Мы в Тихвине — старинвом русском
городе, который был захвачен немцами и
вчера стал снова родным, советеким. Доб-
лестные бойцы генерала армии Мерецкоза
после ожесточенных боев одержали круп-
ную победу над группой германского ге-
нерала Шмидта.

Сейчае вдали от города идет сражение
е Участием артиллерии и ариации. Это
остатки немецких дивизий пытаются про-
рваться в южном и юто-запалном  Ha-
правлениях. Но со всех сторон давят Ha
них наити части, железным кольцом охва-
тившие тихвинскую группировку  вра-
га, преследующае и уничтожающие ее.

Недолго хозяйничали немецкие банди-
ты в городе. За это время они разграби-
ли, разорили дотла почти Bee квартиры
‹ местных жителей. 72-летняя старуха
-Екатерина Моисеевна Макенмова рассказы-
-BaeT о том, как ворвались в ео дом фа-
шисты, как, избив ес, унесли они все,
что попалось им под руку. Особенный
интерес проявляли они к тепльым вещам.
Захваченные нашими частями пленные
` наглядно иллюстрируют источник этой
заинтересованности. Грязные, голодные,
обовшивевшие, они дрожат от холода. На
некоторых из них поверх солдатских кур-
ток — дамские кофты, на брюки надеты
рейтузы. На ногах боты ¢ деревянными
подоневами. Вокруг шеи — куски детекях
одеял. Уши повязаны полотенцами и да-
же пеленками.

Грабъармия получила под Тихвином
жестокий урок. На каждой улице видны
свежие могилы фалиетеких вояк. Десят-
ки дворов превращены в кладбища, усе-
янные крестами и касками. Кругом ва-
ляются разбитые немецкие танки и ору-
HA, огоревшие машины, брошенные 602-
припасы и вооружение. Наши части за-

2 ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ СССР

Сегодня в Тихвине.

проявляют чудеса храбрости и героизма.
Они жестоко отомстили фашистским на-
сильникам, которые вешали на улицах
города советских людей, сжитали нами
дома и расхишали народное имущество.
Город еще в’ огне пожаров, но уже по-
являются тихвинские жители. Восстанав-
ливается связь. Прибыли свежие газеты.
Тихвин скоро заживет нормальной совет-

ской жизнью.
Г. БРОВМАН,
спец. корреспондент` «Известий».
ТИХВИН, 10 декабря.

*

Первыми ворвались в Тихвин части
командира Винотрадова. С севера в город
вошли подразделения командира Ваеи-
ленко.

Стремясь вырваться из города, немцы
пытались нанести удар по рубежам, за-
нимаемым подразделениями Иванова. На-
ши войска дрались геройски, отразив не-
менкио ‘атаки. ИНеключительный  геронзм
проявил старший лейтенакт Тычкин, ко-
торый с 12 храбрецами ворвалея в дерев-
ню, обороняемую немецким гарнизоном в
100 человек.

Hatin части продолжают преследовать
выбитых из Тихвина фашистов. Враг от-
катывается на запал, делая отчаянные
попытки закрепиться на удобных рубе-
max.

Уходя, немцы угнгли © с0бой много
тихвинских жителей. На дворо знамени-
того Тихвинского монастыря лежит труп
изнасилоранной девушки и тут же, как
возмездие за эту смерть, целые шерен-
ги свежих ‘могил с фашистскими cBacTH-
ками. 5

Наши части захватили много трофеев.
Одного только телефонного провода взято
свъыние 50 километров.

Геннадий ФИШ,

хватили большие трофел.

Красные воины дерутся, как львы,

ат

Два лня назал мы ехали по шоссе к
северу от Москвы. Мы ехали на фронт.
Сразу же за водной магистралью, от К.
Шоссе шло вдоль линии фронта. По ero
обочинам залегали в окопах наши стрел-
ковые подразделения. По нему проноси-
лись готовые к атаке танки с наглухо
закрытыми люками. Были слышны раз-
рывы немецких мин, пулеметная и ору-
дийная стрельба.

