Ио!
Ye

— =

STOPHHH, S MAPTA 1942 « Je 51 (7737)

ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ СССР

прелставителей латышюкого народа. Он яр-
50 выразил мысли и чаяния рабочих,
крестьян, интеллигенции Советской Jat
вин, изпывающей под игом немецких ок-
купантов, но не покорившейся своему за-
Блятому врагу.

Вдохновляемый победами Красной Ap-
мин, свободолюбивый латышский. народ,
рука 06 руку co вееми народами СССР.
боретея за свою свободу, честь и незави-
симость. 05 этом говорил в своей ветупи-
тельной речи, открывая митинг, предееха-
тель Презихиума Верхевного Совета Дат-
вийской СОР профессор Кирхенштейн. 05-
ращаясь к своему народу, он призывает
его еще пламенней любить свою родину,
еще неуклонней следовать своим истори-
ческим традициям борьбы против немецких.
поработителей.

— Охваченные звериным человеконена-
вистнитеством, фашистекие палачи —гово-
pur тов. Кирхенштейн,— стремятся унич-
тожнть лучщую часть нашего народа. Для!
этого они применяют самые дикие пытки,
излевательства, насилия, для этого они
высылают сотни и тысячи людей в Герма-
нию на принудительные фаботы, угоняют
молодежь в фашистские лагерн каторж-
ной трудовой повинности, превращая лат-
вийевую землю в пустыню и ибпользуя ее
как своболную  шощаль

сы». Бывшие прибалтийские немецкие ба-
роны, вернувшиеся в нашу страну, пре-
вращают латышюких крестьян в свою соб-
ственность, возвращают барщину и Rpe-
постное пбаво.

для заселения за уход из евоей волости на более подхо-

прежставителями фаптистекой «высшей ра- дящую

высокой смертности детей. Из десяти но-
ворожденных умирают семь-восемь. Гит-
леровские банды занесли в Аатвию все-
возможные болезни: сыпной тиф, дизенте-
риню, грипп, заразнли изнасилованных ими
женщин венерическими болезнями.

Рука 06 руку 60 своими братьями и
мужьями латвийские женщины  отометят
гитлеровским палачам за все насилия и
издевательства, за всех замученных детей,
за свою поруганную страну.
Представитель латышеких частей Крас-
ной Армии тов. Циелав приводит в своей
речи яркие факты героизма латышских
стрелков, беспощадно громящих неёнавист-
ного врага. Он призывает всех латышей
усилить партизанскую борьбу в немецком
тылу, чтобы латвийская земля горела под
ногами кровавых оккупантов.

С горячей речью к молодежи Латвии
обращается секретарь Центрального коми-
тета комсомола Латвии тов. Бусе:

— Нам, молодому поколению Латвии,
советская власть дала очень много. Мы
были материально обеспечены, нам был
открыт путь к образованию, культуре,
творческому труду. Все это отняли у нас
немецкие фашисты, предоставившие нам
одну возможность — вечно быть рабами
пюд кнутом немецкого барона. Вель даже

работу
смертная казнь.

У латышекой молодежи OTHATO право
Ha образование, право жить человеческой
\ жизнью. Университеты, академии, инсти-
туты закрыты для нее, школьное препода-

в другое место грозит

‚о 4атвия сейчас обречена на голод и мел-
ленное вымирание.
распространяются все шире и шире, унич-
тожая истощенных от голод» и измучен-
ных холодом людей, у которых немцы от-
няли последнюю рубапеву.

Партизаны в налтих лесах м болотах,

ane

Уитинт представителей латьшиского на!

1 марта в Москве состоялся митинг Это способствует и без того  ужасзюще

латышские молодежные организации, не
существует больше латытшекого спортяв-
ного движения.

—ч Вся молодежь должна встать в ряды
освободителей родины. Всеми средствами
истребляйте немецких оккупантов, — при-
зывает оратор. — Саботируйте работу,
организуйте диверсионные акты, прячь-
те продовольствие и теплую одежду, He
давайте ничего немцам, не позволяйте
им ничего увозить в Германию.

