Da

R=

$

&-
if]

3°
8.
0-

i.

А

=

(-

4-
Ie

{-

a

ae

4°
0°

Я

ПЯТНИЦА, 5 ДЕКАБРЯ 1941 г. № 287 (7663)

ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ СССР.

Go

Ук

a3

Президиума Верховного Совета СССР

награждении работников промышленности,
занятых изготовлением вооружения

(Окончание. `Начало на 2-Й стр.).

МЕДАЛЬЮ «ЗА ТРУДОВОЕ ОТЛИЧИЕ»

1. Андреева Федора Яковлевича — 10-
варя завода «Искра».

Аджаш Аблул Гасан — слесаря заводь
им. Варовз.

. Арутюнова Николая Багратовича —
начальника завода «Врасный путь».

. Будакова Николая Михайловича —
секретаря партбюро ГИЗ-2.

Борканова Александра  Инокентьеви-
ча— лиректорь опытного ‘завода ВЭИЙ.
. Бобина Григория Тимофеевича — ма-
стера Свердловского завода агрегатных
станков. .

Гремучеву Наталию  Алексеевну —
бригадира завода металло-изделий Со-
кольничесвого Райпромтреста.

. Глушксву Александру Петревну—то-
каря Московского автобусного парка.
Евтегва Алексея Сергеевича — тока-
ря завода «Динамо».

Еленского Зиновия Михайловича —
начальника цеха Нататинского завода.
Зырова Дмитрия Петровича — на-
чальника сборочного цеха № 1 за
Bola uM. Коминтерна.

Зубакова Сергея Кузьмича — началь-
вика цеха завода № 1 Оргавиалтрома.
Канавина Ивана Федоровича — ма-
стер» Московского ‘инструментального
завода.

Кунгурову Лидию Григорьевну —
каря завода № 68.

Ларичева Арсентия Николаевича
токаря Городецкого механического
вода.

11.

13.

14 то-

15.

за-

16.
тлавного инженера завода «Водопри-
бор».

Мельникова Ачександра Навловича —!35.

17. Мартьянова Александра Андреевича —
начальника  спенцеха  металлургиче-
ского завода им. Куйбышева.

. Миронова Николая Александровича —
начальника сборочного цеха  завола
«Компрессор».

Новикова Василия Ивановича — ка-

лильщика завода № 70.

Путилову Лидию Георгиевну = лакн-

ровшицу завода № 68. _

Рогомина Николая. Георгиевича —

главного инженера завода № 68.

Саламатина Александра Петровича —

токаря завода № 251.

. Самойлова Навла Фадеевича — свар-

шика завода «Двигатель Революции».

Ceernexesa Григория Павловича —

сменного мастера Дегтарьмедруды.

. Савостьянова Владимира Ивановича —

слесаря завода им. 1-го мая.

Сименоеа Александра Михайловича —

директора Московского инструменталь-

ного завода, ранее награжденного ор-
деном «Знак Почета».

Труфанзва Алексея Алексеевича —

токаря завода «АРЕМЗ».

. Фролозу Марию Даниловну — фрезе-

ровшицу завода № 112.

‚ Хейфиц Льва Исаевича — директора

завода Нлатиноприбор.

. Черкяева Анатолия Андреевича — ди-

ректора ремесленного училяща № 25.

Шелухоткову Валентину Ивановну —

лакировщицу завода им. Колющенко.

Шашнова Михаила Васильевича —

токаря завода № 21.

Щукина Ивана Владимировича — ди-

ректора Монинского комбината.

. Военинженера 3-го ранга Юрышева

Николая Николаевича — завод № 59.

Яконина Николая Павловича — уче-

и ремесленного училища

о

19.
20.
21.

Ww
ot

w
i

Председатель Президиума Верховного Совета СССР М. КАЛИНИН.
Секретарь Президиума Верховного Совета СССР А. ГОРКИН.

4 декабря 1941 года.

TRUITT

Сталинская Конституция
и великая отечественная война

Пять лет назад, 5 декабря 1936 года,

на Чрезвычайном УШ Всесоюзном С’езде’

Советов, после исторического: доклада
товарища Сталина была принята Великая
Сталинская Конституция.

