>
,

Конструктор минометов
Борис Шавырин

Творчество этого человека держит вра-
та, когда мы оборонляемся, и выжигает его
из всех шелей, когда мы идем в насту-
пление. Борис Иванович Шавырин кон-
струирует оружие. дешевое и мощное,
применяемое в любой обстановке, в любой
фазе боя, обладающее высокой маневрен-
ностью, исключительно простое в практи-
ческом применении. Некоторые ero ка-
либры рассчитаны на переноску силами
одного бойца, но драться с их помощью
можно против целых рот и батальонов.
Это миномет — верный друг пехоты. В
чем отличие миномета от пушки? - Враг
заценилея за обратные скаты стоящего по
соседству холма. Чтобы обрушить огонь
на него, пушка должна была бы пробить
снарядами толщу холма, — это немыели-
мо. Враг зарылея в землю, накопилея в
лощинах, окопах, траншеях. Средствами
артиллерии трудно нанести ему действи-
тельное поражение. В обоих случаях вы-
ручит миномет, особенно в бою на близ-
кой дистанции.

Отонь миномета навесный. Мина летит
как бы ‹ зенита, по крутой траэктории.
Миной можно достать врага, который на-
ходитея по другую сторону большого, вы-
сокого дома или близко, вплотную раепо-
ложенной рощи. Кажется, что мина в0з-
никает, падает; рвется ниоткуда. Резкий,
царангющий нервы треск, и сноп оекол-
ков. Прибавьте к этому высокую  скоро-
стрельнесть миномета, малый вес, порта-
тивность, возможность  подтащить его.
очень близко к противнику, в бездорожье,
в болоте, в снегу — там, где артиллерия
не пройдет. Вот преимущества этого ору-
жия, по-настоящему оцененные лишь
недавно.

— Миномет не любит равнодупеного к
себе отношения, — говорит Шавырин: —
Или ‘его очень не любят, что чаще всего
является результатом либо плохой осведом-
ленности, либо отсутствия практических
навыков, или юразу становятся пламенны-
ми энтузиастами ‘этого вида оружия. Мне
приятно, что люди второй категории ветре-
чаются теперь гораздо чаще, чем те,
недруги миномета. Здесь все решает фронт,
люди фронта. Миномет они оценили. От
нае они ждут многого. Я верю, что мы
с моими товаришами оправдаем эти на-
дежды и в своей области еще скажем но-
вое слово.

Знакомясь с человеком большого талан-
та и большого дела, хочешь знать его

ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ СССР

Деятели науки — лауреаты
Сталинских премий 1941 года

(Беседа с заместителем

председателя Комитета

по Сталинским премиям тов. С. В. КАФТАНОВЫМ)

Более 250 человек-—ученых, инженеров,
изобретателей — новаторов науки и тех-
ники удостоены звания лауреатов Сталин-
ской премии. Bee они своим творческим
трудом обогатили советскую науку новыми
достижениями.

Сталинские премии присуждены луч-
шим из лучших работам. На ряду с темя
работами, которые удостоены Сталинских
премий, в Комитет было представлено
около 600 научных работ и изобретений,
заслуживающих высокой оценки. Это
явление свидетельствует об огромном раз-
махе творческой научной мысли в Совет-
ском Союзе. У нас люди науки и техни-
ки, ученые, инженеры, изобретатели, 0б9-
тащающие народное хозяйство новыми до-
стижениями, окружены любовью и забо-
той всего советского народа, великой пар-
тии Ленина — Сталина. Для них, этих
новаторов и мыслителей, созданы все уело-
вия для плодотворного творческого труда.

В нашей стране выдающиеся работы
отмечаются высокой оценкой — Сталин-
ской премией. В фашистской Германии и
странах, оккупированных ею, изпнаны луч-
шие ученые и деятели искусств, разруша-
ются памятники мировой культуры. Фа-
шиеты закрыли и разрушили старейший
Пражский университет, разрушили Вар-
шавский и Львовский университеты. Вез-
де. куда ступает нога немецкого фапгизма,
наука, культура и просвещение подверга-
ются жестокому разгрому. Немецкий фа-
призм, несущий с coboll средневековое
мракобесие, занес свою грязную лапу на
великие завоевания советского народа, на
ето науку, культуру, на его литературу,
Ha ero лучших людей.

В священной освободительной войне
против немецких оккупантов огромная
роль принадлежит нашей интеллигенции,
людям науки и техники, которые с пер-
вых дней войны перестроили свою твор-
ческую работу, подчинив ее задачам раз-
грома врага.