Командир партизанского отряда писа-
тель Карл Фимбер рассказывает о герои-
ческих делах латвийских партизан, взры-
вающих в тылу врага мосты, пускающих
под откос поезда, безжалостно  уничто-
жающих немецких оккупантов. Никакие
зверские репресспи гитлеровцев, уничто-
живших, например, в некоторых  обла-
стях четверть всего населения, не емо-
гут запугать свободолюбивый латвийский
народ. Партизанская борьба в Латвии ра-
стет, и она не прекратится до тех пор,
пока сапоги немецких оккупантов будут
топтать латвийскую землю.

С призывом в трудовому
Латвии — усиливать с каждым днем
борьбу против немецких захватчиков —
обращается народный комиссар земледе-
лия Латвийской ССР тов. Ванаг.

Немцы уже отобрали у 75.000 крестьян
землю, которую дала им советская власть,
забрали половину. всего скота. Гитлер хо-
чет поселить в Латвии 4 миллиона нем-
цев, а латвийских крестьян превратить в
крепостных. Начало креностничеству уже

крестьянству

ода

бандитам ни одного литра молока, ни’
одного зерна, вредить им всюду, где толь-
ко можно, уничтожать их беспощадно на
каждом шагу. Это приблизит час освобож-
дения Латвии.
От имени сотен латышеких женщин,
борющихся ‘на фронтах отечественной
войны против гитлеровских разбойников,
выступает тов. Виксна. С гордостью го-
ворит она о своих боевых подругах—ани-
тарках, медицинских сестрах и врачах, уча-
ствовавигих в исторических битвах под Mo-
сквой. Мильда Кандатэ за один только день
вынесла из-под огня на самом опасном
участке фронта 30 раненых. Боевой op-
ден украшает сейчас ее грудь.

Тов. Викена призывает всех женщин
Латвии брать пример е мужественных учает-
ниц отечественной войны, пюмогать лат-

вийским партизанам в их героической
борьбе.
У микрофона — секретарь Центрально-

го комитета коммунистической
большевиков Латвии тов. Пельше.

— Никакие потоки беспардоннюй тит-
леровекой лжи, — говорит он, — не в с9-
стоянии заглушить голос правды, заглу-
шить ненависть нашего народа к герман-
ским фатистам и их кровавому режиму.
Славные легионы борцов за свободу при-
  ближалотся к латвийским границам. Око-
ро опять засияет солнце Советов над лат-
вийской землей, вновь придет время бур-
ного расцвета нашей ролины!

С огромным воодушевлением участни-
ки митинга принимают приветствие

партии

положено, — латыши лишены права сво-
бодного переезда из одной волости в дру-

вание искалечено, латышекая культура

Болезни и эпичемии подвергается шельмованию. Ликвидированы

гую. Патриотический долг каждого кре-
стьянина — не давать голодным немецким

товарищу Сталину и обращение к латыш-
скому народу.

Митинг представителей латьииского на-
рода транелировалея по радио. (ТАСС).

Дорогой Иосиф Виссарионович!

представители латвийского народа

Красной Армии уже сейчас показывают, шлем Вам, горячо любимому другу и учи-
что означзет ненависть латышей в веко- телю всех трудящихся, организатору исто-
вым утнетателям и месть за их зверства В рических побед Красной Армии, свой пла-

ныне оккупированной Латвии.

Пусть поднимается выше святая нена-
висть нашего народа к немецким порабо-
тителям! т

Слово похучает секретарь Центрального
комитета коммунистической партии (боль-
шевиков) Латвии тов. Спуре. Он говорит о
хоропю известных каждому латышекому
рабочему, крестьянину, интеллигенту  до-
стижениях советской власти в Датвни:
ликвидации безработицы, восстановлении и
строительстве фабрик и заводов, об улуч-
шавшейся с каждым днем жизни’ трудя-
щихся.

