сэ

ВТОРНИК, 16 ДЕНАБРЯ 1941 г. № 266 (7672) ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ СссБ”

Войска генерала
Мерецкова
преследуют врага

В Ясной Поляне
Путь на юг от Тулы открыт. Сразу го шения, «гости» ловят BO хвюре музея

от Тулы начинается то, что осталось ‹ › смеясь, свертывают им головы. 0фи-
когда-то цзетущих поселков Басово, Ново- цгры обедают.

Басово, Sag ae дачи. Обутленные чер-  Утром 31 sedis “donde pee в
ame трусы. газоитые немецкие машины,   лись в Литературный. музей. Мебель, Наступление продолжается
тракторы, тягачи, брошенные орудия, за- экспонаты, картины, книги, — все это

Разбитые под  Тихвином  фашистекие
войска генерала Шмидта, отступающие ва
юг и юго-запад, пытаются задержаться и
закрепиться на рубежах, которые ими бы-
ли заранее подготовлены. Таким рубежом
  было селение С. Это— скрещение. важных
шоссейных дорог. Здесь находилась база
немепких войск, опираясь на которую,
враг в свое время предпринял. наступае-
нее на Тихвин и захватил его.

В момент, когда был начат штурм Тих-
вина, войска генерала Мерецкова начали
одновременно наступление на С. Несколь-
ко суток длились ожесточенные бои. Фа-
шисты ввели в действие большие огневые
снлы. Героизм наних подразделений, ден-
но и нотно выматывающих противника,
и заключительный энергичный бросок ре-
шили дело. Немецкие солдаты не выдер-

рядные ящики, горы мин, снарядов и тру-
пы ‘людей. Копнепть снег, — кровь. Вдоль
всего пюссе. могилы немцев.

Дорога, стремительно идущая вниз, по-
крыта льхом. Вниз мы не идем, а летим
по льду, падаем и снова поднимаемся. До-
рога минирована. В одном меете но глу-
бокой снежной тропе, идущей в обхох
взорванного места, прошли благополучно.
Ехавикий позали нае боец с лошадью и по-
возкой взлетел на воздух.

Преотолев спуск и под’ем, оказызаемся
на Косогореком заводе. Навстречу нам тя-
нется в Тулу население освобожденных от
немцев поселков. Не нало их ни о чем
спрашивать, — их вид, бледные, земли-
стые лица, усталые движения,  жалюий
скарб на санях товорят сами за себя.

Немцы взорвали доменные печи Косогор-

беспорядочно свалили в кучу и об’явили,
что здесь будет перевязочный пункт. Не
протнло и часа, как Щеголева снова вызвал
офицер, тот самый любезный доктор Шварц;
и потребовал освободить несколько комнат
бытового музея. Один из немецких врачей
взламывает личный шкаф Сертея Льво-
вича и без воякого  зазрения совести
ворует белье.

Фашистам  ненавиетню все  русокле.
Имя Толстого вызывает у них бешенство.
С тупой злобой они уничтожали и порти-
ли все, что дорого и близко  налпему
серлцу. Е

Около музея расположили десятки
немецких малтин, походную кухню. (ол-
даты из деревни волокут свиней. Здесь
же бьют коров, распластывают туши.
Ломаются изгородь, скамейки. Сотрудил-

ть
И
(-

}-

Oe

He

b

$
4°
в,

ского завода. Одна дымоходная труба диа-
метром в 122—2 метра распласталаеь по-
перек шоссе.

Чем ближе вк Ясной Поляне, тем слыш-
нее звуки боя. Орудийные и иинометные
разрывы, пулеметные очереди.

Вог яснополянский сад. Злесь жил, ду-
мал, работал Лев Николаевич . Толетой.
Полтора месяца здесь хозяйничали нем-
цы — заклятые врати русского надюда.
Подходим все ближе в усадьбе.

