ney.
ail

10h,
ЩИ,
У»
ГМ

ИХ
ДЖ
bi,
PALI
LOR:
spent
ак}
ЛИ
сот
‚
Вы
ВИ

№
А
або
pn
yO AI
ый
учти

‚ в
ВО
a i

‚№
№
ой
ый

no
putt
{НЫ

putt
{  wt

df.

ВОСНРЕСЕНЬЕ, 12 АПРЕЛЯ 1942 г.

IG 86 (7772)

ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ СССР

Пиколай

Мы еще повторяли свежие строфы
«Двенадпати» Блока, жадно прислущива-
Zach к властному голосу Маяковского;
вокруг ломался лед литературы, шло пер-
вое весеннее половодье молодой, новорож-
денной советской поэзии. Сквозь шумную
разноголосицу тех дней пробилиеь лигые
строки «Баллады о синем пакете». В со-
знание молодого поколения они вошли на-
всегла, и до сих пор мы повторяем:

Твозди бы делать из этих людей —

Но было б в мире крепче гвоздей!
Так мы узнали Николая Тихонова, по-
эта, рожденного революцией. Он ‘заявил
5 себе короткой балладой 0 сверетнике—
терое гражданской войны, воине револю-
пин, Человеке нового долга, и голос
поэта был звонок, заразителен. Потом но-
явилась поэма «Сами». Ею зачитывались,
ве декламировали юноши и девушки, пря-
ча в глазах блеск волнения, какой вызы-
вает близкая личная ралость: Мы думали:
у поэта есть своя особая юность, юность
«Руслана и Людмилы»; юность «Мцыри».
Для Тихонова эта юность-—«Сами», поэма
0 маленьком и далеком китайском маль-
чонке, стонущем под стэком сагиба. Ho
этого китайчонка запомнили, ему стали
подражать в литературе, на сцене. Тихо-
дов ВХОДИЛ В ПЭЭЗиюЮ © широким чувством
интернационализиа и той новой человеч-
ности, которую он видел в пришедших
устраивать мир людях Советской страны.

К этих людям Тихонов был и осталея
хално любопытен. В своей стране у него
нет неинтересного человека, неингересного
края или уголка. Он любит ездить, заби-
раться в пустыни и торы, ето можно
встретить в кишлаках Средлей Азии, в
Грузии (к которой он пристрастился) его
считают своим человеком и своим поэтом.
(строе чувство родины стало его поэти-
ческим компасом. Родина — это степной
простор, восхождение на гору, котлован
стройки, красноармейский латерь, камень
истории, легший у твоей дороги, сноров-
ка рабочей руки, шопот признания, полет
орла и догоняющая его в вышине песня.
(тсюла в стихи Тихонова вливается лири-
ческий аромат родины, и стихи его co-
храняют запахи ночного костра, степной
полыни или стальной стружки.

Но родина для Тихонова прежде Beero—
человек. У него есть свой большой герой,
поэт присматривается к нему, изучает
в, восхищаетя им. Он встречает его
на всех дорогах страны — человека, де-
мющего жизнь, и черта за чертой рисует
«го тонким острием стиха, Более всето
‘привлекают поэта черты затаенной воли,
внутренняя цельность и неожиданная си-
18 в простом человеке, который строит
будущее мира. ›

Й то, что поэт думал о человеке, своем
сивременняке, собирая его черты в боль-
пой героический образ, on встретил
в жизни, в своем родном Ленинграде. Оя
узнал человека, большевика, который
был сделан из чистопробного материала
нашей эпохи. ФДенинская рука  плавила

—-:

Во славу сове

(еплня я Узнал о присуждении мне
(талинской премии. Первая мысль, кото-
рая приходит в голову, — как опраздать
эту награду.