Сталинская Конституция закрепила ве-
личайшие завоевания советского народа,
явилась HOBLIM историческим поворотом в
жизни великой страны социализма, осуще-
ствив невиданную в истории  человече-
ства, подлинную. советскую социалисти-
ческую демократию. В статье 1-й
Сталинской Конституции занисано: «Союз
Советских Социалистических Республик
есть социалистическое государство  рабо-
чих и крестьян», a
СССР, — как гласит ст. 3 Конституции, —
принадлежит трудящимся города и дерев-
ни в лице Советов депутатов трудящихея».

В нашей стране Сталинской Конститу-
цей установлено полное равноправие
всех народов Союза и всех граждан; у нас
нет кризисов и безработицы. У нас всеоб-
щее обязательное бесплатное начальное обу-
чение. У нас широчайшее социальное стра-
хование, пенеии, охрана матери и ребен-
ка, бесплатная медицинская помощь.
В нашей стране по Сталинской Консти-
туции всем гражданам предоставлены ши-
рочайшие демократические права.

Й на эту прекрасную страну обруши-
лись полчиша фашистских выродков и
изуверов, для которых нет ничего святого,
для которых безудержное, дикое насилие,
грабеж и убийство являются заповедями
жизни. И на эту страну пошел кровавой
войной немецкий народ,  одураченный
демагогией мировых жуликов и проходим-
цев Гитлеров и Геббельсов.

Мы завоевали нашу
счастливую жизнь ценой величайшей
борьбы, величайших жертв и лишеняй
рабочего класса и крестьянства. А Гитлер
во главе своих полчищ пытается вернуть
в нашей стране все то, что нами скину-
то в помойную яму истории, только в еще
более гнусной, более подлой форме: вме-
сто русских фабрикантов и. помещиков он
намерен посадить неменких фабрикантов и
помещиков, вместо русского жандарма —
мерзкого и озверелого написта с вонцла-
терями, насилием женщин. 6 кнутом и
виселицей.

Несколько лет кровавый Гитлер со своей
сворой ‘взбесившихся фашистских псов
сеют ужае среди народов Европы, жгут,
насильничают, грабят, калечат миллионы

свободу, нашу

чищ. Советский Союз —— не Франция, где
между тылом и фронтом, между  населе-
нием и предательскими руководителями
зияла непроходимая пропасть. Наша армия
черпает все новую силу и крепость в еди-
нении с тылом. У нае партия и прави-
тельство целиком опираются на весь на-
род, а весь народ, все народы Советского
Союза безгранично’ доверяют своему вождю,
своей партии, своему правительству и го-
товы биться е фапьистокими насильниками
140 последней капли крови.

Перед рюем миром, перед каждым чест-

«Вся власть В  героической

ным человеком во всем мире советский
народ показывает образцы  беззаветной,
борьбы за свою свободу, за
свою родину, за свои революционные за-
всевания, За демократию. Так должны
боротьея © наглыми фашистскими порабо-
тителями, с Гитлером и его прихвостнями
все честные люди во всех странах.
Доклад товарища Сталина по поводу
ХХГУ годовщины Октябрьской революции
является программой действий для всего
советского народа, котерый по зову вождя
еше более сплотил евои ряды. В своем
докладе товарищ Сталин ярко выразил дух
и волю своего нарола, его несокрушимую
решимость бороться до полного разгрома гит-
леризма и до полного уничтожения фашист-
ских захватчиков на советской террито-
рии, его жгучую ненависть к немецким
насильникам. Товаринг Сталин. 06069 под-

черкнул: «Никогда еще советский тыл не
был так прочен, как теперь». В этом за-
лог нашей победы. За каждую каплю про-
литой крови советских людей, за каждую
пролитую слезу советских женщин и де-
тей, за кажлый разгромленный город и з&
каждое растоптанное колхозное поле фа-
птисты получат жестокую расплату.

