Английские
операции
в Ливии

ЛОНДОН, 4 хлекабря. (ТАСС). В комию-
нике английского командования на Ближ-
нем Востоке от 4 декабря сообщается, что
в последние сутки на Ливийском фронте
продолжалось затишье. В одной схватке
уничтожено 3 итальянских танка. Ha
тлавном фронте юго-восточнее Тобрука не-
большой отряд противника пытался про-
двинуться к Сиди-Азейзу, но получил от-
пор английской моторизованной колонны.
В районе ливийско-егинетокой границы
антлийские войска продолжали оказывать
давление на изолированные центры сопро-
тивления противника в этом районе. Ан-
тлийские патрули активно действовали в
течение всеге дня, тревожа противника и
осуществляя наблюдение за ним.

Английская авиация продолжала свою
активность, успешно атакуя автотранс-
порт противника на дороге Триг—Вапуцио
и скопления вражеских машгин вблизи Си-
хи-Резоха.

ae

В Средиземном море :]

ЛОНДОН, 4 декабря. (ТАСС). Англий-
ское морское министерство сообщает о но-
вых ‘успешных действиях английских
военных кораблей в центральной части
Средиземного моря против транспортных
судов противника, пытающегося перебро-
сить материалы для армии, действующей
в Ливии.

Утром 1 декабря английские корабли
потопили орудийным огнем итальянский
транспортный пароход «Адриатико» тоннз-
жем в 1.976 тонн, шедший с грузом ар-
тиллерийских снарядов. Вскоре после это-
го был атакован итальянский танкер
«Мантовани», шедший в сопровождения
крупного эсминца «Альвизе да Мосто»
(1.628 тонн водоизмещением). Эсминец
противника был взорван, а танкер, на ко-
тором находилось около 10 тысяч тонн го-
рючего, потоплен. Английские корабли
при этом не получили никаких поврежде-
ний; жертв с английской стороны нет.

Присоединение видного
французского офицера
к движению де Голля

ЛОНДОН, 4 декабря. (ТАСС). Штаб Сво-
бодной Франции в Лондоне сообщил о при-
бытии из США в Лондон подполковника
Люге, бывшего ранее авиационным атташе

при французском посольстве в Москве.

Люге присоединяется к де Голлю. Люге
подал в отставку после того, как прави-

тельство Виши порвало динломатические
отношения се CCCP.

Минирование территориальных вод
Японии

НЬЮ-ЙОР-, 4 декабря. (ТАСС): Шан-
хайский корреспондент агентетва Юнайтед
Пресс сообщает, что, по словам капитана
одного иностранного парохода, японекие
власти издали путевые инструкции, в ко-
торых указывается 0 том, что подходы в
Кобэ, Иокогаме и другие территориальные
воды минированы.

Военные мероприятия
в Индии

ЛОНДОН, 4 декабря. (ТАСС). Антлий-
кое министерство по делам Индии с
шило, что в Индии действует несколько
авиационных школ, которые готовят боль-
moe число летчиков и штурманов для
военно-воздушного флота. В августе этого
года был испытан первый самолет, co-
бранный в Индии.

Более 100 тысяч солдат индийской ар-
мии находится сейчас за пределами стра-
‘ны. Они составляют гарнизоны в Малайе,
Бирме, Иране, Ираке, Палестине, Египте,
 Абиссинии и Сирии. Они сыграли важную
роль в героической борьбе за Тобрук. Ме-
ханизапия индийской армии осуществляет-
ea быстрым темпом. Ежемесячно в армию
набирается около 50 тысяч новобранцев.

ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ СССР ПЯТНИЦА, 5 ДЕНАБРЯ 1941 г. № 287 (7663)

ааа ое Е ИЕН ЕН a ee ee ee eaten ee ENCE oo ate ee ИИ ae a EONS Tee see, Aes SL eee НН
рений

Распоряжение Рузвельта
о применении к Турции

Американская печать о занятии

На берегу Буга

Красной Армией Ростова

НЬЮ-ЙОРК, 4 декабря. (ТАСС). Амери-
канская печать попрежнему отводит вил-
ное место сообщениям о победе Красной
Армии на Ростовском фронте.

Газета «Балтимор can» пишет, что
Красная Армия с большим эффектом ведет
наступление на Ростовском фронте.

Военный обозреватель «Нью-Йорк
тайме» Болдуин заявляет, что в Ростове
немцы, повидимому, потерпели самую
крупную неудачу за все время нынентней
войны.

