\

ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ СССР

ЗАПАДНЫЙ ФРОНТ (Сталиногорское направление). Немецкие машины и танк, зажженные меткими в

пающим противником,

ыстрелами наших артиллеристов и брошенные поспешно отсту-
Фото операторов Союзвинохроники А. Крылова и М, Нщейдерова,

В Туле
и под Тулой

Сегодня ночью после относительного
потепления снова примерзло. Побитые
немецкие фазбойники, отчаявииеь полу-
чить зимние квартиры в Туле, открыли

по тороду артиллерийский огонь. Снова
разрушены жилые дома, снова жертвы
среди мирного населения. Но никакие

жертвы не поколеблют рядев защитников
славного города.

Части генерала
немцев из их нор, отбрасывают их
дальше от города. Осталась единственная
узкая полоска, откуда враг еще может
обстреливать Тулу. В других пунктах он
отброшен на 30—40 километров,

Несколько дней назад войска тенерала
Болдина разорвали вражеское кольцо, го-
товое сомкнуться вокруг города.

С северо-востока пришли танкисты, с
та в тыл врагу ударили наши славные
пехотинцы. Немцы сами попали в окру-
жение. На доротах, в обочинах, в ку-
старниках, в канавах стоят тяжелые не-
мецкие танки, валяются остовы разбитых
и сгоревших машин. У вражеских танков
теперь возятся ребятишки, помогая крас-

Болдина выкуривают

ноармейцам взять изуродованное железо
на букеир.
Бои жестокие, кровопролитные шли

днем и ночью. В эти дни Тула, ее пар-
тийные и советские руководители, ее
тражданское население показали высокий

‚ класс спокойствия, выдержки и мужества.

Они сделали все для победы. Туле помо-
гала Москва, Туле помогала вся страна.
Город был почти окружен, но ни однл
сутки не прекращалась телефонная связь
в Москвой. Город попрежнему нормально
получал электроэнергию. — Учреждения,
организации работали четко. Несмотря на
трудности, туляки ухитрились расширить
производство. я

Мы проходим по улицаи деревни Коло-
дезной. Идем туда, откуда доносится плач.
В большой избе ° собрались женщины —
жены, матери, сестры расстрелянных
мальчиков и мужчин. Только сегодня все
село хоронило жертвы фашистского тер-
рора. Теперь женщины оплакивают заму-
ченных.

Ворвавшиеь в село, немцы хватали все,
что попадется под руку. Они потребовали
себе девушек. Они стреляли в грудных
детей.

Вшей из своих рваных рубах они вы-
тряхивали пря\о на столы и заставляли
детей и девушек уничтожать насекомых.

Всю ночь женщин заставляли кипятить
воду для того, чтобы разогреть застывшие
немецкие танки. Немцы по кашле сливали
из мотоциклов и легковых машин горючее
в танки. Потом все это было брошено. Не-
мецкие захватчики дорого заплатили 3a
Bee издевательства над нашими людьми.
Трупы фашистеких еолдат сейчас еще
валяются на улицах.

Отступая, враг минирует все, что мож-
но. На наших глазах лопгадь, почесавшая-
ся о борт брошенной машины, вместе
машиной взлетела на воздух.

Коварство и хитрость не помогут вра-
гу. В деревне Бизюково мы увидели гору
немецких трупов. Вея земля была покры-
Та телами бандитов. Разорванные,  сож-
женные, искалеченные, они густо полили
налиу снежную землю  овоей поганой
кровью. эдесь погибло около 400 нем-
nes. Их накрыла наша артиллерия. Вотда
уцелевшие немцы убежали из деревни, ме-
стные жители сообщили артиллеристам,
это фашисты засели в овраге. Новый залп
похоронил еще сотни немцев.

*

Части генерала Болдина продолжают
преследовать отступающих немцев. Воман-
диры тт. Терешков и Борисов сегодня за-
няли 7 населенных пунктов. Взяты тро-
феи. В другом месте нашими частями за-
нято еще два населенных пункта.

Успешные бои ведут бойпы и команли-.