Вдоль лесной дороги тянутся обугленные
стены домов. Еще дымятся остовы жилья.
В воэлухе пахнет тарью. Наконец, посее
сворачивает вправо, и сердце холодеет от
боли. Слева лымится здание прекрасной
школы имени Толстого. Вее, все созданное
нами с такой любовью —— великоленные
классы, библиотека, окульттуры, карти-
ны — все разграблено и сожжено. Я ви-
жу суровые лица бойцов,’ которые через
‘чае пойдут в атаку.

— Посмотрите.

Боец трогает меня за руку. Синим хы-
vow клубится толотовская больница. Поч-
тн бегом проходим мимо березового бревен-
чатого мостика, pie любил гулять Лев Ни-
колаевич. Слева деревня, справа белые
могучие столбы при в’езде в усадьбу.
Здания музея целы. Ослетительно белые
дома с зелеными крышами. Молча мы вхо-
тия в м Волконских. Открываем дверь.

— Милые, дорогие! Неужели это вы?
Вы пришли?

Это говорит учительница музыки Ели-
завета Васильевна Соловьева, 15 лет ра-
ботаюшая в Яснополянской школе.

— Значит, все кончено, кошмар про-
шел? — спрашивает учительница литера-
туры, научный сотрудник музея Мария
Ивановна Щеголева.

Тут же стоит хранитель музея Сергей
Иванович Шетолев. Как изменился он за
эти полтора мееяна. Бледные, осунувиие-
ся щеки, вналые глаза, заростее лицо.
Несколько минут мы молчим. Выходим
из ма и 10 `Тлубокому Chery направля-
ежся в лвухэтажному дому 6 вералтетой,
обвитой узорчатым заборчиком. На пороге
бытового музея фанерная доска. Ерасные
буквы: «Осторожно, немцы минировали
бытовой музей Толстого».

Вхолим в дом. Страннная картина ра3-
рушения. Поломанные стулья, столы. Ка-
кие-то тряпки,  полусгоревший потолок,
изрубленные польз.

— Вчера мы спасали эти стены. Это
почти все, что осталось от музея, — го-
ворит т. Щеголев.

Утопая в сугробах, идем к могиле
Толетото. Ее почти не видно. Там, где
стоит могила, густыми рядами высятея
кресты, десятки крестов. Посредине ог-
POMBE березовый крест © фатистекой
свастикой и надпиеью: «Павшие за ве-
ликую Германию».

Слушаем рассказ о чудовищном злодея-
нии фалистоких бандитов.

Тревожный день 29 октября. В Ясной
Поляне рвутся тяжелые немецкие бомбы.
Обстрелу из немецких пулеметов подвер-
тается лом Волконского. Лве бомбы упали
в самюй деревне. Убит около свого дома
ученик Льза Николаевича председатель
Яснополянского колхоза Павел Давыховяя
Орехов. В 12 ч. 20 м. Ясная Поляна
подверглась атаке немецких штурмови-
ков. Воть разрушения. Советские войска
отходят, Лва часа лня. По 1106ее, недале-
о от усадьбы движутся немецкие pain.

30 октября в музей прибыло три не-
мецких врача. Олин из них  довтор
Шварц. Внешне эти господа были любез-
ны. Шварц прекрасно говорит по-русски,
уверяет, что родился в Петербурге. Этот
белобандит потребовал ключи от музея.
Осмотрев комнаты, фашисты записали в
книгу впечатления на немецком языке:
«Первые тря немпа в походе против Po:-
сии». i

К вечеру пришло еще много немцев.
Они занимают часть дома Волконского.
Маролеры везде верны своим обычаям.
Они и здесь, в музее Толстого, потребо-
вали кур и гусей. Не дожлавшиеь раз-

С ужасом служащие
как крестьяне под угрозой штыков не-
мецких солдат
вально рядом е могилой писателя;

ру. Офицеры

ки музея пробуют протестовать, но фа-
шисты яростно ругаются.

