Ч

ЛОНДОН, 11 декабря. (ТАСС). Высту-
пая в палате общин © обзором положе-
ния на фронтах, Черчилль сказал:

«Представитель военных властей в
Капре был очень прав в том, что он го-
ворил о положении на фронтах. ‘Те, кто
возлагал надежду на его заявление, не
были обмануты. Наступление в Ливии
не пошло по той линии, какую ожидал
генерал Окинлек и другие, хотя ово ло-
стигнет той же цели, к какой они стре-
мились. И все же 18 ноября Окинлек
выступил для того, чтобы уничтожить
вооруженные силы немцев и итальянцев
з Виренанке, и сегодня, 11 декабря, ка-
зкется весьма вероятным, что он это сде-
дает. Раньше наши командиры предста-
зляли себе, что в самом начале произой-
‚дет массовое столкновение между  гер-
манскими и нашими бронированными си-
лами. Однако внезапный и неожиданный
успех нашего наступления помешал та-
кому столкновению главных сил. Мы
почти сразу же достигли  Сиди-Резеха,
расколов бронетанковые силы противника
и посеяв среди них смятение. В резуль-
тате на огромном пространстве пустыни
произошло очень много изолированных
ожесточенных схваток, и сражение оказа-
лось рассредоточенным и длительным, хотя
и столь же ожесточенных, как мы ожи-
дали. Для нас основой всего было снаб-
жение и работа механизированного транс-
порта, которая была организована в мас-
штабах, казавшихся ранее фантастиче-
ckumu. Решающим для нас был дух на-
ступления не только Y генералов, но у
каждого бойца наших вооруженных сил,
и этот дух имеется налицо. Несмотря на
усталость и всевозможные лишения, наши
войска все время сражались с единствен-
ным глубоким и неутолимым желанием
вступить в бой с противником и уничто-
жить его, если это будет возможно. А за
всем этим стояла сильная воля главно-
командующего тенерала Окинлека. Без

‘етой воли наши операции легко могли бы
` выродиться в оборонительные и потерять
драгоценную инициативу, для которой
впервые на ливийском театре военных
действий мы оказались достаточно силь-
ными.

24 ноября генерал Окинлек направился
полевой штаб, а 26-го он решил сме-
нить генерала Вэннингхема и назначить
на его место генерал-майора Ритчи —
вравнительно молодого генерала. Кэннинг-
хех блестяще проявил себя в Абиссинии,
в также в подготовке и организации ны-
нешнего наступления в Ливии, которое
началось неожиданно и успешно, & теперь
определенно прошло через трудный  пе-
риол. Врачи признали впоследствии, что
он страдает серьезным переутомлением, и
ему предоставлен отпуск по болезни. По-
этому с 26 ноября 8-й армией энергично
и умело командует тенерал Ритчи.

Хотя сражение еще не закончилось, я
скажу без колебаний, что, как бы оно ни
закончилось, оно является достижением
‘тенерала Окинлека. В его лице, каки в
‘лице генерала Уэйвелла, мы нашли перво-
классного военного руководителя. Англий-
кий бронетанковый корпус, ново-зеланд-
Фкая дивизия, южно-африканская  диви-
зия, английская 70 дивизия и осталь-
ные ‘части Тобрукского гарнизона, в том
числе и польские части, действовали B
равной мере доблестно и активно. В начале
наступления я заявил в палате общин,
что мы будем впервые драться с немцами,
хак равные, современным оружием. Это
было совершенно правильно. Естественно,
мы встретились с некоторыми неприят-
ными сюрпризами и затруднениями. Вто
дерется с немцами, имеет дело с упорным
и изобретательным врагом, который во
всех отношениях заслуживает того конца,
который мы для него готовим. ‘Некоторые
из германских танков были вооружены
$6-фунтовыми пушками, которые, как мы
знаем, если и производят меньше. выстре-
лов, но бывают эффективнее, чем пушки,
жоторыми в основном вооружены” наши
танки.

Hamm потери в танках были более зна-
зительными, чем мы ожидали. Возможно
также, что у противника организация
восстановления поврежденных машин, по-
ха мы ее не дезорганизовали, действовала
зучше, чем у нас. Я не очень уверен в
этом, но возможно, что это так. Мы об-
задали значительным численным превос-
ходетвом в отношении танков и броневи-
ков. Постепенно на первом этапе насту-
пления мы достигли превосходства.

Hamm воздушные силы, несомненно, 0б-
падали повсюду численным и качественным

превосходством, и, хотя немцы широко
пользовались подкреплением отовсюду, в
TOM числе и © русского фронта, налие
превосходетво — полностью сохранилось.
И войска, и военное командование выра-
жают полное удовлетворение поддержкой,
которую им оказывали наши воздушные
силы. Но этому поводу мы совершенно
не имели таких жалоб, какие получали
во время предыдущих операций. Возмож-
но, что эта битва на истощение в KOH-
це-концов нанесет противнику больший
урон, чем если бы вся она закончилась
в течение нескольких дней.

