la
it

TeSRRTET

ЭТ =

ор

I~
4-

4-

p=
=

b>
vit
oT

A-
ro

I
HO
me

tH-
(hl.

1a
bi
ую
eB,
ух.
46-
Ta:
eh
[hl-
‚КЕ

iT
03-
тот
qa
Hi

gi

wil

ЧЕТВЕРГ, 9 АПРЕЛЯ 1949 г. 1% 83 (7763)

ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ СССР о
О

Дневник весеннего сева

—

О семенах
клевера

Карагайскому району Молотовской обпа-
(ти для того, чтобы выполнить установ-
ленный план клеверосеяния, нужно 448
центнеров семян клевера. Подготовлено
же к севу в районе не больше 150 цент-
неров,

В чем дело? В районе не было оставле-
но семенникоз? Был плохой урожай? Ни
то и ни другое. Каждый нопхоз оставил
на семенники от 10—15 до 25 гектаров
семенников. Они были в свое время y6.
раны. Однако обмолота семян в районе
своевременно не организовали и He вы-
терли семян. Многие колхозы  пренеб-
регли этим важным предвесенним меро-
приятием и отложили подготовку семян
клевера к посеву, как дело «второстепен-
Hoe», на более позднее время. В резуль-
тате Карагайскний район, несмотря на
полную возможность, не обеспечил себя
семенами, поставил под угрозу выполне-
ние плана клеверосеяния,

Такое положение характерно, к coma.
пению, не только для одного этого райо-
на Мопотовской области и не только для
этой области. В прошлом году в Молотов-
ной обпасти было заготовлено к 20 мар-
та 11.530 центнеров „семян клевера, а в
этом году к тому же сроку заготовка со-
ставила 7.386 центнеров.

Кировская область — одна из основных
клеверосеющих областей Союза, Она сна
жает семенами многие другие области.
Но и здесь заготовна семян идет крайне
плохо. Вместо 23.200 центнеров, заготов-
пенных на 20 марта прошлого года, в
этом году на тот же срок было заготов-
пено всего 9.349 центнеров. В два раза
меньше заготовили семян клевера колхо-
зы Горьковской области. Между тем все
это — районы, имеющие в яровом клину
значительный удельный вес посевов кле-
вера.

Затяжна заготовки семян клевера совер-
шенно недопустима. Нельзя забывать, что
план развития сельского хозяйства на
1942 год предусматривает большое расши-
рение посевов кормовых культур, и пре-
жде всего трав, Зтого требуют интересы
развития животноводства, этого требуют
интересы борьбы за высокий урожай, по-
скольку клевер, люцерна и другие травы
явпяются прекрасными предшественника-
ми для многих — сельскохозяйственных
культур, в частности технических.

И если в этом году колхозы неплохо
справились с заготовкой семян люцерны,
в четыре раза больше, чем в прошлом
году, запасли семян пугопастбищных трав,
то во что бы то ни стапо допжен быть
выполнен и план заготовок клевера.

BEADYHBOINCR B предмайское соревнование,
мануфактуры комсомолка п. М. Кабаева (слева) и М. К. Мартынова систематически

перевыполняют производственные з
доноров.

ватерщицы нрядильной фабрики Трехгорной

адання. Обе советские патриотки вступили в ряды

Фото П. Николаева.

Ожили поля

Весна в Хорольском районе началась

рано, но недружно. По ночам не прекра-

Колхоз «Красный Восток» засевает свы-

‚захстана в дни

Завод работает
ритмично

ОМСК, 8 апреля. (По телеф. от соб.
корр.). Коллектив завода, где директором
т. Борисов, по-боевому выполняет предмай-
ские обязательства. Програмна первого
квартала выполнена досрочно, к 21 Map-
та, на 113 проц.,
116 проц.

На заводе, работающем ритмично, вы-
росли тысячники. Токари Гайдюк И. и
Змеев Н. недавно добились замечательных
успехов: Гайдюк выполняет производет-
венное задание на 1.050 процентов, Зме-
ев-—на 1.020 пропентов. Токарь Леонть-
ева, вступив в соревнование, начала ра-
ботать на двух станках и перевыполняет
производетвенные задания в два с лиш-
ним раза. Мотористка Колоскова Варвара
перевыполняет задания в пять раз.

