ИЕ» У ЗИ арт, НР. a

СРЕДА, 1 АПРЕЛЯ 1949 г. 1% 76 (7762)

ке о ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ ссср ____
Художники в дни войны

Весенняя уборка
и обработка льна

КАЛИНИН, 31 марта. (По телеф. от
с0б. корр.). Во многих колхозах Калинин-
ской области, в первую очередь там, где
бесчинствовали  немепкие оккупанты,
разостланный осенью лен не был поднят
со стлищ и остался пох снегом. В кол-
хозах развертывается подготовка к весен-
ней уборке и обработке этого льна“
Машинно-тракторные станции приводят.
в рабочее состояние льнообрабатывающие.
машины. Точно учитываются Bech
неноднятый лен, неразостланная  льно-
соломка и треста. Участки  неподнятого
льна закрепляются в колхозах за брига-
хами и звеньями, выделяются опытные
колхозники для наблюдения за таянием.
снега на стлищах и за своевременным
по’емом льна. Под’ем будет проводиться
выборочно, по мере стаивания снега, с
просушкой лына в ригах и на солнпе.

По решению исполкома областного (о-
вета и бюро обкома ВКП(б) — весенняя
уборка и обработка льна должны закон-
читься в мае. 7

Охотники возвращаются
из тайги

Подготовка к весеннему севу в колхозе
области. На
председатель колхоза А.

«Пятилетка» Раменского района
снимке — триеровка семян. Слева направо — П. Д. Фирсова, А. Н. Новикова,
М. Куринов н А. М. Чернова.

ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ СССР

Предмайское

соревнование
В дни отечественной войны искусство

является одним из важнейших средств
БАЗАНЬ, 31 марта. (По телеф. от соб. идейной мобилизации народа на борьбу с

корр.). На предприятиях Татарии развер- немецкими оккупантами. Произведения
тывается предмайское соревнование. На советского искусства несут в себе пла-
  Н-ском заводе слесарь т. Брусов систе- менную ненависть к врагам нашей роди-
матически выполняет задание на 300— ны, бодрость, уверенность в наших си-
400 проц. По три нормы в смену дает яах, в грядущей полной победе.

стахановец тов. Климов. Не менее трех Работа советских артистов, музыкантов
  норм дают слесари-забойщики тт. Кон- во фронтовой обстановке получает высо-
стантивова и Гагина. На первой швейной КУЮ оценку бойцов, командования  воин-
  фабрике в числе передовиков соревнова- СКИХ частей; выступления мастеров сие-

ния идет стахановская бригада т. Кия: ны находят самый живой, волнующий от-

‘клик. Многие работники искуеств показали
` мутдиновой. Не было ни одного хня, чтобы себя людьми бесстрашными и выносливыми,
бригада дала меныие 110 проц. произ-

‘они выступали в любых условиях, нони-
водственного плана. мая важность и ценность дела, которое
они призваны делать.

Много работали во время войны и 69-
ветские художники.

Уже в первые дни войны на улицах
Москвы и’ других городов появились но-
вые плакаты наших художников. Появи-

* Практическую помощь решили ока- лись «Окна ТАСС», в которых возрохдились
зать колхозники колхоза имени Жлданева благородные традиции «Окон РОСТА», бое-
Выксунского района Горьковской области вой дух Маяковского. На улицах собира-
одному из госпиталей, находящемуся на лись толны зрителей, с волнением гляде-

территории области. Они собрали 100 RT ли они на рисунки и героические обра-
пшена, кадюу соленых огурцов, масло,

По Советскому
Союзу

Московской

Фото М. Грачева.

ЗАБАЙКАЛЬЕ, 31 марта. (По телеф. от
56. корр.). Весна добирается до Северной
Забайкальской тайги. В таежных чащах
на солнцепеке пробиваются ручьи. По та-
лым тропинкам спускаются е гор охот
НИКИ.

В раскинувшемся у Яблоновоге хребта
эвенкнйском селении Зеленое Озеро ве-
соннее оживление: из тайги в село в03-
вратились охотники. ‘

Эвенки Власов, Индоулов сдают’ сотня
беличьих шкурок. Только за последний!
несяц они взяли 300 белок. С ними co-
ревновалея охотник Чупров. За месяц он
подстрелил 175 белок.