Сегодня мы едем в обратный путь по
этому же шоссе. По нему и теперь дви-
жутея воинские машины. Но это — уже
машины армейских тылов. Они везут ва-
лени, › полушубки, бочки с квашеной

‚ капустой, говяжьи туши, печеный хлеб,
фураж. На каких-то участках пути они
перемежаются колоннами войск, свора-
чивающих на дороги, велущие на запал.
Мы видим рабочие отряды, исправляющие
_и расчищающие железнодорожные пути.

‚ Враг отсюда изгнан!

Два минувших дня были днями, коту-
рыю совершенно изменили дорожный пей-
заж. В эти дни линия фронта отодвину-
лась от Шоссе так далеко, что не стало
слышно не только пулеметной, но п opy-
дийной перестрелки. Фронт отошел на за-
пад. Красная Армия, сломив здесь насту-
пательный порыв кемцев, нанесла врагу
контрудар. т

В конце ноября немцы прорвали линию
нашей обороны в районе Я., захватили
мост. через водную магистраль и устреми-
лись на восток, чтобы перерезать наши
коммуникации и нанести удар с севера на
Москву. Наше командование во-время раз-
гадало этот стратегический маневр нем-
es. На их пути стали бойцы коман-
дира Кузнецова. Завязались ожесточен-
ные бои. В переправе у Я. были брошены
тяжелые и средние танки майора Мака-
рова. Четыре немецких танка уже пере-
шли мост. Они были расстреляны в упор
‘на восточном берегу водной - магистрали.
Советские танкисты дрались, как львы.
Экипаж лейтенанта Богданова евыше по-
лутора суток был в бою. Немецкие танки
подходили к нему вплотную и расстрели-
вали его в упор. Броня советского танка
не сдала. Экипаж его победил в этой бее-
примерной дуэли, длившейся 36. часов.
Немецких танков было значительно боль-
ше в этом бою за переправу, но бой за-
кончилея нашей победой, потому что в
критический момент другая группа тачков
части майора Макарова ударила немпам с
тыла, с запада. За танками стремитель-
ным маршем шли наши пехотинцы. «Да-
вай, давай!» — торопили они танкиетов.
Им весело было итти в атаку следом за
могучим стальным потоком бронированных
машин, расстреливавших и сминавших
своими гусеницами вражеские орудия, пу-
леметы.

Немпы  откатились от переправы
своим опорным пунктам — Я., С., №.
‘Здесь и на других участках фронта они
сосредоточили 106-ю пехотную дивизию,
23-ю мотодивизию, 6-ю танковую диви-
зию, в последнюю минуту подбросили
7-ю танковую дивизию. Сюда же напра-
вили из резервов 41-ю пехотную дивизию.

Но наступательный порыв врага был
уже еломлен. Наши части преследовали
его по пятам, не давая опомниться и ук-
репиться. Потери немцев в живой силе

спец. корреспондент «Известий».
ТИХВИН, 10 декабря.

иск

были столь велики, что, по показаниям
санитарного  ефрейтора 1-Й роты 25-го
танкового полка Эдуарда Иона, в эти дни
на одного санитара приходилось до 25 ра-
неных. Они не успевали оказывать им
первую помощь и, поспешно отступая из
C., сожгли в сарае 65 своих раненых.

Вначале немцы отвечали на натиск на-
ших войск яростными контратаками,
шквальным огнем минометов и артилле-
рии. Но сопротивление их становилось вее
слабее и слабее. Наконеп, они дрогнули и
побежали — панически, бросая оружие,
снаряжение, машины, воинское имуше-
ство. Их части прикрытия пытались еще
контратаковать и сдержать’ продвижение
Hamux войск. В районе деревни II. они
трижды бросали в атаку против одного
нашего стрелкового батальона до 15 тан-
Kos. И каждый раз бойцы этого батальо-
на, воодушевленные личным примером
комбаза Круглова и комиссара Грачева,
отбрасывали их назад. Гитлеровские сол-
даты-автоматы He могли противостоять
мужеству и отваге советских патриотов—

фжают с упорными

В ДЕЙСТВУЮЩЕЙ КРАСНОЙ АРМИИ (Западный фронт). Мотоциклисты 1

дивизии отправляются на выполнение боевого задания.

