И

И
elt)

я
в
вл

и

EB,
Ai),

tb

oy

SETSEFT, 11 AEKABPA 1941. r. Ne 292 (7668)

ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ СССР

ПО-ВСЕННОМУ РАЗВЕРНУТЬ
РЕМОНТ ТРАКТОРОВ

Для машинно-тракторных станций на-
ступила сейчас горячая ремонтная пора.
Им предстоит отремонтировать много де-
сятков тысяч тракторов, при чем oTpe-
монтировать так, чтобы весной 1942 года
тракторный парк смог выдержать повы-
шенную нагрузку, неизбежную в условиях
войны.

Многие МТС и машинно - тракторные
мастерские, поняв это, развертывают ре-
монт именно так, как того требует воен-
ная обстановка. В Киргизии, например,
уже выполнено 40 проц. плана капиталь-
ного ремонта тракторов, установленного
на четвертый квартал, и около трех чет-
вертей плана текущего ремонта. Сравни-
тельно успешно ведут ремонт МТС Орд-
жоникидзевского края, Чувашии, Казах-
стана, Приморского края и ряда. других
районов Союза. Однако во многих респуб-
ликах, краях и областях ремонт до сих
пор не развернут по-настоящему. В Куй-
бышевской области, например, к началу
декабря капитально было отремонтнрова-
но только 10 проц. подлежащих ремонту
в четвертом квартале тракторов, а из те-
кущего ремонта выпущено 25 проц. ма-
шин. Татария квартальный план по ре-
MOHTY выполнила соответственно на
5,6 проц. и на 15 проц., Тамбовская 06-
ласть —на 1! проц. н 9 проц.

Совершенно очевидно, что руководители
МТС этих районов не поняли, как нужно
работать по-новому, повторяют ошибки
прошлых лет, когда в ожидании запас-
ных частей основная масса ремонтных
работ переноснлась на предвесенние . ме-
сяцы, а зима почти пропадала для ремон-
та. Надо усвоить, что ремонт в этом го-
ду должен быть организован прежде все-
го на основе максимальной мобилизации
резервов и внутренних ресурсов. Не
ждать, когда. пришлют запасные части, а
использовать весы  станочный парк для
реставрации и изготовления их, коопери-
роваться для этой же цели с предприя-
тиями местной промышленности, с более
мощными мастерскими, имеющими воз-
можность производить сложные работы.
Там, где так поступают, ремонт идет
вполне успешно, и тракторы в этих МТС
будут приведены к весне в полную го-
товность.

К таким машинно-тракторным станциям
относятся, например, Калининская, Пок-
ровская, Аларчинская, Ошская и Кзыл-
Кийская в Киргизии, где уже отремонтиро-
вано больше половины всех нуждающихся
в ремонте тракторов. В Краснореченской
МТС той же республики годовой план
ремонта выполнен уже на 80 проц. В этих
МТС производятся на месте многие из
таких деталей, которые раньше изготов-
лялись только заводским путем. Me-
ханик Аларчинской МТС т. Лыхваров
наладил реставрацию бронзовых  вту-
лок верхней головки шатуна. В Пок-
ровской МТС организована  реставра-
HHA роликовых подшипников. В четырех
МТС устанавливаются даже вагранки
для плавки чугуна. Использование внут-
ренних ресурсов, мобилизация творческой
инициативы ремонтных рабочих позволили
этим МТС действительно по-большевист-
ски развернуть ремонт и добиться серьез-
ных успехов.

Очень важно одновременно с организа-
цией производства и реставрации деталей
на месте мобилизовать для ремонта все
ресурсы запасных частей, имеющиеся в
МТС, МТМ и на ремонтных заводах, вы-
явить все излишки их и произвести пере-

`‘распределение, ‘организовав @го действи-

тельно по-государственному, решительно
пресекая местнические попытки попридер-
жать ненужные сейчас части «про запас».

Самый тщательный контроль должен
быть установлен за качеством ремонта.
Каждый трактор можно считать отремон-
тированным и готовым к работе только
после того, как он будет обкатан, а MO-
тор его испытан на стэнде и комиссия,
принимавшая трактор, даст удовлетвори-
тельную оценку качеству ремонта. Даже
при наличии малейших дефектов ни один
трактор не может быты выпущен за пре-
kel мастерской.

