предель-
ный срок для получения японского ответа,
но выразил надежду, что Токио быстро
даст ответ на запрос Соединенных Штатов.

ведение «Недели России», которая нач-
нется 13 декабря. Во время этой недели
каждый день будут бесплатно показывать-
ся советские фильмы. 14 декабря во всех
церквах Ливерпуля будет день молитвы за
Советский Союз. Бартону поручена орга-
низащия ряда митингов и заводских собра-
ний. Задача этих митингов-—призывать к
увеличению продукции, & также к исполь-
зованию других путей помощи Советскому
Союзу.

Легендарный ефрейтор

Уже стало банальным уличать немепкую!

пропаганду во лжи. Немецкие генералы,
и те потеряли терпение. На-днях они по-
требовали, чтобы Гитлер убрал е лолжно-
сти начальника германской печати Дит-
риха. Впрочем, Гитлер едва ли согласит-
ся на эту операцию. Выгнать — выго-
нишь, а гле найдешь потом другое такое
легкое перо?

Вот официальная телеграмма германско-
го информбюро:

«В излучине Донца германский ефрей-
тор отразил атаку свыше 200 болыневи-
ков © кровавыми потерями для них. Сове-
ты повели наступление из леса и атако-
вали несколькими волнами германское пу-
леметное гнездо, которое находилось 33)
сараем. Германский ефрейтор открыл огонь
из пулемета на близком расстоянии и бес-
прерывно обстреливал рялы советских гол-
дат, которые были вооружены минометами
И тяжелым пехотным оружием. Бой длился
полтора часа, котла Советы прекратили
свои бесполезные атаки после того, как
большинство наступающих солдат было
уничтожено пулеметным огнем германско-
0 ефрейтора».

Мы привели это роскоптное художествен-
ное произведение германского информа-
ционного бюро полностью, не убавив и
не прибавив ни одной строчки:

Было бы глупо ждать от германского
информбюро членораздельных ответов на
такие, скажем, вопросы:

1. Езв фамилия великого ефрейтора, за-
тмившего своей храбростью Александра
Македонского, помноженного на Ричарда—
Львиное Серлце?

2. Как гениальный ефрейтор мог erpe-
лять из своего поразительного пулемета,
если он находился за сараем и, следова-
тельно, сарай находился перел ним?

3. Почему Советы, атаковавшие тремя

поражение, смогли на этом же фронте и
именно в это самое время обратить в бег-
ство армию Клейста и гнать ев от Po-
стова до Таганрога?

4. Что это за тяжелое пехотное оружие,
которым, помимо минометов, были воору-
жены двести атакующих солдат? Очевид-
но, это были станковые пулеметы и про-
тивотанковые орудия. Скажем, всего было
поровну: 70 минометов, 70 пулеметов и
70 пушек.

Следовательно, получается такая кар-
тинка: удобно усевшись за сараем и по-
плевывая в излучину Донца, германский
ефрейтор, фамилия которого осталась неиз-
вестной, в то время, как германская ар-
мия бежала е огромной быстротой с поля
боя, один победил Советскую  влаеть
(Советы), уничтожив вооружение пример-
но целого полка. При этом ему не поме-
щал даже сарай, находившийся непосрел-
ственно между пулеметом и наступающи-
ми Советами.

Вот так и нало писать. Честно. Откро-
венно. Ничего не преувеличивая.

Однако, шутки в сторону! Хочется ра-
зобраться в природе этой очередной гит-
херовской лжи.

Внимательное исследование, так ска-
зать, температурной кривой визгов, доно-
сящихся время от времени из.Берлина,
приводит к очень интересным выводам.

Брехня идет волнами (нам понравилось
это слово). На вершине каждой волны
раздаются фанфары, и ефрейтор с тя-
желым оловянным взглядом, по профес-
сни убийца, & по кличке «фюрер», тор-
жественно сообщает, что Красная Армия
уничтожена и победный мир состоится в
ближайшие лни. Потом, по выражению
Салтыкова-Щедрина, начинается эпоха
конфуза. Оказывается, что Красная Армия
не уничтожена, & уничтожен новый мил-

Что делать? Газеты выходят, радио ве-
щает, публика ждет новостей.

Н тогда на сцену неуверенной, шатаю-
щейся походкой выходит ефрейтор, которо-
му в панике даже не успели дать фами-
Лии.

И начинается Варфоломеевская ночь!

