ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ. ТРУДЯЩИХСЯ СССР

СРЕДА,

10 ДЕКАБРЯ 1941 г. № 291 (7667)

Не забудутся эти дни...

Вторые сутки падает снег. Он улегся
густым ‘покровом на полях, на  подмо-
сковных деревушках, проселочных деро-
гах. Тяжелыми хлопьями покрыл. ветви
елей и сосен. Видимость при сегодняшнем
снегопаде настолько нлохая, что, сидя в
машине, бегущей по Волоколамскому шос-
св, не глядишь на небо, откуда в хоро-
ший морозный лень может ‘свалитьея ‘на
голову черный вражеский коршун с Ере-
стами на крыльях.

Дорогу эту‘мы уже об’ездили так, что
знаем каждый перекресток, дерево, мо-
стик. Рано ‘утром мы покинули Москву,
окутанную снежной дымкой, — строгий,
настороженный прекрасный город, пере-
живающий суревые дни, Эти дни ‘декабря
войдут в историю. O Hux будем вепоми-
нать с теплотой и гордостью — гордостью
за великое советское племя, отстоявше»
Москву от звериных полчищ Гитлера.

Будем вспоминать. Враг был под Мо-
сквой. Немецкие танки хотели прорваться
к стенам Креиля, на Врасную ‘площадь.
Стояли лютые морозы, была жестокая
битва, и алзя кровь бойцов, оборонявиих
столицу советской земли, окрашивала ру-
биновым цветом московские снега.

Не забудутся эти дни. Но вот уже ce-
тодня эта фронтовая дорога начинает ме-
‚нять свой знакомый облик. Еще несколь-
юо дней назад нам навстречу шли группы
зюдей. Крестьяне покидали подмосковные
села, нагрузив на баночки домашние
вещи. Сегодня их не видно. А по дороге
тягачи зволокут подбитые немецкие тан-
ки—их очень много, —тащат на ‘буксире
тупорылые трофейные грузовики. Артил-
лерийская `канонада, которая  бушевала
вот за этим перелеском, гудит издалека,
Kak отзвуБ уходящей грозы.

Все очень просто об’яеняется: части
Красной Армии на этом участке наносят
контрудар. Враг отступает.

Свое второе генеральное наступление на.
Москву немцы начали 16 ноября. Сего-
дня двадцать четвертый день этого гран-
диозного сражения, в которое
бросил отборные, сильнейшие свои части,
об’явив веему миру, что со дня на день
Москва падет к его ногам.

Здесь, на сравнительно небольшом
участке фронта, немцы сконцентрировали
пять танковых дивизий — свыше 1.200
танков — и около семи  мотомеханизиро-
ванных дивизий полного состава, оборудо-
ванных новейшими машинами. Вся эта
сила поддерживалась мощными огневыми
средствами — артиллерией, минометами ий
крупными авиационными соединениями.
Задача немцев была: мощным ударом это-
то’ бронированного кулака Уничтожить
нашу оборону и выскочить прямо к окраи-
нам Москвы. Командующим этой труппы
Гитлер назначил  генерал-фельдмаршала
фон-Листа.

Й трянул 16 ноября бой, за которым
следили миллионы людей, следили с вос-
хищением, тревогой и надеждой.

Противнику, создавшему превосходство
в силах, больное превосходство в тан-
Езх, удалось потеснить наши чаети к
подступам Москвы. Войска генерал-лейте-
нанта Рокоссовского, против которых был
устремлен Ha этом участке главный удар
танковых и пехотных дивизий Листа, дра-
лись, как львы, за каждую пядь подмо-
оковной земли.

Немпы несколько раз пытались окру-

‚жить и подвергнуть разгрому части Ро-
коссовского, но это им не удавалось. Вео
их попьики разбивались о стальную на-
шу оборону, о стойкость и героизм бой-
нов и командиров. Немецкой тактике
окружения и фланговых ударов была про-
` тивопоставлена блестящая маневренность
наших войск. Оборюняя главные рубежи,

Гитлер.