В эвенкийском колхозе имени
вынче в бригадах много женщин. Epxo-
ия Душинова, Прасковья Ирканеева по-
казали себя отличными стрелками. Пастух
оленей Елена Гарпанеева не только обес-
печивала все зимние перекочевки своей
бригады, но и сама охотилась. Олени та-
щат в село сани с пушниной, среди кото-
рой немало шкурок, добытых Гарпанеевой.

С мужем выходила в лес Прасковья
Аданеева. За 40 дней охоты Аданеев от-
стрелял около 250 белок, жена его—150.

Севернее Зеленого Озера и Имурчена,
между Витимом и Олевмой тянется бота-
тая Каларская тайга. Здесь в поселке
Срехний Ramap тоже началась весенняя
сдача охотниками первых партий пушни-
ны. Каларские охотники перевыполнили
своп плановые обязательства. Три неболь-
ших колхоза малонаселенного эвенкийско-
то Каларского района — «Красный таеж-
ник», «Советский  оронон» и имени Bo-
рошилова сдали в фонд обороны 100 оле-
ней. Эти олени вырашены сверх колхоз-
ного плана развития оленеводства.

Кирова

золотое дно

В городе Балее надо было начать де-
лать валенки. Шерстью Балейский район
богат: приундинские земли издавна сла-
вятся пастбищами, издавна называются
житницей Забайкалья. В старых казачь-
их песнях река Унда величается, как
«кормилица-поилица, наша матушка
Yuya.

Bee везлось, воз продазалося:
Мясо, сало и овчиночки,

И на хлеб все покупажося,
Сберетались животиночки.
«Золотым дном» искони веков
Ты пою краю прозывалася.

Еще в начале прошлого года город Ба-
лей жил исключительно завозными това-
рами. За год в Балее возник целый mpo-
мышленный комбинат с жестяным, обузв-
норемонтным, бондарным, тележным  це-

лыжной мастерскими.

Сырьевые возможности позволили вы-
полнить во много раз большее задание, чем
то, которое получил местный промышчен-
ный комбинат. Не так уж сложно было
создать и новые пимокатные мастерские:
на Балейском руднике за время войны
научились делать значительно  болез
сложные малпиньь, чем те, которые требо-
вались для производства валенок. Но ка-
кие машины нужны для этого производ-
ства? Как делают валенки? Этого никто
не знал. Да и откуда взяться пимокатам
в золотопремьышленном центре?

На помошь  проикомбинату пришли

—- Пупенину, добытую сверх плана, и
молодых оленей мы. сдаем в фонд

районные организации. Бывшие забойщи-

0б0р0-!кн —= председатель исполкома райсовета

ны родины, заявляют эвенки Каларской т. Худяков и председатель исполкома гор-

тайги.

Удачная операция

СТАЛИНГРАХ, 31 мауга. (По телеф. от
206. норр.). В глазную клинику Стахин-
градекого медицичекого института, руко-

совета т. Бахтиланов знают многих гор-
няков Балея. И оказалось, что среди ты-
сяч рабочих есть товарищ, когда-то за-
нимавшийся пимокатным мастерством.

В Балез успешно создано и лыжное
производство.

Впервые созданы предприятия местной

волимую Т. И. Ерошевоким, поступил ко-  Промышленности в Нерчиноком, Сжоворо-

нюх сельпо из Лемешкинского района

динском,  Агинсков» Дульдургинском и

хозников годами лежали неиспользован-

хами, кирпичным заводом, пимокзатной и

ресурсы позволяют обеспечивать область
необходиным минимумом товаров. Значи-
тельно увеличивается мощность кирпич-
ных заводов, началось использование!
местной промышленностью соляных и 60-
довых озер, месторождений охры, мела,
цветных глин ит. д.

Открылись ресурсы, ранее лежавшие’
под спудом. Трудящиеся богатейшего ско-
товодческоге Агинского района Бурят-Мон-
гольского национального окрута собрали
зимой теплые вещи для Красной Армии.
Советские патриоты стремились послать’
в подарок бойцам побольше пуб, овчин,
кож, сапог. Каждый отбирал лучшее из
своих заласов. И оказалось, что У кол-

ными множество овчин, кож, верблюжей
шерсти и другого сырья. Многое попор-
тилось от длительного и скверного хра-
ения.

