- Fa

Pe a ie.

Ik

Og.
ioe

HHS
The

Op

ba.
)

‚ =

Bit.
BRE,

хнй-
TKO
яв
  He

poct
1. 8

Rak
Ca
ЛЫ-
над
[vo

TRY.
wy:
TEC
pred
ину!
[УМ

‘лв
  №
nah
би
а
atte
prepa.
ну
mets
$ 1
Ва
(i,
‚ №
pyr

48:
ares,
it
yen
epithe
и

Г м
р Oi
‚м
quits,
08;
ив».

ai

ое

gp
iif
ct?
и
pot
io
oh
wy

ПЯТНИЦА, 10 АПРЕЛЯ 1942 г. 15

ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ СССР
 == . —— о -

В Туркменском филиале
Академии наук

МИХАБАД, 9 анреля. (По телегр.). За-
хончилась сессия ученого совета Турк-
MOHCROTO филиала Академии наук. За
пять дней сессия заслушала и обсудила
девять докладов, посвященных  важней-
щим  народнохозяйственным проблемам
Туркмении. Среди них доклады 06 ибполь-
звании дикого растительного сырья (лё-
карственных, витаминных, дубильных ра-
стений), о повышении производительности
лесных угодий, о фосфорных удобрениях
местного происхождения, об использовании

дя сельского хозяйства  селитроносных
земель Туркмении, о применении безже-
леного нагревателя при использовании

солнечной энергии и т. д. Заслушан так-
xe доклад на тему «Отечественная война
и туркменская литература».

( значении вопросов, обсужденных cec-
сисй, свидетельствуют такие примеры.
В Туркмении, бедной лебами, одним из
источников топлива являютея заросли
соксзула. Научный сотрудник Репетекской
песчанопустынной опытной станции Ле-
онтьев, применяя открытый им способ
порослевого возобновления  саксаула, до-
бился повышения производительнобти бАк-
сзуловых зарослей во много раз.

До сих пор Туркмения снабжалась фос-

форными удобрениями, изготовленными из.
тябинюких апатитов. Шесть тысяч кило-
иетров должны были пройти эти удобре-
wd, чтобы попасть из рудников Кукие-
syttoppa (Кольский полуостров) на xaon-
зовые поля Туркмении. Между тем в са-
№0й Туркмении имеются хорошие мебто-
фадения фосфоритов. Есть в республике
к бейте облитроносные земли, кото-
рыв будут использованы для добычи ce-
пиры == денного азотного удобрения,

С энтузиазмом работая в дни войны,
убные Туркмении сумели разрептить все
уни В Apyrwx проблен в интересах
уфепления обороны родины и скорейшего
ивития производительных сих  респуб-
[1.8

(усия 10 Ховладу академика Келяёра
чобрила деятельность филиала и утверди-
и план на 1942 год.

Делегаты Ферганы
вернулись с фронта

ФЕРГАНА, 9 апреля. (По телегр. от с0б.
xopp.). На-днях в Фергану, Андижан и
Шаманган возвратились делегаты трудя-
щикя Ферганской долины 6 Юго-Западну-
№ финт, куда они отвозили подарви
Oita Красной ЛАрмий.

Дёлегапия привезла е собой письмо ко-
иозания Фронта, адресованное  трудя-
циися Узбенской республики:

В письме сказано:

= Подарки, привезенные вашей деле-
Аиией на фронт, и ее пребывание ередй
Hac вызвали в каждом бойце и команди-
№ чуветво глубокой, искренней благодар-
ности к вам, нмыпи доротие друзья. Мы
безгранично рады, что е нас заботятся
рабочие, олхозники и интеллигенция сой=

‚ нечного Узбекистана, Мы еще раз почув-
стали, какой безграничной любовью
окружена нана Красная Армия с сторо-
ны в0ех пародов Советского Союза.

Вриная Армия неотступно продвигает-
ta вперед. Ей нужно как можно больше
орудий, танков, минометов, снарядов. В
им большую роль должен сыграть наш
ты. Мы обращаемся к трудящимся Уз-
®комй ССР с призывом утроить, удеся-
терять свой силы на производстве, на
колхозных полях, вырабатывать неизме-
имо больше продукции для фронта, для
тей победы. Каждый лишний сделанный
ми снаряд, автомат и винтовка, каж-
Ibi килограмм зерна, хлопка, собранные
с колхозных полей сверх плана, есть
Удар ю фашизму, по нашему заклятому
врагу;

at ae

Колхозы Южного Казахстана расширяют

целины в колхозе «Интернационал». Впереди слева = полевод т.

