ВОСКРЕСЕНЬЕ, 8 МАРТА 1942 г. №

Лизе было 20›лет, когда она закончи-!
за  педатогическяй техникум и пошла
учятельствовать в начальную
школу. Молодую учительницу любили в.
селе, и Лизе казалось, что никогда она
не уйдет из Юрьевокой школы.

Но первые дни войны определили ее’
дальнейшую жизнь. Комсомолка
ушла в истребительный отряд. Их много
было здесь, юношей и девушек, пришед-
ших в Старую Рубеу, чтобы истреблять
немецких парашютистов и десантников.

Лиза в отряде находилась недолго. По-
настоящему окунулась она в боевую!
жизнь уже потом, когда по улицам и
площадям ее родного города
кованый немецкий сапог.

Девушка ушла к партизанам

сельскую

56 (7742)

Учительница

этот день с утра на завтрак, но в котлах
не было чаю, не пылали дрова в печке
й девушка не стояла с разливной лож-
кой. Зато в партизанском отряде были
точные сведения 90б этом немецком гарни-
зоне.

А еще через два дня партизаны совер-

Лиза   шили налет на деревню, истребили нема-

ло фашистов и захватили трофеи. В. ноч-
ном переполохе нашел свою смерть и
«благодетель» Лизы-—рыжий ефрейтор.
Вьюги занесли хороги. Был зимний
суровый лень. Лиза, получив задание,
ушла в свой обычный рейд. Она проби-
ралась по целине, проваливаясь в ‘снег,

застучал выбивалась из сил. Снежные хлопья гле-.
THAW глаза, оседали на плечах, тянули

и тихо девушку в земле.
промотвила: Ее путь лежал через родную деревню.
— Я буду у вас разведчицей.  Разведчица уже подходила к околице,

Она незаметно подходила к деревням,
проверяла; нет ли на окраинах проволеч-
ных заграждений и одзотов. запоминала,
где находятся наблюдательные пункты и
вышки, устанавливала, в‹ каком месте
солдатские посты. Пятьдесят километров

за ночь прошла партизанка и вернулась Куда она, несмотря на то, что через три’ ™

в отряд. Боевой экзамен был едан: Лиза
принесла ценнейшие данные. Командир
отряда намечал новые операции.

Лиза оказалась отличной разведчицей-
Она уходила на неделю, на две в глубо-
кий немецкий тыл. Бродила по болотам,
пробиралаеь через залитые воронки по
пояс в воде.

Сколько мужества и самооблалания на-
до было иной раз проявить, чтобы He
выдать себя! По боевому
как-то пришла в деревню В. Злесь рас-
положился крупный немецкий гарнизон,
й левушке надо было собрать о нем под-
робные сведения.

Она появилась в деревне днем и не-
ожиланно на улице напоролахь на рыже-
то немецкого ефрейтора.: Они Wan друг
другу навстречу. Девушка не сворачнвала
6 нути, но в двух шагах от немца оста-
новилась. Их взглялы встретились.

— Илем со мной!—еказал ефрейтор и
пошел сзали Лизы.

В комендатуре ей предложили работать
на солдатской кухне судомойкой.
сразу поняла, насколько это важно для
партизан, но тихо ответила, что вряд ли
справится с работой.

Ефрейтор покровительственно похлопал!

девушку по плечу и угнал на - кухню.
Это было темное подвальное помещение.
Лиза здесь чистила картопеку, разделыва-
ла овощи, варила обед, мыла посуду,
разливала немцам похлебку в котелки и...
запоминала номера на потонах солдатских
мунтиров-

Через три дня судомойка исчезла из де-
ревни так же внезално, как и  появи-
лась. Как обычно, солдаты пришли в

Лиза

Когда ее остановил немецкий патруль.