Бои под Таганрогом

В передовой линии уже видны в ту-
манной дымке здания Таганрога. Наши
части подходят все ближе и ближе к

городским предместьям. Бойцы частей, ко-

торыми командует тов. Ремизов, пролол-
боями продвигаться
вперед. Фашисты У села С. на подсту-
пах к Таганрогу сосредоточили отборпые
войска, мотострелковые Части,  мотоци-
клетный батальон. Враг широко исполь-
зует минометы, авиацию, ставит 3arpa-
дительный огонь, переходит в многократ-
ные контратаки. Но все это не может
остановить наступательного порыва на-
ших частей. Стремительным натиском под-
разделение кубанских казаков, где коман-
диром тов. Куц, прорвало оборонительный
рубеж южнее села В. и заняло восточ-
ную окраину этого села.
ИП. НИКИТИН,

ЮЖНЫЙ ФРОНТ, 10 декабря.

Фашистские «порядки»
в Налинине

Придет время, и фашистскую  свору
выметут из советского города Калинина.
Тогда полностью раскроется картина зло-
деяний гитлеровских мерзавцев. Пока же
о «хозяйничании» немцев в Калинине из-
вестно только из рассказов отдельных
людей, вырвавшихся из фашистского пле-
на, и по наблюдениям наших смелых раз-
ведчиков. Но и эти далеко не полные дан-
ные леденят кровь.

Город начисто ограблен; ни одно пред-
приятие не работает. Дома разбиты, раз-
рушены. Голодные люди слоняются, как
тени, в поисках куска хлеба. Немепкие
власти, вынотрошив все запасы -продо-
вольствия и товаров, издали пиничный
приказ 06... ответственности местного на-

бойцов и командиров Красной Армии. При-
мерами высокой воинской доблести изо-
билуют эти бои. Заместитель политрука
Захаркин в одном из таких боев вплот-
пую подошел к вражескому рубежу и в
упор из автомата расстреливал немцев.
Красноармеец Вичигин подполз к подвалу
дома,’ в котором засели семеро автоматчи-
ков, и несколькими гранатами уничтожил
их всех. Артиллеристы лейтенант Jep-
монтов и младший лейтенант Баландин
прямой наводкой своего орудия paceTpe-
ляли свыше роты немепких пехотинцев.
Танкист Нудьга отважно атаковал два не-
мецких танка, вывел их из етроя, подбил
минометную батарею. раздавил гусеница-
ми своего танка пулеметный расчет. И
все это — в одном бою.

В течение одного дня наши войска
на этом участке фронта освободили от
немцев свыше 40 населенных  пунк-
тов, перерезали немцам пути отхода на
запад и захватили богатые трофеи. На по-
ле боя немцы оставили только убитыми
2.000 солдат и офицеров.

Наступление наших войск продолжает-
ся. Немецкое командование метит за свое
поражение бомбардировкой мирных сел и
деревень, находящихся в глубоком тылу
нашей армии. Мы видели крестьян, ко-
торые, возвратявшись в свои села, нахо-
дили на месте своих домов пепелища. В
большом селе Д. мы видели развалины
больницы. В ней: помещалея госпиталь.
От него остался лишь флаг с красным
крестом. Под развалинами здания погиб-
ли три врача и раненые бойцы. Работни-
цы текстильной фабрики из поселка Я.
говорили нам, и в сухих их глазах cBep-
кала острая ненависть к немецким захват-
чикам:

— Эти дни мы были, как в тюрьме.
Они пришли и взяли у Hac Bee, что
было годного к носке, — джемпера и ва-
ленки, меховую одежду и дамские со-
рочки.

Селения, через которые прошел фронт,
медленно возвращаются в жизни. Люди
выходят из ям. Они начинают улыбать-
сея. Эти первые их улыбки обращены с
благодарностью к бойцам Красной Армии.

П. БЕЛЯВСКИЙ,
А. КУЗНЕЦОВ,
спец. корреспонденты «Известий».

ЗАПАДНЫЙ ФРОНТ, 10 декабря.