По Советскому
Союзу

* Около 500 песен сложили акыны Ка-
великой отечественной
‚войны. Они воспевают  беспримерную
` храбрость воинов Красной Армии, слав-
‚ные дела гвардейцев тыла. Лучшие из
  тих произведений вошли в сборник «Гнев
народа», выпущенный на русском языке.
Внига открывается песней Джамбула «В
чае, когда зовет Сталин».

* Подсобные хозяйства ‘угольных руд-
ников Средней Азии расширяют в нынеш-
нем году свою земельную пзощадь. В го-

ше 5.000 гектаров. Еше с осени члены рах Тянь-Шаня создается животноводче-

щаются заморозки, временамя выпадает! колхоза решили увеличить посевную пло-  ский совхоз. Он будет снабжать шахтеров

снег, тем не менее на полях уже кипит!
работа. Трактористы  подвозят бочки
горючим, запасалотся водой. Из колхозов!
тянутся целые 06б0зы подвох, доверху на-
груженные боронами и плугами. В меш-
ках на крытые полевые тока развозится
семенное зерно. Около полевых ватончи-
ков дымятся кухни-земхянки, где хлопо-
чут бригадные поварихи.

— В поле, как на фронте, хорога каж-
дхая минута, — говорят колхозники, -— &

мы теперь должны жить не иначе как! НИе 12 — 15 дней.

по-фронтовому.

щадь почти на 1.000 гектаров. Весна

предстояла напряженная и колхозники
по-боевому начали готовиться к ней. Бри-

гадиры Дмитрий Рева и Фелор Бабченко! чевых культур, риса,

Конюх Яковенко
Вее

хозники обязались закончить сев в тече-

Прихох весны встретили во всеоружии

Слова хорольеких кожхозников не рас- # другие колхозы района. Хорольский

ходятся е хелом. Первые весенние хни они  Район — самый крупный зерновой район! ревыполнила план первого квартала,

мясом. На реках организуются рыболовещ-
  кие бригады. Во всех хозяйствах нача-
лись полевые работы. Посевы овощей, бах-

работал за ки для иняивидуальных отородов горняков. рупено вооружение, порвана

* На разведни нефти в Башкирии вы-
  едут нынешней весной семь  геологиче-
  ских партий. В центральной части рес-
публики будет произведена геологическая
с емка обширной плошади — более 1.009
квадратных километров.

* Легкая промышленность Армении пе-

используют по-боевому. Еще недавно на  Приморья. Его колхозы в нынешнем году пущено продукции на 11.247 тысяч руб-

полях колхоза имени Аникеева было пу-  обязались засеять дополнительно 17.000 лей. По сравнению © тем же кварталом`

Для этого прежде всего необходимо об- СТЫННо и глухо. Теперь поля ожили. По- Гектаров, что составляет почти по ‘1.000

и выте-
ащин для

молотить все семенники клеве
реть все нлеверные семена.
этого в колхозах достаточно. В той же
Мопотовской области, например, нет поч-
тн ни одного такого колхоза, который не
имел бы конных мопотилпок с клевероте-
рочными кожухами. Все они допжны быть
пущены на полный ход. is
Большую помощь обязаны оказать в
stom деле МТС. Молотилки многих из них
давно уже освободились и могут быть
поставлены сейчас на обработку клевера.
Там, где нет возможности пустить их в
работу на механической тяге, надо при-
способить их для работы на живом тяг.
ле, как это сделано в некоторых районах
Татарии.

Ислхозы клеверосеющих обпастей име-
ют еще время, чтобы значительно попоп=
нить свои запасы  клеверных семян. И
зо должно быть обязательно сделано.
План сева клевера должен быть выполнен
каждым районом, каждым колхозом.

ts ee eae
Колхозные пчеловоды

ЧБАЛОВ, 8 апреля. (По телеф. от cob.
корр.). Пчеловодство при правильной ор-
ганизации может быть  высокопродук-
тивной отраслью сельского хозяйства. 06
этом свидетельствуют достижения передо-
вых колхозов Чкаловской области, Кол-
хозы Бугурусланского района собрали в
уинувшем году со своих пасек 73.740
килограммов меда, колхозы Шарлыкского
района—47.477 килограммов и Асекеев-
(кого района — 47.310 килограммов.