Елизавету Ивановну привели в комен-
 датуру на допрое,
 вечать. В чиком бешенетве офицер нано-
гил efi viap за уларом. Диза молчала.
  Враги не узнали ее имени, не узнали, от-
дома жила ее мать.
  Девушку бросили в холодный подвал,
 & утром сказали,
 в Старую Русеу. Лизу провели по улицам
  деревни, словно сквозь строй, авось. кто
  опознает.

телей.

Лиза подала сигнал:

— Не подходи!

Подруга прибежала к матери Лизы и,
рыдая, рассказала, что вот только-только
Лизу увели куда-то немпы.

‘ство не пойти по
чтобы не выдать ее...

дочернему следу,

запел свою заунывную песню в телеграф-
ных проводах, но не заглушил OH HA
сухого треска винтовочных выстрелов, ни
голоса мужественной девушки, которая в

дня здесь будет Врасная Армия...
Она упала на снег, окрасив его своей
чистой девичьей кровью. з

. . . . . . . а . . .

Лиза не оптиблась. Через два хня por-
ное село было освобождено от немцев.
Мать ее, крепко прижав к груди молодо-
то бойпа, долго и горько рыдала...

А. РОЗЕН,
спец. корреспондент «Известий».
СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ФРОНТ.

Сестры Сухоненковы

Сестры Сухоненковы —— знатные люди! закончила учение, сестры устроили семей-  учителем и другом. Жена красноармейца Еще недавно за смену ей едва удавалось
Н-ского завола. Они пришли на завол, не ное совещание, чтобы решить, что Наде Катя Левинекая овладела специальностью

имея никакой  снециальности. Настой-
чивость и воля помогли им преодолеть все
трудности. Ксения и Анна освоили слож-
ную профессию штеамповшипы,  Алексая-
лра стала контрольным мастером
из ответственных цехов.

Ознажлы цех, в котором работают
сестры, получил ответственный заказ. На
участковых собраниях рабочие обсуждали,
как лучше и быстрее выполнить ег9.

— Предлагаю организовать фронтовую
бригату, — сказала Анна Сухоненко-
ва. Будем работать самоотверженно,
каг» если бы мы были бойцами на
фронте...

Фронтовая бригада Анны Сухоненко-
вой — олна из лучших на заводе, она’
выполняет 200—250 процентов нормы.

Tak же хорошо работает  Алексанлра.
Не один десяток молодых работниц обу-
чила она новому делу. Внпимательная,
энергичная, требовательная к работе, ве-

селая в общежитии, Александра пользует-

ся искренней любовью товарищей.
Когда младшая сестра — Надежда

елать дальше.
— Ясно, пойту на завод, — решитель-
но заявила Надя.

Сестры согласились: правильно, жизнь

ОДНОГО всей семьи связана с заводом, и нечего

ухолить куда-то на сторону. Нелавно на

HO она отказалась OT-

что повезут на допрос

Но в полном селе не натилось преда-

На другом конце деревни Лизу узнала

подруга. Она хотела броситься наветречу.
заданию Физа.

Мать партизанки нашла в себе муже-

Немцы уже были за околицей. Ветер

ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ СССР

оная

В час горести и в час победы

ЗАНАДНЫЙ ФРОНТ. Самоотверженно

минуты. Слева направо: медсестра 3.
сестра Н. Смотрина.

работают женщины
госпиталя, мужественно выполняющие свои обязанности в самые трудные и опасные
Булыжникова. сапдружинница К.

НХ

N-ckoro походно-полевого

Леонова и мед-

Фото специального военного корреспондента «Известий» П. Трошкина.

Шахтеры уходили на фронт с оружием
 в руках защищать родную нашу землю.
‚Издавна специальность шахтера считается
мужской профессией. Заменить шахтера
‘нелегко. На Северном руднике собирались
остановить шахту «Шланговую». Эта
весть опечалила Татьяну Быкову.

— Быть того не может, чтобы наша
родная шахта стала!