Испанские „добровольцы“ отступают

9 декабря «Известия» сообщали о но- испанцы прячутся от мороза, начинается
вом ударе частей Красной Армии по ис- переполох. Одни лезут пол кровати, дру-

панской «Голубой дивизии».
развивается. «Голубая дивизия» под на-
жимом наших бойцов откатывается на-
зад.

Испанские «добровольцы» — в летних
шинелишках, обовшивели, питаются пло-
хо. Многие готовы бросить оружие, но
немцы организовали густую сеть питио-
нажа в ротах. Некоторые солдаты «Го-
лубой ливизии» в эти дин были расетре-
ляны — их подозревали в попытке пе-
рейти на нашу сторону. 0 боевом духе
испанцев. составлявших гарнизон взятых
нами деревни П. и соседних селенни,
красноречиво говорит следующий факт:
вечером ребятишки бегут по улицам п

Этот удар гие баррикадируют двери, третьи берутся

за оружие. Такие ложные тревоги ребя-
тишки устраивали несколько раз, несмо-
‘TDA на то, что фашисты жестоко рас-
правляютея з» это.

3a исключением попавших в плен и
своевременно перебежавших на нашу сто-
рону испанцев, весь вражеский гарнизон
захваченных нами пунктов Jl. и 0.
уничтожен. На улицах этих деревень и в
блиндажах валяется не одна сотня тру-

пов.
Л. КУДРЕВАТЫХ, `

СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ФРОНТ, 10 де-

кричал: «Русские идут!». В избах, где

кабря.

селения за грабежи.

Немецкие солдаты рышут по городу,
как шакалы, в поисках добычи. Хлеба им
выдают на четырех человек по 500—700
граммов в день. С наступлением морозов к
голоду прибазилея и холод. Фашистекие мо-
лодчики останавливают на улицах мужчин
и женщин, бесцеремонно сдирают с них
пальто и тут же напяливают на себя.

Народных метителей фашисты боятся,
как огня. Партизаны не дают им житья.
Они уничтожают вражеский транспорт и
людскую силу. Западнее Ёалинина групна
партизан разгромила 0603 с боеприпасами.
В районе Л. партизаны пустили под откос
поезд и разрушили полотно железной до-
роги. Движение было прекращено на 5 дней.
В другом месте взорван железнодорожный
мост.

Я. РУТБЕРГ,
КАЛИНИНСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ, 10 де-
кабря.

~

В подмосковной деревне,
откуда выбиты немцы

Мы в’езжаем в деревню 0., только-что
освобожденную от немцев. ТанкистьЕ час-
ти полковника Кравченко утром выбили
их отсюда, и когда мы р’езжаем, еще
торят дома, стелется дым, черные» обуг-

ленные пепелиша на белой заснеженной.

улице.

`Только один день хозяйничали здесь
фашистские захватчики. Только Ha один
день удалось им захватить в свои руки
эту деревню — и какой страшный след
оставили они за один этот день!

Они ворвались в деревню и прежде
всего выгнали всех оставшихся жителей
из домов. Жителей было немного—старики
и старухи с детьми, которые не успели
уйти со взрослыми. Согнав всех в погреб,
немпы стали их раздеваль. Были забра-
ны все теплые веци,  тулупы, платки,
одеяла, шерстяные юбки, валенки. Сни-
мали даже нательные рубашки, — у нем-
цев часто нет маскировочных халатов и,
укутавигиеь в награбленные вещи, они
поверх всего напяливают на себя еще и
белые холщевые рубахи.

Бандитам приглянулась девушка, доч-
ка колхозницы Грачевой. Ее увели и из-

насиловали в избе. Избу подожгли. Дед!

Грачев бросился было в дом спасти из
огня внучку, но его тут же на пороге
пристрелили. .

Потом началось из’ятие продовольствия
из всех изб. Одновременно ‘фашисты ша-
рили но лворам, вытоняя скот. Beck скот
забили и освежевали, — немцев прельща-
ет даже не столько мясо, сколько шкура,
которая может лаль спасение от холола.
Среди трупов немецких солдат, разбросан-
ных по улицам, мы видели одного, за-
вернутого в  телячью шкуру мехом
внутрь, на другом была летняя пилотка
с пришитыми к ней лоскутами телячьего
меха в виде наушников.