— Никогха никто этими напгими запа-!
сами не интересовался, — говорили кол-
XO3HHEE.

Действительно, еще недавно проходили,
мимо отромных сырьевых pecypcos. B
лесной и скотоводческий край зазозились
обувь, пимы, телеги, даже деревянные
ложки. Читинский овчинно-шубный завод
оставался небольшим предприятием, xpy-
той шубный завод совсем бездействовал.
Сретенский кожевенный завод использо-
вался процентов на 20, Читинский — с
трудом обрабатывал небольшое количеетво
кож и выпускал немного ичиг — особых
забайкальских легких calor, очень ухоб-

молоко, мясо, яйца. Колхозники артели
имени Молотова живо откликнулись на
это решение м отправили госпиталю про-
довольственные подарки.

* Общедоступный лентоерий, ортанизо-
ванный Наркомпросом Узбекистана, ет-
крылея в Таликенте. Лекторий рассчитан,
главным 0бразом, на педагогов средних
школ и. педатогическях институтов. В ра-
боте лектория принимают участие эжаде-
мики и видные профессора Москвы и Де-
нинграда.

* Подготовка к весенней путине закан-

чивается в Казахстане. На весенний HOB

рыбы в озере Балхаш и Аральеком море
в нынешнем TORY выйдут многие сотни
рыбаков. Они должны будут  выло-
вить не менее 310 тысяч центнеров рыбы
для Красной Армии и для промышленных
центров.

Х Зимний лов рыбы успешно продол-
жается на черноморском побережье Гру-
зин. Рыболовецкие колхозы вылавливают
хамсу, ставридку и другие породы рыб.
Батумский колхоз «Ираеный рыбак», Су-
хумский — имени Микояна, Гагринский—
имени Сталина и другие намного перевы-
полняют план лова.

* Начались регулярные пассажирские
и грузовые рейсы пароходов местного
флота в Астрахани. Первым рейсом от-
крыл навигацию на Волге пароход «Па-
мять товарища Чугунова».

* Закончена телефонизация Кемеровско-
го района Новосибирской области. Bee
сельские Советы соединены между собой
И с городом телефонами.

* «Матросы из Катарро» — пьеса изве-

ных и дяя колхоэников, и для горняков. стного антифашистского драматурга Фрид-
О производстве модельной обуви и не лу-‘риха Вольфа впервые поставлена на тад-

мали, хотя сырьевые запасы кож были
огромные. :
Сейчас на овчинно-пгубном заводе всту-

пают в строй новые пехи.

Богатейшие отходы пюрсти лают ко-
кевенные и шубные заводы.  Заводекие
дворы завалены этими отходами. Теперь
взялись и за них. Лучиюе идет на впер-
выю выпускаемые забайкальпами ‘трико-

С. И. Филиппов. Правый глаз Филипиов ЖНогих других районах. За время войны  тажные изделия, погрубее — на вален-

потерял 7 лет тему назад. а затем по-
вредил и левый. Длительное лечение в
различных клиниках не давало положи-
тельных результатов. Не удалось добить-
ся этого и в клинике института. Тогла
профессор Ерошевский решил сделать пе-
ресалку роговицы, хотя Филиппов болел
еще и трахомой. Материалом послужил
законсервированный неделю тому назад
тлаз умершего человека. Операжия прошла
блестяще, и Филиппову было возвращено
зрение.

в Забайкалье качало работать около 300)
новых деревообделочных, пищевых. обув-
ных районных фабрик н завохов, артелей’
и мастерских. Они выпускалот товары
которые прежде завозились издалека. —
стекло, кожаную подолву,  галантерою.!
колеса, мыло, подковы, кадки, жестяную!
посуду. В десятки раз увеличилжь =po-:
изводство телет, саней, бондарных издз-
лий, ведер и других товаров.