И пусть помнят об этом немецкие лю-
ди, которые еще не утратили человече-
ского облика. В воззвании военнопленных
немцев в своему народу правильно ска-
зано 0 том, что «народ, именем которого
совершены ужасные зверства, который
молчит и беспрекословно ведет войну, та-
кой народ не может рассчитывать ни на
сочувствие, HH Ha поддержку»; и далее:
«Горе нам, немцам, если поражение Гат-
лера произойлет помимо нае, без нашего
участия, без налнего активного ‘содействия.
Никто тогда не поверит нашим заверени-
ям, 910 мы, немцы, не несем ответственн
ности зА гитлеровские злодеяния».

Русский народ никогда не забудет этих

людей. Свой собственный народ Гитлер злодеяний оголтелых фалиистеких разбой-
ввергнул в беспредельную нучину крово-  ников, ворвавшихся в мирную Советскую
прохития, бесчисленных жертв и бедствий. страну, впервые в истории человечества

Только на Восточном фронте за 5 меся-
цев войны убито и ранено около 6 мил-
лионов немецких солдат. Фашисты истре-
били, таким образом, наиболее цветушую,
трудоспособную часть своего населения.
Й конца жертвам не видать. Ибо Восточ-
ный фронт — это мясорубка для немцев.

Такое неслыханное глумление над ©0-
бой не может долго вынести ни один на-
род. И немцы начинают, наконец, пони-
мать, что Восточный фронт—это могила для
немепкой армии и гибель для всей стра-
ны. Расплата близка. «Немецкие  захват-
чики, — сказал товариш Сталин в своей
речи на Красной площади в Октябрьскую
годовщину, — напрягают послелние силы.

создавшую общественную жизнь на OCHO-
вах торжества труда и счастливой жизни
труляннхся масс.

Сейчас наша страна переживает cypo-
вые, напряженные дни величайшей опах-
пости, величайшей борьбы за историче-
ские завоевания Октября, за Сталинскую
Конституцию, которая 5 лет тому назад,
как огненная ракета, взвилась над всем
миром, показывая трудящемуся . человече-
ству путь к счастливой жизни,

Каждый год советский народ с радостью
в серлив отмечает знаменательную годов-
‘щину Великой Сталинской ЦИИ,
Мы не позволим никому отнять ее от нах.
Мы булех биться за нее до последней

Нет сомнения, что Германия не может
выдержать долго такого напряжения. Еще
несколько месяцев, еще полгода, может
быть годик, —и гитлеровская Германия
Юлжна лопнуть ПОХ тяжестью своих пре-
ступлений». у

Гитлер жестоко тнюсчитался, надеясь на
изоляцию Советского Союза от остального
мира. Одни и те же пели уничтожения
кровавого гитдеризма и защиты демокра-
THE об ‘единили три могущественных гову-
дарства: Советекий Союз, Великобританию
и США. Жестоко проечитался Гитлер,
когда рассчитывал на распад советского
государства под ударами немецких  под-

капли крови, до последнего вздоха. Й мы
победим, ибо история 3a Hac.

` Сейчас наиболее достойной встречей пя-
тилетней даты Великой Сталинской Кон-
ституции будет то, что мы, весь совет-
ский народ, еше более напряжем все на-
ши силы для помощи фронту, еще теснее
сплотимся вокруг великого вождя и руко-
водителя нашей партии и нашего прави-
тельства, творца нашей советской Вонсти-
туции — товарища Сталина, еще крепче
сомкнем наши рялы в великой оевободи-

‘тельной борьбе против кровавого Гитлера  силами танков

и гитлеризма.
А. БАДАЕВ,

в ДЕЙСТВУЮЩЕЙ КРАСНОЙ АРМИИ (Тульское направление). Приближаются немецкие

танки, Сержант Усачев и
к встрече противника.

истребитель

Вчера на Западном фронте

Конфигурация Заладного фронта, ели
посмотреть на карту, весьма причудлива.
Во всяком случае она не имеет никакого
сходства с полукольцом, которым немцы вот
уже третью неделю тшатся сжать Москву.
Больше всего линия расположения немец-
ких частей, рвущихея к столице, напо-
минает змею. Она извивается пед разящи-
ми ее контрударами советских воинов. Ha
правом фланте фронта свежие напеи резер-
вы берут ев за глотку, и ее пасть, пы-
тавшаяся ужалить с севера Haile сер-
me — Москву, запровинулась на завал.
Хвост ее ‘обогнул Тулу © юго-востока и
метнулся к северу от города В. Но тут
он сейчас обрублен гвардейским клинком
казалерийското  кортус& генерал-майора
Белова.