_ Удар танкистов тов. Кравченко застал
фашистов за их бандитеким ремеслом.
Улирая, немцы бросили все, что не могли
унести на себе. Повсюду видны следы

-й гвардейской мотострелковой Московской

ЧЕТВЕРГ,

Фотохроника ТАСС.

поспентного бегства: брошены мапгины,
ны награбленные вещи-— ими нагруже-
вы оставленные машины; Ha снегу ва-
ляютея вещевые мешки, походные сумки,
караваи хлеба, рассыпанный картофель,
дамские туфли, галстуки, моток ниток...
Рядом лежат трупы немцев и оружие.

Но перед бететвом
дозерпеить свое кровавое дело: они подо-
жгли деревню. Убегая из избы. немец
бросал в нее несколько зажигательных
бомб. Пламя охватывало строения и лю-
дей, которым приказано было не выхо-
ДИТЬ.

Нални танкисты, выбив фашистов из
деревни, преследуют их по пятам. В де-
ревню вошли пехотиниы. Они застали
уже сожженные улицы, обгорелые дома.
Навстречу к них выбежали жители. они
целовали’ и обнимали красноармейцев.
Бойцы вместе е жителями стали. где
возможно было еще, тушить пожары.
Через несколько часов из лесов потяну-
лись в деревню бежавигие отсюда кол-
хозники.

Отрабленная, полураздетая старуха
Блинова стоит у своего горящего дома.
Он» долго смотрит на отонь без слов,
без слез, без движения. Потбм поворачи-
вается к нам:

— Перетерним. Все перетериим. Тут
все мое добро было. И дочкино. Сколько
лет собирали, копили. Не жалко мне. нет,
не жалко: немец-то побежал! Гонят его
наши.

Й она повторяет это самое важное,
самое дорогое ей: «Гонят его, гонят наши!»

Действительно, наши Части на этом
участке теснят, бьют и гонят немецкие
войска. Мы проехали сегодня пять осво-

которых не успели даже’ завести, броше-.

фашисты успели.

11 ДЕКАБРЯ 1941 г. № 292 (7668)

Защитники
Севастополя

На высокой скале расположилась тя-
желая батарея капитана Драпушко. Под
обрывом шумят море, по другую сторону
мыса высятся седые горные хребты. Ря-
дом с ними — сопки. Здесь, спрятавшиеь
в траншеях, залегли немцы.

На рассвете начался бой. С командно-
го пункта батареи видно, как на вершине
горы рвутся снаряды. Отряды — краено-
флотцев мелкими группами взбираютея на
сопку. Непрерывно строчат автоматы, пу
леметы, рвутся МИНЫ. .
Батарея молчит. Кажется, нет ничего
жрвого на береговой скале. Между тем
жизнь здесь бьет ключом. В глубоких
бетонных казематах и погребах работают
батарейцы. На стальных площадках ору-
лий стоят на вахте комендоры. Ждут при-
каза — открыть огонь.

Немпы сосредоточили в местечке Ш.
крупные силы пехоты, кавалерии, горной
артиллерни и начали наступление. Бой
принимал вее более ожесточенный харак-
тер. Противнику удалось потеснить под-
разделение капитана Tapana. Создалась
угроза прорыва обороны на важном учает-
ке. Отсюда начиналась долина, по кото-
рой фэынисты  расечитывали проникнуть
Е Городу.

Прозвучал сигнал боевой тревоги. Че-
рез несколько секунд капитан Драпушко
открыл из всех орудий огонь по врату.
Сорок выстрелов произвела батарея. Два
немецких батальона были рассеяны.

Немцы поняли: им не проникнуть в
долину, минуя батарею. Они ежедневно
обстреливали батарею из минометов. 0-
стрел не’ дал противнику желаемого ре-
зультата. Батарея продолжала громить
фашистские скопища. Тогда враги устано-
вили Ha одной высоте крупнокалиберные
пушки и начали пристрелку.