ры т. Сиязова. Вчера они заняли Воскре-
сенскре, сегодня — село Слобода.  Взяты
трофеи.

Для прикрытия отхода своих основных
сил противник оставляет сильные оборо-
нительные  заслоны, которые стараются
сдерживать наши части. Яростное сопро-
сивление немцы оказывают к югу от
Гулы и Косой горы. За этот сильно укре-
пленный немцами пункт сегодня весь
день шел бой. Противник подбрасывает
сюда подкрепления.

все  .

С.

Наши части, Techs врага, преодолева-
ли отдельные узлы сопротивления немцев,
Здесь сегодня нами взяты трофеи: 3 ору-
дия, 3 миномета, 3 автомашины, 10 но-
в030к с боеприпасами:

Сильный бой произошел в районе се-
ла Г. Влесь немцы бросили в контратаку
против наших подразделений 7 танков,
2 роты пехоты. В результате ожесточен-
ного боя наши бойцы подбили 2 немец-
ких танка. Олна из наших частей в боях
захватила у противника 4 орудил, 200
винтовок, 14 пулеметов, 6 минометов н
другое оружие и боеприпасы,

А, БУЛГАКОВ,
спеп. корреспондент «Известий».

ТУЛА, 13 декабря.

В районе города

Эти несколько километровх от лесной
опушки до первых домов северной окраи-
ны Валинина можно преодолеть или полз-
ком, или под покровом ночной темноты.
И` только в блиндаже военкома H-cxoro
подразделения тов. Данисенко, в глубоком
поднолье одного ‘из домов мы, наконец,
не слышим над толовой свиста пуль.
В крохотной печурке мирно потрескивают
дрова, позвачивает телефон.

— Rak вы сказали? — переспраши-
вает в телефон. военком. — Очень хорошо.
Теплая улыбка освещает немолодое уже
лицо военкома. Он неторопливо кладет
трубку.

— Молодцы ребята, — говорит eH по-
сле минуты молчания. — Чисто сработали.

Видя на наших max нетерпение,
военком добавляет:

— Сегодня наши бойцы пробралиеь в
город и подожгли два немецких склада.
Не хотите ли посмотреть иллюминацию?

Мы выходим на улицу, и тотчас Re Ha
звук скрипнувшей. двери отзываются He-
менкие автоматы. Длинные очереди про-
шивают ночь светящимися нитями.

— Разрывными бьют, тады, — заме-
чает кто-то из темноты. -

— Зря патроны расходуют, — доба-
вляет военком. = =~

Прямо перед нами в морозном тумане
висит ракета. Ее неверный свет то оела-
бевает, то разгорается с новой силой.
Кажется, воздух находится в движении,
колеблется, дрожит.

Ракеты, безудержная пальба — все это
из одного и того же устаревшего арсена-
ла «психического оружия» немцев. Bee
эти шумовые и световые эффекты расечи-
таны, главным образом, на то, чтобы по-
действовать на моральное состояние Ha~
ших бойцов. Но здесь давно привыкли к
TOMY, что’ немец весь день стреляет из
‘минометов, & ночью орудует ракетами и
автоматами. Нравы и привычки врага
изучены и поняты. Фашисты чувствуют
себя в Калинине непрочно. Немецкие пу-
леметчики и автоматчики посылают свои
очереди на-авоеь, куда-нибудь в темноту,
в воздух, чтобы слышаль выстрел, видеть
следы трассирующих пуль. Это придает
им бодрости.

— Наше «освещение», — говорит Да-
нисенко, — будет поярче.

В нескольких стах метрах от нас под-
нимается багровое зарево. Доносятея ray-
хие взрывы, вопли немцев.

— Это только начало, — шепчет воен-
ком. — Еще не так у нас закричите.

Ни днем, ни ночью не дают врагу но-

коя советские бойцы. Они врываютея в
город, сеют среди немцев панику, оста-

Калинина

вляют после себя трупы фашистов, под-
битые пулеметы, минометы.

Только-что такой налет совершила
группа разведчиков. Она, собственно, шла
со скромной целью — приташить живого
немца.

