м ic

» asc ai cai Ванн

БОСНРЕСЕНЬЕ, 3 ЯНВАРЯ 1943 г. №2 (7935)

ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ СССР

Новоюдний отчет

товаришу СТАЛИНУ

С Новым Годом, дорогой наш Иосиф
Фиссарионович

Or всего сердца желаем Вам добрего
здоровья и сил на многие годы.

Кажется, совсем недавно мы пюлписыва-
ли и посылали Вам новогоднее письмо, 2
прошёл уже полный год. Вет снова собра-
лись мы на заводах и фабраках, на рул
никах и шахтах, на транепорте и строй-
ках, в колхозах и еовхозах, в ауднторнях
HECTHTYTOR и учреждениях, во веех тру-
довых коллективах Свердловской области и
снова обращаемя к Вам, наш любимый
вождь и учитель, наш мудрый полководец.

Притиёл час отчитываться перед Вами.
Мы с волнением готовились к этому тор-

него угля, разных руд и редних металлов.
Успешно илёт разведка нефти. Урал —
горнорудный ин металлургический стал
центром и маптиностреятельной- индуетфия.
10 процентов нашей промышленности 69-
<тавляют изпиностроение и обработка ме-
таллов, а в 1941 голу они составила
Beero 44 mponenta.

Хвалят фронтовики нампи танки. Jleii-
ствительно хоропие машины, и схеланы
ониг целиком яз Урале. Руху наз дала го-
ра Высокая и гора Блатолать. Металл для
танков вышлавили и прокатали домении-
ки, сталевары и прокатчики Сверллевска,
Тагила, Серова, Первоуральска, Алапаевки
 и Бушвы. Наши редкие металлы сделали

дественному дню и тщательно  полвелта бууню неуяовимой. Красноуральск, Кирозо-
итоги, как работали, как ворелись, как

трал, Ревда, Каменек-Уральекий снабдили
танкоетрейтелей медью и алюминием. т
лрутих заводов области танки получили
моторы, пушьи, приборы, аппараты, радио-
передатчики, боезапас. И добиваемся тот,
чтобы вскоре заправлять наши тажки меет-
ным горючим. Грузим мы танки на же-
лезнодоюжные платформы, сделанные В
Тагиле. Засыпаем в топки паровозов уголь,
-XOOMITSH  егоршинскими и ботгословскими
горняками. — и получай, фронт, новую!
и i грозную машину! В атаку поведет её
Рады сообщить Вам, что и 919 08Я3а-  крепкий . уральский парень — танкиет,

Е о охетый в наше арамильское сужно, обутый
sai полугодии и а. в саги фабити «Урал-обузь».
шей области и передано Красной Армии: Урал — становой хребет оборонной про-
таков. авиационной тодукнии, пушек и иитленяюстя налей страны. И сделала
инномётов больше в два—в два © пб; ого таким Вата повседневная забота ©
ной раза. Боепритикюв выпушено в два каждом наапем прежтриятии, в трудящих-
; 3 ° ся yoathtax. Сляелали ого таким русские
раза больше, 2 на фронт отгружено в че- оу
три раза больше. Овобенно в десятки раз люди Урала, для которых новогодняя
уветкчилея выпуск одного зада боегрита-  КАЯТВа вождю стала делом чести и жизни.
св. Очень убажают 6 наши фронловики  В ковогоднем письме, а затем в рапор-
и Fackose называют «Катютаейх. . Вель Е те мы уже писали о TOM, Rak героически
ето помощью они безжалостно стирают с Работают бурщик Илларион Янкин, рудо-
липа земли фатистскую мразь. коп Иван _Завертайло, фрезеровщик Дмит-
: ? рий Босый, сталевары Нурулла Базетов,
Снарадами, танками, товнами стали Алексей Сороковой, Ибрагим Валеев, Дмит-
Уральцы священную клятву хоржАли. рий Сидоровокий, модеплавильщик Степай-
Народная доблесть трудом обновляла кин, горновой Carzees, строитель Шалаев,
Старинную грозную славу Урала. железнодорожники Иван Незенин и Раиса
Во многих случаях сделано больше, чем   Киштымова, мастер блехов, предселатель
намечалось по плану, потому ч10 на каж-  колхоза Надежда Анфилофьева, тракториет-
jou mary бойпы трудового фронта векры-  ки Ломна Лалионова и Прасковья Юдина.
вали новые резервы, ставили их на служ- У них в прявычку вошло работать по-
бу обороне. Но не все резервы ещё вокры-  богатырски и других учить. Вокруг этих
ты и не ве возможности использованы.   Замечательных мастеров социалистического
Ведь какой`у нас край, Иосиф Висса-  труда быстро поднимается новая поросль.
рионович! Безмерно богатый край, подлия- Растут новые люди, готовые сделать все
ная жемчужина Советокого Союза! Ещё в Хля фронта, перебороть любую трудность.
первой пятилетке Вы говорили 0б ураль-  Уверенно работает на домне знатная
ских богалетвах, учили, как нужно ИХ уральская женщина — горновой Фаина
осваивать. В 1942 году, выполняя свою! Шарунова. В лютые морозы, туманы и ме-
клятву. мы с удвоенной энергией взялись тели, не сдавая темпов, подают уголь B
3» развитие промышленности и сельского   люки транспортёров богословские эскала-
товяйства. Сердие Урала —торох Свеот- торшики — Никита Агулов и Яков Тупи-
повек стал крупнейшим центром промыти-  кин. Комсомолец токарь-резьбовщик Вла-
ленности, науки, культуры и искусства. лимир Лаврентьев с товарищами неустёнио

