as

y

Ny

Chal
i=

Ши
ee

OY
vie

(eBat

antl
met
ruth

№
и
Tes}
eat
А

_—` меры Е тому, чтобы тракторы весною ра-

ПЯТНИЦА, 3 АПРЕЛЯ 1940 г. 1$ 78

eo Щ

(7764)

Поволжье накануне сева

Сталинградская “область располагает
большими возможностями для производства
вельскохозяйственной продукции Bo вес
возрастающих размерах. Даже при небла-
гоприятных  метеорологических условиях
весны и лета 1941 года колхозы области
в целом перевынолнили установленный
план урожайности по зерновым почти на
14 пудов с гектара, а колхозы Чернояр-
ского района получили урожай, в два ра-
за более высодий, чем было установлено
планом.

Выполняя, указание товарища Сталина
© всемерном увеличении выпуска сельско-
хозяйствевтчой продукции, партийная op-
ганизация области поставила перед собой
задачу хобиться в 1942 году нового рас-
ширечня посевных площадей и повыше-
ния урожайности зерновых, технических,
овощных культур и картофеля. Посевная
площадь всех яровых культур увеличи-
вается на 195.000 гектаров против пла-
на посева прошлого года, в том числе по
зерновым—на 120 тысяч гектаров, по ово-
щам — на 3.000 тектаров, по картофе-
лю — свыше чем на 13.000 гектаров и
т. д. Впервые колхозы приступят к В03-
делыванию сахарной свеклы.

Весенний сев 1942 г. будет проходить
в иных условиях, чем в прошлые Тоды:

колхозы и совхазы прошедшей осенью
;мало подняли зяби. Значительная часть
колхозников, рабочих MTC и

храктористов, комбайнеров ушла на фронт
защищать юдную землю, уменьшилось ко-
личество тракторов и живого тягла. В
связи с этим проведение сельскохозяй-
‚ ственных работ усложняется. И колхозы,
° МТО и совхозы принимают меры к тому,
‚чтобы лучше полтотовитьея к весне. Уже
готово к севу около 90 проц. тракторного

парка. Большинство МТС близко к оконча- ВОСНе.

нию ремонта тракторов. Ремонтные мастер-
ские обеспечены кзалифицированными кал-
рами. Есть и запаеные части. 06 этом сви-
‹детельствует принявшая широкий размах
‚работа по выявлению, сбору и восстанов-
` лению старых запасных частей, начатая
`по инициативе комсомольцев и молодежи
`Иловлинской МТС. Результаты двухмесяч-
+ ной работы превзошли все ожидания. В
области собрано запасных частей и ин-
струментов на общую сумму в 1.300 тыс.
рублей. Большую помощь МТС оказывают
городские комсомольцы. Они собрали и из-
готовили для МТС на много сотен тысяч
рублей инструментов.

Руковолители МТС и колхозов постави-
ли задачей максимально использовать не-
посредственно на Нолевых работах живое
тягло © тем, чтобы весенний сев провести
в сжатые сроки. Многие колхозы добились

серьезных убнехов. Так, натример, в кол-
хозе имени Ленина Софьинского района
весь рабочий скот находится в состоянин
упитанности.
Многие колхозы имеют в виду привлече-

средней и выше средней
ние для легких полевых работ коров.
МТС и совхозы области принимают вее

ботали в борозде не меньше 20 часов в
сутки и чтобы живое тягло использова-
лось не на второстепенных работах, а на
основных — полевых. С этой целью 10
саннему пути к местам будущих основ-

развернуть предмайское социалистическое
соревнование за отличную подготовку и

фрунзенцев, сотни колхозников полеводче-

ском районе в средних школах изучают
тракторное дело 741 человек, в Клет-
ском — 485, Камышинском — 325 и в
городе Сталинграде — 7.865 человек. В
некоторых районах организовано обучение
тракторному делу служащих.

Энергично тотовятся и другие квали-
фицированные сельхозработники — яро-
визаторы, сеяльщики, приценщики. В кол-
хозах создана широкая сеть стахановских
школ стопуловиков, в которых  звенье-
вые, бригадиры, колхозники на опыте пе-
редовиков сельского хозяйства учатея ис-
кусству выращивания  стопудовых ypu-
Rae,

Для укрепления колхозов областной ко-
митет партии послал на руководящую
колхозную работу 182 человек из числа
партийного и хозяйственного актива Ста-
линграда и Астрахани.