Среди лауреатов Сталинской премив
мы видим имена крупнейших ученых на-

шей страны — академиков и профессоров.
Коллектив академиков и профессоров под
руководством президента Академии наук
QCOP B. Л. Комарова провел больную ра-
боту по развитию народного хозяйства
Урала в условиях войны, за что заслу-
женно и удостоен Сталинской премии

жизнь, развитие, истоки творчества, раз-
вернувшегося так полезно и широко. Бо-
рие Иванович Шавырин разговаривает на
эту тему вяло и неохотно. Просто некогда
ему думать о прошлом. Он весь в настоя-
щем. Война! Она застала его в Ленингра-
де. Она была близко. В первый же день
немцы бомбили города Прибалтики. На
пыльных Joporax лежали убитые женщи-
ны, дети, мирные ‘люди. Горечь первых
минут сменилась яростью, творческой
яростью человека, который мог дать но-
вое оружие армии, бойцам, метителям за
безвинно пролитую Гитлером кровь, за
честь и достоинство родины. Кенетруктор
Шавырин чувствовал то же, что и весь
город Ленина, город могучей ‘индустрии,
науки, культуры, с первого часа войны
отдавший всю свою энергию делу фронта,
делу победы..
Шазырина нельзя назвать человеком
отвлеченной науки. Его мысль сразу ета-
новится реальной силой, для врага страш-
ной. Она становится оружием. С тей ми-
нуты Шавырин живет только интересами
фронта. Конструктор, он знает нужды ар-
мии не только по газетам или боселам с
военными людьми. В 1939 году он rae
жал на финский фронт, был ва передо-
вых позициях, под огнем, на линии 090я.
Ему важно было проверить свои расчеты,
работу, свое оружие в действии. Фронт
дал ему многое. Ветречи с товарищем
Сталиным еще болыше расширили его го-
ризонты. Сталин смотрит далеко вперед,
в булущее. Род оружия, над которым ра-
ботает с0 своим коллектиРом Шавырин,
многое решит в этой войне, так говорил
Сталин, и конструктор каждый pas yxe-
HI от него, взволнованный ‘грандиозно-
стью новой залачи, окрыленный мыслью
и энергией Сталина. толкающей на прео-
доление самых трудных препятетвий.

первой степеви.

На ряду с работами, имеющими нено-
срелетвенное практичеткое значение для
‘фронта и для воего народного хозяйства,

1941 гол являлся годом новых уепехов

советской науки в области математики,
физики, биологии, химии,
и ‘друпих областей человеческих знаний,

за что лучшие деятели этих областей на-

уки и удостоены звания Сталинских лау-
реатов.

В Союзе и за его пределами  ппироку
известны работы многих советеких физи-
ков. Труды академиков Иоффе, Мандель-
шуама_и Папалексои являютёя новым ло-
стижением в советокой физике. Академик
Иоффе в своей работе по исследованию

полупроводников теоретически осветил
весьма важный и сложный вопрос
физики. Он разработал теоретические,

сенювы для промышленности полупровод-
ников. На основе работ академика Hoppe
стало возможным получать проводники ©
любыми необходимыми свойствами — но-
вые выпрямители тока; исследования фото-,
проводимости и термоэлектричества дали
новые мощные термоэлементы, которые в
десятки раз превосходят имеющиеся. За
эту выдающуюся работу академик Иоффе
удостоен Сталинской премии первой ете-
пени по разделу физико-математических
наук.

медицины

мик Бернштейн, являющийся автором мно-
гочисленных работ по теории  вероятно-
стей и по теории приближенных методов
вычисления. Работы академика Бернштей-
на в области математики представляют
большюй интерес для физиков и для тех-
ников, пользующихся ero методами pa-
счета.

С быстрым развитием
ции увеличивается и скорость полета ca-
молетов. До настоялщего времени приходи-
лось пользоваться эмпирическими форму-
лами при расчете скоростной и сверх-
скоростной авиации. Советский математик
Христианович разработал теорию аэроди-
намики при высоких околозвуковых ско-

х. Он дал научно обоснованные ра-
счеты скоростной авиации и этим по пра-
ву заслужил Сталинекую премию.

Многочисленные исследования в области
органической химии академика Н. Д. 3e-
линекого играют большую роль в техно-
логии моторного топлива, в синтезе аро-
матических углеводородов, в области 060-
ронной химии. В труде, изданном в
1941 году, содержитея около 400 ориги-
нальных исследований автора, за которые»
он и удостоен премии имени Сталина.

Замечательный труд по геологии руд-
ных месторождений представил казахский
теолог тов. Сатпаев. Автор теоретически
разработал морфологию и тенезие Джез-
казтанских медистых  песчанников, дал
ценные выводы о месторождениях медных,
железных, марганцевых,  полиметалличе-
ских руд и углей Казахстана.