Быкова пришла к начальнику Северно-
го рудника Дмитриеву и техноруку Паро-

последние минуты своей жизни  крик- монову.
  нула:   — Не дадим шахте остановиться, —
— Все равно вам конец. Через два! сказала она твердо. — Нелегко женщине

владеть бурмашиной, крепить забой, ка-
 тать тяжелые вагонетки. Ho ‘мы справим-
ся, поглядите нас в деле.

В этот день Татьяна побывала у мно-
гих своих подруг. Она говорила веюду ©
твердой решимостью:  «Отстоим, девчата,
нашу шахту». Голос ее был так спокоен
и тверд, что девчата повторяли велед за
нею: «Отстоим». В тот же вечер Дмит-
риев и Наромонов снустились с группой
механиков в шахту. Они тщательно про-
  верили бурильные машины, шланги, все,
что было необходимо для работы.

На призыв Быковой явилось 20 жен-
щин. «Шланговая» ожила. Старый мастер
Шингарев стал для молодых

слесаря, Барабанова стала  моториеткой,
Сорокина — машинистом на  нод’емнике.
Крепильным ‘искусством овладели Лисицы-
на и Тараканова.

Работа в шахте нелегка, она не Cpasy
далась женщинам. В первые дни Татьяна
Быкова выдавала мало руды, так kak

ee завод поступила и пятая сестра плохо знала буровую машину, неправиль-
Сухоненковых — Наталья. Сейчас сестры но расставляла шпуры. Ho она учи-
мечтают об организации бригалы. лась — долго, кропотливо, настойчиво. Не

— Бригада
это звучит здорово! — говорят
Не хуже, чем танковый экипаж, с0стоя-
ший из братьев...

Сестры знают. что они работают лля
фронта, лля обороны ролины. Они ощу-
шают это не только умом, но и серлпем.
Замечательно вилеть эту тружную совет-
скую семью с одинаковыми устремлениями,
се одинаковой, общей у всех страстной
преданностью своему труду.

Г. ФЕДОРОВ,

соб. корреспондент «Известий».

ГОРЬКИЙ.

сестер Сухоненковых —
они. —

сразу далась работа и крепильщице Ди-
сицыной. В трудные минуты к ней на
помощь в забой приходили подруги.

— Сумею ли я крепить кровлю? — го-
 ворила Лисицына. — Боюсь, мои подруги,
 вае подвести. а вдруг не выйдет у меня...
Мастер учил ее, подруги поддерживали
советом. ласковым словом. Теперь Лиеи-
цыша уже самостоятельно производит
крепление.

Когда в один из забоев плохо стал по-
ступать возлух, вызвали слесаря ФЛевин-
скую. Еще нелостаточно хорошо зная ма-
шину, Левинская не смотла быстро найти
причину плохого поступления воздуха. 06
этом узнала Быкова и стремглав помча-

Шахта, где работают
только женщины

wach на помошь товарищу. У ФЛевинской
на глазах стояли слезы. Она понимала,

не наладить.

— Спокойней, Катя. Побольше хладно-
  кровия, — сказала ей Быкова. — Ничто
не приходит сразу. Подучишься, и дело у
тебя пойдет совсем иначе...

С тех пор прошел месяц.
считается лучшим слесарем. Она велико-
лепно изучила все капризы бурмапины, и
когда теперь ей говорят: «Катя, скучно-
вало стало работать, трещит машина,
полбавь воздуха», она уже не теряется, а
умело и быстро устраняет возникающие
дефекты.

Клеть стремительно идет вниз. Мы на-
ходимся под землей на глубине 300 мет-
рев. Слышен глухой, отдаленный шум.
В одном из забоев работа идет полным

ходом.

— Слышите, как гудит в за60е? —
говорит мастер. — Это наша Татьяна
Быкова стала на пост. Работает — любо

глядеть. Пойдемте...

По узкой лестнице поднимаемся к ней
в забой. Тесно. Тусклый свет освещает
лицо молодой девушки. Быкова
  высоко

производить четыре шпурометра, a те-
перь она дает до 12—13. 0 ней загово-
рили на всех рудниках, шахтах, на’ золо-
THX приисках. Старые бурильшики Bop-
чали:

— Совсем хевчонка, a 12 шпуромет-
  ров бурит. Молоко на губах не обсохло,
а. гляди, хочет е нами силами меряться...