... На территории огневого взвода рз-
зорвался первый вражеский снаряд. 0д-
новременно из деревни 0., куда. ночью
проникли фашисты, начался минометный
обстрел.

Батарея открыла ответный отонь по
минометчикам и дальнобойным пушках
противника. С каждой минутой артилле-
рийская дуэль становилась все ожесто-
ченнее. Первыми залпами батарейцы вы-
вели из строя несколько вражеских мино-
метов. Ho дальнобойные пушки противни-
ка продолжали бить по скале. Снаряды
рвались все ближе и ближе к орудийных
площадкам, ударялись о железобетонные
стенки форта, разрушали маскировку.

Загорелись маскировочные сетки. Огонь
угрожал погребам. Находившиеся в эт
время на огневом взводе старший сержант
Пирогов. краснофлотцы Савостин и Чебо-
тарев в несколько минут ликвидировали
пожар.

Артиллерийская дуэль продолжалась.
Вышла из строя телефонная связь. Пере-
стали работать приборы управления. Дра-
пушко не прекращал стрельбы.

Олин из вражеских снарядов разорвал-
ся рядом с орудийным котлованом. 0еко-

божленных от фашистов д^ревень. Счет
растет — завтра их будет больше!
С. ГУРАРИЙ,

КЛИНСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ, 10 ae-
кабря.

Под Лен

Наступившие морозы заставляют немеп-
ких солдат прятаться в траншеях и око-
пах. Однако наши  артиллериеты, мино-
метчики, пехотинцы. не дают им долго за-
сиживаться. В одном из последних боев
подразделение т. Дмитриева штыковым
Ударом по вражеским окопам уничтожило
роту немепких солдат. Две других роты не
выдержали нового удара наших пехотин-
пев, отступили, оставив свои траншеи.

Взятые за последние дни в плен не-
мепкие соллаты в один голое заявляют,
что большие потери и морозы вызвали
Упадок боевого духа У немецких солдат.
Цленный солдат 7-й роты 409-го пехот-
ного полка Христиан Il. на допросе пока-
зал, что еволдаты его полка имеют одну

инградом

шинель на двоих и носят ее по очереди.

В плен П. был взят в летней пилотке, у
него обморожены уши.
  — Мы wo горло

сыты войной, —

заявил на допросе пленный Вальтер
Иинтор.
Пленные показывают, что многие не-

мепкие солдаты готовы были бы перейти
на сторону Красной Армии, но боятея по-
лучить пулю в спину. На-днях бойпы пол-
разделения т. Буянова наблюдали, как не-
мецкий солдат поднялся из своего окопа
и бросился в нашу сторону. В нескольких
метрах от проволочных заграждений он
был убит своим офицером.
ЛЕНИНГРАДСКИЙ ФРОНТ,
кабря. (От соб, корр.

10 де-
«Известий»).

СЕВАСТОПОЛЬ,

лок вывел из строя лейтенанта Камене-
ва. На’ минуту замолчало орудие. В еле-
дующий момент положение было восста-
новлено. Комиссар батареи Казаков занял
место Каменева.

На другом орудии от разрыва снаряда
ослеп. комендор ШЩелбак. Мужественный
боец продолжал ошупью заряжать орудие.
Его пришлось все же сменить. На место
Щелбака стал младший сержант Лизенко.
Раздалея взрыв. Сержант нашел в. себе
силы крикнуть товарищам:

— Бейте гадов! — и, падая на землю,
дернул замковой шнур. Это был послед-
ний выстрел мужественного батарейца —
замечательного защитника Севастополя.

Враг выпустил по батарее свыше 300
снарядов, несколько cor мин. И врут
фашисты прекратили огонь. Они были
уверены ‘в своей победе. Большевиетекая
батарея подавлена — считали они. Теперь
можно прорваться к долине.

Немцы хлынули по шоссе к долине.
Не успели они пройти несколько сот
метров, как вынуждены были отпрянуть.
Прямой наводкой батарея Драпушко рас-
стреливала фашистов. Батарея жила!

С. ГАЛЫШЕВ,
10 декабря.