В этом году, по примеру прошлых лет,
установлен такой нзрядок, При котором
руководители МТС, мастерских, заводов
за выполнение в срок квартального плана
ремонта при хорошем его качестве будут
премироваться месячным окладом, а при
выполнении всего плана — двухмесячным.
Этот серьезный ‘материальный  стимуя
должен мобилизовать командные кадры
МТС и ремонтных предприятий на образ-
цовую организацию ремонта с тем, чтобы
к весне все до одного тракторы вышли в
полной готовности на колхозные поля.

Мастерская казачьих
седел

“Артель имени Третьей пятилетки зани-
малась починкой обуви и конской сбруи.
В мастереких ее работало веего лишь пол-
тора-два, десятка мастеров. В дни войны
члены артели решили заняться выделкой
казачьих седел. Перемена производствен-
ного профиля далась нелегко. Артель не
имела ни кадров, знающих седельное де-
ло, ни оборудования. Даже поучиться не
у кого было. Но люди понимали: нужно
организовать производство седел и Kak
можно скорее начать выпуек их в боль-
шом количестве.

Шорники — члены артели  разыскали
своих старых друзей-мастеров, и через три
дня те уже по-хозяйски орудовали в шор-
ной мастерской. Так сложилея производ-
ственный костяк артели. Потом шорники
Накитин и Саблин установили технологи-
ческий процессе и нормы выработки. Бри-
тадир швейного отдела Барабашкин, забы-
вая 00 обеде и отдыхе, восетановил от-
служившие свой век швейные машины, и
машинное отделение перестало лимитиро-
валь производство. Артель стала вычу-
скать до 150 казачьих седел в день.

Не остались в стороне и жены членов
артели. Антонина Елпотифорова и Татьяна
Вунышева быстро научились шить задние
сумки  переметного вьюка. Домохозяйка
Раиса Алексеева успешно строчит первые
и вторые потники. Многие женщины вы-
полняют различные работы на дому. Е. В.
Скороткина, А. А. Саблина, А. С. Ники-
тина и другие на своих машинах шьют
седельные подушки.

Недавно артель посетил генерал-полков-
ник Ока Иванович Городовиков. Он вни-

мательно осмотрел мастерские, познако-
мился с их продукцией и напоследок
сказал:

— Хорошие седла делаете, товарищи.
Давайте их побольше. Вонники будут вам
благодарны за них.

Это была заслуженная благодарность.

В. ШИБАКОВ,
соб. корр. «Известий».

СТАЛИНГРАД, 10 декабря. (По теле-

фону).

Сура

_Сураханекая нефть — это не только
географический термин, обозначающий ее
месторождение. Это — марка, высоко це-

нимая специалистами. Нефтеносные недра
Сураханов изобилуют такими видами го-
рючего, многие из которых редко тле еще
встретишь. Неподалеку от поверхности, на
глубине нескольких сотен метров, залега-
ют пласты почти бесцветной, прозрачной
жидкости, в просторечии именуемой «бе-
лой нефтью».

Светлые сорта `сураханской нефти — а
здесь их больше всего -—— особенно богаты
бензинными частицами, в десятки раз
превьннающими содержание бензина в
обычной ‘нефти. Это делает  Сураханы
своеобразным нефтяным заповедником, где
каждая добытая капля в болышой цене.

Нечего и говорить, в какой мере воз-
росло значение сураханекой нефти в воен-
ное время. Поэтому и-нашел здесь приме-
нение передвижной бурильный агрегат —
детище передовой американской техники.

...№ намеченной точке под’ехала отгром-

ная трехосная машина. На ней ‘моторы,
насосы, лебедка и пол’емная металличе-
ская вышка. Через несколько часов по
прибытии на Место заработали моторы.
Скорость вралнения poTopa достигла 310
оборотов в минуту. За 3—4 дня проход-
ка скважины глубиной 600 — 700 мет-
ров закончена. Из глубины недр стала
поступать ценнейшая сураханская нефть.