держали своё уральекое слове.

На пороге минувшего 1942 года мы
пюдлялись Вам работаль лучше и дать для
фронта вооружения и боеприпасов в два—
три раза больше, чем в 1941 году. Это
обязательство было выполнено уже в пер-
вом полуголии. В полутодовом рапорте мы
приняли  н0в0е обязательство: дать В
оставньиеся месяпы вооружения и боепри-
паюов в полтора — два раза больше, чем в
первом тюлуготии.

Наравне с коренными уральскими заводами совершенствуют свой станок, конструиру-

работают эвакуированные к нам прехирия-
тия и дают продукции значительне боль-
ме. чем давали её на прежнем месте. —

Изменилась наша промьииленность, #3-

ют новые приспособления и инструменты и
выполняют норму на 1.000 процентов. Точ-
но по часам идут поезда, когда их напра-
вляет диспетчер Николай Еремин. По его

женилось и сельское хозяйство. Чёрная и работе равняются многие диспетчеры же-

претная металлургия по заказам фронта   лезных дорог Советекого Союза. Beero 16
освоила много новых изделий. Например,   лет Лиде Китаевой. Недавно она окончила
такме трубы, лист и прокат, какие ранее ремесленное училише, а теперь ведет груп-
на Урале не производились. Сталеплавиль- пу в 32 человека.

тики ваучичись варить сталь любых ма-  Более 11 тысяч пухов хлеба сдали из
рок в’ обыкновенных мартеневских печах.   личных запалов в фонд Красной Армии кол-

уральиее J

Когда нуно выполнить фронтовой заказ
особенно быетро, здеев дорога каждая ми-
нута. Люди об’являют сталинокую фровто-
вую вахту, и тут уже для них нет ничего
невозможного. Они забывают об отдыхе, 0;

здоровье, но неделям не покидают иеха,
пока не выполнят  евоего долга перед
фронтом.

Потребовалось капитально отремонтиро-
вать мощную турбину Средне-Уральской
электростанции. На тзкой ремонт нолагает-
ся 144 часа, но шеф-монтёр Лука Фёхоро-
вич Казак, начальних цеха инженер ПШат-
рушев, бригадир ‘елесарей Сычев co
своими товарищами встали на френтовую
сталинскую вахту, чтобы скорее дать TOK
оборонных заводам. Рептили они закончить
mont в 120 часов, а работали так, что
уже через 84 часа турбина вотунила в
строй. Без сна, без отдыха трудилея но-
жилой седовалосый Лука Федорович и его!
товарищи. И когда поеле работы старый.
мастер уснул, появилась на элевтростан-
циЕ тажая частутка:

Говорят, заснул Казак,
Да не верится никак.

От турбиваиков не отстали и котельни-
ки. Мастеру Вонетантину Алексеевичу Тру-
фанову 55 лет. Неемотря на болезнь, он’
пять суток не выходил из цеха, руковохил
обмуровкой котла и ушел домой тольке
тогда, когда убедился, что стрелюн мажюо-
метра показывают норму.