Я работаю в TO области вооружелия
Арасной Армии и Военно-Морского Флота,
корая в дни войны показала себя троз-
НЙ сокрушающей силой. Артиллерия, Kak
сказал товарищ Сталин, поистине лвляет-
ся боли войны. Отетупая под натиском
Врасной Армии, немецкие оккупанты за-
рывакиея глубоко в землю. Опи строят
укрепленные узлы и оборонительные ли-
вии. Ho они не спрячутся за ними. Co-j
ветские конструкторы дали и еще Залут
достаточно сильные огневые средства для

ЧиЯ

CORO

Тихонов

этот материал, сталинская рука ето от-
ливала; образ этом человека стал не-
обходимым образом поэзии. Тихонов уви-

делал до сих пор в своих стихах. потыто-
жил в прекрасной, мужественной и ape-
лой пэме «Киров с нами».
Человек-строитель, борец, воин прохо-
AKT свой путь через сердце поэта, по 10-
роге его стихов. И сам поэт — духовный
двойник своего героя — веегда © ним ря-
дом, в минуту раздумья и в час борьбы,
Военная гроза

зался среди тех людей, с какими
свой поэтический путь, — среди
«Баллады о синем пакете».
росли люди и как вырос поэт! Теперь
его слово само стало оружием и броси-
лось в битву. И здесь, в схватке с вра-
rom, Тихонов возвысил еще одного своего

начал
героев

HOB стал участником, вестником и пев-
TOM героического мужеслва ленинградцев.
Из осажденнюто врагом ropora Ленина
поднимается сильный голос поэта, прямой
и сверкающий, како адмиралтейский
шпиль. В обложенном немцами Ленинтра-
де слагает Тихонов поэму о нашей победе.
Героями ее становятся 28 тпвардейцев —
люди несокрупимой силы:

Гвозди бы делать из этих люлей—

Не было б в мире крепче гвоздей!

Нет, не твозди, — стропила мира надо
делать из этих людей, и тогда мир станет
крепок и прочен, и небо будет лежать
на его плечах.

Из записной книжки поэта выхолят
короткые наблюдения — рассказы «Черты
советокого человека». Они появились не-
сколько недель назад, замечательные
эпизоды будущей эпопеи, которую уже
вынашивает художник. Среди них есть
один — © женщине, рожающей во тьме
метелыной ночи на улицах Ленинграда.

«Казалось, никакого Ленинграда нет,
есть дикая, темная пустыня, заметаемая
зимнюй бурей пох вой вражеских снаря-
дев». Но тут, в этом мраке, «на откры-
том всем ветрам месте, рождаетея нювая
жиень. Надо ее спасти, валю ее отнять
от холода, мрака и пушек». И девушка,
которая спешит на помошь  роженице,
принимает ее ребенка «так, будто дело
происходило в комнате». Потом «она вы-
подняла ребенка, показывая его
всему лежащему во мраке великому го-
роду...»

Творчество Тихонова в родстве со своей
героиней. Оно поднимает высоко нах въю-.
гой войны новую жизнь,
дается под гул выстрелов и разрывов.

«Новый человек»— называется этот pac-
сказ Тихонова. Новая жизнь рождается, и
новый человек принимает ее на свои
руки. Этому новому человеку посвятил
вю свою творческую любовь и силу
поэт Николай Тихонов.

И. БАЧЕЛИС.

тсного оружия

небойной силой. Несмотря на необычные
конструкции, значительные габариты его,
заводы © честью справились © производ-
ством. Этому немало способствовала твор-
ческая мысль конструкторов, которые
много сделали для тоге, чтобы производ-
ство машины шло с наименьшими затрз-
тами. Испытания агрегата показали хоро-
иие результаты. Силу и мощь его испро-
бовали на своей шкуре немецко-фангиет-
ские захватчики. Сейчас я работаю над
упрощением, усовершенствованием и
зданием новых
вооружения.
Сталинская премия воодушевляет

нас на достижение еще больших успехов

уничтожения врага и созданных им укре- в оснащении Красной Армии мощными

плений.

Наша работа, удостоенная Сталинской
премии, — новый значительный шаг вие-
Pl B области создания артиллерийских
вистем. Созданное нами орудие обладает
наибольшей дальностью и громадной бро-

артиллерийскими средствами борьбы.

Генерал-майор технических войск
М. Я. КРУПЧАТНИКОВ, Герой
Социалистического Труда. j

Город Н.

Ho как вы-.

любимого героя: родной Ленинград. Тихо-

дел его воплощенным в жизни и TH, что

sy Е облачила Тихонова в.
краснюармейскую шинель. Он снова ока-

которая рож-

со-  Стрельной автоматики показали ему,
образцов артиллерийского   Такое оружие может быть не только
Имевигиесл
всех! Тогда скорострельные пушки были только

ЛАУРЕАТЫ

Н. С. Тихонов.