наше командование бросало в тылы в
немцам танки © автоматчиками, которые.
резали дороги, налетали на петабы, созда-
вали панику, уничтожали вражеские ма-

шины и живую силу.

Славная Halla конница молниеносныеги.
бросками ‘возникала там, тде немцы не.
ожидали удара; спешивитиеся  вснниви
наносили врагу крепкие удары.

Терои-артиллеристы били по немецким
танкам, уничтожали десятки стальных
матин. Бойцы подпускали танки вилот-
ную к своим окопам и громили их грана-
тами и ‘бутылками. о

Летчики-штурмовики, бомбардировтики
и истребители настигали и уничтожали
немецкие танки на дорогах, на полях.

Сотни немецких танков были уничте-
жены. Армии Листа, брошенные B ste сра-
зкение, обескровлены. Множество немецких
солдат погибло от наапих морозов.

Сегодня уже третий день, как яамти
войска на этом частве ведут активные
действия. Немцы упорно пъымалются завре-
питьея ‘из отдельных рубежах, цепляются
за населенные пункты, ‘создают заслоны из
миномотного и артиллерийского отня. Не
части Рокоссовского, ведя упорные бои,
нажимают на противника, отходящего в
запалном, ‘северо-западном ‘и зго-занадном
направлениях. в

Отходящих немцев бьют жестоко, ието-
дически, вдумчиво. 5

За три дня немцы оставили несколько
‘населенных ‘пунктов. Только за один день
8 декабря наши трофеи — 30 тяжелых и
средних танков, несколько. десятков ору-
дий, свыше 40 машин. Один полк захва-
THI десять орудий и 2.000 снарядов в
ним. Полностью окружены немецкие ча-
сти, оборонявшие пункты Н. и Ч. Группа
немцев, бывшая в окружении в А., сегод-
ня утром была уничтожена.

не давала возможности работать нашей

доложил командованию, что дорога,
ROM забита отетупающими немцами.

ны, пехота, танки.

В ЕЁ. немцы создали крепкую оборону.
Здесь идут уже несколько дней сильные
Наши части  натоленулиеь в этом.

бои.
пунюте на упорное сопротивление врата.
Сегодня

принимают донесения частей,
бои с противником. Из одной дивизии с0-
общают: противник продвигается по доро-
те — разведка обнаружила много машин е
пехотой.

Рокоссовский, кинув быстрый  вэтаяд
на карту, тут же говорит:

— Перехватить пути противника и
уничтожать живую силу. Вахватывать
всю материальную часть. — И прибав-
ляет: — Немедленно  доставьте приказ
вомдиву, немедленно!

*

В эти одекабрьские дни быстро тем-

неет. Мы возвращаемся в Москву. На-
встречу идут машины е боеприпасами,
орудия. Иногда мы останавливаем свою
машину, чтобы пропустить идущие на
фронт длинные колонны бойцов. Ухают
орудийные выстреты. Это наши батареи
бьют по отходящим колоннам врага.

°Р. КАРМЕН,
спец. корреспондент «Известий».
ВОЛОКОЛАМСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ,
9 декабря.

Озгодняшняя ‘погода—тустой енегопад—

авиации. Один самолет все же совершил’
рискованный развехывательный полет и
веду-
щая из С. на К. и дальше на В., цели-
По
этой дороте идут сплопеной массой мални-

мы были в штабе  тенерала
Рокоссовского. Генерал только-что вернул-
1ея © передовых позиций. Ежеминутно 8B
небольшой комнате звонит полевой теле-
фон. Начальник штаба и его помощник
ведущих

Немецкие батальоны.
попали
в мешок

Два батальона немецких автоматчиков
и стрелков, вооруженных легкими” миноме-
тами и пулеметами, просочились в стык
между нашими подразделениями на одном
из участков. Фанистам удалось занять
два неболыних населенных пункта. Наши
части ‘быстро произвели перегрупнировку
и перешли в контратаку. Оба населенных
пункта были обложены. Враг, попавнйй
в мешок, оказывал упорное сопротязвление.
Перед бойцами была поставлена задача:
не выпустить немцев.