В области биологических наук Сталин-
ская премия первой степени присуждена
профессору Я. 0. Парнаву — работнику
Украинской Академии наук. В работе
«Гликогенолиз» автор обобщает свои мно-
точисленные исследования по обмену ве-
ществ в мышцах, проведенные им в
Львовском университете, ныне разгромлен-
ном фаптистскими каннибалами.

В чиеле биолотов, удостоенных Сталин-
ской премии, мы находим имя профессора

А. А. Заварзина. В замечательном труде

«Эволюционная гистология нервной си-
стемы» автор, освещает разработанное
им учение 00 эволюции нервной Tka-

‘ни и нервной системы от простейпгих

организмов до человека. Вее выводы но-
етроены на огромном материале, собранном
и обобщенном автором.

Одним из замечательных научных тру-
дов в области медицины является труд
«Частная патологическая анатомия» ака-
дхемиков Абрикосова ни Аничкова. Они 00-
общают огромный материал, разработан-
ный авторами, и вносят большой вклад в
советекую медицинскую науку.

Улостоены Сталинской премии выдаю-
щийся хирург профессор Юдин за его
замечательную. работу по военно-полевой
хирургии и известный ленинградский хи-
рур’ Петров, являющийся крупнейшим
специалистом по онкологии и язвенной
болезни желулка.

В условиях отечественной войны 060-
бое значение приобретает  сельскохозяй-
ственная наука, призванная помочь кол-
хозному крестьянству обеспечить армию
и трудящихся  Советекого Союза продо-
вольствием. Среди лауреатов Сталинеки®
премий мы видим одного из лучиих 30-
отехников страны тов. Дьякова, являю-
шегося автором работ по питанию живот-
ных. Ему принадлежат разработка и внед-
рение индивидуального кормления живот-
ных, & также разработка основ комбикор-
мовой промышленноети.

Сталинскими премиями удостоены также
лучшие работы в области историко-фило-
логических наук, среди которых мы нахо-
дим выдающийся труд коллектива авторов
под руководством В. П. Потемкина «Исто-

Мнотие голы ученые-физики пыталиеь
разрешить сложную проблему выяснения
характера распространения . радиоволн
вблизи земной поверхности. Удачное ре-
шение этой проблемы удалось найти со-
ветским физикам Мандельштаму и Папа-
лекси, работы которых и удостоены Ста-
линокой премии.

Среди лауреатов Сталинской премии —
выдающийся советский математик акаде-

Сделать миномет оружием массового
применения? Это значит упростить его
конструктивно и технологически. Над
этим работал коллектив Шавырина, кол-
лектив энтузиастов. Такие труженики,
такие друзья фронта, как Ширенин, кон-
структор, человек, пораженный тяжелым
недугом, без одного легкого, — все эти
месяцы он работает не только так, как
стоящие рядом (а они забыли об отдыхе).
он работает больше, ведет за собой. Та-
кие, как конструктор Ягупов, поеле ноч-
ной работы в бюро выезжающий на завол
на весь день, следить эа изготовлением
первого образца, видеть и направлять во-.
площение идеи, ускорять рождение ‘нового
вида оружия. Такие, как Васильев, сле-
сарь, выполняющий все опытные образ-
цы, осуществляющий сборку, отладку, все
тонкости испытания нового миномета.

Все они, и прежде других Шавырин,
прислушиваются к голосу фронта. Что
скажет фронт? В чем нужлаетея фронт?
Творцы минометов мгновенно откликаются
на все изменения тактики. которая со-
верттенствуется в боях. Наступление по-
требовало еще большей мобильности, ма-
невренности войск? Будет для этого но-
вый образец миномета. Зима продиктовала
свои жесткие условия? Творцы оружия
ответили на это новыми поисками. новы-
ми решениями. Нужен миномет, который
помог бы выкуривать немпев из очагов.
обороны, узлов сопротивления? Будет та-
кой миномет. Мы заставим немцев выпол-
зать из щелей и укрытий, из подвалов до-
мов, из траншей м окопов.

Творческая мыель человека, конетрук-
тора, становится оружием, угрожает вра-
гу, несет ему гибель и смерть. За рохину.
За страждущий Ленинград. За налтих ле-
тей, которых Гитлер заставил увидеть
ВОЙНУ.

Шавырин и ‘его коллектив работают
дни и ночи.

Будут на фронте новые минометы.

Немцы еше узнают разящую силу на-
шей индустрии, нашей техники и науки.

Евгений КРИГЕР.

рия дипломатии».

Такова краткая характеристика трудов
ученых — некоторых лауреатов Сталин-
ских премий 1941 года.