С первого дня пост бурового маетера
на передвижном етанке занял Константин
Исьянов. К нему не прикрепляли ин-
структоров, где их было взять! Нерте бы-

ло ему и перенять опыт. Но Константин
обладает тем даром технической сообрази-
тельности, которая помогала советским
рабочим осваивать сложнейшие загранич-
ные машины. Молодой мастер не раз
пытливо  всматривалея в  неразгадан-
ную деталь. Совершенное знание своей
малины, которым владеет он сейчас, да-
лось в результате напряженного труда,
многодневных бессменных дежуретв.
Rorya подлый фашистекий враг обру-
шидся на советскую землю, Исьянов был
уже признанным мастером-передвижником.
Война застала его на буровой № 493. За
четыре прошедших с того времени месяца
окончательно освоенный станок завершил
проходку четырнадцати скважин. Ipoby-
рено около 9 тысяч метров. Вее пробурен-
ные Исьяновым скважины дали легчай-

ханы

шую нефть, и она составляет немалую
толику всей добычи треста. Каждую из
четырнадцати скважин Исьянов заканчи-
вал с ускорением. За счет экономии вре-
мени его бригада дала промыслам по
меньшей мере три дополнительных сква-
UHH, i

Передвижной cTaHOK HelpepHBHO Kouyer
с Участка на участок. Закончит Исьянов
проходку на четвертом промысле, и. тут
же кочующая буровая завершает путеше-
ствие за несколько километров на первый
промысел. Через час станок на месте,
можно приступать к следующей буровой.

{3 15 человек, работающих © Исьяно-
вым, ни один не сдает темпов, принятых
бригадой. Татарин по национальности,
владея русским и азербайлжанеким язы-
ками, Константин умеет посвятить в евое-
образную технику своего станка даже и
малоподготовленного рабочего. Бурильши-
ки, помбурильшики,  шоферы, маптини-
сты — все, кому доверен этот кочующий
агрегат, снлочены в одну дружную семью.

С восхищением часами можно смотреть,
как орудует бурильшик Николай Ухтин-
ский. Это — настоящий виртуоз по спу-
ску и подему труб. С какой непостижи-
мой легкостью успевает он за веем догля-
деть! Вот он стоит на тормозе и в то же
время одной рукой закладывает ключ,
помогая отвертывать очередную трубу.
Сам Исьянов, выучивший Ухтинского, по-
ражается его мастерству.

Верхнентганговым в бригаде работает
Шахмамед Алиев, выпускник школы ©30.
Несмотря Ha сложность агрегата, он на-
столько поетиг его, что с успехом может
заменить и помощника бурильщика. Кон-
стантин не раз забиралея вместе е ним
на вышку и там, на рабочем месте, пока-
зывал НГахмамеду каждое движение.

В этой бригаде нашла свое место и 19-
летняя белорусская колхозница Анастасия
Анюховская. В первые дни войны вкаю-
чилась она в бригаду. Четыре брата Ана-
стасии ушли в армию, и она, единетвен-
ная их сестра, чувствует себя на промыс-
ле, как на фронте.

Передвижной станок продолжает свой
славный путь по промыюлам. На нужды
обороны идут новые тонны горючего из

сураханской нефтяной — сокровищницы.
Они отправляются туда, где решаются
судьбы советского народа.
: Я. ГИК,
соб. корр. «Известий».

БАКУ.

К бою готовы!

Раннее морозное утро. Снег слепит гла-
за. Вьюта заметает дороги, тропинки. Вы-
сокий, звонкий голое запевает веселую
пееню. Ее подхватывает все подразделе-
ние, продвигающееся к указанному рубе-
жу. Нееня бодрит, придает еще больше
силы молодым, пышущим здоровьем бой-
цам. Плохая погода никого не смущает.

— Чем труднее, тем лучше, — говорит
командир подразделения старший  лейте-
Haut Сапрыкин. — Пусть привыкает мо-
лодежь. На фронте ветречаетея всякое...

И молодежь привыкает. Она возмужала,
физически окрепла. Уже изучены @трой,
материальная часть винтовки. В поле, на

практике осваиваются действия бойцов в
обстановке обороны, в ‘разведке и наступ-
лении. От каждого из них требуют уме-
ния быстро и хорошо самоокапываться и
маскироваться, продвигаться к переднему
краю обороны, преодолевать его, разить
противника. Бойцам прививают тактиче-
скую  сметку, воспитывают из них
бесстрашных воинов.