«Золотое дно» открыто во всех рай-

1 онах, и оказалось, что местные сырьевые

ки, производство которых  сосредогочи-
ваелея на создаваемой в Чите новой пи-

мокатной фабрике.

Мествыю ресурем приведены в лвиже-
кие. В забайкалье начали добираться ло
3040TOTG дна, использование которого су-
лит леограпичекные зозможности разви-
тия местной промышленности.

И. АНДРОНОВ,
506. корр. «Известий».
БАЛЕЙ.

жикском языке в Сталинабале Государ-
ственным академическим театром драмы
им. Лахути.

* Звено из жен комсостава образова-
лось в Черепановеком свиносовхозе Ново-
сибирской области. Женщины взяли на
себя обязательство посеять, обработать и
Убрать 10 гектаров картофеля. Сейчас
жены командиров собирают золу, переби-
рают семена картофеля, затотовляют вер-
хушки клубней.

* Значительно расширяют посевы кау-
чуконосов крым-сагыза, кок-сагыза, тау-
сагыза колхозы некоторых районов Казах-
стана. Большие посевные площади отво-
AATCH под крым-сагыз, проявивший себя,
как наиболее урожайный в условиях Ва-
захстана корневой каучуконое.

* Раньше срока отремонтирован и под-
готовлен к навигации пароход «Степан
Разин»— флагман буксирного флота Ниж-
ней Волги.

Кузнец Олейников

Олнажды Олейников прочел в газете
вызов стахановца-лекальщика  Чугунова,
предложивиего досрочно выполнить полу-
годовую — программу. Что может
обещать со своей стороны бригада Тимо-
фея Олейникова?

— Померятвся силами хочет! Значит,
ны в силачах ходим! — усмехнулся
Олейников. Ему было лестно, что Чугу-
нов, один из самых видных лекальщиков
Уралиаша, вызвал ео. Но вызов был.
очень серьезный, и нало было на него
© честью ответить. ;

Вызов Чугунова в бригаде прочли все.

Жилин,  инструментальщик бригады,
напористый молодой человек, спокойно’
сказал:

— Пять месяцев — это  об’явить

можно. Думаю, вполне справимся.

Возвращаясь вместе с женой с работы.
кузнец говорил:

— Слушай, Шура, а вот ты, как
крановщица, сверху какие недостатки в
нашей работе за последнее время
замечаешь?

Подручный Жилин уже подготовил ин-

и малые клещи, стальные уголки, квахра-
тик, стальной  топорик. Все
в образповом порядке: тот инструмент,
что чаше применяется, лежал  бли-
же к бригадиру, подручный Жилин умел
считать секунды. Олейников довольно
улыбнулся: его школа — все точно
знали свои обязанности и свои места.

Когда начнется ковка, Жилин, как стар-
  ий подручный, станет слрава от брига-

дира, Брюханов —— слева. Сергеев следит
за малыми клещами и только за них
отвечает — это более сложные клеши и
часто применяются в кузнечном процессе.
Жильников, молодой, подсобный рабочий,
станет у больших клещей, которые при-
меняются реже. Фролов и Файзиев займут
места у переднего рычага. Машиниет По-
пов и крановщица Гурина тоже будут на-
чеку: от Попова зависит равномерное хы-
хание молота, & от Гуриной — движение
крана у мелота.

Их десятеро, и каждый из них чувет-

— Это верно, что мне сверху все
виднее и заметнее. Советую тебе на
заготовку Брюханова поставить — очень

прыткий и сильный падень.

— А ведь правильно, Шура! — обра-
ховался кузнец. — Ну, похоже, теперь У
меня все облумано: каж организовать лю-
дей и как организовать металл. Деталь,
знаешь ли, фигуриетая, сложная. Сначала
ее придется, надвое разрезать, а потом за-
секать с обеих сторон.

Он решительно отверт предложение тех-
нологов засекать сначала малый, а потом
большой угол: нет, он не будет портить
металл — этот способ подходит для прес-
са, но не для ковки. Он предложил 06-
ратный порядок: сначала засекать боль-
шой, а потом малый угол —— это даст
возможность ковать без сотрясенйя бол-
ванки, да и самый отворот концов делать
торазло удобнее. & значит — и быстрее.