Агентство Ассошиэйтед Пресс, комменти-
руя успехи Красной Армии под Ростовом,
пишет: германские войска, потериевигие
на юге России самые тяжелые потери за
все время войны, продолжают огкатывать-
ся под напором советских войек. Советское
наступление на Ростовском фронте может
изменить ход войны.

Обозреватель  алентства Ассошиэйтед
Пресе Симпсон пишет: по признанию са-
мого Берлина, гитлеровские войска полу-
чили в Ростове самый тяжелый за все
время войны удар.

Немцы, пишет’ в передовой нью-йоркекая

Английский специалист о действиях советской авиации

ЛОНДОН, 4 декабря. (ТАСС). Редактор
английского авиационного журнала «Aspo-
натикс» Оливер Стюарт выступил вчера по
тондонекому радио с речью, в которой по-
дробно остановилея на действиях совет-
ской авиации на Восточном фронте. Оли-
вер Стюарт заявил: Большим и полезным
уроком кампании на Востоке является тес-
ное взаимодействие танков и авиации.
Россия в этой области открыла широкое
поле для прогресса. Никогда нельзя было
предполагать, что можно дхобиться на-
столько тесной координации действий тан-

Шведская печать о трудностях

германских войск н
СТОКГОЛЬМ, 4 декабря. (ТАСС). Швед-

ская печаль уделяет много внимания
трудностям немецких войск на Восточном
фронте в связи со стойкой обороной, решги-
тельными контратаками частей Красной
Армии и наступлением зимы. Корреспон-
дент газеты «Дагенс нюхетер» пишет, что
зима значительно увеличила и без того
огромные трудности германской армии.
«Немцам приходилосв,—пишет корреспон-
дент, — вырубать топорами замерзтие в
грязи танки и автомашины». На Москов-
ском и Ленинградском секторах фронта

ЛОНДОН, 4 декабря. (ТАСС). Стамбуль-
ский корреспондент «Таймс» сообщает 05
интенсивных германских военных пряго-
товлениях на юго-восточной границе Бол-
гарии. Еще в сентябре германская пехота
быль отправлена в траншеи вдоль укре-
пленной гратицы с Турцией. Германский
штаб обосновался в семи милях от города
Свиленграда. В югу вдоль Марицы по на-
правлению к Эгейскому морю немцы co-
здали своего рода «государство в государ-
стве» на территории шириной в 20—30
миль. Болгары не имеют доступа на

газета «Сэн», утверждают, что их войска
встретились ео значительно  превосходя-
щим их в численном отношении против-
ником. Но ведь совсем недавно, указывает
газета, Берлин хвасталея тем, что русское
сопротивление фактически «еломлено».

Большое внимание наступлению Rpac-
ной Армии на Юге уделяют также замери-
канские радиокомментаторы.

Известный радиокомментатор Суинт в

закона о передаче в аренду
или взаймы вооружения

НЬЮ-ЙОРК, 4 декабря. (ТАСС). По со-
общению агентства Ассошиэйтед Пресе из
Вашингтона, Рузвельт об’явил, что приня-
то решение 0б оказании Турции помощи
на основе закона о передаче взаймы или
в аренду вооружения.

Рузвельт заявил, что, по его мнению,

оборона Турции имеет существенно важное

С

[уменьшая значение Ростова.

Германские военные приготовления в Болгарии

значение для обороны США. В связи
этим Рузвельт предложил уполномоченно-
му по осуществлению закона о передаче
взаймы йли в аренду вооружения Стети-
ниусу обеспечить по возможности наиболее
быстрое ‘удовлетворение оборонных нужд
турецкого праврительства.

своем очередном выступлении по радио
подчеркнул, что еще на прошлой неделе
немцы много говорили об огромном значе-
нии захвата ими Ростова, утверждая, что
путь на Кавказ открыт. В настоящее вре-
мя немцы твердят обратное, всячески пре-

Радиокомментатор Стил заявляет, что
сражение под Ростовом, это — «самое
мрачное событие в карьере Гитлера».

Стил подчеркивает значение того факта,
что сами немцы вынуждены признать свое
крупное поражение.

В таком же духе высказывалотся и дру-
гие американские радиокомментаторы.