СТАЛИНСКИХ ПРЕМИЙ

связывается в сознании с главным делом

из первых дней войны, теплушку в эше-

душных июльских дней, когда наша ар-
мия отходила е боями, набирая силы лая

сможет писать, жить, дышать. Его тема—

И. Г. Эренбург.

Создатель авиационных
пушек

Борис

вооружения — вторично удостеен Сталин-
ской премии. Этот талантливый и неуто-
мимый конструктор непрерывно  совер-
шенствует технику авиационного вооруже-
ния, разрабатывает весе новые и новые
образцы более совершенных типов воору-
жения самолетов. За последнее время тов.
Пититальный создал несколько видов ско-
рострельной ‘азтоматической авиационной
‘пушки, за которую ему и присужденз
премия имени товариша Сталина.

Пушки на самолетах! Еще нехавно это
было редкостью. Еще недавно ажурная
конструкция самолета легко разрушалась
простым пулеметным огнем. Но самолеты
становились вее прочнее, жизненные ча-
сти их покрывалиеь броней, и пулеметный
огонь был уже недостаточен. Были слу-
чаи, когда самолеты получали до трехсот
пулевых пробоин и благополучно возвфа-
щалиеь на свои базы. Чтобы сбить вамо-
лет даже из крупнокалиберного пулемета,
приходилось подходить к нему на’ очень
близкое расстояние или бить так точно,
чтобы попасть по винтомоторной группе.
Требовалось установить на самолете более
мощное оружме, требовалиеь пушки.

Первые удачные попытки  установле-
ния пушечного вооружения на самолет
  относятся еще к 1918 году, когда фран-
цузский летчик Ренэ-Фонк установил по-
полуавтоматическую пушку. 37-миллимет-
`рового калибра в развале пилиндров мото-
‘pa Иснано Суиза. Из этой пушки Ренэ-
Фонк сбил тогда 11 самолетов.

Полобная схема установки пушки в раз-
личных вариантах существует и сейчас:
Только сила огня современных пушек
ро много раз выше той слабенькой пушки
1918 гола. В частности, последние кон-
  струкции автоматической пушки тов.
  Шмитального являются одними из самых
  мощных и скорострельных современных
  пушек, находящихся
различных странах мира.

№ изобретению авиационных  пупек
Шоитальный нришел не сразу. Сначала
он изобрел сверхпулемет. Затем теорети-
ческие изыскания в области сверхскоро-
что

В

Baye пулеметов, а’ и пушек.
  наземными. Для авиации они не годились
из-за своей громозлкоети и большого веез.

Одновременно со Шпитальным над изо-
бретением специальной авиационной пуш-
ки работало много конструкторов за гра-
ницей. Однако советский изобретатель шел
к намеченной пели не ошупью, не наугад,
а применяя научный метод, пользуясь

изобретатель многих видов авиационного

на вооружении В

Гаврилович  Шиитальный —  созданной им теорией сверхекорострельной

автоматики.

В результате больной многолетней ра-
a им были созданы скорострельные
автоматические пушки разных калибров.
  Теми стрельбы этих пушек намного пре-
  вышает теми стрельбы аналогичных за-
граничных пушек.

Советские самолеты, вооруженные пуш-
ками конструкции Шиитального, в 8в03-
душных боях в противником одерживают
ренеительные победы даже при численном
превосхолетве врага. Так, семерка отваж-
ных героев одержала победу в воздушном
бою с 25 вражескими самолетами. В этом

Шоитального.

Сталинские соколы, используя качества
наших авиапушек, могут открывать огонь
е дистанции гораздо большей, чем немец-
кие самолеты. А преимущества в ско-
стрельности и кучности авиатушек

Шиитального позволяют нашим летчикам
‘уничтожать врага еще до того момента,
когда  неприятельский самолет вумеет

открыть ответный огонь.

Особенню важно в воздушном бою преи-
мущество советских авизпушек в екоро-
стрельности. За одно и то же время наши
летчики выпускают из своей пушки в
несколько раз больше снарядов, чем
противник. Это также в значительной
степени предрешает исход бя в пользу
наших героев-летчиков.

В условиях современното боя авиацион-
ная пушка призвана выполнять  мното-
численные тактические залачи. Это дости-
гается путем применения различного рода
‘внарядов: бронебойных, бронебойно-
‘зажигательных, осколочных, ‘осколочно-
трассирующих и т. д. Особенно велико
значение авизпушек в противотанковой
авиации. Противотанковый самолет, во-
оруженный мошной пушкой, может вести
борьбу с танками противника не только
на передней линии, но и в глубоком тылу
противника.