Долго и осторожно подбирались бойцы в
немецким блиндажам. Разведчики были
почти у цели, уже были слышны голоса
из блиндажа, пьяная песня офицера, гру-
‘бая ругань ефрейтора, распекавшего свое-
го подчиненного, но в это время кто-то.
из разведчиков наступил на лист железа.
Немцы закричали и открыли отлушитель-
ный огонь.

— Dx, сорвалось! — закричал сержант
Дегтярев. — Бейте их, ребята, гранатами!

В амбразуры двух блиндажей полетели
гранаты. От удара дрогнула земля. Ota
блиндажа, все их обитатели взлетели на
воздух. Ползком, ходами сообщения раз-
ведчики вернулись Е CBOUM.

Приговоренными в смерти чувствуют
себя фашисты в стенах Балинина. За каж-
дым углом их ждет пуля, граната. В городе
введен чудовищный режим. Жителям pa3-
решается выходить на улицу только ©
8 часов утра до 4 часов дня. Всякий,
застигнутый в иной чае, подлежит  рах-
стрелу. На паспорте жителя Калинина
обозначен район его квартиры. Если кто-
либо окажется в другом районе, ему угро-
жает смерть. Но ничто не может запугать
советских людей. На площадях уже нех-
ватает места для немецких могил. Фаши-
сты вынуждены сваливать в одну яму
по нескольку убитых своих солдат.

Несколько недель тому назад ворвались
немцы в Калинин. После тяжелых уличных
боев они попьыкалиеь продвинуться впе-
ред, но натолкнулись на стойкое  сопро-
тивление наших частей. Десятки раз бро-
сались фашисты’ в атаку, но каждый раз
откатывались назад. Немны перешли к
обороне. Они опоясали. город кольцом про-
волочных заграждений. Каждый  окраин-
ный дом был превращен в дот, в блин-
даж, в огневую точку. Но никакие укреп-
ления не помогут немцам. Напти части не
дают врагу ни минуты покоя. Бойцы по-
стоянно проникают в тыл врага, емело
зтакуют вражеские позиции. Беспощадно
тромит и уничтожает немнев артиллерия.

В последнее время фашисты  слешно
вывозят из города весе, что удалось им до-
быть грабежом и разбоем, По дорогам,
ведущим из города, тянутся обозы, авто-
колонны с награбленным добром...

В. АНТОНОВ, _
спец. корреспондент «Известий».

РАЙОН г. КАЛИНИНА, 13 декабря.

День Севастополя

На рассвете над Севастополем появи-
лись вражеские бомбардировщики. Berpe-
ченные нашими истребителями,  загра-
дительным огнем с‘ кораблей и Oepe-
говых батарей, фаптисты шарахнулиеь в

стороны и беспорядочно сбросили бомбы
в воду.
Через час налет повторился. И на

этот раз немцам не удалось проникнуть
5 городу. Подвечер девятка «Юнкерсов»,
пользуясь низкой облачностью, неожидан-
но появилась над южной окраиной. Не
успели фашисты лечь на боевой курс,
как в середину их строя врезалея лет-
чик-истребитель младший лейтенант Ива-
нов. Он стремительно напал на немцев.
Атакованный Ивановым «Юнкерс» бро-
cused наутек. Но бетство не спасло пи-
рата. Скоростная машина Иванова иа-
стигла врага. Бомбардировщик  задымил.
Пламя длинным языком  протянулось
вдоль фюзеляжа. Через минуту «Юнкерс»
летел в пучину,

Отдельным вражеским самолетам все
же улалось бросить несколько бомб на
жилые дома. В одном из кварталов Ce-
верного района оказались поврежденны-
ми электросеть и водопровод. На улице
Ленина разрушило трамвайный путь. Сра-
зу после отбоя примчались восстанови-
тельные бригады. Монтеры чинили про-
вода, з водопроводчики  менали трубы,
трамвайщики исправляли рельсы. Утром
хозяйки имели воду, в квартирах и уч-
реждениях горел свет, по улицам двигал-
ся трамвай,