Заявление Нокса

ВАШИНГТОН, 4 декабря. (ТАСС). В бе-
седе с представителями печати морской
министр Нокс заявил, что англичане по-
ставили США заранее в известность 0
своем намерении послать военно-морские
подкрепления в Сингапур. Ноке указал,
что в Сингапур уже прибыли 2 англий-
еких линкора, добавив при этом, что
определенное количество вепомогательных
судов всегда сопровождает английские
линкоры.

Нокс подчеркнул, что военно-морское
етроительство США осуществляется более
быстрыми темпами, чем предусмотрено
планом. С начала 1940 года морское мн-
нистерство разместило заказы на стоои-
тельство судов общей стоимостью 7.351
млн. долларов. Около 1 млрд. долларов из-
расходовано на расширение сулостроитель-
ной промышленности. С января текущего
года в США спущены на воду 27 боевых
кораблей и заложены еще 128 таких ко-
раблей. xin

Отвечая на вопросы представителей пе-
чати, Нокс указал, что за последнее вре-
мя угроза германских подводных лодок в
северной части Атлантического океана
значительно уменьшилась.

ков и авиации. То, что имеет место сей-
час, превосходит все, что можно было
предвидеть раньше. Попытки Германии
дезорганизовать линию обороны Москвы
путем бомбардировок с воздуха ни к чему
не привели. Советская авиация показала
свою боевую мощь и силу, затруднив про-
движение германских войск. Она оказала
стойкое и решительное сопротивление осу-
ществлению планов Германии. Недооценка
сил советской авиации является одной из
величайших оптибок терманского командо-
вания в нынешней войне.

а Восточном фронте

наступили морозы, а немецкая армия
Плохо снаряжена для войны в зимних
условиях. По мнению корреспондента,
«едва ли 25 проц. личного состава гер-
манской армии имеют ‘теплую одежду».
На Ленинградском участке фронта немцы
в поисках жилья все глубже зарываются
в землю. Корреспондент следующим обра-
зом описывает жизнь немецких солдат пол
dette: «Солдаты лежат в промерз-
ee земле. Охапка соломы, несколько до-

Турецкий журналист
разоблачает
фашистский «порядок»

СТАМБУЛ, 4 декабря. (ТАСС). Газета
«Сон тельграф» опубликовала статью Бе-
нидже, который разоблачает лживость и
лицемерие германской пропаганды «новой
Европы» и доказывает, что эта «новая
Европа» означает порабощение народов.
Берлин, пишет автор, уничтожает евро-
пейские нации в этой, начатой им для
расширения своих территорий войне. При
этом он хочет, чтобы страдающие под его
сапогом народы сказали ему: «Будь здо-
pos, господин! Пусть кровь, душа
наша жизнь будут тебе подарком. Что бы
ты ни приказал, мы слелаем, какую бы
пель ни указал — мы пойдем». Но мало
того, пишет Бенидже, что этого хочет
Берлин. Народы ведут борьбу за свою
независимость. Югославия охвачена вос-
станием, Норвегия бурлит. В Греции пар-
тизаны перешли в действиям. На охране
железных дорог Польши гитлеровцы вы-
нуждены держать 50 тысяч солдат.

сок и печка из зарядного ящика, — вот
все, что имеет немецкий соллат на фронте».

плацдармом для броска на другую
сторону границы. Взе аэродромы в Бол-
тарии, всо ключевые позиции, все батареи
зенитной артиллерии и склады боеприпа-
сов контролируются исключительно немца-
ми. Они оккупировали весе болгарское по-
бережье, и порты находятся под их конт-
ролем. Бургаю превращается в сильную
морскую и авиационную базу. Немцы соору-
жают там укрепления и базы для подвод-
ных лодок. Дороги в Юго-Восточной Бол-
гарии, а также мосты и туннели подготов-
лены под руководством германских епециа-

Мы спускались к Бугу и пригоршнями
его быстрой коричневатой воды смывали
пыль с наших обожженных солнцем лиц.
Лиловатые мальвы качались в крестьян-
ских дворах,  отгороженных большими
скальными плитами, которые трудолюбиво
вырубали крестьянские сыны из камней
на высоком берегу Буга. Скот, застилая
пылью дорогу, шел по деревенской улице
К дому, и мы смотрели велед степенным
коровам, несшим тяжелое, перегруженное
вымя, полное благословенного изобилия.