— А что дали Латвии немецкие фаши-
сты? Нет слов, — говорит тов. Спуре, —
чтобы выразить весь ужас и гнет, кото-
рые испытывает сейчас латвийский рабо-
чий класс и весь народ. Путь, пройден-
ный немцами от прусских границ до во-
сточных латвийских деревень, усеян висе-
лицами. Они распарывали девушкам жи-
воты, закапывали живыми в землю детей,
связывали людей колючей проволокой, ве-
шали их на телеграфных столбах. Tex,
кого немцы не успели повесить, расстре-
лять, замучить, они превратили в бес-
правных рабов. Рабочие обречены на ка-
торжный труд, на голод, по городам и се-
лам бродит огромная армия безработных.
Немпы выкачивают из Латвии все, что
могут, даже дрова, которые совершенно
исчезли в городах. Гитлеровцы повысили
более чем вдвое квартирную плату, ото-
брали у кустарей все их имущество.

Оратор призывает рабочих создарать на
фабриках комитеты борьбы, не допускать
разграбления предприятий при отступле-
нии немцев. Час освобождения Советской
Чатвин уже недалек.

У микрофона—выдающийся латышский
плсатель Андрей Упит.

— Восемь месяцев, — говорит он, —
нал нашей родиной лежит темнокорич-
невая ночь ¢€ оужасами террора, угаром
Брови и зловонием фашизма. Co звери-
ной злобой гитлеровские вандалы разру-
шают памятники национальной  культу-
ры всех народов. В Риге они бессмыслен-
но разрушили колокольню церкви Пет-
ра — ценнейшего архитектурного памят-
ника. Но уже грохочет вблизи нашей ро-
длины гром — это гром приближающейея
весны, весны нашей жизни, нашего осво-

бождения, которое несут нам воины
Красной Армии, несут славные латыш-
скне стрелки.

В скенщинам Латвии обращает свою
речь тов. Луттер, санитарка латышской
стрелковой части.

— Шри советской власти, — говорит

она, — латышекая женщина впервые ра-
зогнула спину. Перед ней открылся путь
К свободному труду, знанию, искусетву.
Совегекая власть установила равноправие
женшины се мужчиной, дала ей все пра-
ва на красивую, счастливую и свобот-
НУЮ ЖИЗНЬ.

Немецкие фашисты пригнули женщину
Латвии к земле. Они сделали женщину
изшим существом, животным, подвержен-
ным грязным прихотям гитлеровских раз-

вратников. Над ней издеваются, ее насн-
луют, угнетают. Фашистские  выролки
дошли ло того, что открыли в атвин
дойные пункты Jan женшин. Сюла лолж-
ны являться матери грудных летей и
отдавать свое молоко для детей немцев.

На смену ушедшим
в армию

РОСТОВ-на-ДОНУ, 2 марта. (По телеф.
от 505. корр.). Колхозный Дэн и Кубань
готовятся к весеннему севу. Ушедших на’
фронт колхозников заменили женщины.
Они ремонтируют тракторы, очищают се-
мена, готовят сельхозинвентарь, руководят
бригадами, колхозами, Советами. сель-
хозартели «Путь Сталина» Егорлыкекого
района все члены правления— женщины.
Этот колхоз успешно ведет подготовку к
севу. Комсомолка тов. Менделеева в Саль-
ском районе  выдринута председателем,
сельхозартели имени Кирова,

Смело вылвитают женщин на руковэ-
дяшую работу в Рязанском районе Ёрас-
нодарского края. Ольга Сметанина в IH
войны стала продеедателем  Гурийского
сельсовета, Самойлова — секретарем Чер-
ниговского сельиснолкома, Сидоренко —
завхозом колхоза «0б’единение».

досрочно закончила Подготовку в севу.

менный боевой привет.

В дружной семье советских народов, за
год советской власти, лалышекие рабочие,
крестьяне и трудовая интеллигенция, под
Вашим руководством, товарищ Сталин, до-
 битись больших успехов во всех облаютях
жизни. Рабочие узнали ралость свободного
труда. Десятки тысяч латвийских кресть-
ян получили землю от советской власти:

Трудовая интеллигенция советской Латвии!

плолотворно работала на благо своего на-
рода во всех областях культуры и искус-
ства, которые
власти невиданного расцвета.

Сейчас наша родная латвийская земля
временно захвачен» немецко-фалнистокими
оккупантами. Злейшие врати трулящих-
ся — гитлеровские варвары хотят ликви-
дировать все завоевания латышского на-
рода. Они стремятся уничтожить даже
представление о Латвии, как сзмостоя-
тельном государстве, превраалцая ее в гер-
манокую провинцию. Неменко-фаптистские

достигли при советекой!