Применение артиллерии в противотанко-
вой авиации выгодно еше и потому, что
в момент выстрела к начальной скорости
снаряда, вылетающего из дула орудия,
прибавляетея скорость самолета, атакую-
щего танки. Кроме того, верхняя броня
танков, как правило, слабее лобовой. Все
это позволяет использовать авиационную
пушку с большим эффектом, чем назем-
ную.

В настоящее время Герой Социалисти-
ческого Труда Борис Гаврилович Шпи-
тальный работает над еще более соверитен-
ными авиационными пушками, которые
явятся грозным оружием в руках наших
летчиков в борьбе © врагом.

С. БОРОВКОВА,

бою герои-летчики били врага из пупок,

Школа мужества

Bee важное, что теперь происходит,
страны — с фронтом. В числе других
писателей, поэтов, драматургов, отмечен-
ных Сталинской премией, я нашел имя

Вонстантина Симонова. Я вспомнил один

лоне, отправлявшемея на Занадный фронт,
редакционный «Пикап», на жоторый мы пе-
ресели в пути, дымящиеся улицы Смолен-
ска, подожженного с воздуха. немцами,
дорогу на Могилев, Днепр в орудийном
гуле, дымы пожаров на горизонте, горечь

ответных ударов, для декабрьской побелы.
В дни испытаний Симонов может быть
только там, где труднее всего, иначе не

человек сильной воли, ломающий в самом
себе и вовне все, что мешает ему стать
победителем в бою за честь, свободу, до-
стоинетво родины. Для Симонова это не
только тема. Это жизненная необходимость.
В трудный час он хочет быть рядом со
своим героем. Потом он напишет о нем.
Но в этот чае он здесь, рядом.

Однажды мы ехали вместе в нашем
«Пикаме». Мы были угрюмы. Hamu vacru
отходили от берегов Дненра. Самым угрю-
мым был Симонов. Он молчал всю дорогу.
кусал губы. Время от времени он начи-
нал бить кулаком по колену, будто епо-
рил © кем-то, и в этом движении был ка-
кой-то внутренний ритм. «Шикап» отчаян-
HO трясся на выбоинах, нас подбрасывало
на скамейках и банках с бензином, мы
крепко держали винтовки, чтобы не по-

с врагом, пробуждая в каждом гордую
мысль 06 отпоре, о готовности пожертве-
вать жизнью для дела победы.

Вот черта поэта советского. Симонов
молод. Он весь в движении, в развитии»,
множество влияний борется в нем, удачу
в работе он может счесть зрелостью ма-
crepa, co временем это все отсеется, та-
лант окрепнет, — молодой поэт на верном
пути. Выть гражданином он учится У
Маяковского. который создавал стихи, ра-
зившие врагов нашей родины. Быть стой-
ким он учится у народа. Его внимание
давно обращено на героев народа-борца,
Александр Невский, Суворов. Он ищет те-
роев вашего времени. Простых, таких,
ках миллионы, и таких же сильных B
борьбе. Вернувшись с Халхин-Гола, он пиз
шет пьесу «Парень из налтего города».
Ее тема — война и наш человек на войне.

На войне с гитлеровской Германией Си
монов с первого дня. Тогда же созрело у
него желание видеть весь фронт от Черного
моря ло Леловитото океана. Он был на
Западном фронте, отправился на Север-
ный, в Мурманск, где бой идет в скалах,
во льдах, побывал в оважденной Одессе,
был в Керчи и в Крыму. Это — настоя-
щая школа поэта, писателя. Их много у
Hac, пишущих на линии боя, пишущих
для героев-бойдюв, о героях-бойцах, пишу
щих свои лучшие стихи и позмы именно
теперь, в трудные дни, на фронте, в боях.
Симонов—ереди них, писателей-фронтови-
ков. Стихи его знают и любят на фронте.
Там он увидел и elke лучше узнал =
одного, & многих стойких «парней из на-

бить их дорогой, и вдруг Симонов сказал
хрипловатым от пыли голосом:

— Хотите, я прочту вам стихи?

Мы спросили, какие. Он ответил:

— Новые. Я только-что написал их.

