Г. Болтянский.

Заветы Ленина кино.

Уже два года прошло со дня смерти В. И. Ленина, почти четыре года с того времени, когда им были высказаны основные мысли о кино, его зна
чении и работе в этой области, и более шести лет, когда Ленин давал уже практические директивы в духе высказанных и опубликованных позднее его мыслей. Но мысли и директивы Ленина продолжают быть действенными и еще долго будут боевыми лозунгами борьбы для практического про
ведения в жизнь, беспрестанно наталкиваясь на противодействие, косность и предрассудки.
Большим шагом, по сравнению с временем, когда были высказаны эти мысли, является уже и то, что кино сдвинулось с мертвой точки, и что руководство и овладение этой работой четко и определенно направляется по рельсам ленинских директив о кино. Кое - что начинает уже облекаться в плоть и кровь.
Линии ленинских мыслей и директив о кино идут по пяти основным разделам: 1) общее значение кино, 2) кино-работа в деревне, 3) постановка кино-производства, 4) кино-работа среди нацменьшинств, 5) содержание театральных кино-программ.
Посмотрим, как мы идем и насколько мы продвинулись по всем этим
линиям подлинного Октября в кино.
Общая директивная мысль В. И. Левина и ее выполнение.
Она всем известна: „Из всех искусств важнейшим для нас является кино . Простая, глубокая и гениально простая мысль.
Эта мысль, как директива, является поворотным этапом в истории развития советского кино. Ни для кого не секрет, что хотя роль кино учиты
валась и осознавалась многими партийными и государственными деятелями с первых дней революции, фактически кино долгое время было в пренебре
жении, в загоне. Существовало даже в значительной мере киноненавистничество в наших верхах, основанное на впечатлениях, вынесенных от буржуазного кино предреволюционного периода.
Объективные условия эпохи военного коммунизма, разруха, блокада, отсутствие пленки, наличие небольшого кадра буржуазных кино-спецов, совершенно не приспособленных к работе кино в новых условиях, питание кино
театров остатками фильм от буржуазного наследства, неудавшиеся попытки наладить кино-дело—все это продолжало вскармливать киноненавистничество.
Советская печать совершенно не замечала кино и не уделяла внимания ему. Не только на партийных съездах, но и в текущей работе партийных орга
нов не встречается постановки вопросов о кино. Тем более смела была по резкости своей постановки мысль В. И. Ленина, высказанная в самом на
чале 1922 года. Эта мысль была тараном, пробившим брешь в косности отношения к кино.
Лед тронулся. Начавшее оживать советское производство получило сильный стимул. XII съезд партии (а вслед за ним и XIII) впервые принимает специальную резолюцию о кино-работе. Высшими государственными органами создаются комиссии по упорядочению кино-дела, которые добиваются и упорядочения и более четких организационных форм и более прочной, хозяй