В доме, в котором. я жил, суровые ска:
терти и половички с придирчивой украин-
ской чистотой и любовью к порядку по-
крывали выскобленные до костяного бле-

И

ска столы и полы, которые мыла дважды
на лень хозяйка. ЕЙ было больше патиде-
сяти лет, но она гордо сопротивлялась
времени, ее плечи были по-девически вы-
прямлены, и смелая, легкая походка гово-
рила о том, что женщина эта никогда
не сгибала ни перед кем головы. Я жил в
маленькой полутемной закуте, занятой на-
половину огромной постелью такой же
суровой, как и всб в доме, чистоты, сто-
рой подушек, с соломенным тюфяком, от
которого всегда пахло свежей мякиной.
Четыре постели в большой емежной ком-
нате занимали парнишки из соседней де-
ревни, которую сожгли немецкие летчики.
Все четверо парнишек, яеных, спокойных
сыновей украинекого народа, учились В
агрономическом техникуме, и рано утром
все четверо уходили на работу — на при-
вивку и окучивание плодовых деревьев в
колхозном саду, где выращивались слож-
ные мичуринские. гибриды. Все четверо
были сыновьями колхозников, эти буду-
щие агрономы, как будущим  агрономом
была дочка хозяйки, такая же рослая, с
такой же легкой ноходкой, с такими же
плечами, которые никогда и ни перед кем
не согнутея.

Спокойное, уверенное в своей силе и
достатке, изобильное скотом, молоком, ово-
щами, лежало село с певучим греческим
(некогда далеко селились греки по Бугу)
названием — Мегея. Дети колхозников
учились в агрономическом техникуме.
Агрономы приезжали на побывку к роди-
телям. Из школы возвращались звонкого-
лосые школьники. Ирэстьянские дворы
были полны мальв и петуний,— любовь в
цветам дополняла любовь к чистоте и по-
рядку жизни. Нраво на эту жизнь было
добыто годами труда, страданиями прош-
лых поколений, и вот растет молодое пле-
мя, для которого образование, школа,
агрономический техникум так же ecTe-
ственны, как естественно, что белый цвет
вишен заливает весной украинские с8лы.
Достаток в доме обеспечен трудом, и труд
этот—0осознанный, полный смыела и бла-
гословения земли, которая целиком, без
остатка, отдана в трудовые руки колхоз-
ников. -

Сегодня, пять месяцев спустя (по исны-
таниям можно было бы эти месяцы счесть
за годы), я вспоминаю счастливый доста-
ток, уверенность в своих силах, спокойное
сознание своего необходимого труда в этом
селе на Буге — Мегее. День или два
спустя после того, как мы оставили это
село, в него пришли немцы. Мы знаем,
как немцы приходили в укрзинские села.
Bee, что было лучшего, гордого и доетой-
ного, — все было растоптано этими сапо-
гами, на подметках которых торчат нару-

эту территорию. Министр  иностран- листов для пропуска крупного транспорта.
ных дел Болгарии Попов отказался дать Коротко говоря, здесь повторяется то же,
парламенту об’яснение относительно ста- что происходило в прошлом году вдоль
тута этой территории. Она должна послу-1  греческой границы. :

Заявление Уэллеса

ВАШИНГТОН, 4 декабря. (ТАСС). В бе- бегнуть к военным действиям против Япо-
седе с представителями печати заместитель Нии, если последняя захватит Таи. Е
государственного секретаря США Уэллес  Отвечая на вопросы представителей пе-

чати, Уэллес указал, что, как он пола-
отрицал, что ему что-либо известно в

жу шипы, все было захватано жалными,
подлыми руками, все было затоптано в
грязь — достоинство, уверенность, честь.
Немецкие офицеры селились светлых,
чистых хатах, и тогда вскрывай полови-
цы и погреба, выкладывай на етол этим
мордастым, наглым, презирающим русский

В Чехии и Словакии казни следуют одна
за другой. Не разрешена ни одна из даже
самых простейших национальных проблем.
каждым днем возрастает недовольство
в оккупированной части Европы.
Автор в заключение отмечает соединен-
ные усилия СССР, Англии и США в деле

связи с сообщениями английской печати

гает, Токио ответит на запрос Рузвельга о
концентрации японских войск в

Индо-

о намеренни англичан немедленно  при-  Китае.