Севастополь живет напряженной жиз-
нью, Громовые выстрелы тяжелых бере-
говых батарей сотрясают воздух. Ночью
огненные вепышки орудийных залпов яр-
ко освещалот портовые причалы, горол-
ские здания, скалистые берега бухты,

Гитлеровские вояки, прорРавшиеь в
Крым, рассчитывали быстро захватить
крепость. Ради этой цели фаньисты бро-
сили сюда шесть немецких и одну py-
MBINCKYIO дивизии; сотни талков, подтя-
нули огромное количество артиллерии,
минометов. Фашистокие генералы и офи-
церы обещали своим солдатам скорый от-
дых, сытую жизнь в красивом примор-
ском городе. Но до крепости они
Tak и не дошли, Они мерзнут и вшивеют
сейчас в горах, гибнут под ударами за-
шитников Севастополя.

В (Севастополе привыкли в строгим
осадным условиям. Городские организации
много потрудились, чтобы создать сеть
хорошо оборудованных  бомбоубежищ. В
них есть вентиляция, вола, свет, убор-
ные. Во многих убежишах созданы от-
цельные детекие комнаты.

Затлянем в убежище № 2 на улице
Фрунзе. В глубоком подрале больного
дома оборудовано несколько комнат. Здесь
тепло, светло. Рядами стоят кровати.

В одной из комнат, несмотря” на позд-
ний час, никто не спит. Эта комната
непохожа на остальные, она напоминает
цех швейной мастерской. На столах —
сотни готовых  шапок-ушанок, кучки
шерстяных перчаток, в углу — тюки
белой материи.

— Это самое молодое наше прелприя-
тие, знакомит Hac со швейницами
секретарь Северного райкома т. Црае-
вая. — Вчера организовались, сегодня
уже сдают готовую продукцию.

Рано утром просыпается Севастополь.
Дворники сгребают в кучи выпавший но-
чью снег, подметают улицы, посыпают
песком тротуары. В киосках бойко тор-
гуют газетами. Открываются хлебные,
продовольственные и промтоварные мага-
зины. Домохозяйки спешат на базар за
покупками. Докеры, сварщики, оружей-
ные мастера спешат на работу.

Сообщения о победах Красной Армии
на Южном, Северо-Западном и Западном
фронтах вызвали новую волну под’ема на
фронте и на городских предприятиях.

— Все для фронта! — таков лозунг
стахановцев Севастополя. Ивалифициро-
ванный слесарь тов. Баньковекий, не-
смотря на евой преклонный возраст, ко-
гла потребовалось, пошел работать про-
стым кузнецом. Он изготовляет саперам
кирки, ломы, лопаты, в два-три раза пе-
ревыполияя производственные нормы.

Коллектив завода «Молот» в дни осады
вдвое увеличил выпуск продукции.

Город в осаде. На горных подступах к
Севастополю идут жестокие бои. Против-
ник атакует линию обороны. Чаети Крас-
ной Армии и моряки Черноморского фло-
та мужественно отражают атаки врага,
наносят фапгистам тяжелые удары,

С. ГАЛЫШЕВ,
спец. корреспондент‘ «Иззестий».

СЕВАСТОПОЛЬ, 13 декабра.

Спасение товарища
в бою

В чаети, которой командует дважды
Герой Советского Союза тов. Еравченко,
на-днях произошел исключительный сму-
чай.

В районе станции П. бымю обнаружено
скопление вражеских автомашин и пехо-
ты. Звено истребителей в составе млад-
ших лейтенантов Евстифеева, Калинина и
Мусатова вылетело на атаку. Во время
атаки самолет Гветифеев» был подбит
вражеской зениткой, Дальше лететь было
невозможно. Евстифеев спланировал без
мотора и произвел вынужденную посадку
в 500—600 метрах от противника. Не-
мепкие солдаты сейчае me бросились в
подбитому самолету.