Там, где еще недавно простирались не-
обозримые поля, окаймленные на горизон-
те лесом, ныне виднеются крыши земля-
нок большого военного лагеря. Здесь обу-
чают молодых бойцов’ формируют из них
подразделения для посылки на фронт.

Советские армий уже получили отеюда
немало отлично подготовленных бойцов.
Особенно славитея подразделение старше-
то лейтенанта Сапрыкина. Метко стреляют
ero снайперы Брацлавский, Храбрых, Си-
зов. Прекрасно овладели боевым оружием
красноармейцы Михайлов, Гареев, Снегирев.

Подразделение лейтенанта Нашко гото-
вит для Действующей Армии связистов.
В недавнем прошлом инженер-электрик
одного из магнитогореких заводов, т. Паш-
ко с большой любовью подготовляет кад-
ры телефонистов и радистов. Ето телефо-
нисты в полевых условиях обучаются
прокладке телефонной линии, ее маски-
ровке, чтобы враг на снегу не мог заме-

тить провода. Во время учебных занятий!

они обеспечивают связь между подразде-
лениями и командных пунктом.

В этой части, ‘готовящей
фронта, встречаешь немало командиров,
сменивших штатекие  спениальности на
почетную профессию комапдира Красной
Армии. Бывший инженер-гидротехник Мо-
зес в самом начале отечественной войны
явился в военкомат и попросил отправить
его на фронт. В Н-ской части. т. Mosec
показал себя волевым командиром и хоро-
шим организатором. Недавно он назначен
начальником штаба части. Бывший изда-
тельский работник Местов окончил cooT-
ветствующие курсы и. теперь работает в
качестве помощника командира по учеб-
ной части.

Людские резервы наши неиечислимы.
Н-ская часть, как и вся наша героиче-
ская Врасная Армия, сильна бесемертны-
ми традициями победоносного русского
оружия. Подготовленные ею новые резер-
вы к бою готовы!

катры для

М. ДОЛГОПОЛОВ,
соб. корр. «Известий».

УФА. (По телефону).

ДОСРОЧНО ВЫПОЛНИЛИ
ГОДОВОЙ ПЛАН

Темпами военного времени работают
крупнейшие предприятия текстильной
промышленности. Годовой план в целом
по Главхлопирому перевыполнен. До кон-
ца года предприятия дадут 25.500 тысяч
метров ткани сверх плана. Быстро выпол-
няют текстильщики заказы для фронта.
Н-ский комбинат в чрезвычайно короткие
сроки приспособил весь ассортимент тка-
ни для нужд армии, освоил производство
байки, стал вырабатывать нитки для
швейной промышленности. Другой комби-
нат, выполняя военные заказы, поднял
суточную выработку на 30 процентов
против задания. *

‚ АЛМА-АТА.  Коллеклив крупнейшего
нефтепромысла Вайчунас лосрочно выпол-
HHI годовую программу и добывает много
нефти сверх залания.

*

КРАСНОЯРСК. Закончил выполнение
годового плана завох «Лакокраска». Кол-
лектив его добился экономии 381 тысячи
рублей. 50 тысяч рублей из них получе-

ны благодаря рациональному расходованию   ©

сырья и материалов. Головой план въыитол-
нили также фабрики «Красный швейник»,
первый и второй хлебозаводы и другие
предприятия. .

БАКУ. Швейная промышленность Азер-
байджань досрочно выполнила годовой
план. Только за 10 месяцев сэкономлено
около 7 миллионов рублей. Фабрика им.
Володарского уже дала сверх годового за-
хания на несколько миллионов рублей
продукции.

Сессия Чкаловского
облисполкома

ЧЕАЛОВ, 10 декабря. (ТАСС). Восьмая
сессия Чкаловского облисполкома обсудила
доклад председателя облисполкома тов.
Квасова о перестройке работы Советов на
военный лад и о практических мероприя-
тиях по выполнению указаний товарища
Сталина.

Докладчик сообщил о высоком полити-
ческом и производственном пол’еме среди
трудящихся области. Нефтяники Бугурус-
лана и многие коллективы предприятий
цветной, легкой и пищевой промышленно-
сти улвоили выпуск продукции. Но бога-
тейшие ресурсы области еще далеко не
использованы. Некоторые заводы ‘и фаб-
рики еше не выполняют своих производ-
ственных планов. Необходимо расширить
площадь под посевы картофеля, свеклы и
технических культур — льна и конопли.