колхоза т. Генькин.

посевные площади. На снимке = вспашка
Сукачев и агроном

Первомайские подарки
фронтовикам

КАЗАНЬ, 9 апреля. (По renew. ot cos.
корр.). На предприятиях и в колхозах
Татарии по почину рабочих и служащих
комбината «Спартак» готовятся первомай-
ские подарки бойцам героической Красной
Армии. Рабочие Н-ского завода, уже по-
славшие бойцам Калининского фронта
больше тысяч новогодних подарков,
MHOTO посылок ко дню Красной Армии,
теперь снова отправляют на фронт посыл-
ки 6 пряниками, мылом, махоркой. поло-
теннами, носовыми платками. Рабочие и ра-
ботницы казанской артели «Конфекцион»
шьют для фронтовиков 2.000 носовых
платков, 500 полотенец, 1.000 кисеётов.

ироко развернулея coop  первомай-
ских подарков в колхозах республики.
Колхозники артели «Ильича» Кузнечихин-
ского района за два дня сдали комиссии
16 6бору подарков 500 литров молока,
махорку, яйца ит. д. Колхозники артели
им. Буденного Юлинского района рентили
выделить для первомайских подарков
1.000 литров молока, головалою быка.
тонну хлеба и 120 килограммов первых
созревших тепличных овощей Колхозник
Майоров вносит для отправки на фронт
0 литров молока, пару белья. Колхозни-

Фоте Э. Евзерихина (ТАСС).

Колхозники вышли в поле

Солнце тольёо взошло и залило #030103
той каменные вершины сопок. Сопки ожи-
au. Ha склонах и в седловинах появились
люди. Загудели тракторы, по извилистым
дорогами потянулись похводы с семённых

Обгоняя подводы, на ` высоком сером
Кон6. скачет сухой, жилистый  чбловек.
Это — председатель колхоза Салов.

— 9й, поторапливайтесь, — 6pocaet on

подросткам, везущим семена.

Подводы опибают скалистый выступ н
под’езжают к большому котловану. Здесь

поднимают груды пыли три «универсала»,

за ними нослупьню следует широкий ряд
сеялок. Мапгины не останавливаютея. Два
пожилых колхозника взваливают на нле-
чи мешки и на-ходу засыпают голубые
ящики Beaton. Один из-них, вытряхивая
мешок, кричит за слиной тракториетов:

— Hy, как, Федор, сколько веть?

— Десятка; — отвечает тракторист, не
оборачиваясь: :

Норма сева — 10 га, но Федор Рыжков
считает ее устаревшей. Он выехал еще
до рассвета. Уже пять часов тракториет
не останавливается ни на минуту. Уже
засеяно 10 га, но надо 20. Такова норма
тракториста. QOH не оглядывается, когха
к нему на трактор на-ходу прыгает его
сменщица, молодая  трактористка Люба
Гузеева. Она дает трактористу папиросу,
зажигает спичку. Не выпуская руля,
Рыжков прикуривает и кивком головы
благодарит. Справа идут еще два тракто-
ра. На них трепещут красные флажки.
Это-—тракторы фронтовой бригады. Люди и
машины работают по-фронтовому. Десять
хней в поле— ни одной поломки, ни
одного простоя.

Колхоз готовилея к весне, Kak боец Е
бою. Нехвателю тракторибтов. В контору
явились  колхозные девчата Захарова,
Бычкова, Взиинская, Гузвова.

— Мы будем траблеристками, —= зая-
Вили они.

`Нехватало плугов и борон. В колхоз-
ной кузнице были восстановлены старые,
поломанные, давно забытые.

На подготовку семян вышли все жен-
шины. В избах никого не осталось.
Правление колхоза организовало детекие
ясли. Были выделены продукты питания,
закуплены игрушкя. 45 ребятишек е
утра дю позднего вечера были окружены
заботой и вниманием.

В прошлые годы колхоз  засевал 600
гектаров земли. Сами колхозники сказа-
ЛИ, что этого мало, и предложили доба-
вить еще 350 гектаров.  Свекловичница
Ирина Шинова обязалась руководить раз-
работкой новых земель.