У него не было в руках ни каранхаша,
ни бумаги. Да если б и были, как же
писать в такой тряске и в таком дурном
настроении, в кахом были все мы? До
стихов ли тут? Но Симонов упрямо стоял

на своем: ла, он только-чао сочинил сли- )

хи, и он прочел их в июльской пыли и
жаре, на ветру, срывавшем наши, фураж-
ки. В тот трудный час, превозмогая в себе
горечь, угрюмую мысль 0б отходе, он CO-
чинил стихи о победе, он был в ней уве-
рен. Он хотел, чтобы стихи его сражались

шего города»— бойцов, идущих с гранатой
на танки, командиров, личным подвигом
поднимающих в атаку роты и батальоны
сильных и гордых людей нашей родины.

Фронт. Это хорошая школ» поэта. ИШко-
ль мужества.

Вместе с товарищами своими но ремес-
У — творческому, писалельскому — труд-
ный курс в этой школе проходит и Симо=
HOB.

Когда в горечи июльского дня отету-
пления, в клубах пыли на открытом «Низ
rane» Симонов без карандаша и буматя
создал упрямые, гордые стихи о грядущей
победе, мы поняли: этот может, этот бу-
дет поэтом.

Евгений КРИГЕР.

Тигры И

Нам, военным корреспондентам, ховеди-
лось быть свидетелями тот, Kak немец-
кая атака захлебывалаеь, танки е черны-
‘ми крестами на бортах заторались, а фри-
цы и гансы лезли в укрытия. Вее это
происходило только потому, что над пе-
редним краем противника неожиданно по-
являлись наши «ИЛЫ» — самолеты-штур-
мовики, сеющие осмертоносный огонь.

Сколько рассказов, коротких, но выра-
зительных сообщений почти ежедневно вы-
слушивали мы 09 действиях  самолетов-
штурмовиков!

—- Слыхали? Петр Марютин, Александр
Носков и Григорий Фролов Ha своих
«ИЛАХ» какой воз дров накололи; 3a
тестнадцать захолов в районе озера
Вилье они подчистую уложили батальон
немецкой пехоты, искромеали десять не-
мецких броневиков, перебили много пу-
шек.

Или лаконично:

—- Четыре штурмовика, веломые капи-
таном Парамоповым, за два вылета уни-
чтожили на аэродроме города Старая Русса
31 фашистский самолет, подожгли анга-
ры и склады © горючим.

Однажды, возвращаясь из одной части,

похвалах, Ha этот раз настойчиво реко-
мендовал нам:

— Обязательно сходите к штурмови-
кам. 06 истребителях у нас книги напи-

ной авиации  тололенные труды изданы.
Штурмовики — дело новое,

мы заехали в авиасоелинение. Полковняк
Каличев, строгий и сдержанный в своих

саны и поэмы сложены. О бомбардитовоч-

важное, 6

льюшина

большими перопективами, & 6 них Поз
ничего не напечатано.

Был погожий зимний день. Воентехник
1-го ранга Тимофеев — нали гид по аэро-
дрому,— похлопывая 10 крылу массивной
уашины и не скрывая своего восхищения
ею, © под’емом говорил:

Это тигр! Тирго неожиданно и бее-
шумно из тростника или из-за бугра пв=
являетея перед человеком — и смерть т9=
му, Ето вотретится с тягром. Так вот и
эта мапгина. Она — тигр, Недаром немцы
прозвали наши <ИЛЫ» «черной емертью».

Летчики, командиры и воентехники ©
чувством уважения и  исчерпывающими
подробностями об’ясняют нам  исключи-
тельные качества самолета Ильюшина. В
их об’яенениях мы читаем любовь и при-
вязанноеть к машине, чуветво ‘благодар-
ности к человеку, создавшему ее.

Слушая 0б’яенения о боевых качествах
машины, мы © предметной  ощутитель-
ностью воспринимаем, как за 80 боевых
действий вот это небольшое подразделение
штурмовиков сумело Уничтожить
танков и бронемашин, около 500 автомо-
билей, более 60 орудий, перебить 3.000
немцев и ежечь на аэродромах врага
80 самолетов.

0 тиграх Ильюшина говорят на вееёх
фронтах, говорят, как о прекрасном боевом
оружии побед над немецкими захватчика-
ми. Й при этом всегда с большим уваже-
нием произносится имя создателя этой
машины, имя Сталинского лауреата. Героя
Социалистического Труда тов. Ильющина,

Л. КУДРЕВАТЫХ.