Замечательную инициативу % проявили
колхозники, рабочие МТС и специалисты,
сельского хозяйства Фрунзенского района.
Через областную газету они обратились “
письмом KO всем работникам сельского
хозяйства области, в котором предложили

быктрейшее проведение весеннего сева.
Фрунзенцы обязались весной текущего го-

да увеличить посевную площадь на 2.780
гектаров, провести весенний сев в 10 ра-
совхозов,   бочих дней, строто соблюдая правила аг-
ротехники, получить стонудовый урожай

зерновых © каждого тектара посева, удво-
ить урожай овощей. Следуя примеру

ских и тракторных бригад включились в!
предмайское соревнование, успешно 3a-
канчивая последние приготовления к

Колхозы области полностью обеспечены!
семенами основных яровых и технических
культур. Ворошиловский, Нижне-Чирежий,
Фрунзенский и многие другие районы пе-
ревышолнили план засыпки семян. Любо-
пыиный пример: если в прошлые годы в
Красноармейском и Клетеком районах
обычно недоставало семян, то в этом голу
здесь не только полностью обеспечены се-
менами, HO в порядке взаимопомощи кол-
хозы дают семена колхозам других рай-
  OHOB. Так, например, Клетский район в по-
рядке взаимопомощи дал 2.000 центнеров

семян, Красноармейский —- 1.000 цена-
неров, Городищенокий — 1.000 центне-
ров.

Однако в подготозке в весеннему севу
в нашей области имеются некоторые не-
достатки, над устранением которых рабо-
тают партийные и советские организация
области. Эти недостатки заключаются в
том, что отдельные МТС плохо еще справ-
ляются с ремонтом тракторного парка.

ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ СССР

CEN

_

—_

Сталевары

Сталевар Жиров вошел в цех в тот
момент, когла сталовар ЩуУков закончил
выдачу очерелной плавки. Вытирая вспо-
тевший 100, Жуков подошел в доске. На
ней крупными буквами было натисано:
«Конструкционная  130-тонная плавка
сварена за 9 часов 10 минут».

— Рекорд! — сказал Жуков и, за-
метив рядом стоящего Жирова, улыб-
нулея. — Ну, как, дружище, хоропю ва-

рим металл? А?

Жиров не ответил. Еще накануне вме-
сте с начальником смены инженером Гар-
ченко он составил новый план, намного:
Уускоряющий  плазку металла. Сейчас.
предстояло п ему дать свой рекорд.

— В нашем деле, — учил своих
подручных Широв,—главнов-— экономить,

беречь минуты, секунды, не делать лии-
них движений. ;

ИЗ ФРОНТОВОГО БЫТА. Зубоврачебный
кабинет в блиндаже на передовых пози-
циях, Военврач 3-го ранга В. Саченок плем-
бирует зуб бойцу-гвардейцу ИП. Жилину.

Фото. А. Гаранина.

Руду, камень и еще раз руду в печь
грузили He навалом, а слоями. Ha два
часа раныпе срока металл был раесплав-
лен. Новое в технологии было применено
при доводке и полировке расплавленного
металла перед выпуском. Жиров, как
командир во время боя, управлял на-
ступлением. Без излишней суетливости

На родине
героя

ТАШКЕНТ, 2 апреля. (По теле. от
соб. нкорр.). Весть о присвоении звания
Героя Советского Союза поредовому вонну

народа, колхознику из артели  «ВБольше-
вик»  Аимекого  рапона Андиженекой
области Вучкару ‘Гурдыеву по веему

орденоносному Узбекистану  разнеслась ©
этот день на родине Кучкара, в его род-
HOM кишлаке Аниме, Колхозный кинглак
разувраенлея алыми полотнищами флатов,
портретами руководителей партии и прави-
тельства. К дому героя идут старики и

ветского патриота. У
состоялся мкоголюдный митинг.

— Наш Кучкар навек прославил себя
и узбекский народ на фронтах отечест-
венной войны, — сказал на
друг Кучкара звеньевой Машранов. —
Мы будем здесь работать так me, Kak
Кучкар бъет фашистов на фронте.
отвечу своему другу тем, что к 11 ап-
реля засею хлопком свой участок и собе-
ру с него по 100 пентнеров с тектара.