Есть у нае на болыном танковом заволе
бригадир сборщик Никанор Наполев. Саби-

А в декабре, в дни Ффрентового еталинеко-
го месячника, стал. собирать, по 20—25 уз-
лов. -

Много на Урале таких богатырей труда,
товарищ Сталин. Радостне. было нам уелы-
шать ‘6-го ноября Ваши слова 0 том, что
советеюий народ стая диспинлинированиее,
организованнее, чте меньше становится лю-
дей распущенных, разболтанных. Да, мы
организованы в/ свобм труде, дисциилини-
рованы в борьбе 3a честь и независимость
родины. Не, к сожалению, ‚есть у нас ещё
люди недиениилинированные,  расхлябан-
ные, которые не научились работать по-
военному и славать продукщию для фронта
строго по графику и в номенклатуре.
Имеются и в колхозах руководители, кото-
рые неаккуратно выполняют свои обяза-
тельства перед госухаротвом.

Таких ротозеев и разпильдяев, людей,
лишённых чувства гражданского долга, мы
булем крепко призывать к порядку, чтобы
ие роняли они честь ч славу сталинокого
Урала.

Накануне Нового Года мы клянёмся Вам,
хорогой наш вождь и учитель, работать в
1943 roxy лучше, чем в 1942 голу. Мы
клянёмея выполнять зажазы фронта в рок,
полностью и хорошо. Мы клянбёмся отдать
служению фронта вс> своя помыслы и
  CHABI.

Tleper лицом всей страны, перед лицом
наступающей Красной Армии мы обязуемся
‘в 1943 толу увеличить производство во-
оружения и боеприпасов в два раза по
сравнению с 1942 годом.

Для этого мы увеличиваем мощность
электростанций. увеличиваем добычу угля,
терфа, дров и создаём тажую энергетиче-
скую базу. чтобы можно было ещё быстрее
двинуть вперёд натиу оборонную промыит-

Хозяева мелных гор — пветники хобывают  хозиики Петрокаменского района. Колхоз-
редкие металлы. Химия была у нас рань- пипа артели «Красный Октябрь», Режев-
ме только сырьевой, а сейчас она УЖ ского района, Евгения Афанасьевна Чебы-
поставляет готовую продукцию. Воанивли  кина внесла на постройку самолёта 70.000
новые отрасли промышленности——эт0 т&Я- рублей. Колхозники артели им. 8-с марта
костроение, армастреение, мотаростроение» того же района внесли на постройку са-

6 молбта: Георгий Поликарнович Гладких —

это ппоизводетво пластмасс, кабеля. мот9-
пекло, птизборов и анпалатов тля is iS рублей, Василий Андреевич Глад-
ких — 25.000 рублей, бригадир колхоза

MATH, это резиновая  преуышленность-

Славно поработали напти стриителя. Ско-  «Новая жизнь», Камышловского района,

POCTHEIMT воемными темпами построены! Александр  Филинпович  Верзилов BHec
108.000 рублей.

сотни тысяч жвалратных метров. промыш-
ленных площадей От сельского хозяйства! Тысячи таких замечательных людей
рабочих и работниц, колхознияев и кол-

области Краепая Армия и промыпьленные
пейтры получили в три раза больше 989-  хознии, ученых, инженеров и техников,

тей я в Ima паза большие картофеля, чем
в 1941 году. Уральские волхозниюи сеют
п сахаюную евеклу. махорку, и каучуко- славижись на Урале. патриотичеевими по-
носы. Сев и уборка. несмотря на трулНо- двигами и упорным, напряженным п0в03-
сти военного” времени, провелены быютрее, дневным трулом.

—

позиторов, художников, слу жаших——про-

учителей, врачей, писателей, артистов, ком-

ленность, новые ломны и мартены ведём
в строй,  превратим железнодорожный
транспорт в подлинное передовое предири-
ятие, подготовим в 1943 rogy богатый
урожай и дадим государству белыше хле-
 ба, овощей, картофеля, мяса, молока и
шерсти.

42-й вошёл в семью столетий, }
Прославленный боями и трудом.

Й вновь теперь, встречая 43-й,

На Сталинскую вахту мы встаём.

Дадим наступающей Красной Армии от-
личное вооружение и снаряжение для окон-
чательного разгром» фаптиетеих  мерзав-
цев!

Велики наши задачи, но и силы велики,
а преданность родине неизуерима. Твердо

нас, товарищ Сталин!

‘город Великие Луки.

рал он зз смену но 5—6 узлов машины.