Наибольших успехов добилась паесека
колхоза «14 лет Октября» Шарлыкского
района. Бригадир пасеки — знатный пче-
ловод-орленоносец, участник Всесоюзной
сельскохозяйственной выставки И. Ми-
ляев. На его пасеке 75 пчелосемей. Ва-
вой сбор меда в 1941 году составил
6.500 килограммов при плане 3.000 ки-
лограммов. Бригаде тов. Миляева, состоя-
щей из трех человек, колхоз выдал
700 килограммов меда в качестве допол-
нительной оплаты за перевыполнение
плана медосбора.

Бугурусланском районе
хополнительную оплату получили
редовых пчеловодов.

В нынешнем голу пчеловодство Чка-
вской области будет развиваться еще
более интенсивно: количество пчелосемей
будет доведено xo 40 тысяч.

высокую
пе-

Горняки в предмайеком
соревновании

РОСТОВ-на-ДОНУ, 8 апреля. (По. телеф.
от соб. корр.). Коллектив крупнейшей в.
Донбассе шахты им. ОГПУ лосрочно вы-
полнил план восетановительных работ.
Шахта на четыре AHA раньше срока
выхала уголь на-гора. Горняки обязались
в ближайшее время повысить выдачу
угля стране.

Предмайское соревнование рождает но-
вых героев труда и на других шахтах
комбината «Ростовуголь». На шахте «За,
индустриализацию» норма для выгрузчи-
ов 13 тонн, а Токарев отбивает и
грузит до 50 тонн антрацита за смену.
На шахте имени Фрунзе развернулось’
социалистическое соревнование лав. На
первом месте бригада мастера Серикова.
Он выдает болыше двух норм в смену.

Подвиг котельщика
Николая Донец

УФА, 8 апреля. (По телеф. от cob.
корр.). На одном паровозе оборвалась pac-
порная связь огневой коробки. Чтобы. ус-
транить неисправность, необходимо было
расхолодить локомотив и обречь его ми-
нимум на 8-часовой простой. Котельщик-
стахановец Николай Донеп решил устра-
нить дефект паровоз» в горячем состоя-
нии. Несмотря на то, что температура в
топке была высокая, Донеп залез в топку
Е за несколько минут устранил неисправ-
вость.

явились бригадные

стов. Под навесами сложены мешки с ЖЫЙ колхоз.

семенами. Два трактора, поднимая кху-

вагончики трактори-! Гектаров дополнительного посева на каж-

Но хорольекие колхозники
умеют бороться с трудноетями. Они свое-

бы пыли, распахивают целину. Лошади ВРеменно отремонтировали весь сельеко-
боронят зябъ. Подростки развозят по делян-  хозяйственный инвентарь, 4.000 центне-

кам семена. _ Две сеялки идуг за тракто-рюв недостававших отдельным

колхозам

ром. В первый же день полевых работ  семян пополнили межколхозным обменом,
аникеевцы засеяли около 50 гектаров   вывезли на поля свыше 10.000 тонн нз-

яровой пшеницы.

в03а, собрали и вывезли 85 тонн птичьего

Неподалеку расположен колхоз «Крас-  помета, 65 тонн золы, 214 тонн фекалия.

НЫЙ к». Его земли еше два дня на-
зад были, как камень, тверды, и, казалось,
надо ждать несколько дней, пока они
отогреются. сегодня и здесь уже ихет
работа. 10 пар лошадей и 3 трактора

0бе машинно-тракторные станции района
уже давно закончили ремонт тракторов и
восстановили из числа старых, голами
бездействовавитих, 23 трактора.

встали в борозду. Земля под теплыми! Хорошая подготовка к полевым работам

лучами солнца быстро оттаивает. {

озволит хорольским колхозникам успеш-

— Теперь работа пойдет, — уверенно  0 справиться с весенним севом 1942 года.

говорит председатель колхоза Бондарен-
ко. — Зиму провели не зря.

Й председатель начинает рассказывать
о проделанной работе.

Н. ЗАГОРОДНЫЙ,
соб. корреспондент «Известий».

ХОРОЛЬСКИЙ РАЙОН (Приморье),
8 апреля. (По телефону).