Волхозники на митинге обязались уве-
личить урожай хлопка в этом голу не

Отстающим МТС оказывается помощь в
виле посылки из города ремонтных бригад.
Только за послелнее втемя из Сталин-
града послано в МТС свыше 100 квали-
фицированных рабочих.

Плохо то, что партийные организации
отдельных районов не сумели добиться
выполнения  колхозами установленных
планов снегозадержания я заготовки мест-
ных удобрений. Между тем эти мероприя-
тия крайне необходимы в условиях «3a-

ных стоянок полевбодческих и тракторных
бригад колхозы подвозят семенной мате-

риал, корма, инвентарь и все, что необ- СТоЧных районах области. Эти недостатки.

ходимо для полевых работ. Проведение
этих мероприятий позволят высвободить
живое тягло для боронования, сева и па-
XOTHI.

Чтобы провести сев в сжатые сроки,
машинно-тракторные станция и совхозы
организуют работу тракторов в две смены.
С этой целью в машинно-тракторных
станциях готовится и соответствующее ко-
личество трактористов, с резервом сверх
этого в 19—15 проп. Установленный для
нашей области Наркомземом план подго-
товки  трактористов  перевыполнен. На
курсах обучается тракторному делу около
76.000 человек, в том числе 7.000 деву-
шек. Кроме этого, свыше 13.000 человее
обучается тракторному делу в средних
школах и техникумах. Только в Урюпин-

Я думаю о ней, о моей прекрасной
многострадальной родине, стране воспетых
великими Шевченко и Гоголем вишневых
садов, стройных тополей, белых хат,
звонких песен, горячего труда, ласковых
и мужественных людей. Я думаю о ней,
плечо 0 плечо с братскими народами за-
щищающей весь мир от грабительских

банд Гитлера. Я думаю об Украине.

Много печальных,
страниц видим мы в 6е истории. Целые
века приходилось ей изнемогать под двой-
ным гнетом — национальным и социаль-
ным. Но не 0б этом хочу я говорить.

В невыносимо тяжелых усяовиях цар-
ской креностнической Роесии воскликнул
наш величайший поэт:

Наша дума, наша шШеня
Не вмре, не загине.

От ле, люди, наша слава,
Слава Украни.

Недавно в строгой и мужественной
Москве, отстаивавшей свою свободу и
честь, а, значит, свободу и честь всего
Советского Союза в борьбе с фапгистекими
ордами, мне пришлось услышать в испол-
нении украинского хора эти слова; поло-
женные на музыку славным нашим ком-
позитором Миколою Лысенко. И я, и, все
мои товарищи, советские писатели, оыли
вновь потрясены не только мощью и кра-
сотой этих слов, этой музыки, но и тлу-
бокой их правлой. Да! Бультурное доетоя-
ние народа нельзя уничтожить. Можно
сжечь книги, но нельзя Убить мысль.
Нельзя убить народ.

Дирические песни украинского народа,
его веснянки, щедривки, колядки, зажи-
ночные и обжиночные песни, дающие яр-
кую картину украинских времен года и
связанных @е ними радостей и трудов; пе-
ени бытовые, семейные, социальные, го-
ворящие нам о бедной вдове и оогатом

брате, о бездомных бурлаках и издеваю-
щихся над ними богачах, 0 чумацком,
житье-бытье, о борьбе  голытьбы против/

панов и кулачества, о слезах матерей И
плаче сироты; песни и великолепные, To-

торьких, кровавых ведь это целый мир!

сушливого климата и особенно в юто-во-

могут быть ликвилированы.

В некоторых районах слабо готовится к.

работе прицепной инвентарь. Недооцени-
вается полготовка и конного сельхозин-
вентаря. Недостатки в работе сельского
хозяйства в военное время нетеопимы.
 Партийные организации области, политот-
делы МТС и советские органы обязаны их
немедленно устранить. При этом условии
есть все основания полагать, что
Сталинградская область успешно  ветре-
тит весенний сев, проведет его организо-
ванно и на высоком агротехническом
уровне. pie
В. ПРОХВАТИЛОВ,

секретарь сталинградского
обкома партии.