Ни при каких лругих обстоятельетвах
мы не могли бы открыть втерой фронт в
условиях более тяжелых для врага и бо-
лее выгодных для нае. Необходимо пом-
нить, что около половины, a инома и
больше, всех людских резервов, боепри-
пасов и горючего, которые противник по-
сылает в Африку, отправляется на дно
нашими подводными лодками, крейсерами,
миноносцами и нашими воздушными сила-
ми, действующими из Ливии и Мальты, до
того, как они поступают в Африку.

С точки зрения оттяжки сил © громад-
ного русского фронта, продолжение опе-

раций © их прежней напряженностью
нельзя рассматривать как зло. ИНервая
фаза сражения закончилась. Противник

изгнан © позиций, которые мешали налие-
му наступлению на запад. Мы смели со
своего пути все, за исключением неболь-
ших выступов в Бардии и Хальфайе, ко-
торые отрезаны и положение которых
безналежно. Можно определенно сказать,
что Тобрук освобожден. Противник
силен, но очень сильно потрепан, в зна-
чительной степени лишен своих брони-
рованных сил и отступает на оборони-
тельные линии к западу от крепости То-
брук. Очищение от противника подсту-
пов к Тобруку и продвижение наших воз-
душных сил далеко на запад © новых
воздушных баз позволяют нам использо-

вать значительные запасы, тщательно на-
копленные в Тобруке для питания вто-
рой фазы нашего наступления, без слиш-
ком болыной загрузки налпих путей co-
общения. Поблизости от театра военных
действий мы располатаем значительным
подкреплением и свежими силами. Воз-
можно, что во второй фазе операпий нам
будет значительно легче воспользоваться
результатами первой фазы, чем это было
раньше.

Теперь устранена всякая опасность то-
го, что нашей Нильской армии придется
праздновать рождество и Новый год вне
Ёзира.

Военные действия в Атлантическом
океане за ноябрь и первую декаду декаб-
ря держались полностью на уровне пре-
дылущих 4 месяцев. г

Перейдя к обстановке в России, Чер-
чилль заявил: Гитлер не только останов-
лен всюду, но и понес огромные потери,
& зима ещо только начинается. Русские
Ha значительных участках фронта сей-
чае восстановили превосходство в возду-
хе. Поход нацистов против Россий был

одной из величайших оптибок в истории.
Тем но менее мы должны помнить о
больших потерях, которые понесла Рос-
сия в результате германекого вторжения
в отношении производственной способно-
сти сроей военной промышленности, и о
том, что мы обещали русским поставлять

им ежемесячно значительное количество
танков, самолетов и важных видов
сырья. :

Хотя наше положение изменилось во
многих важных отношениях не совсем в
нашу пользу, мы обязаны добросовестно
и точно выполнять очень серьезные 0бя-
зательства, которые мы дали России.

Далее Черчилль перешел к Японии, ко-
торая, как он заявил, произвела «предна-
меренное, заранее рассчитанное ‘и веролом-
ное нападение» в расчете на активную
поддержку со стороны германских нацистов
и итальянских фашистов. Я знаю, заявил
Черчилль, что я говорю от имени Соеди-
ненных Штатов, как и от имени Британ-
ской империи, когла заявляю, что мы
скорее погибнем, чем дадим себя завое-
Bath. Если исходить из этого и брать
эту худшую возможность, — нае слиш-
ком много, чтобы нае можно было иет-
ребить. Генералиссимус Чан Кай-ши за-
верил нас в том, что все ресурсы Витая
находятся в распоряжении Англии и Со-
ехиненных Штатов. Отныне дело Китая
является нашим делом. Страна, которая
в течение более 4 лет © неизменной храб-
ростью сопротивлялась японскому наладе-
нию, является достойным союзником, и
отныне мы пойдем вместе вперед, как с0-

И

Черчилля о положении ма фронтах.

юзники, к победе не только над Японией,
HO над всей осью и всеми ее делами.
Нападение Японии нанесло очень серьез-
ный урон морским силам Соединенных
Штатов и Англии.