Ефрейтор колет, рубит, режет. Он хРа-
тает на лету голыми руками снаряды и с
криком «Хайль Гитлер!» кидает их ку-
да-то за излучину реки, в расположение
(еветов. Он давят вражеские танки тя-
жестью собственного тела. Он обращает в
бегство огромные массы несуществующих
{если верить «фюреру») советских солдат,
не забывая нанести им при этем кровавые
потери. Он неистоветвует.

И, чем болыше он неистовствует в ноч-
ной редакции, тем печальнее бывает ут-
ром в квартире берлинского бюргера.

Первой газету разворачивает маленькая
Шарлотта. -

— Фатер! — кричит она. — Сегодня
опять ефрейтор!

— Где? Гле? — говорит фатер, человек
со следами былого животика, дрожащими
руками надевая очки. — Майн гот! Так и
есть!

— Неужели опять ефрейтор? — стонет
мутер, заламывая руки.

— Опять. Ефрейтор.

— Интересно. на каком фронте?

— Я думаю, на Южном. Там, у Клейста,
кажется... т-с-с... плохи дела.

— А что слелал ефрейтор? Опять хва-
тал танки голыми руками?
— Нет. Сидя з& сараем, уничтожил

выскочившие из лез Советы.

— Плохо дело. Чуяло мое сердце, что
наших дураков выгонят из Ростова.

*

А потом эпоха конфуза снова сменяет-
ся фанфарами.

телям подается необычное первое блюдо. По
цвету и вкусу оно напоминает ‚обыкновен-
ный зеленый борщ из свежеи крапивы
или щавеля. Но ни крапивы, ни щавеля
в нем нет. В это блюдо прибавляется лю-
церновая мука. Несколько граммов этой
муки полностью удовлетворяют суточную
потребность человеческого организма в
провитамине «А» —— каротине.

Каротин в человеческом организме пре-
образуется в витамин «А», значение ко-
торого дая человека огромно. Этот вита:
мин регулирует обмен веществ. Недостаток
его вызывает задержку развития и роста
организма, поражение кожных покровов и
слизистых оболочек, что снижает сопро-
тивляемость организма инфекционным 34-
болеваниям. Типичным проявлением недо-
статка витамина «А» является так назы-
ваемая куриная слепота — понижение
остроты зрения в сумерках.

У здоровых людей витамин «А», yay4-
шая способность глаза применяться Е из-
менению освешения. повышает остроту
зрения в сумерках и ночью. У больных
и раненых витамин «А» способствует
заживлению ожогов и поврежденной кожи.
У детей витамин «А» облегчает ‚течение
некоторых инфекционных болезней.

На Кубани имеется завод, который го-
товит кристаллический каротин из морко-
ви. Этот завод теперь значительно увели-
чил выпуск продукции. За два месяца из-
готовлено кристаллического каротина по-
чти столько же, сколько за весь прошлый
сезон. Однако только кристаллическим
каротином заводского производства нельзя
удовлетворить всю потребность и армии, и
населения. Необходимо на местах изыскать
хополнительные ресурсы продуктов, со-
держащих в большом количестве каротин.
Олним из таких продуктов и является

мука, приготовленная из листьев  лю-
перны.
Анализ, проведенный на каротинном

заводе, показал, что люцерновая мука Co-
держит каротина почти в 8—10 pas
больше, чем морковь, которая до сих пор
являлась почти единственным источником
производства кристаллического каротина.

Овощи и фрукты в пустыне

АЛМА-АТА, 3 лекабря. (По телеграфу).
В Пентральном Казахстане ведутся рабо-
ты по сельскохозяйственному освоению
северо-запалных окраин пустыни Ber-
Пак-Дала, прилегающих кв промышленно-
му району Большого Джезказгана. В ны-
нешнем году опытная станция Казахекого
филиала Академии наук разработала здесь
практические методы мелиорации пустын-
ных почв, испытала новые сорта овощебах-
чевых культур, картофеля, фруктов и ягод.

Посеянные в пустыне сорта принесли
богатый урожай помидоров, огурцов, кар-
тофеля, арбузов, дынь. На землях, счи-
тавшихея совершенно непригодными, мы
собрали в среднем по_80 центнеров. кар-
тофеля, 202 центнера помидоров, 220
центнеров огурцов с тектара. Наславу
удались арбузы и дыни. У нас появи-
лись свои яблоки и малина.

В будущем году наш промышленный
район получит еще больше собственных
овощей, фруктов и ягод.

У. УСПАНОВ,
директор Джезказганской опытной
станции.