Тогда младший лейтенант Калинин ©
бреющего полета начал расстреливать из
пулемета немецких солдат, не давая им
возможности приблизитьея RK самолету
тоРарища. В это время младигий лейте-
нант Мусатов произвел посадку возле с4-
молет» Евстифеева, быстро усадил това-
puma к себе на плечи, —самолет был од-
номестный, — взлетел снова. Так он ле-
тел в течение 20 минут и благополучно
сел` на своем аэродроме. Три боевых дру-
Ta невредимыми вернулись домой.

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 13 декабря.

С поднятыми руками

a

Сегодня ‘утром к нашим окопам на
олном из участков Северо-Западного фронта
пришел с поднятыми ‘руками немец. Его
задержали красноармейцы Чупрына и Го-
ловачев. Немец сдал им четыре гранаты.

Обер-ефрейтор 1-го полка дивизии СС
«Мертвая голова», мясник из Берлина Вер-
нер Зальбек пришел сдаваться в плен.

Огромные потери немцев на Восточном
фронте подорвали уверенность Зальбека в
победе Германия. :

— Солдаты нашей дивизии, — говорит
он,—прошедитие ‹ победным маршем по го-
родам и деревням Голландии, Бельгии и
Франции, вот уже несколько месяцев топ-
чутея на одном месте и замерзают в снеж-
ных еугробах Валдайской возвышенности.
У нас появилось в последнее время много
обмороженных. И дня не проходит, чтобы
не свалились от ангины 3 — 4 солдата.

Тупой мяеник, который грабил и терро-
ризовал население оккупированных стран,
теперь е грустью сознается в том, что ди-
визия CC «Мертвая голова» потеряла
уже на Восточном фронте много тысяч сол-

1 дат. Особенно большой урон несет офицер-

ский состав. В ротах сейчас осталось по
60 — 70 солдат. Немало таких рот, где
нет ни одного офицера.

— Нам надоела война, — говорит Заль-
бек. Русские храбро сражаются. И потому
я решил кончить войну. На мою долю ли-
шений и горя хватит, — закончил он,

Техник-интендант 1-го ранга А. РОЗЕН,

СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ФРОНТ, 13 де-
кабря.

ВОСКРЕСЕНЬЕ,

Опроверже

Американское агентство Юнайтех Пресс,

14 REWABPA 1947 4. Je 295° (767%)

ние ТАСС

стеротво с поздравлениями по поводу иер-

ссылаясь на радиопередачу из Токио, в9- вых японских успехов.

общило, что советский морской атташе в
Токио будто бы явился в морское миня-

ТАСС уполномочен опровергнуть это

сообщение, ках. вымышленное.

‚ Вчерашняя афиша

Их выволокли из подвалов, слежавших-
ся от страха; как пустые мешки, и вот
они етоят перед столом — п9-бабьи пере-
вязанные платками, засунув красные, за-
коченевшие руки в карманы летних голу-
боватых шинелишек. Это — отетавшие от
своих частей, проспавшие час их отхода
и забравшиеся в темные, глухие углы с
безнадежной. тоской страха в опустошен-
ной душонке  немепкие* солдаты... Их
глаза тупо и пусто смотрят перед собой,
на ушах черные наушники, им нечего от-
ветить, у них нет ни одного живого слова
за душой. Они хотели тепла — и заби-
рались в дома жителей и хозяйничали в
них, с грабительски-хозяйственной тщатель-
ностью забрав все, что можно было из
этих домов увезти. Они хотели есть, и
все, что было в этих домах, становилось
их поживой. Они хотели спать, и они вы-
сыпались на теплых постелях, выгнав
хозяев в детьми в мерзлые окопы за до-
MOM.

На шоссе, ведущем в Москве, с немед-
KOH же тшательностью были развешены
дорожные знаки и условные обозначения.
Вот на одной из булок жирная двойная
стрела указывает два направления: на
Вердлинское и на Москву. Такие же знаки
стоят на всех дорогах в Германии. Они
хотели сделать Ленинградское шоссе бер-
линской автострадой. Надо только разве-

сить дорожные знаки, может быть, рае-
ставить бензиновые колонки — и путь
на Москву открыт.