Авиация и артиллерия подлержив
налгу ‘пехоту. Летчики бомбили населен-
ный пункт В. и зажгли ето, вывуривая
фашиетов на мороз.

7 хекабря кольшо вокруг немцев сом-
хнулось. В чае дня, после сильного аф-
тиллерийского налета, подразделение тов.
Пабратько атаковало село В. с севера.
С криками «ура» наши бойцы пошли в
штыковую атаку. В это же время с севе-
р0-запада ударили стрелки командира
Нванова, © 8в06705& — автоматчики и
кавалеристы —— с запада.

Немцы не выдержали штывового удара.
Они оставили ‘населенный пункт В. и
стали отходить на юг. :

Bee свои ‘усилия противник направал
на то, чтобы прорвать кольшо и выйти
из окружения. Это удалось сделать AWW
небольшой, разрозненной части одного
батальона.

Противник понес большие потери в жи-
вой силе и технике. Трофеи подечиты-

ee Политрук М. ГРОССМАН.

Техник-интендант 1-го ранга

А. РОЗЕН.

СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ФРОНТ, 9
кабря.

хейтенанта Шевченео.

Отряд благополучно вернулся. Шесть-
десят дней он провел на территории, за-
хваченной немцами; 500 километров про-
шел он по вражеским тылам. Сегодня от-
ряд на отдыхе. Люди искренно рады ему.
Они молоды, энергичны, бесстрашны ——
и командир отрада  стафший  лейте-
нант Шевченко, и комиссар — политрук
Олиннов, и военфельхшер Увакин, и лей-
тенант Алексеев, и другие командиры и
бойцы, проделавшие героический рейд.
де- . :
eed У озера Шучьего
1 ... Hamonen, see организационные дела
закончены, и ‘отряд, составленный по до-
 бровольному принципу, выступил в поход.
1. Утром вышли на опушку, вблизи ка-
кой-то деревни, занятой вемцами. Наблю-
 датели донесли, что в районе
озера, простирающегося на
ров в тлубь захваченной территории, фа-
шисты. Требовалось тщательно разведать
врага, достать «языка». В разведку по-
или командир отряда Шевченко, вомис-
cap Одинцов и красноармейцы Бовеза и
Еравченко.

В 150 метрах от опушки леса стоял
сарай. У стены сидел немец и давил
вшей. Делал он это, не торопясь, и аБ-

Сквозь минные
ПОЛЯ

Прорезая корпусом ледяную пленку, из
бухты медленно вышла подводная лодка.
На мостике, напряженно вглядываяжь В
темноту, стояли командир лодки капитан-
лейтенант Александр Иванович Мыльни-
ков, рулевой, сигнальщик. Недалеко от
боевюй позиции острые глаза Bax-
тенного заметили силуэты  патрулировав-
ших вражеских дозорных кораблей. Отдан
приказ погрузиться.

Тодка под водой. Проходит некоторое
время. Штурман лейтенант Кириллов по-
казывает командиру залитрихованные на
карте квадраты. Начались минные поля.
Лодка легла на грунт, чтобы еше и еще
‘раз в подводном положении определить свои
координаты. Вее ясно! Лодка находилась
у ‹амого входа в неприятельскую бухту.
Все подходы в гавани противника зами-
нированы. На :

Мыльников принял смелое решение —
пройтя в бухту через минные поля.

Люди замерли у приборов, разговор.
происходил только шопотом. Боцман Руда-
ков, внимательно следя за рулевыми ука-
зателями и дифферентометром, старался ¢
помощью горизонтальных рулей ровно дви-  .
тать плывшую под водой лодку. Вернее
товоря, лодка не плыла, а  вползала Е
‘неприятельскую бухту по грунту. В абоо-
лютной тишине раздавались звуви, нохо-
жие на металлический скрежет. Каждый
такой звук Tami в cede смертельную
опасность. Он означал, что корнус лодки
задевал трос, на котором укрепляется
мина. Одно неверное движение рулевого
стоило бы жизни всему экипажу.