заявляем: сделаем! Можете положиться на

На подступах
к городу

Шоссе на
веталоеь позади.
Тах и тут валяются  сторевшие Fe ren-
кие автобусы, сфитые немепкие самолёты,
разбитые автомалиины со знаками и гер-
бами убежавитих отсюда всевозможных не-
Мелеих «фюреров». Веё ближе артилле-
рийекая канонада, — вилны уже воныш-
ки выстрелов, чёрные клубы разрывов,
сльмина пулемётная и автоматная трель.
— Как проехать на Пронино?

— Bor это самое Пронино и cers!
Толый холм. На месте населённого:
пунюта не осталось даже обгорелых пе-
чей. Кругом вее деревни не только выж-
жены, но и вспаханы артиллерией. Кра-
сивая когда-то холмистая равнина вокрут
Великих Лук ныне имеет печальный вид.
Это сделали пемцы, разорявшие и разгра-
бивигие наши ела и старинный русский

Невель и Новосокотьники

Momeni ударом разрубив  немешкую
оборону севернее и южнее города, наши
части методичными, чётко организовазны-
ми действиями неуклонно охватывали
Великие Луки, били врага. В течение
буквально нескольких дней они взяли го-
ред в стальное кольцо.

Волыие года хозяйничали немпы в Ве-
ликих Луках. В течение года после того,
Rak налти войока прошлой зимой далеко
отброетли противника or берегов озера
Селигер, немцы строили здесь укрепления,
отлично понимая, что рано или поздно им
`придётея встретиться злесь © натиском с0-
ветских бойпов.

`Врат опоясал город минными полями,
несколькими рядами проволочных заграж-
дений, линиями укреплённых блиндажей и
дзотов, сосдинбниых тралинеями. Мало того,
он соорудил укреплённые огневые точки В
железнодорожных насыпях, в подвалах
домов, поставил пулемёты на водонанор-
ных башнях и всех выгодных высотах.
За толстыми стенами церквей, тюрьмы и
старых купеческих домов немцы  созлали
целые крепости, насытив их не только
мошными  пулеметными бредетвами, но и
артиллерией. 120 лзотов прикрывали го-
род с востока и севера. Отень этих дзотов
усиливалея огнём вкопанных в землю тан-
ков. Многие десятки орухий были зама-
скированы на окраинах города.

Великие Луки — важнейший узел же-
лезных и шоссейных дорог. Здесь схохят-
ся четыре железнохорожных магистрали и
больша десятка крупнейших грунтовых
автомобильных дорог. Рорьйа за этот узея
H Ha подступах к нему носила 0с0бо оже-
 сточённый характер. НЧемпы сопротивля-
лись с такой яростью, на какую толкает
только отчаяние. Многие пункты по не-
‘скольку раз переходили из рук в руки.
Враг изо всех сил пытался вернуть утра-
ченные позиции и устоять на тех, куда
его отбрасывали в эти дни наши войска.
Врат вынужден был оставлять рубеж за
рубежом. Но, пятясь всё далыше на запад,
он беспрерывно прелпризимал контратаки.

Немецкие самолёты не раз сбрасывали
в Великие Луки вымпелы, параяпюты с
трузамя. Пять тюков ветром отнесло в
нашу сторону. В них оказалиеь медика-
менты: вражеский гарнизон нёс бозьчие
потери и остро нуждался в медицинской
Монти.

Делая отчаянные попытки прорвать
‘кольцо нашей блокады и пробиться к
осажлённому в Великих Луках гарнизону,
немпы перебросили сюда с других участ-
ков фронта 8-ю танковую дивизию, DAT
свежих частей и ещё ло 70 танков.

Титлеровцы рвались к блокированному
городу, но усилия их были тшетны. В
упорных боях Ha подступах к Великим
Лукам наши бойцы и командиры показали
примеры поключительного геройства.

Командир. пулемётного . подразделения

с груюй свонх бойцов в одном бою уни-
чтожил три вражеских танка и олин танк
подбил. Горстка бойцов, окрылённая этим
успехом, преслеловала разгромленного вра-
Ta и неожиданно оказалась в окружении.

чем,в 1941 голу. Новогодний отчёт обсуждался на всех ‘предприятиях, в колхозах,
На узнают родимых мест уральны-фрон- МТС, совхозах, учреждениях и учебных заведениях Свердловской ,

торики. когта оки © побелюй вернутея 10- области.

м6й. Открыты новые месторождения вамен- Следуют подписи 1.480.920 человек. i

sAUEREDA ATS AUGGRDAT THANE ESTES я

УКАЗ. ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО
О награждении орденами и

=

мелалями СССР начальствующего
и рядового состава авиации дальнего действия Красной Армии

3. Капитана Хрустаяева Павла Павловича.
. Гвардии капитана Ченушиина Александра Андреевича.
_ Майора Черничение Всеволода Григорьевича.