— Нам сказали сначала, что зимние
наши квартиры будут в Влину. Потом нам
обещали, что зимние квартиры будут в
Москве. Теперь нам снова сказали, что мы
зимуем в Клину. Нас все время обманы-
вали, -— меланхолически сообщает один
из этих выволоченных из подвала солдат.

Зимовать в Москве, конечно, соблазни-
тельнее, чем в Клину, но он ‘еще не знал,
что ив Влину ему уже не зимовать, он
все проспал в подвале в солнечногорском
домике, Tye долго и задумчиво вее они
трое, солдаты 2-го батальона 41-го пехот-
ного полка, искали на себе вшей, пожира-
ли хозяйские запасы, отдыхали на хозяй-
еких постелях и проспали даже чае, когда
из города были выбиты ночью их чаети.

На улице, втоптанные в снег, лежат
кипы приказов, которые немцы так и не
успели расклеить. Красная жирная рамка
окаймляет это `«0Об’явление населению»,
печать германского командования завер-
шает четыре колонки параллельного рус-
ского и немецкого текста. 0 чем же об’яв-
ляет «Главнокомандующий германскими
войсками» населению? Отбросим абзац,
перед которым литература черносотенного

На подступах к Таганрогу

Вот уже несколько дней части, которы-
ми командует генерал Ремизов, истребляют
живую силу и технику противника НА
подетупах к Таганрогу. Кровопролитные
схватки разгораются у каждой высотки.
Враг остервенело огрызаетея, иногда пере-
ходит в контратаки.

Налиа авиация героически прикрывает
действия наземных частей. Упорные улич-
ные бои развернулись в населенном пунк-
те В. и на склонах высот А. и 0. Части
командиров  Селиверстова и Купа ведут
ожесточенные бои в нескольких километ-
рах от Таганрога.

Форсирована река М. Сейчае бои идут

«Союза Михаила архангела» кажется еван-
тельским текстом, обратимся в самой сути
воззвания.

«Прошли лни жестоких боев, принесших
разрушение и хаос, — сообщается в этом
об`явлении.—С приходом германских войск
наступает время безопасности и порядка».

Насчет того, что прошли дни жестоких
боев, конечно, сказано было несколько
преждевременно: Именно в результате же-.
стокото боя немцы были выбиты из го
рода. Что касается «времени безопасностя
и порядка», то жители города и е этим
хорошо познакомились в лагере, куда были
согнаны мужчины, женщины и подростки
и Tie были восстановлены методы жесто-

чайшего. рабства, расправы и глумления, ‚

о которых могут рассказать только невото-
рые уцелевшие, -—— остальные погибли.

«Каждый трудящийся имеет право на
хлеб» — иронически сказано далее в этом
об‘`явлении населению. Трудящимися, по-
видимому, признаются только немецкие
солдаты, так как весь хлеб, вся мука и
продовольетвие были отобраны У. населе-
ния до последней крупинки.

«Для выполнения назначенных герман-
скими властями работ, — сообщается да-
лее, — все мужчины и женщины подле-
mar всеобщей рабочей повинности».

Эту вевобщую рабочую повинность насе-
ление хорошо познало. Она означала: все
для немцев, все на потребу немцам; нем-
цы должны хоропю есть, быть тепло. оде-
тыми в вещи, которые отбираются у насе-
ления, немцы — это высшая раса (ее
представители, сопливенькие, тупые, 3a-
хваченные в подвале, куда их загнал
животный страх, стоят сейчас перед нами);
немцы издают об’явления и законы для
беспрекословного выполнения русскими,
которые, собетвенно говоря, и не люди, &
только жители захваченных немцами мест.