Вместе сю варбёлыми на поле  вынило
15 подростков. Они поднялись чуть свет,
запрягли в бороны коней, и старший ере-
ди них, 14-летний Василий Зотов сказал:

— Мы уже сами все решили. Будем
боронить, подвозить семена, воду, —ловом,
делать все, что надо. И работать вместе
60 всеми. Раз нам мало лег — не пуека-
ют на фронт — будем работать дома.

Тяжелю работать в вопках, когда з9-
мельные Участки, как заплатки, разбро-
ваны во всех концах. А в колхозах На-
считываечся 79 maccmpos. Они находятся
между с000й на расстоянии в несколько
километров. Но это не затормозило работу.
Bee было заранее обдумано и полтотовле-
ню. Тракторам были отведены более круп-
ные равнинные массивы, & лошади по-
ставлены на небольших  делянках. Пра-
вильная организация работы позволила

Сонка приземистая. На ее склонах разда-! Колхозу за 10 рабочих дней забеять три

ются удары топоров. Это работают жен-
щины. 30 колхозниц во главе с звеньевой
свекловичницей Ириной Шиповой вышли
на разработку зарослей. Топорами, пилами
и лопатами они очищают землю от KY-
старников. Уже очищено 150 гектаров.
Завтра сюда на пахоту придут тракторы.
И земля, веками пустовавшая, будет за-
сеяна, а к осени принесет в подарок.
фронту тысячи центнеров хлеба. Рядом с
Ириной Шиновой рубит кусты председа-
тель колхоза Салов.

Предбедатель колхоза Салов уже об’ехал
все делянки, проверил, как идет работа, и
теперь помогает женщинам.

четверти всей посевной площади.

Поздно темнеет теперь в comkax, но
еще позднее пустеют поля. И даже тог-
да, когда наютупает ночь, люли колхоза
еще подолгу не спят. Они собираются в
полевом вагончике, пюлводят’ итоги раб-
чего дня, слушают рассказы учительницы
Зои Андреевны Пазиковой, приходящей
каждый вечер из села в поле со свежими
газетами и журналами.
Н. ЗАГОРОДНЫЙ,

соб. корр. «Известий».
КОЛХОЗ ИМ. КИРОВА, Молотовского

айона, Приморского края, 9 апреля. (По
телефону).

па Ахманова — кисет с табаком, два но-
совых платка, полотенце. Председатель
колхоза Румянцев — 40 литров молока и
400 рублей деньгами. Вместе ¢ посылка-

Два промысла

Десятый промысел треста «Лениннефть»
вызвая на соревнование коллектив три-
налцатого промысла. Два соревнующихся
промыела находятся В совершенно одина-
ковых условиях. Равные усилия надо им
прилагать, WoO  таящуюся В ведрах
нефть перекачать в резервуары.

Ночин принадлежал рукбводителям де-
сятоге промыела == этого у них отнять

нельзя. Но заведующий промыслом тов.
Медведев, его заместитель тов. Дозорцев,
парторг тов. Ковалев, видимо, не уважают
подписанного ими договора. Первые хни
апреля отмечены тем, что добыча нефти
на промысле не превышает 92 процентов
плана. А В тексте договора очень внятно
сказано о перевыполнении плана, как 06-
‘HOBHOM обязательстве. Да и без всякого
договора, какое предприятие имеет право
срывать государственное задание, да еще в
военное время!

В дни подиивания договора тринадца-
тый промысел, возглавляемый инженером
тов. Аскеровым и секретарем партийпого
бюро тов. Угаровым, иё мог похвастаться
хорошими показателями. Прошло немногим
болыше месяца, как промысел сурово ври-
тиковали На, бюро Ленинском райкома
партии, и отстающий тринадцатый промы-

сел начинает превращаться в передовой,

увеличив  буточную добычу
90 тонн.

В чем же тут дело? Почему на двух
промыслах в равных условиях столь раз-

нефти на

жи на фронт отправляются сотни друже-
ских писем.

Электроплавильщики=
двухсотники

СВЕРДЛОВСК, 9 алреля. (По теле.
от cob.  норр.).  Электроплавильшики
Верх-Исетекого завода одержали крупную
производственную побелу. Бригада стале-
вара А. Некипелова под руководством
обер-мастера Козловского 3a смену выма-
ха с 8-тонной электропечи 20,2 тонны
  металла, выполнив сменную программу
На 202 проц. Плавки проведены скороет-
ными методами. Хорошо организовав труд,
бригада резко ускорила завалку пени и
доводку металла.