Привозят раненых и ‘убитых немцев.
музея наблюдают,

разрывают землю бук-

В литературном музее картина страш-
ная. Раненые, окровавленные фашисты.
Лежат закутанные в шинели мертвецы.
Солдаты перетаскивают куда-то мебель,
разбрасывают &ниги, фотографии по дво-
выбивают стекла из рам
ий вытаскивают картины. Первого ноября
музей посетил генерал Гудериан. Генерал
бегло осмотрел дом, вуда-то торопясь.
Когла генерал вышел, в бытовой музей
ворвался офицер из его свиты и сорвал
со стены пеннейшую фотографию Льва
Толстого, а также захватил вевоторые
вещи.

— Генералу на память, — крикнул он
на французском языке.

3 ноября немцы разгромили и бытовой
музей. Часть вещей буквально выбраеы-
вается в окна. На дворе масва докумен-
тов, фотографий, книг. В зале размести-
пись немецкие офицеры, устраивая пьяные
оргии. В одной из комнат парикмахеры
бреют и стригут «завоевателей». В другой
комнале — сапожная. Солдаты волокут в
дом бревна, дрова колются здесь же, в
комнатах.

Служащие музея долго охраняли ком-
нату под сводами, где Толстой думал и
работал, где он создал «Войну и мир».

Ночью в эту комнату ворвались пьяные
офицеры. Они взломали все шкафы, часть
из них перекололи на дрова.

К 9 ноября’ убадьба-музей великого
русского писателя была полностью раз-
тромлена немецкими солдатами и офице-
рами. Офицерье грабило` и вывозило кар-
тины и мебель.

Хранитель музея С. И. Щеголев, зная,
что у немцев работают русские — князь
Дезидов -и. князь- Святополк-Мирский,. ‚0б-
ратилея к Демидову © просьбой прекра-
тить бесчинства в музее и в деревне.

Велогвардеен, фаптистский холоп, про-
лавшийся немцам, нагло заявил:

— Усальба будет возвращена, как ча-
стная собственность, помещику. Ни о ка-
ком музее и о всем прочем я не хочу
слушать. Я вообще больше‘ интересуюсь
хозяйством, чем музеем. Пошел вон!

Смена немецкой части послужила до-
вершением разгрома веего музея. Не уце-
лели game полки в Бабинете Льва Ни-
колаевича, прибитые им самим.

Три последние дня перед отступлением
немцы особенно неистовствовали. Они по-
ложгли Яенополянскую школу, а затем и
больницу. Сотрудницы музея Щеголева и
Маркова вошли в музей. Наветречу им бе-
жал офицер. На ломаном русском языке
он кричал:

— Вон, вон, все на „воздух!

Женщины со слезами на глазах стали
упрашивать пошадить дом писателя. Их
избили и выгнали. В 11 часов утра слу-
жащие заметили в окнах второго ‘этажа
дома Толстых огонь и дым.

— Музей горит!

Дом был минирован. Пренебрегая опас-
ностью, в него вбежали врач Илюхин и
ученик 10-го класса московской школы
Павел Комаров. Они самоотверженно на-
чали тушить пожар. Отважно боролась с
огнем ученица Яснополянской школы
Клавдия Аитвинова: Она потушила заго-
ревшийся потолок второго этажа.

Немны подожгли музей в трех ме-
стах—в библиотечной комнате, в спальне
Льва Николаевича и в комнате Софии
Андреевны. Предварительно они сломали
все пожарные машины и испортили водо-
провбл. Вее же общими усилиями служа-
ших здание удалось отстоять.

Так расправились немепкие бандиты с

музеем величайшего писателя.

А. БУЛГАКОВ,
спец. коррестюндент «Известий».

ЯСНАЯ ПОЛЯНА, 15 декабря.

а

СЕВЕРНЫЙ ФРОНТ. Разведывательный отряд лейтенанта Васильева не раз со-
вершал смелые налеты на тылы фашистских войск, нанося противнику ощути-

тельный ущерб. На снимке — отряд т.
Фото спец. военного корреспондента «Известий» Г. Зельма. кабря.

боевого задания.