Быкова продолжала увеличивать добы-
чу руды. 2

— Подруги, — сказала однажды Татья-
на перед спуском в шахту, — неё осрамим
наше знамя. Покажем, что мы в забоях
умеем работать не хуже шахтеров...

Й молодые работницы сдержали <вое
слово. Теперь шахта, в которой работают
одни только женщины, добивается наи-
высших показателей.

Война: сроднила боевых шахтерок. Их
мужья, братья, земляки владеют пушка-
ми, винтовками, как некогла перфорало-
ром. А их жены и сестры по-хозяйеки,
доблестно, в полную силу работают в

забоях.
А. СЛАВУТСКИЙ,
соб. корр. «Известий».

В ту пору уже началось лето,
MOCKOBCRHX площадях продавали пиония,
пахнущие розами, небо, пропитанное еве-
TOM, we темнело даже ночью. В пПарик-

пленок

на! но элесь командир неожиданно сказал, что

в батальон ее примут. Вааве было 18
` лет, она была маленького роста, крепкая,
‘как гриб-боровик. Бойпы шли на занятия,

махерской было жарко, стоял плотный за- она увязывалась с ними, научилась стре-

пах одеколона и пудры, от которого хоте-’
лось чихнуть. С непривычки было совест-.

но брать клиента рукою за голый розовый на лыжах. Из батальона ее перевели в.

полбородок или трогать за нос. От ему-
щения Клаву Белову бросало в жар. За’
креслами стояли мастера в белых хала-
тах, они переговариваливь се клиентами
неторопливыми голосами, как мужчина <
мужчиной. Клавы попросту не было за
ними видно. «Цыпленок, вот ты кто... —
товорили мастера снисходительно. — Что’
ты можешь понять, фитюлька, в нашей
специальности...»

С фронта иногла приезжали  запылен-
ные командиры, они свалились в кресла,
утомленно откилывая черные,  обожжен-

{

ные солнием лица. и закрывали глаза.
Прихолили перед от’ездом на фронт моло-
дые ребята в новеньком обмунлирований,
все скринело на них новой кожей
ремни, сапоги, пояса.

Лето проходило, началась осень, неве-
селая московская осень © частыми трево-
тами. Отец Клавы, рабочий Могэса, ушел
в истребительный батальон. Наступил
октябрь с ранними хололами и туманами.
тревожный октябрь, когла враг  подхолил
к Москве все ближе. Шо утрам в парик-
махерской было беэлюлно и сыро, сквазь
окна Блава видела, как шагали по улице
рабочие отряды, как лвигалиеь  воепные
машины и на углу вместо милиционера
встал военный регулировщик с флажками.
Все меньше нравилась Haase сейчае ее
работа. Еше летом она ходила по вечерам
на курсы Красного Вреста и закончила
их. Подумав, она решила итти в иетре-,
бительный батальон и просить, чтобы ее
взяли сандружинницей.

На секунду ей показалось, что коман-
дир пробормотал что-то набчет цыпленка,
она самолюбиво вепыхнула, приоткрыла
рот, чтобы ответить весьма независимо,

лять, бросать гранаты. Выпал первый снет,
она пошла вместе с бойцами тренироваться
потребительный  мотострелковый Полк.
Шли решающие бои за Москву. и вот
отряд, в котором была (лава, получил
приказ выступить на линию фронта.

Вместе с отрядом пошла Влава.

— Куда тебе, — попробовал сказать
боец и осекся, увидя Юлавино лицо.

Бойцы вступили в деревню, соседние
части тоже шли в наступление, и здесь у
Клавы появился первый раненый.