Со знаменем гвардии

Еще несколько дней назад немцы на
этом участке строили свои расчеты
на дальнейшее развитие наступления.
Москва еще мерещилась им в снежной
дымке -— теплые лома, комфорт, ордена,
слава! В руки гвардейцев генерал-майора
Белобородова попал приказ по дивизии СС
«Империя». В свете последующих собы-
тий он звучит более чем курьезно. С тро-
тательной верой в свои силы некий Бит-
трих (чин в приказе. не обозначен) акку-
ратно выписывал:

<... В связи е этим хивизия СС «Им-
перия» занимает пункты №. и Р. так,
чтобы в последующие дни наступление
могло продолжаться © главным ударом на
правом фланге в направлении на Юго-
Восток».

Биттрих не хотел закрывать глаза на
известные трудности в осушествлении
этого красивого плана:

«Противник на фронте дивизии СС
«Империя» занимает оборону ев использо-
ванием опушек леса в целях не допу-
стить продвижения вперед нашего тяже-
лого оружия; далее он гнездитея во всех
населенных пунктах. Его солдаты уми-
рают, не’ оставляя своих позиций, поэто-
му в целях сохранения своих еил при
каждом наступлении необходимо все име-
ющееся в распоряжении тяжелое оружие
выдвигать вперед и применять к дейст-
Вию».

«В целях сохранения своих сил...»—это
сказано весьма своевременно. Бойцы Ро-
коссовского, гвардейцы Белобородова дра-
лись. умирали, не оставляя своих пози-
ций, и они сделали свое дело. Один лишь
полк командира Суханова за месяц имеет
на своем счету 7.000 убитых фашиетов.

Обброняясь в трулных уеловиях, едер-
живая напор сильного - врага, бойцы
полка Суханова при первом удобном
случае бросались в контратаки, врыва-
лись ночами в занятые немпами села, и
тогда два-три красноармейца гранатами

разделывалиеь с десятком набившихея в лейны Белоборогова вместе с танкистами

доме солдат, и скрывались ве мгле.

Немцы вели наступление, но прибли- 6 населенных пунктов, в TOM числе   гвардейцев вперед, они обходили немцев!

жались не. к победе, а к смерти. Путь
дивизии «Империя» залит солдатской
кровью. В ротах осталось по 30—40 сол-
дат, и те, кто остался в живых, знают,
kak страшно им наступать. Пленные нем-
пы стали болтливыми. Почесываяеь, они
рассказывают о потерях. Нетрудно про-
верить правильность их показаний. В
захваченных гвардейпами немецких доне-
сениях офицеры уныло толкуют о том же.
Донесение 6-й роты 2-го батальона 69-го
мотополка 10-й немецкой танковой диви-
зии:

— В pote остались в живых один
офицер, два унтер-офицера и двадцать во-
семь солдат.

Это из 186 ротных людей.

Не етоит приводить других лонесений,
они однообразны, как могильные кресты.
Bee тот же вопль —— потери! И pee xe
Биттрих хотел наступать. Гитлер толкает
его в спину, ничего не поделаешь, друго-
го выхола нет. И Биттрих в приказе по
кровоточащей своей дивизии с пункту-
альностью немецкого  солдафона продол-
жал выписывать:

«Распределение времени:
6.30—nepsoe наступление полка «Гер-
мания».

8.30 — лостижение
ступления.

10.00 — начало наступления на вто-
рую цель — Ж

12.00 — достижение второй “цели на-
ступления.

14.00 — начало
третью цель — Р...»

И так далее, и тому подобное. Совсем
как у столетовекого немца  Вейротера:
«Первая колонна марширует, вторая ко-
ленна марширует...»

И влруг все полетело к чорту, акку-
ратные строчки немецкого приказа на-
ткнулись на гвардейский удар, и колон-
ны перестали «маршировать».

За лвое суток. вчерь и сеголня; гвар-

первой цели на-

наступления Ha

освободили 0т фашистекой солдатчины

пункт Р., сильный узел сопротивления с
перекрестком дорог, удобной для обороны
рекой, — «маленький ключик к Москве»,
как выражаются сами гвардейцы.