Собравшиеь на митинт в тор. Москве, оккупанты хотят вытравить из сознания
героические латыпекне стрелки в рядах мы,

нашего народа даже самое название —
Латвия. Они, гитлеровские варвары, пре-
вратили в каторгу латвийские фабрики и
заводы. Латвийских трудовых крестьян
немецкие захватчики стоняют c земли,
собираясь отдаль ее во владение немецким
баронам и помещикам. Гитлеровцы унич-
тожеют национальную культуру латьши-
ского народа. Немецко-фаптистокие  мер-
завцы чинят несльханные’ зверства над
латынеким народом. Сотни и тысячи на-
ших братьев и сестер замучены и убиты,
десятки тысяч узвезены на принудитель-
ные работы в Германию или брошены в
концлагери. Фалпистские изверги террором
цыггалются подавить волю латышежого на-
рода, ослабить его борьбу за свободу и
независимость. Но ноутасимым светом го-
рит в серлце латвийского народа светлый
образ свободной, советской Латвии. Сво-
бедолюбивый латвийский народ поднялся
на священную борьбу против ненавиет-
ного врага. Наносят удары по оккупан-
‘там партизаны. Лучшие сыны латвий-
ского парода, плечом в плечу с другими
братокими народами СССР, сражалтея в
рядах Красной Армии.

Дорогой товарине Сталин! Каждый ла-
тыш хранит в своем сердце, как священ-
ную клятву, Ваш призыв — уничтожить
всех врагов до единого, пробравшихся в
качестве оккупантов в нашу страну. Лат-
вийский народ клянется, что он никогда
не покоритея фашистско-немецким захват-
чикам, не склонит перед ними голову.
Латвийский народ клянется, что он невы-
пустит из рук оружия, пока не будет
освобождена вся наша советская земля,
пока не станет снова. свободной советская
Латвия. За кровь и слезы наших братьев,
жен, матерей, сестер и детей, за диклй
разбой и грабеж, за поруганную честь
народа враг расплатился своей черной
Бровью.

Смерть немецким оккупантам!

Да здравствует свободная советская
Латвия!

Да здравствует наша великая родина—
Советский Союз!

Да здравствует наша славная, героиче-
 ская Красная Армия и Красный Флот!

Да здравствует великий друг  латвий-
‘ского народа, вождь советского народа и
  Красной Армин — товарищ Сталин!

К латышскому народу

Братья и сестры! Рабочие, крестьяне и

трудовая интеллигенция Латвии! Пресле-

дуемые, униженные и отрабленные сы-
норья и дочери нашей любимой Латвии!

Уже девятый месяц бупгует военная бу-
ря на огромном фронте от Баренцова до
Черного морей. Разбойничьи орлы немеп-
ких фатпистов, предательски напав на ве-
ликую Советскую страну, навязали миро-
любивому советскому  государетву и его
народам эту кровавую войну.

Суровый Урок получили фашистские
орды на нашей земле. Измотав гитлеров-
ские банды в активных оборонительных
боях, героическая Красная Армия, чье м0-
гущество и сила оружия с каждым днем
вырастали и продолжают расти, в начале

ступление и гонит назая на Запад вши-
ве немецкое войско. Недалек день. когда
советские народы вместе со всем ` прогрес-
СИЕНЫМ, СВободолюбивым человечеством за-
ставят поллого захватчика оплатить суро-
вый счет за разоренные города и села, за
разграбленные земли, за невинно убитых и
обесчещенных наших братьев и сестер, за
муки детей и стариков, за все те униже-
ния и издевательства, какие терпели от
немецких фалиистов отдальные люди и це-
лые наролы. В этот день и латышский
народ заставит фаитистов расплатиться за
все то, что ему принелось выстрадать под
игом гитлеровской фаптистской оккупации.