Она стояла возле разрушенной избы,
было слышно, как бьет артиллерия, не-
подалеку.  грохнув, разорвалась бомба,
снег был черным от копоти пожаров. Не-
ожиланно Клава увилала, что возле во-
рот стоит незнакомый боец, щека у него

— была разворочена осколком, рот разорван,

по подбородку бежала кровь.

Клаза бросилась Е нему,
санитарвую сумку.

— Что это за рана такая, бог с ней
совсем... — думала она на бегу с отча-
янием. — Вее разворочено, ничего я тут
назал не соберу...

Она долго возилась с бойцом, но пере-
вязала его склално и по всем правилам.
Клаве уже совсем начало казаться, что
война не слишком страптное и опасное за-
нятие, как в это время она попала в пер-
вое настоящее дело.

Нани части выбивали противника из

растегивая

деревни. Немцы открыли по отряху мино-
метный огонь. Вокруг soliton
рваться мины,
ные.
Кто-то крикнул:
— Клава, помоги! `

Блава бросилась вперед,

ч1о- Деша Заборов, стоящий рядом с ней,  палки и раздала их раненым.

появились первые ране- ей нужно было перетащить их в

вдруг осел и мелленно стал на четве-
реньки, упершись локтями в снег. Она
подбежала к нему. в горле у него закло-
Ботало. глаза сверкнули сухо и странно,
и Клава вдруг е ужлеом вепомнила элек-
‘трическую лампочку, которая вепыхивзет
  перед тем, как перегореть. В первый раз
она увидела перел собой человека. кото-
рый умирает. :

— Леша!-—закричала она.—Лешенька!
На глазах ее выступили слезы, она
ухватилась за него рукою и вдруг ус-
лыхала рядом стон. Стонал политрук Су-
харев. -

— Ноги, — сказал он сквозь зубы. —
Ой, ноги перебило...

Пальцы Леши уже холодели в ee ру-
вах. Выпустив их, Клава подошла К
Сухареву. По щекам её градом катилизь
слезы, они стыли на морозе. СОтиснув
зубы, она перевязала стонущего Cyxape-
ва Рядом разорвалась мина, Клава по-
Т чувствовала, как ей обожгло спину.

Она увидела рядом с собою командира.

— Товариш командир, — сказала она,
задохнувшись, и подняла на него глаза. —
Меня ранило в спину...

— Вак же тебя

ранило, если ты

стоишь? — сказал командир очень сп9-
койно. — Чего ты, цыпленок...
С удивлением она почувствовала, что

не испытывает ни боли, ни слабости. Она
увидела, что ранен ад’ютант командира
Постников, перевязала его и оттащила
под дерево, перевязала Сорокина, перевя-
зала эверькова, перевязала еще какого-го
незнакомого бойца. раненого в голову.
Мины рвались вее чаще. повязка сползла,
она печзевязала бойца снова и здесь
услыхала, что командир кричит ей:

— Отходи е ранеными в лес.

— 0Олна? — перестросила ` она.

— Ч10. ты не слышишь? — закричал
командир. — Отхоли. говорю...

Отряд двигался дальше, она оставалазь

начали одна, вокруг нее лежали стонущие люли,

лес.
Снова разорвалась мина, огонь становилея
все плотней. Клава полошла к дереву,
схватилась за толстую ветку. снег обсыпал

на палки, бойцы медленно побрели впе-
ред. Клава подбежала к Сухареву, но тот
никак не мог итти, и сколько ни бралась
она за руки его или за плечи, чтобы по-
тащить вперед, он стонал и кричал:
«Больно! Ой, пусти меня, больно!» Она
выпустила его, но затем < отчаянием пол-
бежала снова и молча, не слушая етонов,
поташила по снегу вперед. Стиснув зубы,
он перестал стонать, но она чувствовала,
как все в нем содрогается от боли. Отта-
щив Сухарева, она вернулась за тяжело
раненым Сорокиным. Леша Заборов по-
прежнему лежал ничком в снегу, она
перевернула его, отерла рукою © его лба
смертный пот и молча крепко попеловала
в ледяные губы. Нагнувигиеь, она. рас-
тегнула на Леше полушубок, вынула из
кармана комсомольский билет и спрятала
его к себе за пазуху, сняла с него ав-
томат и повесила за спину. После этого
она поташила на себе Сорокина в лес,
Остальные раненые шли, опираясь на
палки. уже была близка” дорога, на ней
стояла санитарная машина. Клава начала
устраивать в ней раненых, немцы OT-
крыли по машине пулеметный огонь. На-
конеп, машина тронулась, и Ёлава пошл
в штаб. Е