Пробравшись в бухту, лодка веплыла
ва перископную глубину. Светало. В me-
риекоп. был виден вражеский порт.
У причала стояли небольшие суда про-
ТивниЕа -—— катера, и, подвод-
ные лодки. Откуда-то с берега взмыли и
пошли над бухтой  дозорные самолеты.
Лодка опять погрузилась на грунт.

Так прошел день. Несколько раз лодка
 всплывала на перископную тлубину, не-
сколько раз ложилась на грунт. С темно-
той, завершив разведывательную  олера-
 цию, поползли к выходу из бухты. (ч2-
 1етье сопутствовало отважным  подводни-
кам. Лодка благополучно вытила из мин-
вых полей и всплыла в открытом море.
  Через некоторое время лодка опять по-
сетила бухту.

— Мы пришли туда, — рассказывает
Александр Иванович Мыльников, — как в
себе домой, знакомой дорогой. Пришли тем
же курсом, «отлеживались» на грунте,

У причалов рядом с катерами заванчи-
вал погрузку большой корабль. Гремели
лебедки, раздавались возгласы грузчиков,
пе трапу на борт корабля поднимались
вооруженные люди. Военный  транснорт
врага готовилёя в отплытию.

— Далеко не уйдет! — сказал Мыль-

вышел другой немец 6 ведром. Что-то

ложной стороны подошли в сараю. Сквозь

Старший лейтенант Шевченко
сигнал. и тотчас mé вместе
миссаром Одинцовых и красноармейцами
вбежал в сарай:

— Руки вверх!
— Вт и

бросав оружие.

Солдат, что уходил по воду, вернув-

данные о противнике.

комиссар подняли отряд, выстроили В
колонну. Шевченко скомандовал:

ем строю двинулась чероз свежую пахо-
ту, Е вражеским линиям. Немцы, как
1обычно, освещали местность ракетами.
Но как только ракета взвивалась в в03-
дух, весь отряд Шевченко припадал к
земле. Потом опять быстро поднимался и
шел тем же строгим строем.

‹ Комиссар шагал ядом’ © командиром

немецкой землянки, что комиссар видел
внутренность ее: на имйровизированном
столе горела свеча, а вокруг сидели вра-
ти. Олин из них, услышав. шум; высу-
нулся из входа землянки. Ho колонна
бойцов шла, не таясь. Домовито бренчали

Немецкне мантины, ‘захваченные и подожженные в тылу у противника отрядом старшего

По тылам врага

куратно выворачивая рубаху. Из сарая  Шевченко выстрелил

крикнув, он ушел, видимо, по воду. Да-
вивший вшей вскочил и скрылся в сарзе.
Пользуясь этим, разведчики с противопо-

отверстия в бревенчатой стене они уви-
дели четырех немцев. Двое из них имеля лось. Пробежав кустарником метров сто,
орден «железного креста». Немцы громво немцы попали в болото. Расчет Шевчен-
разговаривали, один употреблял ‘русские  ко и Олинцова был точен: немцы завазли
слова и два раза произнес-—«нартизаных».
дал
е ко-! взвода

они, — вскрикнул немец,
говоривший по-русски, и поднял руки.
Остальные последовали его примеру, нцо-

Но как провести пленных от сарая хо
леса на глазах у врага? 150 метров —
расстояние хотя и небольшое, но Epy-
том немцы. Выручила русская находчи-
вость. Старший лейтенант Шевченко при-
казал пленным опустить руки и итти до
леса строем вместе с разведчиками. Это
было рискованно; стоило лишь одному из
пленных крикнуть или броекться в с10-
рону.-—и делу конек. Однако немцы так
перетрусили, что выполнили приказание,

— На «отлично»,—-пошутил комиссар.