Сессия обязала исполкомы Советов еще
более усилить помошь фронту.

Zz

Полевые работы
в Таджикистане

СТАЛИНАБАЛ, 10 декабря. (ТАСС). По-
сле обильно выпавших дождей в Таджи-
кистане возобновились полевые работы.
Колхозники Гармекой области, Шахри-
станского и Кировабадского районов под-
нимают пелину и продолжают сверхпла-
новый сев зерновых культур. Около двух
тысяч гектаров  засеял Ура-Тюбинский
район.

Снова развернулись работы на хлопко-
вых полях. На корчевку стеблей хлоп-
чатника впервые вышли женщины.

Книги для военных
госпиталей

ЙОШКАР-ОЛА, 10 декабря. (ТАСС). В
районах и городах Марийской АССР е
большим ‘успехом проходит сбор книг для
бойцов и командиров, находящихся на из-
лечении в военных госпиталях. Рабочие
и служащие Йошкар-Ола уже сдали око-
ло 7 тыс. книг и толстых журналов. Бо-
лее 600 книг в подарок бойцам поступи-
ло 0т трудящихся села Оршанки. Среди
поступивших книг — произведения Пун-
кина, Лермонтова, Льва Толстого, Горько-
го, Шолохова, Николая Островского, Але-
всея Толстого и других.

В Н.-ском тоспитале в Ленинграде. Военврач 3-го ранга т. Чечулин разработал весьма
эффективный метод заживления ран нутем заливки их пихтовым бальзамом. На снимке—
т. Чечулин инструктирует своих ассистенток относительно способа применения бальзама.

Фото специального военного корреспондента «Известий» А. Бродского.

=:

В стране хлопка и шелка

Ната республика в основном вельско-
хозяйственная. Поэтому сейчас для нее
особенно важно самым энергичным образом
развивать сельское хозяйство, поднимая
в частности хлопководство. По размерам
посевов хлопчатника Туркмения занимает
в Союзе третье место. Средняя урожай-
ность хлопка за 1940 год была 14 цент-
неров ¢ гектара, а в нынешнем она
несколько превыеила контрольную цифру
в 14,62 центнера © гектара. Не позже по-
ловины декабря колхозы и совхозы реепу-
блики сдадут на государственные загото-
вительные пункты весь причитающийся с
них хлопок-еырец.

В апреле 1940 года партия и прави-
тельство дали нам программу ‘разви-
тия хлопкового дела в республике.
В наших условиях, в условиях песчаных
пустынь и недостатка влаги, дальнейший
под’ем хлопководетва требует значительного
расширения оросительной сети. Туркменские
колхозники соорудили огромное Тапеке-
приневое водохранилище емкостью в 150
миллионов кубометров, значительно раеши-
рили старое Султанбинское водохранилище,
доведя его емкость до 35 миллионов ку-
бометров, закончили присоединение кана-
ла Шават к каналу Палван. Большие ра-
боты по прокладке новых каналов и 0с-
воению вновь орошаемых земель велутея
й сейчас. Среди новых строек — канал
Совет-Яб, Влыч-Бай,  Басеага-Сакинский,
Узбой. Оросительные работы позволят уже
в 1942 году значительно. расширить пло-
щадь, занятую под хлопком, и одновремен-

но поднять ло 15 пентнеров гектара
среднюю урожайность. Уже сейчае среди
наших колхозов имеется немало таких, ко-
торые собирают значительно больше хлоп-
ка-вырца © гектара. Колхоз имени Тель-
мана Ленинского района собрал около
35 центнеров американекого хлопка с гек-
тара и закончил сбор первым в республи-
ке. Не менее показателен другой колхоз—
«Большевик»  Байрам-Алийского района
Марыйской области, занимающийся выра-
щиванием египетского хлопка и добив-

шийся урожая около 25 центнеров е гек-
тара.