Ожесточенные бои с фалтистской  гёди-
ной не утихали вчера ни днем, ни ночью.
Местами напряжение этих боев достигало
крайнего предела.

На крайнем правом фланте фронта на-
ши совлинения продолжали укреплять ра-
нее занятые рубежи и уничтожать огнем
артиллерии огневые точки противника.
Немпы отвечали довольно вяло огнем ми-
нометов. Они окапывались.

Иную картину можно было наблюлать
у соседей в районе водной магистрали.
Здесь основные силы прибывших из pe-
зерва частей перешли в наступление на
немецкие позиции, форсировали волную
матистраль и, преодолевая упорное сонро-
тивление немцев, овладели семью пункта-
ми. Выдержав жестокие контратаки про-
тивника, налии части развивают удар, уг-
рожая окружением крупному пункту со-
средоточения немецких войск.

‚ Части генерал-лейтенанта Рокоссовского,
удерживая свои рубежи на флантах, вели
наступательные бои в центре. Они овладе-
ли пунктами Л., 0., Л., овладели северной
и южной окраиной В. и продолжают на-
ступление. Они уничтужили здесь 13 тан-
ков, 3 бронеманапы и 12 автомашин
ПРОТИВНИКА.

0с0б0 ожесточенный характер носили
вчера бои в направлении на пункты 3. и
В. Отдельные пункты переходили по не-
скольку раз из рук в руки. В. течение дня
и ночи на 4 декабря нални части остави-
ли на этом участке фронта селения С. и
А. и в евою очередь выбили немцев из
селений В. и А. в уничтожили до полу-
тора рот вражеской пехоты, укрывшейся
от преследования в лесу.

Печально кончилась для немцев и вто-
рая за этот день попытка их перенести
боевые действия с дорог и открытого поля
в лес. Предпринятые ими атаки против
одной из налших частей BS леса восточ-

танков красноармеец Золин притотовиляеь

о В и пе т Ее О ЕД и адажй)

В Ростове: все свободное от работы на-
селение вышло на улицы, чтобы убрать
щебень, стекло, извастку, почистить, вы-
мыть город. Это большая работа. есто-
кие уличные сражения не прошли для

Ростова даром. Ростовчане пошли на
работу, на заводы. Не сегодня — завтра.
зажгутся электролампочки, побежит из

кранов вода, начнет работать центральное
отопление. Выходит газета, милиционеры
регулируют движение. Открылись парик-
махерские. Возобновляется пормальная го-
родская жизнь. é

Но уже в 50 метрах от городской грани-
цы чернеют на снегу свидетели только-что
‘прогремевших боев. Черные © синеватым
отливом немецкие танки, потерявшие гу-
сеницу, башню, пробитые и сгоревшие,
огромные грузовики с узорчатыми шина-
ми, штабные автобусы, маленькие, как
коробки, легковые автомобили, машины с
двумя черными крестами и буквой «К»
(Влейст), пушки, охромевшие на одно ко-
лесо, тягачи, минометы, снаряды без
конца.

Широкое, ровное шоссе бежит на запал

нее А. закончились тем, что атакующие Е Таганрогу. Осторожно 0б`езжая подбитые

Фото М. Савина.

На пути из Ростова
на запад

тем. Резкий бросок, и повторяется тот же
маневр.

Если позволяет погода, немецкие ca-
молеты работают с утра до вечера и с ве-
чера до утра. Такой активности немецкой
авиации мы, пожалуй. не видели с нача-
ла войны. «Юнкерсы» летают по дорогам,
но которым движутся наши войска, и ста-
раются задержать их. 0собое внимание они
уделяют кавалерии. Дело доходит до
курьезов. Три «Юнкерса» приняли за ка-
валерию... стадо коров. Бросив на него
12 60мб. убили 20 коров и ранили одну
Rosy.

Только-что налетели «Юнкерсы», увидев
нашу пехоту, лошадей, автомобили.