шись в сарай, поднял переполох. Немцы
отЕрыли огонь. Но было уже поздно: чет-
веро разведчиков е четырьмя пленными
скрылись. Отряд получил исчернывающие

Едва спустились сумерки, командир иИ  местах, бойпы громили

во главе отряда. Они шли так близко от

пи переправу отряда через реву, сооруди-
ли лия раненого командира плот. В дру-
гой деревне для всех бойцов отряда, раз-
местившихся по избам, колхозники при-
тотовили сытный обед. В третьей деревне
население организовало сбор молока для
отряда. i

На важной дороге в течение десяти
дней отряд организовал семь засад и уни-
чтожил немпев, 13 автомалнин, не-
сколько тягачей, мотоциклов и нушку.
Немцы тщетно охотились за ним. Боясь
нзпадений отряда, немецкое командование
издало приказ о движении только в днев-
ное время, только колоннами.

Шевченко и Одинцов решили действо-
вать широко —— всем отрядом сразу и рас-
положили 6го в заваду на месте, где
ожидалось появление немцев. Это была

Щучьего   восьмая засада отряда.
10 километ-  День выдался холодный ‘и хмурый.

Палал густой снег. Томительны часы ожи-
даний. Отряд просидел в засаде уже боль-
ше двух часов, но немцы не появлялись.
Дорога молчала.

Наконец, донесся рокот мотора. За ry-
стым снегопалом ничего нельзя было
разобрать. Бойцы замерли, распластались по
лесной опушке, приготовившись в прыжку.
И когда дорога привела немцев в аесу,
из maysepa. Это
было условным сигналом. Крики «ура» и
ураганный огонь. Первая пуля — шоферу
тягача. Потеряв управление, тягач с‘ехал
в канаву. Немпы скатывались с тягача
и лафета пушки и бросались в перелесок.
Но скрыться от преследования им не уда-

в тонкой, еще не замерзшей жиже, пред-
ставляя отличную мишень для бойцов
лейтенанта Алексеева, который
ударил по ним © фланга.

Тридцать два гитлеровца нашли в этом
болоте конец. Среди них видный член
нацистской партии, направлявшийся не
куда-нибудь, & прямо в Москву! При нем
нашли карманный русско-немецкий сло-
варь, составленный онемечивиимея бело-
тварлейцем, неким фон-Захаровым. На 0б-
ложке словаря изображен московский
Кремль. Словарь наполнен характерными
выражениями: «Я хочу спокойную ком-
нату с двумя кроватями». «Этот мой б3-
гаж отправьте в Варшаву», «Я хочу
ванну в 28 градусов».

Не доехал фаптист до Москвы. Не до-
елет до нее ни один гитлеровский раз-
бойник! :

Встреча с карателями

‘Несколько неменких карательных отря-
дов искали отряд Шевченко. Боясь зайти
в пес, каратели обстреливали опушки в
перелескя. Но отряд был неуловим, хотя
в течение месяца жил в одном и том же
лесу. Отряд обманывал карателей. Появ-
ляясь отдельными группами в разных
мелкие группы
немцев. Тогда фашисты стали посылать

1крупные карательные отряды. Они, ры-
— Шагом марш! — И колонна в стро- ская в поисках бойцов Шевченко, терро-

ризовали население. В деревне Тхарино
они повесили шестерых колхозников, от-
хазавшихся указать местонахождение со-
ветекого отряда. Восемь человек они 38-
мучили в деревне Пузаново.

— Проучить карателей! — эта мысль
одновременно родилась у командира и Ео-
muecapa. :

Отрях пришел на знакомое место в
лесу у дороги. Вблизи этого места бойцы
лейтенанта Алексеева уничтожили накз-
нуие немецкую машину, офицера и
10 солхат. Скоро сюда должны были при-
ехать каратели. Так и случилось. Не уснел
отряд расположиться в засаде, как по
дороге промчалиеь три машины, вабитые

В ШТАБЕ ЧАСТЕЙ РОКОССОВСКОГО. Слева направо: генерал-лейтенант Ро-
коссовский, генерал-майор Малинин и генерал-майор Казаков.