Майора Шепошникева Александра Ивановича,

‚ Капитана Юрчениз Петра Аксентьевича.
. Капитана Якушкина Степана Андреевича.

ОРДЕНОМ КРАСНОГО ЗНАМЕНИ

Младието лейтенамта Аверина Виктора Ивановича.
р ан лейтенанта Акимова Мизаила Аппреевича.
. Йейтенанта Анимова Оемана Акимовича.
Старпюго лейтенанта Алгазина Александра Кузымича.
Папитана Аленёеева Георгия Алексанлровича.
Капитана Аленсаева Максима Николаевича.
Младшего лейтенанта Алексанирова Николая

‚Лейтенанта Анисимева Ивана Ивановича.
Тейтенанта Анициого Анатолия Афанасьевича.
Старшего сержанта Антипова Алексанара Сергеввича.

Уганинего лейтенанта Баженова Глеба Фёдоровича.
Капитана Баженова- Михаила Антреевича.
‚ Старшего техника-лейтенанта Балашова Фёдора Иоснфо-

Канитала Баленко Алексаняра Алексеевича.

Млалшего лейтенаята Барсукова Степана ГазриуюригтА.
Лейтонаита Батакова Николая Алексанарювичаь.

. Майора Безбожного Василия Митрофановича.
Лентрененга Безбокова Влалимира Михайловича.
Младиеего лейтенанта Безбокова Юрия Михайловича.
Капитьит Беликова Ивана (Сергеевича.

СОВЕТА СССР

Григория Ивановича.

Шароновза Василия Васильевича

Васильевича.
Анпрюшина  Алексаетра’

лейтенанта

С разных сторон немцы ударили из авто-
матов. Олнако командир Июль He pacte-
PALA.

— Гранаты! — скомандовал он.

Й сам, метко мМюсив гранату, уложил
на месте четырёх. фашистских автоматчи-
ков. Оставшиеся в живых гитлеровцы
удрали. Бойцы продолжали преследовать
немцев. Шкиль пробрался в подбитый
танк. находившийся в расположении` вра-
та, и! открым огонь из танковой пушки.
Отважный советский воин выпустил по
немцам 45 снарядов, поднял панику в
стане врага и вынудил его очистить ру-
беж.
Продолжая уничтожать великолукскую
группировку врага, наши войска успенгно
отражали ожесточённые  контратажи его
¢ запала. Наши бойцы полностью разгро-
мили немепыий гарнизон, блокированный
в районе Шелковое Там было уничтожено

т. Шкиль, недавне принятый в партию,

Как были взяты Великие Луки

(От специальных корреспондентов „Известий“)

Захваченный на улинах город» в плен   доме.
обер-ефрейтор Вальтер Гигенс заявил:
— Наш полк прошёл через Бельгию,   пев гранатами и овладевают ешё

На поле боя раздаётся «ура», и

бойцы врываются в дом. Они громаят нем-

одним

Голландию и Францию. За весь поход про- укреплённым узлем врала.

тяжением около двух тысяч километров

TO полка не стало.

Hamu части всё
сжимали  кольно вокруг
вражеской группировки.

ликих Тук.

° Уличные бои

реБо отбрасывает зловеший свет лачеко
окрест. В городе шли уличные бои. Окру-
жеённые непронинаемым кольцом наших
войск, несколько тысяч фалпистских голо-
ворезов оказывали яростное сопротивление.
Чтобьр избежать напреаеного кровопро-
лития, Hallie командование  поелало в
осаждбнный горел парламентероюв с пред-
ложением сдаться. Нарламентёры BoeBpa-
тились без уловлетворительного ответа.
Бой разгорелея c новой силой. Бойцы
и командиры рвались вперед, премя укде-
планные точки врага. Уличные бой с
важным часом становились ве оесто-
чаниее. Ярость их чувотвовалаюь уже при
под’езяе к городу. i

... Кочки замёрзшете болота между вы-
сотками. Мелкореслый соещяк. Шюх двух-
метровой <осенкой силит телефонист ба-
тареи. Железный бочонок, превратёзныей
в печку, топится под открытым небом,
обоправая ноги  телефониета. Безостаню-
вочна передаются распоряжения командо-
вания, и дула орулий, обращённые в
сторону тей половины города, которая за-
HATS немпами, почти беспрерывно изры-
тают отень. Баларея участвует в улич-
ных боях, облегчая работу налтих бой-
цев.

