ПРОБЛЕМА КОСТЮМА

В НАЧАЛЕ РЕВОЛЮЦИИ НЕВОЗМОЖНО БЫЛО СКОЛЬКО-НИБУДЬ серьезно подымать вопрос о костюме. Страна переживала острый кризис бес
товарья и на платье для каждодневной носки перешивали все, что возможно, все что находилось, включая такие неожиданные материалы, как гардины, одеяла и даже ковры. Первые шаги в этом направлении были проделаны только с прочным переходом жизни к мирному строительству и выразились они в том, что Москвошвей, занятый прежде изготовлением военного обмундирования, орга
низовал „Ателье Мод“, которое—по мысли устроителей—должно было стать своего рода „идеологическим центром для создания костюма, отвечающего требованиям современности. Был выпущен сборник „Ателье , с жаром обсуждающий вопросы целесообразного костюма, эмансипированного от иностранного влияния и отвечающего по принципам своей декоративной разра
ботки основам народного творчества. Сборник был обильно иллюстрирован и снабжен фотографиями моделей платьев, премированных на только что тогда закончившейся художественно-промышленной выставке (весна 1923 г.). Он являлся первым номером проектировавшегося журнала „Ателье , кото
рому так и не суждено было-выполнить широко поставленные задачи. Работа „Ателье Мод должна была развиваться в двух направлениях:
1) создание платья массового распространения, и 2) создание индивидуального костюма.
Массовое платье, предназначенное для повседневной носки, должно было совмещать крайнюю простоту и удобство с изяществом покроя. Индиви
дуальный костюм центр внимания переносил на то, чтобы весь строй платья, включая его декоративное оформление, служил для выявления и подчеркивания индивидуального своеобразия, особенностей каждой данной фигуры. Таким образом общим в обоих направлениях в работах „Ателье
являлось то, что центр тяжести лежал в создании бытового костюма. Вторую линию, линию создания костюма, требующегося в специальных условиях труда, физкультуры и т. д., короче,—линию создания спец и прозодежды проводила и пропагандировала группа конструктивистов (Степанова, Попова, Родченко и др.). Отрицая станковую живопись и, вообще, эстети

ческий момент в искусстве, они обратились в производство, считая своей

задачей создание вещей по принципу максимальной рациональности. Тот же подход они сохранили и в отношении костюма. Естественно, что конструи
рование костюма, имеющего вполне конкретное применение при определенных условиях, т.-е. задача конструирования наиболее рационального костюма, увлекла их больше бытового костюма, к многообразию форм и декора
тивной обработке которого они питали непреодолимое отвращение. (По