За вею свою жизнь я не запомню  та-
кого тяжелого и такого болезненного удара
наптим морским силам, как потопление
«Принна Уэльского» и «Рипале». Эти два
громадных и могучих корабля играли cy-
щественную роль в наших планах отра-
жения новой угрозы со стороны Японии,
которая вырисовывалаюь в последние ме-
сяды. Эти корабли в должное время при-
были туда, ге они были нужны, и BO
всех отношениях подхотили для выполне-
ния воздоженной на них задачи. Выету-
пая для нападения на японекие траненор-
ты и десантные суда, высаживавитие япон-
ские десанты в Сиаме, Малайе и на пере-
шейке Вра или вообще в этих районах,
адмирал Филипие предпринял волне пра-
вильную и хорошо пролуманную наступа-

тельную олерацию, правда, не лишенную

еще

риска, но в принципе не отличающуюся
от многих подобных же операций, кото-
рые мы неоднократно проводили в “Север-
ном_и Средиземном морях. 05а корабля бы-
ли потоплены неоднократными нападениями
© воздуха бомбардировщиков и торнедонос-
цев. Эти нападения проводились умело и
решительно. Два налета были проведены ©
большой высоты и в 0боих случаях дали
попадания. Кроме того, налеты произвели
тремя волнами торпедоносцы, по 9 само-
летов в каждой волне, и в каждый из на-
ших кораблей попало по нескольку тор-
пел. Нет оснований полагать, что в этом
случае применялись какие-нибудь новые
вилы оружия и взрывчатых веществ или
бомбы и торпеды исключительных разуе-
роз. Нападение непрерывными волнами до-
стигло своей цели, и оба корабля перевер-
нулись и затонули, предварительно уни-
чтожив 7 самолетов, участвовавиеих, в на-
падении. Миноноецы, сопровождавшие эти
корабли, немедленню приступили к спасе-
нию их экипажей и теперь уже пришли в
Сингапур, перегруженные — спасенными.
Есть основания полатать, что потери
людьми менее значительны, чем мы ома-
сались вначале. Я сожалею о том, что в
числе пропавитих без вести значился адми-
рал Филипие.

Я, естественно, не считаю возможным
обсужлать обстановку, которая созлалась в
результате этого на Дальнем Востоке или
в Тихом океане, или меры, которые нам
следует принять для восстановления поло-
жения. Ваюлне и что нам еще
придетея понести значительный урон, но
мы будем обороняться повсюду с исклю-
чительной энергией, в тесном сотрудниче-
стве с флотами Соединенных Штатов и
Голландии. Морские силы Англии и Coe-
диненных Штатов обладали весьма значи-
тельным превосходством и вее еще значи-
тельно превосходят  об’единенные силы
трех держав оси. Но никто не имеет пра-
ва недоопрнивать тяжести потерь, которые
нанесены нам в Малайе и на Гавайских
островах, или моши Нового противника,
напавшего на нас, и, прололжительности
срока, который потребуется для того, что-
бы создать, сосредоточить и оснастить
крупные силы на Дальнем Востоке, кото-
рые потребуются для достижения оконча-
тельной победы. Нам предетоят очень тя-
желые времена и от нас потребуются но-
вые усилия, которые, несомненно, ‘сделает
каждый из нас.

Мы должны честно выполнить свои 0бя-
зательства по отношению к России в деле
снабжения и в то же время иметь в виду,
что во всяком случае в ближайшие меся-
цы размеры снабжения, поступающего в

Англию из Соединенных Штатов, и степень

помощи, оказываемой нам флотом  Соеди-
ненных Штатов, будут сокращены. Эту
брешь Halo заполнить, а заполнить ее
могут только’ наши собственные усилия.
Но теперь, когда 130 миллионов человек,
населяющих Соединенные Штаты, вклю-
чились в эту войну, я не могу сомпевать-
ся в том, что поток вооружений и помощь
во всех ее видах значительно превзойдут
все то, чего можно было ожидать на оено-
ве убловий мирного времени, и то, что мы
получали до сих пор.

Британская империя, США, Россия и
Китай борются за свое существование. На
эти 4 великих державы возлатают все свой
надежды побежденные страны Европы, ле-
жащие под пятой жестокого врага. По-
истине было бы позорным для нашего по-
коления, если бы мы не дали ему урок,
который не забудется на протяжении ты-
сячелетий.

К об‘явлению Канадой войны
Финляндии, Румынии
и Венгрии

НЬЮ-ЙОРК, 7 хекабря. (ТАСС). (Замед-
лена доставкой). В связи с об’явлением
Канадой войны Финляндии, Румынии и
Венгрии премьер-министр Канады Мак-
кензи Кинг выступил с речью по радио,
в которой заявил, что, воюя на стороне
Германии против союзных с Англией
стран, Финляндия, Венгрия и Румыния
«тем самым стазят под угрозу интересы
обороны всех стран Британской империи
и утрожают свободе всех народов». Мак-
кензи Винг указал далее, что Финлян-
дия, Венгрия и Румыния  «присоедини-
лись к вероломному нападению Германии
на Россию и проводили агрессивные воен-
хые операции против русского народа и
руеской территории». Остановивииеь от-
дельно на роли Финляндии, канадский
промьер-миниетр напомнил, что  прави-
тельства Великобритании, США и Норве-
YUH «неоднократно указывали финлянд-
скому правительству на опасность той по-
литики, которую оно проводит. Однако
несмотря на эти предупреждения и во-
преки неоднократным протестам  значи-
тельных слоев финского народа как вну-
три Финляндии, так и за границей, ны-
нешний финский режим продолжал ока-
зывать военную помощь нациетам и пре-
вратилея в союзника держав оси в общен
войне». Поэтому, заявил Маккензи Жинт,
Англия и ee доминионы об’явили пособ-
никам титлеризма войну.