Мысли 0

Великая отечественная война, которую
ны воем против германского фашизма,
этом самого опасного врага, кажого ког-
да-либо имело человечество, еще  тесонеи
сплотила все народы, населяющие Cows
(оветских Социалистических Республик.

Русский народ, к которому я принадле-
KY, всегда отличался неутомимым интере-
м к науке, к культуре, искусству. Мы
торлимея своей наукой: она много дала
человеческой мысли. Мы гордимея своей
литературой: она создала героев, отметив-
ших своими великолепными образами все
развитие человеческого общества. Мы
гордимся своей музыкой и своей живо-
писью: они дали миру произведения не-
HOBTOPEMO силы и вошли в вокровиш-
ницу мировой культуры, как одни из са-
иых величайших драгоценностей. Сына-
Ma нашего народа являются Пушкин и
Jes Толстой. Чайковский и Глинка, Му-
соргский и Репин, Павлов и Сеченов, це-

лая плеяда замечательных деятелей нау-

кн и культуры. Мой народ породил Be-
ликих полководцев Суворова и Кутузова,
не раз бивавших врагов нашей родины,
проелавивших русское оружие и „возвели-
чивших героизм простого солдата. Нет

Bye ay

д. ШОСТАКОВИЧ

==

товелось претерпеть, какие бы тяжести
войны ни выпали на наши плечи, мы
pee перенесем, все переборем, все пре-
одолеем, но добъемся своего. Гордый рус-
ский народ, никогда не сдававшийся на
милость победителя, пройдет через все
бури и невзгоды сражений, и он побехит.

Народ-творец,  народ-созидатель, народ
хитрой смекалки и крепкой хватки рас-
сердилея и весь тений своего мудрого
ума и всепроникающего любопытетва по-
ставил на службу борьбе с врагом.
пстому на Hac, работниках искусства,
людях нашего народа, им рожденных, 69-
гретых и выращенных, лежат обязанно-
ети, всю меру которых мы,
‘еше He осознали. Словом писателя и
публициста, горячим, как расплавленный
металл, острым, как палаш воина, мет-
ким. как выстрел снайпера; картиной ху-
дожника, искренней и правдивой, как
может быть правдива совесть честного
сына народа, и красивой, как бывает
\ красива молодость; мелодиями композито-

буквально ни одной области культуры, ра, чистыми, как чиста душа наших
науки, вовнного дела, в которую бы наш людей, выросших на понятиях чести и
народ не влисал свои славные страницы   благородства, — всеми средствами, доступ-
и не подарил бы людям величественных   ными художнику, должны мы поднимать
памятников. в нашем народе дух веры в торжество

Кровавая война, навязанная нам совре- его дела, будить его силы, cy ele Ha
менными. гуннами — немецкими фанги-  подвиги ратные и подвиги рух Е
стами  полняла в нашем народе не Необходимейший залог успехов все

только тнев и ненависть к захватчикам.
Она вызвала в нем прибой творческой
активности и зажгла пламень дерзновен-
ной мысли. Не знает страха В борьбе
наш народ. Тысячи героев идут Ha бой
за свою родину и, не Wala жизни своей,
дерутся с отвагой и бесстрашием, пора-
жающими весь мир. На фронте, на пе-
редовых позициях и в тылу люди наше-
го отечества проявляют не только вели-
чайшую нравственную стойкость, муже-
ство и самоотверженнюсть,
силу творческого духа,
ши. И эта их сила рождает уверенность
в том, что, какие бы испытания нам ни

<

но и отромпую т
созидательной мо- хое прозябание. Умирает художник, ког-

нае, ‘деятелей искусств, работников ма-
лых и больших, известных и неизвест-
ных B TOM, чтобы держать” кровную
связь со своим народом. Не может ху-
дожник создать значительного произведе-
ния, если он оторван от своего наро-
да,  отоиживается, ушел от грозных
событий дня. Художник, оторванный от
народа, от его помыслов и чаяний, на-
дежл и устремлений, ушедший от суро-
вых фактов войны, неизбежно обречен на
неудачу, Ha творческий застой, на TH-

да он замыкается в себе, в своем узком

домашнем мирке.

WCKYCCI

возможно,
и.