СТАЛИНГРАД, 2 апреля. (По телефону).

ao 8 0

М. РЫЛЬСКИЙ

a, o €@

`меровской силы, думы © козацких похо-
дах, 0 гайдамацких  восстаниях, новые
песни о тражданской войне, о Шорсе, 9
 Боженко, о днях революции и мирного
строительства, о Ленине и Сталине, —
Уничтожить ero
нельзя, как нельзя выпить море.

«Люди умирают — идеи вечны»,
с такими словами испускает дух герой
одной пьесы нашего драматурга Тобилеви-
ча, отдавший все свои силы на служение
народу. Мы говорим: «Люди умирают —
народ бессмертен».

Украинская литература, истоки которой
таятся в гениальном «Слове 0 полку
Игореве», в летописях княжеских и ко-
зацких времен, в замечательной устной
словесности, — украинская литература в
лице лучших своих представителей всегда
была литературой передовой и демократи-
ческой. Мятежная мудрость Григория
(ковородые беспощалный смех «Энеиды»
Ивана Котлярезского и ласковая человеч-
ность его «Наталки Полтавки»; пламен-
ный гнев и пламенная любовь Тараса
Шевченко, чьи вдохновенные строфы по
праву могут быть поставлены на ряду co
строфами Байрона, Мицкевича, Пушкина,
Тейле и чья роль в духовном развитии
украннокого народа не подлежит, быть
может, никаким сравнениям; мужествен-
ный, гордый, стальной голос Леси Ук-
раинки;  безбрежное море, называемое

тБорчеством Ивана Франко; изумительные

по тонкости и красоте повести и расска-
зы Михаила Коцюбинского И Василия
(тефаника,  продиктованные  трепетной
любовью к человеку; цветение и кипение
советекой украинской литературы, дав-
шей уже ряд самобытных дарований,
свовобычных творческих манер и откры-
вающей сияющие перспективы в буду-
щем, — это все разве можно уничтожить?
Люли умирают — нарол бессмертен.
Украинский театр, бывший во времена

менее чем в полтора раза.
#
Тозары широкого

потребления

a

ОРДЖОНИБИЛЗЕ, 2 апреля. (Па tenes.
‚от 606. керр.). На многих предприятиях
‚ Северной Осетии за последнее время зна-
‘чительно увеличился выпуск товаров ши-
‚рокого потребления. Впереди кдет круп-
  ный завод «Стеклотара» имени Микояна.
 Он наладил производство лампового стек-
  Ла, графинов, тарелок, кружек, щелока
для стирки белья и стирального порошка.
Только за последние два месяца завод
выпустил одного лампового стекла свыше
42.000 штук. В ближайшие лни «Стекло-
  Tapa» начинает широкий вышуек daan-
совой посуды и спичек.

Завод цинковых белил, фабрика «Тех-
  жирпром» и Орджоникилзевский мельнич-
‘ный комбинат ежемесячно вынускают
‘десятки тонн хозяйственного мыла. Мель-
комбинат приступил к выпуску туалет-
ного мыла. Весоизмерительная  мастер-
ская наладила производство ложек. Литей-
но-механический завод изготовляет плиты
кухонные, кочерги, совки и др. Лесозавох
«Красное знамя» в последнее время в0300-
новил выпуск столов обеденных, стульев,
табуреток, тумбочек.

арод бессмертен

самой глухой реакции единственным,
быть может, рупором народных стремле-
ний и чаяний, театр, потрясавший сердца

зрителей гениальными образами, создан-

ными Крапивницким, Заньковецкой, Сажса-
танским, Садовским, в послеоктябрьокий
период небывало возмужая и окреп, вос-
приняв все лучшие традиции этих артис-
тов-демократов,  артистов-энтузиастов и
хополнив их прекрасным опытом совре-
менной запално-европейской и советской
сцены. Разве можно убить этот театр?
Нельзя, так же, как нельзя остановить
ветер.

А разве можно убить, вычеркнуть из
истории украинскую науку, давшую та-
ких историков, как Костомаров, Лазарев-
ский, Антонович, таких лингвистов, фи-
лологов, литературоведов, как Потебня,
Михальчук, Житецкий, Франко, этногра-
фов и фольклористов, как Кулиш, Чубин-
ский, Гринченко, Лысенко, науку, кото-
рая, 00’единив в сиянии сталинского
солнца все свои силы вокруг Украинской
Академии, дала высочайшие достижения
и в области биологии, медицины, хи-
мии, физики, магематики, техники, сель-
ского хозяйства, теснейшим образом сли-
вая теоретические искания и построения
с жизненной практикой, с живой еозида=
тельной работой?