Васильева отправляется на выполнение

лучше положение тех,

церов, — вот чем обозначается обратный

жали удара, и Е исходу дня 14 декабря
селение С. было взято. Одновременно на-
шими частями после 8-дневных боев осво-
божден от захватчиков раз’езд № 3 на
дороге Тихвин-— Будогощь.

Враг продолжает отступать, устраивая
на дорогах завалы и местами взрывая пу-
ти. На отдельных участках немцы пыта-
ются задержать иаше наступление, остав-
ляя на дорогах заслоны-—танки. Под де-
ревней ВБ. таким заслоном должны были
послужить 4 машины. Для того, чтобы
уничтожить их, лейтенант Сотник отобрал
четверых смельчаков—политрука Стена-
ненко, сержантов Назарова и Юрлова,
красноармейна Лебедева. Вооруженные
гранатами и бутылками с горючим, они
подобрались в немецким танкам и уничто-
жили их вместе с экипажами.

в
Il. И. Чайковского. 1. Бюст великого
сейчас внутренние помещения дома-музея.
композитора и нартитурами опер.

t

На крутом берегу Дона ходит часовой.
0т темных силуэтов  станичных хат до
бугроватой застывшей реки — вот его
путь. Потрепанные солдатские ботинки

Отступ _ уже протоптали  тропивку в хрустящем
ая, фашисты взрывают питер ег, Тихо, Дишь порывы ветра © того

ны с горючим. Отходящим немецким серег, доносят легкий шелест камышей.
колоннам негде заправиться. Таж, напри- Они стоят стеной, скрывают левобережье
мер, немецкая 8-я танковая  ЛИВИЗИЯ! от человеческих глаз, монотонно шуршат
последний раз получила горючее 14 дней  мохнатыми верхушками и наводят жуть на
назад и с тех пор не имела возможности   часового. Он держит автомат наготове. Па-
пополнить свои цистерны. В результате   лен замерз на спусковом крючке, руки
немцы вынуждены оставлять танкй на озябли, степной ветер зло рвет полы тем-
дорогах. За последние два лия напгими нозеленой пвинели, забирается под набро-
частями захвачены годные к использова- ро на плечи пестрое одеяло и леденит
нию 8 танков, 4 бронемашины, 80 гру-   РОЗ.
зовиков, 13 ieee sauces  PY    Холодно и жутко Фрицу Гумпелю в
Отлично работали в эти дни летчики, этой суровой и непонятной России. У него

Летчики Панфилов, Нерсисян, Ракитекий, страстное желание хоть на минутку при-

: абел ных шпал
Захарченко летали лажо в самую плохую pa ee снов проклятого
погоду. Внезапноеть появления в такие =

дни наших штурмовиков приводит в за- ветра. Но Фриц Гумшель-—отытный вояка,

«железный крест» украшает ‚ Трудь.
мошетельство немцев. За последние два И и 9 > oe

щи ФОН и So. pe
ка «Ю-88». Только’ за один день летчики :

части Холзакова уничтожили 73 авто- Вечером обер-лейтенант Зупт предупреж-

малины 200 пехотинцев, 100 мотощик-   руоские скрываютея в камышах.

упел ет шаг, осматривается и
листов, 2 зенитных орудия. Характерто, ие в глазах po
что все без исключения взятые в плен 3 :

шурша ну серых камышей.
фэшисты завшиврели настолько, что вши 65 в МУН Ю ОНУ 09 т

\Кажется, тде-то скрипнул снег. Гумпель
переползают на скамьи, на которых они, :

обеспокоен. Он рывком бросился на землю
сидят. В отдельных немецких ротах дис-

и векинул автомат. Напрасная тревога.
целина уже во т, чо быль дотом. Ночь . попрежнему светла. _ «Померещи-
Старший фельдфебель Вильгельм’ Зильгов, г fae Se