Сев хлопка в Туркмении

АШХАБАД, 8 зпреля.
соб. корр.). Успешно идет сев хлонка в
бадская область, выполнившая больше
двух третей плана, затем Марийская —
около пятидесяти процентов. Каждый день
увеличивается число передовиков сева.
Впереди идет  Тахта-Базарский район
Марыйской области, выполнивший уже
95 процентов плана. Не сеголня—завтра
этот район завершит сев. Пример Тахта-Ба-
зарского района очень поучителен. Район
начал сев, не будучи вполне подготовлен.
В первые дни наблюдались простои трак-
торов, различные организационные непо-
ладки в колхозах. Районные организапии
быстро учли ошибки, на ходу устранили
недочеты. Чтобы обеспечить  бесперебой-

Туркмении. Первое место занимает Ашха-!

(По телегр. от  ную работу тракторов, в районе быти ор-

танизованы передвижные мастерские, на-
лажена круглосуточная проверка тракто-
ров. К работе привлечены  колхознипы-
трактористки. Наконец, стало широко
использоваться живое тягло.

Сегодня успешно завершили сев тракто-
рами две МТС Ашхабалекой области —
Геок-Тепинская и Тедженская вторая.
Выполнил план ряд колхозов Ташаузекой
области. Сев хлопчатника идет е неосла-
бевающим пох’емом. Работа на полях не
прекращается и ночью. Трактористы, кол-
хозники и колхозницы горячо соревнуют-
ся, чтобы самоотверженным трудом вне-
сти больший вклад в дело укрепления
могущества родины.

прошлого года продукция возросла более
чем на два с половиной миллиона рублей.

* Передовой  рыбономбинат Приморья
  «Тафуин» выполнил квартальный план
на 450 процентов. Сейнера, где капита-
нами тт. Костин и Голубев, превысили
трехмесячные ‘задания в пять и шесть
(pas Уловы рыбы растут с каждым днем,
 Товецкий цех дает столько сырья,
завод едва успевает справляться е^ его
  переработкой.

*ж Новый маслозавод пюстроил Свобох-
  ненский пищекомбинат (Амурская 06-
ласть). Изготовлена первая партия высо-
кокачественного масла. Комбинат значи-
тельно увеличил выпуск продукции. Он
вырабатывает пельмени, пряники, Ba-
 ренье и пр.

* Угольный маршрут весом в 5.175
тонн — вдвое выше нормы — провел ма-
шинист Омской железной хороти т. Ишев-
Чук.

* На строительстве и реконструкцию
предприятий промкооперации Узбекистана
в этом году аесигновано около 13 миллио-
нов рублей. В Бухаре войлет в строй
прядильная фабрика на 10,5 тысячи ве-
ретен, в Намантане организуется произ-
водство грубошеретного сукна, в Ургенче
начнет работать новая макаронная фабри-
ка. Значительное возрастет производство
металлических изделий широкого потреб-
ления.

* Массовый выпуск стеклянной термо-
устойчивой — посуды — тарелок, чашек
и др. организовал стеклюзавод в Улан-Удэ.
Артели промкооперации налахили произ-
водство в широких размерах  гончарной
посуды.

* Расширяется сеть детских  яслей
в Грузии. В городах ясли обслужат свы-
ше 12 тысяч детей, в селах — 16 ты
сяч. Открываются курсы для подготовки
250 воспитательниц,

& мартовская — на

люцерны займут!

что

es

Трофейный танк
будет бить немцев

рого рядами стоят десятки самых раз-
хиЧных по типам и маркам танков, захва-
ченных советскими воинами в боях с не-
мецкими войсками. Тут танки и немедкие, и
французские, и чехословацкие, и польские.
Й Школ, и Крупп, и Паккарл, и Мерседес,
и масса других фирм. Вся танковая про-
мышленность оккупированной Гитлером
Европы поставляет танки нз немецкую
армию. У каждого танка в оборудовании,
в оснащении, в вооружении свои особен-
ности. Нало не только разобраться в этом,
но установить правильный диагноз дефек-
та, найти пути исправления его, & самое
главное — заменить недостающую деталь
или часть. У завола не было не только
чертежей или. деталей, а даже самого
обычного оборудования, простого станка.

— В январе мы в’ехали в эти пустые
корпуеа, — рассказывает помошник на-
‚чальника завода по технической части
военинженер 2-го ранга тов. Таранов, —
 бо когда-то изготовляли специальные
пол’емные сооружения. В неябре прошло-
 го года оборудование завода до последнего
станка было эвакуировано в глубокий
тыл страны. А теперь, как видите...