525005,

Нацистская газета бъет тревогу

ЖЕНЕВА, 11 декабря. (ТАСС). Нациет-
ская тазета «Дас рейх» опубликовала
статью, отражающую сильно возросшую
тревогу терманских правящих кругов в

связи с обострением положения в оккуни-

рованных странах. Газета жалуется на то,
что народы Европы враждебно относятся к
«новому порядку». «Мы знаем, — при-
знается она, — что ухудшение материаль-
ного положения является плохой рекомен-
данией новой идеи». Поэтому, откровенно
угазывает далее газета, «народам Европы
трудно усвоить идеи победителя».

Нациетсекий орган бъет тревогу по по-
воду чрезвычайного усиления антигерман-
ского движения в оккупированных странах
Европы. «В этих странах, — признается

газета, — есть саботажники и затоворщи-
ки». При этом автор статьи пытаетея усло-
квить себя и своих читателей утвержде-
нием, что «побежденные. народы всегда
проходят через период смуты».

Указывая на массовые случаи убийств
терманских солдат в оккупированных стра-
нах, «Дас рейх» е необычной для геббель-
совских пропагандистов  откровенноетью
заявляет, что «каждый выстрел увеличи-
вает раздоры в Европе».

Впадая в истерику, нацистекая газета
пытается запугать немцев тем, что рисует
весьма мрачные картины положения Гер-
мании в случае ее поражения. «Дас рейх»
призывает немцев к жестокости для того,
чтобы не допустить поражения.

` Военные операции в Ливии

ЛОНДОН, 11 декабря. (ТАСС). В ком-
мюнике командования английских сил на
Ближнем Востоке от 11 декабря  с00б-
щаетея, что в течение дня 10 декабря
‘английские моторизоранные части  про-
должали усленено атаковать отступающе-
го противника. На различных Участках
фронта происходили бои, однако подроб-
ности еще неизвестны. Войска и автэ-
транспорт противника, укрывишеся 3a
укрепленной линией непосредственно к
западу от Эль-Эдема, были атакованы ан-
тлийскими бронетанковыми частями. Да-
лее к западу английские и южно-афри-
канские моторизованные отряды теснили
противника в северо-западном направле-

нии. Небольшие группы вражеской пехо-
ты с бронемашинами, оставшиеся в рай-
оно к северу от Бир-Хакейм, были также
атаксваны антлийскими частями. Англий-
ские мотомеханизированные силы отбро-
или группу германских танков к западу
от Эль-Эдема. В нескольких милях к
юго-востоку от Акромы английские мото-
механизированные чаети обстреляли авто-
транепорт противника, уничтожив или по-
врелив автомашины.

Южно-африканские войска продолжали
очищать от противника район к северу от
дороги Триг-—-Капуццо. Захвачено несколь-

ЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ СССР

ПЯТНИЦА, 12 ДЕКАБРЯ 1941 г. № 293 (7669)

ии

Гитлер признает провал
немцев на Восточном фронте

СТОКГОЛЬМ, 11 декабря. (ТАСС). Как
сообщают из Берлина, в связи с 0б’явле-
нием Германией войны США нациеты ин-
сценировали «заседание рейхстага», на
котором с речью выступил Гитлер, обру-
шившийся плошалной руганью на США и
Рузвельта под улюлюканье нацистских
«членов рейхстага». Гитлер даже не пы-
талея отрицать, что инициатива нанаде-
ния в Тихом океане исходила от Японии,
которая, 110 его словам, «пресытилаеь ие-
реговорами и взялась за оружие». Bee
акты Рузвельта, направленные против
агрессии фалтиетских стран, Гитлер 0об’-
явил «вмешательством в европейские
дела» со стороны Рузвельта, «которого
слелует изгнать не только из Европы, но
и из самой Америки». С особым раздраже-
нием говорил Гитлер о том, что «CHITA
создали общий фронт с Советским Con-
30м». Олнако основную часть своей речи,
произнесенную в самом истерическом то-
не, Гитлер посвятил попыткам 0б’яснить
немцам провал своей «молниеносной вой-
ны» против СССР. Гитлер полемизировал
с неназванными им по имени людьми,