На-ряду с развитием хлопководства
трудящиеся Туркмении поставили перед
собой и другую. важную задачу: не толь-
ко обеспечить свою республику собствен-
ным хлебом, но и снабжать им нанту. доб-
лестную Красную Армию. Для этого пред-
стоит еще много сделать, в чаетноети рас-
ширить площаль посева зерновых. В 6у-
дущем году зерновых мы засеем на 14
процентов больше, чем в этом. Основа б0-
татого урожая уже заложена. Площадь
озимых составляет у нас большую часть
всех посевов зерновых. Минувшей осенью
мы сеяли озимые на новых, богатых зем-
лях. Поднялось качество озимого сева,
улучигилаеь обработка почвы. В основном
мы проводили двухкратную вепашку.

Чтобы встретить весну хорошо подготов-
ленными, МТС и МТМ усиленно занялись
реставрацией запасных частей для сельско.
хозяйственных машин. ПНрекрасную ини-
циативу проявили железнодорожники. Ра-
бочие Ашхабадского тепловозного депо взя-
лись помочь машинно-тракторным станци-
ям в ремонте тракторов и комбайнов. Из
старых паровозных осей они вырабатыва-
ют для МТС новые шестерни, реставриру-
ют в своих мастерских старые запасные
части и т. д.

Немалое значение для обороны страны
имеет шелковолство. В развитии этой от-
раели хозяйства Туркмения добилась боль-
ших ‘успехов. В среднеазиатских респуб-
ликах мы занимаем первое место по уро-
жайности коконов с коробки грены. План
этого года (43,4 килограмма коконов © ко-
робки) перевынолнен. В среднем по pec-
публике сдано по 44,9 килограмма коко-
нов. А в целом план сдачи коконов гоеу-
даретву Туркмения выполнила на 103 про-
цента. В республике произведены крупные
посадки шелковицы, что позволит нам уже
в будущем толу дать стране еще больше
столь нужного ей отличного шелка.

А. БЕРДЫЕВ,
председатель Президиума Верхов-
ного Совета Туркменской ССР.

По Советскому Союзу

* «Северная Осетия в дни отечествен-
ной войны» — так будет называться но-
вая картина Ростовской киностудии. В
картине будут показаны герои отечест-
венной войны — сыны осетинского Ha-
рода генерал-майор Исса  Александро-
кич Плиев, Герой Советского Союза Каз-
бек Барсанов и др.

* Дом Советов построен ` в Кустанае.
Это — красивое, благоустроенное  трех-
этажное здание.

У ка

рты

Она висит на стене нашей комнаты — кий собрат этого дальневосточного пор-

карта, где каждая извилистая линия рек,
каждый город, каждая голубоватая Oepe-
товая черта — это часть нашей любви,
налиих надежд, нашей: жизни. Мы хорошо
знаем великий разбег красной краски на
этой географической карте. От берегов
Балтики до Тихого океана, от Баренцова
моря до Аракса, за которым сейчас же
желтые иранские пески, лежит великая
страна — колыбель нашей славы. Огля-
дхывая этот величайший простор, каждый
из нас © гордостью произносит: — Я —
гражданин СССР, — вкладывая в это по-
нятие все славное прошлое, все лучшие
подвиги нашего народа.

Стоя перед оэтой географической картой,
мы произносим: — Москва... Ленинград...
Севастополь... Ташкент... —= как могли бы
произносить имена самых близких и лю-
бимых людей. Каждый из этих городов,
Kak KYCOK вашей жизни, каждая из этих
рек — Северная Двина... Волга... 0бь...
Енисей... —— текут как бы в нашей душе,
преисполненной счастья, что мы — дети
этой великой страны, что чэсть навих
трухов заложена в ней, — так радуется
каменщик великолепному зданию, для ко-
торого он клал кирпичи.

Вот он— на далеком Востоке, такой
близкий нам — Владивосток.  Океанские
корабли стоят у его набережных, высоко
на сопки закинуты его белые дома, и от-
туда, в сопок, видны Уссурийский и
Амурский заливы неповторимой голубиз-
ны, и, выкидывая полосу чернейшего ды-
ма, тяжело груженный, возврашается из
Охотского моря, © Камчатки, большой па-
роход. Мы знаем эти железные ворота на-
шего Дальнего Востока, и запах морей,
которым пропах этот город, и Тихоокеан-
ский флот—наше детище, которое расти-
ли мы все эти годы, и гордый флаг на-
шей страны на самой высокой сопке над
городом... Й вот внизу карты, как вели-

Ta, — порт Севастополь. Вто, стоя на бе-
лой набережной Севастополя, не вепоми-
нал героическую историю этого города,
который ло сих пор кольшнет, как флаги,
имена Нахимова, Корнилова и Тотлебена,
который дал стране лейтенанта Шмид-
та и <Потемкина», которому  лучитие
страницы посвятил Лев Толстой, и кото-
рый железно стережет наше Черное мо-
ре... Враг стоит у ворот этого славного
города, и нам кажется, что враг возле на-
шего дома, потому что город этот неотде-
лим от нашей личной судьбы, потому что
город этот — страница нашей истории.