1942 год ознаменуется новыми доети-
жениями советских ученых, которые
несут свой творческий труд на службу
советекому народу в его борьбе против
злейшего врага всего человечества—про-
тив немецкого фашизма.

происходят сильные сражения,

К переговорам Маршалла.
и Гопкинса в Англии

ЛОНДОН, 10 апреля. (ТАСС). Диплома-
тический обозреватель «Таймс» пишет,
что переговоры Черчилля с Маршаллом и
Топюинсом имёют крупное стратегическое
значение. 3

Обозреватель подчеркивает, что перето-
воры между военным руководством США
и Англии сейчас особенно важны в связи
с предетоящим началом весенних опера-
ций на фронтах, в связи с приближением

техники в авиа- ЯПОНСКИХ BOWCK к Индии, интенсифика-

цией английских рейдов против Германии
и прибытием первых частей американских
войск в Англию.

Обозреватель напоминает, что Маршалл
недавно заявил межамериканской комиссии
по обороне, что перед Соединенными Шта-
тами стоит крупная задача — собрать
все силы для мошного наступления как
можно скорее. «Я напоминаю эти слова —
пишет обозреватель, — не для того, что-
бы высказать предположение о том, что
именно будет обсуждаться, а для TOTO,
чтобы показать, в каком духе будут ве-
стись переговоры».

Советские партизаны бьют
фашистских оккупантов

СТАМБУЛ, 10 апреля. (ТАСС). Редак-
тор тазеты «Ени Сабах» Джахил Ялчин
в статье о партизанекой борьбе во вре-
менно захваченных советских районах от-

мечает, что немцы обычно умалчивают о

том уроне, какой наносят оккупантам со-
ветекие патриоты. 0 силе и размахе пар-
тизанской борьбы, пишет он, свидетель-
ствует недавняя телеграмма венгерекого
регента Хорти в венгерским войскам.

«Для того, чтобы понять, продол-
жает Ялчин, — насколько серьезным на-
падениям русских партизан подвергаются
силы оккупантов, достаточно внимательно
прочитать эту телеграмму. Признание то-
го, что в тылу оккупантов постоянно
свилетель-
ствует 0 TOM, с какой большой актив-
ностью и силой русские партизаны бьют
оккупантов и наносят им ущерб. Это так-
же говорит о том, что русские партизаны
прелетавляют собой страшную силу».

В заключение Ялчин пишет: «В евоей
телеграмме к венгерской армии Хорти от-
мечает, что оружие и снаряжение венгер-
ских частей не отвечают требованиям со-
временной войны. Выходит, что даже
русские партизаны вооружены лучше
венгерской армии. В связи с этим невред-
ню вспомнить, что когда-то все противнм-
ки руееких в один голое твердили, что
советская армия плохо одета и плохо
вооружена».

Гитлеровцы зверски замучили
французского ученого

ЛОНДОН, 10 апреля. (ТАСС). Бывший
парижекий корреспондент «Дейли телеграф
энд Морнинг пост» нишет, что известный
французский ученый Фернан Хольвек был
подвергнут в гестапо пыткам, а затем
убит. Немцы пытались заставить ето от-
крыть тайну сверхекоростного пулемета,
приводимого в действие сжатым воздухом.
Хольвек отказался отвечать.

Gu был арестован в конце декабря
1941 года, а через 10 дней его жену
вызвали в морг, чтобы опознать труп.
Вдове не разрешили осмотреть руки и но-

ги покойного мужа, но она узнала, что
они были обожжены.
Хольвеку было 52 года. Он — пионер

телевидения.

Взрыв близ Суэцкого канала

НЬЮ-ЙОРК, 10 апреля. (ТАСС). Капр-
ский корреспондент атентства Ассошиэй-
тед пресс сообщает, что при разгрузке
трофейных итальянских боеприпаеов в
порту недалеко от Суэцкого канала
5 апреля произошел взрыв, в результале
которого убито 30 и ранено 80 человек.

СУББОТА,

11 АПРЕЛЯ 1942 г. № 85 (7771)

a

—<—<—————————————————— csc eewere—_—————

На очередной пресс-конференции
иностранных корреспондентов

В связи е возвращением после длитель-
ной поездки в Москву и на Западный
фронт иностранных корреспондентов 10 ап-
реля в г. Куйбышеве состоялась очерелная
пресс-конференция, на которой Заместитель
Начальника Советского Информационного
Бюро тов. С. А. Лозовекий дал ответы на
ряд вопросов иностранных корреспонден-
тов. ты

На вопрое одного из корреспондентов,
что вы можете нам рассказать о недавно
подписанной  советско-японской рыболов-
ной конвенции, тов. Лозовский ответил:

Рыболовная конвенция 1928 г., дейет-
вие которой закончилось в 1936 г. и ко-
торая возобновлялась несколько лет под-
PAI, снова пролонгирована. на один год,
т. е. до 31 декабря 1942 г. Конвенция
является хозяйственным соглашением, в
KOTOPOM заинтересованы обе страны и ко-
торое выгодно для Советското Союза так-
же потому, что японское правительство
в переговорах пошло на уступки, пере-
численные в сообщении ТАСС от 21 мар-
та.