Товарищи! Год советской власти в Лат-
вии — это время бурного прогресса во
всех областях хозяйственной и культурной
жизни. Ворвавшиеся в Латвию немецкие
бандиты первым лолгом задушили ве про-
грессивное, задушили всякое проявление
национальной культуры. Они
школы и театры, они разграбили Halim
музеи и прочие хранилища латвийского
искусства, они жгли книги, они оскверни-
лк места памяти деятелей латьлиекого
карода. Латышекий народ убедился, что
гитлеровекий «новый парядок»—это мас-
совые убийства, ограбление мирных жи-
телей. высылка тысяч рабочих на прину-
длительные работы в Германию. Фашисты

декабря перешла в стремительное контрна-

REPEAL

отняли у яатышеких крестьян землю, ко-
торую им дала советская власть. Нужда
и голод царят в Латвии, их последетвия—
эпидемии — собирают обильную жатву в
налтих городах и селах.

“Братья и сестры. весе честные
нашей любимой Латвии!
страдания, неизмеримы

люди
Велики ваши

тодня подвержена наша любимая родина.

Ничто не будет забыто и ничто но будет

прощено HAMM мнотовековым вратам!
Пламя святой ненависти и жажды

латьниеких людей. Пламя партизанской
борьбы пылает нал селами» и городами
Латвии. В латышском
еше дух мужественного Лачплесиса. Гор-
дый, воинственный  латвиец не будет
THyTb свою сщину перед отвратительной
породой гитлеровских псов-рыцарей.

В рядах Красной Армии, илечом к пле-
чу с борцами лругих советеких народов,
героически борются полки латышеких
стрелков. лучшие сыны и дочери натего
народа. Скоро очи придут — ваши оево-
бодители. Будьте готовы к этому дню!
Способствуйте и ускаряйте его прибли-
жение своей активной , деятельностью в
тылу врага!

Раслииряйте
Латвии!
военными материалами и продовольствием
для вражеской армии! Истребляйте фаши-
стов и их наемников на калом шагу!
Саботируйте все распоряжения и начина-
ния врага! Не позволяйте ему разграбить
  Татвию, препятствуйте отправке в Герма-
нию натрабленнотго добра нашего народа!
Военной промышленности гитлеровской
Германии нужны рабочие-рабы. Пусть ни
один молодой человек в Латвии не следует
призыву фашистских вербовщиков напра-
виться на трудовые работы в Германию!
Отвергайте эти отвратительные предложе-
ния с возмущением!

Немецкие грабители требуют крови ла-
тышей. Они хотят насильно загнать латы-
шей в разбойничью гитзлеровскую армию.

партизанскую борьбу в

ваши бедствия.
Нам известны все унижения, каким се-

справедливого возмездия горит в сердцах.

народе не умер’

Пускайте под откосы поезда с)

Братья и сестры! Всеми средетвами ме-

шайте вербовке латышских мужчин в ряды
немецких наемников. Родители, жены. не
пускайте своих сыновей и мужей служить
фашистским насильникам!. Девушки, не
‘допускайте, чтобы ваших женихов загнали
в гитлеровскую армию! Не допускайте,
чтобы латвийская молодежь погибала по-
зорной смертью. Вееми средствами помо-
  гайте мобилизованным бежать и скрывать-
ся. Не допускайте, чтобы орда грабителей
свчзала вашу судьбу со своей судьбой. Их
‚ сульба-быть разбитым и уничтоженным.
Победа будет за нами! Вместе с нами ве-
 ликий русский народ и все прогрессивное,
  свободолюбивое человечество!
Час освобождения близок! Близко воз-
  мездие з& те насилия, которые причинил
‘вам враг. Пусть дрожит врат и грязные
отбросы — горсточка предателей, кто свя-
зал свою судьбу с судьбой фашистских нз-
сильников! Волна народного гнева смоет
их, как гной, и вновь чистым и здорювым
будет тело латышекого народа!

Мы с вами, налши дорогие братья и се-
стры. Мы делаем все, чтобы освободить
вас от ига немецких грабителей.

Бульте достойными патриотами нашей

которая решит валшу судьбу.

Никто не должен стоять в стороне,
каждый должен делать то, что в его силах
И 910 он может. Общими силами мы бу-
дем ковать победу нал немецкими захват-
чиками! ’

Смерть немецким оккупантам!

Все силы на разгром врага

Да здравствует свободная
Латвия! ,

Да здравствует неразрывная дружба на-
родов Советекого Союза!