— Ложись! — командует лейтенант
Фердюченко. Он смотрит, как прыгают
в канавы, рытвины и воронки бойцы, и
сам прячется. Or самолетов отделяются
черные пятнышки. Характерный свист,
содрогается земля. Взлетают столбы земли.

— Вставай, ребятки, вставай, милые, —
быетро говорит Фердюченко, выскакивает
из воронки и озабоченно осматривает поле,
дорогу.

В результате налета веего двое раненых

были опрокинуты. Наши бойцы ворвались Танки и пушки, движутся на запад налеи
в А. буквально на плечах обращенных В автомобили, орудия, идет пехота. Цокает
бегство фалииотов, выбили их оттуда и ИО мерзлому шоссе кавалерия. По обочи-
сейчас преследуют в южном направлении. Нам идут телеги — жители Чалтыря, Сул-
Немцы не успели даже вывести свои тан- Тан-Салы, Синявки возвращаются домой.

ки. Шесть из них были подбиты нами
в бою, а 15 они подожгли сами в лесу
южнее А. 5

Yenemo действовала за истекший день
на Серпуховском направлении наша артил-
лерия. Огнем ее подавлено не менее 10
минометных батарей врага и уничтожено
много  станковых и ручных пулеметов.
Части, действующие в этом направлении,
продолжали на левом крыле развивать
наступление. Контратаки немцев неизмен-
но отбивались пулеметным и артиллерий-
ским огнем. Немцы понесли здесь жеето-
чайший урон. Весьма красноречивы ерав-
нительные данные о потерях одного  на-
шего соединения за пять дней боев на
этом направлении и противостоящих ему
немецких частей за тот же срок. Мы по-
теряли здесь убитыми и ранеными 1.307
человек, один  миномет, два станковых
пулемета и пять ручных. Немцы — 4.000
Убитыми и ранеными, два танка, 24 стан-
ковых пулемета, 16 минометов, 42 руч-
ных пулемета.

Яростные поползновения гитлеровских
захватчиков прорвать оборону  налних
войск успентно для немпев завершилиеь в
этот день лишь под Тулой. Здесь 3-я
танковая дивизия противника прорвалась
из пункта Р. на станцию Р., пересекла
железную дорогу и распространилась на
запад и юго-запал. Одиночные ‘танки и
автоматчики вышли на Московское шоссе.
Противнику удалось потеснить наши части
и захватить несколько населенных пуктов.
В районе станции Р. наш бронепоезд всту-
пил в бой с прорвавшимися танками врага.

Попрежнему боевая удача сопутствует
твардейнаи  кавкорпуса генерал-майора
Белова. Он продолжает теснить на юг мо-
топехоту немцев. Части корпуса занимают
олно за другим села и деревни на своем
победном пути и вышаи в район М.

Военно-воздушные силы фронта ночью
и в течение лня бомбардировали скопле-
ния войск противника, взрывая танки,
автомашины, пиетерны ¢ горючим, истреб-
ляя живую силу врага.

Вчерашний лень фронта изобиловал го-
рячими схватками. На некоторых уча-
стках инициатива была выбита из рук
врата.

П. БЕЛЯВСКИЙ,
спец. военный корреспондент «Известий».

ЗАПАДНЫЙ ФРОНТ, 4 декабря.

_ Атаки врага отбиты

Части Юго-Западного фронта ведут бои
с противником вдоль всей линии нашей
обороны, особенно упорные в направлении
города Hi,

Вчера на рассвете немцы сделали ярост-
ную попытку еломить наше сопротивление
у города Е. и обойти его © юго-востока.
Сосредоточив крупные силы на одном
участке фронта, фашисты пошли в атаку.
Для обороняющихся создалась чрезвычай-
но тяжелая обстановка. Положение спасло
подразделение капитана Беляева, ударив-
шее по флангу наступающего противникз.

Гитлеровцы, не ожидавшие отсюда уда-
ра, растерялись. Не удалась их попытка
перегруппироваться. Потеряв 150 человек
убитыми и ранеными, немпы стали беспо-
рядочно отходить. Наши части не только
сорвали наступление противника, но, про-
должая теснить его, освободили OT OKKY-
пантов село В., на подступах к которому
захвачено 3 немецких орудия.