Другой корреспондент спросил, не мо-
жете ли вы нам дать какие-нибудь до-
бавочные сведения 9б анкароком процессе
и об’яснить, каков политический смысл
этого процесса. На это тов. Лозовский
сказал:

Советская печать дала уже оценку этой
немецкой провокации на турецкой терри-
тории. В этому делу, несомненно, прило-
жили’ руку специалисты по поджогу рейхс-
тата, которые  ЗАлались целью  создаль
трещину во взаимоотношениях между
Советским (Союзом и Турецкой Республи-
кой. В сожалению, в Турции нашлись
люди, которые из разных побуждений
сделались орудием в руках гестапо, со-
стряпавитего это шитое гнилыми нитками
дело против советских граждан. Естест-
венно, все это дело возмутило наше 00-
щественное мнение, которое не предпола-
тало, что в Турции  гитлеровцам будет
позволено стряпать подобные провокации.
Но можно не сомневаться в том, что в
конечном счете’ авторы провокации будут
разоблачены и что всем в Турции станет
ясно, для чего она была затеяна.

Один из корреспондентов задал вопрос,
как вы оцениваете поездку царя Бориса
к Гитлеру и выступление председателя
совета министров Болгарии г-на Филова.
Тов. Лозовский заявил: ;

оказывает
Болгарию,

Терманское правительство
очень сильное давление на

ТАЛИИ

желая получить оттуда недостающее ей
пушечное мясо, вопреки настроениям и
чувствам болгарского народа. Правители
Болгарии слишком далеко зашли В свое
раболепии перед Гитлером. Они абывают,
что Германия уже раз потянула за с060ю
на дно Болгарию в войне 1914—1918 тт.,
и они послушно идут по старому пути, го-
товя Болгарии ту же участь, которая ожи-
дает гитлеровскую Германию. Болгарский
народ относится с величайшим уважениен
и любовью к русскому народу, помогшему
Болгарии получить свободу и самостоятель-
ность, и русекий народ платит ему взалм-
ностью. Горе тем, кто попытается бросить
болгарский народ в гитлеровекую кровз-
вую авантюру.

В ответ на вопрос одного из корресз
пондентов, Kak тазвиваются  советеко-
иранские отношения после заключения
союзного договора между СССР, Велико-
британией и Ираном, тов. Лозовокий з3-
явил следующее:

Не подлежит никакому сомнению, чт
наш союзный договор ¢ Ираном себя
оправдывает и действительно отвечает
интересам стран, подписавших договор.
Положение Ирана укрепилось во веех от-
ношениях. В иранеком народе крепнет
чувство дружбы и доверия Советекому
Союзу и чувство безопасности, основанное
на сотрудничестве с союзниками. Эконо-
мическая помощь сотозников Ирану начи-
нает оказывать свое благотворное влия-
ние. Культурные связи между CCCP a
Ираном успешно развиваются. Именно
это благоприятное развитие положения в
Иране и укрепление отношений Ирана 6
союзными странами выводит из себя гит
леровцев, которые не перестают распр-
странять самые нелепые басни 0 TOM, 41
якобы Англия «уступила» Иран Совет:
скому Союзу, что Иран «советизируется»,
что Красная Армия «лвинутз_ на Ирак»
ит п. брехню. И иранская, и советская
печать уже разоблачила смысл этой кам-
пании лжи. За ней, повидимому, скры-
вается не только злоба гитлеровцев по п-
воду потери ими былых возможностей
для козней на территории Ирана, в и
новые агрессивные планы, налравленные
против интересов и безопасности ряд
ближневосточных стран. Как не признать,
что в этих условиях подавно важен наш
союзный договор с Ираном, являющийся
прочной базой для ограждения мира и
спокойствия в этой части света.

Война на Тихом океане

Американские сообщения

НЬЮ-ЙОРК, 10 апреля. (ТАСС). В ком-
мюнике военного министерства США co-
общается, что во время высадки япон-
ских войск на острове Себу (Филиппины)
потоплен японский крейсер.

В коммюнике указывается также, что
в течение последних 24 часов связь ме-
жду американскими войсками, обороняю-
щими Батаанский полуостров (оетров Jy-
сон), и частями, расположенными на оет-
рове Коррегидор, отсутетвует, что, вероят-
но, свидетельствует о прекращении борь-
бы на Батааноком полуострове.