которые заявляют, что «если бы я (т.-е.
Гитлер) полностью знал силы  больше-
вистского противника, я бы еще подумал
0 TOM, следует ли переходить B
наступление». Гитлер сетовал на обилие
вооружения Красной Армии и Пыталея
приписать провал своих планов «клима-
тическим» условиям. «Мучения наших
солдат, — заявил Гитлер, — длились 0ес-
конечно, начиная от июльской жары и
ло декабрьских морозов, на пространетве
от Белого до Черного морей. На этом про-
странстве наши солдаты страдали от гря-
зи, насекомых, замерзали в снегу и во
льдах». «Наступление зимы, — сказал
Гитлер, — может помешать нашему про-
движению».

Свое выступление Гитлер закончил при-
зывами «быть беспощадными и жестоки-
ми» и угрозами по адресу веех недоволь-
ных в Германии и оккупированных ею
странах. «Ёто попытается нарупить наш
внутренний фронт, — заявил он, — TOT
поплатитея жизнью; наш ответ на все
эти попытки — смерть».

Об‘явление Германией войны Соединенным Штатам

СТОЕГОЛЬМ, 11 лекабря. (ТАСС). По
сообщению из Берлина, германский ми-
нистр иностранных дел Риббентроп cero-
дня вручил поверенному в делах США
ноту. в которой, обвиняя США в нару-
ении нейтралитета и в переходе к от-
крытым военным действиям против Tep-

мании, практически создавтием состояние
войны между обеими странами, заяв-
ляет, что Германия разрывает дипломати-
ческие отношения е США и считает ce-

бя с сеголняценего дня в состоянии вой-
ны © США.

Об‘явление Италией войны Соединенным Штатам

ЖЕНЕВА, 11 декабря. (ТАСС). Из Рима
официально сообщается, что в 2 часа дня
11 декабря министр иностранных Jed
Чиано 0б’явил поверенному в делах США,
что Италия считает себя с сегодняшнего
дня в состоянии войны @ Соединенными
Штатами. у

ЖЕНЕВА, 11 декарря.

(ТАСС). Как

передают из Рима, в связи с об’явлением
Италией войны США Муссолини высту-
пил сегодня е речью, в которой, даже не
мотивируя этого шага, разразилея грубой
бранью по адресу американского нарола
и Рузвельта, льстиво осыпал комплимен-
тами Японию и заявил, что для итальян-
цев «сражаться на стороне солдат Страны
восходящего солнца есть привилегия».

США об‘явили войну Германии и Италии

ВАШИНГТОН, 11 декабря. (ТАСС). Аме-
риканский сенат и палата представителей
приняли решение об об’явлении войны
Германии и Италии. Это решение было
принято вскоре после того, как были пэ-

том, что Германия и Италия разорвали

дипломатические отношения 6 США au

об’явили США войну.
Решение конгресса сегодня

же под-

лучены сообщения из Берлина и Рима о  писано Рузвельтом.

Содержание союзного договора между
Германией, Италией и Японией -

ЛОНДОН, 11 декабря. (ТАСС). Опубли-
кованный сегодня в столицах стран оси
союзный договор между Германией, Ита-
лией и Японией предусматривает, что эти
страны будут вести «совместно и всеми
средствами» войну, которую, как говорит-

и Англия. По договору три страны оси
обязуются He заключать перемирия и
мира с США и Англией без взаимного со-
тласия, а также осуществлять тесное
сотрудничество между собой «но оконча-
нии войны» на базе тройственного пакта

ся в договоре, им якобы «навязали» СШАТот 27 сентября 1940 года.

АННИНО

Война на Тихом океане

Английские сообщения

ЛОНДОН, 11 декабря. (ТАСС). В опуб-
ликованном в Гонконге официальном ком-
июнике указывается, что японцы ata-
ковали позиции английских войск и за-
няли некоторые передовые английские
посты. Продвижение японцев приостано-
влено. Бои продолжаются. Несмотря на
слабую видимость, английская артиллерия
вела эффективный огонь. В ночь е 9 на
10 декабря английские войска нанесли
японской роте серьезное поражение.

ЛОНДОН, 11 декабря. (ТАСС). Вак пе-
релает агентство Рейтер из Манилы, ут-
ром 10 декабря свыше 100 японских
бомбардировщиков приняли участие в Ha-
лете на аэродром Николе и на морскую
базу Вавите (близ Мачилы).