Я обошел все цехи завода. Еше монти-
руютея станки, выравнивается пол, вос-
станавливаетея электропроводка. Но уже
создан поток, уже раздуты горны кузни-
цы, сверла грызут металл, а люди, когла-
то строившие под’емные краны, начинают
свободно разбираться в немецком танке:
что к чему. До ноября Галкин работал
  лесарем-инструментальциком, а сейчас
  OH бригадир по монтажу  исправленных
‘трофейных танков.

Народ до всего доходил постепенно, но
настойчиво и упорно. Bee примеряли по
танку. Ilo нему у израненного

целому

широко организовали вывозку навоза. Ище  около 1.000 гектахов. Кроме того, при  устанавливали дефекты. А дефекты вся-
в феврале колхоз закончил ремонт всего! всех рудниках отводятся земельные участ!
  инвентаря.
двоих. Он ухаживал за 24 лошадьми.
лошади сейчас средней и вышесредней
унитанности. Перед выезхом в поле кол-

кие; пробоины, выжжено все нутро, раз-
проводка,
потеряны гусеницы, нет затворов, закли-
нена башня, порван ствол пушки, разби-
TH оптические приборы и т. х. Потом
танк разбирается на агрегаты. Деталь за
деталью просматриваются, и агрегат соби-
рается ‘снова. Недостающая деталь заме-
няется такой же из другого танка, пред-
назначенного Ha «раскулачивание», или
изготовляется на заводе. В первое время
было много неясного. Конфигурацию де-
тали еще можно усвоить, RO вот каков
металл, состав его — этого на глаз не из-
мерить. Сейчас создали специальную ла-
бораторию, анализирующую состав метал-
ла каждой детали. Восстановленные узлы,
особенно моторы, испытываются, а потом
идут на монтаж. В оружейной мастерской
в это время проверяются и восстанавли-
ваютея пушки и пулеметы.

Короче говоря, за три месяца вырос
совершенно новый большой завод со свое-

Мы посетили один завох, на дворе к

образной технологией — завод, где творче-
ская мысль, инженерная смекалка и
упорство рабочих решают многое, если не
все.

— Интересно работать, — говорит ма-
стер, начальник одного отделения тов.
Фокин. — Живое дело. До всего сам до-
ходипть. Технический университет...

Немцы весьма  суеверны и трусливы.
Борта танков они разукрасили веякими
знаками: череп, голова Мефистофеля, буй-
волы, черепахи, слоны. Кое-где повешены
подковы: на счастье. Все эти бирюльки
не спасли ни танки, ни их экипажи.
Счастье приносит не подкова, а мужество,
беззаветная вера в свое дело, любовь к
родине. Новые мастера танкового дела,
восстанавливая танки,  соскребают с их
бортов фашистские талисманы. Танки
пойдут на фронт без черепов и подков.
Они пойдут с мотором, рокот которого
размерен и четок, с пушкой, прицел ко-
торой точен. Это не подкова. Это вернее
и надежнее!

Двор трофеев и сборочный цех завода—
соседи. Они рядом, как бы для иллюстра-
ции: что из чего создается. В сборочном
цехе бригадир Галкин, оторвавшись на
минуту для беседы с нами, снова вер-
нулея к машинам. од пролетом цеха
звенит его голос:

— Запускай!

— Разворачивай!

Гусеницы танка  заскрежетали по же-
лезным листам пола. Громадина разверну-
лась и выползла на двор. Воентехник
1-го ранга тов. Окопный повел танк на
испытание. Танк, завоеванный в боях,
восстановленный на советском заводе, со-
ветскими людьми, стал советскими. Окоп-
ный круто поворачивает руль вправо, и
танк, минуя кладбише машин, место, от-
куда он сам недавно вошел в цехи и вы-
шел из них омоложенным, громыхая,
весело проносится по заводскому двору.

— В марте мы дали танков столько
же, сколько дали их в январе и феврале,
вместе взятых, — замечает начальник
завода военинженер 1-го ранга тов. Бело-
горлов. — А в апреле дадим в два раза
больше, чем в марте. Таковы требования
Жизни.