Английские сообщения

ЛОНДОН, 10 апреля. (ТАСС). В коммю-
нике английского командования в Бирме
указывается, что на фронте никаких из-
менений не произошло.

Американскими самолетами, действую-
щими в Бирме, во время последних опера-
ций сбито 10 японских истребителей и 3
повреждено.

В коммюнике английского. командования
на острове Цейлон сообщается, что в на-
лете на Тринкомали 9 апреля участвова-
ло большое число японских бомбардиров-
щиков и истребителей. Сбито 6 японских
самолетов и 2 повреждено. Сведения о по-
тере японской авиацией еще 6 самолетов

Среди убитых 8 английских солдат. Пор-  пока не подтверждены. Один английский

товые сооружения не пострадали.

орет пропал без вести. В тавани и на

Yue

«За процветание наук в отечестве и
против отца своего родного восстать за
трех не ставлю», — с0 страстным упорет-
вом. выискивая правду в великом и еще
целиком не взятом человеком в свои руки
мире, писал 190 лет назад Ломоносов.
Десятилетие за десятилетием освещали
мир имена русских ученых. То в строгую
точность математических наук вносил по-
правки великий Лобачевский, то’ вспыхи-
вало, как звезда, прекрасное имя Mente-
леева, то устремлял к себе внимание все-
то просвещенного мира Павлов.

В последнюю четверть века, наверсты-
вая годы, обогашаясь и обогащая своими
открытиями мир, прославляет науку наша
страна. № списку русских великих уче-
ных широким росчерком приписывает она
десятки новых имен, которые мотут оза-
главить собой одну из наиболее блиета-
тельных страниц русской науки. «Широ-
ко распоостирает химия руки свои в дела
человечесвие», —писал тот же Ломоносов,
предчувствуя, что великие преобразования
на благо человеку призвана она совер-!
mets. И имена наших химиков облетают
мир, и расщепление атомного ядра стано-
BHICH OJHOH из задач русоких физиков, к
работам которых прикованы взгляды са-
мых прославленных физиков, и точные
науки становятся одним из основных ком-
пенентов победы, за которую борется народ.

Хорошо жить в эпоху великих от5ры-
тий, когда ясные перспективы приложе-
ния приведенных Им в действие сил
встают перед ученым. В конкретной оея-
заемости предстает перед ним его наука.
В нагляхном поединке © темными силами
повествует она о необходимости его тру-’
да для страны. Точность математических
формул наный советской нахки испытыва-
ет на себе ныне враг. Именно ва него

я bl @

‚на заре самолетостроения, как об утопи-
ческом будущем, мечтали пионеры лётно-
го дела.

Собирая по частям свою тяжелую ма-
шину войны, немцы в теоретических кни-
гах обосновали целую систему танковых
действий, как одно из наиболее надежных
слагаемых для уничтожения неприятель-
ских армий, в том числе Красной Армии
на восточных равнинах. Перу Гудериана
принадлежит целый том под угрожаю-
шим названием «Внимание, танки!» Нем-
цы проверили действие этой генераль-
ской теории на полях Европы, хвастливо,
на весь мир приписав крушение француз-
ской защиты  несокрушимому действию
германских танковых соединений. Они ни
слова не упомянули о том, что француз-
ский народ, преданный своими руководите-
лями, оказался, пе существу, беззащитным.

Совершив марш по полям покоренной
Европы, они повернули свою машину вой-
ны против нас. Они предпослали натиску
на нас целые иселедования © несноеоб-
ности славянских народов вести борьбу
против точной и проверенной  герман-
ской машины. Они вторглиеь своими тан-
ковыми корпусами на наши равнины,
уверенные,
которую можно было бы противопоставить
их натиску. Они видели уже разру-
шенными и захваченными арсеналы рус-
ского оружия, в том числе его кузницу—
Тулу. Они печатали в журналах снимки
с шествиями своих танков по русеким до-
рогам под горделивыми заголовками: «Наш
путь на Восток». Они печатали в своих
справочниках на меловой бумаге образцы
руеского оружия, не предвидя, что велед
за известными им образцами последуют
новые образцы, которые изобретены уже
русской военной наукой.

что нет нигде такой силы, :

дались противотанковые ружья, миноме-
ты, рождались моторы, рождались новые
танки, рождалась новая великолепная си-
стема борьбы © неприятельскими танками,
оправданная сотнями танков, уничтожен-
ных нами в боях. Широким крестом пере-
черкивала русская наша наука построения
терманеких теоретиков. Спепано, если бы
оставалея досуг, пришлось бы Гудериану
вносить B свою книгу о танках серьез-
нейшие поправки, продиктованные нашей
наукой.