BE

Великие мастера культуры, чьи имена
мы чтим и чей облик всегла был для нас
книгой поучений и великих откровений,
отличались тем, что знали свой народ,
делили с ним горе и радость, вслушива-
лись в его жизнь, вместе с ним боролись
и веегла в первых рядах. И они, эти
мастера слова и кисти, музыки и теат-
ральноге образа, любили свой народ,
страдали ето муками, плакали его слеза-
ми, волновались ето страстями, горели
его помыслами. Нет более замечательных
страниц у Пушкина, чем те, в которых
написано о любви K родине и народу.
 `Нет более красочных страниц у’ Гоголя и

И Толстого, Чехова и Туртенева, чем те,

где говорится 0б их соотечественниках, 0
русской земле, о русских людях, © рус-
ском народе. Творчество великого русско-
го композитора Глинки, этого скромней-
  шего из всех великих композиторов, бы-
‘10 до такой степени связано с творчест-
‘вом народа, что он даже сказал, что
«Создаем не мы, создает народ; мы толь-
ко записываем и афанжируем». Великий
лирик и мастер музыкального письма этим
самым подчеркивал свою связь с русеким
народом и его богатейшим творчеством.
Но эта связь He означает простого

народных тем и там нет заимствования
русской народной песни, но это глубоко
национальные произведения, и так Boc-
принимаем их все мы. Неутомимо учить-

1ся у народа, жадно ловить все, что 093-

дается им, быть достойным того времени,
в которое нам, художникам, довелось
жить, в этом — наша задача.
Война — большая. я бы сказал, тене-
ральная проверка для наших художников,
музыкантов, литераторов, ученых. Толь-
KO сильные духом и мужественные серл-
пем могут выйти из этой проверки е че-
стью и добрым именем. Война возложила
на кажлого из нас великую миссию. Нет

заимствования художником созданного в р

народе. Для композитора, например, она HOW концертный сезон. Hamm музыкан-
не означает простого использования ты-исполнители глубоким пониманием
фольклора, Произведения Чайковского, исполняемых произведении попрежнему
ero 6-49 симфония, балеты «Спящая кра- радуют нас, композиторов. Жално *поее-
савица», «Иебединое озеро», «Щелкун- щает вонцерты И спектакли наи  взыс-
чик» не содержат в себе в сущности кательный советскии слушатель.

и не может быть сейчас
стране граждан, которые стояли бы в
стороне от великой схватки. Вее для
фронта, pee для победы! — это л0-
 зунг мужчин и лозунг женщин. Самоот-
верженноеть рабочего, трудолюбие кол-
хозника, пытливоеть ученого, емелость
конструктора, лирика поэта, творческий
полет композитора — все должно быть
посвящено и отдано без остатка, до пое-
леднего мазка, нашей святой цели, кото-
рой мы живем и дышим, — нашей победе.

Будущий историк наших дней отметит
олно обстоятельство, В стране, ведущей
борьбу co смертельным врагом, бъющейся
на земле, в воздухе и на воле за свою
свободу и независимость, напрягающей
трудовые усилия всех своих граждан, не
притихла и не замерла жизнь науки, ие-
кусства, культуры. Налтротив, патриоти-
ческий под’ем, охвативший народы Co-
ветского Союза, отетаивающие свою сво-
болную жизнь  явилея замечательной
почвой, на которой произрастают в дни
войны вое новые и новые достижения
искусства. Наши театры работают много
и напряженно и ставят новые ньесы, и
разрабатывают новые образы, и будят в
народе чувства благородные и героические.
На ряду е постановкой новых произведе-
ний внимательно и тщательно разраба-
тыватются величайшие творения мирового
искусства прошлого. Наши филармонии e¢
огромным успехом проводят свой очеред-

Это замечательный для нае и страш-
ный для гитлеров и геббельсов факт. Мы
можем заявить миру в эти дни кровавых
сражений и неумолчного тула орудий: в
осажденном Ленинграде не умолкает му-
зыка! Искусство, которое в друтой етра-
не в такую пору отопло бы в сторону,
приютилось бы под сенью «тыловой ти-
шины», у нас стало оружием, ‘разящим
врага. Люди наших городов-героев, горо-
дов-крепостей, напгих сел и деревень
черпают во вдохновенных звуках симфо-
ний и песен, маршей и ораторий лушев-

пую стойкость для борьбы. Великое удов-

великую  ответотвенность возлагает все
это Ha Hat.