Орудия громят огневыю точки врата.
На наблюдательном пункте у самого раж-
положения  немпев сидит т. Долгий и
корректирует огонь. Вот в центре опор-
ного немецкого пункта на острове реки
Ловать, у старинной крепости, тие укре-
пились немцы, Долгий обнаруживают mre-
стаствольный  ManOMeT врата. Миномёт
бьёт по нашим орудиям, вымвинутым на
прямую наводку. Минье ложатся вокруг
наблюлательного пункта. Долгий передаёт
свои наблюдения на батарею, и командир
Соколенко приказывает.

— Огонь!

Опудия старето сержанта Нечаева и
сержанта Яковлева сю второго  снаряха
  накрывают вражеский миномёт, и эн
взлетает на возлух. За ним векоре сле-
дуют немецкие пупгки, расставленные В
крепости, и дзоты в разных чаютях вра-
жеского укрепланнюго_узла. Орудия на-
ших батарей работают с полной натруз-
кой, имея точно указанные цели. Стар-
ший сержант Нечаеь и сержант Яковлев
скзнули пгинели, им жарко. Бымтуская из
бвоего врудия снаряд за cHapaieu, He-
чаев кричит Яковлеву: .

— Давай, помогу!

№ Яковлев и сам прекрасно справлял-
ся с залачей. Сноровка обоих артиллери-
стов вызывает восхищение. Метким огнём
они ЛИКВил али Много опневых точек
врата и MITORMIN Tad гестапо.

Вея западная часть порода была уже
освобождена. Но враг укрепился в BO-
сточной его части, в районе железвюдо-
рожного узла и старой крепости. Все до-
ма немпы постарались превратить в ук-
репланные пункты, и нашим бойцам при-
шлэсь вести борьбу не только за каждый
квартая и дом, но и за каждый чердак,
полвал, за кажлое окно. .

Осажаённый врат ещё надеялся на по-

мещь C ща на IPOD BIB наитето
вольца 6 “Sal aka

И юго-занайа.
Олнзко понытки наземных и возхуптных

сил врата ветретили сокруптительный от-

и лётчиков. Сбито было немало немецких
самолётов. Наши бойцы, ликвилируя не-
хепкие гнёзда, всё глубже проникали в
город, отвобвываяи улицу за улищей и,
форсировав реку Ловать в пентре города,
ворвалиюь в восточную часть Великих
Лук.

Гул уличных схваток,
сльшиен © холма, за которым находилаеь
исходная позиция наяпих танков. Город
был виден, как на лалони: церкви, за-
волские трубы, дома. Вон лом с выгокой
крышей чуть правее водокачки. В нрд-
валах его силят неменкие автоматчики.
Из тех же подвалов.
торчат дула немецких  противотанвовых
пушек. Левее — три церкви и крепость,
rie укрепился враг. Бой  разгораетея у
дома справа. Немцы отчаянно  сопроти-
валяются.

На помошь нашим бойцам спептаттан-
кисты. Машины экипажей Черкасова,
Соловьева и Петрова стремительно вырьы-
ваютея из-за бугра и, окутанные  CH3bIM

отлично был

свыше 1.000 немцев И захвачены боль-
we трофеи, в точ числе 5 танков, 37
орудий и 18 шестиствольных миномётов.

чик.

Майора Артемьева Алексея Степановича.
Старпгину Арутюизза Ватрама Левонорича.

нанта Астафьева Василия Сергеевича.

Бабенко Андрея Демьяновича. .

. Лейтенанта Ахматова Иторя Гриторьевича.

нанта Белоуса Николая Ариегьераяча.

Тахника-лейтованта Беспалого Hinata Фёлоравича.