: Sf лось». -— решает Гумпель и тяжело подни-
который накануне пленения был назио- х б
. 2 мается с промерзлой земли. «Хорошо бы в
чен командиром роты взамен убитого i :
офицера, в своих показаниях говорит: тепло, к женщине, — мечтает ов по ка
Da, pare зачки злы, как черти. Варл хотел поба-
— Когда я послал в разведку своих   ловатьея, так одна полеснула бритвой,
солдат, все они отказались. Я вынужден бедняга на всю жизнь зажаялся. Хорошо,
был итти в разведку сам. если выживет». Фриц зло сплюнух в ето-
Геннадий ФИШ,   Pony. Тде-то  завыла собака. Часовому
Г. МИШУЛОВИН,   Страшно, и он затагивает песенку. На бе-
спец. корреспонденты «Известий».   Pery шуршат камыши, еше раз завыла
СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ФРОНТ, 15 де- ба. р
кабря. На повороте часовой словно посколь-
знулся. С глухим стуком отлетел в сторо-
ну автомат. Тихий хрип. Чья-то фигура
поднялась, наклонилась нал Гумпелем,
фашистам сорвала в него одеяло. Два других чело-
В ам века бесшумно окатили Фрица под обрыв
par отступает из Тихвина но двум УЗКИМ и замигали в сторону  плавней огнями
параллельным дорогам, которые стиснуты   карманных фонариков. И камыши ожили.
лесами и болотами. Около 15 километров   Приникая лином ко льду, неслышно полз-
отделяют одну дорогу от другой, и это  ли казаки. Командир еле уловимыми сиг-
пространство на всем протяжении от Тих- налами направлял движение бойцов. *
вина и до Будогощи представляет собой Ползут _ казаки кубанских станиц:
дремучий, местами совершенно непрохохи- Тихорецкой, атм и
ный лес. Старожилы говорят, что здесь Надежной, Отрадной, Бесскороной, по

° зут, стиснув зубы, ползут, полные нена-
есть места, где еще не ступала нога 9е- зусти к врагу. Лед темный, тонкий, он

ловеческая. Высокий слой снега покры- тпотся под тяжестью человеческих тел,
рает землю. Холодно! Почти не прекра-, трешит. Вод просачивается в трещины.
щается метель. По этим дорогам в сУро-  Коварный треск, веплеск — и в густой
вые, морозные дни бегут немецкие бандиты. холодной воле скрывается голова бойца.

Мы находимся сейчас у деревни 1.-Г. Таков был казачий уговор: кто прова-
Сюда, наперерез отступающему врагу, вы- ЯИТСЯ На льду, ТОТ принимает  лютую

BIM
шли танки командира Гаврилова. Они по-  СМЕРТЬ В глубинах Дона, но ни един
ий : звуком но выдает товарищей. Умирали

явились внезапно, и много немецких с07- суча, лишь иногда рука тонущего вы-
дат, не успевших проскочить мимо дерев-
ни, оказалось в мешке. Они побросали
мотопиклы и велосипеды, оставили груза-
рые машины, два орудия, несколько ми-
нометов, много пулеметов и патронов и!

ринулись по’ 0бе стороны дороги в 266.

В лет т, о ими фи
к

снегу, Ges ate = es они разделят, боль его доблести и славы. Ha улицах

очевидно, судьбу наполеоновских солдат. и площадях большие снежкые сугробы.

Наперерез бегущим ©

Суров седой Кронштадт, один из ста-

Некоторые вышли к танкам с подняты- Иеумолчно бьют орудия. По ночам отчет-

ми руками и белыми платочками. Они яв-  ливо слышен сухой. треск  пулеметной

ляли собой весьма жалкое зрелище. Но не стрельбы.
кто успел отету- Жерла могучих пушек ежедневно обру-
пить из деревни по дороге на Будогощь. о тонны ie ane
= “  стов. Отнем & к д

В ле униуеы, ворд пишутся Эти CTPO-  popros H кораблей уничтожены многие
ки, первые группы отступающего поотиВ-  есятки вражеских батарей, дотов, дзотов,
ника уже напоролись на наших славных обескровлена не одна фашистская диви-
гвардейцев. Оттуда доносится „орудииная   зия. По всему флоту идет слава 0б ар-
канонада. Услышав разрывы снарядов, мы  тиллерийском подразделении Строганова,
поняли, что гвардейцы вступили в дело. уничтожившем оволо 100 различных вра-

По обочинам дорог, на ближайших поля-  Жеских об’ектов.