Да здравствует налпа могучая Красная
Армия!

Да здравствует нали друг и вождь, op-
ганизатор всех побел — товарищ Сталин!

Принято 1 марта 1942 г. на митинге
представителей латышского народа.

Советская

Весенний сев на Юге

ФРУНЗЕ, 2 марта. (ТАСС). В Бирги-

зии установилась весенняя погода. Стре-

мясь в кратчайший срок выполнить уве-

личенный план сева, колхозники начина-

ют его на отдельных участках, не дожи-

даясь, освободится
снега.

В республике завершается межколхоз-
ная взанмопроверка готовности Е севу.
Прозерочные бригады помогают находить
новые местные удобрения,  изыскивают
материалы для ремонта повозок и машин,
делятся опытом подготовки. Бригада кол-
хоза «Пограничник» Атбашинекого райо-
на помогла колхозникам  сельскохозяй-

пока все поле,

от

АБАЙ-БАЗАР (Южно-Казахстанекая об-
ласть), 2 марта. (ТАСС). В  Келесском
  районе начались полевые работы. Колхо-
зы вопахали 750 гектаров под зерновые
и посеяли 603 гектара пшеницы и 17 гек-
таров ячменя.

Тракторист  Булеков Ташмурза, рабо-
тающий в колхозе имени Буденного, за
5 дней вепахал на тракторе «ХТЗ» 27 гек-
‘таров вместо 15 по. норме.

В районе начались работы по раеши-
рению Чушумекого и Аранчинекого кана-!

+

лов. На земляных работах занято свыше

1.000 колхозников.
ЧИМКЕНТ, 2 марта. (ТАСС).

ственной артели Кара-Булун составить.
график трехеменной работы на пахоте.
Артель имени Фрунзе Кантского района!

благодаря помоши проверочной бригады

тывается массовый сев зерновых в Ви-
ровеком районо (Голодная степь). На по-
лях работает много конных плугов. Плу-
гарь колхоза им. Кирова Отарбаев Шума-
Шан  вспахивает конным плугом по

Развер- музыке». Речь о жизни и деятельности

Шевченковская
сессия

3 i
YOA, 2-mapra. (Mo телеф. от cod.
 корр.). 9—10 марта здесь состоится сес-
‘сия, посвященная памяти Тараса Шев-
ченко; ев организуют Академия наук, Союз
советеких писателей Украины и Виевский
  театр оперы и балета им. Шевченко.

Сессия откроется вступительным сло-
вом президента Академии наук УССР
А. Богомольца. Поэт Максим Рыльокий
сделает  локлад: «Поэтика Шевченко»,
научный сотрудник Академии Б. Кири-
люк — «Шевченко и славянский мир»,
композитор Ф Козицкий — «Шевченко в

Шевченко произнесет, поэт-акодемик Павло
Тычина. Новые произведения, посвящен-
ные Шевченко, прочтут писателя Ю. Янов-
ский. Н. Рыбак, П. Панч, М. Рыльский,

родины и отдайте все силы этой борьбе,

П. Тычина. В заключение состоится кон-

11,5 гектара в день вместо 0,5 по норме.  церт. 13

Немедленно после изгнания гитлеровцев из гор. Клина здесь началось восстановление

разгромленного фашистскими варварами дома-музея П. И. Чайковского,
«Чайковский в

ленных комнатах открыта

выставка
На снимке — в одном

из зал выставки.

В восстанов-
Клину и ето окрестностях».

Фото Н. Фигуркина (ТАСС).

Совещание секретарей COMBCKUX KOMGOMOADGIHIX

25 —26 февраля проходило совещание
секретарей сельских комсомольских орга-
низаций Московской области. В работе со-
вешания приняли участие секретари МК
BRIU(6) tr. Черноусов и Максимов, секре-
rapa IK BARCM тт. Михайлов и Романов,
секретари Калининского, Сталинградского,
Саратовского, Орловского, Воронежского и
других обкомов ВАЕСМ.

Обсуждались задачи сельских KOMCO-
мольских фрганизаций в 1942 году. С до-
клалом выступил секретарь МК и МГК
ВЛЬСМ тов. Пегов. Он говорил © том, что
молодежь должна вникать во все дела
колхозов, активно участвовать в подготов-
ке семян к посевной кампании, ремонте
тракторов, сельскохозяйственных машин,
сборе запасных частей.