Композиторы за время отечественной
войны создали целый ряд интересных
произведений. Композиторы знают, чт
каждое новое сочинение, если оно напи-
caHo рукой человека, любящего свою ро-
лину и нашедшего краски для выраже-
ния своих мыслей, эм — залп по врагу.
Горячо любя друг друга, мы в Te же
время строго взыскиваем один с другого.
Огромне ботатство жанров в нашей му-
зыке — мы пишем сейчас все, начиная
от маленькой песни и кончая большими
полотнами оперном и симфонического
творчества. Полезную службу служит
сейчас советское. музыкальное искусетво
стране, и это не может не радовать каж-
дого из нае.

Задача нашего музыкального искусет-
ва состоит в том, чтобы создавать произ-
ведения, посвященные, сегодняшнему дню,
его великим событиям. Они, эти произ-
ведения, должны быть злободневны, ост-
ры и захватывающи. Ho злободневность
темы никак не означает, что можню ени-
зить требования к художественной цель-
ности произведения. Все актуальное долж-
но быть талантливо. Мы должны, кроме
того, создавать на ряду с небольшими ве-
щами монументальные творения, большие
по маслитабам и величественные по бодер-
жанию. Нам надо учиться у великих ху-
дожников прошлого TOMY, Kak служить
народу в толины его испытаний, и слу-
жить ему, как служили эти художники.

Сделано нами немало полезного, но
предстоит сделать неизмеримо больше и
лучше. Мы слишком дорожим своим бу-
дущим, чтобы останавливаться на до-
стигнутом. Одно великого писателя как-
та спросили: «Какое свое сочинение вы
считаете самым лучшим?» На этот воп-
рое последовал ответ: «Я его еще не на-
писал». Пусть мы будем вечно неудов-
летворенными своими, пусть даже боль-
шими, успехами. Это лучше, чем зазнай-
ство и самоуспокоение. Для нас наши
удачи только толчок к новым доетижени-
ям, к еще более упорпому труду, к но-
вым творческим взлетам.

Мы, советские музыканты, — упор-

летворение должны принести нам, совет-: ные искатели нового стиля. Мы должны

в нашей ским композиторам, такие факты, но и итти вперед и внеред, неутомимо совер-

шенствоваться, ни на минуту не оста-
навливаясь, ни на минуту не забывая,
чт6 наше искусство служит нашему на-
роду, оно ему необходимо, оно служит
одним из его орудий в борьбе © врагом
и помогает ковать победу.

Мы пользуемся отромной поллержкой
государства, мы окружены ‘заботой и лю-
бовью правительства и народа. Мы лолж-
ны оправдать доверие, оказываемое нам,
и надежды, возлагаемые на нае.—Вперех,
к новым берегам, — говорил великий руе-
ский композитор Муесоргекий. Вперед, в
побеле, — вот лозунг советских музыкан-
тов — наследников и продолжателей вели-
ких традиций мировой музыкальной кулБ-
туры.

Пушкин в cBoeM произведении «Мо-
царт и Сальери» приписывает Монарту
следующую мысль: «Гений и злодейство—
две вещи нёсовместные». Эта мысль. при=
ходит мне на память, котда я думаю ©
судьбах бвоветекой культуры, еоветекого
искусства, советской музыки. Наше ие-
KYCCTBO вооруженю самыми гуманистиче-
скими и передовыми идеями. Ha знаме-
нах нашего искусства налисаны слова,
проникнутые горячей любовью к отечеет-
ву, горячей верой в гуманизм, разум,
свет. Эти благородные идеи, воолушевля-
ющие во все периоды истории все мысля-
щее человечество, помогут создать нам
произведения, которые достойно отражали
бы нашу эпоху.

Война, которуто мы ведем против питлетиз=
ма, это война гуманизма против человеконез
навистничества, культуры против Bappap-
ства, света против тьмы, справедливости про-
тив вероломства и лжи. Все эти великие
и высокие понятия овладевают думами
советеких людей, в том числе и тех, ко-
торые избрали своим жизненным попри-
щем служение искусству, и они много и
напряженно работают во славу своей ро-
дины. Работа эта у нас спорится — ее
отзвуки мы слышим в гуле артиллерий-
ской музыки, сопровождающей наетупле-
ние наших батальонов, ее отблески мы
видим Ha земле, отнятой у врага и в03-
вращенной нашей родине. И этот труд,
труд рабочего и крестьянина, инженера и
художника, учителя и композитора, по-
множенный на отвагу и мужество война,
принесет нам победу.