Почин КОЛХхОЗНИКовВ
Горьковской области

ГОРЬКИЙ, 9 апреля. (По телеф. от,
соб. корр.). Срехи колхозников Горьков=
ской области живейший отклик находит
почин передовых колхозников,  предло-
живших построить на строи средства бое-
вые танви. Ночти во всех районах облас-
ти сейчас ижет сбор средств Ha постройку
грозных боевых машин. Шо инициативе
колхоза «Новый мир» начался 6600
средств Ha постройку танка «Чкаловец»
в колхозах Чкаловского района. Колхоз
о мир» ужо внес 30.000 ‘рублей,

колхоз «Обтласие» — 25.000 рублей, кол-
х03 имёни Калинина — 25.000 рублей.

По инициативе  сергачеких трактори-
стов свой танк решили построить тракто=

ристы области. На этот танк в МТС и кол-

ная картина?

Сопиалистическое соревнованиё предпо-
лагает напряжение воли командиров, мо-
билизацию технической изобретательности,
снлоченную работу всего коллектива, в
ЕОоТором передовые стахановцы ведут за
собой всех рабочих. На тринадцатом про-
мысле все эти звенья приведены в дейст-
вие.

Настоящим бичом на тринадпатом про-
мысле был передвижной агрегат для про-
мывки скважин.  Своеобразные. условия
недр (такие же, как и на десятом про-
иысле) приводят к непрерывному 0бразо-
ванию песчаных пробок, преграждающих
доступ нефтяному потоку. Без системати-
ческой промывки бкважин и дня не
обойдеться. Но вот передвижной агрегат
пришел в ветхость. На триналцатом про-
мысле упорно искали выхода из затруд-
нения. И нашли. Мастер по добыче
Ханалиев приглядежя к стационарному
насосу, находившемуся в бездействии.
Ведь этот набос отлично MomeT быть
использован для промывки. Правда, Е
скважине ето He подвезешь, но тогда
нельзя ли транспортировать, если’ не са-
мый насос, то воду, нагнетаемую им?
Вместе с тов. Ханалиевым за хело. взя-
лись его заместитель Магерамов, старшие
операторы, их помошники. Этот коллектив
стахановцев соорудил промывочную линию
из труб, в болыном количестве имеющих-
ся на каждом промысле. Диния протяже-
нием в 13 километров обеспечивает хостаз-
ку воды скважинам. Шесть простаивав-
ших скважин уже пользуются этой ли-
нией. Скважины спабеньй Так выгляхит
социалистическое соревнование, когда за

хозах -уже-вобраны лесятки‘тысяч рублей.

На Енисее перед навигацией

КРАСНОЯРСК, 9 апреля. (По rene.
or cob. норр.). Передовые коллективы вод-
ников Енисейского бассейна успешно го-
TOBATCA Е предстоящей навигации. Впе-
реди Игарские судоремонтные мастерские,
выполняюнтие задания по свудоремонту
выше графика. Среди судовых команд на
первое месте вышел коллектив парохода
«фетчик Алексеев», команды парохода
«Спартак» и теплохода «Владимир Je-
нин», своими силами успешно закончив-
шие ремонт будов. В этом году в портах
Енисея впервые практикуется зимняя по-
грузка судов, что позволит раньше Ha-
чать навигацию. Г

него берутся серьезно. 1

Из множества примеров инициативной
работы `тринаднатого промысаа  хочетез
привести еще один. Скважина № 737 3a
свою пятилетнюю жизнь дала свыше. по-
лумиллиона тонн, ее суточный дебит до-
стигает 100 тонн, но в последнее время,
как это часто бывает, она закапризнича-
ла, поставив пол угрозу весь промысло-
вый план. Три раза в месяц останавлива-
лась скважина, и кажлый простой хлилея
не менее шести суток. Руководители п09-
мысла, мастер Корнеев, вся бригада, тша-
тельно изучив нроетой. установили пра-
вильный технологический режим. обеспе-

чивитий равномерный приток жидкости.
Й свон 100 тонн скважина вновь дает
ежесуточно.