Выступившие в прениях
комсомольских организаций
работе сельской молодежи
ственной войны.

Болыной интерес вызвало выступление
секретаря Можайского горкома ВЛЕСМ

руководители
рассказали 0
в дни отече-

организаций Московской области

тов. Грибкова — бывшего политрука пар-
тизанского отряда.

—. Период оккупации немцами Можай-
ского района, — сказал тов. Грибков, —
был экзаменом для нашей комсомольской
организации. Молодежь блестяще выдер-
Hala этот экзамеч и готова выполнить
любую задачу, которую поставят перед
ней партия и правительство. Сейчас ком-
сомол активно помогает в восстановлении
хозяйства района и энергично готовится
к весенне-полевым работам.

Выступивший на совещании секретарь
МК ВКП(б) тов. Черлоусов  подчеркнух
возросшую в дни войны роль комсомоль-
ских организаций на селе.

Бурной овацией было встречено появ-
ление на совещании Председателя Прези-
диума Верховного Совета СССР М. И.
Калинина. Тов. Калинин обратился Е

участникам совещания с речью, в кот9-
рой осветил ряд неотложных задач, етоя-
щих перед сельским комсомюлом.

ТАСС).

в Люди промыслового корабля

Уже лва месяца, как корабль находил-
ся в плавании...

Иногда поднимался ветер, тогда море
чернело, билось о железо корабля и за-
ливало палубу потоками мутноватых волн.
Но жизнь оставалась размеренной и ров-
ной. Каждое утро по обеим сторонам па-
рохода скрипели блоки, осторожно спуска-
лись по бортам на воду быстроходные ка-
васаки. Старшины в брезентовых KOCTIO-
мах, стоя на носу, кричали:

— Отчаливай! ’

В туманно-синеватом `фассвете разда-
BACH шум моторов, и легкие кавасаки
увозили ловцов за десятки миль на про-
мысел. К вечеру они возвращались к па-
роходу, доверху нагруженные розоватыми
крабами. На носу снова появлялись стар-
шины. Они прикладывали ко рту белые
жестяные рупоры и кричали налрывисто,
громко: «Улов рунный, подавайте концы!»

Начиналась спешка. Улов перегружал-
ся на пароход. На палубе все было зава-
лено сетями. Десятки женщин и мужчин
выпутывали крабов, срывали с них 1о30-
ватые колючие панцыри, отделяли клен-
ни, наполненные вкусным  волокнистым
мясом. В больших  плетеных корзинах
клешни переносились в специальный цех,
где сваливались в громадные квадратные
чаны для варки. После варки начиналась
разделка. Разрывалаеь твердая кора клеш-
ней. Извлеченное мясо  сортировалось и
витками аккуратно укладывалось в банки.

Над морем уже повисала ночь, когда на
корабле заканчивался трудовой день. То-
гда ловцы и матросы спускались по сту-
пенькам глубоко вниз, где находилось
просторное и уютное помещение клубз.
Там играл самодеятельный духовой оркестр,
пели, шли танцы.

В один из дней ловцы только-что вер-
нулись с промысла и распутывали сети,
когда на палубе появился радист.

— Товарищи, родина в опасности, —
взволнованно произнес он. — Фашисты
напали на нашу землю.

— Говори, капитан, что от нас надо, —
сказал высокий пожилой ловец.

Коренастый человек с орденом  Ленина
на груди положил руку на плечо ловца и,
обращаясь ко всему экипажу, сказал:

— Надо работать. Товарищ Молотов
сказал, что мы должны работать теперь
так, как на войне. Каждый должен делать
за двоих, за троих. Это для нас закон.

Так продолжалось каждый день. Г

После капитана говорили ловцы и ма-
тросы. 60 человек здесь же подали за-
явления с просьбой немедленно отправить
их на фронт. Старшины стали  записы-
валь в отряды военного обучения. Жен-
щины, создавали группы санитаров. Около
мачты на брезенте появилась  налпись,
слеланная кем-то мелом крупно и разма-
шисто: «Смерть фапистским псам!»