... Распахиваются заводские ворота. Тя-
желый бывший немецкий танк, прошед-
птий после восстановления все испытания,
принят на вооружение Красной Армии и
снова ушел на фронт.

Трофейный танк пошел в бой!

— Счастливого пути! — кричат рабо-
чие вслед уходяшему танку.
— Счастливой работы, — отвечают

танкисты.
Л. КУДРЕВАТЫХ,
спец. корреспондент «Известий»,

Н-ский завод.

чему свернули в районе

АРХАНГЕЛЬСК, 8 апреля. (По телеф.
от с0б. корр.). Своеобразно рассуждают
хозяйственники Плесецкого района Архан-
гельской области. Они говорят:

— Мы заняты заказами для фронта, а
поэтому с нас снимается ответственность
за выпуск товаров широкого потребления.

И как результат этой вредной теории:
стулья, комоды, чемоданы, детские игруш-
ки, бондарная и гончарная посуда, даже
топорища и деревянные лопаты исчезли
из магазинов районного центра. Между
тем сырья для изготовления  всевозмож-
ных предметов в Плесецком районе
сколько угодно. Начало хиреть в прошлом
богатое жестяно-скобяное производетво. В
лавках, ларьках и складах нет ложек,
вилок, замков и других предметов домаш-
него обихода. Артель инвалидов закрыла
мастерскую по химической окраске одеж-

21 норма

ХАБАРОВСК, 8 апреля. (По телеф. от
с0б. корр.). На заводе им. Горького ком-
сомольская фронтовая бригада Алексанлра
Матвиенко широко известна в крае. В
соревновании им. ХХУ годовщины Красной
Армии бригажа завоевала первенство и
получила приветствие er ЦК ВЛКСМ. Те-

производство ширпотреба?

хы. Мастера артелей райлесхимеоюза в
свое время делали бочки, кадушки, уша-

ты, деревянные ведра, а теперь’ вее сэто

Ha территории района много рек, свы-
me 400 озер, в этих водоемах много ры-
бы. А между тем торговые организации
продолжают завозить рыбу из других рай-
онов, так как план лова рыбы на месте
не выполняется.

В Плесецком районе не заботятся 06
увеличении производства товаров широко-
го потребления и продовольствия из мест-
ного сырья. Правда, на заседаниях испол-
кома райсовета любят поговорить о шир-
потребе, о рыбоводстве, даже принимают
решения по этому поводу. Но, ках извест-
HO, из разговоров ширпотреба не сле-

почему-то перестали изготовлять.
даешь...

за смену

перь в предмайском соревновании слееа-
ри этой бригады добились выдающихея
успехов. Иван Щеглов применил комби-
нированный штамп и 2 апреля выполния
121 сменную норму. В тот же день ста-
  хановцы Семин и Филимонов выполнили
задание на 1,000 проц., а Терпячий —
на 850 проц.

Близка весна Беларуси

Мы любили нежные восходы солнца
над нашей землей.
В алмазной россыпи ров, в зеленом

‚ шелесте вековых дубрав, в медовом шорохе

трав — оно восходило над нами, могу-
yee, вечное, как мир, огненное  свети-
ло — солние.

Звало нас к жизни, в труду, к борьбе.

Ему отдавали утренний салют: медно-
голосые гудки наших фабрик и заводов,
`серебристые косы и серпы на полях. Как
девушка. в зеркало. заглядывалось оно в
безбрежную синь белорусских рек и озер.
Солнце играло на топорах  дровосеков,
солнцем горела звонкая лопата землекопа.

Й с каждым восходом солнца сильнее

‚гудели новые фабрики и заводы. С каж-

дым восходом солнца тучнее  колосились
нивы на наших полях — шумели, яри-
лись янтарные волны ржи и пшенипы,
хлопотливо шелестели неугомонные овсы,
зеленые кудри льнов склонялись в земле,
розовели поля гречихи, картофеля. А ко-
гда расцветали льны, то само небо, ка-
залось, брало цвет свой у твоих полей,
Беларусь.