Каждый из этих. примеров — укор хе-

сятому промыслу. И у них есть такая
скважина № 989. гле давненько  при-
хватило трубы несчаным кольцом. He-
сколько десятков Тонн теряет на этом
промысел, но к ликвидации аварии не
только неё приступили, & даже толком не
знают, RTO, собственно. совершил ee.
Скважина № 1612 давала в свое время
до 50 тонн, & затем оказалась обволнен-
ной, и по сей лень она не восстановлена.
Несколько десятков тонн ежедневно He
добирает промысел из скважины № 732.

Две цифры характеризуют этот промы-
сел: 13 проп. всего фонда остается в нол-
ном бездействии, свыше 25 проп. сква-
жин требуют  неотложного ремонта. А
 BeAb на нефти дело такое: сегодня уну-
стинь одну тонну, сегодня не отремонти-
ровал — завтра потеряешь вдвое и втрое
больше.

Все болезни скважины связаны ¢ He-
умелым и несвоевременным подземным
ремонтом. Нелавно енятый с работы ма-
стер Вартанов проповедывал «непротив-
ление»: раз обводнилась скважина, либо
образовалась пробка — ничего тут не по-
делаешь, стихия! Мастер по добыче Коро-
лев открыте заявлял, что его участов
плана не выполнял и никогда не выпол-
нит. Что же касается заведующего  про-
мыслом Медведева, то его метко называют
здесь «об’ездчиком»: об’ездил скважины,
увидел, гле какие непорядки, залисал —
и баста.

Руководители десятого промысла, ви-
имо, не заглядывают в подписанный ими
договор. Партерг промысла Ковалев не су-
мел поднять весь коллектив на преодоле-
ние позорного отставания. Реальная п0-
мощь должна быть оказана хесятому про-
мыелу трестом «Лениннефть», руководи-
тели. которого 140 сих пор неоднократно
кляли отстающий промысел, но деловой
помощи ему не оказывали.

Инициаторы соревнования обязаны быть
на высоте обязательств, добровольно при-
нятых на себя, на высоте задач, пред’-
явленных фронтом бакинским нефтяникам.

Я. ГИК,
соб. корреспондент «Известий».

г. БАКУ. _

ЗИ.

Областное агрономичееное совещание в Челябинске

\

ЧЕЛЯБИНСК, 9 апреля. (ТАСС). 7—8
апреля в Челябинске состоялось областное
агрономическое совешание. С хоклалом об
организации и агротехнике весенних поле-
вых работ выступил академик Лысенко.
Главное внимание докладчик уделил пох-
готовке высококачественных семян.

— В декабре, — говорит тов. Лысен-
ко, — когда ‘зерно находилось еще в со-
стоянии покоя, проверка всхожести пока-
зывала 30-—40 процентов. Повторная про-
верка тех же семян в марте показывает
всхожесть 70 процентов. Сейчас Haro

. Доклад академика Т. Д. Лысенко

провести массовую проверку всего имею-
щегося в колхозах зерна на всхожесть.

Надо также немедленно приступить к
очистке полей от соломы и жнивья, гото-
вить почву своввременно, начинать вспане-
ву выборочным путем.

Интересные данные привел главный
агроном 0блзо тов. Махомов, указавший
на то; что в ряде колхозов, которые пе
методу акад. Лысенко провели подсушку
семян, их всхожесть повысилась от 40 до
80 процентов.

Совещание наметило ряд практичесеих
мероприятий.

Роль неметаллических ископаемых в войне

Нвметаллические ископаемые занимают
Исключительно важное место в народном
тозяйстве стран. Огромно их значение для
военной промьниленноети. Потребление. пе-
мена, кирпича ‘и многочисленных ве-
Ществ, как тальк, асбест, каолин, раз-
личные глины, полевой шнат, диатомит, и
дуугих разнообразных сгроительных и вя-
жущих веществ растет чрезвычайно бы-
10. За последние 25 лет годовая добы-
ча этих ископаемых достигает грандиоз-
ных размеров. Только каолина, Важней-
Шей составной части фарфора и фаянса,
хобывавтея во вбём мире до 3,5 миля,
тонн. Необходимый для керамики полевой

Шиа  используется в количестве до
35 миля. тонн, а на смену ему, при-
ходит значительное количество другого