Разве можно убить такое поразительное
явление, как стахановское лвижение, дви-
жение пятисотниц и тысячнии. разве не
чужды самой мысли 0 смерти имена
СОтаханова, Кривонога, Марии Демченко и
многих других подлинных героев разум-
ного, красивого, сознательного труда?

И ебли в тяжелые дни временных не-
удач советский народ сам предал разруше-
  нию такие перлы своего творчества, как
Днепрогэс, то делал он это, именно глубо-
ко веря в грядущую победу и в неисчер-
паемые свои силы, которые после этой
страшной решающей схватки человечности
со зверством (по выражению Ивана Фран-
ко) создадут не одно еще подобное чудо.

Люди умирают — народ бесемертен!

Было бы в высшей

Красной Армии славному сыну узбекекого

быстротой молнии. Особенно празднично в’

молодежь. Они поздравляют родителей
Кучкара — отца Турдыбая и мать
Хаснятхон, вырастивших отважного co-!

правления колхоза’

митинге

Я

отдавал строгие распоряжения, поторап-
ливал шихтовшиков.

Скоростная плавка, как задумал ее
сталевар Жиров, на этот раз шла немного

Магнитки

Прочитав это сообщение, Жиров напра-
вилея к Гарченко.

— Ме вышло у меня, —6с грустью
произнес он. — Артамонов и Жуков пере-
гнали.

Гарченко ответил. — И ты скоростные
плавки варить будешь!

Подробно был разработан более усовер-

шенствованный 10006 варки металла.
Варить быстро металл — это значит эко-
номить время на завалке материалов,

плавлении, полировке и доволке стали.
На второй день Жиров со своей бригалой
пошел в дальнейшее наступление. На за»
валке было  сокономлено 30 минут, на’
плавлении — 2 часа 10 минут, на по-
лировке — 1 aac 25 минут. Выкачка
шлака вместо 1 ч. 30 мин. продолжалась
всего 20 минут. 180-тонная ответствен-
‘ная плавка была сварена за 8 часов 55
минут. Но Артамонов уже варил за 7 ча-
сов 50 минут.

Борьба за скоростной выпуск металла
развернулась © новой силой. Уже вырва-
лись вперед сталевары второго мартенов-
ского цеха на 16-й печи — Поздняков,
Лысых, Абраменко, сварившие скоростны-
ми методами 10 полновесных  плавок.
Оталевар Артамонов сократил плавление
металла еще на 10 минут. Сталевар Шам-
сутдинов сварил плавку за 7 ч. 35 м.

Жиров уверенно продолжал совершен-
ютвовать все операции, набирать темпы

не по плану. Жиров еварил ее за 9 часов
55 минут. Это было на 1 час 45 минут
раньше, чем полагается по графику, но
‘дольше, чем у Мукова. А газета-молния
сообщала уже 0 новом выдающемся
рекорте:

«OH из старейших  сталевадюв на
  мартеновской печи № 3 — Артамонов
‚ Михаил Петрович 62 ‘своими подручными
Шариновым и Трифулиным сварил плав-
RY за С часов, на 4 часа раныше гра-
фика. Сталь получилась добротная. При-
вет сталеварам-воинам!»

Улицы, переулки, площади покрыты
снегом. Дворники каждое утро усердно
подметают тротуары, очищают мостовые.
Кажется, в городе всюду соблюдается
чистота,

Но стоит заглянуть в общественные
столовые, бани, во дворы некоторых до-
мов, общежитий, и взору сразу же пред-
‚ставляется неблаговидная картина: помой-
  Ка давно  потонула в тлубоком сугробе,
У крыльца огромные кучи из нечистот.