С каждым восходом солнца густели ле-
сз твои, еще выше вздымались медноли-
тые сосны, крепчали дубы, соком медвя-
ным полнились клены, березы, остроли-
стые ясени. Й только горькие осины ше-
лестели в тревоге: навеки уходила болот-
ная земь с гнилыми туманами, с трясу-
чей хворью, с прелью зыбучих мхов и
камышовых зарослей,
ми, с русалочьими плесами, с лешими,
водяными... Уже зажигались могучие 3a-
рева электростанций. Перед их живитель-
ным светом, озарившим земли твои, Бе-
дарусь, перед стройной песней гудков но-
вых фабрик и заволов, перед новой явью
колхозных полей  расступились, ушли в

с чортовыми окна-

седую даль веков зловещие призраки про-
шлого: лихорадочный озноб болот, гнилой

туман суеверий, голод, нищета, беспра-
вие.

С ‘каждым восходом солнца  радостнее
жилось на твоей земле, Беларусь. Росли и
цвели города твои, множились села. Ло-
статком полнились колхозные избы. На-
род белорусский — народ-богатырь, на-
род-трудолюбец, сумевший отстоять себя,
свою честь в самые ирачные часы лихо-
летий, вышел на светлые и широкие до-
роги полнокровной человеческой жизни,
умножив и упрочив елаву свою перед ео-
временниками и потомками. (06 этом ие-
лось в песнях твоих, Беларусь. Говори-
лось в бесчисленных школах твоих, в
твоих институтах и университетах, в тво-
их газетах и книгах.

С кажлым восходом солнца росла и
мужала ты, Беларусь. А их было много,
этих славных восходов, за 25 лет, вели-
ких сталинских лет. Так — в дружбе со
всеми народами советской земли — нат
народ белорусский создавал и утверждах
вместе со своими братьями высшую чело-
веческую правду.

Вот почему мы так любили
восходы солнца на нашей земле.

Мы любили и наши солнечные закаты.
Кончалея трудовой день. Приходил же-
ланный и радостный отдых. Многоцвет-
ными огнями расцвечивались города, ши-
роко раскрывая лвери уютных и госте-!
приимных театров и клубов, наполняя
музыкой сады и парки, бурля весельем
ролных улиц и переулков. Зеленые су-
мерки спускались на колхозные улицы,
на колхозные нивы. Давно забыв о ко-
потном Wale лучины, весейились левутш-
ки и парни в залитых электричеством
клубах и народных ломах, в проеторных.
избах-читальнях, под сенью древних ду-
бов, в аллеях душистых лип, в березовых
рощах, на просторах лугов и полей. А
милые купальские ночи, веселые хоро-

нежные

урожая...  Скелько там песен  пропето,
сколько там сказано слов — 0 жизни, о
- любви!

Мы любили солнечные закаты,

Теперь мы избегаем смотреть на них.
Не потому, что там — на западе — враг,
что там зверь. Врага иы убьем, зверя мы
уничтожим. Но трудно  угасить, трудно
вытравить в нашем сердце кровоточащую
боль о`нашем народе, о его безмерных му-
ках, безмерных страданиях.

Мы уходили из родного нам города
Минска, сожженного,  разоренного рукой
душителей и убийц. Были знойны июнь-
ские дни. Густая пыль дорог боролась ©
пеплом пожарищ. Было иного человече-
ского горя. На всю жизнь врезалось в
память виденное и пережитое нами в тот
день. Слишком много видели мы тогда
детских трупов на обочинах дороги, бес-
помощных детских ручек в крови, дет-
ских лиц, изувеченных смертью. Их ви-
дели и наши суровые молчаливые сосны,
горевшие каким-то странным блеском. В
нем был и пурпур заходившего солнца, и
зловещие отблески начинавшегося гле-
вблизи пожарища.

e

С. той поры в пылающем зареве захо-
‘дящего солнца чудятся нам потоки не-
  винной летской крови, мнятея нам дет-
ские руки, изувеченные, обрубленные,
кровоточание, простертые высоко-высоко
  над нашей землей, взывающие о мести
Ppary, о грозной расплале с фашистской
еворой палачей и убийц.

Бездушен и кровожаден враг. Он хочет
физически уничтожить народ нали. Окроваз-
ленный нож свой он равнодушно заносит
и над хилым стариком, и над безоружной
женщиной, и над грудным младенцем. On
не только убивает.  Растленный садист,
он мучает, терзает людей, опьяняясь за-
пахом крови,  наслажлаяеь предемертной
мукой своей жертвы. Он изошряется в
массовых казнях. Он расстреливает, ве-
шает, режет, сжигает в огне, закапывает

воды, народные гулянья, праздники дня

живьем. Тысячи наших женщин и детей
утоплены врагом в припятских болотах.