Новые книги

ЛЕНИНГРАД, 3 декабря. (По телеф. от
соб. корр.). Отделение издательства Акаде-
мии наук СССР выпустило серию’ книг
«Оборонная литература». В серию входят
сборник <«Героическое прошлое русского
народа», охватывающий период со времени
Александра Невского, брошюра профессоров
Б. Томашевекого и. А. Грушкина «Пушкин
ий родина», содержащая высказывания ве-
ликого русского поэта 06 Отечественной
войне 1812 года, сборник фольклорных
материалов «Защита отечества в народных
песнях», брошюра «Великий поэт-патриот»,
посвященная Маяковскому, и ряд других
БНИГ.

В книге «Борьба с немецкой агрессией
в русской литературе» В. Зелинский при-
водит высказывания вылающихея деятелей
русской культуры — Белинского, Добролю-
fopa, Чернышевского, Салтыкова-Щедрина,
Горького и других об угнетении свободных
народов немецкими захватчиками. Несколь-
ко брошюр освещают положение Греции,
Сербии, Австрии, Чехословакии и других
оккупированных стран Европы. Выпущен
также сборник «Классики литературы о
германском — шовинизме»,
профессором В. Гинпяуе, И. Векелер.

Продолжаетея выпуск капитальных на-
учных трудов институтов Академии наук и
академического собрания сочинений клас-
сиков.

SR We a

РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ.
Издатель: ПРЕЗИДИУМ
ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР.

ЕАСИ ЕЕ ВЕЕЕЕЕНЕТИЕ ПЕ ЕЕ Ета рдивиеисЕ- ЕЕ НИЕВ

ФИЛИАЛ БОЛЬШОГО ТЕАТРА — 6/ХП оп.
«Демон», 7/XII Gan. «Конек-Горбунок». Начало
ссектаклей в 1 ч. дня. Билеты продаются
в кассе театра (Пушкинская ул., 6) с 10 ч.
утра до 18 чае.

ГОС. МОСК. МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТЕАТР им.
К. С. СТАНИСЛАВСКОГО и Вл. И. НЕМИ-
РОВИЧА-ДАНЧЕНКО
(Пушкинская ул., 11, тел. К-1-42.50).

5/ХИ «Севильский цирюльник».

6/ХИ «Нерикола».
Начало в 1 ч. дня.

Цены местам от 2 до 10 руб. Билеты про-
даются в кассе театра с 9 ч. 30 м. утра
до 6 ч. веч.

СЕГОДНЯ В КИНОТЕАТРАХ:

«НА ЗАЩИТУ РОДНОЙ МОСКВЫ» — Первый
к/т.. Колизей, Метрополь.
ОЧЕРЕДНОЙ БОЕВСЙ КИНОСБОРНИК № 5
с а
пецвышусек — ЖЕСТВЕННОЕ ЗАСЕДАНИЕ
МОСКОВСКОГО СОВЕТА  ПЕПУТАЛОВ а
щихся, ПОСВЯЩЕННОЕ ПРАЗДНОВАНИЮ
ОИ ОИНЫ ВЕЛИКОЙ ОКТЯБРЬСКОЙ
9 hei oceans РЕВОЛЮЦИИ — Метро-
узыкальная кинокомедия «АНТОН Fs
то р en
J 3 SBCKF --
«ЛЫЖНЫЙ  CHOPTs ры, Метрополь,

составленный

Ni

— Первый к/т.
i м . «БОЛЬШАЯ ЖИЗНЬ» —К
невосточного флота, которые м B волнами В ефрейтора и по- лион гермаяских солдат (из них добрая Ho uM уже никто не верит. «СУВОРОВ» — Москва, м и
« 0 ибывать. терпевшие в 60 if ВО > Ч-я серия) — И =
Сингапур, находится линкор ринц   продолжалот приб р рьбе в ним неслыханное  треть ефрейторов). Евгений ПЕТРОВ. «ПОСЛЕДНЯЯ НОЧЬ» УВЫ Е
ТЕЛЕФОНЫ ОТДЕЛОВ РЕДАКЦИИ (Москва, 6, Пушкинская пл., 5): Секретариата К-4-22-44;3 Прием об’явлений в Москве — К-5-14-88, в Ленинграде — 36-18.
519887.

* ‘ > . Е aN ra ee See AG RT pS BEGET ER Tae pa ee ome ee emer geo oe ed eee ee
Типография «Известий Советов депутатов трудящихся СССР» имени И. И. Скворцова-Степанова, Пушкинская площадь, 5.