=

Положение в Таи

ШАНХАЙ, 4 декабря. (ТАСС). Бангкок-  ности к охране территориальных вод. В
ский корреспондент агентства Рейтер со-  стратегических пунктах Банткока и его
общает, что правительство Таи проводит! окрестностях размещена вооруженная ох-
всеоб’емлющие приготовления к обороне.   рана. В различных пунктах спешно стро-

Морской флот приведен в состояние готов- ятся бомбоубежища.

освобождения порабощенных народов. народ, как скот, все, что есть в доме.
что накоплено годами, что припасено

‘на долгую зиму... Выводи 38 руку на

(свобождение середину хаты i свою, гордая

: степенная старуха (ла и ты еше, чорт

политзаключенных возьми, баба хоть куда!), режь своего по-

В Индии росенка и кур, добывай вина для Beox

этих орущих солдатских глоток, чтобы,
блаженно рыгая и икая, эта орава засы-
пала в твоем доме, загадив все вокруг,
ибо русское или украинское жилище для
НИХ — это не дом, а загон для скота.

ЛОНДОН, 4 декабря. (ТАСС). Как пере-
дает корреспондент агентства Рейтер из
Симлы, правительство Индии приняло ре-
шение освободить всех заключенных учает-
ников кампании гражданского неповинове-
ния, включая Джавахарлала Неру и пред-
седателя национального конгресса Абдул
Валам Азада.

По Советскому Союзу

ПАНАС ВНТТ

Мудрость и сила

Вак памятен мне тот вечер в большом
5 длинном, как поле, зале Кремлевского
дворца! Сверкают прожектора и люстры.
Над столом президиума высится мрамор-
ная статуя Ленина. Это — симвоя нашей
жизни, нашего творчества, нашего труда,
и кажется, что, хотя вее лучи прожек-
торов и люстр направлены на нее, она
светится своим особенным внутренним
теплым светом.

Вак памятны коридоры возле зала, крас-
ные ковры дорожек и множество знакомых
людей на них! Стахановцы, изобретатель-
ные и находчивые, спешили сюда на
поездах, самолетах, автомобилях. Ronn
несли их через степи к автомобилям. По
узким тропам спускались с гор в долины
горцы. Из тайги выходили охотники. От
пылающих печей шли доменщики. Or
станков явились сюда ткачихи. Хлеборобы
покинули свои хаты, чтобы, как все, вы-
слушать Закон, воплотивший мечту тру-
да, надежду человечества, его мудрость и
силу. :

На трибуне показался Сталин.

И, кажется, тотчас же этот громадный
и длинный зал превратился в узкую и
тесную комнату, где близкие люди собра-
лись послушать родного, мнотоопьного и
умного друга, который расскажет 0 том,
хак надо лучше и удобнее устроить
жизнь, чтобы возможно меньше было ере-
хи нас праздности, тунеядства и порока,
чтобы наш труд был весел, чтобы наши
дети знали больше, чем мы знали в их
возрасте, и чтобы они свершили больше
того, что свершили мы.

Читал он один, но в сущности читали
мы все, потому что это была мечта всех
нас, наша надежда, все то, что мы назы-
ваем Родиной и Славой, все то, за что
сражались наши отцы и деды, и прадеды,
за что лилась кровь и в полях, и в тай-

519888.

ге, и в горах, и возле моря. Это был труб-
ный сигнал времен! Он был неслыханно
громким для тех, кто не знал о нем, и
неслыханно простым и близким для тех,
KTO стоял рядом.

Сталин говорил о возможности лучшей
жизни. И он говорил не только 0 том,
что близка эта возможность, но и о том,
что она среди нас, что мы живем в ней.
И можно было отчетливо прочесть на ли-
цах, что слова Закона, слова Конститу-
ции, полные уверенности и силы, вызыва-
ют множество мыслей, возбуждают в лю-
дях непреклонное желание бороться за
победу. Потому что воплощение мечты н
надежды не значит, что борьба окончена,
а значит только, что у тебя стало больше
еилы и уменья, больше настойчивости п
изобретательности, больше богатств.

`Никакая другая конституция не возна-
граждает так человека за честный и са-
моотверженный труд, как наша: никакая
другая конституция не дает ему столько
отдыха для труда; никакая другая кон-
ституция не обеспечивает его спокойствие
и славу так, как наша Конституция, и
никакая другая конституция не требует
для своего проведения в жизнь столько

находчивости, изобретательности и при-
лежания, как наша. И это вполне по-
HATHO.