Все за последнюю четверть века было
поставлено на службу народу в нашей
стране. Не дальними перспективами осу-
ществлений возникали для наших ученых
их замыелы. Десятками научных инети-
тутов и академий обрастала страна, пре-
доетавляя их для любого научного подви-
га. Из дальних стран приезжая осматри-
вать наши лаборатории, © завистью при-

знавалиеь мировые ученые, что все сдела-!

но у нас с великолепным размахом для
поступательного движения науки. В жи-
вой связи в жизнью, с ее потребностями

шла напта наука, становяеь народным де-’

лом м отвечая всем лучшим народным
мечтам. Как самый передовой отряд, ухо-
дили на поиски новых ископаемых и
источников нефти налши геолопи. Перешу-
пывая породы и пласты земли, находили
они драгоценный металл и нефть, преобра-
жая экономику страны и вооружая ее для
той самой борьбы, которую приходится
ей сетодня вести.

Выпуская новые экономические
страны, мы заштриховывали найденные
месторождения нефти и месторождения
вольфрама, и широкие угольные простран-
ства Кузбасса; и карагандинскую степь,
и великое наше детище — Магнитогорек.
В далеком Казахетане, разведывая цвет-
ные металлы, наша наука оживляла бес-
плодные степи, заставляя их впервые слу-
жить человеку. Все — от теории вероят-
ности до биологии, от медицины до строн-

карты

Оттого работа наших ученых именно ны-
не, в год тяжелой борьбы, служит делу
победы народа. Руке хирурга обязан не
один из участников этой борьбы своей
жизнью, не один из нае, кто побывал на
поле войны, е восхищением следил за
славным действием нашего великолепного
оружия, полный гордости за науку, ко-
торая дала этому оружию жизнь. Не одно-
му биологу или врачу обязан народ из-
бавлением от многих страданий. И вче-
рашняя химическая формула или слож-
ный препарат, над которым  только-что
трудилея ученый, становились поистине
народными средствами.

В действии своего оружия, в борьбе за
свою страну, в создании новой  промыш-
ленной своей экономики, неребрасывая
огромные, заводы поближе к сырью, к ми-
неральным источникам, народ в первую
очередь вепоминает своих ученых.
именно они находили источники сырья и
ископаемые породы, и нефть. Это именно
их творчество рождало новое оружие. Это
именно они боролись за здоровье народа,
избавляя его от страданий и возвращая к
жизни. 0 великом  преображении мира’
наукой мечтал Ломоносов. Он видел, ве-
ликий русский, в творческом провидении
своих грядущих потомков, которые вее
свои знания обратят на пользу любезному
отечеству и родному народу. ь

«По многим доказательствам заключаю,
что и в северных земных недрах  про-
странно и богато царствует натура, и
искать оных сокровищ некому», — горестно
писал великий провидец почти два столе-

тия назад. Он ошибся только в одном —

есть кому искать эти сокровища, сам на-
POI, давший жизнь своим ученым, ищет
эти сокровища. И нет большего счастья
для человека науки знать, что ты нужел
народу, что весе твои труды и знания
служат делу его борьбы и что народ в
минуты самых трудных своиу иснытаний
опратится к тебе, к твоей творческой

Вл. ЛИДИН.

обрушнваются наши новые пикирующие Да, в практике жесткого претворения   тельной механики — было отдано народу   мыели и опыту
бомбардировщики в моторами, 9 которых’ рождалось уже новое оружие — рож-‘в Живой, горячей практике нашей науки. 3
площадь, 5. Телефоны отделов редакции: Секретариат — К 4-22-44: Тыла — К 1-42-86; Фронта — К 4-79-87:

АДРЕС РЕДАКЦИИ и ИЗДАТЕЛЬСТВА: Москва, 6, Пушкинская

Б26933.

Художественного — К 5-36-53; Издательство — К

Типография «Известий Советов депутатов трудящихся СССР» имени И. И. Скворцова-Степанова, Пушкинская площадь, 5.

4-14-34; Прием об’явлений в Москве — К 5-74-33; в Ленинграде — 86-78,

Это   с

аэродроме имеютея разрушения. Имеются
также некоторые жертвы.

В коммюнике австралийского команло-
вания сообщается, что 9 апреля авиация
союзников соверпила крупный налет Ha
оккупированный японцами город Рабзул
(остров Новая Британия). Бомбардировке
полвергнуты аэродром, портовые сооруже-
ния и корабли. На аэродроме уничтожено
большое число японских самолетов. Bee
самолеты союзников вернулись на базу.