мато известного и впервые поднятого на
промышленную высоту советского минера-
13 — нефелина. Слюда, которая, как
известно, определяет собой ход  зэлектро-
Установок, за последние годы стала д0бы-
ватьея в количестве до 30 тыс. тонн. До-
быча простых огнеупоров для  металлур-
тии превысила 3 милл. тонн в ожном
только Советском Союзе. it

Магнези , сырьё необходимое для  чер-
Ной металлургии, добывается в количе-

ствах 1 лл. тонн в Год, а добыча
ое годы 500   широко

тые. тонн. Растет с каждым годом добыча   СУКНа. +.
волокнистого   Тов пласти

талька достигла за последние

асбеста, этого пеннейшего

минерала. До 150 тыс. тонн дошла гохо-

вая добыча графита.

С каждым годом расширяется

используемых промынгленностью минера-
ископаемых. 0т-
врываются новые слюды, которые от на-
Гревания увеличивают свой 0б’ем в де-

в пушистую, но   си
сятки раз, превращаясь У п   Америке. -

10в и неметаллических

прочную массу, ценную для самолетов

кораблестроения. Более широко использу-
ются синие и сине-зеленые Кианиты. ко-
®орые некогла пенилибь лишь как сырье   36
полудрагоценного отраночного камня, а се -

Час ввиле крупнейших месторождений раз-
рабатываютея, как oye ae ee

ж К ` j

упоры, выдерживающие Г
типа;
из сплошного ми-

Нерала оливенита начинают а ам

а отбели-
вающие. глины-—как средство очистки неф-

вов сырье для 060б0го вида
ралюминиевого или силуминового
темнозеленые породы
(i, как лучшие в мире огнеупоры
черной и цветной металлургии,

Академин А. Ферсман
o 8 4
ти, различных растительных, животных и
минеральных масел и жиров; растет ис-
пользование красивого сине-зеленого ми-
нерала глауконита ий родственного ему се-
ладонита.

На нескольких примерах можно просле-
дить, Как широко и своеобразно примене-
ние минералов. Так, мы знаем, что среди
природных изоляторов слюда играет пер-
востепенную роль. Хорошая, прозрачная
листовая слюда для электрических пе-
чей. высокие сорта мелкой слюды; прев-
ращенной путем прессования в миканит,—
все это превратилось в важнейший об’ект
злектропромышленноети, и классические
месторождения Индии и Мамской тайги
в Сибири опредёлили мировой успех ов-
ладения этим важнейшим материалом
электротехники. Мыель технологов пыта-
лась уже много лет искусетвенно полу-

чить нужные изоляторы. Возникла мысль
использовать для этой цели мельчайшие
пластинчатые частицы 060б0й слюды, ко-
торая в науке сейчас называется бенто-
нитом, а У нае, в старой России, обычно
называлась сукновальной глиной, ибо ее
применяли для очистки шерсти и
При помоши особых электромагни-
чки этой глины располага-
ются параллельно, горизонтальными ело-
ями и, спрессовываясь, позволяют превра-

список   шать ве в своеобразную массу, получив-

шую в технике название алеифилма, заме-
няющую слюду почти с теми же качест
вами, как и высшие борта бенгальской
  или Мамской слюды. Крупные заводы ад-
филма строятся в настоящее время в
Серьезные достижения сделаны
в этом отношении у нас в Закавказье на-
шим грузинским академиком Твалчрелид-
и его помощниками.

Среди неметаллических ‚ ископаемых
вырисовывается ряд своеобразных техни-
ческих применений, — это различные
технические и оптические минералы для
тончайших установок. Это, наконец, тот
знаменитый радиокварц, который дал в0з-
можность уточнить и развить радиоапиа-
ратуру и сотни тонн которого вывозились
по очень выкоким ценам из Бразилии и
Малагаскара для нужд крупной радиопро-
мышленности,

Правда, далеко Не во всех областях
Удалось технической иысли разгадать при-
родные явления и научиться их искус-

боры, необходимые в особенности в авиа-
ции, требуют широкого применения про-
зрачного плавикового шпата,  чистейшего
исландекого шпата. Ралиоустановки малых
величин требуют тонких пластинок 060бо
чистого горного хрусталя, & тонкие уста-

Ных технических материалов, радиокварца
и буровых алмазов. Снабжение этими ви-
дами сырья и в этих масштабах для Гер-
мании сейчас практически неосуществимо.