ликованном в Сингалтуре вечером 11 xe-
кабря официальном коммюнике сообщает-
ся, что за последние 24 часа в северной
части Малайи не произошло ничего еуще-
ственного. В Кедахе английские войска
находятся в соприкосновении е протизвни-
KOM недалеко от границы Tan, где проис-
ходят бои между патрулями местного ха-
рактера. В районе Куантана английские
войска

продолжают удерживать  перво-
начальные позиции. Утром 11 декабря

Кенанг подвергся сильной бомбардировке.

В коммюнике также сообщаетея, что
«Рипале» был потоплен 10 декабря, в 12
часов 30 минут но местному времени, a
«Привц Уэльский» примерно полчаса спу-
стя. Спасшиеся моряки были подобраны
эсминцами и ночью высажены в Синга-
пуре. В течение часа английские  истре-
бители, полнявшиев © аэродрома, находя-
шегося в 160 милях, появились на месте
боя, но самолетов противника уже He бы-
ло.

В комиюнике английского замиралтей-
ства сообщается, что из команд английёких
кораблей «Принд Уэльский» и «Ринале»
Io сих пор спасено примерно 130 офице-
ров и 2200 матросов. Точных цифр пока
не установлено, так как раненые разме-
мены по различным гоопиталям. Полный
еостав команды «Принца Уэльского» —
110 офицеров и 1.500 матоосов, «Рипал-
са» — 60 офицеров и 1.240 матросов.

Потопление японского
линкора «Харуна»

ЛОНлОН, 11 декабря. (ТАСС). Агент-
ство Рейтер передает из Нью-Йорка, что
военный министр ОНГА Стимеон  офяци-
ально сообщил о потоплении  японекого
линкора  «Харуна» водоизмещением в
29 тысяч тонн. «Харуна» потоплен аме-
риканекой авиацией севернее острова Лу-
вон (Филиппины).

Линкор, «Харуна» водоизмещением в
29.330 тонн имел экипаж в 980 чело-
век. Он был спущен на воду в 1913 то-
ду, модернизирован в 1926—1930 г.г.,
являлся одним из четырех кораблей клас-
са «Конго». Ero вооружение состояло из

мовых и восьми Б-дюймовых зенитных
орудий. На борту у линкора имелось три
самолета.

ЛОНДОН, 11 декабря. (ТАСС). Arent-
ство Рейтер передает из Вапрингтона офи-
цпиальное сообщение о том, что военно-мор-
ские силы США, обороняя остров Уэйк,
потопили японский крейсер и эскадрен-
ный миноносец.

Японские сообщения

ТОКИО, 11 декабря. (ТАСС). Морская
секция императорской ставки в 11 ч. 15 м.
об’явила, что десантные части японского
морского флота на рассвете 10 декабря
заняли порт Апра на острове Гуам, ата-
ковав его с четырех направлений. Япон-
ский флот захватил американский танкер
водоизмещением в 3.000 тонн.

9 декабря соединения японской  мор-
ской авиации в Малайе бомбардировали и
полвергли пулеметному обстрелу авиаци-
онную базу Еуантан. Уничтожено 10 са-
молетов.

Утром 10 декабря был предпринят вто-
рой налет на остров Уэйк. Были подверг-
нуты бомбардировке военные казармы
склады.

В тот же день у восточного побережья
Малайи уничтожен английский грузовой
пароход водоизмещением в 7 тысяч тонн.

ТОКИО, 11 декабря. (ТАСС). Как eo-
общает атентство Домей Цуейн, информа-
ционный совет опубликовал заявление, в
котором указываетея, что сегодня между
Янонией и Таи заключен  «наступатель-
ный и оборонительный с9юз». :

TORHO, 11 декабря. (ТАСС). Началь-
ник разведывательного отдела армии пол-
ковник Охира, выступая по радио, зая-
вил, что тихобкеанская война охваты=
вает широкую территорию, будет продол-
жаться долго и что к этому Япония должна
быть полностью готова.‘ «Необходимо так-
же отметить, — указал он, — что Jame
наша страна может стать ареной военных
действий».

ТОКИО, 11 декабря. (ТАСС). Армей-
ская секция императорской ставки об`яви-
ла, что во времени начала японо-амери-
канской войны японская авиация в Ма-
лайе сбила или унйчтожила на земле
86 самолетов неприятеля.

Японские десантные части, ` действую-
щие на острове Гуам, оккупировали адми-
ниетративный центр острова Агана и за-
хватили 350 американцев.

Оборона США

ЛОНДОН, 11 декабря. (ТАСС). Коман-
дование американских военно-воздушных
сил отдало распоряжение 0 затемнении
побережья от Калифорнии до мекеикан-
ской границы, включая 10с-Анжелос.

ВАШИНГТОН, 11 лекабря. (ТАСС): Мот-
ское министерство США об’явило о мини-
ровании  подступов в Нью-Йоркскому
порту.