Успешно отбита вчера атака немцев и
на соседнем участке, у села Д. Особенно
отличилось здесь подразделение тов. Ша-
танова. Бойцы этого подразделения в бою,
длившемся несколько часов, уничтожили
свыше 200 gamucros.

Сегодня бой в направлении Ё. продол-
жался с неослабевающим напряжением.
Наши части, отбив все атаки противника,
прочно удерживают занимаемые рубежи и
в ряде пунктов контратакуют врага. Толь-
ко на одном участке у села №. против-
нику удалось потеснить наши части и
вклиниться в систему обороны. Контрата-
кой Н-ской мотоциклетной части фаши-
сты, оставив на поле боя около 100 тру-
пов, были отброшены назад. Положение
здесь восстановлено. В районе села П. одно
наше подразделение неожиданной контр-

‘атакой потеснило противника, уничтожив
да 80 немцев и захватив 7 пулеметов.

Уже свыше двух недель противник пы-
тается развить наступление в районе ме-
стечка Т. Героическим сопротивлением на-
ших частей это наступление сорвано. Нем-
цы понесли здесь огромные потери, не до-
бивтись никакого успеха. Сегодня бои
на этом учаетке фронта продолжались с
прежним ожесточением. Все атаки против-
ника снова отбиты.

В последние дни немцы, подбросив зна-
чительные резервы, перенли в наступле-
ние на правом фланге участка, обороняе-
мого частями тов. Малиновекого. Они ста-
вили перед собой задачу неожиданным
ударом захватить город И. Врагу, распо-
лагавшему численным превосходством сил,
удалось вначале потеснить наши части,
которые после кровопролитного боя вы-
нужлены были отойти на восточную ок-
раину города. Быстро  перегруппировав-
шиесь, часть полковника Кутлина при под-
держке артиллеристов полковника Ратова
перешла в ‘решительную контратаку. На-
неся фалниетам большие потери, в упор-
ном уличном бою наши доблестные пехо-
THHU CMMI противника и очистили то-
род от гитлеровцев. Развивая контрнасту-
пление, налили бойцы заняли важную вы-
соту к западу от И.

B now co 2 na 3 декабря противник
несколько раз пытался вновь овладеть
этой высотой, но безуспетно. После каж-
дой атаки немцы откатывались к исход-
ным позициям, усеивая поле боя трупами.

На остальных участках фронта против-
ник вынужден был перейти к обороне.

; М. РУЗОВ,
спеп. корреспондент «Известий».

ЮГО-ЗАПАДНЫЙ ФРОНТ, 4 декабря.

Немцы наступают под Тулой

Бои на южных хдальних подступах
Москве снова приняли ожесточенный ха-
рактер. Особенно серьезные бои под Тулой.
Враг атакует защитников Тулы крупными
и  мотопехоты. Сегодня
группе немецких танков удалось несколь-
во севернее Тулы подойти к шоссе Туда—

к  Москва и перерезать его. Части т. Болди-

В черных плешинах земли зияют четы-
рехугольные ходы в блиндажи, окопы.
Они опустели. Войска ушли вперед, на
запад, гнать немцев. Земля изрыта, истер-
зана снарядами и минами. Окруженные
земляными глыбами, глазеют кратеры бом-
бовых воронок.

От Таганрога до Роетова несколько ле-
сятков километров. Больше полутора меся-
цев потребовалось немцам, чтобы пройти
этот путь. А вельв распоряжении Клейета
была огромная мощная техника, многие
сотни орудий, минометов, несколько ст
танков.

Части Красной Армии прошли этот путь
в обратном направлении за три дня.