Утром. как всегда, он пришел задолго
0 начала смены и оглядел свою креп-
ko  сбитую бригаду  «олейниковцев».

вует себя уверенно на своем посту еще и
потому, что знает намеред весь процесс
ковки по заданному им плану. Чертеж де-
тали, который находился в рабочем ящи-
ке их бригадира, они представляли себе
совершенно конкретно в виде рабочих
спераций, точных, мгновенных движений,
смены инструментов, ударов молота.

Сегодня перед приближением его сме-
ны Олейников испытывал 0с0бо тревож-
ное чувство. Он еще раз придирчиво ог-
лялел свою бригаду, словно ища в знако-
мых лицах что-то, может быть, еще не
найденное и не учтенное им, потом попра-
вил на макушке мягкую шапочку и шо-
изнес:

—= Скоро приступям. бойцы!

Смена началась. Болванка остановилась
против пятитончого молота. Пошла, KOBE.
С каждым ударом топорика и всей махи-
ны молота по раскаленному металлу Олей-
ников видел, что он расечитал правиль-
но. Очень хорошо получилось и с на-
гревом слитков. Еше вчера делали так:
пока. под молотом обрабатывают одну по-

струмент для сегодняшней ковки: большие! и одна половинка вполне может

ловину болванки, хругую волокут в печь.
Олейников смело предложил хелать это 3a
один нагрев — ведь ковка У молота, что
рубка в бою, занимает веего 2—3 минуты,
«подо-

ждать» другую. И смелость оправдала

лежало себя: бригадир почти физически ощущал,

как сберетается время и как благодаря
этому нагреву—за один раз вместо двух—
утрощается кузнечный проце и облег-
чается работа. :

За час до жончания смены Олейников,
вытирая потный л0б, сказал:

— Ну, ребята, сорок деталей уже
есть!.. Мы уже настроились всерьез —
грохнем, что ли, еще парочку!

KR концу смены бригада выдала сорок
две детали.

Олейников не спеша шел домой, полной
грудью вдыхая свежий, морозный воздух.
Небо уже багровело к закату, и лес за
дальними улицами заводекого города стоял
черной кованой оградой. Олейников шел,
чувствуя приятную ломоту в плечах, как
борец, положивший противника на лопатки.
Он всю жизнь любил в своем труде кузне-
ца борьбу мастерства человека с неподкуп-
ным холодом и твердостью металла. Й как
разительно-волшебно  менялея металл Ha
огне, кажая неистовая жизнь пробужда-
лась в нем, какой пламень освобожденных
сил играл в раскаленном до прозрачности
металле!.. Он пылает страшным, емертель-
HO опасным жаром, этот слиток стали,
побывавший в тысячеградуеной печи, —
не приближайтест к нему, непосвящен-
ные, вы запылаете от охного только его
дыхания!.. Но так — только до времени.
Человек-мастер овладевает этим металлом,
берет его в железные тиски — и сталь-

любил вспоминать свой трудовой путь —
все-таки он недаром прожил на свете
тридцать годков!.. От чернорабочего, Ko-

торый когда-то на площадке железнохо-

рожной ветки мог только работать ку-
валдой и ковать лошадей, он достиг
уменья покорять металл в союзе с самой
передовой техникой и собственной нова-
торской смелостью. Да, когда он прини-
мал новые, на первый взгляд, неожидан-
ные решения (а потом оказывалось, что
они совершенно естественно вытекают из
данных его опыта), он чувствовал ce-
бя новатором. Эта смелость в дни войны
еще более укрепилась и возросла.

Тревога за родную землю, за свой на-
род, за свою семью, детей, за их буду-
щее определила весь темп его жизни.
Тревога зазвучала в нем, как несмолка-
ющий звон набата на фоне зарева, под-
нявшегося высоко к небу. Тимофей Олей-
ников понял, что он у своего молота
должен вести себя, как в бою, иначе
его работа не стоит ни гроша!

Бригада Олейникова хосрочно выпол-
Hula  пяфимесячную программу 1942
года.

А утром Олейниковы услышали по
радио приказ Наркома Обороны.