ТЕЛЕФОН РЕДАКЦИИ (Москва, 6, Пушкинская пл., 5): K-4-22-44; Прием об`явлений в Москве — К-5-74-38 в Ленинграде — 36-18.
ВЕ
: ‚ Типография «Известий Советов депутатов трудящихся СССР» имени И. И. Скворцова-Степанова, Пушкинская площадь, 5.

Пролог-интермедня

и

К переговорам Чнано
& Дарланом
ЛОНДОН, 11 декабря. (ТАСС). Дипло=

матический обозреватель «Таймс» пишет,
что, как полагают, переговоры Чиано с
Дарланом касались Северной Африки. Вча-
ра высказывалось предположение, что
правительстве Виши предоставило, Итални
праве пользования военно-морекой базой
Бизертой. По одному сообщению, в распо-
ряжение итальянцев предоставляется He-
которое число французских военных .ко-
раблей для целей конвоирования. Несколь-
ко недель тому назад Италия информиро-

вала правительство Виши 9 том, 970
итальянские войска МОГУТ отступить В
Тунис и что они рассчитывают в этом
случзе на всемерную помошь.
Военный 063зор
газеты «Тайме».
ЛОНДОН, 11 декабря. (ТАСС). Газета

«Тайме» поместила военный 0030p, B K0-
тором пишет, что, хотя события на Тихом
океане имеют важное значение для Бри-
танекой империи и Соединенных Штатов, их
все же не следует переоценивать. «Мы не
должны забывать, — пишет газета, — что
Россия попрежнему остается главным теат-
ром войны. эдесь находится основная мах-
са огромной германской армии. От судьбы
этих огромных сил зависят все другие
операции как самой Германии, так и ce
союзников и спутников».

Сами немпы, продолжает газета, «совер-
шенно изменили тон своей пропаганды и
об’явили, что погода является главным
барьером к их дальнейшему продвижению
и что с Москвой придется «подождать» ло
весны следующего года. В действитель-
ности же погода сейчас стоит как-раз та-
кая, которую немцы с нетерпением ожида-
ли еще совсем недавно. ПКрязь ‘и дожди
уже не являются болыше препятствием.
Земля стала, как железо. Это — настоя-.
шая русская зима».

Трансатлантический перелет
на самолете -гиганте
„Кэртис Райт-20“

НЬЮ-ЙОРК, 11 декабря. (ТАСС). По со
общению «Нью-Йорк геральд.трибюн», ан-
глийский экипаж совершил беспосадочный
перелет из США в Англию на одном из
крупнейших в мире двухмоторном самолете
«Кэртие Райт-20». Размах крыльев этого
самолета — 32,4 метра. Самолет тредна-
значен для полетов на большой высоте и
вмещает 36 пассажиров, пять человек
команды и 5 тыс. фунтов багажа. Ско-
ресть полета — 360 км в час. Самолет
будет совершать рейсы между Англией и
Фойнсом (Ирландия).

Переход военной промышленности
США на непрерывную неделю

ЛОНДОН, 11 декабря. (ТАСС). По со-
общению агентства Рейтер из Ватингто-
на, руководитель управления военно-про-
мышленного производства Внудсен заявил,
что производство тяжелых 4-моторных
бомбардировщиков в США будет увеличе-
но до 1.000 в месян— в два раза боль-
ше, чем раньше намечалось. Далее Кнуд-`
сен сообщил, что в соответствии © при-
зывом Рузвельта на 168-часовую 7-днев-
ную работу будут переведены 5 новых
отраслей военной промышленности — про-
H3ROICTRO орудий, самолетов, танков, 60e-
припасов и судов.

ЕЕ ЕЕ ЗЕЕ ИЩЕТЕ ee SP I ТИВ

РЕДАКЦИОННАЯ НОЛЛЕГИЯ.
Издатель: ПРЕЗИДИУМ
ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР.

ГОС. МОСК. МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТЕАТР им.
К. С. СТАНИСЛАВСКОГО и Вл. И. HEMH- 9
РОВИЧА-ДАНЧЕНКО
(Пушкинская ул.. 11, тел. К-1-42-50).
137ХИ «Евгений Онегин». Нач. в 1 ч. дня.
14/ХИ утром (в 10 ч. 30 м. утра) —1 «Пы- 9
таны» и 2. «Штраусиана» и днем (в 2 ч.9

дня) — «Корневильские колокола». о
Цены местам от 2 до 10 руб. Билеты про- в
даются в кассе театра с 9 ч. 30 м. утра
до 6 ч. веч.