Загрязнены дворы многих домов, обще-
житий, на окраинах и в центре города.
Вот домоуправление № 55 (управляющий
домом тов. Выжлицова). Здесь большин-
ство домов всю зиму не имеет исправных
уборных. Леско представить, что делается
во дворах. В доме № 100 на Набереж-
ной — общежитие, в котором живут 16 се-
мей. За высоким зеленым забором на дво-
ре кучи грязи. В крыльцу нельзя подой-
ти — наросли ледяные горы. В’ этом 06-
`цежитии около года не чищены выгреб-
ные ямы. Прекрасный обширный двор, в
летнее время утопающий в кустах роз,
безобразно загрязнен. Жильцы не раз об-

райсовета тов. Петухову. Он неизменно
отвечал:

УФА, 2 апреля. (По телеф. от с06.
корр.). Академия наук УССР, Союз созет-
ских писателей Украины и Киевский театр
оперы и балета им. Шевченко устраивают
в апреле торжественный юбилейный вечер
в Связи с столетием co дня рождения
украинского композитора Миколы Лысенко.

Лысенко принадлежит ряд всенародно
известных романсов и хоровых произведе-
  ний, — в этом ряду особенно важное
место занимает музыка на тексты Тараеа

Шевченко (музыка «До кобзаря»), много
фортепианных и скрипичных  произведе-
ний. Композитор Лысенко нанисал. попу-

1 лярнейшие оперы: «Тарас Бульба»,

хумать, будто’ в своем движении вперед и
ввысь украинский народ рос обособленно,
одиноко. Наоборот, крепчайшими нитями
связана культура наша с культурой брат-
ских народов, в первую очередь народа
русекого. Общеизвестна близость Шевчен-
ко, влюбленного в поэзию Пушкина и
Лермонтова и преклонявшегося перед
Щедриным и Гоголем, в революционной де-
мократической интеллигенцией того време-
ни-—Чернышевским, Добролюбовым, Некра-
совым. При этом‘ здесь вполне уместно го-
ворить о плодотворном взаимовлиянии. Ha-
родные рассказы Марко Вовчок находятея
в близком родстве с «Записками  охотни-
ка» Тургенева, переводившего, кстати ска-
зать, Вовчок на русский язык. 0 стили-
стическом и идейном родетве Чехова и
Коцюбинского не только можно, но и
должно говорить. Влияние передовых рус-
ских писателей на развитие литературы и
общественной мысли в Украине ‘огром-
но. С другой стороны, творчество Гоголя,
а  ваюследствиий Репина и Короленко
является золотым мостом, по которому в
русский культурный обиход перешли
украинская песня, украинский пейзаж,
украинские характеры.

Or внимательных читателей Шевченко
не ускользнуло, что его поэма «Сон» в
своем резком сатирическом изображении
царского Петербурга имеет много общего с
третьей частью поэмы Минкевича «По-
минки». Это так, конечно. Шевченко и
знал, и ценил, и любил творчество Миц-
кевича, но и степная украинская ширь
перезванивала серебряным звоном в по-
эзии друтого гиганта польской литерату-
ры — Юлиуша Словацкого. История знает
факты ‘кровавой борьбы украинского
крестьянства с польской шляхтой. Но тем
отраднее вспоминать о движении дружбы
польского и украинского народов,  выра-
женной особенно ярко в деятельности
польских и украинских поэтов, в частно-
сти того же Шевченко, обращавшегося к
другу-поляку с горячим призывом:

рашались к председателю Октябрьского!

100-летие во дня рождения композитора М, Лысенко

те минутам. После долгих усилий ему
уцалось сварить 190-тонную плавку за
8 ч. 35 м., & затем — изза бч 35 м.
Так быстро нитде и Никто еще не варил!
За’ сталеватомх Жировым теперь подтяти-
ваются и другие сталевары. Люди метал-
Ла поднимают славу Магнитки, мужест-
венно преодолевая . все трудности, они
плавят сталь для производства танков,
пушек, пулеметов и боеприпасов.

А, СЛАВУТСКИЙ,
об. корр. «Известий»,

ЧЕЛЯБИНСК.

Почему грязно на улицах Архангельска? °

— Примем меры.

Но... дальше носулов дело не тило.

етухова сменил т. Бачурин. Обраща-
лись и к нему. Новый председатель при-
шел, посмотрел и пообещал принять ме-
ры. Однако до сих пор ничего не сделано,
й вокруг дома нопрежнему кучи грязи.

Плохо, с перебоями работают бани. Кое-
кто из работников горбдеких организаций
пытался оправдаться тем, что нет дров.
Ho кто же поверит, что в Архангель-
све, который кругом в лесу, нет дров?
Дрова есть. Нет только настоящего хо-
зяина.