нах, в деревнях и селах можно видеть де- Корабли капитан - лейтенанта
кого, имея приказ проникнуть в в9-

er Se a ae хы врага, в пути были обстреляны берего-

ру Hore DY 10- выми батареями. В течение семи часов
го имущества. Тут и передвижные элек корабли шли под обстрелом, но с заданно-
тростанции,  авторемонтные мастерские, го курса не свернули. Фашисты выпусти-
тятачи и транспортеры, обозные мащины ли по кораблям много сотен снарядов.
п повозки, походные кухни, целые кучи! Умело маневрируя, советские моряки из-
пулеметных лент, кипы ящиков © винто-  бежали попаланий в свои суда, точно вы-
вочными патронами. , и bbe at и невредимыми возврати-

лись в Вроншталт.

Тысячи трупов немецких солдат и офи Geo > четвертый Зижний поход ‘кореб-
лей Горяцкого. В среднем каждый корабль
с начала отечественной войны наплавал

Topan-

путь ливизий тенерала Шмидта. Много

«железных крестов» выдал Гитлер своим

воякам за взятие Тихвина, HO BO мно . ats pak oni перенесли

крат больше деревянных крестов получили елое ре

они в результате сокрушительных ухаров экипажи «морских охотников», совершив-
шие поход под командованием тов. Бапра-

наших частей.
лова. Волна накрывала небольшие e-
Г. БРОВМАН, у eye

нышки. Мостики, палубы, борта оброс-

спец. корреспондент «Известий».  ли толстой коркой льда. пушек и

СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ФРОНТ, 15 де- пулеметов  свивали  сосульки. Возник-
1а опасность

ГОРОДЕ КЛИНЕ ПОСЛЕ ИЗГНАНИЯ ОТТУДА ФАШИСТСКИХ ВАРВАРОВ.

композитора и друтне музей

Оберегая свои мотоциклы от

Разгромленный гитлеровскими вандалами Дом-Музей
ные экспонаты, выброшенные немцами на снег.
морозов, фашистские бандиты отанливали дом автографами

2. Так выглядят

Фото спец. военного корреспондента «Известий» C. Турарий. (Снате 15 декабря).

Кубанцы

бросит на звенящий TeX винтовку.
Стралино принимать ледяную смерть, но
еще страшнее привлечь внимание врага,
провалить операцию.

Четыре дня часть, где командиром
x. Ryn, пролежала в плавнях, чтобы в
удобный момент отрезать врагу пути ©т-
хода. Вругом камыш, под ногами лед,
огня развести нельзя.
хвигались, переворачивалиеь © бока на
бок, чтобы не замерзнуть. Мучила жаж-
да. Лолбили штыком лед, опускали ка-
мыптинку и сосали  тнилую воду плав-
ней.

Впереди ползет ‘интуш Магомед Га-
ниев. Он рален и оставляет на льду
темный след крови. Вот и берег. Галиев
поднялея во весь рост и повел людей в
атаку. Казаки бурей налетели на немцев.
Они выкуривали их из хат, беспощадно
кололи, стреляли, рвали гранатами...

У фапистокого штаба казаки залегли.
В окне офицер. Он строчит из пулемета.
Нужно быстр CHATS  пулеметчика, но
офицер неуязвим — его заслоняет казач-
ка с ребенком. Она рвется из крепких
DYE фашиста и кричит: — Стреляйте,
хлопцы! — Казаки ослабили огонь, крик
младенца остановил их. Офицер задержи-
вал наступление. Уже в нему поодиноч-
ке подбегали фалтисты, труппируясь В

ударный кулак. Дорога — только на ну-
лемет. Пути обхода холги.