Японские сообщения

ТОКИО, 10 апреля. (ТАСС). Официаль-
но об’явлено, что японожие войска на
Филиппинах 3 апреля начали общее на-
ступление против американских и филип-
пинеких войск на  Батаанеком полу-
острове.

По официальным сведениям, японские
морские части 31 марта оккупировали
остров Рождества (южнее Явы).

Японо-китайская война

В провинции Цзянеи развернулась
упорная борьба между китайскими в
японскими войсками 3a город Люцикоу
(западнее озера ПШоянху), который не-
сколько раз переходил из рук в руки.
30 марта китайцы окончательно овладели
городом. В боях за Люцикоу японцы по-
несли большие потери.

Ночью 3 апреля в провинции Гузидун
китайские войска переправились через
реку Сицзян и внезатно атажовали япон-
свий гарнизон в городе. Тиншгуй (западнее
Вантона). Японцы поспешно отступили.

(ТАСС).

РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ.
Издатель: ПРЕЗИДИУМ
ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР.

EE SE EE ET AT ИИА

ФИЛИАЛ БОЛЬШОГО ТЕАТРА — ИЛУ on
«Травиата»; 12Л\У утро—назначенный спектакль
бал. «Тщетная предосторожность» отменяется.
Билеты возвращаются по месту покупки вде-
кадный срок; 12/IV днем оп. «Тоска», Нач,
спектаклей в 5 ч. дня.

ГОС. МОСК, МУЗЫК. ТЕАТР им, К. С. СТА»
НИСЛАВСКОГО и Вл. И. НЕМИРОВИЧА-
ДАНЧЕНКО (Пушкинская ул.., 17, тел. К 1-42-50)
WIV днем (в 1 ч.) «Перикола», веч. в 6 9)
«Севильский цирюльник»; 12/1 утром (в 101,
30 м.) «Ночь перед Рождеством», днем (B24.
30 м.) «Корневильские колокола», веч. (в 6 9,

50 м.) 1. «М-ль Фифи», 2. «ТИтраусиана».
МОСК. ДРАМ. ТЕАТР им. ЛЕНСОВЕТА
Б. Ордынка, 69) — ЛУ в 5.30 веч. и ЛУ

B 1230 дня «Парень из нашего города»;

(в помещ. Филиала МХАТ, Петровский пер., 3,
тел. К 1-85-26) —1Л\У в 5.30 веч. «Во имя жизни».

ФИЛИАЛ МОСК. ТЕАТРА ОПЕРЕТТЫ (по-
Mem. 0. т-ра Народного Творчества, пл. Мая-
ковекого, 18, Ten. JL 1-48-90)\—11/IV «Роз-Мари»—
нач. в ч. дня; 12ЛУ в П ч. утра ив
4 ч. дня «На нашем берегу».

MOCK. TOO. ФИЛАРМОНИЯ. КОНЦЕРТНЫЙ
т им. ЧАЙКОВСКОГС (пл. Маяковсксго, 20)
ыы. Е AS eee «Опера и балет
Кого»; 12/ТУ 5 =. alge ма-
стеров wewvecta.” EE AREA a ROBRSPY

KOJIOHHBIN BAI TOMA COIOBOB, 7. 36-12—

ИЛУ вбвч Мастера эстрады; 12

д г ды; Т2ЛУ в 6%
Джаз-оркестр п/у Д. АЕ :

TOC. ОРДЕНА ЛЕНИНА ЦИРК — Сегодня

представления в 3

* и
Каран д’Ан. 12ЛУ

нач,

6 ч sew. В паузах
в 12.30, Зи бч в

РЕПЕРТУАР КИНОТЕАТРОВ

: на 11 апреля 1942 года.
Художественно-исторический фильм «ОБОРОНА

ЦАРИЦЫНА» — Ударник, Колизей, Москва,
« wore РИ т т

ГРЕБ ЛИ» — Первый.
«БОГДАН ХМ ЕЛЬНИЦКИЙ» — Уран

«ВЕЛИКОБРИТАНИЯ В дни

3 ВОЙНЫ» вы.
пуек № Ти 2- Метрополь.

«ЛОНДОН НЕ СДАСТСЯ», «ЖЕНЩИНЫ
AHI ИИ» — Метрополь.

СООЗКИНОЖУРНАЛ № 55 — Москва:

СОЮЗКИНОЖУРНАЛ № 2% Колизей.

СОЮЗКИНОЖУРНАЛ № 57 м
i 3K Jit ¥ PHAJL Na 27 ~ Merponoas.
COIOSKHHOIKRY PHA № 23 — Tepaxt, Ударник,

Иностранного — К 4-81-54;

Сельского хозяйетва — К 5-76-17;

Писем — К 4-16-87;