— Слушай, Александра, а ведь приказ
нас с тобой прямо так и касается,
обратился к жене Олейников... — Как о
военной-то промышленности Сталин ска-
зал! А ведь военная-то  промышлен-
ность — мы с тобой! Работай, старайся,
да не успокаивайся — вот оно что!
Разве мы могли думать в прошлом году,
  что в феврале 1942 г. мы дадим продук-
цию уже за май  месяп!. Если ты
  мастер и душа в тебе горит, может ли

ной слиток приобретает ` форму, и руки быть для тебя что-нибудь невозможное?

мастера, повелевающего механизмами,

дарят СслИТкУ ЖИЗНЬ — ОЛИТОК обращается заметка Тимофея Олейникова:

в деталь, в живую часть грозной боево
малины.

В минуты, котха Олейников знал, что
он освоил важную боевую деталь, он
чувствовал себя особенно
Это было неповторимое чувство, елитое
из ‘радостного сознания, что выполнен
долг твой, и горлобти мастерства,
торое,
мится расширять свое русло. В такие
минуты счастливой полноты Олейников

Вскоре в заводской газете появилась
«Приказ
обращен к нам, бойцам тыла!»
Вместе с Чугуновым они обещали
выполнить К 1 мая 1942 года:

Чугунов — годовую программу, Олей-

СЧаТЛиВЫМ.   ников — программу за девять месяцев.

еще мало! — сказал Олей-
своей бригаде. —  Прибавим,

ВЕ Нет,
НИКОВ

50-  еще, товарищи! К 1 июня дадим годовую
как могучая река, всегда стре-   программу!

Анна КАРАВАЕВА.
СВЕРДЛОВСК. Март.

зы, возданные советскими художниками.
‘Искусство героического плаката, искусство
‘сатиры, живого изображения текущих со-
бытий оказалось важным и действенным.
  Во время войны советскими художни-
‘вами было создано немало хоропеих пла-
катов, которые получили широкое распро-
  странение. В первую очередь необходимо
сказать o работе Кукрыниксов. Мастера
с выразительным и ярким дарованием,
 Еукрыникеы сделали ряд блестящих пла-
катов. Такие работы их, как «Вся Евро-
па — Гитлера и Риббентропа», «Долг пла-
тежом красен», «Немецкие клещи», «(о-
ветские и английские летчики над Бер-
 лином», «Внуки Суворова — дети Чапае-
  ва», сделаны с блеском, е большой по-
 литичесвкой остротой и сатирическим та-
  лантом.

Хочется отметить также талантливый
и хорошо известный плакат Тоидзе «Ро-
дина-мать зовет», плакаты Шмаринова.
«Фтомстим» и «Фашисты не пройдут», се-
 рию плакатов Иванова «Великие предки»,
работы Бойма и Одинцова.

Но у художников, работающих в 0б-
Ласти плаката, можно встретить немало
небрежности, поспешности, недоговоренно-
сти в мысли. Возьмем для примера ила-
кат Лисицкого и Трошина «Все для фрон-
 та, все для победы». На нем изображены
стоящие мужчина и женщина, за ними
зиден длинный ряд станков. Плакат ли-
шен всякой выразительности и глубины,
это не более чем средней руки фотогра-
dus. To же можно сказать и о плакате
Финогенова «Колхозники и колхозницы,—
все для фронта»—-работе холодной, лишен-
ной внутреннего импульса и горения, бед-
ной графически. Неудачен плакат Аляк-
ринского «Ёакой мастер, такова и его ра-
бота», бедны и невыразительны плакаты
Эйгес, Бочкова и Лаптева.

Мы вправе пред’явить к нашим худож-
никам, работающим в облаети плаката,
большие требования. И прежде всего-—вну-
треннего творческого пафоса, острой поли-
тической идеи, точного графического 056-
раза. Плакат не должен быть спокойным
рассказом о событии. Плакат не должен
быть многословен. От него требуются ла-
коничность, краткость, предельная выра-
зительность, — в этом его сила.

Когда наши части вновь вступают в
освобожденный от врага город, во многих
местах в первый же лень на ‘улицах
развешиваются советские плакаты. Й это
сразу подчеркивает, что город — наш, что
город снова советский. Люди смотрят на
эти плакаты © особой теплотой и волне-
нием. Не высшая ли это честь для ху-
дожника?