Казачка кричит:

— По мне стреляйте!

Бойцы не стреляли. Тогда женшина
выпустила ребенка из рук. Он легко co-
скользнул в сугроб под окном. Сама она
всем телом навалилась на пулемет, за-
крыв его своей грудью. Пулемет замолк,
захлебнувитиеь кровью. Бойцы разнесли
последний фалиистский заслон.

Часть несколько суток шла вперед.
Фалписты отрызалясь, бросались в контр-
атаки, но не смогли сдержать казаков.
У наводчика Тейца на противотанковом
орулии сбили прицел, — он действовал
прямой наводкой. На холме показались
три немецких танка. Сосед закричал:
«Танки!» «Ты —= дурной, — отвечал

Тейц, — это бывшие танки». Метким ог-

нем он зажег вражеские машины. «Ба-

чишь? — подмигнул наводчик соседу. —
отлашенный. Были кабря.
т танки, теперь металлолом».

Кубанцы стойки в бою, сметливы в бе-

А ты орешь, ак

де, порывисты в зтаке. Таганрог близко.
В предутренней дымке можно различить

трубы его мертвых ныне преднриятий. С

переловой линии хорошо видны очерта-

Активные действия
на Ленинградском

фронте

Седой Волхов стал ареной ожесточен-
ных битв. Фапгистское зверье, стремясь
сомкнуть колью блокады вокруг Ленин-
града, бросило сюда значительные люд-

Люди почти не  ские подкрепления, много танков, пушек,

самолетов.

В конце ноября немцы лвинулиеь н&
Ш. и В,, пытаясь вбить клин, разрезать
надвое части командира Федюнинского.
Й здесь, как и под Тихвином. немецкое
командование хопустило явный просчет!
Доблестные защитники Ленинграда окру-
жили вражескую группировку и заблокя-
ровали пресловутый немецкий клин.

Войска Федюнинского все туже и ту-
же затягивают мешок, в который попали
немпы. Оседлав дороги, налти части ме-
тодически истребляют вражескую группи-
ровку. Вчера и сетодня уничтожено около
500 солдат и офицеров, подбито несколь-
ко танков, захвачено много пулеметов,
минометов, боеприпасов.

Части морской пехоты окружили боль-
шую группу фашистов,  пробравшуюся
через болота к дороге. Враг попытался
контратаками сорвать наш план окруже-
ния, но потерпел неудачу, оставив Ha
поле боя 250 трупов. Недалеко от этого
участка фронта одно из наших подразхе-
лений обнаружило у себя в тылу дивер-
сионную группу немцев и полностью
уничтожило ее. Противник оставил в ле-
су около 200 убитых, несколько орудий,
автомашин и повозок. >

Ha другом участке Ленинградского
фронта отряд моряков-лыжников под ко-
мандованием капитана  Комова совершил
смелый налет на фашистский лагерь.
Идя по льду Финского залива в тыл Е
врагу, лыжники окружили вражескую
батарею, перебили. орудийную прислугу,
захватили две пушки. Затем лыжники
проникли дальше, в глубь расположения
противника и выбили немцев из трех
деревень. В результате налета истреблено
1187 соллат и офицеров, взорваны еклал
боеприпасов, ‘дзотов, захвачено много
пулеметов, автоматов, винтовок, патронов.

: М. ГОРДОН,
спец. корреспондент «Известий».

ЛЕНИНГРАДСКИЙ „ФРОНТ, 15 де-

Поражение 44-й
немецкой дивизии

Велед за разгромом. войсками генерал-

ния низеньких домиков рабочего поселка.  лейтенанта Костенко елепкой группировки

Звезды блекнут на светлом небосклоне.
Сейчас казаки снова пойдут в стреми-
тельную атаку.

П. НИКИТИН,

спец. корреспондент «Известий»,
ЮЖНЫЙ ФРОНТ, 15 декабря,

Сегодня в Кронштадте

нофлотцы  скалывали лед, обеспечивали   ЗАлержать, наше
Двое   УЧастке.