Германия, пользовавшаяся раньше в
отношении асбеста услугами других дер-

иногочисленные попытки, не Удалось тех-
нике получить такие же иягкив камен-
ныю волокна, как замечательный минерал
асбест, который еще с ХУП века положил
начало специальной пряже, а сейчас в
своих длинноволокниетых сортах представ-
ляет .060бую` ценность для огнестойкях и
кислотоупорных костюмов. Не удалось
технике получить искусственно и самый
простой минерал, распространеннейший В
природе, который иы называем кварцем;
a4 в чистом виде — горным хрусталём.

Не удалось получить и искусственного
алмаза.

Как бы то ня было, во иногие редкие
минералы, лежавшие раньше только Ha
полках минералогических музеев; слела-
лись сейчас об’ектами поисков, разведок и
крупнейших добыч, как сырье для про-
мышленности. По мере роста военной тех-
ники Целый рях неметаллических минё-
ралов и горных пород стал приобретать
все большее и большее значение, и мно-
гие оказываются ненным стратегическим
сырьем, определяющим и направляющим
ряд тонких производств военной промыш-
ленности. Вспомним прежде всего о тон-
чайшей керамике, нужной для наших мо-
торов, для которых свойства фарфоровой
массы должны быть исключительно выбо-
ки, ибо 0т них зависит в значительной
степени бесперебойная двятельность- мото-
ра. Для танков и самолетов. для машин
H моторов нужно небольшое количество,
но бовершенно исключительного по каче-
ству полевого шпата и каолина.

Очень широко применение в военной
технике асбеста, особенно тех длинново-
локнистых сортов, из которых можно по-
лучать мягкую и гибкую, не изменяю-
щуюся от нагревания или от действия
кислот. ткань, употребляемую в проклад-
ках и лентах танков и разных двигате-
лей.

Особое применение в военном деле при-
обретают красящие земли, которые в 0б-
ласти маскировки как самого военного
снаряжения, так и в особенности по-

eTpoek и промышленных предприятий
приобретают все большее и большее зна-
чение. Тонкие и сложные оптические при-

широко топкй, подставочки из агата, яш-
MBI WEE KOpYHHA.

Если мы, вместе © тем, отметим, что
вся металлургия в значительной степени
держится на отгнеупорах высших ка-
честв, на широком применении мёталлур-
гического графита, 4) электропромыш-
ленноеть военных заводов требует боль-
нюго количества слюды, а обработка ме-
Talia, полировка и шлифовка, распилов-
ка отдельных глыб твердого камня тре-
бует огромного количества алмазов, наж-
Waka, граната, то мы убедимся, что в
области стратегического сырья нёметал-
лические ископаемые занимают очень
видное место и снабжение ями страны
представляет задачу большого значения.

Достаточно привести суммарные подече-
ты, которые основаны на анализе пифр
потребления и географическоге» распреде-
ления месторождений, чтобы убедиться,
как различны условия снабжения этими
ископаемыми, с одной стороны, антигитле-
ровской коалиции, с другой — стран оси.
Так, для алмазов и для силлиманита,
очень важного сырья для высокотемпера-
турных сплавов, — 100% всех место-
рождений расюложено на территории
стран союзников: от 90% x0 97% веей
мировой добычи нриходится также на тер-
риторию союзников для таких важнейших
и основных видов сырья, как асбест, слю-
да, гранат и оптическое сырье. Около
65 — 77% приходится при таком же
расчете на каолин, асфальт, горный хру-
сталь и полевой шпат.

‹ Несколько изменяется картина только
для магнезита, талька, диатомита, корунда
и мрамора. Для них мы можем говорить
примерно о 50% мировой добычи на тер-
ритории стран антигитлеровской коалиции.

Уже эти подсчеты показывают, что
снабжение неметаллическим сырьем пред-
ставляет для Германии весьма трудную за-
дачу. Германии нужно получать в год до
2 милл. тонн огнеупоров, свыше 900 тыс.
тонн каолина, около 100 тыс. тонн поле-
вого шпата и Такое же количество талька,
200 тыс. тонн магнезита и столько же от-
беливающих глин, 100 тыс; тонн асбеста,
50 тыс. тонн графита, до 12 тые. тонн
слюды й значительное количество различ-

низких сортов, добываемых в ничтожных
количествах в Италии и. в Словакии.