Близка уже весна. Днем пригревает
солнце. На тротуарах появляются лужи.
Если сейчас же не принять необходимых
мер, то сокращение пропускной способ-
ности бань, загрязнение дворов, обще-
ственных мест могут вызвать заболевания.

Борьбу против грязи должны повести
не ‘Только  тосударственная санитарная
инспекция и городской совет, На это дело
должна быть мобилизована вся обществен-
ность города.

В. ИВАНОВ,
  co6. корреспондент «Известий.

АРХАНГЕЛЬСК.

«Утопленнипа» «Рождественская ночь».
Ему принадлежат редакция оперы «Натал-
ка Полтавка», оперетта «Черноморцы» и др.

Велика роль’ Лысенко, как музыкаль-
  ного этнографа. Ему принадлежит множест-
во записей и обработок народных песен, &
также теоретические труды 06 особенно-
  стях украинской народной музыки.

На юбилейном вечере доклад о творчест-
ве композитора сделает профессор Н. Гин-
ченко. С воспоминаниями о встречах с
Лысенко выступит поэт Максим Рыльский.

Парниковый сев ранней капусты в ка-
зачьем колхозе им. Ленина (Ростовская

область). Фото А. Братолюбова.
Защитникам
Ленинграда

ЧИТА, 2 апреля. (По телей. от соб.

корр.). Весть о делегации партизан и
колхозников, направляющихся с подарка-
ми героическим защитникам города 4е-
нина, встретила живейний отклик среди
трудящихся далекого Забайкалья. В ряде
сел и городов начался обор средств и
продуктов питания для ленинградцев.

Первомайские подарки защитникам Je-
нинграда собирают трудящиеся приамур-
ского города Сковородино. Железнодорож-
ники станции Шилка за несколько дней
внесли на приобретение посылок около
30 тысяч рублей. В Шилковском совхозе
уборщица Баранова внесла 40 рублей, же-
на красноармейца Осипенко — 50 руб-
лей. работница овошехранилища Шолохо-
ва-— 40 рублей. Колхозники южного Ак-
IMMHcKOrO района уже выделили для пер-
вомайских подарков ленинградцамх  болев
300 пудов мяса.

Помощь районам,
` освобожденным от врага,

АЛМА-АТА, 2 апреля. (По renew. ot
соб. корр.). В Казахстане тостит группа
колхозников, прибывших из районов Мо-
сковской области, освобожденных от фа-
пистекого зверья. Колхозники посетили
предприятия Алма-Ата. Тепло встретил
дорогих гостей коллектив швейной фаб-
рики № 1. В торячих словах выразила
мысли и чувства рабочих фабрики одна
из лучших стахановок — жена гвардейнца
8-й дважды орденоносной имени генерала
Панфилова дивизии Мария Нечитайло.

— Наши мужья и братья, бойцы-пан-
филовцы, — говорит тов. Нечитайло, —
в суровые, напряженные декабрьские лни
отстояли родную Москву. Они изгнали фа-
шистов из Московской области и сейчас,
не давая врагу передышки, гонят его на
запад, прочь с советекой земли. Мы
должны быть первыми в оказании помощи
родным советским людям, возвращенным
из фашистского ада _ в советскую друж-
ную семью. Я обязуюсь отработать день в
фонд братской помощи трудящимся освобо-
жденных районов. Кроме того, я обязуюсь
производственный план апреля выполнить
не менее чем на 200 процентов.

Коллектив фабрики единодущено решил
внести однодневный заработок в помощь
населению освобожденных районов.

Казахстанцы помогают колхозам при-
фронтовых районов страны в восстановле-
нии разрушенного хозяйства, в подготов-
ке к посевной. Колхозники Мендыгарин-

Артисты Киевского оперного театра
исполнят отрывки из опер Лысенко, его
романсы ‘и песни.