Истребление фашистов

6 декабря исполнялся месяц 0 дня
доклала товарища Сталина, в котором он
призвал 5 истреблению веех немцев, про-
бравшихея на нашу родину в качестве

выекочил один фашист и стал колоть
дрова. Первым же выстрелом сибирский
охотник Григорьев покончил с ним. Че-

Фото Р. Кармен.  ВЫЙ миг. Транспорт развернулся и пря-

рез несколько минут Григорьев увидел, 9т0  жение. Раздался

ников евоему штурману и отдал призаз
выходить из бухты. У самых её ворот
лодка всплыла на перископную глубипу.
Прошло нескользо часов томительявго
ожидания. Наконец, наступил додгожлан-

котелки, езпоги отбивали четкую дробь —
«свои, CBO!» а
«Пеихический- переход» вражеских по-
SENG, как окрестил его Шевченко, был
выполнен исключительно дерзко.
Полчас» беспрепятственно шел отряд.

гитлеровцами. Солдаты ехали стоя, ©
ружьями на-изготовку. Шевченко решил
пропустить их, полагая, что, He обнару-
жив советского отряда, OHH скоро воз-
вратятея.

Правильно организовать засаду — боль-
И вдруг на горке у деревни встретил за- шое искусство. Нужно умело разместать
стравшую в грязи немецкую машину. бойцов, распределить обязанности межлу
Командир отряда Шевченко, желая лич-  ними, организовать наблюдение, обеспе-
вым примером еще больше сплотить б0й- чить внезапность и четкую согласован-
OB перед предетолщей трудной работой, ность лействий.
обонел дорогу и с0 стороны деревни пер- Каратели возврашались. Машины, на-
вым приблизился к немецкой машине.   битые солдатами, мчались уже вровень с
Около неё хлопотал пюфер, стояли три отрядом Шевченко. Тенерь фашисты еха-
офицера. Шевченко вплотную подошел к ли, беспечно опустив ружья. Они убеди-

мым вурсом пошел к выходу. Торпедист
Кучеренко уже давно тотовил свой апаа-
рат. Вогла корпус корабля поровнялеа ¢
лодкой, командир нажал на кнопку торпед-
вой стрельбы. Лодку вынесло на несколь-
 во метров вверх. Боцман Рудаков момен-
тально привел корабль в прежнее поло-
оглушительный взрыв.

ee оккупантов. Но-боевому выполняют это
указание вождя бойцы и командиры ча-
сти майора Герасименко.

Только снайперы этой части истребили
mo 7 декабря 480 немецких оккупантов.
Снайперы хладнокровно и мужественно
уничтожают врагов, не потеряв йри этом
ни одного человека.

Мы сидим в блинлаже с одним из луч-
гих ензйперов —— ефрейтером Григорьевым.
Он  только-что вернулся из засады,
истребил четырех фашистов. ` ;

На рассвете вышел он в засажу. В 6е-
лом халате, тепло одетый, залег он в
укрытии. Отсюда до немецких блиндажей
метров триста. Четыре часа  продежал
Григорьев на 25-градусном морозе, вы-

второй немец пошел в кустарник за дро-
вами. И этот разделил участь первого.

В сумерки фашистский солдат выбежал
в овраг в легкой фуфайке. Снайнерская
пуля Григорьева уложила его, как только
он появился на виду.

Вогда Григорьев уже собирался домой,
проведя 10 часов на морозе, показался
четвертый немец. И этот был убит.

До сегодняшнего дня снайпер Гри-
горьев истребил 68 немецких оккупантов.

Свайперы  застя. тов. Герасименко 6
честью выполняют указание товарища
Сталина.

Сегодня ени снова ушли затемно в
засады...

СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ФРОНТ, 9 де-

хидан немцев. В 12 часов из блиндажа кабра. (От ©0б. корр. «Известий»).

В перископ ясно был виден переломив-
шийея налвое транспорт.

Надо было уходить. Co всех еторон,
разрезая стальными  форштевнями воду,
мчались вражеские катера-охотники, в в03-
духе показался гидроплан, Враг пытался
уничтожить лодку глубинными бомбами, но
неудачно. Маневрируя, лодка вышла #3
опасной зоны,

Военный Совет Краснознаменного Бал-
тайского флота наградил орденами и ме-
халями Союза ССР весь экипаж подводной
лодки Мыльникова.