Это были хотя и радостные, но трул-
ные дни. Спасая остатки своих войск,
Клейст всячески старается задерживать
стремительное продвижение Hallux acre.
Тенералы Харитонов и Ремизов,  продол-
жающие бить и гнать немцев, сохранили
те же темпы наступления, с какими был
проведен штурм Ростова. Потом Клейст
перешел на часы и минуты. Каждый час
спасает ему сотни солдат и десятки ма-
шин. Идет борьба за эти часы. Двумя
мощными потоками бьют по Влейсту ка-
валерия и пехота. Клейст отходит. Но ему
трулно двигаться по скользким, промерз-
шим дорогам, где дуют ледяные ветры,
стынут моторы, скользят пушки и маши-
ны. Клейст ставит мошную стену отня
между хвостом своих войск и головой на-
ших. Его артиллерия, минометы, танки,
пулеметы илут в адьергарде. прикрывая
отступление. Они стреляют до последней
минуты и уходят только тогда, когда на-
ши передовые части уже грозят им захва-

Наступление

В течение прошелших суток войска ге-
нералов Ремизова и Харитонова продол-
MAIN преследовать отходящего противни-
кз. На участке тов. Харитонова образно-
во действуют стрелковые части Героя
Советского Союза тов. Шепетова и тов.
Гончарова. Они все время двигаются впе-
реди других частей, беспошахно истребляя
немецких захватчиков. В течение сегодняш-
него дня часть тов. Гончарова выбила
фашистов из пяти населенных пунктов,
часть тов. Шенетова значительно продви-
нулась вперед, отвоевав у врага три круп-
ных населенных пункта.

На подступах к Таганрогу враг делает
попытки задержать продвижение наших
частей. строит сильные оборонительные
укрепления, оснащенные пулеметами, ар-
тиллерией, минометами. Фашисты закопа-
ли в землю танки, используя их, как дол-
говременные огневые точки. С утра 4 де-
кабря части тов. Ремизова после ожесто-
ченного боя сумели прорвать оборону про-
тивника и развивали свой прорыв в Та-
танроту. :

На другом участке фронта части тов.
Лопатина продолжали вести наступатель-
ный бой. Вчера лнем группа неменких
автоматчиков, состоящая из 60 человек,
сделала попытку атаковать подразделение
тов. Федосеева. По фашистским автомат-
чикам был открыт сильный  пулеметный
огонь. В результате меткой стрельбы на-
ших пулеметчиков было убито 50 авто-
матчиков, а остальные пустились наутек.

Часть Героя Советского Союз» т: Пет-
раковекого, тесня противника, вела бой за
населенный пункт Д. К исходу лня бойцы
Петраковского вышли на северную окра-
ину этого пункта. .

На остальных участках фронта наши

и оба легко. Лейтенант командует, и люди
его продолжают путь. Впереди немецкие
танки сдерживают натиск нашей роты.

—- Бей по тому танку! — командир ба-
тареи показывает на средний танк, стрё-
ляющий вдоль дороги. Противотанковая
«малютка» ударяет всего один раз— и
нет хищной немецкой машины. Все гремит
и ревет вокруг. У второго немецкого танка
снарядом отрезало ствол орудия. Прячась
за бугорки, перебегают вперед наши бой-
цы. Бой долог и упорен. Наконец, гремят
последние залпы, и вой мин прекращается.

Вог он, подбитый немецкий танк. На
башне его написаны хвастливые слова ©
победах и нарисованы все те же два Ере-
ста. Ё машине словно прилеплена чело-
веческая фигура. Немецкий танкист заце-
пился ногой за кажой-то рычаг и повис
головой вниз. Опаленные волосы певелят-
ся на ветру, касаются земли. Тело зако-
ченело и примерзло к металлу.

Быстро темнеет, бой входит в ночную
фазу. Делается. еще холоднее. Лежяная
крупа свистит в воздухе.

Сегодня мы выходим к берегу реки
Миус. Накануне наши летчики расемотре-
ди большое движение немецких  автома-
шин ot peru Миус на запад. По хороте
н& Мариуполь двигалось 150 машин, на
Федоровку — 20 танков и 350 малеин.
У переправ скопилось около 1.500 авто-
машин. Наша авиация бомбит и штурмует
вражеские колонны. Успехи летчиков ве-
лики. Лишь за один день часть полковни-
ка Батыгина уничтожила 250 солдат,
163 автомашины, ебила «Мессериихитт».

Небо затянуто тучами. Снежная метель.
Бой гремит с прежней силой. Огрызаясь,
отплевываясь ядовитой, бешеной слюной,
врат отходит на запад. у

Э. ВИЛЕНСКИЙ,
спец. корреспондент «Известий».