Сотни и тысячи лет человечество жило
в ужасных, отвратительных условиях. Спра-
ведливость ‘человечество хранило в меч-
тах, итак как поместиться ей на земле
было негде, то ее поместили на небе и
в религии. В сущности, это были поиски
справедливости людей измученных, исто-
сковавшихся, истерзанных и потерявших
надежду.

Сотни и тысячи лет человечество стра-
дало и мучиловь. Но, неемотря на
тяжесть жизни, оно сохранило веру в

возможность лучшего будущего, нашло в
себе силы, чтобы воплотить это пришед-
шее счастье в жизнь и защищать его
так, как оно защищало его в дни Октя-
бря 1917 года и в дни гражданской вой-
ны, как защищает его сейчае, когда лю-
тые фашистские полчища бросились на
наше государство, бросились на нашу
ВБонетитуцию.

Тунеядцы, насильники и грабители по-
нимают, что существование Сталинской
Конституции, этого трубного сигнала спра-
ведливости и порядка, губительно для них.
И, чем богаче и пышнее были всходы на
наших нивах, чем ярче пылали флаги
нашей Конституции, тем злобнее и подлее
делался враг, тем скорее он спешил на-
нести нам рану, опасную для жизни
нашей страны, для жизни нашей родины.

Полны были артельные закрома. Веего-
то в них было вдоволь — ишеницы, нро-
са, подсолнечника! Глядя на свое богат-
ство, наши крестьяне чувствовали очень
остро и тонко, что своим растущим изоби-
лием, своей зажиточной жизнью они 0бя-
заны Советской Конституции. Это ona
дала навечно колхозам  плодороднейшие
земли! Это она дала им машины! Это она
вооружила сельское хозяйство передовой
наукой и техникой для борьбы за вее
возрастающие урожаи!

Полны были наши школы и универен-
теты. С энтузиазмом и силой необычайной
учителя и профессора передавали свои
знания молодому ‘поколению Союза.
И, принимая знания, молодежь тонко и
остро чувствовала, что. этими знаниями
она обязана нашей Конституции. Это
Сталинская Конституция воздвигла школы,
и университеты, и библиотеки, выпускала
тысячи книг, миллионы газет, говорила 0
науке и искусстве по радио! Это она со-
здавала песни, романы и поэмы! Это она
звучала в симфониях и хорах!

Полны были наши фабрики и заводы.
Дружно шла работа в цехах и у домен.
Тысячи конвейеров бесперебойно спуска-

ли автомобили, тракторы, самолеты. ( глу-
бокой верой в правоту своего труда стояли
У станков советские рабочие. И, трудясь,
рабочие, работницы, инженеры тонко и

остро, как и весь наш народ, чуветвовали,
что это Советская Конституция построила
бесчиеленные заводы, фабрики и домны,
всем дала труд и отдых, достойное  воз-
награждение, жилища, свет и тепло, всем
дала возможность увидеть богатства на-
шей страны и, самое главное, дала со-
знание того, что жизнь

стоит, что мы будем жить!

И вот Поэтому-то ничего не пожалеют

рабочие и инженеры, чтобы отстоять свои
заводы, рудники и шахты, которыми хо-
чет овладеть германский фашист!

Ничего не пожалеют колхозники, чтобы
отстоять свою землю от жадного и злоб-
ного врага, носягнувшего на нашу Кон-
ституцию!

Ничего не пожалеет интеллигенция,
чтобы отетоять свою науку и искусство,
которые ‘хочет растонтать подлый немец,
ведомый Гитлером!

И не напраено бьются за Родину у
стен Москвы и Фенинграла ее славные
зашитники. Оин стоят за Москву, где
впервые прозвучали слова Сталинской
Конституции, слова нашей свободы, наше-
го труда, слова нашего закона о жизни.

И не напраюно в степях Украины би-
лись и бьютея украинские крестьяне и
рабочие. ;

И не напрасно громят врага у Ростова.

И не напрасно оросились кровью воды
Балтики.

‚И не напрасно в снегах Мурманска ©0б-
рались наши полки.

Жестокая битва наша с неменкими за-
хватчиками — это битва за Сталинскую
Конституцию, за будущее нашей Родины,
за ее героическое настоящее, за победу!

Вс. ИВАНОВ.

проходит не на-
прасно, что жизнь великоленна, что жить

* Нефтепромысел КИМ в Таджикистане
за послелние два месяца — октябрь и но-
ябрь — перевыполняет планы. Отличных
результатов добились стахановцы-двухеот-
ники машинист Салибаев, вышечники По-
лежаев и Надобежкин. Значительно повы-
силась производительность труда на Нефте-
абалеком участке.