` Очень большие трудности стоят перед
Германией в области снабжения слюлой.
Не имея возможности заменить слюду ис-
кусственным продуктом, Германия при-
нуждена восстановить лобычу слюды очень
скверного и низкого качества в Австрий-
ских Альпах и пытаться получать не-
большие количества из Скандинавии.

Еще ocrpes o6crour 60 снабжением
стран оси абразивами и горным хруста-
лем. Германия Имеет лишь старые занасы
алмазного сырья, которые в значительной
степени уже исчерпаны, не имеет ни 04-
ного месторожления природных алмазов,
корунда или граната, а получение искус-
ственных абразивов, приобретших столь
большюе значение в Америке и в Швеции,
наталкивается H& трудности снабжения
электроэнергией и недостаток угля.

В противоположность Германии, страны
антигитлеровской — Коалипии обладают
грандиозными резервами неметаллических
ископаемых. Все неметаллическое сырье,
за исключением янтаря, находится в гран-
диозных количествах в руках антигитле-
ровской коалиции,

Стремясь выйти из тяжелого положения
с сырьем, Германия пытаётея предпринять
ряд мер. Она пытается вывозить с острова
Наксоса нужный для обработки металла
греческий корунд. На подводных лодках
через посредство некоторых нейтральных
стран она пыталась, не без попуститель-
ства со стороны правительства Виши, вы-
возить горный хрусталь и слюду и, мо-
жет быть, даже кристаллический графит
с острова Мадагаскара. Германия прини-
мала рял мер поошрения промышленности
скверного асбеста Финляндии и на терри-
тории Словакии, приобретала за большие
деньги горный хрусталь, т.-е. радиоквари,
в Бразилии, перебрасывая 6го на самоле-
тах через Дакар.

Однако блокада английского и американ-
ского флота постепенно сжимает тиски бло-
калы вокруг Германии и Италии, и снабже-
ние их неметаллическими ископаемыми,
как И рядом металлов, делается все более

TY осложняя производство,  задерживая
выплавку металла, ухулшая качество тан-
ковых лент, увеличивая вес радиоустано-
вок, задерживая, ослабляя, замедляя тем-
пы работы германской военной машины. .

Таким образом, и в области неметалли-
ческих ископаемых  гитлеровекая коали-
ция стоит перед почти неразрешимыми
трудностями. 5

В то же время источники снабжения
антигитлеровской коалиции всеми видами
неметаллических ископаемых, в сушчо-
сти, неисчерпаемы. Америка, об’единенная
с Англией в Этом вопросе, предприняла
ряд мер по взаимному обмену теми веше-
ствами, запасы и добыча которых превы-
шают нужды одной из этих стран. Амери-
ка закупила в Бразилии огромное коли-
чество горного хрусталя и оптического
сырья. Закуплены и распределены особым
договором между США и Англией кристал-
лические графиты Мадагаскара и Пейлона.
Начали работать крупные месторождения
полевого шпата в Южной Африке, илунтие
на смену скандинавским минералам выс-
ших марок.

Отромны, беспредельны богатства Совет-
ского Союза в области неметаллических
ископаемых. Мы имеем месторождения и
заводы керамики и изоляционного фарфора,
сложнейших магнезиальных огнеупоров,
асбеста и талька на Урале и богатей-
шие месторождения горного хрусталя и
оптического сырья на Полярном Севере.
Мы располагаем в Закавказье замечатель-
ными бентонитовыми глинами, могущими
быть. использованными не только для 1-
лучения «искусственной слюды», но и
для массовой очистки нефтей и масел.
Слюды Мамской тайги. Бирювы, Слюдян-
ки в Восточной Сибири и слюды Урала
обеспечивают полностью потребноств в еа-
мых высоких сортах изоляционного мате-
риала. Грандиозные месторождения киани-
та на Вольском полуострове, в Карелии и
нз Урале обеспечивают возможности про-
изводства нового  алюииниевого сплава
для металлов, а энергичные поиски алма-
зов обещают получение бурового материала.

Так раскрывается перед нами еще одна
сторона борьбы между Германией и анти-
гитлеровской коалицией. Государства коали-
ции, преисполненные решимости разгромить
фашиетеких разбойников, поднимают на-
гора новые виды сырья, металлов, солей,
неметаллических ископаемых различных
видов, питая ими свою все увеличиваю-

й более затруднительным, на каждом ша-

шуюся военную промышленность,