Там ей сказали, что командир отряда
ранен.

Ни слова не ответив, она повернула
обратно.

Она бежала одна по черному от дыма
лесу, среди воя и грохота снарядов; спи-
на у нее горела и жгла все сильнее, но
она бежала вперед, пока не увидела
командира отряда. Он шел прямо к ней
очень спокойный и совершенно  не-
вредимый, и она задохнулась, когда его
увилала. и ничего не могла сказать, a
только стояла, открывая рот, как рыба,
и слабо улыбалась.

..Уже очищена от врага Московская
область, уже ходят дети в школы Сол-
нечногорска, и ожил Можайск, и Волоко-
ламск залечивает свои раны. Красная’
Армия продолжает свое наступление. Ра-
неные бойпы лежат в госпитале, и Ала-
ва ходит за ними, маленькая, склалная и
решительная, с орденом Красной Звезды

но увилала, ее, она сломала одну ветку, другую, сделала

Опираяс»!

на груди.
Татьяна ТЭСС.

что. без помощи мастера ей бурмашину

Левинская

CTOHT с
поднятой головой и бурит. Бур
работниц  крешко вонзается в твердое тело пласта.

Впервые мы встретились с ними на
второй день войны, 23 июня 1941 года.
Эт было еще в Москве, на пункте фор-
мирования воинских эшелонов. Девушки
прибежали сюда с утра. Через чае их
знали по именам во всех этажах большио-
го домах Вдруг они стали незаменимыми.
Они поспевали всюду, ге нужна была
помошь веселых и быстрых рук, — при-
шивали молодым бойцам петлицы, таска-
ли из грузовиков тюки с гимнастерками
и шинелями, мыли в буфете посуду и.
наконец, вызвали к себе такое доверие,
что им разрешили участвовать в выдаче
винтовок.

Восемь девушек приехали из Мытищ
заводских друзей. Приехали с бинтами и
ватой — купили на свои деньги в апте-
ке—и тут же хором сказали. что могут
быть _ санитарками и никуда больше
не уйдут из этого дома. пока не тронетея
к вокзалу эшелон, и поедут се эшелоном
дальше, на фронт, и пусть никто даже
не мечтает оставить их здесь, в тылу,
это будет просто’ свинство и больше ни-
чего, и 0б этом не стоит даже разгова-
ривать.

Старший политрук, которого они обету-
пили в той комнате. гле резали ткань на
портянки, сначала просто растерялея от
бурного девичьего штурма, но потом взял
себя в руки и заявил:

— Все это глупости. вы и здесь нуж-
ны, девчата. Я вам вот что лучше скажу.
Вот поелете нас провожать. Я, как вол,
нагружусь литературой. а вы поможете
плакаты по вагонам развесить, чтобы мы
тронулись. в путь красавцами. Есть такое
дело? Вот побриться мне нужно, девчата,
а вы у меня целые десять минут отняли,
разве это, порядок в военное время?

Тогда девушки закричали в полном
восторге:

— Ау нас и парикмахерши есть. Мы
на Bee руки. Даже   потанцовать
бойцами можем. вот у нас Галочкина из
балетной школы.

И снова взмолились:

— Ну, пусти-ите нас с эшелоном на

фронт. Мы очень привыкли к бойнам. Вее.

нас знают, и бинты у нас есть; и вата,
HY како же теперь оставаться в тылу?
Мы и дисциплину знаем, и первую по-
мошь. вы там пропадете без нас, товари
старший политрук! Ну, правда же, правла!