ГОСЦИРК (Изетной бульвар, 13, тел. К 4-44-31). $
С И декабря 2-й цикл зимнего сезона.
«3A РОДИНУ». Поста-
новка засл. арт. РСФСР А. Серж при уч.
всей труппы и болышое цирковое предета- 8
вление по новой программе. Подробности в 8
афишах. Начало в 2 ч. и 4.5% дня. По вос- 8
кресеньям 3 предетавления: в 11.30, 2, 4.30 дня. 8

РЕПЕРТУАР КИНОТЕАТРОВ

на 12 декабря 1941 года.

«ПАРАД НАШИХ ВОЙСК НА КРАСНОЙ ПЛО-
ШАДИ В МОСКВЕ 7 НОЯБРЯ 1941 г.» —

Первый, Ударник, Колизей, Художествен-
ный, Форум, Новости дня, Таганский, Ро-
дина, Москва, Дворец культуры им. Сталина.

СПЕЦИАЛЬНЫЙ ВЫПУСК ЦЕНТРАЛЬНОЙ
СТУДИИ КИНОХРОНИКИ. ПРЕБЫВАНИЕ
В МОСКВЕ ПРЕЛОЕДАТЕЛЯ СОВЕТА МИ-
НИСТРОВ И ГЛАВНОКОМАНДУЮЦТЕГО
ВООРУЖЕННЫМИ СИЛАМИ ПСЛЬСКОЙ
РЕСПУБЛИКИ ГЕНЕРАЛА Вл. СИКОРСКО-
ГО — Хроника, Новости дня, Первый кино-
театр, Метрополь, Художественный,

«БОЕВОЙ КИНОСБОРНИК № 1>— Первый,
Ударник, Колизей, Метрополь, Москва,
Художественный, Дом кино, Центральный,
Таганский, Форум, Орион, Родина, Динамо.

СПЕЦИАЛЬНЫЙ ВЫПУСК COLSKHHOXPO-
НИКИ «ТОРЖЕСТВЕННОЕ ЗАСЕДАНИЕ
МОСКОВСКОГО СОВЕТА ДЕПУТАТОВ ТРУ-
ДЯЩиИхХсСЯ, ПОСВЯПТЕННОЕ ПРАЗДНОВА-
НИЮ 24-й ГОЛОВШИНЫ ВЕЛИКОЙ ОК-
ТЯБРЬСКОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ PEBO-
лЮЦиИиИ»—Метрополь, Октябрь, Им. ПТ Ин-
тернационала, Повторного к/ф., Луч, Аван-
тард, Лом кино.

Музыкальная кинокомедия «СВИНАРКА и
ПАСТУХ» — Экран жизни, Арес, Диск, Пере
коп, Молот.

«НА ЗАПТИТУ РОДНОЙ МОСКВЫ» выпуск
1-й — Орион, Экран жизни, Динамо, Родина,
Баррикады.

«НА ЗАШИТУ РСДНОЙ МОСКВЫ» выпуск
лизей, Ментральный, Метрополь.

«ИСТРЕБИТЕЛИ» — Шторм.

«ВЕЛИКОЕ ЗАРЕВО» — Таганский ПКиО.

«ДЕПУТАТ БАЛТИКИ» — Октябрь.

«ПАРТИЙНЫЙ БИЛЕТ» — Аврора.

<АРИНКА» — Повторного к/ф.

«ПОСЛЕДНЯЯ НОЧЬ» — Центральный  атат-
пункт железнодорожников.

«ФРОНТОВЫЕ ПОДРУГИ» Кадр.

«ВЫСОКАЯ НАГРАДА» — Луч.

«НЯТЫЙ ОКЕАН» — Мир.

«ТРАКТОРИСТЫ» — Дворец культуры ни.

mrs nr her

«ДРУЗЬ ГРЕЧАЮТСЯ ВНОВЬ» — Смена.

«ЛЫЖНЫЙ СПОРТ» — Иторм, Перекоп, Ле-
нинградский НКиО, Октябрь, Аврора, Дво-
рец культуры им. Сталина.

«НА ЛЫЖИ» — Карнавал.

«ЛЫЖНЫЙ ПЕРЕХОЛ» — Молот.

«БОЕВОЙ КИНОСБОРНИК № 6»— Авангард,
Им. ПГ Интернационала,

«ДЕЛО АРТАМОНОВЫХ» — Баррикады.

«МАЙСКАЯ НОЧЬ» — Востоккино.

«АНТОН ИВ AHOBHY СЕРЛИТСЯ» — Метрополь.

«БЕЛЕЕТ ПАРУС ОЛИнНОКИЙ» — Заря:

«ВСЗВРАПТЕНИЕ» — Уран.

«СОКРОВИЩА ПОГИБНИТЕГО КОРАБЛЯ» — Бар.

навал.
«ВОЛГА-ВОЛГА» — Ленинградский ПКиО.

№ 2— Новости дня, Хроника, Москва, Ее

а а ee Oe

a