* Отделение Мосновской консерватории
открылось в столице Киргизии. Препода-
ватели — заслуженные деятели искусств
В. Власов и В. Фере, профессор Москов-
ской консерватории М. Раухвергер. Кроме
первого и второго курсов, при консерва-
тории организуется подготовительный куре.

* Свыше 1.500 нонцертов дано силами
артистов горьковских городских и област-
ного театров, филармонии и Дома Красной
Армии за время войны в частях Красной
Армии, госпиталях, на агитпунктах.

* Танковая нолонна им. М. В. Фрунзе
строится трудящимися Ивановской обла-
сти. Коллектив Ивановского завода тек-
стильного машиностроения обязалея от-
числить в декабре однодневный заработок
в фонд строительства танковой колонны.
Его примеру следуют и другие пред-
приятия.

* Соревнование в честь ХХ!У годовщи-
ны Красной Армии предложил организо-
вать Астраханский судоремонтный завод
им. Урицкого, перевыполнивший производ-
ственную программу в октябре и ноябре.
Коллектив завода обязался досрочно за-
кончить зимний судоремонт и к 25 дека-
бря выполнить годовой план по выпуску
изделий для фронта. Обращение ‘астрахан-
цев встретило живой отклик на предприя-
тиях и в колхозах области.

* Семья знатных старателей Романо-
вых из Забайкальского золотого

прииска
Ольда заступила на стахановекую вахту.
Бригадир Григорий Мамонтович Романов

систематически перевыполняет план добы-
чи золота.

Пять долгих месяцев отделяют июль
ские дни, когда мы расставались © вами,
славные парни и девушки из Мотеи, и
вы печально стояли возле каменной ог-
рады двора и провожали нас, зная, что
уход наш временен, но эть все же уход.
Немцы пришли в ваше село через ‚день
или два. Все, что было вам дорого, для
чего были предназначены молодые ваши
жизни, веэ было растоптано и уничтоже-
но. Со стен вашей комнаты сорвали или
прострелили дорогие вам портреты. Ёниж-
ки, по которым вы учились, сожгли, мо-
лодость вмшу, девушки, растлили,  гор-
дость вашу, хлопцы, унизили. Может
быть, некоторым из вас удалось убежать,
и знакомая степь с переросшей, нескошен-
ной ншеницей и выжженной кукурузой
стала вашим пристанищем. Оглядываясь
во все стороны, пугаяеь каждого. куста
перекати-поля, проходит степными дорога-
ми пехота врага, и с обочины летит ручная
граната, кинутая уверенной, крепкой ру-
кой, привыкшей до этого делать привив-
ки на плодовых деревьях. Может быть,
гордая, несогнутая временем общая walla
хозяйка намешала белены в украинский
борш или досыта накормила врага ядови-
тыми грибами.

Много напгих земель, далекие мои
друзья, занял врат з» эти пять месяцев,
слезами и кровью залил Украину, сжег
ваши дома, чтобы согнуть в поклоне пе-
ред господином, хозяином о вапги гордые
плечи. Я помню этажерку с учебниками
по агрономии, аккуратные синие тетрадки,
в которых записывали вы уроки и лек-
ции, портрет Ленина, наивно и трогатель-
но украшенный пожелтевиеим листом Ta-
поротника, и скрижаль великих вайтих 32-
воеванных прав нод ним...

Может быть, перед приходом немцев уе-
пели вы енять со стены и спрятать этот
листок, где великая Сталинская Roncra-
туция определяла Balle великолепное ме-
сто на земле, и теперь вместе с парти-
занами осуществляете то, что являетея
честью и долгом каждого гражданина.

Для дружбы нет  эасстояний, друзья
мои. Мы разлучены сейчас, но мы вместе.
И за все, что растоитано, унижено, втис-
нуто в грязь, сожжено, — за все это враг
ответит нам, и никто не содрогнется от
той крови, какую все это ему будет
стоить, и никто не посочувствует его сте-
наниям. Нет такой силы, что могла бы
разодрать на клочки великие права граж-
данина Союза Советских Социалистических
Республик, которые защищаете вы в труд-
ные, горькие и, как никогда, озаренные
надеждой дни. Нет ни одного человека
из.вас, кто усомнился бы в вашей победе,
как никто из вас не может представить
себе, что Ha ‘вашей колхозной земле перед
сытым, мордастым хозяином вы будете
склонять ваши головы, что в огонь поле-
тят ваши учебники и надежды, и что
вепять, как скот, вас затонят в тем-
ное прошлое, из которого десятилетиями
рвались ваши подневольныю отцы...