На следующий день море  бушевало.
Капитан вынужден был отлать приказа-
ние поставить корабль против зыби. Но
Нико из команды «штормовать» не со-

бирался. Чуть свет к капитану явились
старшины ловецкой бригады Пшеничный,
Саенко, Страченко. Они были одеты в
рабочие костюмы.

— Дмитрий Николаевич!
спускать кавасаки. — сказал старшина
Ншеничный. anuran видел на лицах
своих людей решимость.

— Такие не пропадут, — подумал он,
и коротко ответил:

—- Спускайте.

Военное время сделало трудовую жизнь
на корабле натянутой, как стальной тресз
Люди, занятые на разборке крабов, часто
ранили руки о колючие панцыри. Когда
им предлагали временно оставить работу,
они отвечали:

— Бойцы на фронте н раненые вою-
ют, а нам стыдно отсиживаться.

Разрешите

Воманда отказалась от выходных.
Штормовые дни на море стали рабочими
на промысле. >

Ramin месяц по нескольку раз к кра-
болову подходило специальное судно ©
пресной водой. Вода в море стоит лоро-
го —65 рублей тонна. Врабелов же рас-
ходовал ежедневно до 85 тонн. Экипаж
отказался от  вопомогательноге судна.
Были устроены специальные трубы, ру-
кава и насосы. Краболов стал заходить
к берегам и запасалея водой из горных
речек и водопадов.

В августе путина была закончена. В
трюмах корабля нахолллось 2 с полови-
ной миллиона банок консервов. Коллек-
тив  краболова своим  самоотверженным
трулом сэкономил 4 млн. рублей. Надо
было возвращаться в порт. Но людям кз-
залось, что сделали они еше очень мало,
и керабль остался в море выполнять до-
полнительное задание по перевозке гру-
зов.

Цевять месяцев краболов нахолилея в
море и лишь в январе. преодолевая ле-
дяные заторы. вынужден был возвра-
титься в порт. эдесь его уже давно жда-
ли и отвели место в доках для длитель-
ного капитального ремонта. Специалисты
из «Иработреета» заранее считали, что
после такого тяжелого и продолжитель-
ного похола краболов минимум на полго-
ла выйлет из строя. Администрация трес-
Ta Jake не включила краболов в план
предстоящего активного лова.

Но судьбу корабля решили его люди.
Находясь в пути, экипаж уже готовил
свой корабль к предстоящей большой ра-
боте 1942 военного года. Й когла крабо-
лов подошел к портовому причалу род-
ного горола, на берег с рапортом сошел
только капитан орденоносен  Скопфен.
Он сообщил. что экана «Веесволола Си-
бирцева» начал своими силами готовить
корабль к весеннему походу и сейчас
протолжает работать. Корабль первым из
флотилии выйдет в плавание весной.

Н. ЗАГОРОДНЫЙ,
соб. корр. «Известий».

БЛАДИВОСТОК, февраль. (По телефону).

=

Письмо краснофлотца Зубова

СТАЛИНАБАД, 2 марта., (По  теле-
tony ot coo. корр.). Краснофлотец Иван
Зубов из Действующего Северного Флота
прислал на-днях в Таджикистан колхозни-
це Мухтаровой Лайля поздравление по по-
воду успешной работы в колхозе (Желез-
нодорожный район Сталинабада, колхоз
им. Кирова).

Краснофлотец узнал из газет о том, что
15-летняя колхозница Мухтарова Лайля
добилась хороших результатов по выра-
шиванию хлопка. .
Поздравительное письмо краснофлотца
убова было зачитано Ha общем собрании

колхоза им. Кирова. Колхоз решил к лич-
ному ответу Мухтаровой на письмо
краснофлотца приложить от ‹ебя посылку
се потарками для Зубова и его товаришей
по флотскому экипажу.

В своем ответе Лайля вместе со евои-
ми подругами пиптут краенофлотну, что
письмо из далекого Северного Флота
принято близко к сердцу всем колхозом.
Письмо воодушевляет все звено работать
в новом голу еше лучше. Звено уже
полностью подготовилось к севу хлопка и
постарается в нынешнем тоду дать еще
больше хлопка и овощей,