ся поэма «Еретик» с посвящением Шафа-
рику; деятельность Кирилло-Мефодиевского
братства, которая только в недавнее вре-
мя начала получать надлежашее освеще-
ние; работа Михаила Старицкого над пе-
реводом сербских песен и дум,  порази-
тельно перекликающихел с думами и пес-
нями украинскими; потрясающая «Bina-
посестра» Леси Украинки, идущая от серб-
ских эпических сказаний, но отмеченная
печатью мощной индивидуальности, —
все это факты, тоже весьма примечательь
ные. Не менее примечательна и популяр-
ность Шевченко в славянских землях, до-
ходящая до того, что в некоторых из них
песни автора «Иобзаря» записаны из жи-
вых уст, как народные.

Все это говорит о крепкой, несокруши-

мой дружбе украинского народа с хругими
народами славянскими. Крепка и несокру-
шима дружба ваша и со всеми народами
Советского Союза.

В свое время царское правительство де-
лало все от него зависевшее, чтобы  по-
сеять рознь между подвластными ему на-
родами. Во время империалистической вой-
ны запрещено было в Киеве чествование
памяти Шевченко. Этот запрет вызвал
бурную демонстрацию. Демонстрантов аре-
стовывали, и среди них оказывались не
только украинцы, & и русские, белоруссы,
евреи, грузины... И, когха одного из таких
арестованных —— студента-грузина е ти-
пичным лицом и не вызывающей сомнений
фамилией — какой-то полицейский держи-
морда спросил о его национальности, сту-
дент гневно ответил: «Пиши—-украинец!».

Бессмертен народ, бессмермна дружба
народов!

Когда мы узнаем о восторженном вни-
мании блестящего Проспера Меримэ к ук-
раинской старине, к козацкой героике,
к величавому образу Тараса Бульбы;
вогда мы слышим в гениальных твопениях
Бетховена и Чайковского украинские на-
родные мелодии; когда, с другой стороны,
мы вспоминаем, что ряд произведений

— Подай же руку. Козаков!

Т серце чистее подай!

Пристальный интересе Шевченко к на-
циональному освободительному движению

степени неверно! в Чехии, интерес, плодом кяторого являет-

Леси Украинки ‘является проекцией в со-
временноеть древнегреческой, древнерим-
ской, древнееврейской жизни, а ee же
«Каменный хозяин» представляет собой
единолвенную в своем роде версию дон-

ского района Кустанайской области выз
сылают в освобожденные районы 300 го-
лов скота и 4.000 центнеров семян.

SL a ини ЕЕ SFT ихнизони,

жуановской легенды; когда мы присмат-
риваемся к наслелию Ивана Франко и
видим там глубокую самостоятельную раз-
работку мировых судеб, — мы в праве
сказать, что, даже задыхаясь пот жан-
дармеким сапогом, Украина жила полной
творческой жизнью, вызывала к себе го-
рячий интерес и любовь лучших людей
мировой культуры и сама принимала
непосредственное участие в созидания
этой культуры.

Октябрьская социалистическая револю-
ция принесла Украине высочайший лар—
возможность свободно развиваться, свобод-
но творить. И она расцвела, как никогда.
Обмен культурными ценностями со всеми
народами Советского Союза, co всеми
свободолюбивыми народами мира распве-
тил синее украинское небо всеми пвета-
ми радуги. И как же’ могли наглые ду-
шители свободы и творчества, именующие
с@бя  напионал-социалистами, как могли
они, и их жалкие прихвостни, среди ко-
торых ползают, подобно собачонкам, пре-
зренные предатели украинского  нарола,
как могла эта мерзкая свора хоть на ми-
нуту допустить мысль, что в годину
великих испытаний  распалется веками
созданная, великим Октябрем на незыйле-
мые основания поставленная дружба
советских народов!

Как могли подумать эти выролки, что
связанные навеки не только узами крови,
но и во стократ более важными узами
духовного родства славянские народы
не сплотятся именно теперь в единую
семью, как «добрые братья», по слову
певца и пророка всего славянства Тараса
Шевченко! Если немецкому наролу нонз-
добятся в будущем титанические усилия,
чтобы восстановить себя в праве назы-
ваться народом Гете и Шиллера, то
украинский народ е честью носит свое
наименование народа Шевченко и Франко,

братства его со всеми наролами Советеко-.

го Союза. Единение его с0 всеми евоболо-
любивыми народами мира несокрушимо,
ненависть его к кровавым захватчикам
беспредельна. В этом — залог грядущей
победы, грядущей лучезарной радости!

Бесемертен народ, бессмертна дружба
народов!