Это было в самом начале войны, и т0-
гла могло показатьея, что настойчивость
девушек об’ясняется настроением первой
минуты. Потом она схлынет, и девушки
сами поймут, на какое трудное дело про-
сились они пол влиянием хорошего, но
врял ли серьезно и до конца’ осознанно-
ro порыва. Так тогда думалось.

Но вот пошел девятый месяц войны,
и те, кто знает жизнь фронта, красноар-
мейпы и командиры, могут сказать, что
женщины ‘и девушки нашей страны в
самый трудный для нее чае свое обеща-
ние выполнили После того, как 23 ию-
ня мы видели их на пунктах формирова-
ния воингких эшелонов. мы снова ветре-
чаемея с ними на всех участках, гле илет
бой, на всем протяжении фронта, начи-
ная от армейских госпиталей. дивизион-
ных газет, полковых штабов, санитар-

Богаты глиной азербайджанские горы
ий предгорья. К их красноватому отблеску
привыкает глаз. Порою кажется, что та-
ким и холжен быть первородный цвет зем-
ли. Из глины лепила первые свои само-

дельные игрушки уроженка Нагорного
Карабаха шушинская девушка  Мехбуба
Исмайлова.

С любопытством разглядывала Мехбуба,
как в глиняной яме мать пекла хрустя-
щие на зубах чуреки.

Многие годы спустя на смену детскям
керамическим забавам пришла профессия
технолога-керамика.

Не шуточное дело освоить Ha мест-
ном сырье отличные  метлахские плиты,
такие привлекательные ‚при облиповке
стен. Но кому нужны в`’дни войны эти
плиты? И покуда в плановых органах го-
товились уже перечеркнуть карандашом
скромную смету лаборатории, Исмайлова
напряженно думала, как найти новое при-
менение своим недюжинным знаниям,

Лабораторию не ликвидировали, и Ни-
когда, пожалуй, в ней не было так люд-
но, как сейчас. ;

Сажевые заводы переживали тяжелые
дни. Оборонное значение сажи неизмери-
мо. Без нее немыслимы многие взрывча-
тые вещества, краски,

В процессе образования сажи огромную
роль играют сажевые горелки. Маленькие

самое коптящее пламя, которое отклады-
вает сажу. Существовали импортные го-
релки, применялись горелки собственного
производства. Война прекратила им лдо-
сту к заводам. Важнейшее оборонное
производство должно было прекратить ра-
боту. Новая сажевая горелка оодилась в

вместе е группой призванных в армию

неред

ных батальонов. служб связи, вплоть де
той линии, где бойцов поднимают в. ата-
ку. Они проходят и дальше. Во вражеский
тыл, к партизанам. Они всюду, где нуж-
ны верная рука и смелое сердие.

Были трудные месяцы. Й мужчинам
нужны были крепкие нервы: Минск, Mo-
гилев, Смоленск. Горечь отступления под
внезапным и подлым уларом. «Юнкерсы»
над дорогами медленного. е боями, отхода,
кровь лелей в душной июльской пыли,
сердце в слезах о погибших, — это епо-
собна выдержать только армия сильных,
Красная Армия. Тогда же с нею были и
женщины. Они выдержали все, они оста-
лись с бойцами.

Нужно знать что творилось у них Ha
душе. чтобы понять поступок девушки,
одной из многих. готовых пожертвовать
веем пля отпора врагу Она пришла к ар-
тиллеристам из деревни,
ми. Она сказала:

— Вот 10M. OH хороше вилен отеюда.
Там расположен немецкий штаб. Crpe-
ляйте! apt

Ее спросили:

— Откула ты так хорошо это знаенть?

Она ответила:

— Это лом. в котором я когда-то жя-
ла. Там оставалась моя мать.

— Она теперь ушлае.

— Я не знаю. я ей сказала. Но там
земепкий штаб Разбейте его. стреляйте!