ЮЖНЫЙ ФРОНТ, 4 декабря.

продолжается

части прочно удерживают занимаемые ру-
бежи, отбивая все контратаки противняза.
3a эт время наступления хоблествые
части Ирасной Армии освободили от не-
мецких захватчиков территорию в десять
тысяч квадратных километров, выбили фа-
шистов из сотен населенных пунктов.

Политрук В. МИНАЕВ.

ЮЖНЫЙ ФРОНТ, 4 декабря.
леграфу). a

Сегодня в 19 часов фашисты выбиты
из Матвеева-Вургана. Город заняли бойцы
части, где команлиром т. Егоров и комис-
саром т. Ильинский. Немцы не выдержали
смелых и решительных атак налших под-
разделений и вынуждены были отойти. На
поле боя осталось много убитых и ране-
ных вражеских солдат, взято много тро-
феев. Их количество уточняется.

Части тов. Лопатина сегодня Е исходу
дня вышли к берегу реки Миус, отлично
выполнив задание командования.

В боях с немецкими оккупантами cero-
дня отличились наши славные танкисты.
Экипаж среднего танка о подразделения
т. Кузнецова, будучи в разведке,  столк-
нулбя с группой немецких танков, не-
сволькими бронемаптинами и автомашина-
ии. Советокие танкисты смело вступили в
бой и обстреляли машины противника. В
результате боя было выведено из строя
три вражеских танка, уничтожены броне-
машина и одна транопортная машина.
Успешно вели сегодня бой и танкисты
группы т. Колосова. В результате было
нодбито 19 вражеских танков, 15 авто-
машин, Колосовцы потерь не имели,

М. ТУРИНСКИЙ.

ЮЖНЫЙ ФРОНТ, 4 декабря. (По теде-
графу).

(По те-

В Крыму

КРЫМСКИЙ УЧАСТОК ФРОНТА, 4 1e-
кабря. (Спецкор ТАСС). Мелкие разве-
дывательные группы противника на од-
ном из участков пытались  просочиться
через передний край нашей обороны. Ми-

нометным и пулеметным огнем они были
рассеяны и отогнаны на исходные пози-
ции. Береговая и полевая артиллерия вела
интенсивный огонь по скоплениям враже-
ской пехоты под Севастополем.

Вчера под Москвой сбит 21 фашистский самолет

Вчера неменкая авиация совершала по-
леты главным образом над нашими вой-
оками близ линии фронта.

Первая групиз Ффашистоких  бомбарли-
ровщиков появилась. над линией фронта
сразу же после разведывательных полетов
немецких истребителей. Шетело 20 бом-
барлировщиков. Они очень торопились
обросить свой груз, но далеко не всем
удалось это сделать. Подоспели советские

ястребки.
Следом 3a первой труппой  прилетеля

на героически борются с превосходящими  6 ще 23 немецких бомбардировщика. 3a-

силами противника и наносят ему удар

за ударом.
А. БУЛГАКОВ,
спец. корреспондент «Известий»,

ЗАПАДНЫЙ ФРОНТ, 4 декабря.

вязались групповые бои. Стремительными
атаками сталинские соколы отогнали стер-
вятников. Три из них были подбиты.

В течение дня немецкая авиация неод-
вовратно появлялась над линией фронта,

но наши летчики не позволяли им нане-
сти серьезный ущерб нашим войскам.

Действуя по войскам противника, 9-
ветские летчики уничтожили 125 автома-
шин с грузом и вооружением, 14 танков,
42, автофургона, подавили 17 зенитных
пулеметов и 4 орудия, рассеяли 30 5 6a-
тальонов пехоты.

В воздушных боях сталинские co-
колы сбили 21 вражеский — самолет.
«Meccepmmurr-115» сбили младшие лей-
тенанты Семченко и Пучков в районе Я.
Группа лейтенанта Бойкова сбила два
«Мессершмитта-110». Младшие лейтенан-
ты Ридный и desma сбили «Хейн-
кель-111». Над пунктом Ц. в групповом
бою советские летчики сбили два «Мес-
сершмитта-110». Старший лейтенант Ko-
валевич сбил «Мессершмитт-110».