(Продолжение. Начало см. «Известия» от 1 января). fee
«
ОРДЕНОМ ЛЕНИНА 86. Майора Чумаша
50. Гкардии старшего лейтенанта Мальниченко Евгения Ивано- 871. т
вича. ree Гвардии майора
51. Канитана Меснянкина Константина Яковлевича 89
52. Старшего лейтенанта Митрошина Василия Трофимовича. 90
53. Майора Месолова Алекеандра Ильича.
54 Капитана Нурмухамедова Курбана Хзрисовича.
55. Гвардии майора Опалева Влалислава Георгиевича. а: 2
56. Гвардии старшего лейтенанта брлова Михаяла Яковлевича. 2.
57. Старшего лейтенанта Паращенке Феодосия Карповича. 3
58 (Сларшего лейтенанта Петриченко Николая Моисеевича. 4.
59. Гварлии майора Петушнева Алексея Свиридовича.   В.
60 Лейтенанта Платонова Константина Петрорича. р
6! Гвардии стариего лейтенанта Полежаева Семёна Антоно- 7.
Buia. 8. Гвардии млелшего
62. Гвардии старшего лейтенанта Понемарчуна Маркиана Гав- Васнаъевияя.
риловизча. 9.
63 Майора Пронина Михаила Евтроповича. 10.
64 Майора Радчука Павла Петровича. 11.
65 Старшего лейтенанта Решетникова Василия Васильевича. 12.
$‹ Млалиего лейтенаята Рощенно Владимира Федоровича. 1
67. Гвардии старшето лейтенанта Рубцова Николая Иванозича.   14. Старшего лейте
28 Капитана Савонова Николая Вабильевича. 15
69. Капитана Савченко Павла Павловича. 16 Поллелковника
70. №рйтенанта Семенко Алексанлра Петровича. 17.
71. Crapmero лейтенавта Сенатора Василия Трофимовича. 13.
72. Гвардии старшего лейтенанта Степаненко Николая Ивано-’ 19
Bird.   виа.
73. Майора бушина Николая Ивановича. 20.
4. Гвардии’ капитана Ткаченко Андрея’ Яковлевича. 91
= Лойтенанта Трофимова Феликса Максвмовича. 22.
76. Майора Урутина Михаила Николаевича. 23
77. Tanerana @époposa Edinwa Ocunopwya. 54.
78. Гвардии майора Фуделя Вячеслава Николаевича. - 25
79. Гварляи младието лейтеналта Харитонова Николая Ни- 26.
колаевича. 3   27. Отаритего лей
80. Гвардии майора Хартюка Бориса Анареевича. 2$.
$1. Майора Харченко Николая Давыдовича.
32 Капитана Храпова Петра Ивановича.

(Продолжение следует).

; #
ВЕЛИКИЕ ЛУКИ. Наши бойпы выбивают немцев с железнодорожной станции.

Pere военного

дымом, мчале» в самую гущу боя. Скоро
они доститают места схватки и с хода от-
крывают огогь по врагу,  засевшему в

корреспондента «Известий» Н, Максимова.

мы имели только одном убито и шесть прерыв немецкой
раненых. А под Великими Луками наше- города,

Город рядом, за цепочкой халмов. Нал шевлением
ним огромное облако дыма. Багрювое за-гекий горед. Отбивая лом за домом, квар-

пер 0 стороны наших бойтюв-гвардейцев

вровень в землей!

натам,

танкисты обеснечили
обороны на окраинах
неожиданно появляясь перед ег-

Славные наши

невыми точками врага и расстреливая их
плотнее и плотнее в упор. Экипаж танка, которым коман-

блокированной дует т. Черкасов, первым ворвался в г-
В течение не- род. За ним грозные советские машины,
скольких дней бойны уничтожали опорные подавляя огнём и гусеницамя вражеские
пункты врага и ворвались на улицы Ве- ‘огневые

точки в блиндажах и дотах,

прошли по улицам западной части горо-
да ло реки и прорубили дорогу нашей
пехоте. .

Наши бейцы с исключательным воеду-
очишали от фашистов рус-

Тал за кварталом, они окружили основной

очаг неприятельского сопротивления —
кренюсть.
Враг был ‘уперен, настойчив, но co-

ветскив воины показали себя eme более
настойчивыми.

В городе еще находились сильнейптие
очаги вражеского сопротивления, но к ве-
черу командные пункты отдельных на-
ших подразделений’ разместились на ули-
wax города. На Саловой уже работала на-
ша комендатура. Город Whaat; каждая
улица занятой нами части его прострели-
валась немцами. Но советский комендант
Великих Лук т. Примостко уже принимал
поеетителей,  заботилея 0 порядке на
освобеждённых улицах.

Сила налиего натиска была отромна. И,
несмотря на отчаянное сопротивление
врата, законавиегося  тлубоко в землю,
пох городские улины, бойцы и команли-
ры знали, что горох будет окончательно
очищен, что враг будет уничтожен.

Штурм начался утром. Наши артилле-
риеты открыли сокрушительный огонь.
Многие батареи выхвинули своих наблю-
дателей в боевые порядки нашей пехоты.
Немпы открыли ответный  отонь. Олнаке
отневые точки их гасли одна за другой.
Тысячи нангих снарядов и мин крушили
и коверкали укрепления немпев.