Артиллеристы отказались стрелять 10
тех пор, пока не станет известным, что
мать этой левушки из 40Ma ушла, но в
ту минуту девушка была готова на все:
родина в опасности!

Вместе с частями женшлны попадаля
во вражеское кольцо, в окружение. Оня
оставались с бойцами. Вместе с ними они
с боем прорывались к своим. Они убега-
ли из плена. Под Гжатеком я ветретил
одну из таких. Совсем ` недавно ее водили
немцы вместе с пленными красноармей-
цами. На одном из ночных  привалов
она отползла в сторону от костра. в тем-
ноту. Ей удалось уйти. Три недели она
шла лесами к фронту из далекого немен-
  кого тыла. Сапоги ee стерлись, босыми
ногами она шла по холодной осенней зем-
ле, ‘и ноги ее покрылись своллырями и
язвами, иногда она опускалась на колени
‘WH ползла, и падала от усталости, и, про-
сыпаясь. продолжала итти. orga она
приблизилась к фронту, выпал первый
снег. Влажные от крови ноги замерзли.
Трехнедельная мука остановила бы мно-
гих, но не ее. Красноармейцы нашли ее
лежащей у нашего переднего края. На
руках они отнесли ее в землянку, к огню.
Она повторяла все те же слова:

— Шишла домой. домой!

Дом для нее и таких, как она,
земля, на которой сражается наша
армия.

Теперь наступили другие времена. Мы
наступаем. В полках, батальонах насту-
пающей армии идут наши женщины —
санитарки. связистки, верные друзья бой-
цов. Слава нашей побелы будет сиять и
над ними.

Евгений КРИГЕР,

огненные языки горелок — это и есть т9!

спеп. корреспондент «Известий».
ЗАПАДНЫЙ ФРОНТ.

_  Мехбуба Исмайлова

тех самых тесных комнатушках, на кото-
рых елва не повесили замка.

Открытие Исмайловой означает миллио-
ны рублей экономии. Эта недавно еще
безвестная  жёнщина-технолог  вдохнула
душу в целую отрасль промышленности,
работающей на фронт. Теперь уже ясно,
чо горелка Исмайловой лучше и удобнее
прежней. Старую горелку из лефипитных
материалов  обтачивали Ha  фрезерном
станке поштучно. Исмайловская горелка
сделана из глиниетой массы, которой изо-
билуют многие районы Азербайджана.

Первая удача окрылила Исмайлову.
Значит, керамика не такая уж мирная
отрасль промышленности! Последовали
дальнейшие открытия.

Нефтеперегонные предприятия остро
нуждаются в  кислотоупорных плитах,
кирпичах. Азербайджанская глина и для
этого годна! Вот они — плитки из мест-
ного сырья. перед которыми бессильна
даже злейшая кислота.

Сейчас Мехбуба погружена в новые
изыскания. Она залалась пелью .обеспе-
чить транспорт автосвечами. Не беда, что
на месте нет специальных огнеупорных
материалов. Но есть зато глина. все Ta
же глина. из которой в Шуше , лепят
печи, а в бакинской лаборатории «выле-
пили» отличную автосвечу.

„Мы не знаем. в какую из бессонных
ночей ловкие пальпы Мехбубы сформиру-
ют первые образцы новой продукпии. Ho
лолго ждать не придется. Сама Мехбуба
слеплена из того великолепного человече-
ского материала, который отличает героинь
фронта и их достойных сестер в тылу.

Я. ГИК,
«Известий».

соб. корр.
БАКУ.

A eee s=s=s=>-—0.___0._0000_— ole ee eee eee

Стахановка 1-й швейной артели в Воронеже
Тоню, родители которой пали от руки гитлеровских палачей. На снимке — сын М. Федо-
сеевой пишет письмо отцу на фронт под диктовку матери и своей новой сестры.

Фото Г. Зельма.

М. Федосеева взяла на воспитание девочку

занятой немца- .