В той значительной работе, которую
ведут налпи художники, необходимо 0690-
бо выделить деятельность коллектива ле-
нинградских художников в составе тт.
Серова, Кочергина, Ситтаро, Казанцева,
Певзнера, Власова, Серебрянного, Петрова,
Муратова, Астапова и ряда других худож-
ников. Коллектив носит название «Боевой
карандаш». За время войны им создано
большое количество плакатов, сатириче-
ских зарисовок и картин, зовущих к
беспощадной борьбе с врагом. Защитники

и жители города Ленина знают своих ху-
дожников и по-настоящему любят их.

У нас очень популярны «Окна ТАСС».
Отлично работает Соколов-Сжаля. Интерее-
ные и остроумные «окна» — «Чудеса фа-
шистской фотография» и «Могучий Геб-
бельс»— сделал Раллов, улачно работал для
«Окон ТАСС» Черемных, много интересного
показали Шухмин, Бор. Ефимов, Горяев,
Костин.

Но есть серьезная опасность, от кото-
рой надо предостеречь художников, рабо-
тающих в этой области. В ряде случаев
они начали повторять самих себя. Мы
помним, какими блестящими по силе и
остроте были «Окна ТАСС» в дни суровых
испытаний для Москвы. Сейчае они стали
бледнее,  однообразнее. Появился некий
шаблон, готовая условная форма, к ней
привыкли, в ней обжились. Нужен толчок
творческой мысли. новый внутренний
сдвиг, чтобы «Окна ТАСС» нашли новое
острое и точное выражение.

Нужно серьезно подумать над развити-
ем станковой живописи, созданием картин
на темы отечественной войны. Поднимается
по-новому вопрос о монументальности в
искусстве, о монументальных  произведе-
ниях «обобщенного характера, увековечи-
вающих героические подвиги защитников
нашей страны.

В свое время справедливо говорили ©
запасе впечатлений у налпих художников,
0 необходимости подлинного знания жиз-
ни. Особенно актуально это требование в
Hamm дни. В связи с этим в серьезной
критике нуждаются некоторые гроизведе-
ния наших художников, подготовленные
для выставки в Центральном Доме Крас-
ной Армии.

На ряду с интересными и значитель-
ными работами здесь можно встретить
картины, к которым присочинен военный
сюжет. Такова, например, картина Шур-
пина «К фронту». Никакого фронта
на ней нет, изображена труппа ребят на
лошадях, под’ехавших к кузнице. Тэкую
картину хужник MOT написать и до
войны, это внешне» приспособление к во-
енной тематике, которое вызывает непри-
ятное ощущение подделки.

Некоторые вещи, подготовленные к вы-
ставке, явно сделаны по фотографиям и m0
воспоминаниям о гражданской войне.

Совершенно ясно, что фотография —
абсолютно недостаточный материал для ху-
дожественного воссоздания героев, ярчай-
ших эпизодов отечественной войны.

Великая отечественная война имеет
свои неповторимые особенности. У хухож-
ника лолжно быть чувство исторической
правды и исторической точности. Чувство
исторической правды должно подоказать
художнику показ массового героизма, изо-
бражение нарола в грознюм напряжении
сил. Для художника обязательна также
достоверность конкретных явлений войны
и жизненных деталей. Нельзя писать танк
устаревнего образца нельзя писать ве-
оружение, если его по-настоящему не
знаешь: художник не имеет права пре-
небрегать деталями, за это ето осудят и
в правливость сделанного им не поверят.

Художники должны видеть своими гла-
зами то, что происходит на фронте.

Значительная группа хуложников
(В. Яковлев, Н. Соколов-Скаля, И. Маль-
ков, В. Мешков, П. Староносов, Н. Гав-
рилов, В. Пиеничников, Г. Нисский и
др.) в течение более или менее длитель-
ного промежутка времени находилась во
фронтовой обстановке. Фронтовые  зари-
совки, впечатления художников, несом-
ненно, явятся основой большой и положи-
‘тельной работы. Олнако нужно указать,
что иногда художники во фронтовых за-
рисовках ограничиваются фиксацией лишь
внешних деталей.