Холодный большой ветер шумит 3a
окном. Оттепель кончилась, начинается ме-
тель. Пошмыргивая носами, переминаясь 6
ноги на ногу в холодных сапожках, стоят
эти представители немецкой отетупающей
армии. По рваным, затоптанным в снег
об’явлениям командующего германскими
войсками шагают люди. Стрелка, указы-
вающая дорогу на Москву, чернеет возле
mcece, 10 которому на запад движутся
наши войска, грузовики, артиллерия, Так

[в летнем балагане снег заметает лощатые

подмостки, ветер рвет на заборе вчерашние
афиши, и подтошавшая собака с поджатым
хвостом безнадежно бежит куда-то в сто-
рону, зная, что и там ее никто не накор-

МИТ,
Вл. ЛИДИН.
СОЛНЕЧНОГОРСК, 13 декабря.

на 6 ‹ западном. берегу:
ветеких автоматчиков проникают в. THI
врага и наносят ему серьезный урон,
наводят панику на немецких compar.
Сметую вылазку произвела группа бой-
пов под командованием старшего сержан-
та Зюзина. Напти автоматчики ночью про-
никли в верхние этажи здания, где разме-
стился фашистский таб, и утром меткой
стрельбой из автоматов стали выбивать
связистов, офицеров и солдат, направляв-
шихея к штабу. Немцы так и не смогли
обнаружить смельчаков.
ЮЖНЫЙ ФРОНТ,
спец; корр. «Известий»).

13 декабря. (От

Части генерал-лейтенанта Ностенко преследуют врага

Войека генерал-лейтенанта Кюстенко не
дают передышки откатывающимея немел-
ким частям. Они преследуют их, настигают
и уничтожают живую силу и технику
врага. Бои ведутся, главным образом, за
населенные пункты.

Н-ская дивизия, действующая на пра-
вом фланге наступающих частей, заняла
город Ефремов, Фашиеты выбиты из район-
ного пентра И, Особенно упорный бой на
этом участке фронта разгорелся у села B.
Опрокинув противника, Н-ская часть за-
хватила 14 орудий, 30 автомашин и опе-
ративные документы штаба 294-й немец-

НЕВА Н

кой пехотной дивизии. Другая часть за
один только лень, 12 декабря, освободила
13 населенных пунктов, уничтожив не-
сколько сот гитлеровцев, захватив 13’ ми-
нометов и одно орудие.

Город Ливны, за который в течение не-
скольких лней велась ожесточенная борьба,
занят нашими войсками.

Немцы несут огромные потери. 6 6 по
12 декабря части тов. Костенко истребили
свыше 12 тысяч фашистов.

ЮГО-ЗАПАДНЫЙ ФРОНТ, 13 декабря.
(От спец. корр. «Известий»?),

Как это выглядит с воздуха

Аэродром звиапионной чаети, которой
командует Герой Советского Союза пол-
ковник И. Антошкин. Возвращаясь ©
залания, бомбардировиики илут Ha посад-
ку. По-птичьему легкое прикосновение к
земле, снежный самум от моторов, самоле-

ты подруливают к месту стоянки. Пилоты,

штурманы, стрелки, бомбарлиры, перева-
ливаяеь на-холу в необ’ятных, пышных
унтах. отетегивая ворот  комбинезонов,
оправляя на себе тяжелую толщу меха,

идут к команлирам. Молодежь, румяные
лица,  неистощимый запас оптимизма,
острот, — великолепный ответ Гитлеру,

оповестившему мир об уничтожении со-
ветской авиации.

Слова этого лжеца ий маньяка сопровэ-
ждались грохотом рушащихся немецких
колонн, тяжким скрежетом разбитых с
воздуха танков, воплями разбегающихся
соллат. За два последних месяца летчики
полковника Антошкина произвели 2.576
боевых вылетов, сбросила на врата 667
тонн бомб и снарядов. взорвали и повале-
чили 760 танков, 2.955 автомашин, 76
орудий, отправили на тот свет 16.800
гитлеровских солдат и, наконеп, ебили
65 самолетов, хотя летчики Антошкина
работают не в истребительной, а в штур-
мовой и бомбардировочной авиации.