Й снова поднимается пехота.
пвинулиеь вперёд, прорвали вражескую
оборону и смело проникли. в глубь её.
Жрасноармейцы под команиованием т. Вор-
ниенко били врата се фланга и тыла. Бой-
цы ударили по противнику < севера и вы-
били его сразу из лесяти кварталов. Оня
действовали  пегурмовыми  отралами. (9-
ставленный из автоматчиков, снайперов,
саперов, пулечётчиков и артиллеристев,
каждый такой отряд имел все средства для
того, чтобы самостоятельно решать боевые
залачи.

Наетунление шло одновременно св всех
сторен. Немцы метались в отневом меш-
ке. Завязалась жестокая борьба. Пови-
мая, что выхода у них нет, гитлеровцы
дрались остервенело. Они отрызалиев ог-
нём отовеюлу — с чердаков, из полва-
лов, с колоколен, из  подворотен, ям и
дзотов. Но ничто не могло остановить
наших бойцов. Они нолбирались к немеп-
ким дзотам и заваливали амбразуры их
метками с землёй, блокировали отдель-
ные очаги сопротивления, истребляли не-
менких солдат и офицеров. Напряжение
боя He ослабеле и ночью. В зареве ие-

Бойцы

жаров шло настойчивое,  метолическое
истребление врага, He пожелавшего
сдаться.

Следы варваров

В канун нового года наши части по-
сле репшительного петурма разгромили по-
слелние узлы вражеского сопротивления и

овладели городом и железнодорожным
узлом Великие Луки. Немецкий гарнизон
истреблён.

Улицы освобожаённого города представ-
ляют груды развалин. Они разгромлены и
выжжены. @рели пожариш,  подсеченных
енарялами столбов и путаницы проводов—
немецкие грузовики,  повозБи, подбитыю
орудия,  шестиствольные  миномёты, 3е-
нитные пушки, масса другого оружия,
 боенрипасов и огромное количество трунев
немецких соллат.

Великих Лук рассказывадот об издеватель-
ствах немцев над ними, особенно усилив-
игихея < началом нашего наступления. Все
жители выгонялись на каторжные  ра-
боты. Веех особенно «неблатоналёжюных»
немцы согнали на остров среди реки в
центре города и замерли там в вонючих
ямах, обрекли на медленную голодную
смерть. Многих, в том числе и детей, рас-
стреляли или повесили. Немцы замучили
лочь Анны Ивановны Смирновой, в про-
шлом работницы вагоноремонтного заво-
да. Они пытали левочку, добиваясь, чтобы
она выдала партизан. Ho советская де-
вочка © презрением смотрела на палачей
и горло заявила:

— Умру, во ничего не скажу!

Изверги расстреляли её.

Из мести немцы жгли деревни крутом
и лома в городе. Они заставляли жителей
есть дохлых лошадей и коек. Надежда
Тавриловна Ростиславекая без слез не мо-
жет вспомнить пережитое при немцах.
Они ворвалиеь к ней в лом, разорили ет.
Они пазлевались и голые ходили по ком-
а женшин  застазляли  сялеть ©
ними рялом. За неповиновение  хлестали
металлической плетью. Гололом и утгроза-

ми Земпы вымоняли русеких женшиЕ и
  дев
‘хаты насиловали их. Нелты
  Tarp,

ек на передовую линию, п там сол-
разгромили
библиотеки и все культурные уч
режления горола,.

По ночам и на рассвете в городе то
там, то тут раздавались лушеразлирало тие
крики и вопли отчаяния. гремели выстре-
лы. А днём жители вилели поветенныиея
ий раестрелянными ни в чем не повинных
своих соседей. Ha Центральной плопталия
немцы соорутили две виселицы. № специ-
альному столбу они привязывали измучен-
ных советских людей с табличкой на гру-
ди: «Я не полчинился германской армии».

Жители города < нетернением ждали

‘избавления от немецкого ига, ждали при-

хола Ираеной Армии, верили в её победу.
И Краеная Армия приста.
Нат Велижими Луками снова развевает-
ея советекий флаг. у
> А. КУЗНЕЦОВ,
капитан П. КОРЗИНКИН,
майор М. КРУГЛЯНСКИЙ.
ВЕЛИКИЕ ЛУКИ, 2 января.

Упелевигие от неменкого разбоя жители ~

—