&   наши партизаны. Звериный ужас вселили

Десятки тысяч невинных жертв наечи-
тывают Минск, Могилев, Гомель и другие
города нашей республики, В Витебске фз-
шисты вывозили свои жертвы на середи-
ну Западной Двины. Так было утоплено
более тысячи человек. В том же Витебске
идут бесчисленные расстрелы в противо-
танковом рву. А на городских площалях
высятся виселицы — единственное, что
сумел построить фашизм во временно за-
хваченных им областях. все от его
«созидательной» работы.

Трудно описать все  неисчислимые
зверства и насилия, все кровавые пре-
ступления, чинимые гитлеровскими зверя-
ми, ошалевшими OT военных неудач, от
сокрушительных ударов но ним со стороны
героичёекой Красной Армии.

Захвачена Беларусь, но не покорена.
Огнем и кровью намеревалея фалшист за-
пугать наш народ, поставить его на ко-
лени. Не вышло. И не выйдет! Наш на-
род на кровь ответил кровью палачей, на
смерть он откликнулся смертью захватчи-
ков. Наелаву работают любимые братья

они в тупые черепа немецких калифов
Ha час. «Завоеватели» чувствуют, как
горит земля под их кованым сапогом. дни
боятся не только леса, не только куста,
не только пня на дороге, — представители
«нового порядка» начинают  боятьея
своей собственной тени: а вдруг ла вы-
стрелит в них! И она выстрелит, обяза-
тельно выстрелит! Rak неотступная тень,
следует партизан за непрошенным гостем.
Илег борьба народная, борьба не на
жизнь, а на смерть с современными пеа-
ми-рыцарями. Не одинок в этой борьбе
многострадальный народ наш. С ним
брат наши — украинец, с ним брат напе—
русский. К нему на помошь илут боевые
сыны всех народов великой ролины на-
шей. Его чувствами, его хлумами живут
братья-славяне всех зарубежных стран
мира. С ним заодно все лучшее, все чест-

Идет весна. Враги пробуют запутать
нас. Правда, они пробовали пугать нас и
другими временами гола. Но на своей соб-
ственной спине они уже ощутили пену
своим угрозам. Мы же знаем: весна оде-
нет свежей листвой безграничные наши
леса. А леса у нае не простые, —е живой,
немеркнущей партизанской славой. Весна
оденет зеленью и древние курганы на
нашей земле. Их много у нас, лесятки
тысяч. Под ними снят вечным сном сот-
  ни тысяч чужеземных пришельцев, при-
ходивших с огнем и мечом на налиу зем-
  лю. Огня и след простыл, логнивают лишь

кости, да ржазая мотильная труха оста-
лась от мечей. Под многими курганами
лежат мертвецы из немецких корпусов

наполеоновских полчищ. Лежат мертвепы
и из других OPA, посягавших на нашу
жизнь, на налгу честь и свободу.

А народ белорусский жил, жив и 6\-
дет жить. Никогда не умрут его песни,
никогда не померкнет солнечный блеск в
голубых очах его, любящих жизнь, любя-
щих труд и неиестребимой ненавистью
пылающих ко всякому врагу, убийцей
вторгающемуся в его мирные жилища.

Илет весна. Весной выходит зверь из
берлог. Булет бить его нали народ, брать
на верный припел, помогать Красной
Армии ломать хребет фапистской зверю-
ге. Не забыл народ славу дедов и праде-
дов наших, живую. славу отцов, громив-
ших врагов.

От наших истерзанных сел, от наптих
поверженных в руины городов мы прого-
ним лютую смерть, мы обратим ее на за-
пад, обрушим на головы тех, кто поднял
меч над нашей отчизной.

Только победах зажжет улыбки на из-
можленных лицах налиих детей. Только
вражьей кровью смоем мы торы людского
горя на земле. Грозным весенним павол-
ком, ветюенным жгучей ненавистью на-
ших сердеп и неутолимой жаждою мести,
мы смоем, сметем с лица земли кровавую
накиль фашизма.

ное и передовое в современном человече-
стве.

Идет весна Беларуси.
Михась ЛЫНЬКОВ,