Мы знаем, что будем еще в далеком се-
ле с певучим названием-—Мегея. Мы еще
увидим вас, повзрослевшие хлопцы, ко-
торых испытания войны сделали му-
жами, мы привезем вам книги по
плодоводству, как обещали, и достанем
для вас сочинения Мичурина. Вместе ны
разложим все это на этажерочку с кни-
гами и вместе повесим на стену припря-
танный вами до времени лист, на котором
под советским гербом напечатан текст
Конституции. Запветут еще мальвы в
колхозных дворах, тучный скот будет
возвращаться вечером по деревенской
улице, опять достаток наполнит ваши
дома, онять распрямятся ваши креп-
кие плечи. Порукой этому завоевачные
вашими отцами права гражданина, кото-
рые никакая война, никакой враг не co-
трет и не уничтожит... И вместе, как
недавно, спустимея мы с вами к родному
нам Бугу, чтобы его быстрой коричнева-
той водой освежить запыленные и сож-
женные степным солнцем лица.

Вл. ЛИДИН.

Московский шахматный
чемпионат

Турнирная борьба с каждым днем при-
нимает все более острый и напряженный
характер. Все участники играют смелое и
энергично, уклоняясь от ничейных вари-
антов.

Вчера в четвертом туре важную победу
одержал.. мастер Петров над Мазелем. Па-
нов после обоюдных ошибок выиграл у
Щербакова, неожиданной ловушкой поймав
ферзя противника. Лацие уже в худшем
положении просмотрел потерю ладьи и
сдался Зубареву.

Партия Загорянский — Алаторцев отло-
жена в сложном положении, где шансов на
победу все же больше у Алаторцева.

После. четырех туров впереди Петров,
имеющий три очка.

Очередной, пятый, тур состоится завтра:

Ee

РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ.
Издатель: ПРЕЗИДИУМ

ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР.
а —
ФИЛИАЛ БОЛЬШОГО ТЕАТРА — 6/X {
«Демон», ИХИ бал. «Конек-Горбунок». ея
спектаклей в 1 ч. дня. Билеты продаются

в кассе театра (Пушкинская ул., 6
утра до 18 час м

гос. моск. МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТЕАТР
kK. С. СТАНИСЛАВСКОГО и Вл. И. HEMI
РОВИЧА-ДАНЧЕНКО
ИТузткинская ул., 11, тел. К-1-42-50).
Сегодня 5/ХП «Севильский цирюльника.
6/ХИ «Перикола». ;
о Начало в 1 ‘ч. дня.
ены местам от 2 ло 10. 4
даются в кассе театра oe ee area
Zo 6 4. Bex,

СЕГОДНЯ В КИНОТЕАТРАХ

ОЧЕРЕДНОЙ БОЕВОЙ KHHOCBOPHHK

N 7 —
Первый кл., У 3

поль, Москва. дарник, Колизей, Метро-
«НА ЗАШИТУ РОДНОЙ МОСКВЫ» — Колизей,

5 Метрополь, Москва. _
пецвыпуск — ТОРЖЕСТВЕННСЕ ЗАСЕДАНИЕ
МОСКОВСКОГО. СОВЕТА Ут TP
IHXCH. “Hocsttten ДЕПУТАТОВ ТРУ я-
x3 JICBUTHHBI ВЕЛИКОЙ ОКТЯБРЬСКОЙ
СОЦИАЛИСТИЧЕСК с е
а CKOH РЕВОЛЮЦИИ — Метро-
<ХХГУ-й ОКТЯБРЬ» — Первый кл...

«АЛЕКСАНДР Ударник.

é НЕВСКИЙ» — Метрополь.
ТЕЛЕФОНЫ ОТДЕЛОВ РЕДАКЦИИ (Москва, 6, Пушкинская пл., 5): Секретариата К-4-22-44; Прнем об’явлений в Москве — К-5-14-88, в Ленинграде — 36-78. Seat sees

Типография «Известий Советов депутатов трудящихся СССР» имени И. И. Скворцова-Степанова, Пушкинская площадь, 5,