В Ёлину родился Чайковский, он жил
здесь — великий русский музыкальный
тений, и Клин — тоже часть русской сим-
фонии, город, судьба которого волнует
нас, как судьба друга. Мы временно рас-
ставались со многими городами, враг
вторгался и разрушал их, и какими бы-
ли они, мы уже более их не увидим.
Но впереди свидание и co старым Нов-
городом, ‘и с Псковом, и с Киевом, и
c Oxeccoli, и какие бы ранения ни’ из-
уродовали липа близких людей, —эти ли-
ца навсегда останутся для нас самыми
близкими.

Когда великая опасность, как темные
тучи зимы, надвинулаеь на Москву, —
KTO H3 нас не ощутил, что тучи эти
над нами самими, над нашими жизнями?
Это ощутили не только те, кто жил в
Москве, — такой же тревогой сжима-
лось сердце и калмыка в астраханской
степи, и горпа в покрытой облаками Сва-
нетии.., Географические названия не раз-
деляли нас, Арагва и Вура текли в рус-
ской поэзии в прозрачной чистоте лер-
монтовских и пушкинских стихов, вее, что
начертано на великой карте нашего Сою-
за, дорого нам, как дброги нам наши
семьи, и когла калмыки строили в степи
первую шосвейную дорогу до Элисты, и
когда таджики и узбеки строили Ферган-

ский канал, когла уральцы вместе со
всем народом клали первые камни Магни-
тогорска, — все это было частью жизни
каждого из нае, его личной мечтой, его
личной надеждой,

Враг вторгалея в нашу страну, он. как
саранча, пожирал наши плодоролные зем-
ли, и мы всем народом оплакивали наши
посевы, и доки Николаева, и железную
руху Криворожья. и заводы Днепропетров-
ска, и шахты Донбасса. Мы знали,
что потери эти временны и что мы все
вернем полной мерой, и, сжимая всем
народом кулаки, всем народом клялись
возмездием и местью. Сейчас, когда мы
возвращаем некоторые наши города и по-
селки, народная общая радость и в
душе калмыка в астраханской степи, и в
душе свана на вершинах Кавказа, и в
охотничьей душе нанайца на далеком
Амуре.

Было время, когда на этой географи-
ческой карте, разделенные волей жесто-
кой самодержавной России, оторванные
друг от друга и чужие друг другу, жили
народы, которых делили на великороссов
и на малые, лишенные прав на культу-
ру народы. Где-то на далеком Востоке
прозябали обреченные на вымирание на-
родности, на Украине выжигался украин-
ский язык, угнетая и презирая свои ра-
бочие окраины. жил чиновный император-
ский Петербург.

Мы смотрим теперь в сторону нашего
Ленинграда, и каждый его вздох — это
нали вздох, каждый выстрел по нему —
это выстрел по нам, каждая его улача—
это наша личная удача. Зали раздается
из орудий Кронштадта, и мы говорим:
— Это наш Кронштадт стреляет, —6 тем же
чувством, как если бы мы называли име-
на самых близких. Тихвин взят нами об-
ратно, и мы в холодном дуновении зи-
мы уже ощущаем весну. Голубые apre-
рии рек на карте полны нашей крови,
ибо нет человека в нашей стране, для
которого Волга не звучала бы, как слад-
чайшее имя, связанное и с юностью, и

с первыми трудовыми шагами, и © на-
дежлами на будущее. Отсюда, с нашей
великой реки, пошли имена Горького, и
песня «Дубинушка»,  призывавшая Е
действию целые поколения, и неповтори-
мые пейзажи Левитана, и летучее-имя на-
шего современника Чкалова, и величайшее
преобразование нашей эпохи — канал
Волга-—Москва. и Рыбинская плотина, и
орошение засушливых степей Поволжья,
И все то, что является целью и мечтой
нашего поколения.

