Игнатий Хвойник Борьба за качество формы в промышленности

К постановке вопроса
Вопрос о художественной промышленности у нас сейчас становится одной из актуальных задач, привлекающих к себе всестороннее внимание.
Вопрос этот не только дебатируется на страницах журналов, имеющих отношение к искусству, но и стал уже предметом обсуждения со стороны органов, ведущих художественную политику, как очередная задача, подлежащая практическому урегулированию со стороны государства. Более того: во
прос этот отчасти уже вступил в полосу „прямого действия , став лозунгом и программой вновь организованного „Общества содействия художественной промышленности , задуманного весьма широко не только в смысле объема
задачи, но и в смысле притязаний на тот широкий общественный интерес, который обычно привлекается на активную организованную поддержку крупнейших по захвату культурно-экономических начинаний.
Во всем этом есть признаки предчувствия сложности и исключительной важности поставленной задачи, требующей для своего практического осуще
ствления мер, глубоко внедряющихся в область хозяйственного строительства, производственной техники, профобразования и культурно - просветительной пропаганды. У нас налицо имеются все предпосылки для того, чтоб поставленная задача приняла размеры большого культурного движения, призванного творчески откликнуться на самые насущные, самые значительные запросы нашего быта, уже переросшего старые формы и настойчиво домогающегося новых, еще не найденных, но уже предчувствуемых.
Станет ли это движение таким глубоко проникающим в наш быт фактором культурного строительства, или замкнется в кругу более узких задач, пойдет ли по пути широкого и планомерно проводимого преображения всей окружающей нас жизненной обстановки, или застрянет где-то на пересечении романтических мечтаний и невозмутимой косности — это будет зависеть не только от масштаба начинаний и размаха лозунгов, но и от того, насколько трезво и четко будут уяснены основные руководящие линии практической программы, насколько жизненна будет их связь с техникой и экономикой страны, насколько реальны и действительны будут избираемые средства и методы. Для того, чтоб практическая политика здесь была единой, цельной
и продуманной, необходима глубоко-принципиальная установка основных задач, опирающаяся на диалектику нашего социально-экономического уклада, предусматривающая в самом начале опасности соблазни
тельных „уклонов и учитывающая опыт, ошибки и неудачи аналогичных начинаний в странах капиталистического мира. В наших условиях проблема художественной промышленности получает такое богатое и, притом, такое органически-цельное содержание, что всякий эклектизм, всякий практический шаг, сделанный „на ощупь способен дискредитировать, все движение, как затейливую роскошь, выпадающую из круга наших прямых культурных потребностей.