В центре внимания художников лолж-
ны стоять героические люди, героические

эпизоды войны.

Количество тем и сюжетов для творче-
ского труда художников необозримо.

Советские художники, несомненно, 0з3-
дадут новые яркие произведения, которые
в волнующих образах запечатлеют вели-
кую эпоху борьбы за счастье всего чело-
вечества, борьбы справедливой. героиче-
ской, ведущей к победе.

М. ХРАПЧЕНКО.

Плохо готовятся к весне
в Чапаевском районе

Rowen марта. На колхозных полях
Чатаевского района уже не поднимаются
снежные вьюги и не кружат порывистые
поземки. Дороги потемнели, вот-вот они
зальются потоками талой воды, и тогла
ни проехать по ним, ни пройти.

Весна идет. До начала полевых работ
осталея какой-нибудь месяц, а сделать
нужно еще очень много, чтобы встретить
сев во всеоружии, провести его быстро,
по-военному. И когда проезжаешь  ча-
паевокими колхозами, невольно задаешься
мыелью: понимают ли здесь это?

Производственно-финансовые планы ни
в одном колхозе района еще не составле-
ны. Нет и подробно разработанных пла-
вов весеннего сева. В большинстве арте-
лей не выделены’ постоянные звенья, не
начата подготовка яровизаторов, припеп-
щиков, учетчиков и других необходимых
работников. Очистка семян в значитель-
ной части сельскохозяйственных артелей
не закончена. За редким исключением
триеры работают в одну смену. Еще хуже
положение с проверкой кондиционных ка-
честв зерна. Очень многие колхозы не
представили контрюльно-семенной лабора-
тории своих семян, & из проверенного
посевного материала значительная часть
оказалась непригодной к севу. Например,
из 1.030 центнеров пшеницы  «гордей-
форме» признаны  некондинионными по

лок, борон еще находится на полях пол
снегом.

В районе две МТС: Каменно-Бродекая и
Чапаевская. Но вторая очень отстала с
ремонтом. Ей нужно ремонтировать еще
24 трактора. Директор МТС т, Рабочих и
начальник политотдела т. Решетников
очень мало внимания уделяют вопроеам
подготовки колхозов к севу.

Отставание района — не случайность, &
результат негодного стиля  руководетва
колхозами 0 стороны районных органи-
заций, результат незнания ими колхозной
действительности. (6 этом ярко свиле-
тельствует созванное недавно исполкомом
Чапаевского райсовета совещание предее-
Дателей сельских Советов. Обсуждалея во-
прое о подготовке к севу. Целый ряд
председателей исполкомов сельских (Сове-
тов, выступавших на совещании, показал
полное незнание положения в сельскохо-
зяйственных артелях. Например, прелсе-
датели исполкомов Покровского и Томы-
ловекого сельских Советов тт. Воробъев и
Талов не смогли точно сказать, сколько
засыпано, очищено и проверено семян,
как оптанизован уход за лошадьми, какие

нормы устанавливаются на вспашке, 60-
роновании, севе ит. д.
Исполком райсовета, — возглавляемый

прелседателем т. Суровским, неконкретно,
поверхностно руководит колхозами, не

чистоте 883 центнера, семена эти надо
чистить и чистить, & они лежат в амба-
рах, словно сейчас декабрь.
Межколхозный обмен и обмен  продо-
вольственного зерна на семенное в районе
пока не произволится. Районные органи-
зации, в частности райзо и исполком
райсовета, ничего не предприняли для
организации семенной колхозной взаимо-
помощи. \
Ремонт сельскохозяйственного инвента-

проверяет исполнения своих решений.

Казалось бы, например, что в связи ©
отставанием очистки и проверки семян
давно нужно было бы пустить триеры на
круглосуточную работу. Исполком рядом
своих неоднократных решений ратовал за
это. Но только этим и ограничился, не
проверил, как же триеры работают на
деле.

Ал. КАНАЕВ.

г. ЧАПАЕВСК КУЙБЫШЕВСКОЙ

ря тоже не закончен. Много плугов, сея-

ОБЛАСТИ.