ревню и просторное поле.

Восьмая засада

Прошел первый боевой лень в фатист-
ском тылу, за ним второй, третий...

Войны беселовали с народом и расска-
зывали 0б истинном положении жел на
фронте. Так они посетили больше сотня

М. ГОРДОН, деРевень. Колхозники всюду радостно

спен. корреспондент «Известий»;  ВбТРечали родных советских войнов, KOp-
мили вх и чем могли помогали. В одной

ДЕЙСТВУЮЩИЙ ~ БАЛТИЙСКИЙ   деревне колхозник с’ женой, которая BH-

ФЛОТ, 9 декабря, полняла функции наблюдателя, обеспечи-

ним. Офицеры растерялись, только один лись, что советекого отряда здесь не было
успел выстрелить и ранил Шевченко в и нет, что искать его надо в другом ме-
ногу. Брасноармейцы уничтожили фаши-  сте... В этот момент ‘ухнул маузер Шев-
стов. Отряд беспрепятственно миновал де-,ченко. Лес наполнился грохотом.

Каратели бросились в куёты, HO огопь
советских смельчаков настигал 4X веюлу.
Только четверо немцев успели залечь в
канаву и открыть стрельбу. Их, однако,
постигла общая участь. Иетребленяе ка-
рателей продолжалось полчаса.

Отряд потерял в этой схватке одного
бойца.

Похоронили погибшего товариша и тот-
час же вышли на новое лело...

А. КУЗНЕЦОВ,

ЗАПАДНЫЙ ФРОНТ, 9 декабра.

Активные действия
‚ частей
командира Юкжевича

Последние два дня на некоторых участ
ках Калининского направления. ознамено-
вались упорными боями. Немцы, по всем
данным, на этих участках фасечитырали
на спокойную оборону. Они построили
дзоты, окутали свои позиции проволокой,
нарыли блиндажей. Немецкое командование
нредполагало, что артиллерия, минометы,
пулеметы остановят продвижение наших
частей. Пленные, захваченные в послед-
них боях, показывают в один голос, что
нажим советских частей был лля немцев
пелной неожиданностью. ‘ -

Вчера  неменкие контратаки носили
яростный характер. Враг подтянул и 6бро-
сил в бой 129-ю пехотную дивизию.

Части Юшкевича нанесли врагу круп-
ный урон. Бойцы командира Горячева за-
хватили населенный пункт НВ. взяли у
фашистов 2 миномета, 5 пулеметов и не-
сколько десятков тысяч патронов. Успеш-
во дранись бойцы командира Поленова Ha.
северных окраинах Калинина. `Смелыми
атаками они выбили немпев из двух
улиц — Болдыревской и Старобежецкой.

ь В. АНТОНОВ,

КАЛИНИНСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ, Э9 де-
кабря. ;

Глаза, горы,
камни

Камни, обледенелые глыбы серого и ро-

зового гранита, комья снега. Опять кан-
ни. Й среди них два зеркальных при-
стальных глаза. Металл, в который оправ-
лены эти одушевленные стекла, 0бмо-
тан марлей. Все сливается ©0 снегом и
остаются только два прозрачных нодвиж-
ных зрачка.

Тора неподвижна. Она только наблю-
дает, но в час, отмеченный в особом рас-
писании, от вершины горы отделяется
человеческая фигура © собакой на вере-
вочке: Человек, пригибаясь, пробегает с
животным несколько метров и скрывает-
ся за гребнем горы. Там он нетороп-
ливо нодгибает под себя ногу и Ca-
дится на валенок, как на  салаз-
ки. On шелкает языком и овчарка,
рванувшись, мчит его вниз по обледене-
лой, наезженной тропинке. Ему остается
только придерживаться правильного Ha-
правления, быстро отпихиваясь от встреч-
ных кустов. Этот человек и. есть гла-
за горы. Он только-что покинул наблю-
дательный пункт, оставив У стереотрубы
дежурного. Фамилия человека — 4е6е-
хев Алексей Антонович. Он-— лейтенант и
командует батареей. Собаку  кличут
«Тальмой». Она состоит непосредственно
при 0с0бе наблюдателя в качестве верно-
гд’ телохранителя. ‘Сейчас оба ‘они ‘отпраз-.
зяютея на отдых после трудового THA.