Немцы готовились к трулному, страш-
ному, но такого улара они не ожидали.
Он был неожиланным. Сразу после боль-
moro боя под Р., почти без передьники,
перейдя от обороны к наступлению, на-
ши части обрушились на немпев масси-
рованным и точным огнем многих орудий
и сразу вслед °за артиллерийской подго-
товкой ринулись” вперел, обтекая Узлы
сопротивления, обхоля немецкие части,
заходя к ним во фланг и в тыл.

В ночь перед атакой на Р. полковник
Самойленко оставил 25 своих автоматчи-
ков на окраине занятого немцами села, и
автоматчики сделали все, что было в их
силах, чтобы вызвать у немцев беспокой-
ство и страх, и немпы поверили в свое
окружение. К утру их ловели ло паниче-
ского состояния, и тогла все треснуло,
двинулось, побежало пол нажимом насту-
пающих наших частей. Бойцы полковни-
ка Самойленко обрушились на врага с
севера, бойпы подполковника Каноненко
били их с юга.

Немпам нельзя отказать в умении та-
шить все за с0бой в момент отетупле-
HHA — винтовки, снарялы, машины, ору-
лия, трупы. Тут их заставили изменить
своим привычкамм. Немпам стало очень не-
когда. В Р. они бросили танк, три гру-
зовых машины, автомобиль офиперов,
мины, снарялы, десять тысяч метров ка-
беля, чемоданы, бритвы, белье.

Наши части вошли в село. В бою ea-
мое страшное становится простым, веовы
напряжены, но тут бледнели от злобы
самые бывалые из твардейцев. Они ви-
дели тела замученных, сожженных на
костре пленных бойцов, они видели труп
шестилетнего мальчика. Он лежал на ене-
гу. Перебитые приклалами ноги. еломан-
ные руки, — на Hem фашиестекая сво-
лочь пробовала свою силу. Натешавшиеь
досыта, мерзавцы выбросили труп ре-
бенка в’ окно.

И гварлейпы запомнили это, бой про-
должалея, священная злоба и месть вели

лесами, гнали`их на дорогу, и стальные
неменкне танки отходили под напором Ha-
ших людей. р

Два дня назад им вручили  гвар-
дейское знамя. Теперь его пронесли 4e-
рез шесть отбитых У немпев селений, —
так гвардия отвечает народу за великую
честь. Люди стали сильнее, чем танки и
сталь. Они лробят и ломают немецкую
военную машину, и обожженные, разби-
тые части этой машины лежат теперь Ha
пути, которым прошла ‘вперед гвардия.

Батальоны рвутся вперед. Их сдер-
живают от лобовых уларов по селам и
вражеским очагам обороны. Не нужно
лишних. усилий, нужен расчет. Достатоз-
но обойти немецкую часть, и она течет
по дорогам на запал. Но порою нужны
й прямые удары. Ими славится батальон
капитана Романова. В первый день па-
ступления Романов штыковой атакой вы-
бивал противника из траншей. Немпы
оборонялись упорно, как обреченные на
смерть, но бойцы подошли к ним на рас-
стояние штыкового удара, и 200 трупов
немецких солдат остались под снегом в
траншеях.

Рядом с пехотой идет артиллерия. В
здании школы было замечено скопление
немцев, они собирались там, чтобы рас-
пространиться затем по всем улицам и
окраинам села. Командир артиллерийско-
го дивизиона капитан Иванов приказал
выкатить орулие и ударить по зланию
прямой наводкой. Десять прямых попада-
HHH, и Во школе остаются лежать ето
трупов солдат. Гварлейцы занимают село.

Немцы отходят. Приказ Биттриха стал
пустым звуком, клочком грязной бумаги.
06 этом ли думали такие, как Burrpax?
Совсем нелавно они верили, что ветупят
в Москву. В одном из брошенных офицер-
ских чемоданов лежат два новеньких
фрака.

Они готовили фраки для бала в Mo-
скве, для парадных приемов. банкетов.

Нм приготовлен другой нарял. Снежный
саван на полях под Москвой.

Е. КРИГЕР,

ВОЛОКОЛАМСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ,
10 декабря.