2 декабря их точный, хорошо наце-
ленный улар по немецким танковым 4a-
втям, спешившим на помощь окруженной
нашими войсками групне, помог нам со-
рвать далеко идущие планы немецких ге-
нералов. Окруженная под  Наро-Фомин-
ском фашистская банда взывала 0 помо-
щи, но летчики вместе с наземными вой-
сками Говорова и Ефремова воздвигли
огненный барьер между разобщениыми еп-
лами врага, Банда помощи не’ дождалаеь
Ги была жестоко разгромлена. В свое время
 Я сообщал, что творилось в те дни на
земле под Наро-Фоминском. Теперь мне

~

рассказали, кагое участие принял в опе-
рации наш возлух, наши славные, весе-
лые. неутомимые летчики. Они подбили
тогда 103 немепких танка, 220 звтома-
шин, уничтожили 300 солдат.

Олнако вернемся к событиям сегодняш-
него дня.

Как выглядят районы по ту сторону
фронта, в расположении немпев?

Возврашаясь с задания, летчики локла-
дывают: немецкие войска просто неузва-
ваемы. Где хваленый немецкий порядок,
стройное лвижение колонн, размеченное
сначала на картах, а затем с педантич-
ной точностью перенесенное на землю, где
зловещая ритмичность в работе отдельных
частей немецкой военной машины, — где
все это?

Все схлынуло от первых серьезных
ударов. Еще нет паники, но нет и былого
порядка.

Что прежде всего интересует летчиков?
Умение врага обороняться от напаления ©
воздуха. Немпы этим умением обладают.
Совсем недавно каждый полет нат линией
фронта, в расположении немцев, в их ты-
лах, был сопряжен с большой опасностью
для наших летчиков. В каждом более или
менее серьезном пункте немпы ветречали
их ураганным огнем зениток, крупнокали-
берных пулеметов и пушек. Волонны на
марше также оборонялиеь от авиации. Зе-
нитные установки выбрасывались вперел
по движению колонны, пропускали ее ми-
мо себя и затем снова спешили вперед,
оберегая колонну на всем ее пути.

С первых дней отехупления немцев эта
хитрая и, нужно признать, разумная ме-
ханика развалилась, как развалижя и
весь грандиозный план захвата Москвы,

Разорванные, отступающие по многим
дорогам колонны немецких войск вяло
защищаются от налетов нашей авиа-

nua. Когда-то немелкие части маскиярова-
лиеь в лесах, превосходно зная, как опас-
но войскам скопляться у крупных наее-
ленных пунктов. Теперь они жмутея к
селам, оставляют тесно сбившиеся маши-
ны на улицах и дорогах, а сами бегут в
дома — греться, чесатьея. жрать наворо-
вапное. Комиссар эскадрильи  млалший
лейтенант Дубинин рассказывает, как, co-
вершая на-днях налет на скопление войск
У леревни, он вилел внизу зенитные уста-
новки, приготовился было к защитному
маневру, но влруг увидел, что опасаться-
то ему нечего. Прислуга ушла от зениток,
они одиноко етояли в снегу. Никогда это-
го не было раньше,

Меньше машин стало в отходящих не-
мецких колоннах. То ли нехватает бен-
зина, то ли некогла исправлять истбрчен-
ные, подбитые автомобили. но по многим
дорогам видны оставленные. брошенные,
сваленные в сторону грузовики. Немпы,
фанатики машинизированной войны,  пе-
ресаживаются на лошалей. Сеголня  в03-
душные разведчики видели, как тянутся
по дороге 500 крестьянских саней и в
санях сидят немецкие соллаты. Как не-
ожиланно обернулась для них обещанная
Гитлером легкая война на Востоке! Сюда
их везли на машинах, и побелоноеное гер-
манское радио сопровожлало их в пути
маршами и реляциями о победах. Обратно
OHH тзшатся на украденных у крестьян
лошадях. Им страшно и горько. Их лушит
злоба. Уходя, они жгут мирные села и
не слушают радио Геббельса. Им налоело
вранье, Одно желание, сильное, как у ди-
Koro зверя, — спастись. уцелеть.

Tak выглядит с воздуха отступление
немцев под Москвой.

Е. КРИГЕР,

ЗАПАДНЫЙ ФРОНТ, 13 декабря,

Группы --*с9-

Z

(

i

ма,