`Напряженна и ответственна работа на-
баюдателя —— корректировника артилле-
рийского огня. Часами сидит он, приль-
нув Е окулярам. стереотрубы, и следит 32.
территорией противника. Ни дождь, ни
ветер, ни снег, ни м0р0з не оправдают
его, если он пропустит что-вибудь важ-
ное. Прошел по желтой ниточке тротинки
солдат. Согбенная фигура австрийца ©
металлическим цветком — эдельвейсом
на кепи. Гора остается спокойной. Ови—
эти горно-егерские стреяки-—тимыгают тут
иногда з& озером, уставпее, озябитие. Но
вот солдат за чем-то вернулся. Гора на-
сторожилась. Солдат прошел в третий
раз. Гора нахмурилась. Это уже неспро-
ста. Й в самом деле. № озеру скоро BEF
шла труппа немцев. У многих на груди
болтались на ремешках бинокли. — Чорт
побери, это уже достойная мишень —
офицерская разведка! — Гора пришурила
тлаз, прикидывая — какое ло них рах-
стояние, заговорил Телефэун, и через мн-
HYTY 35 спиной горы откликнулиеь pyc-
ские таубицы.

Охнажхы лейтенант Лебедев обнаружил
фашистскую роту, выхохящую к озеру из
лощины. На солдатах, как на мулах, бы-
ли назвьючены всевозможное горное’ сна-
ряжение и оружие. Вак выябнилось впо-
следствии, их бросили Ha позиции прямо
с марша, для рептительного наступления.
Лебедев засек на карте эту выгодную
цель, определил ее координаты и дал по
телефону команлу на батарею. Гаубичный
огонь рассеял роту, уложив немало сол-
дат на подступах к озеру. Тогда немцы
обозлились и начали палить из миноме-
тов. Лебелев тогчае же обнаружил и от-
METHI BCH действующие минометные 6a-
тареи врага. Начал их накрывать метким
огнем. Особенно он поиздевался нал олной
из самых налоедливых батарей. Он поло-
жил в лесок, гло она скрывалась, снаряд.
Батарея притихла. Лебелев перенее огонь
на другие цели в сторону; словно он
попал в лесок случайно. Немецкая бата-
ped помолчала, помолчала и опять тявк-
нула. Лебедев опять ее слегка припугнул.
Немпы снова притихли, раздумывая, что
бы это Mario быть, не случайнее ля
опять попадание. Снова заявили 0 своем
существовании. Опять Лебелев кинул ту-
да снаряд. И тогда, отчаявшиеь понять
что-либо, немецкая батарея начала сы-
пать минами Kyia попало. Лебедев дал
по леску сразу несколько снарядов. Ми-
нометная батарея после этого уже больше
не подавала голоса.

Перехолнди как-то немепкие миномет-
чики с олной высотки на хругую — 6o-
лее удобную. Пошли ени, на свою беду,
через озеро. Лебедев видел, как одни нес-
ли массивные плиты, другие талцили тру-
бы минометов. Он дал им добраться 10
середины озера и пэтэм взялся за теле-
фон. После первого же снаряха немцы
легли, бросив плиты и минометы. Bro-
рой снаряд пробил лед и вся компания
пошла ко дну.

Почь. Хрустит ветка пол онемевшей
вогой чаблюхлателя. «Тальма» шеошавых
языком слизывает с камня соль, кото-
рую просыпал с бутерброда е5 хозяин.
Глаза горы, поблескевая на аунном с3ё-
те, неотрывно прощупьвают лолину.

В. КУРОЧКИН,

КАРЕЛЬСКИЙ ФРОНТ, 9 декабря,

=.

oe. NS