бесперебойную работу механизмов.
суток никто из бойцов не смыкал глаз.
К концу похода иссяк запас пресной во-
ды. Враснофлотцы выстояли.

Железом, бетоном. камнем и песком за-
ложены все улицы, намертво закрыты все
проходы в крепости, Ha Якорной и на хру-
гих площадях города, на льду Финского за-
лива усиленными темпами идет тренировка
лыжников. «Моряки, на лыжи!» — таков
лозунг дня. Во многих частях приступили
к изготовлению лыж своими силами. При-
мер показала часть командира Борозинец.
Здесь изготовляют также специальные
лыжные установки для минометов и стан-
ковых пулеметев.

В боевом сотрудничестве в моряками

Балтики живут и борются с немецкими,

захватчиками трудящиеся Кронштадта.
Предприятия вырабатывают продукцию
для фронта. Рабочие пастойчиво изучают
военное лело. Многие уже сражаются на
передовых позициях, и не плохо. Народ-
ный ополченец Янков со своими товари-
шами лихой атакой выбил фашистов с
занимаемого ими рубежа.

Коротки дни в декабре. Но и по ночам
жизнь в Крепости не замирает. Краено-
флотпы спускаются на ‘лед в дозор,
устраивают в торосах засады. В кубриках
ий казематах свободные от нарядов и вахт
бойпы читают газеты и письма.

противника наши части нанесли немцам
новый удар. За последние дни в боях,
развернувшихся в районе В.-Я.-Б., на-
ши части смяли 44-ю пехотную немен-
кую хивизию, причинив ей большие по-
тери.

44-я дивизия была недавно перёбро-
шена немецким команлованием на смену
разгромленной в предыдущих боях 297-й
дивизии. Введя в бой свежие, пополнен-
ные ло комплекта части, немцы пытались
наступление на этом
Завязаливь упорные бои.

Олна из наших частей нанесла ряд пос-
ледовательных ударов по немёнким укреп-
лениям. Советские автоматчики, действуя
на флангах и в тылу противника, вноси-
ли смятение в его ряды, нарушали его
коммуникации.

Когда фашисты дрогнули, командование
немецкой дивизин пыталось  воздейетво-
валь на наших бойцов «психической ата-
кой». Бойпы подпустили гитлеровцев на
близкое раестояние н метким огнем стали
расстреливать их цепи.

Командир подразделения т. Иванов, бу-
дучи лважды ранен, не обтавил поле боя.
Воолущевленные его примером, героически
дрались лейтенант Бурлаков,  команлир
отделения Евсеев, бойцы Сотников, Пып-
ленков, Яценко и многие другие. Пред-
принявший «психическую атаку» 151-й
пехотный полк был разгромлен, оставил
свыше 500 трупов.

Большую помошь нашим частям оказал
бронепоезд под командованием тов. Лово-
вого. Огнем бронепоезда были истреблены
сотни гитлеровцев. В селе Н.-Л. по нем-
цам был открыт ураганный огонь. за 15
минут злесь было выпущено по фашиетам
1.000 снарядов. ve

44-я немепкая дивизия потеряла не-
сколько тысяч солдат и офицеров убитыми
и ранеными. Разгромлены лва штаба, - взя-

В кинотеатре демонстрируется любимая
картина «Мы из Кронштадта». Призыв-
ным набатом звучат слова героя кинопо-
вести:

`— Ну, кто еще хочет в Петроград? _

Старший политрук П. ЗВОНКОВ.

потери пловучести. Крас-  КРОНШТАДТ, 15 декабря.

то большое количество. вооружения и BO-
енного имущества. Среди брошенного впо-
пыхах штабного имущества красноармей-
цы обнаружили мундир команлира 44-й
немецкой дивизии генерала Зиберта.
М. РУЗОВ,
ЮГО-ЗАПАДНЫЙ ФРОНТ,15 декабря.