Мы смотрим на северное Белое море, и
тонкая жила Беломорского канала пове-
ствует 0 великом и плодотворном труде
всего народа, как о труде всего народа
повествует Великий Северный ‘морской
путь, многие десятилетия  казавшийся
утопическим делом, отвлеченной  затеей
мечтателей. Все на этой географической
карте сжато ныне в мускульную систему
страны, в которой вее создано и движет-
ся во имя олной цели, и цель эта пре-
красна, плодотворна и надежна.

Война выжгла многие наши степи,
многие города старой славы, гнездилища,
русской истории, но она не выжгла на-
род. Напротив, как спекается в огне по-
рода, единым стал этот народ на единой
географической карте. Области и расетоя-
ния, реки, северные или южные моря не
разделяют его, и ветер Карелии шумит в
сердце крымского жителя, как судьба
Севастополя стала личной судьбой ка-
рела.

На многотысячекилометровом фронте —
от берегов Ледовитого океана ло Черного
моря велем мы невиданную по напря-
жению войну. И от юга ло севера растет
и множится слава народа, связанного по-
рукой общего дела и общей судьбы и
победы, провозвестья которой уже волну-
ют сердиа... И она будет, эта победа,
соединятся разорванные ныне части стра-
ны, и мы встретим наши старые разо-
ренные войной города, как самых близ-
ких друзей, на перекличке неугасающей

%

* Свыше 6.000 гектаров сахарной
свеклы посеют весной колхозы  Вуйбы-
шевской области. Заготовляются свекло-
вичные семена. В помощь колхозам 00-
ластное земельное управление въыитускает
брошюру 0б атротехнике свекловичных
посевов.

* Производство станков для специаль-
ных изделий освоили ученики Бакинекого
ремесленного училища  № 1/9. На вы-
пуске оборонной продукции некоторые
ученики достигают высокой  производи-
тельности. Так, ученик Алькин изготовил
одну сложную деталь за четыре часа
вместо четырнадцати по норме.

* Эскадрон конников и батальон лыж-
ников организованы в селе Матвеевко
Балаковского района Саратовской  облас-
ти. Кавалеристами эскадрона командует
командир запаса коммуниет Вулаков. 0с-
ваивая кавалерийское дело, конники 0д-
новременно изучают боевую винтовку,
станковый пулемет и тактику ближнего
боя.

* Начался промысел песца в заполяр-
ной тундре, на островах Белого моря и
Северного Ледовитого океана. Сезон 8B
разгаре. Промышленники острова Вайгач
в первые дни охоты только на трех про-
мыеловых участках добыли свыше
30 песпов.

* Tennyto одежду для бойцев Красной
Армии готовят многие работницы, колхоз-
ницы, домохозяйки Ёиргизской ССР. Они
вяжут варежки, перчатки и Носки для
бойцов у себя на дому. Женщины Тянь-
Шаньской области связали уже около
3.000 теплых перчаток и 4.500 пар
носков и чулок.

* Ha курсах при паровозных и вагон-
ных депо Турксибь обучается свыше
3.500 женщин. Они овладевают профес-
сиями помощников  малпинистов, кочега-
ров, путевых обходчиков, токарей, слеса-
рей. 1.500 женшин уже закончило
учебу.

* Десять тысяч уток и пругой дичи
слали государству баканские охотники. В
разгаре — охотничий сезон. На лиманы
Азербайджана прилетело зимовать боль-
шое количество водоплавающей птицы.

* Новая грузинсная опера «Гела»
композитора Bano Гокиели показана
Тбилисским театром оперы и балета.

Эта опера отражает образ народного героя
Гела Хмаладзе, боровшегося против ино-
земных захватчиков, стремившихся пора-
ботить Грузию. :
* С’емки новых фильмов: «Оборона Ца-
рицына», «Парень из нашего города»,
«Котовский», «Секретарь райкома», «Ма-
шенька» начались в Алма-Ата. В фев-
рале будущего года режиссер Эйзенштейн
начнет с’емку художественного фильма

славы нашего. народа.
Вл. ЛИДИН.

«Иван Грозный». В городе строятся 6 ки-
ноателье.